Характеристика Василисы из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, - жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев - мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное». Но на самом деле все это лицемерие - он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...» - говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, маслина в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно-никакого толку не будет... как ты есть - так и останешься...» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», -говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и з конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и одним этим ударом убил его, сам не желая этого. Василиса добилась своего, более того, она внушила Hafaiue мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса- вывернется! Она- хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

Василиса - персонаж пьесы Горького «На дне»; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла . Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Костылев догадывается о похождениях жены и все время хочет застать ее у Васьки, но безрезультатно. Васька, в свою очередь, влюблен в младшую сестру Василисы - Наташу . Он мечтает уехать с ней куда-нибудь подальше, например, в Сибирь и построить там новую жизнь. Наташа на его ухаживания отвечает холодно, так как знает об их отношениях с Василисой.

Василиса сестру недолюбливает. От зависти и злости она постоянно на нее бросается с кулаками. Доходит даже до того, что она обливает ее кипятком. Пепел Василисе дает следующую характеристику: «…души в тебе нет, баба… В женщине - душа должна быть…» В конце произведения она все-таки добивается своего. Васька в порыве убивает напавшего на него Костылева.

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения,
доверия. Скорее предательство и ложь главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал
свой знаменитый роман «Лолита». А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти «мертв». За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.
Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого
молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.

С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название - муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или «выкинуть» вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: «Зверь! Хвастаешься зверством своим?» Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее «плохим человеком». А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся «грязная работа» висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.

Василису и Ваську забирают в полицейский участок…
После этого за застольем Настя размышляет: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…»

Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких «отрицательных» героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!

Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и ораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

Меню статьи:

Произведение, принадлежащее перу русского писателя Максима Горького, не просто вошло в историю литературы, но и стало лауреатом Грибоедовской премии. Пьеса «На дне», краткое содержание по действиям бессмертного произведения – цель нашей статьи. Любопытно, что изначально Горький выбирал между несколькими вариантами названий для пьесы: «Без солнца», «На дне жизни», также писатель думал назвать текст «Ночлежкой» или «Дном». По совету представителя Серебряного века, писателя Леонида Андреева Горький остановился на названии «На дне».

Дорогие книголюбы! Предлагаем ознакомиться с Максима Горького, где автор обнажает суровую действительность минувших веков.

Широкой аудитории пьеса была представлена в 1902 году. Жанр произведения Горького – новаторский. Например, здесь отсутствует традиционный, привычный для драмы сюжет, а действие представляется через диалоги героев. Местом действия писатель избрал ночлежку, где ютились люди – представители социального дна.

Центральная идея «На дне» сосредотачивается в попытке ответить на вопрос о том, что лучше выбрать: истину или страдание. Кроме того, Горький задается вопросом, в чем человек больше нуждается. Писатель выносит множество тем, над которыми вынуждает поразмыслить читателя. Среди них: онтологическая неприкаянность человека и поиск места в жизни, проблема веры в людей, ложь во благо, умение человека самостоятельно менять условия своей жизни.

Главные герои «На дне»

Среди центральных персонажей, которые действуют в пьесе, Горький выделяет, в частности:

  • Михаила Костылева – 54-летнего мужчину, который держит ночлежный дом.
  • Василису – жену Михаила, которая также изменяла мужу с Васькой Пеплом; 26-летняя девушка.
  • Наташу – 20-летнюю сестру Василисы, которая часто терпела от нее побои; однажды, когда Василиса в очередной раз избила Наташу, та попала в больничную палату; с Наташей читатель прощается, когда после больницы героиня пропадает – неизвестно куда.
  • Ваську Пепла – 28-летнего юношу, промышлявшего воровством; однажды Васька задумывается над жизнью, стремясь измениться к лучшему; мать парня родила сына в тюрьме; Васька искренне желает стать мужем Наташи, избавиться от давления Василисы, ведь супруга хозяина ночлежки хотела, чтобы Пепел убил ее мужа.
  • Луку – 60-летнего путника, проповедующего ложь во благо (как говорит Горький, Лука – это приверженец «утешительной лжи»); герой мало говорит о себе.
  • Андрея Митрича Клеща – воплощение образа «рабочего человека»; это 40-летний мужчина, работающий слесарем, который мечтает, что когда-то вернется к нормальной жизни, которую когда-то вел; утратив работу, Клещ попадает в ночлежный дом; пожалуй, Андрей Митрич – это единственный персонаж пьесы, который не принял обстоятельства жизни; мужчина считает, что после смерти супруги вырвется из ночлежки и вернется к прежней жизни; Клещ не считает, что ему место среди других обитателей дома;
  • Бубнов – 45-летний картузника; мужчина убежден, что ни один человек на этой планете не способен иметь свое место; Бубнов не скрывает, что любит азартные игры и алкоголь; в ночлежный дом попадает после измены супруги, чтобы не натворить «греха».
  • Барон – 33-летний мужчины, который некогда вел жизнь аристократа; бывший дворянин, Барон распрощался с прежней жизнью; теперь мужчина живет с Настей.
  • Сатин – 40-летнего постоялец ночлежного дома; основная идея, которую «исповедует» Сатин, – убеждение в необходимости духовной свободы для каждого человека; в «прошлой», нормальной жизни Сатин – телеграфист; однажды Сатин отстоял честь сестры, но убил при этом человека: за этот проступок мужчину посадили в тюрьму, где тот провел почти 5 лет.
  • Актер – образа, который воплощает разнузданную жизнь творческой богемы; Актер злоупотребляет спиртным, придерживается пессимистического мировоззрения, считая, что жизнь невозможно изменить; в результате, Актер сводит счеты с жизнью; псевдоним Актера – Сверчков-Заволжский; нынешняя жизнь персонажа погружена в воспоминания о былом, о высоком; Актер – герой с тонкой душевной организацией; читателю известно также, что Актер утратил имя и репутацию.

Этот список демонстрирует центральный персонажей произведения Максима Горького.

Герои второго плана

  • Абрама Медведева – 50-летнего полицейского, который приходится Наташе и Василисе дядей;
  • Абрам – приверженец дисциплины и нормативного поведения человека, считающий, что людям надлежит выбирать смирное поведение.
  • Анны – супруги Андрея Митрича; это 30-летняя женщина, которая отличается добросердечностью, спокойствием; в итоге, несчастная Анна умирает в ночлежном доме.
  • Алешки – 20-летнего паренька, работающего сапожником.
  • Кривого Зоба и его приятеля по кличке «Татарин» – мужчин-крючников (наемных рабочих, которые исполняли работу по перемещению грузов).
  • Настя – сожительницы Барона; 24-летней девушки, занимающейся проституцией, которая, между тем, лелеет мечты об истинной и чистой любви. Профессия, которую выбрала для себя девушка, мало соответствует натуре самой Насти. Проститутка привыкла быть утехой для огромного количества совершенно незнакомых ей мужчин. При этом Настя не «слилась» со своей профессией и не разочаровалась в представителях сильного пола. Девушка мечтает о большой чистой любви.
  • Квашни – 40-летней женщины, промышляющей торговлей пельменями.

Также в пьесе присутствуют фигуры босяков, нищих, которым принадлежат несущественные реплики.

Краткое изложение событий пьесы «На дне» по действиям

Первый акт

Ранняя весна. Воображение читателя сконцентрировано на месте действия – ночлежном доме. Горький описывает ночлежку местом, имеющим сходство с пещерой. На сцене – Клещ, который занят подбором ключей, подходящих дряхлым замкам. Около мужчины лежат небольшая наковальня и тиски – инструменты, которыми герой зарабатывает на жизнь. По центру сцены располагается стол, неопрятный и грязный. За столом сидят Квашня и обедающий Барон. Также рядом с героями расположилась Настя, читающая старую, ветхую книгу.

Дорогие любители творчества Максима Горького. Предлагаем ознакомиться с

Импровизированную «столовую» от других помещений ночлежки отделяет такая же грязная занавеска. За этой перегородкой находится кровать. Из «комнаты» с кроватью слышен кашель Анны.

Также в ночлежном доме расположена печь, которую занял Актер, и нары, где Бубнов занят шитьем кепки.

Свобода дорога женщине. Поэтому героиня причитает, что ухажеры только докучают ей. С Квашней не согласен Клещ, утверждающий, что героиня лжет. На самом деле, уверен Андрей Митрич, Квашня, не думая, согласится стать супругой Медведева, только тот не предлагает этого. Между тем, Квашня замечает, что Медведев жестоко обращается с женой, избивая женщину до полусмерти.

Читатель и зритель узнают, что за книгу читает Настя: выхватив из рук девушки книгу, Барон демонстрирует обложку – «Роковая любовь». Название смешит мужчину. Анна – больная женщина, находящаяся на пороге смерти, – жалуется на крики и ругань. Героиня просит спокойной смерти. Впрочем, Андрея Митрича злит умирающая жена. У Квашни, напротив, Анна вызывает сочувствие: героиня даже угощает женщину горячими пельменями. Анна же не есть пельмени, отдавая угощение супругу. Лука, который единственный успокаивает больную женщину, кажется Анне добрым и мягким, походим на отца.

Диалог продолжается, только теперь беседа ведется между Сатиным, Бубновым, Актером, а также Клещом. Герои рассказывают о том, какой была их прошлая жизнь. Сатин, например, считает, что прежде вел жизнь культурного человека. Бывшая профессия Бубнова – мастер по выделке шкур. Оказывается, когда-то мужчина владел собственной конторой, где и работал скорняком. Для Актера главной ценностью в жизни является обладание талантом, а не получение образования.

На сцену выходит Костылев: мужчина ищет супругу. В попытке разыскать жену, герой идет к комнате Пепла. Комнаты в ночлежном доме отделены тонкими перегородками, похожими на фанеру. Однако Пепел не помогает Костылеву, прогоняя героя. Здесь читатель понимает, что Василиса – жена Михаила Костылева, изменяет мужу с Пеплом. Михаил уверен, что между Василисой и Пеплом существует связь, что они совершают прелюбодеяние. Но доказать Костылев этого не может, потому что никогда не видел жену и Ваську вдвоем в спальне.

Пепел занимает денег Сатину. Это становится для писателя предлогом для философского размышления о роли и значении денег. Это размышление Горький вложил в уста Сатина. Героя интересует проблема работы и призвания, денег и свободы. Жизнь доставляет удовольствие в том случае, если труд приходится человеку по душе. Если же трудиться приходиться из обязанности, то жизнь похожа на каторгу или рабство.

Сатин с Актером оставляют сцену, куда выходит Наташа. Девушку сопровождает новенький, пришедший в ночлежный дом. Мужчину зовут Лука. Пепел выказывает к Наташе симпатию: видно, что герой влюблен в девушку и демонстрирует чувства, заигрывая с Наташей. Однако та не принимает знаков внимания Пепла.

Алешка, который уже выпил, появляется на сцене. Юноша выказывает недоумение, почему его не принимает ни одна компания. Алешка не считает, что он хуже, чем другие, поэтому удивляется и расстраивается из-за одиночества.

Клещ уверен, что вскоре покинет ночлежный дом. Здесь мужчину держит только умирающая жена: как только скончается Анна, Клещ уйдет. Пепел считает, что надежды приятеля тщетны. Андрей Митрич явно отделяет себя от остальных «постояльцев» ночлежки. Пепел же не согласен с таким разделением, считая, что Клещ не лучше и не хуже любого другого человека в ночлежном доме. Барон вместе с Пеплом покидают сцену.

Появившаяся на сцене Василиса бранится на Алешку, который уже довольно сильно пьян. Остальные «постояльцы» ночлежки тоже вызывают недовольство девушки. Василиса спрашивает, общалась ли Наташа с Пеплом, после чего покидает сцену.

Из сеней слышатся крики и шум: Василиса избивает младшую сестру. Драку стараются прекратить Бубнов, а также дядя девушек и прибежавшая Квашня.

Второй акт

Место действия не изменилось. Кое-кто из персонажей играет в карты за столом. Внимание на игре также сосредоточили Актер вместе с Клещом. Партия в шашки разыгрывается Медведевым и Бубновым. Лука проводит время, около Анны. Женщина сетует на обстоятельства жизни, жалуясь на то, что приходится переживать. Лука старается успокоить Анну. Муж обходился с женщиной жестоко, унижая и избивая Анну. Клещ – жадный человек. Супругу Андрей Митрич морил голодом и заставлял ходить в лохмотьях. Старый мужчина говорит Анне, что после смерти ее ожидает лучшая жизнь, отдых, покой, отсутствие болезней.

Актер желает вспомнить профессию и прочесть несколько стихов для Луки, однако забывает слова стихов. Тогда герой отчаивается, понимая, что все хорошее и значительное в его жизни уже произошло. Талант же Актер пропил. Лука обнадеживает Актера, объясняя, что существуют специальные больницы, в которых излечивают от пьянства. Вот только город, где находятся эти лечебницы Лука не помнит. Старец советует Актеру отказаться от алкоголя, перетерпеть «ломку». По мнению Луки, человек способен на все: то, что человек получает, зависит только от вкладываемых усилий.

На сцене появляется Пепел. Герой угрюм и меланхоличен. Пепел заводит разговор с дядей Василисы и Наташи – Медведевым, интересуясь, насколько сильно пострадала Наташа от рук сестры. Медведев, между тем, медлит с ответом, считая, что это внутрисемейные дела. Тогда Василий грозится доложить в полицейское управление о проделках хозяина ночлежки с супругой. Костылев уговорил Пепла украсть некоторые вещи и после – продать ворованное.

Лука старается разнять спорщиков. Василий говорит, что Лука лжет, что все будет хорошо, интересуясь о причинах этой лжи. Старец считает, что поиски правды – напрасное занятие. Вместо этого пустого дела Пеплу следует пойти на золотые прииски в Сибирь, потому что там Василий сможет начать жизнь заново.

На сцену выходит Василиса, которая вступает в беседу с Пеплом. Юноша говорит, что не любит девушку, что та надоела ему, потому что пуста изнутри. Василиса желает мужу смерти, подбивая Ваську убить Костылева. Плата за убийство – Наташа, на которой Пепел давно мечтал жениться. Однако Лука рекомендует Пеплу не принимать предложение Василисы, а просто уйти отсюда вместе с Наташей. Здесь на сцене появляется хозяин ночлежки, стремясь подраться с Василием. Лука не дает мужчинам ссориться.

Один из постояльцев ночлежки заглядывает за занавеску, отделяющую «комнатку» Анны: женщина мертва. Присутствующие идут к ложу несчастной. Смерть Анны не вызвала никаких эмоций. Бубнов цинично заявил: смерть Анны – к лучшему, так как теперь кашель женщины не будет тревожить ночью.

Третий акт

Читатель и зритель попадают на «пустырь». Пустырем автор называет двор ночлежного дома, который порос зарослями и кустарником. Здесь читатель становится свидетелем истории любви Насти. Девушку любил студент. История девушки смешит Барона и Бубнова, которые не верят в то, что Настя действительно переживала настоящие, глубокие чувства. Барон замечает, что имя студента каждый раз меняется в истории Насти. Издевки мужчин приводят девушку в отчаянье, Настя расстраивается и плачет.

Лука снова приходит на помощь. Старец говорит Насте, что та и правда ощущала чувства любви, если верит в это. То, что Барон издевается над девушкой, по мнению Луки, свидетельствует лишь о том, что мужчина не знал настоящей любви, а потому сомневается в том, что такие чувства существуют.

Позиция Луки вынуждает «постояльцев» ночлежного дома подумать о том, что такое правда и ложь. Наташа высказывает мнение, что люди создают образы, придумывают жизнь, о которой мечтают. Также придумываются люди, особенные ситуации, события, которые хочется пережить. Между тем, девушка не знает, чего хочет и чего конкретно ждет. Корень этого выдумывания желанной жизни – несчастье, царящее в обществе.

Позиция Бубнова отличается от мнения Наташи. Герой считает, что не стоит тешить себя иллюзиями. Правильный путь – это путь правды, не важно, насколько при этом эта правда жестока. К мыслям Бубнова близок и Андрей Митрич, которому свойственна ненависть к людям. Высказав свои мысли о правде и лжи, Клещ уходит со сцены.

Затем к беседе присоединяется Пепел. Герой интересуется у Луки, для чего тот говорить людям неправду. Лука обнадеживает всех «постояльцев» ночлежки, убеждая людей в том, что существует некое светлое будущее. Василию интересно, для чего мужчина говорит так, ведь, скорее всего, никакого светлого будущего нет. Лука же говорит, что правда не всегда является лекарством для души, поэтому порой стоит прибегнуть ко лжи во благо. Ложь утешает человека в тяжелых ситуациях. Старец также собирается уходить из ночлежного дома.

Василий признается в любви к Наташе, упрашивая девушку бежать вместе из ночлежного дома. Пепел говорит, что если Наташа согласиться, то он больше не станет заниматься воровством. Пепел стремится оставить эту жизнь, желая начать все с чистого листа. Цель юноши – достичь уважения к себе. Наташа думает и сомневается. Причина – в недоверии Пеплу. Однако, после некоторых колебаний, девушка все же доверяется Ваське.

На сцене появляются Костылев и Василиса, которая знала о беседе Василия и Наташи. Василиса стремиться затеять ссору, вовлекая Пепла и супруга в распри. Луке снова удается спасти ситуацию: старец сумел удержать Пепла от драки.

Хозяин ночлежки и Пепел разговаривают. Костылев убежден, что существуют некие правила, которые человеку следует соблюдать. Добропорядочные люди, например, ходят с паспортами. Лука не скрывает своих мыслей и открыто высказывается в беседе с Костылевым. Старец уверен, что мужчине следует подумать над взглядами на жизнь, чтобы изменить себя к лучшему. Но Костылев не сможет этого сделать, так как для любых изменений нужна почва, а Михаил уже слишком испорчен для перемен. После этого разговора «постояльцы» гонят Луку прочь из ночлежного дома. Старик говорит, что ночью покинет ночлежку.

Совет Бубнова: главное – подобрать правильное время для того, чтобы уйти. С этим принципом связана история героя. Когда жена изменила Бубнову, тот ушел в ночлежку, чтобы не убить супругу от злости и ревности.

Сатин с Актером, в порыве спора, оказываются в подвале. Сатин высказывает сомнения по поводу того, что Актер когда-нибудь сможет вырваться из «дна». Мужчина интересуется словами, которые Актер услышал от Луки. Здесь читатель узнает также об истории Сатина. Оказывается, что герой попал на «дно», защищая сестру. Когда честь сестры оказалась задетой, Сатин в порыве гнева убил обидчика. За убийство герой сел в тюрьму, которая закрыла для мужчины двери в приличное общество.

Похороны Анны вытащили из кармана Андрея Митрича последние средства: Клещ даже продал весь инструментарий. Теперь герой не знает, как зарабатывать на жизнь.

Из помещения, занимаемого Костылевым, слышатся крики. «Постояльцы» бегут на звуки драки: Василиса снова зверски избивает Наташу. Сатин вместе с Актером пытаются разобраться в ситуации. В шуме и суете слышны лишь оборванные реплики и возгласы, которые дают понять, что жители ночлежного дома разнимают драку сестер.

Наташа сильно искалечена сестрой: Василиса облила ноги девушки кипятком и избила. С помощью Квашни и Насти раненая Наташа попадает в больницу. За девушками следуют «постояльцы» ночлежного дома, а также Василиса с супругом. Васька, увидевший возлюбленную, бьет хозяина ночлежки. Костылев от неожиданности и силы удара падает на землю. Слышны крики Василисы о том, что супруг убит. При этом Василий, на которого указала девушка – как на убийцу мужа, признается, что Василиса предлагала убить мужа в обмен на сестру.

Наташа, охваченная истерикой, называет Пепла предателем и считает, что юноша сговорился с сестрой. Почти без чувств, девушка желает быть увезенной в тюремную камеру.

Четвертый акт

Итак – снова начало весны. Действие происходит в подвале ночлежного дома. На сцене находится стол, за которым расположились Андрей Митрич, Настя с Бароном, и Сатин. Угол, который раньше занимал Василий Пепел (теперь комната не огорожена, так как дощечки-перегородки убраны), теперь занимает Татарин.

«Постояльцы» охвачены воспоминаниями о Луке: старец незаметно покинул ночлежку, когда Пепел случайно убил Костылева, а Наташу увезли в больницу. Настя уверена, что только Лука осознавал и понимал происходящее, видя людей насквозь. «Постояльцев» ночлежки Лука не зря окрестил «ржавчиной». Андрей Митрич поддерживает позицию девушки, считая Луку добродушным, сострадательным, хорошим стариком. По мнению Татарина, Лука придерживался «золотого правила морали» в жизни.

Сатин, напротив, не питал симпатии к Луке. Герой считает, что старец только потчевал «постояльцев» ночлежного дома иллюзиями, и к тому же отличался бесхарактерностью и мягкотелостью. С Сатиным соглашается Барон, для которого Лука – пройдоха, лжец, шарлатан.


Насте не нравится находится в компании Барона, Сатина и других «постояльцев» ночлежки. Девушка желает покинуть «дно», противных ей людей, жизнь, которая вынуждает зарабатывать на жизнь проституцией. Настю привлекает «край света» как символ жизни с чистого листа. Барон издевается и смеется над любовницей, подначивая девушку предложениями уехать на «край света» вместе с Актером, который тоже постоянно порывается покинуть «дно».

Андрей Митрич, продолжая размышления о Луке, подчеркнул, что старец указал на цель, но не показал путь к этой цели. Лука, признает Клещ, был сторонником скорее лжи, чем правды, что логично, потому что жизнь и без правды невыносима, а с правдой – подавно.

Сатина раздражают беседы о Луке. Мужчина злится и просит прекратить разговаривать о старце. Сатина привлекает правда, а ложь вызывает у героя гнев. Мужчина считает, что Лука жалел людей, потому и говорил и ложь, вводя в иллюзию. По мнению Сатина, ложь и жалость – не самые лучшие друзья человека. Однако позиция Сатина исходила из специфики влияния рассуждений Луки на образ мира героя: этот образ из-за речей Луки рассыпался в прах. Сатину это не нравилось.

В поле внимания «постояльцев» попадает и смерть Костылева. Наташа, которая была свидетельницей убийства хозяина ночлежного двора, пропала, выйдя из больницы. Василиса же – проворная и хитрая девушка – сумеет выйти сухой из воды. Пепел же, без сомнений, попадет или в тюрьму, или и вовсе на каторжные работы.

Разговор заходит в размышления о смысле жизни. Сатин убежден, что люди достойны уважения. Каким бы ни был человек, нельзя оскорблять, унижать достоинство человека, обижать или жалеть. Жалость и уважение – не совместимы. Барон, который когда-то вел жизнь аристократа, признается, что все хорошее он уже пережил, а нынешняя жизнь для него больше похожа на сон, чем на реальность. Смысла жизни Барон давно не видит. Спрыгнув с печи, Актер внезапно покидает подвал.

На сцене появляются Бубнов в компании Медведева. За героями следуют и остальные «постояльцы» «дна». Обитатели ночлежного дома обустраиваю место для сна, другие – поют песни. Вдруг в подвале раздается крик Барона: Актер покончил с собой – повесился. Сатин жалуется, что из-за криков Барона песня испорчена.

Пьеса Горького – неоднозначна. «На дне» угнетает социальными проблемами, которые оголяет произведение. Пьесу некоторое время запрещали ставить на сцене, а если и разрешали играть, то с купюрами.

Таким образом, краткая характеристика содержания пьесы «На дне» по действиям, персонажам, помогает лучше понять замысел автора, раскрыть глубинный смысл произведения Горького.

В начале ХХ века Российская империя переживала непростое время. Вера в старые ценности постепенно угасала. Люди не искали правды ни у царя, ни у Бога. И светская, и церковная власть неуклонно теряла свой авторитет в глазах народа. Трагедия же заключалась в том, что на смену старым идеалам новые ценности ещё не пришли. Жители империи уже успели понять, что прошлое не способно удовлетворить их потребности. Что же должно стать новым ориентиром, никто не понимает.

Именно такое отчаявшееся общество изобразил Горький. Герои пьесы представляют, своего рода, Россию в миниатюре. Здесь читатель видит и разорившегося дворянина, которого все называют Бароном, и Актёра, погубившего свою жизнь алкоголем. Есть в ночлежке и труженики, наподобие Клеща, не утратившие веру в лучшее и надежду на то, что своим трудом можно выбраться даже с такого дна. Старец Лука становится символом людской надежды.

Тем не менее, в конце пьесы вера в грядущее счастье рушится окончательно. После ухода Луки всё возвращается на круги своя, а затем становится ещё хуже. Обитатели «дна» по-прежнему на своём месте. В выигрыше остаётся только Василиса Карповна. Вполне очевидно, что автор хотел донести до читателя мысль о том, что время кардинальных перемен ещё не настало. Кровавое воскресенье 1905 года полностью подтвердило эту мысль.

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.