Александр пушкинмедный всадник. Варварские тексты: Пушкин Александр Сергеевич

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Вступление


На берегу пустынных волн
Стоял он , дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно ,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса .
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…

Вечное море.
Художник-акврелист Темерев Сергей / Sergey Temerev (Россия, 1963)

Облака плывут, как льдинки, льдинки

В ярких водах голубой реки.

Анна Ахматова.

Облака над жемчужными водами залива


Молитва морю.

Солнце и звезды в твоей глубине,

Солнце и звезды вверху, на просторе.

Вечное море,

Дай мне и солнцу и звездам отдаться вдвойне.

Сумрак ночей и улыбку зари

Дай отразить в успокоенном взоре.

Вечное море,

Детское горе мое усыпи, залечи, раствори.

Влей в это сердце живую струю,

Дай отдохнуть от терпения — в споре.

Вечное море,

В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!

Марина Цветаева.


Пылающий огонь заката


Сияние грядущего дождя

Движение грозы

Море в Сперлонге






Облака, готовые пролиться дождем




Море


Под сводом сияющих небес


Над морской равниной до сих пор тишина




Три состояния неба


Огонь заката


Свет и тени облачного парада



Легкий ветер






Небо над Невой

Ну кто, как не Пушкин лучше скажет о прекрасных питерских работах художника? Конечно он, Александр Сергеевич!

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный...

____________


Пушкин А.С. "Медный всадник", 1833


Силуэты и свет Санкт-Петербурга.

Течение Невы, движение в небесах


Вечер синий и брызги золотого света реки Фонтанки


Перед дождем на Невской набережной



___________

Основная деятельность Сергея Темерева - преподавательская, он доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л.Штиглица. Кроме того занимается архитектурным проектированием, дизайном интерьера. Образование - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР, архитектурный факультет; средняя художественная школа им. Б.В. Иогансона при институте им. И.Е.Репина АХ СССР. Акварели Сергея Темерева — это достойный подражания пример классической, даже академической, школы акварели. При этом он совершенно свободен в самовыражении. Каждый лист — результат проникновенного вдохновения, труда и радости.


"Я пишу акварелью... Важная вещь в большинстве моих работ - присутствие воды. Облака это или туман, морозная дымка или марево летнего дня, волны или пена на берегу... Чем я могу объяснить желание писать море - у моря я вырос, у моря живу и сейчас. Оно присутствовало в моей жизни всегда. Почему акварель? Бесконечность возможностей, одни из которых не сбылись, а другие стали новой акварелью. К фразе «Акварель для меня - испытание сил, азарт и отдых…» на главной странице моего сайта, добавить, кроме сказанного, ничего не хочется. Зрителями и покупателями моих работ являются те люди, которым фантазия, воображение, вкус дают возможность ценить акварель."

«….оград узор чугунный»

Неповторим архитектурный облик Петербурга- его ансамбли, набережные, мосты… В нем нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII-XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари, флагштоки… Четко просматриваемые на фоне фасадов зданий летом, в изморози- зимой, мерцающие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами, они придают городу особое очарование. Не случайно А.С. Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и «оград узор чугунный».

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

Вокруг Храма "Спаса на Крови", по проекту архитектора А.А. Парланда была создана полукруглая ограда, исполненная в 1903-1907 гг. на предприятии К. Винклера. Причудливый,красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для эпохи раннего модерна.

Звенья расположены между монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Нижняя часть столба облицована глазурованным кирпичом двух тонов (охра и киноварь). Ограда тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки.

Великолепная ограда органично вписалась в ансамбль Михайловского сада.

Наиболее известна решётка Летнего сада. Несмотря на свои размеры, она выглядит очень изящной, лёгкой и стройной.
О ней писала Анна Ахматова:
«Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград, ...»


фрагмент решётки Летнего сада.

Ограда Спасо-Преображенского собора
В 1832-1833 годах по проекту архитектора В. Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов вокруг собора сооружена ограда. Она состоит из 18- и 24-фунтовых трофейных бронзовых орудийных стволов общим количеством 102, выделенных в дар собору по повелению императора Николая I и установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом.

Стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые при сражении под Кулевчи установлены дулом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. На стволах сохранились вычеканенные гербы Оттоманской империи, а на некоторых из них - данные им имена: "Гнев аллаха", "Священный полумесяц", "Гром извергающий", "Дарю лишь смерть". Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка. Николай I ранее пожаловал их Польше для сооружения в Варшаве памятника королю польскому Владиславу III, одному из первых в Европе начавшему борьбу против турок в защиту славян. Но так как поляки во время мятежа 1831 года действовали этими орудиями против русских войск, а наши гвардейцы при штурме отняли их, Николай I подарил их полку, повелев поставить вокруг Преображенского всей гвардии собора.


Орёл, сидящий на стволе трофейного орудия.


Изображение, выбитое на трофейном орудии.

Решетка Дворца Малютки

Петербургская повесть
Происшествие, описанное в сей повести,
основано на истине. Подробности наводнения
заимствованы из тогдашних журналов.
Любопытные могут справиться с известием,
составленным В. Н. Берхом.

ВСТУПЛЕНИЕ

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно, 1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.