Анализ произведения «Очарованный странник» (Лесков). Анализ и структура «Очарованный странник»


Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный...» заключается в том, что оно раскрывает сущность героя. Очарованным странником является главный герой произведения. «Очарованный странник» - Иван Флягин. Слово странник подходит к Ивану по двум причинам: герой и правда всю свою жизнь посвятил странствованиям, он искал свое место в жизни, но так же он искал душевного равновесия, спокойствия, успокоения для своей души.

А очарован он любовью к жизни. Всю свою жизнь он странствовал и пытался найти свое предназначение.

Особенности композиции:

В повести есть как внешняя, так и внутренняя композиция. Внешняя композиция – это своего рода самостоятельность глав, в которых происходит действие повести, основной вид композиции – ретроспектива, то есть воспоминания о прошлом Кроме того можно отметить элементы кольцевой композиции и свободной. Первая заключается в том, что все события в произведении идут по кругу.

Внутренняя композиция характеризуется отражением процесса формирования личности данного героя, особенности эмоциональной характеристики.

Особенности сюжета «Очарованный странник»: сюжет в повести создается и показывается особым образом. Сюжет представляет собой как бы калейдоскоп истории «бусы, нанизанные на нитку». Критики говорят, что эти «бусы» вообще не связаны между собой, то есть являются отдельными моментами воспоминаний героя.

Автор в «Очарованном страннике» использует прием многосюжетности, что связано с особенностями жанра – это путешествие героя, который в пути оказывается в различных жизненных ситуациях. Каждая ситуация характеризует его как личность, раскрывает его внутренний мир для читателя. В произведении представлены следующие темы и проблемы: тема верности/измены своим убеждениям, тема нравственного выбора, тема свободы, тема Родины, тема греха и покаяния, тема святости. Одна из главных проблем - поиск смысла жизни, путь духовных исканий героя.

Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

>Сочинения по произведению Очарованный странник

Смысл названия повести

Как известно, каждый писатель приносит в литературный мир, свойственных ему по мировоззрению, героев. Так и Н. C. Лесков ввел в мир литературы былинных героев с нелегкой судьбой. Одним из таких героев является Иван Северьяныч Флягин . Этот герой с внешностью русского богатыря, прежде всего, стремится к духовному росту и совершенству. Он влюблен в жизнь, попросту очарован ею. Оттого и судьба такая - погибать много раз, но так и не погибнуть.

У Ивана удалой, залихватский характер. Он много путешествует, исследую все уголки родной страны. Эти странствия не проходят даром. Ему встречается множество людей, как хороших, так и плохих. Ему приходится сталкиваться с трудностями разного характера, но он все преодолевает и старается не идти против своей совести, хотя не всегда получается.

Название повести говорит само за себя. Главный герой очарован всем, что его окружает: природой, красивыми конями, голосом цыганки. В постоянных скитаниях кроется его широкая русская натура, требующая постоянного роста и развития. Изначально автор дал своему произведению другое название - «Черноземный Телемак». Однако со временем он понял, что это название не такое емкое и точное, как «Очарованный Странник».

Смысл слова «странник» очевиден. Иван Северьяныч, хоть и родился в Орловской губернии, но рано остался без матери и был отдан на кучерский двор. Там он пристрастился к лошадям и стал форейтором у одного барина. Так получилось, что он как-то забил кнутом монаха по дороге. Так поступал тогда любой форейтор с людьми, которые становились у него на пути. Но Ивана сильно затронула эта история, и монах не раз ему виделся с пророческими словами.

После этого отправился Иван в странствие, которое больше напоминало «хождение по мукам». Много испытаний выпало на его долю, в результате которых он оказался в конфликте не только с внешним миром, но и с самим собой. Однажды он боролся со степным богатырем ради красивого коня, затем пребывал в многолетнем татарском плену, испытал страстную любовь к цыганке с неземным голосом, по ее просьбе ее же и убил, отправился на войну и, наконец, поступил в монастырь. Именно жизнь в послушании ему показалась самой правильной. Она его вовсе не тяготила и открыла в нем дар пророчества.

Парадокс заключается в двойственности натуры «очарованного странника». С одной стороны, это был глубоко верующий человек, который старался жить по христианским обычаям. С другой стороны, это не всегда ему удавалось. Этот парадокс даже сам автор до конца не смог объяснить, но именно это противоречие привело Ивана к пониманию своего истинного предназначения. Таким образом, «очарованный странник» - это человек, призванный пройти и принять жизнь такой, какая она есть.

В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник». Уже из названия мы понимаем, что нас ждёт описание судьбы человека неординарного со сложным духовным складом.

Повесть представляет собой рассказ главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Автор воспроизводит манеру речи «черноземного Телемака», которая весьма своеобразна и колоритна. Да и весь он очень необычен; богатырь, похожий на Илью Муромца, в душе оказывается очень чистым и непосредственным, словно ребёнок. Он действительно очарованный странник. Всю свою жизнь скитается по земле, не ропща и не обижаясь на преследующие его несчастия и роковые стечения обстоятельств.

Отправной точкой странствий героя является то, что он – крепостной человек. Н.С.Лесков правдиво показывает бесправность этого слоя населения тогдашней России. Флягин – беглый крепостной сполна испил чашу бед и страданий. Но он не озлобился и через все испытания пронёс снисходительное, добродушное отношение к людям

Природа наделила Ивана врождённым чувством красоты. Он видит её во всём: в природе, в женщинах, в лошадях. Он очаровывается, забывает себя, когда видит чудесную лошадь – Дидону, также ведёт он себя, когда встречает красивую цыганку – Грушу. В такие моменты он словно попадает под колдовские чары и не владеет своими мыслями, чувствами, эмоциями. Впрочем, можно сказать, что Иван очаровывается вообще всем, что встречается на его пути.

В процессе путешествий герой постепенно взрослеет и его душа тоже меняется, он понимает и исследует эти изменения. Встречаясь по пути с новыми людьми, он заглядывает в тайные уголки их душ, анализирует и их состояние. Так он и идет по жизни, от события к событию, от одного человека к другому человеку.

Много совершает Иван Северьянович неосознанных противоречивых поступков. Это убийство монаха, спасение графа, помощь в самоубийстве Груши. Он и сам о себе говорит, что «…я многое даже не своею волею делал...». Опять мы сталкиваемся с каким-то колдовством и очарованием. Но герой встречает изменения в своей судьбе смиренно, потому что считает, что так должно быть, так предначертано.

Не случайно последним пристанищем его становится монастырь, ведь ещё до рождения мать пообещала его Богу. Да и вся повесть построена, как житие святых: детство героя, жизнеописание, искушения и борьба с ними. И хочется верить, что душа очарованного странника отыщет покой в обретении единства с Богом.

Вариант 2

Именно Н.С.Лесков ввел в литературу образ героя-праведника, настоящего русского богатыря, который обладает сложной и противоречивой судьбой. Главным героем является Иван Флягин. Автор сразу описывает его удалой и безудержный характер, он на самом деле влюблен в жизнь и во все, что происходит вокруг него. Каждый момент в его жизни становится ярким и запоминающимся, а главный герой становится настоящим отражением происходящим в его жизни.

Именно поэтому Флягин сотни раз попадает в ситуации близкие к смерти, но ни разу не умирает, а когда приходит настоящая смерть, то он становится божьим послушником – чернецом.

Его жизнь – это череда не только испытаний, но и постоянных странствий, он не может найти успокоения, постоянно меняет место жительство, но при этом и его душа не может найти покоя, она находится в постоянном поиске чего-то, не может усидеть на месте и остановится.

Но его постоянные скитания можно объяснить и внешними обстоятельствами, вызванными реалистичными причинами, которые он не может изменить самостоятельно. Его долгое путешествие с цыганом, обусловлено тем, что возвращаться в графский дом он не хочет, потому что там его в наказание ждет достаточно тяжелый и отчасти монотонный труд.

В Рынь-пески он бежит, чтобы скрыться от преследующих его правоохранительных органов, намеренных взыскать с него за убийство богатыря, по подобной причине он находит приют в монастыре, потому что деться было некуда.

Несмотря на происходящее, он очарован буквально каждым моментом собственной жизни. В этом и заключается противоречивость русской натуры, не знать, что будет происходить дальше, надеяться на обычное авось, но при этом радоваться каждому моменту, будь то очередное путешествие или обычный закат солнышка.

Именно поэтому, Лесков и дает произведению такое говорящее название «Очарованный странник». Он вынужден блуждать по свету, чтобы отыскать хоть какую-то истину, а самое главное успокоение для собственной души. Каждый раз восхищаясь очередной вещью, главный герой старается найти ответ на свой вопрос, но противоречивые чувства берут над ним верх, и он просто наслаждается происходящим.

Несколько интересных сочинений

    Я довольно разносторонняя личность, мне нравится читать книги, заниматься музыкой, учить иностранные языки, но больше всего я люблю рисовать. Рисование стало моим хобби с самого детства, мама часто вспоминает

  • Патриотизм в повести Тарас Бульба (7 класс, Гоголь) сочинение

    Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» является частью сборника «Миргород», но при этом заметно выделяется на фоне остальных произведений. Она относится к раннему творчеству писателя

  • Сочинение Примеры мужества из жизни

    Мы иногда видим по телевизору сюжеты о том, как кто-то совершает мужественный поступок или даже подвиг. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на моих глазах. Хотя и не назову поступок, свидетелем которому я стал

  • Анализ рассказа Бунина Лапти 7 класс

    В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой

  • Анализ произведения Айтматова Плаха

    Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Смысл названия повести Николая Лескова 8220 Очарованный странник 8221

Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков - писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” увлекательна именно тем, что ее главный герой, “черноземный Телемак”, Иван Северьяныч Флягин одолевает продолжительный и тяжкий путь становления личности, отыскивания правды и истины, опоры в жизни. Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.)

Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” - “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом.

Смысл слова “странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека, много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Вся жизнь человека – это большое путешествие от начала и до конца, от рождения и до смерти. Автор ведет своего героя от события к событию и доводит его “до последней житейской пристани – до монастыря”. Мне кажется, что слово “странник” в названии произведения содержит в себе оба значения.

Слово “очарованный” также имеет широкий смысл. Его значение связано с глаголом “очаровываться”. Герой повести откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Жизнь Флягина была очень сложной, много было в ней горя и трудностей, но он очарован самой жизнью, во всем замечает что-то хорошее.

Прилагательное “очарованный” можно также связать со словами “околдованный”, “оцепенение”. Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Наконец, “очарованный” можно сравнить со словом “чары”. Главный герой считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: “…я многое даже не своею волею делал…” Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.

Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьянычем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.

Значит, “хождения по мукам” попали в ранг трагедии нахождения дорог службе России. А Флягин, не ведающий об этом, стал зачинателем возвышенных моральных человеческих черт.

Как известно, название произведения несёт на себе большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит не только тему, но и главную идею или конфликт. Так и Н.С. Лесков вкладывает очень большой смысл в название своей повести о современном писателю Илье Муромце - «Очарованный странник».

Иван Северьянович Флягин… Он олицетворяет собой русский характер. Этот герой находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это широкая русская натура, требующая развития. Можно сказать, что в стремлении к духовному совершенству Флягин тыкается, как слепой котенок, в разные стороны. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет героя скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Так, на страницах книги перед читателем проходит не одна, а сотни жизней, выписанных тщательно и гениально, да к тому же совершенно простым языком.

Но дело в том, что особое мастерство автора заключается в том, что его герой – это не придуманный тип, а человек из народа. Его характер до мелочей правдив. Мы, читатели, переживая с Флягиным его скитания по земле, можем заметить закономерность в завитках его судьбы, можем отметить, что, к примеру, плен героя – явление не случайное, а закономерное. Таким образом Флягин расплачивается за убийство, которое он, хотя и не со зла, но совершил. А сам герой воспринимает все происходящее с ним как рок судьбы, бесчисленную череду событий, никак не связанных между собой.

Таким образом, Лесков не управляет мыслями героя, не «помогает» ему в понимании себя, не берет на себя роль невидимого голоса, объясняющего всё и вся. Герой сам, в меру своих возможностей, пытается понять закономерности жизни, а, вместе с этим, и смысл всеобщего бытия. Именно поэтому Ивана Северьяновича с уверенностью можно назвать странником по жизни, и странником именно зачарованным, то есть подверженным чарам.

В своей жизни герой проходит различные «испытанья»: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он пытается вырваться из-под чар судьбы, мечется. В нем кипит необузданная слепая сила, и Флягин не знает, как совладать с нею. Поэтому, например, он ни за что убивает монашка. И вот в финале повести мы видим этого героя в облике послушника. Здесь Флягин - моленый сын.

Возникает вопрос: «А за что ему монастырь?» Даже, скорее, не за что, а зачем? Но герой не думает, не размышляет, он чувствует. Чувствует до конца, без оглядки, без сомнений. Его сердце настолько искренне, что не поступить так, как оно велит, герой не может, да, наверное, и не умеет.

Всю жизнь Флягин погибал, а не погиб. Он по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Герой рвется из колеи, которая для него как бы проложена судьбой: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес...

- А когда же вы в монастырь пошли?
- Это недавно-с...
- И тоже призвание к этому почувствовали?
- М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с».

Вот она, ключевая фраза - «не знаю»!!! Флягин не знает, он чувствует, все он делает по наитию. Поэтому и считает себя зачарованным, так сказать «роковым», то есть подверженным року. А ведь по-другому и не могло быть. Ведь если человек даже не пытается уяснить, хотя бы для самого себя, цепь поступков, связь времен, он и все происходящее с ним будет воспринимать как чужую волю или волю свыше, божественную, судьбинную…

Но и в монастыре силы героя гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных, непонятных чар и «странствует». Герой и богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей…

«Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется»,- говорит герой в конце повествования. Опять чувствование, опять порыв. А ведь если выживет на войне, то тоже, наверное, потом будет долго удивляться, чего это его на войну-то потянуло?! Но этого мы, читатели, никогда не узнаем. Обрывается рассказ, уходит из поля нашего зрения герой. Уходит скитаться…

Можно сказать, что сам герой, а не автор, считает себя зачарованным странником. Нельзя говорить, плохо это или хорошо. Ведь хотя Иван и повидал много горя потому, что «не знал», но он поэтому и красоту мира умел чувствовать, животных усмирять, даже разговаривать с ними на одном языке.

Богатырь, который защищал родную землю, и убийца... Вот он парадокс, который не смог объяснить даже Лесков. Как же могло ужиться в человеке трепетное чувство к жизни ребенка и пренебрежение к жизни другого? Действительно, судьба что ли?..