Анастасия корнеева smartart. Что такое SMART ART: Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева для ELLE

Российский рынок современного искусства, если сравнивать его с западным, все еще очень мал и окружен стереотипами. Мы поговорили с основательницами консалтинговой компании в области искусства Smart Art, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, о том, как побороть эти стереотипы, как начать собирать свою коллекцию искусства и как в этом может помочь арт-консультант.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева основатели консалтинговой компании Smart Art

Заниматься искусством профессионально мы начали более 10 лет назад. Но постепенно увлечение и любовь именно к современному искусству переросли в собственное дело – консалтинговую компанию , ей уже более двух лет. За это время мы провели персональные выставки Сергея Сапожникова, Дарьи Иринчеевой, Светы Шуваевой, Александры Паперно, Александры Галкиной, сделали кураторский проект FomoSapiens в рамках ярмарки Cosmoscow. Сейчас в выставочном пространстве Christie"s в Москве проходит выставка графики Алексея Булдакова. Мы сотрудничаем с главными музейными площадками страны, включая Третьяковскую галерею и Московский музей современного искусства. Наша задача – функционировать как связующее звено между коллекционерами и художниками, способствуя развитию арт-рынка.

Коллекционерам мы стараемся показать весь спектр возможностей на рынке, художникам – помогаем реализовывать их проекты с нуля.

Стереотипы в сфере искусства и как с ними бороться

Многие считают, что коллекционирование искусства – это дорогое удовольствие. А если мы говорим о современном искусстве, то оно порой представляется чем-то непонятным. Это два главных стереотипа, каждый из которых основан на преувеличении. Рынок современного искусства постоянно развивается и растет. Существуют уже признанные художники, которые достигли топовых рыночных цен, но есть много достойных имен, которые еще находятся в стадии развития. Цены на них в десятки раз ниже, что позволяет собирать работы хороших авторов даже при небольшом бюджете.

На начальном этапе коллекционирования у многих людей возникает опасение, что они не смогут отличить качественное искусство от некачественного. Если вам кажется, что собственного опыта вам не хватает, имеет смысл довериться специалистам – проконсультироваться с арт-эдвайзером, покупать только у проверенных дилеров, на авторитетных ярмарках и аукционах.

Работа консультанта и в чем она заключается

Принимая во внимание ваши интересы и цели, он советует, на какие работы стоит обратить внимание, каким образом лучше всего выстраивать коллекцию. Он также советует, чего следует избегать при покупке. Все советы консультанта носят рекомендательный характер.


С чего начать коллекционирование искусства и какими бывают коллекции

Для начала важнее всего понять, что вам нравится: конкретные авторы, темы, техники. Второй шаг – это углубленное изучение выбранного направления. Важно ходить на выставки и ярмарки, читать профильную литературу. Очень важно общение с экспертами – людьми, которые хорошо разбираются в том, что вас интересует. Перед непосредственной покупкой также имеет смысл изучить историю продаж конкретного автора, который привлек ваше внимание. Сформировав собственное представление, обладая собственным опытом и заручившись поддержкой профессионалов, можно начать покупать.

Подходы к коллекционированию бывают разными. Большинство профессионалов советуют одно – собирайте то, что нравится лично вам. Вариантов множество.

Кто-то коллекционирует графику конкретной эпохи, а кто-то, например, – картины исключительно женщин-художников.

Главным принципом Ива Сен Лорана (его коллекция в 2009 году была распродана на Christie’s за рекордную сумму более чем £300 млн) было покупать только самое лучшее из того, что он может себе позволить. Выбор за вами.


Как предугадывать перспективное искусство

Для этого необходимо держать руку на пульсе происходящего в арт-мире – регулярно посещать ярмарки и выставки, общаться с художниками и экспертами, много читать и следить за новостями. Со временем появляется опыт, насмотренность, развивается интуиция. Или можно обратиться к нам.

Выставка графики Алексея Булдакова «Дюймовочка» проходит до 19 апреля в московском пространстве Christie"s, по адресу: Романов переулок дом 2/6 строение 13.

Небольшой офис в старинном здании на Пречистенке, на белых стенах которого фотография Сергея Сапожникова, живопись Светланы Шуваевой и Александры Паперно, по соседству – скульптуры Александра Повзнера. Все это работы художников, которых представляет новая и не имеющая аналогов на российском рынке компания SmartArt. Ее создали в январе 2017 года Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, именно тут будет разворачиваться их консалтинговая деятельность и, как надеются идеологи проекта, вместе с ней будет происходить и развитие российского рынка современного искусства «в контексте взаимодействия нового поколения художников и коллекционеров».

Задумывалась компания как посредник между этими двумя аудиториями, которые даже в единой области мира искусства по-прежнему далеки друг от друга. Екатерина и Анастасия «строят» новую платформу для их взаимодействия, и не только.

Правда, прежде чем основать общий бизнес, давние подруги и коллеги по работе в аукционном доме Christie’s сделали неплохую карьеру. Екатерина Винокурова, выпускница факультета политологии Колумбийского университета и магистратуры Лондонской школы экономики, начинала в должности пиар-специалиста одной из российских нефтегазовых компаний. В 2007 году она получила предложение от Гарри Блейна, директора представительства галереи Haunch of Venison, развивать ее деятельность в России. Три года Екатерина курсировала между Лондоном и Москвой, посещала все мировые события в области современного искусства, а в 2010 году возглавила направление по развитию Christie’s в России и странах СНГ. Спустя пять лет, уже в качестве директора Christie’s в России, Винокурова открывала новый офис аукционного дома с постоянным выставочным пространством.

Михаил Подгорный

Когда в 2010 году Екатерина переступила порог Christie’s, ее подруга Анастасия Карнеева трудилась там уже три года. Выпускница факультета журналистики МГУ отучилась в University College of London и осталась работать в штаб-квартире Российского экономического форума. На организаторские способности Анастасии обратили внимание в Christie’s и позвали ее в 2007-м представлять интересы аукционного дома в Москве.

Вместе Анастасия и Екатерина проработали год, значительно увеличили не только клиентскую базу, но и продажи, доказали эффективность своего дуэта. И окончательно поняли, что работать вместе профессионально так же комфортно, как и дружить. Правда, довольно скоро Анастасия из этого дуэта решила выйти ради более спокойной работы в инвестиционной компании Sapinda UK Limited в Лондоне. Впрочем, все это время Карнеева продолжала оставаться консультантом Christie’s в России и так или иначе участвовала во всех мероприятиях аукционного Дома.

Нехитрые расчеты показывают, что у бизнес-тандема Винокурова – Карнеева 20 лет опыта работы в области искусства. Востребованность последнего и подтолкнула Екатерину и Анастасию к идее создания совместной компании. «Мы обе давно увлекаемся современным искусством и последние лет семь вместе посещаем все международные арт-выставки, приобретаем что-то в личные коллекции. В какой-то момент нас начали постоянно спрашивать: что покупать? Причем за советом обращались уже не только друзья, но и незнакомые люди», – рассказывает Екатерина об обстоятельствах, которые привели к созданию SmartArt. «Мы организовывали совместные выезды на арт-ярмарки, направляли людей в конкретные галереи, ведь конъюнктуру рынка мы знали прекрасно. И стали тратить на это столько своего личного времени, что в какой-то момент поняли: это должно стать профессиональным занятием. К тому же ситуация на рынке созрела для того, чтобы такая компания появилась – аналогов ее в России нет», – вторит коллеге Анастасия.

Михаил Подгорный

SmartArt – это консалтинг-компания, которая занимается искусством последних ста лет и дает советы по широкому спектру вопросов: от простого – чем украсить стену в гостиной, до серьезного – как пополнить солидную личную коллекцию. Здесь найдут эксперта по любому периоду искусства, свяжут с любой мировой галереей, обеспечат второе мнение от сотрудников аукционных домов иди директоров музеев. Но среди всех предоставляемых услуг у SmartArt уже есть преобладающая специализация. «Основным направлением деятельности мы выбрали сотрудничество с отечественными художниками, поскольку рынок российского современного искусства недостаточно развит и они недооценены и на родине, и на Западе, – рассказывает Анастасия. – Мы можем переломить эту ситуацию, и сейчас тот самый момент, когда нужно находить новые имена и выводить их на рынок».

«Люди готовы коллекционировать современное российское искусство, но зачастую не знают, на что обратить внимание. И SmartArt – связующее звено между новым поколением художников и новым поколением коллекционеров. Последним мы рассказываем о художнике, ценообразовании, представляем варианты развития их коллекции, несем в себе еще и образовательную функцию», – продолжает Винокурова.

В нынешнем портфолио SmartArt – девять разноплановых художников (помимо выше названных это Арсений Жиляев, Александра Галкина, Дарья Иринчеева, Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (дуэт Urban Fauna Laboratory), которых Екатерина и Анастасия подобрали по собственному вкусу и уверенности в их потенциале.

Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны

Екатерина Винокурова

сооснователь компании SmartArt

Знакомить с ними публику Анастасия и Екатерина планируют путем не только частных консультаций, но и масштабных выставок разного формата, двух-трех в год. Первая из них – выставка Сергея Сапожникова – прошла недавно в «Ударнике». Правда, проект The Drama Machine изначально был инициирован Газпромбанком и фондом «Дон» и показан на родине художника в Ростове-на-Дону, но девушки перенесли его в Москву в ином прочтении куратора Ирене Кальдерони, арт-критика из Турина. Для Сапожникова данная выставка стала в столице первой персональной за всю его карьеру и продала 90% выставленных работ. «Наше портфолио из девяти имен со временем будет расширяться. Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны. Интерес к российскому искусству растет: коллекционеры видят, что это недооцененный актив, и хотят о нем больше узнать», – объясняет Екатерина.

«Искусство – это и инвестиция времени, необходимо ждать, чтобы рынок цивилизованно вырос естественным образом, – продолжает Анастасия. – Квинтэссенция наших деловых качеств и опыта позволяет надеяться, что наша компания будет развиваться, займет четкую позицию на рынке и превратится в серьезную арт-консалтинговую структуру, подобную весомым западным аналогам»

Сколько миллиардеров пришло на открытие его выставки The Drama Machine в кинотеатре «Ударник»? Возможно, что нет. А между тем свой фотопроект он представлял Петру Авену , Михаилу Фридману , Герману Хану и Леониду Михельсону . И каким бы известным фотографом ни был Сапожников, трудно предположить, что первые лица «Альфа-Групп» съехались в «Ударник» исключительно ради него. Собрать редкую для подобного вернисажа публику удалось Екатерине Винокуровой.

Сергей Сапожников - один из художников, курируемых консалтинговой компанией в области искусства SmartArt. Основатели компании - Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, выходцы из российского представительства аукционного дома Christie’s. Винокурова ради собственного проекта рассталась с директорским креслом московского офиса Christie’s. Рассталась, чтобы свести молодых российских художников с коллекционерами, которых сама же и воспитает.

В Москве люди неохотно покупают молодое искусство. Поэтому мы планируем работать не только с художниками, но и с коллекционерами. Мы хотим привлечь молодежь, у которой есть возможности и интерес к современному искусству.

У нас много покупателей, которым по 30–40 лет, и это радует. Ведь за ними будущее коллекционирования. Это люди, которые должны поддерживать своих сверстников, искусство сегодняшнего дня.

Нас с Настей часто спрашивают, какого рода инвестиции были сделаны в SmartArt. Больших вложений для регистрации юридического лица не требуется, у нас небольшой офис и минимальные затраты. Самое важное в нашей сфере - понимание рынка современного искусства и опыт. И то, и другое у нас и так уже есть.

Наша компания занимается одновременно продвижением молодых российских художников и консультированием клиентов, которым мы помогаем сформировать личные коллекции. Получается, что SmartArt - связующее звено между коллекционерами и художниками. У нас большая база клиентов, с которыми мы сотрудничаем уже много лет. Мы помогаем им разобраться в трендах современного искусства и открываем новые для них имена. При этом мы не лимитируем клиентов выбором только тех художников, с которыми сотрудничает SmartArt. Это было бы нечестно, несправедливо и неправильно.

В коллекционировании современного искусства больше возможностей. Практически невозможно собрать полноценную коллекцию старых мастеров, потому что большинство работ уже находятся в чьих-нибудь частных или музейных коллекциях. С начала 2000-х годов объем рынка современного искусства вырос по всему миру почти в 15 раз. Сегодня работы главных современных художников продаются по столь же высоким ценам, что и работы ведущих художников предшествующих периодов.

Люди должны покупать то, что им нравится, - таков был главный постулат в Christie’s. Потому что, если работа со временем потеряет в цене и не окажется хорошей инвестицией, все равно останется то, что тебе нравится визуально, с чем ты можешь жить. Я думаю, что это правильный подход. Я никогда не рассматриваю работы, которые покупаю домой, как инвестиции. Они доставляют мне большое удовольствие, и это главное.

Чаще всего к нам приходят и говорят: «Я сделал ремонт, и у меня есть пять свободных стен. Что вы посоветуете?» Так очень многие коллекционеры начинали. Я тоже, можно сказать, декорирую свои стены и большим коллекционером себя назвать не могу. Мне кто-то сказал однажды, что коллекционером себя считать можно, только если ты снимаешь отдельное помещение для своих работ. Так вот у меня пока нет такого пространства.

Прежде чем заявить о себе на западном рынке, наше современное искусство должно стать популярным в России. Искусство Китая стало пользоваться спросом за счет китайских коллекционеров - они вывели его на мировой рынок. Так же произошло с искусством Латинской Америки и Ближнего Востока. Поэтому мы и хотим научить коллекционеров ценить российских художников.

SmartArt – консалтинговая компания в сфере искусства, основными целями которой является повышение узнаваемости российских художников через комплексные подходы к продвижению, в том числе образовательные программы, организацию выставок, например, в московском офисе компании Christie’s или Московском музее современного искусства. Компания SmartArt удостоилась чести принять на себя стратегическое управление на Венецианской биеннале.

Катя Карцева встретилась с основательницами SmartArt на открытии персональных выставок в MMOMA на Гоголевском бульваре.

Проект, занимающийся арт-консалтингом и продвижением художников – это то, чего давно ждали, в первую очередь, сами художники, но и коллекционеры тоже. В тоже время я нахожусь под впечатлением от выставки в ММОМА . Потому что, когда речь идет о продвижении на арт-рынок мне представляется живопись или скульптура, которые коллекционер более вероятно может у себя в интерьере разместить. Получается, у концептуальных проектов тоже есть коммерческий потенциал?

Екатерина Винокурова:Поскольку мы консалтинговая компания, которая работает с художниками и коллекционерами, мы даём художникам возможность воплотить свои идеи в реальность, независимо от их коммерческой составляющей. Для нас важно делать продукт, соответствующий музейному качеству, и мы сделали уже четыре выставки в музейных пространствах.

Каждый проект целостен — это работа с кураторами, издание печатной продукции. В рамках нынешнего проекта у Даши Иринчевой выпущен каталог. Анастасия решила его не делать. То есть то, чем мы занимаемся – это больше, чем галерейная деятельность. Мы делаем чуть меньше проектов, чем в среднем делает галерея, но они более целостные.

Анастасия Карнеева:У нас другие задачи и другие мотивации. Если знать наш бэкграунд, мы работали в аукционном доме Christie’s , в коммерческой организации. Нынешняя история – это не «из искусства в бизнес», а – «из бизнеса в искусство». Для нас важно, чтобы это был качественный продукт, который соответствует высокому уровню западных стандартов. Важно не просто продать, спекулируя на каких-то вопросах, связанных с Россией, социально-политической тематикой и так далее, а чтобы это было независимое, качественное искусство. И вот на этой волне любви к искусству, нашей личной, мы и пытаемся продвигать свои идеи.

Анастасия Карнеева более шести лет занималась развитием бизнеса аукционного дома Christie’s в России. В 2008 году открыла первый офис Christie’s в Москве.

Екатерина Винокурова в 2010 возглавляла направление по развитию бизнеса аукционного дома Christie’s в России и странах СНГ. В 2015 (став директором аукционного дома в России) открыла новый офис с постоянным выставочным пространством.

Фрагмент экспозиции Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». photo credit: SmartArt

Фактически, вы в SmartArt приняли на себя функцию институции?

Анастасия Карнеева:Да, но при этом мы осознаем важность коммерческой составляющей, потому что художники должны зарабатывать деньги своим трудом. Сейчас в нашей стране эти понятия не доработаны, потому что у нас нет развитого рынка, но кто-то же должен это делать. Художник – это профессия. Если художник делает какие-то проекты, он не должен задумываться о коммерции. Искусство изначально не для того, чтобы его можно было легко продать. Оно должно быть искусством от души, от художника, от идеи, от творческой мысли, а уже задача галереи взять этого художника, развивать, думать, как продать.

Екатерина Винокурова: У Дарьи Иринчевой, например, есть и живописные серии. Просто нынешняя выставка другая. А вот первая выставка «Пустое знание», которую мы камерно делали два года назад в пространстве Christie’s – это была серия, связанная с книгами, как художественными и скульптурными объектами. С теми работами, наверное, легче жить коллекционеру, чем с нынешним проектом, потому что для него потребуется определённое пространство.

То есть вы стремитесь дать художнику возможности и протекцию для реализации проектов, которые возможно имеют меньший коммерческий потенциал, но важны для него, а также ценятся экспертным сообществом и могут быть представлены в музеях?

Анастасия Карнеева: Да, наша цель, дать возможность художнику развиваться так, как он сам считает нужным. Очень часто проблема художника в том, что ему нужно зарабатывать деньги, и это в итоге начинает перевешивать творческую составляющую.

В тоже время, ведь для этих целей есть фонды, гранты, которые помогают художникам?

Екатерина Винокурова: Нам может было бы даже проще быть фондом и заниматься не коммерческой деятельностью, но поскольку коммерческой составляющей и так мало, мы решили, что функцию продвижения на арт-рынок мы на себя тоже возьмём. В целом, мы достаточно успешно продаём те выставки, которые у нас были.

Продаете конечным коллекционерам или в фонды, институции?

Анастасия Карнеева: По-разному, и тем, и тем.

Вот вы говорите про новое поколение коллекционеров. Какое оно это новое поколение?

Екатерина Винокурова: Если говорить про возраст, то он разный. У нас есть 30-летние и 50-летние коллекционеры. Это варьируется от выставки и от художника. Многие сперва обращаются с обычными запросами – декорировать офис или дом, купить подарок. Со временем интерес клиента становится более профессиональным. Важная для нас функция – образовательная. Мы с Настей много времени проводим с коллекционерами, не только на наших проектах, но и на других, чтобы создать общее понимание того, что есть сейчас в современном искусстве.

Анастасия Карнеева: Мы видим, как меняются люди. Наши ровесники, а особенно те, кто младше, более свободны в своих взглядах и воспринимают больше информации. Они открыты всему новому. И уже где-то к нашему возрасту у многих появляется возможность что-то купить. Это прекрасно, потому что за десять лет можно купить десять работ, и это будет коллекция с хорошим искусством.

Екатерина Винокурова: Основной наш критерий – это качество. И если люди приходят за советом и спрашивают: «А вот что вы думаете про этого художника?». Если нам это не близко, и мы не считаем, что это качественное искусство, то мы честно говорим об этом.

Анастасия Карнеева: Хочу дополнить, что наша компания существует три года, и все это была определенная авантюра – мы не знали к чему это все приведёт, какой спрос будет. Потому что эти художники не принадлежали ни к какой галерее и до конца было не понятно, какой интерес они вызовут. К большому удивлению, оказалось много людей, которым стало это интересно, которые нас «фоллоу», то есть следят за деятельностью SmartArt, приходят на каждую выставку. Есть даже, кто покупает на каждой выставке какую-нибудь работу. И их становится все больше. А люди, которые не покупают, но у них есть интерес, их тоже огромное количество. Мы были сами этому удивлены. Это значит, что дефицит информации и дефицит хороших проектов на рынке существует, и эта ниша востребована.

Екатерина Винокурова: Плюс входной порог на рынок современных российских художников намного ниже, чем у того искусства, с которым мы работали в Christie’s . Существует расхожее представление, что нужны десятки, сотни тысяч, чтобы заниматься коллекционированием, а это в принципе не так – современных художников многие могут себе позволить. Может не много работ сразу, но одну-две работы в год – вполне реально. Это то, что мы пытаемся донести до общественности – жить с искусством должно быть каким-то обыденным делом. И вместо того, чтобы купить четыре принта, вы купите одну работу в год, но это будет работа современного художника, который будет развиваться, а у вашей работы будет потенциал роста.

Расскажите про критерии, по которым вы выбираете художников? Это должны быть те, кто свободен, какие-то новые имена?

Анастасия Карнеева: Поскольку SmartArt не галерея, у нас не было задачи набрать художников. Все получилось от противного. Благодаря нашему опыту мы знали современных художников, которые нам нравились, которых мы собирали, покупали и за творчеством которых следили. Мы понимали, что они уже не начинающие художники, уже прошли стадию какой-то маленькой галереи, но при этом следующей ниши, чтобы какая-то галерея стала их возить на ярмарки, выставлять в западных пространствах попросту нет.

Екатерина Винокурова: Она есть, но эту нишу представляют несколько игроков, которые не могут представлять всех. У нас было несколько таких художников. И мы поняли, что нужно их объединить и начать продавать, потому что этого не делает никто, а они уже достаточно известные, сложившиеся и у них большой потенциал.

Сколько сейчас художников, с которыми вы работаете?

Екатерина Винокурова: В данный момент SmartArt продвигает десять художников , но мы ведём переговоры и с другими. Пока мы взяли немного, потому что мы должны были оценить наши силы. Хотя сейчас уже понимаем – все получается.

Вы работаете с художниками, но ведь еще вы и кураторов привлекаете, получается им вы тоже предлагаете сотрудничество?

Екатерина Винокурова: Как правило, кураторов выбирают сами художники, а мы их поддерживаем. Потому что они сами знают, кто ближе по концепции, по духу и так далее. Многие сразу говорят: «Хочу именно его». Но есть и те, кто не так близко взаимодействует с кураторами.

Как вы оцениваете достижение ваших задач, какие показатели эффективности?

Екатерина Винокурова: Во-первых, то, что мы работаем уже практически с большинством институций в Москве. Это не основная задача, но нам очень хотелось, чтобы были музейные проекты, потому что это важно для репутации, для резюме художника. И музеи откликнулись, приняли нас. Это было не просто, нам пришлось проходить выставочные комиссии, но все проходило хорошо. У нас с МMOMA уже второй проект и если с первым проектом мы пришли к ним, то сейчас они уже сами предложили стратегическое партнерство, чтобы мы делали по выставке в год. В тот раз музей купил у нас часть инсталляции Дарьи Иринчеевой. А часть инсталляции Светы Шуваевой купил музей M HKA в Антверпене . Они открыли свой летний сезон этой инсталляцией. Света ездила в Антверпен и воссоздала то, что мы делали в ММОМА . И для нее и для нас это был большой успех, что западная институция так высоко оценила нашу совместную работу. Сейчас идут переговоры о второй выставке в Третьяковской галереи с нашим художником. Проект Саши Галкиной, был первый проект, реализованный Новой Третьяковкой вне залов музея, куда впервые впустили молодого художника. Это была огромная инсталляция во время выставки Кабакова. И это была тоже наша такая маленькая победа. Во-вторых, Александра Паперно сейчас номинирована с нашим проектом на «Проект года» на Премии Кандинского. Это такой большой для нас показатель, что мы идем в правильном направлении. А Света Шуваева с проектом «Последние квартиры с видом на озеро» была номинирована на премию «Инновация» этого года, которую вручали в Нижнем Новгороде, и делала на этой премии выставочный проект, который был спродюссирован нами.

Анастасия Карнеева: Конечно, нам было важно окупить наши вложения и выйти в какую-то прибыль, потому что SmartArt — стартап, начинающая компания, которую мы придумали с нуля, и мы это тоже сделали и получаем очень хорошую прибыль в данный момент. Уже идёт какой-то рост, и мы уже можем частично вкладывать в свой бизнес. Первоначальные KPI достигнуты, и мы уже расширяем сектор своих обязанностей.

Екатерина Винокурова: Мы с Настей себе изначально поставили цель – каждому из наших художников сделать персональную выставку. Сейчас мы движемся по этой траектории – на 2020-21 год запланировано еще три выставки. А далее подумываем соединить наших художников с какими-то западными авторами в рамках групповых выставок. Есть разные варианты, к которым мы будем постепенно переходить.

Анастасия Карнеева: Конечно, мы хотим, чтобы в будущем наши проекты также проникли на международный рынок. Это вопрос исключительно времени, а также наших сил и возможностей. Чтобы это делать нужно чуть расширить свой бизнес, расширяться внутри компании, потому что нам нужно больше людей. Мы очень ответственно подходим к тому, что делаем. А если подходить к западному рынку, нужно продумывать, конечно, пять шагов вперёд, потому что репутация, трек рекорд там очень важны. Мы не имеем права на ошибку там.

А есть ли уже какие-то данные по росту цены? Для того, чтобы показать клиентам, что их художник вырос?

Анастасия Карнеева: Мы на пути к этому. У нас есть предложения от аукционных домов. Мы разговаривали и с Phillips и Sotheby’s. Многие готовы взять уже сейчас наших художников. Но поскольку, художники с которыми мы работаем – это первичный рынок, на аукционе есть определенные риски. Для художника в первую очередь. Мы честны с собой, в первую очередь, и не хотим выставить художника, чтобы самим за него биться. Нам нужно понимать, что, когда наш художник выйдет на аукцион, его по-честному кто-то купит за цену выше, чем мы его продаем. Если он продастся ниже – это будет провал. А первичный рынок на западе у нас вообще никак пока еще не освоен, поэтому мы, наверное, начнем step by step. Вот такой план.

За три года с момента открытия Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников, став успешным стартапом на рынке современного искусства. О том, что такое Smart Art, сколько они зарабатывают на арт-рынке, Forbes Life спросил у Екатерины Винокуровой и Анастасии Карнеевой

Яна Жиляева

Фото DR

В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie"s Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.

Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?

Екатерина Винокурова

Екатерина Винокурова: Мы - консалтинговая компания в сфере искусства.

Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.

Е.В.: У нас другие правила игры.

Получается, вы сами себе придумали правила?

Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie"s, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.

Анастасия Карнеева

А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.

Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?

Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.

А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.

Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.

Е.В.: Нет, у нас все более радужно.

А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.

Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.

Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?

А.К.: 35%.

Е.В.: В галереях это обычно 50%.

Сколько у вас художников?

Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель - сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».

А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.

Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?

Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно - серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».

А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.