Главный герой комедии Н. В

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума», действуют много персонажей. Большинство из них использованы автором в качестве фона или подтверждения тех или иных принципов светского общества.

Главные герои комедии

Несмотря на всю многочисленность героев, основное действие в комедии сосредоточено вокруг четырех персонажей – Чацкого, Фамусова, Софьи, Молчалина.
Александр Андреевич Чацкий

Александр Чацкий

Это молодой дворянин, оставшийся сиротой в раннем возрасте. Его воспитанием занимался друг семьи – Фамусов. Повзрослев, Чацкий начинает самостоятельную жизнь.

Три года он пробыл за границей и после возвращения с поездки навещает своего воспитателя Фамусова и его дочку Соню, к которой он питает нежные чувства и с которой надеется сочетаться узами брака.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Грибоедов.

Однако увиденная ним картина его крайне обескуражила – Фамусов был далек от того детского воспоминания о воспитателях.

Благодаря поездке за границу Чацкий сумел узнать об отличных взаимоотношениях между людьми и их целях в жизни, поэтому погрязшая в клише и пустых, бессмысленных действиях коррумпированная аристократия вызывает у Чацкого отвращение. Попытки объяснить свою позицию и убедить окружающих в обратном Чацкого не приводят к успеху – в конце произведения он уезжает из Москвы, ибо не видит другого выхода.

Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью. Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек. Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Софья Фамусова
Софья является дочкой Павла Афанасьевича Фамусова. В комедии она изображена уже взрослой – девушкой на выданье.

Несмотря на то, что она не настолько погрязла в аристократическом болоте, девушка все же является частично отрицательным персонажем – ее пренебрежение истинными чувствами отталкивает от этого персонажа.

Девушка любит, когда ей угождают, причем ее мало заботит тот факт, что такое поведение выглядит унизительным.

Алексей Степанович Молчалин
Молчалин – личный секретарь Фамусова, хотя официально он работник архива при государственном учреждении в котором работает Фамусов. Молчалин по происхождению простой человек, поэтому ради титула и права принадлежать к высшему обществу он готов на все. Молчалин всячески угождает Фамусову и его дочери, чтобы воплотить свою мечту в реальность. По факту это лицемерный, глупый и бесчестный человек.

Второстепенные персонажи

К этой категории причислены персонажи, которые имеют значительное влияние на формирование сюжета комедии, но при этом они не являются активными действующими лицами. К тому же, сюда относятся также герои, обладающие слишком обобщенными и размытыми чертами характера, как например, Лиза.


Репетилов
Репетилов является старым другом Фамусова. Во время своей молодости он вел распутную и бурную жизнь, придаваясь балам и светскому времяпровождению. Из-за рассеянности и несобранности он не смог обеспечить себе карьерный рост.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “Горе от ума”, написанной Александром Грибоедовым.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Скалозуб – это богатый офицер. По своей природе он человек видный, но глупый и неинтересный. Скалозуб слишком зациклен на военной службе и своей карьере и не видит смысла больше ни в чем.

Лиза
Лиза – это молодая девушка, служанка в доме Фамусова. Она обладает привлекательной внешностью, что оборачивается в ее случае отрицательной чертой – к ней пристают Фамусов и Молчалин. Жизнь в доме Фамусова в случае Лизы усложняется еще и сложными отношениями с Софьей – дочь Фамусова время от времени втягивает Лизу в свои любовные интриги, из-за чего у последней могут возникнуть серьезные проблемы.

Третьестепенные персонажи

Наибольшее количество в комедии персонажей, чье действие занимает фрагментарный, эпизодический промежуток времени. Однако нельзя сказать, что их присутствие в тексте неоправданно – на самом деле, они выполняют очень важную роль. С их помощью происходит изображение основных типов личностей аристократического общества и основных негативных качеств представителей этой прослойки.


Антон Антонович Загорецкий
Загорецкий прославился в обществе как плут и обманщик – он имеет необыкновенную страсть к игре в карты, но всегда играет нечестным способом. К тому же, Антон Антонович предпочитает вести активную светскую жизнь – он постоянный человек в театрах, на балах и званых обедах.

Анфиса Ниловна Хлестова
Анфиса Ниловна приходится Фамусову родственницей. На момент повествования, она уже старуха. Хлестова когда-то была фрейлиной, но сейчас, на старости она стала никому не нужной.

Из-за такой неудовлетворенности жизнью старуха обзавелась скверным характером и является крайне неприятной личностью.

Ее дом полон молоденьких девушек, которых она взяла на воспитание и собак – такая компания позволяет ей казаться важной и нужной и развлекает старуху в часы уныния.

Платон Михайлович Горич
Не все представители аристократии – люди с нивелированными качествами. Примеров людей, сохранившим свой моральный облик, является Платон Михайлович Горич. Он добрый и искренний человек, обладающий здравым умом и способностью размышлять, однако он обладает слишком мягким характером, что сделало его уверенным подкаблучником.

Наталья Дмитриевна Горич
Наталья Дмитриевна приходится Платону Михайловичу женой. Женщина намного моложе своего мужа, и на противовес ему, обладает особой любовью к светской жизни, что ужасно тяготит мужа, но противостоять желаниям жены у Горича не получается.

Петр Ильич Тугоуховский
Фамилия Петра Ильича полностью соответствует его сути, а вернее физическому дефекту. Князь ужасно плохо слышит, что значительно затрудняет его жизнь. Проблемы со слухом стали причиной того, что Петр Ильич редко бывает на людях, а его жена стала командиром своего мужа и их жизни в целом.

Марья Алексеевна Тугоуховская
Марья Алексеевна приходится Петру Ильичу женой. У них в браке родилось 6 дочек. Все они незамужние девушки, на момент повествования. Князь с княгиней вынуждены постоянно появляться с дочками на людях, для того, чтобы удачно выдать дочек замуж, но пока что надежды этих дворян не были оправданы.

Графини Хрюмины
Под именем графинь Хрюминых скрываются бабушка и внучка. Основной акцент в комедии их них двоих сделан на внучке, которая осталась старой девой, а потому она вечно злая и обиженная на весь свет.

Графиня-бабушка – дряхлая старушка, которой званые обеды и балы уже не по силам, но она все равно старается их посещать, судя по всему, чтобы найти мужа для внучки.

Петрушка
Образ Петрушки хоть никоим образом и не связан с аристократами, так как этот персонаж – простой крестьянин по происхождению, но все же по его значимости в комедии Петрушку следует причислить к третьестепенным персонажам.

Петрушка работает буфетчиком в доме Фамусова – это бедный человек, но зато чистый душой. В него влюблена служанка Лиза.

Таким образом, в комедии Грибоедова «Горе от ума» мы можем видеть калейдоскоп разнообразных персонажей. В основном, автор не описывает детально их характеры, но это не мешает восприятию комедии и понимания сути произведения.

Кто главный герой комедии “Ревизор” Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казно­крадами и прочими проходимцами, ослабляющими государство, все же главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Что это? Гениальный ход великого художника? Жела­ние подразнить общество? Может быть, какой-нибудь тонкий намек?

Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербур­га, сам по себе, как знает читатель, лицо весьма заурядное. Скажу прямо, что для обманщика с такими эффективными будущими ре­зультатами он слишком глуповат и простоват. Словом, не тянет он на крупного мошенника. Более того, читатель выясняет, что Хлес­таков, собственно, и не собирался никого обманывать. По нашему современному выражению, Хлестаков вполне законопослушный мо- . лодой человек. Увидев впервые в своей комнате городничего, он страшно пугается и ведет себя совершенно идиотским образом. Лишь постепенно Хлестаков соображает, что происходит вокруг него, но и, решившись подыграть обескураженным его появлением отцам города, он занимал пассивную позицию, не считая его огол­телого хвастовства.

Гоголь построил действие комедии таким образом, что предста­вители городской власти и люди имущие как бы сами навязали Хлестакову эту игру. Они словно сами страстно хотели видеть в этом проходимце важную, значительную персону. Естественно, эту линию, как я полагаю, проводит сам автор. Хлестакову явно не удается играть «чисто*. Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но эти его «проколы» лишь подогревают подобострастные чувства видавших виды чиновников.

Примечательно, что Хлестаков все сделал так, как настоящий ревизор: нагнал страху, собрал взятки и исчез так же внезапно, как и появился.

Интересно, что комедия «Ревизор» понравилась государю. Еще один парадокс! Ведь Гоголь жестоко критиковал именно государст­венных чиновников. И получалось, что в государстве Российском, не только среди власть имущих, но и вообще нет ни одного положи­тельного лица. Возможно, реакция государя была основана на его привычке верить различной критической информации. Разумеется, доносом на пороки общества комедию Гоголя не назовешь, но госу­дарь в данном случае сам как бы оказался в роли городничего. И действительно, не посмеяться вместе с Гоголем над творящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и сам грешен. Добавлю к этому, что автор, говоря о своей комедии во вступительных «замечаниях для господ актеров», отмечал, что бес­смысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц, «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами». Зритель­ный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду.

По выстроенной мной пирамиде догадок можно вполне предпо­ложить, что под городком, в котором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду, Гоголь подразумевал не что иное, как Российскую империю.

Гоголю удалось предупредить все возможные обвинения в свой адрес со стороны чиновнического аппарата империи, публично за­явив, что единственным положительным лицом в его произведении является смех.

Итак, Хлестаков - главное лицо, смех - главное положитель­ное лицо. Мне кажется, что Гоголь таким художественным при­емом хотел донести до каждого из зрителей мысль об их личной от­ветственности за происходящее с ними и вокруг них, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждо­го, кто живет не в ладу с совестью. Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хотя он и настоя­щий. И пока его нравственные устои зрителям неизвестны, глав­ным лицом комедии по праву остается Хлестаков - и это лучше!

Николай Васильевич Гоголь известен всем как писатель, сатирик, драматург, автор поэмы «Мертвые души» и комедии «Ревизор». Однако мало кто знает, что долгое время он и не мыслил о творчестве, не думал быть писателем. Все его мысли были связаны с государственной службой. Гоголь мечтал стать известным юристом.
Окончив гимназию и переехав в Петербург, он хлопочет далеко не о писательской карьере, а ищет работу, связанную с судебными разбирательствами. И только голод и полное безденежье, которое терпит Гоголь в этот период, заставляют его взяться за перо. Ведь о том, что он имеет творческую жилку, будущий известный сатирик знает со времен обучения в гимназии. Там он ради развлечения попробовал себя в разнообразных литературных жанрах и был положительно оценен товарищами.
Спустя несколько месяцев упорных поисков Гоголь все же находит место в департаменте народного хозяйства при Министерстве внутренних дел города Санкт-Петербурга. Однако он быстро разочаровывается в государственной службе, соприкоснувшись с ней в реальности изнутри. Но зато такая работа снабдила богатым материалом для будущих произведений, показывающих быт чиновников и работу государственного аппарата. Одним из таких показательных произведений стала комедия «Ревизор», показавшая всю правду о московских чиновниках через выдумки и похождения центрального героя пьесы.
Иван Александрович Хлестаков – главный персонаж произведения. Внешне ничем не привлекателен, худенький и маленький, тоненький. Ему всего 23 года. Но и для этого возраста он глуповат и простоват, не в состоянии сосредоточить мысль на чем-то одном.
Герой появляется во втором действии пьесы. Мы видим его в дороге из Петербурга в Саратов в имение к отцу, который недоволен успехами сына в карьере. К слову, сын работает переписчиком бумаг подобно главному герою из повести Гоголя «Шинель». Но по пути в Пензе проигрывает все деньги и, оставшись без гроша в кармане, не знает, как поступить дальше. А ведь он еще должен оплатить пребывание в гостинице. Появление губернатора герой сначала связал с отсутствием уплаты за номер. Лишь после, уже заняв деньги у губернатора и приехав к нему домой, объясняет для себя гостеприимство всех высших чинов города человеколюбием, добротой и обычаями привлекать гостей из других губерний.
После этого к нему чередой идут чиновники города. Общение с ними меняет героя. Если в разговоре с судьей он скромен и тих, почти шепотом просит у того в займы 300 рублей, то с каждым новым визитером его дух и самооценка становятся крепче, а голос становится громче и увереннее. Образ главного героя развивается, герой изменяется от тихого и скромного к нагловатому и громкому. И вот уже у Земляники он берет 400 рублей. А с последних он старается вытянуть 1000 рублей, ведь они не служащие, а значит не обладающие необходимостью давать взятки.
Лишь, когда поток гостей исчезает, герой осознает, что его принимают за кого-либо иного. Но по своей простоте, жившей в нем годами и еще окончательно не успевшей улетучится от вида легких денег, он вновь сводит такое отношение к себе к красоте костюма. А одет он и в правду был по моде.
О таком приеме герой спешит рассказать в письме своему другу. Каждая характеристика, данная героям Хлестаковым, точна и верна. Без лишней скромности он описывает все недостатки жителей города. Но осознанно посмотреть на себя, понять нынешнее обстоятельство дел он не может. Уже поняв, что он занял чье-то место, Иван не хочет додуматься, что настанет тот час, когда появится реальный ревизор. Ему так вольготно жить так, как в реальной повседневной жизни он и не мечтал, он смакует каждую секунду таких дней, он живет ею, полностью вжившись в образ, и не спешит выходить из этой роли. Даже в финале пьесы, вместо того, чтоб бежать из города, он начинает отношения одновременно с женой и дочкой городничего и даже сватается к старшей. Если бы не сообразительность слуги Осипа, который в последний момент буквально выдергивает хозяина из этой паутины лжи, то хозяин был бы серьезно наказан этими же чиновниками, не прощающими обид. Ведь разоблачительное письмо героя к другу принесли городничему через минуту после его отъезда.
Хлестаков – не просто авантюрист, его одного нельзя винить в лжи и обмане. Конечно, он лгал, но комедия ситуации, описанная в произведении создается благодаря самообману всех героев. Все и каждый в городе привыкли врать и уже не видят грани между реальностью и обманом. В мире иллюзий им живется легче. И, если наш герой – обманщик по вдохновению, то чиновники врут по умыслу. И это страшнее. Произошедшая история лишь оголила эти изъяны и сделала их более заметными.

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему. Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.

От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин . Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой .

Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы , которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова , который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».

Тест по произведению

По мнению Н. В. Гоголя, Хлестаков – герой его комедии «Ревизор» – «самый трудный образ в пьесе». Почему так считал автор? Попробуем ответить на этот вопрос.

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, чиновник низшего – 14-го класса. Как говорит Гоголь в «замечаниях для господ актеров», он «один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими». Отец разгневался на него за то, что он ничего не выслужил в Петербурге, и потребовал его приезда домой, в деревню. Но Хлестаков и не собирался ничего выслуживать. Как рассказал о нем Осип, его слуга, он привык в Петербурге к красивой жизни: «вместо того, чтобы в должность, он идет гулять по прошпекту, в картишки играет», «каждый день ты доставай в театр билет». Денег на такую жизнь хватает ненадолго, и он по дешевке распродает свою модную одежду до следующего перевода от отца. О себе же Хлестаков мнения самого высокого: ему нужно все самое лучшее, даже если он этого и не заслужил, то сам он уверен в обратном. В уездном городке Хлестаков застрял потому, что проигрался в карты по дороге. Не понимая своего положения, он требует в долг еду у хозяина трактира и мечтает, какое произведет впечатление на соседей, приехав домой в петербургском костюме.

Когда в трактир приходит Городничий, решивший, что Хлестаков и есть таинственный ревизор, то Хлестаков пугается всерьез. Он боится, что его отведут в тюрьму, и от страха начинает угрожать. Перепуганный Городничий от страха тоже теряет способность соображать здраво и не верит оправданиям Хлестакова, считая их хитрой игрой.

В гостях у Городничего Хлестаков не догадывается, что его принимают за «государственного человека». Он счастлив тем, какое ему оказывают внимание. Стремясь занять в обществе ступеньку хоть чуть-чуть выше той, что он занимает, приподнять себя в глазах окружающих, он хвастается и врет о своей службе в Петербурге. Его вранье комично, он приписывает себе самые разные заслуги, иногда проговариваясь: «Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже». Самое интересное, что он искренне верит в то, что говорит. И неожиданно то, что чиновники теперь принимают вранье за правду.

Взятки от чиновников Хлестаков тоже берет непреднамеренно, повинуясь вдруг возникшей мысли. Он даже сам верит, что берет взаймы и потом отдаст. А посватавшись к дочери Городничего и получив согласие, верит, что скоро вернется. Он чистосердечен, поэтому удивителен и непредсказуем. В образе этого героя проявилась еще одна грань яркого таланта Н.В. Гоголя – драматурга.