Характеристика героя Евгений, Медный всадник, Пушкин. Образ персонажа Евгений

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его "маленьким" человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей "петербургского" периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Евгений - главный герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», мелкий петербургский чиновник, бедный столичный гражданин. В поэму не упоминаются ни фамилия, ни возраст, ни место работы героя. Облик его также расплывчат и теряется в серой, безликой массе ему подобных граждан. Есть лишь одно упоминание о его былом аристократическом происхождении, но сейчас он и сам сторонится знати, так как беден. Евгений живет в Коломне и часто бывает на противоположном берегу реки Нева. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей, с которой он хочет создать семью, завести детишек и мирно жить. Однако его мечтам не суждено осуществиться.

Параша с матерью погибают после сильной бури с наводнением. Обветшалый домик, в котором жила Параша был снесен, и от него осталась только ива, растущая рядом. Такого горя Евгений не смог перенести и сошел с ума. С потерей Параши, он потерял все мечты и смысл жизни. После этого он начинает все время скитаться, жить на подаяния, спать на улице. Нередко злые люди его бьют, но ему все равно. Такой образ Евгения вызывает жалость и тоску у читателя. В один ненастный вечер он решает пойти и взглянуть в глаза величавому истукану, некогда построившему этот город на берегу Невы. Впоследствии он в этом кается. Вскоре город переживает еще одну разрушительную бурю, в которой Евгений погибает.

Евгений

ЕВГЕНИЙ - герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне особенно многозначителен намек на аристократическое происхождение Е., как и само его имя, напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Е. индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы - заурядного и массо-видного, «каких встречаем всюду тьму» (поэма «Езерский»), Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип - аналог символической фигуры «медного всадника». На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Е. отчетливо выявлено уже в самом начале первой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива «мещанского счастья» должна как будто закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации - перед лицом разыгравшейся стихии и принесенных ею несчастий - Е. словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». И если в начале поэмы подчеркнута несоизмеримость личности Петра, поглощенного мыслью о судьбах России, и Е. с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Е. нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его живое сочувствие. Он становится олицетворением массы, воплощением несчастных и обездоленных людей - жертв наводнения. И это его возвышение закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн «на звере мраморном верхом», в классической наполеоновской позе («руки сжав крестом») позади бронзового монумента, он становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем, уже во второй части, Е. совершает поистине героический поступок, отправившись в лодке «чрез волны страшные» к ветхому домику «у самого залива» - жилищу своей невесты. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец, в кульминационной точке поэмы, в момент, когда «прояснились в нем страшно мысли», герой, «злобно задрожав», обращается с прямой угрозой к «державцу полумира». И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает - пусть на мгновение - Е. и Петра. И хотя это всего лишь выходка безумца, сама решимость бросить вызов «грозному царю» овеяна в поэме ореолом величия. Конечно, сам по себе минутный бунт Е. не страшен «горделивому истукану». Но он в глазах Пушкина грозный симптом - предвестие новых мятежей, грядущих социальных катаклизмов, тем более что на царя восстает «ничтожный» потомок некогда славного дворянского рода, в чьей душе пробуждается мятежное своеволие и гордая независимость аристократических предков. Ибо социально и политически униженное старинное русское дворянство представлялось Пушкину «страшной стихией мятежей» (ближайшим историческим примером для него было восстание декабристов). Скрытая, внутренняя готовность к протесту связывает Е. с Дубровским и Гриневым, с персонажами ряда неоконченных произведений Пушкина конца 1820-1830-х гг., воплощающих напряженные раздумья поэта о судьбе древней русской аристократии и ее взаимоотношениях с верховной властью.

Лит.: Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. Т. VII. С. 542-547; Брюсов В.Я. «Медный всадник» // Брюсов В. Собр. соч. М., 1975. Т. VII; Харлап М.Г. О «Медном всаднике» Пушкина // Вопросы литературы, 1961, № 7; Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. Глава пятая. Л., 1974; Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А.С. Медный всадник (серия «

Лит. памятники»). Л., 1978. С. 258-265; Panfilowitsch Igor. Aleksandr Puskins «Mednyi vsadnik». Deutungsgeschichte und Gehalt. Miinchen, 1995.

Все характеристики по алфавиту:

Характеристика литературного героя Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определенного облика: все расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное. Нет облика и у бедного Евгения, который теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан.
Бедный Евгений, гражданин столичный,
Каких встречаете вы тьму,
От них нисколько не отличный
Ни по лицу, ни по уму.
О нем нам практически ничего не известно, кроме того, что он живет в Коломне и возможно принадлежит к некогда знаменитому дворянскому роду.
Но мечта у Евгения вовсе не бедная и не сниженная – она сопоставима с мечтой героя пушкинской лирики этого времени, стремящегося к истинным жизненным ценностям.
… я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою…
… И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…
Осуществление мечты Евгения было бы выполнением Божественных заповедей, но это не удается – Параша погибает во время наводнения. От этого известия Евгений сходит с ума. Пушкин рисует сумасшествие Евгения скупым, но очень выразительным, вызывающим у читателя тоску и жалость.
Но бедный, бедный мой Евгений…
Увы, его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон…
… Он скоро свету
Стал чужд, весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни ему вслед
Нередко кучерские плети
Его стекали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось – он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни се, ни житель света,
Ни призрак мертвый…
Так что, несмотря на слабость, обезличенность и приниженность этого образа, мы можем отметить в нем щемящую человечность, которая для Пушкина важна не менее, а может быть, и более величия и силы Медного всадника.

Сочинение по литературе на тему: Евгений (Медный всадник Пушкин)

Другие сочинения:

  1. Медный всадник Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А. С. Пушкину, написана в стихотворной форме. В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как Read More ......
  2. Медный всадник “На берегу пустынных волн” Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город “из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво”. Творенье Петра Read More ......
  3. Петр Первый Характеристика литературного героя Петр Первый (Медный всадник). Петр представляется Пушкину существом исключительным, как бы превышающим человеческие размеры. “Гений Петра вырывался за пределы своего века”, – писал Пушкин. Однако Пушкин всегда видел в Петре крайнее проявление самовластия, граничащее с Read More ......
  4. Суть кнфл м/д гос. властью и частным челом. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщенной образной форме противопос-тавляет две силы – государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и Read More ......
  5. В своей поэме Пушкин поднимает очень важную тему, волнующую всех передовых людей того времени – конфликт между государством и отдельно взятым человеком. Государство представлено у автора образом самого Петра I, а затем символически ожившим памятником; простым человеком выступает бедный чиновник Read More ......
  6. Поэма “Медный всадник” была написана Пушкиным в 1833 году. В ней Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в лице Петра I, и человека с его личными и частными интересами и переживаниями. Реформы Петра I в русской истории были Read More ......
  7. Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т. к. Пушкин пишет, что оно Read More ......
  8. В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В “Медном всаднике” Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, “кумир на бронзовом коне”. Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь Read More ......
Евгений (Медный всадник Пушкин)

Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение. Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян. После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.

Характеристика героев “Медный всадник”

Главные герои

Евгений

Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.

Медный всадник

Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном.

Второстепенные персонажи

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.