Храм на конюшенной. Церковь конюшенного ведомства - церковь спаса нерукотворного образа при придворно-конюшенной части

Церковь была построена в здании придворного Конюшенного ведомства.

В это здание Конюшенный двор переехал в начале 18 века. Чиновники сразу обратились к императрице Анне Иоанновне с ходатайством о постройке собственной церкви.

Императрица ходатайство удовлетворила и в 1736 году отдала распоряжение выстроить здесь деревянную церковь.

Доподлинно неизвестно, но предполагается, что новую церковь Спаса Нерукотворного строил известный архитектор Доменико Трезини.

Полное название - Церковь Спаса Нерукотворного образа.

Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна.

Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново.

На этот раз её строили каменной.

В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.

Не менее замечательны и внутренние интерьеры.

Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни – Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.

В 19 веке Конюшенная церковь числилась придворной.

На первом этаже выставили в 1826 году на всеобщее обозрение «печальную колесницу». На ней из Таганрога в Петербург доставили тело Александра Первого. Впоследствии, колесница стала одним из экспонатов Конюшенного музея.

Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, ближайшей к его дому.

Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.

Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось.

Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки.

В 1917 году храм был разграблен и закрыт.

Сначала в здании открыли Клуб конной милиции, а затем – одно из отделений института «Гидропроект».

Епархии храм Спаса Нерукотворного вернули в 1991 году. Тогда же здесь начали реставрацию и возобновили богослужения. Сейчас в церкви существует традиция – каждый год, 1 февраля, здесь проводят панихиду по убиенному поэту.

Не так давно сюда вернули еще одну святыню – уникальный колокол. Его изготовили на петербургском «Балтийском заводе». Раньше точно такой же был установлен на звоннице храма, но в годы революции его уничтожили.

Более чем полуторатонный колокол, выполненный из бронзы с добавлением серебра, славится своей великолепной акустикой. Он способен не терять своих качеств даже на лютом морозе.

Это еще один образец, когда мирские задачи превалировали над классическими церковно-архитектурными канонами.

Угадать в этой постройке религиозный объект может только опытный человек, а простой турист примет ее за часть общего фасада.

Увидеть Конюшенную церковь можно почти в любой экскурсии по городу, но не потому, что она так красива или исторически интересна, просто рядом находится знаменитый на весь мир собор Спас на Крови.

Адрес:

Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, дом 1

Как добраться:

Сперва пройти по пути к собору Спас на Крови. Обойти собор, и перейти канал Грибоедова по Ново-Конюшенном мосту.

Сразу за ним начинается площадь, где по правой стороне находится длинное серпообразное здание. Церковь находится в середине, встроенная в это здание.

Конюшенный двор был построен в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Её автор, предположительно, Доменико Трезини . Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.

По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица "по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье " [Цит. по: 3, с. 14].

К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась архитектором Василием Петровичем Стасовым за казённый счёт.

Церковь Спаса Нерукотворного образа до перестройки Конюшенного двора располагалась в двухэтажном служебном помещении. Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, целесообразность чего подтвердила экспертная техническая комиссия в составе архитекторов К. Росси и А. Модюи. Для оборудования церкви в старых стенах пришлось новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. Капитальные строительные работы были завершены 2 мая 1822 года, после чего началась внутренняя отделка помещения храма. Его освящение состоялось 1 апреля 1823 года .

Фасад здания украсили барельефы "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста" выполненные В. И. Демут-Малиновским. Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Резной иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном. Образа для него написали художники А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло.

Главными святынями здесь стали привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, шитая шёлком и жемчугом плащаница. Передача храма церковному старосте Пьянкову произошла в октябре 1824 года. Писатель и художник П. П. Свиньин так описал церковь:

"Внутренность храма освещается 17 большими окнами, сверх того верхними окнами особо, а алтарь одним, в котором вставлено жёлтое стекло, изливающее свет наподобие солнечного сияния.
Широкая правильная колоннада составляет вход и как бы преддверие сего великолепного храма. Выйдя из сей первой части его, взор поражается богатством и красотою иконостаса, образующего полуциркульную выпуклость. И если изящество его резьбы привлекает прежде всего внимание зрителя, то серьёзное и продолжительное удивление обратит на себя живопись иконостаса" [Цит. по: 2, с. 445].

Главный церковный зал украшают десять дорических колонн, которые поддерживают хоры по его сторонам. Восемь из них кирпичные, а две деревянные, облицованные жёлтым мрамором. Зал был оборудован люстрой на 108 свечей, созданной англичанином Джоном Банистером. Высота люстры составляла четыре метра, ширина - два с половиной метра. Её стоимость составила 18 000 рублей.

На первом этаже Конюшенной церкви в 1826 году была установлена траурная колесница, на которой в Санкт-Петербург привезли тело Александра I из Таганрога. В дальнейшем её поместили в Конюшенный музей .

В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви. С. Н. Карамзина сообщала брату:

"Конюшенная церковь не велика, и туда впускали только тех, у кого были билеты, то есть почти исключительно высшее общество и дипломатический корпус, явившийся в полном составе. (Один из дипломатов сказал даже: «Лишь здесь мы впервые узнали, что значил Пушкин для России. До этого мы встречали его, были с ним знакомы, но никто из вас, обращался он к даме, не сказал нам, что он - ваша народная гордость».) Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, едва только кончилось богослужение и открыли двери; и ссорились, давили друг друга, чтобы нести гроб в подвал, где он должен был оставаться, пока его не повезут в деревню. Один очень хорошо одетый молодой человек умолял Пьера (Мещерского) позволить ему хотя бы прикоснуться рукой к гробу, тогда Пьер уступил ему своё место, и тот со слезами его благодарил" [Цит. по: 3, с. 23].

После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В это время священником Конюшенной церкви был протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий.

В 1849 году Конюшенная церковь стала приходской.

22 февраля 1857 года здесь осуществляли панихиду по композитору М. И. Глинке. Существует версия, что композитора здесь отпевали. Но это не так, в Конюшенной церкви прошла лишь панихида в память о Глинке. Композитор скончался 3 февраля 1857 года в Берлине. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

В 1857-1862 годах здание Конюшенной церкви перестраивалось архитектором П. Садовниковым, служившим в это время в Конюшенном ведомстве. Архитектор расширил храм, добавил окон на главном фасаде, превратил портал в псевдопортал. Колонны были сделаны полуколоннами, их соединила стена. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским. В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.

Последним настоятелем храма был протоиерей Феодор Иоаннович Знаменский. После 1917 года Конюшенная церковь была разграблена, в мае 1923 года - закрыта . Иконостас был вывезен в Музей отжившего культа, а архив сожжён. Вскоре здесь открыли Клуб конной милиции. Памятная доска на фасаде Конюшенной церкви напоминает о том, что "В 1933-1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект". Библиотека храма была уничтожена, колокола переплавлены.

Известно, что паникадило (люстра) из храма Спаса Нерукотворного образа в 1900-х годах находилась в главном вестибюле Адмиралтейства .

Новая община Конюшенной церкви возникла в 1989 году. Летом 1990 года было принято решение о возвращении храма верующим, 6 июня (в день рождения Пушкина) здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 года состоялась первая литургия . К 1999 году проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Новое торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года митрополитом Владимиром [там же]. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.

Сегодня, 17 марта 2016 г., я договорилась с друзьями о посещении выставки Леона Бакста в корпусе Бенуа. Однако, оказалось, что по четвергам музей открывается в 13 часов. Встреча была назначена на 12 часов. Поэтому мы решили пройти на Конюшенную площадь и посетить церковь, где отпевали "наше-всё" - великого А.С.Пушкина.



Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади оказалась в лесах. Поэтому я использовала несколько снимков из интернета:

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора.
Идея постройки придворных конюшен возникла у Петра I во время заграничной поездки в 1717-1719 годах. Во Франции он увидел королевский дворец и конюшни на 300 лошадей с манежем и помещениями для карет, построенные в 1680 году архитектором А. Мансаром. Сразу после возвращения в Петербург в феврале 1719 года идея строительства подобного строения в новой русской столице была передана императором в Канцелярию городовых дел. Проектирование и строительства Конюшенного двора сразу же было доверено архитектору Н. Ф. Гербелю.
Здание Конюшенного двора заняло участок на левом берегу реки Мойки. При Петре I река была фактической границей города, а для конюшен требовалось большое открытое пространство. Поэтому и была выбрана окраина Петербурга, по возможности ближайшая к Зимнему дворцу. Теперь это квартал между Конюшенной площадью, Конюшенным переулком, Мойкой и каналом Грибоедова. К тому же, для содержания лошадей требовалось большое количество проточной воды, которое могло быть легко получено на берегу Мойки.
Архитектор Гербель не просто построил отдельное здание. Он сформировал весь окружающий его район Петербурга. При строительстве Конюшенного двора были определены направления Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улиц, а перед самими конюшнями появилась Конюшенная площадь.
Корпуса придворных конюшен возводились вплоть до 1734 года, при участии русского зодчего М. Г. Земцова. Сам Н. Ф. Гербель скончался в конце 1724 года.
Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна. Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново. В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.
Не менее замечательны и внутренние интерьеры.
Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни - Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.
Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, в церкви ближайшей к его дому.
Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.
Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось. Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека - композитора Михаила Глинки.




В церкви не было народа. Тётушка, продававшая свечи на первом этаже, предложила нам подняться на второй этаж и пройти в церковь.






Паникадило:


Купол:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Образ Ксении Петербурской:

В тишине и глубоком раздумье мы стояли перед иконостасом и иконами...

Выйдя из церкви Спаса Нерукотворного образа, мы обошли вокруг Спаса На Крови. Хотя вернее его было бы называть Храмом Воскресения на Крови, поскольку освящён он был во имя Воскресения Христова. На этом месте 1 марта 1881 года был убит АЛЕКСАНДР II. Вошедший на престол после кончины отца Александр III повелел на месте его гибели возвести храм. Среди большого количества представленных работ император остановился на проекте Альфреда Александровича Парланда (1842-1919) и архимандрита Игнатия (настоятеля Троице-Сергиевой пустыни). При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: место, на котором совершилось злодеяние, необходимо было включить в пространство храма. Отсюда столь необычное его расположение - прямо у кромки набережной.


Спас на Крови. Мозаика "Христос во славе" по эскизу Н.А. Кошелева в кокошнике южного фасада:


Купола Спаса на Крови:









Мозаика "Сошествие во ад" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне южного крыльца Юго-западного притвора:





Мозаика "Несение Креста" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне северного крыльца северо-западного притвора:








Мозаика "Распятие" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне западного крыльца северо-западного притвора:



Мозаика "Распятие" по эскизу А.А. Парланда на западном фасаде:



Храм Воскресения Христова со стороны Конюшенного моста. В кокошнике центрального ризалита северного фасада мозаика "Воскресение" по эскизу М.В. Нестерова:



Мозаика "Благославляющий Спаситель" по эскизу А.А. Парланда на фасаде главной апсиды храма Воскресения Христова:



Мученица Евдокия. Мозаика на внешней стороне собора:



Апостол Пётр:

Деталь декора колокольни:

Снятие с креста:

Мозаика "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ":

Решётку Михайловского сада создал Парланд в 1907 году. По его замыслу, чугунное кружево в виде лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление. Судьба решётки оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь. По идеологическим причинам с ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники. К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. Средства на восстановление никак не могли найти, и тогда на помощь пришли спонсоры. Это был один из первых примеров меценатства в городе. Решётка вновь «воспарила»:





Вид от Спаса на Крови на место бывшего Вольного российского театра.
На Большом лугу (ныне Марсово поле) был построен деревянный театр в 1770 году и получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу (на сцене того театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Театр просуществовал до 1797 года, когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов:


Вид со стороны Марсова поля:

В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было построено здание Конюшенного ведомства (Конюшенный двор) по проекту архитектора Н.Гербеля. Комплекс был сооружен в 1720 -1724 годах. В Зданиях двора размещались конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна, уступая желанию служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Под храм было отведено главное здание придворных конюшен, в центре комплекса, в палате над воротами. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году.

В церковь перевезли Образ Спаса Нерукотворного, шитую шелками и жемчугом Плащаницу и икону Знамение. Эти святыни были привезены из Константинополя и до 1743 хранились в домовой церкви графа М.Г. Головкина. По преданию, в 1814 году, Образ Всемилостивейшего Спаса из Конюшенной церкви находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

После революции святыни были изъяты, сначала направлены в Эрмитаж, откуда бесследно исчезли.

В 1746 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен. Его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.

В 1804 придворный зодчий Л. Руска предложил свой проект Придворных конюшен, но он не был осуществлен.

Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817–1823 годах она перестраивалась В.П. Стасовым за казённый счёт: на перестройку конюшенного комплекса на Мойке в стиле ампир потрачено было 2 млн рублей. В результате реконструкции в центральном флигеле, на втором этаже, над воротами, в двусветном зале с хорами, разместился освященный 1 апреля 1823 храм. Интерьер был оформлен ионическими колоннами желтого стюка. Образа в иконостасе написали академики В.К. Шебуев и Ф.П. Брюлло, иконы в царских вратах выполнены были академиками А.Е. Егоровым и А.И. Ивановым. Иконостас вырезал П. Кретан, роспись стен храма осуществили С.А. Безсонов и Ф.П. Брюлло; барельефы на фасаде - "Вход Господень в Иерусалим" и "Нанесение Креста" - выполнил В.И. Демут-Малиновский, лепку - Н.П. Заколупин.

В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф. Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П. Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Санкт-Петербурге.

На фабрике Джона Банистера из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра было изготовлено красивое трехъярусное паникадило (люстра), весившее около двух тонн, на 108 свечей с украшениями из серебра, созданная по Высочайше утвержденному рисунку. Высота паникадила была около 4 метров, ширина - 2,5 метра.

Стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром.

Были в храме и другие старинные и высокочтимые образа: Божией Матери Тихвинской, Иверской, Казанской и многие другие.

На первом этаже храма в 1826 году установили "печальную колесницу", на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви, который прошел с русской армией войну 1812 года, был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени, возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!"

В советское время бытовало мнение о том, что первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе и что якобы ради того, что Император хотел "унизить" поэта, отпевание особым распоряжением было перенесено в Конюшенную церковь.

Однако, это очередная идеологическая выдумка. Исаакиевский собор во время смерти Пушкина ещё не был достроен, его освятили только в 1858 году. На время строительства Исаакиевская церковь размещалась в домовой церкви Адмиралтейства, была небольшой по размеру и совершенно не торжественной. Ближайшей к дому, где скончался поэт, была Конюшенная церковь. Однако она была придворной церковью по своему статусу, в ней нельзя было просто так заказать отпевание любому человеку. Вот что пишет Жуковский: "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение". И Император Николай I дал разрешение отпевать поэта в придворной церкви, в чём сказывалось его большое уважение к Пушкину.

1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен.

2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы XIX века здесь венчался известный церковный композитор М.С. Березовский.

В 1849 церковь стала приходской.

В 1857-1862 по проекту П.С. Садовникова церковь была перестроена. Храм расширился за счет портика, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом.

В 1862–1863 после ремонта церкви М.Н. Трощинским сделаны новые росписи. В 1878 в сенях первого этажа, где ранее стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырех образов. В 1916 престол храма украсили серебряными рельефами.

Последним перед революцией настоятелем храма был прот. Феодор Иоаннович Знаменский, (ранее, в 1906–1909 годах, служивший на царской яхте "Штандарт"). В 1919 году община церкви насчитывала свыше 3 тыс. человек. Протоиерей Феодор Знаменский служил в конюшенной церкви с 1917 по 1923 год, затем был арестован. 19 мая 1923 года церковь была закрыта решением президиума губисполкома.

После закрытия, в 1923 году в здании храма разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института "Гидропроект". В помещении провели целый ряд перепланировок, в 1923 году сожгли весь церковный архив. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены. Знаменитая бронзовая люстра (паникадило) в 1929 года перенесена в здание Адмиралтейства. Вместо снятого креста на куполе возвышалась антенна. Полностью было разграблено внутреннее убранство.

Памятная доска на фасаде здания напоминает о том, что "В 1933–1990 годах здесь располагался конный отряд ГПУ", 28-е отделение милиции и НИИ "Гидропроект".

Осенью 1989 года возникла православная община, и летом 1990 года властями было принято решение о возвращении храма верующим; 6 июня, в день рождения Пушкина, здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 состоялась первая литургия.

Храм официально возвращён 12 июля 1991 года. Настоятелем был о. Владимир (Цветков). С декабря 1991 года настоятелем храма является о. Константин (Смирнов). Храм постепенно ремонтируется и реставрируется.

Совсем недавно петербургский "Балтийский завод" изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол - точную копию колокола, некогда украшавшего храм и уничтоженного после революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками - его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе.

К 200-летию рождения Пушкина храм был отреставрирован и в него из Адмиралтейства возвращено прежнее паникадило. На лестнице храма повешены две мраморные мемориальные доски. Иконостас восстановлен мастером Пикаловым, новые образа написал В.Г. Корбан. 14 мая 2000 митрополит Владимир (Котляров) совершил полное освящение восстановленного исторического храма.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9.00 до 19.00. Литургия служится по Воскресным дням и в праздники.
Адрес: 191186, С-Петербург, Конюшенная пл., д. 1.
Телефон: 311-82-61; 717-82-61; 571-82-61.
Проезд: метро "Невский Проспект", "Гостиный Двор".


Конюшенная площадь. Западное крыло конюшенного здания и церковь Спаса Нерукотворного.

Восточное крыло конюшенного комплекса.

Здание храма Спаса Нерукотворного с восточной стороны.

Фрагмент главного (южного) фасада храма, вход в храм.

Барельеф на фасаде над входом в храм "Вход Господень в Иерусалим" (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

Барельеф "Нанесение Креста" (скульптор В.И. Демут-Малиновский).

Весь конюшенный комплекс нуждается в ремонте и реставрации.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

10 февраля День памяти Великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, в этот день будут читать его стихи, зажигать свечи и вспоминать поэта. А мой рассказ о храме, где отпевали А.С.Пушкина, придворном храме Романовых, откуда поэт и отправился в свой последний путь, в Святогорский монастырь...

Посмертная маска А.С.Пушкина

"...Я долго смотрел один ему в лицо после смерти. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти... Это было не сон и не покой. Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу. Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание... В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну! Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина ".

В.А.Жуковский

Храм Пушкина...его имя неотделимо от истории Конюшенного храма, который вместе с церковью Иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе, храмом Вознесения Господня в Москве и Успенским собором Святогорского монастыря принято объединять под своеобразным титулом - "Пушкинские храмы".

История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все "английское" привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720 -1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

Конюшенный двор. Фасад со стороны Мойки. С чертежа до 1746 года

Конюшенное ведомство (храм уже без крестов) Фото 1930-х годов

В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини.

Вид на Конюшенную церковь 1900

Через 10 лет в 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 году. В 1822 церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 годы архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен Стасова украшают барельефы: "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста", выполненные в 1822 году В.Демут-Малиновским.

Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 года его украшал трехъярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников. В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф.Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге.

Иконостас Фотография 1919 г.

Все резные части иконостаса были покрыты червонным золотом, а под резьбой была проложена жесть, выкрашенная малиновой краской. Такое неожиданное и торжественное решение иконостаса восхищало посетителей церкви. Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная по Высочайше утвержденному рисунку известным английским фабрикантом Джоном Банистером из серебро-аппликированной меди с украшениями из серебра. Вес сложного трехъярусного сооружения составлял немногим менее двух тонн, высота - около 4 метров, ширина 2,5 метра.

Интерьер Церкви Фотография 1919 г.

Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями. Так в 1814 году, по преданию, Образ Всемилостивейшего Спаса находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе ". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

Образ Спаса Нерукотворенного

Вообще же, помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена "печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей.

Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Знаменитое стихотворение 1836 года: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...» Странное совпадение с названием храма, в котором вскоре будут его отпевать, - Спаса Нерукотворенного Образа , может быть случайное, а может быть и... провидческое. И Александрийский столп, выше которого возносится своей главою нерукотворный памятник - рядом с Конюшенной площадью - еще и довольно точной географической координатой события.

8 февраля 1937 года произошла роковая дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий, который прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне... Награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени; возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек! "

«Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е.И.В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня "

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение" - пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту.

Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь...

А.С. Пушкин в гробу

«После смерти Пушкина , - писал П.А. Вяземский, - я находился при гробе его почти постоянно до выноса тела в церковь, что в здании Конюшенного ведомства. Вынос тела был совершен ночью, в присутствии родных Н.Н. Пушкиной, графа Г.А. Строганова и его жены, Жуковского, Тургенева, графа Вельегорского, Аркадия Ос. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейств Карамзиной и князя Вяземского. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Веревкин, имевший по объяснению А.О. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался. На просьбы А.Н. Муравьева и старой приятельницы покойника графини Бобринской (жены графа Павла Бобринского), переданные мною графу Строганову, мне поручено было сообщить им, что никаких исключений не допускается. Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении около двадцати штаб - и обер - офицеров присутствовал при выносе. По соседним дворам были расставлены пикеты. Развернутые вооруженные силы вовсе не соответствовали малочисленным и крайне смирным друзьям Пушкина, собравшимся на вынос тела ».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.

«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом... Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов... Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал »...

Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.

«1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 т.

Император Николай ».

Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.

«3 февраля в 10 часов вечера , - пишет В.А. Жуковский, - собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих »...