Каждый охотник желает знать, где сидит фазан притча. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан восприятие цвета плавно перетекает из правого полушария в левое Хлеба Червонят Желтыми Шнурами

Каждый охотник желает знать , где сидит фазан

Восприятие цвета плавно перетекает из правого полушария в левое

"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", – почему мы воспринимаем радугу именно так, семью полосами спектра, а не иначе? Откуда вообще берётся это буйство красок, и все ли воспринимают палитру цветов одинаково? На эти простые, в общем-то, вопросы не так просто найти понятные ответы. Похоже, природа одарила нас сложным и очень гибким визуальным аппаратом, позволяя одним видеть так, а другим – иначе.

Цвет – характеристика во многом субъективная. Конечно, в основе этого явления лежит вполне объективный оптический закон отражения определённой части видимого спектра электромагнитного излучения каким-либо предметом. Например, апельсин отражает оранжевый, поэтому он, собственно говоря, такой цвет и имеет.

Однако у восприятия цветности есть и другая сторона – физиологически-психологическая. Индивидуальное восприятие цвета определяется не только его спектральным составом, но и особенностями устройства человеческого глаза и психики. Здесь будет уместно вспомнить дальтонизм – один из видов цветовой слепоты.

Так как же мы воспринимаем радугу? Являются ли семь "классических" цветов эфемерным продуктом высшей нервной деятельности, или соответствующая программа распознавания "прошита" в зрительной системе любого представителя вида Homo sapiens по умолчанию и не может быть субъективной?

Для ответа на этот вопрос проще всего провести небольшую редукцию колористики и попытаться понять, как это работает на примере отдельных цветов.

Все мы с детства знакомы с мнемоническими правилами - способами запоминать какие-то факты с помощью, казалось бы, совершенно не связанных с ними фраз. Самый яркий пример - это, конечно, «К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан», мнемоника расположения цветов в радуге. На самом деле мнемоники широко используются и для запоминания научных фактов и даже медицинских процедур. Перед вами набор таких мнемоник (местами англоязычных), угадайте, к каким областям знаний они относятся?

1. Oh Be A Fine Girl, Kiss Me (или в русском варианте: Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь)
2. How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics
3. Все Теперь Понятно Стало, Умер Физик Жамучен Наукой (или более классическое Good Physicists Have Studied Under Very Fine Teachers)
4. Целый Ананас И Кусочек Суфле Сегодня Фактически Мой Обед

Правильно!

Эта фраза помогает запомнить кислоты, участвующие в цикле Кребса - ключевом этапе клеточного дыхания. Он позволяет организму получать энергию из окисления органических веществ. Буквы соответствуют процессу постепенного окисления трикарбоновых кислот в цикле: ц итрат, цис-а конитат, и зоцитрат, альфа-к етоглутарат, с укцинил-CoA, с укцинат, ф умарат, м алат, о ксалоацетат.

Так детвору учат запоминать цвета радуги: каждый — красный, охотник — оранжевый, желает — жёлтый, знать — зелёный, где — голубой, сидит — синий, фазан — фиолетовый.

Всякий цвет имеет определённое значение, трактовку: с ним связываются какие-то особенные чувства, традиции, представления.

Основных цветов не так уж много, чтобы о них не рассказать. Хотя бы самое интересное. Во всяком случае, то, что мне кажется интересным.

О символике цвета в различных культурах, религии и геральдике.

Парад открывает …

1. Белый

Светлый, светящийся по-прозрачному, бесцветный (в отличие от синего — темного, непрозрачного). Чистый в противоположность грязному.

Неизвестность и открытость: герои сказок хотят посмотреть, увидеть «белый свет». «Белое место» представляло свободную от налогов землю, «белое железо» — свободное от примесей, чистое железо.

На языке божественном белый — цвет божественной мудрости. На мирском языке он символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, а поскольку он «не скрывает другого цвета», невинность и правду. По принятой у католиков символике означает невинность, радость и простоту.

На языке католической символики прозрачный (cristalline) выражает идею беспорочной чистоты и ясности.

Белая магия — это магия, использующая свою силу для добра, часто — для лечения, или против зла и черной магии.

Белый чаще всего ассоциируется с религиозными обрядами. Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. В некоторых областях юго-восточной Азии считаются священными белые слоны. Выражение «белый слон» относится к большим и внушительным, но бесполезным приобретениям и происходит из древнего Сиама (Таиланда). Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему белого слона. Стоимость прокорма слона быстро разоряла придворного.

Белая лилия обозначает чистоту и является символом Девы Марии. Белая роза также символизирует девственность. В древнеримских храмах Весты, богини домашнего очага и горевшего в нем огня, служившие там жрицы-весталки давали обет девственности и носили белые одеяния.

В христианской церкви белые одежды надевали на церемонию освящения церквей. Это — цвет крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения, а также праздников в честь святых, которые не являются мучениками.

В православной церкви используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы, даже на похоронах.

Белый флаг — синоним сдачи, перемирия, а в более широком значении — мир и добрую волю. Этот обычай, как полагают, идет из древнейших времен, когда, чтобы продемонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представление — белую материю на шесте.

Также значит слепоту и абсолютную тишину. На Востоке это цвет траура. Считалось, что если надевать черные одежды, то душа умершего ничего не увидит, отсюда следует, что белый в трауре — свет, видение, жизнь (после жизни). Привидения, бесплотные существа обычно изображаются белесыми.

Означает также трусость. В военное время, в частности в Первую мировую войну, французам, избегавшим военной службы, иногда давали или посылали белые перья.

Замечено, что на петушиных боях лучшие бойцовские качества проявляют петухи с алой и черной окраской. Они выдирают перья из хвостов более трусливых белых сородичей, и эти перья стали олицетворять трусость.

В геральдике серебро, называемое арджент (агд), изображается на черно-белых изображениях белым.

2. Фиолетовый

Истончается тонкий тлен.
Фиолетовый гобелен.
К нам на воды и на леса
Опускаются небеса.

О. Мандельштам

Цвет духовных миров, миров творчества. В принятой у католиков символике фиолетовый — это молчание или созерцание. Облаченный в фиолетовую тогу ангел олицетворял таинство священства.

В символике раннего христианства означал унижение, глубокую привязанность и печаль.

3. Синий

Слово «синий» происходит от «сияние», но в отличие от белого это темное, непрозрачное мрачное свечение.

Как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину. Означает также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Древние египтяне синий был равнозначен правде. По Гегелю соответствует кротости, выражению исполненного ума и душевной тишины.

Широкую темно-синюю ленту имеет орден Подвязки — высший рыцарский орден, которым удостаивает Британская корона (он был учрежден в 1348 году королем Эдуардом III).

Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к XV веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук: синие чулки были отличительным атрибутом их костюма. Парижские интеллектуалы позаимствовали этот обычай в 1590-х годах. Термин возник в Англии в 1750-х, когда некий джентльмен по имени Бенджамин Стиллингфлит стал посещать вечера писательницы и общественной деятельницы миссис Элизабет Монтегю (ее окрестили королевой синих), облачаясь в синие чулки вместо модных тогда шелковых черных.

Синий символизирует сомнение и депрессию. Блюз (blues, от английского blue, — «синий») — преимущественно меланхолическая музыка медленного темпа, появившаяся на американском Юге в конце XIX века.

В христианском искусстве синий символизирует набожность, искренность, благоразумие. Первоначально был принят для богослужений, но в настоящее время он не обязателен. Используется иногда в Испании в мессах и некоторых других религиозных службах.

В ангельской иерархии херувим, поскольку он всегда погружен в благочестивые размышления, представлен синим. В книге «Динамический диссонанс» Луи Данз пишет, что синий наиболее выразителен для арабов, это «цвет материальных небес, которые поддерживают звезды на своих местах».

В геральдике синий называется лазурью (от арабского «лазура»). Иногда помечают как «az» или метят горизонтальными линиями.

4. Голубой

Отец Павел Флоренский рассматривает символику голубого с позиции того, что существует три языка: божественный, священный и мирской.

На языке божественном голубой — это воздух, лазурь как оттенок неба, Святой Дух и вечную Божественную истину, горний мир.

В космогониях мир творит Божественная Премудрость, а потому Бог-творец всегда голубого цвета. Вишну родился из голубизны. Кришна изображается с голубым телом. Также, как и Верховное божество Египта, Кнеф.

Амона, Божественное слово египтян, представляли голубого цвета, и таковым он представлен в египетских рисунках. Этот цвет сопутствовал Зевсу (Юпитеру) и Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как верили, живут выше облаков. Агни, бог огня, восседал на краснорогом голубом овне.

В «Исходе» голубой, как тон безоблачного неба, символизирует откровение. Согласно книге «Числа», израильтянам было велено иметь на краях нарядов голубую кайму, которая напоминала бы им о Боге.

На языке священном он становится символом бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, печали и траура. Голубые ризы надевали священники во время Великого Поста, в Китае и других странах Востока это цвет мертвых, в египетских могильниках большое количество фигурок голубых тонов.

Лазурь представляет возрождение, духовное образование человека. Означает крещение Святым Духом.

В мирском языке голубой равнозначен верности. Голубые скарабеи украшали кольца египетских воинов. Ангел в таинстве брака изображался в голубых ризах, означая доверие и верность.

По Гете — это тончайшая мгла. Он всегда приводит с собой темное.

Символизирует доблесть и превосходство. «Голубая лента» дается за выдающиеся достижения в самых разных областях: «Голубой лентой Атлантики» удостаивается пассажирский лайнер, который быстрее всего пересек океан в обоих направлениях (принадлежал «Куин Мэри» в 1935-1952 годах, с 1952 года принадлежит «Юнайтед Стейтс»). Аналогично «Cordon bleu» («Голубая лента») когда-то была высшей рыцарской наградой во Франции, старинным орденом St Esprit (Святого Духа).

Голубой ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения идет из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у тех, кто произошел от «смешанных» браков. Аналогично «истинно голубой» подчеркивает преданность, возможно, исходя из того, что, как считали, истинную преданность может выказать только человек аристократического происхождения.

Для новорожденного мальчика обычно покупают голубые ленты и коляску, костюмчики синего колера и его оттенков.

В современном мире «голубыми» называют гомосексуалистов.

5. Зеленый

Цвет весны, нового роста, плодородия, природы, радости. Зеленый очень часто знаменует непрерывность и даже бессмертие, когда, к примеру, мы говорим «вечнозеленый». В символике католического искусства зеленый был цветом надежды, нетленной юности, созерцательной жизни. Ангел в таинстве благословения (миропомазания) изображался в зеленом одеянии.

В космогоническом символизме зеленый указывает на мир, рождающийся в лоне первобытных вод, и на первую степень посвящения: крещение водой. Представляющий собой смесь синего и желтого, зеленый мистический цвет, осуществляющий связь между природным и сверхъестественным.

Зеленый — избыток, процветание, стабильность, ведь недаром многие государства выбрали для своих денег зеленые оттенки. Но, с другой стороны, зеленый обозначает недостаток денег. В некоторых европейских странах банкротов обязывали ходить в зеленой шляпе.

В море зеленый флаг сигналит о кораблекрушении. На земле этот сигнал чаще значит «Движение разрешено»; в качестве автодорожного сигнала зеленый — «Путь свободен», желтый или янтарный говорят: «Внимание! «, а красный — «Стоп! «. Такое значение стандартизировано в Британии в 1893 году. До этого зеленый служил для предостережения, белый позволял двигаться, а красный запрещал.

Зеленый — знак разложения и плесени. Осирис, бог умирающей и воскресающей природы, покровитель и судья мертвых, изображался зеленым. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда — цвет непослушания и проказ. Символизирует также зависть и ревность. Как символ молодости зеленый равносилен незрелости, несовершеннолетию, неопытности, наивности.

В христианских церквах зеленый предписывается для богослужений в период между Крещением и Троицей. Зеленый священный в исламе.

На национальных флагах зеленый обычно помещают, чтобы подчеркнуть роль сельского хозяйства или обилие лесов.

В геральдике зеленый называется «верт» (сокращение «vt»). При монохромном изображении герба он рисовался диагональными линиями с левого верхнего угла до правого нижнего.

6. Желтый

Цвет Солнца и лета. В алхимии золото считалось застывшим солнечным светом.

Символизирует славу и Божественную власть (в связи с «солнечными» ассоциациями: свет, тепло, мощь), откровение любви и премудрости Божией.

В триаде солнечных красок желтый соответствует разуму. Это оживляющий и очищающий колер. В греческой мифологии — атрибут Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя земли и небес.

В Китае цвет шафрана — это краска императора: во времена династии Цин, последней правящей династии (1644-1911), только император имел право надевать наряды желтых расцветок. Это также оттенок шапок даосских монахов.

В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы показать счастье единения, которое она ждет. По Гете, желтый — ближайший к свету, первое явление света в веществе.

В символизме раннего христианства желтое (золотое) означает славу, плодородие, доброту. Это соответствует земле.

Имеет и противоположную трактовку — как цвет предательства, ревности, лжи и трусливости. По принятой у католиков символике — испытание страданием или завистью. В церковном искусстве Каина и Иуду Искариота обычно рисовали с желтыми бородами. В некоторых христианских странах евреев изображали в желтых одеждах, поскольку они «предали Иисуса».

Во время Второй мировой войны в странах, оккупированных нацистами, евреям предписывалось носить повязки с желтой звездой, «повязки позора». В средневековой Европе до XVI века кое-где двери домов уголовных преступников и предателей мазали желтой краской.

Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались одетыми в желтое, как знак того, что они изменили Богу. Трусов называли «желтопузые», поскольку считалось, что печень труса лишена крови и имеет желтый цвет (или белый).

Также — цвет болезни.

В Международной системе сигналов желтый обозначает букву Q. По прибытии в порт зарубежного государства этот флаг поднимают, чтобы передать сообщение: «На моем судне все здоровы, и я прошу освободить меня от карантина» (карантин предусматривается международными правилами здравоохранения).

Желтый международно признанный цвет, используемый для мер безопасности — в него окрашиваются спасательные вертолеты, а в некоторых странах — пожарное оборудование, прежде красное. В правилах дорожного движения желтый служит предупредительным сигналом, в футболе желтая карточка представляет «предупреждение».

Термин «желтая пресса» и «желтый журналист» употребляются по отношению к тем, кто поставляет искаженную информацию и сенсации для увеличения тиражей своих изданий. В Китае «желтой литературой» и «желтыми фильмами» называют порнографическую продукцию, но, с другой стороны, согласно «Книге китайских символов», «женщина желтого цвета» — это женщина, сохраняющая девственность.

В геральдике желтым обозначается золото, которое носит название «ор», на не цветном изображении его отмечают точками.

7. Розовый

Розовый — это цвет любовной интрижки,
и один друг говорил мне,
что только девушка в розовом платье обязательно
будет приглашена на каждый танец.

А. К. Хоттес

Это телесный цвет, оттенок чувствительности, и, как считают специалисты, — один из тонов, вызывающих наибольший аппетит.

Во время Второй мировой войны в оккупированных нацистами странах геев обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый, а иногда — розовый треугольник, с тех времен используется такими организациями, как «Гордость голубых».

8. Красный

В русском языке красный и красивый — однокоренные слова. Потому Красная площадь — это красивая площадь, красная девица — красавица.

Красный связан со светом, с огнем: солнцеворот наши предки называли «кресъ», а глагол «кресать» имел смысл «вырубать огонь».

Как цвет любви восходит к огню, который несет тепло. Эмблему с сердцем можно видеть на поздравительных открытках, в надписях типа «Я люблю…», где заменяют слово «любовь» сердцем, причем сердце изображается красной краской (экологические организации рисуют сердце зеленым в лозунгах типа: «Я люблю природу, не загрязняемую свинцом»).

Наиболее агрессивный, ассоциируется с живой протекающей кровью. Это огонь, чувства, война, жертва, революция, сила, мужество, страдание, могущество, справедливость. Первобытный человек кропил кровью любой объект, который хотел вернуть к жизни. На божественном языке символов красный — Божественная любовь.

На Дальнем Востоке это краска радости и богатства.

Красные ворота в Китае обозначали дома чинов первой степени, знатных и богатых людей. В брачных обрядах преобладает на всех предметах, окружающих жениха и невесту. При оценке сочинений удачные места обводят красным контуром. В Монголии, Корее алые точки нашивают на новогодние наряды как амулеты.

Как цвет, символизирующий кровь, красный часто использовали для военных целей на протяжении многих столетий. Например, когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо багряной краской в честь бога войны Марса. В Британском военно-морском флоте красный флаг как «вызов на бой» существует с XVII века.

На протяжении двух последних столетий был цветом анархии.

Красный флаг — знамя международного социализма и левого крыла в политике в целом. Флаг использовался коммунарами Парижской коммуны 1871 года. В России во время восстания 1905 года и Октябрьской революции 1917 года была воспринята символика Французской революции, в том числе красный цвет. Армию революции назвали «Красной армией», поддерживающих революцию — «красными».

В средневековом христианском искусстве его считали цветом милосердия, Божественной любви. Серафимы, которые в иерархии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Богу выше всех и «пребывают в Божественном жаре», обычно изображаются красным.

Служит цветом богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресенья и в Крестовоз-движение (14 сентября). В «Семи таинствах» Рогер фон дер Вейгена Ангел таинства покаяния изображен в огненной тунике. В день Святой Троицы служил олицетворением Святого Духа, который спустился с небес, подобно языкам пламени. Он напоминает также о мучениках, которые пролили кровь за свою веру.

Выражения:

-«красный день календаря» происходит от обычая помечать церковные праздники и даты красными чернилами.

— «красным» в смысле «в дебет», идет от принятого в прошлом у банковских служащих обыкновения записывать убытки красными чернилами.

— «красная нить» происходит от бытовавшего в XVII веке правила перевязывать красной ленточкой официальные юридические или правительственные бумаги.

Красные волосы часто связывают с горячим темпераментом. Это еще и цвет магии, так как шляпы фей всегда красные. Он повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «Стоп».

Красный — стыд и бесчестие. Марк Твен писал, что человек — это «единственное существо, которое краснеет или по крайней мере должно краснеть».

В пуританской Новой Англии в XVII-XVIII веках женщины, уличенные в незаконной связи, должны были носить на платьях красную букву «А». Также определял «ночных бабочек», напоминая о том, что Иоанн в «Откровении» (17:1-6) видел блудницу в багряном «…сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными … напоенную кровию святых».

Район, где находятся публичные дома, называют районом «красных фонарей», поскольку именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

В геральдическом языке обозначается как «польз» (сокращенно — ди). При черно-белом рисунке его указывают вертикальными линиями.

9. Пурпурный

Свидетельствует о власти, славе, почете, величии, мощи.

Как комбинация красного и синего, символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, пурпур представлял золото. У древних римлян и греков пурпурные тоги носили только императоры, цари, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассоциируется с троном и властью. Выражение «рожденный в пурпуре» по отношению ко всем, кто принадлежит к высшему классу, восходит к временам Византийской империи, где существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными покрывалами на стенах.

Литературный оборот «пурпурная проза» применяется по отношению к писаниям, которые чересчур замысловаты и вычурны. Это высказывание впервые использовал римский поэт Гораций в «Науке поэзии», написанной примерно в 20 г. до н.э.

В христианских церквах пурпур — отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание. Туалеты пурпурных тонов надевают во время Великого Поста для церемоний, связанных с «крестными муками».

В геральдике пурпурный, называемый «пурпур», на черно-белых обозначается диагональными линиями от верхнего правого края до нижнего левого.

10. Серый

В принятой у католиков символике бурый или серый означал смирение. Серая мышь, серость — символ незаметного, не талантливого человека.

11. Черный

Ночь, смерть, разложение, грех, зло и деструктивные силы, тишина и пустота. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, обозначает негативное начало. Символ потусторонности, инфернальности.

Черный и темно-синий были символами атрибутов Бога и возрождения человека (восставшего из праха). Таким цветом изображались Сатурн, Озирис, Кнеф-Аммон, Кришна, Будда.

Противоположение черного и голубого — ночи и дня — представляет борьбу жизни и смерти, деятельности духа и деятельности тела, в материальном состоянии эта борьба символизируется временем. Сатурн — символ времени. Храм и статуя Меркурия были из голубого камня. Одна из рук этого Бога была белой, другая — черной.

В китайской философии — это Инь, вода.

В «Апокалипсисе» вороной, черный конь — символ голода.

По католической символике черный — краска скорби, смерти или покоя.

Черный являлся одним из пяти цветов, предписанных в 1200 г. 176-м папой Иннокентием III для обозначения времен года в христианском календаре. Черный использовали в мессах по усопшим на службах в Страстную пятницу. С недавних времен церковь стала учитывать национальные особенности (к примеру, черный в Японии обозначает радость), и использование черного перестало быть обязательным. В средневековом искусстве символизировал раскаяние.

Как цвет смерти, был символом отказа от мирской суеты, отдания себя в духовное служение. Это окраска облачения монахов — как православных, так и буддийских.

Черный как цвет ночи и земли — символ зарождения всякой жизни, а потому символ алхимии как духовного Делания. В алхимии соответствует гниению, эмблема этого цвета и процесса — ворон.

В качестве знака смерти черный использовался многими: он был на флаге анархистов, на флагах пиратов.

В британском суде при произнесении смертного приговора судья разрывал квадраты черной материи.

Бубонную чуму, уничтожившую в 1348 г. только в Европе почти 25 миллионов человек, называли «черной смертью», потому что тело заболевшего чумой чернело.

Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, и все прочие, кто имел дело с «князем тьмы» (дьяволом), именовались «черной магией» (в данном случае «связанный с дьяволом»).

В геральдике черный называется «траур». На гербе его помечают буквами «s» или «sa», либо заштриховывают нижнюю часть рисунка горизонтальными или вертикальными линиями, а при печати ее покрывают сплошным черным.

Проект

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Аннотация

Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Цель и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:

Цель для взрослого: формировать исследовательские навыки у ребенка дошкольного возраста.

Задачи для взрослого:

  • мотивировать ребенка к деятельности исследовательского характера;
  • стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Цель для ребенка: узнать причину появления радуги и получит радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях; закрепить последовательность цветов радуги.

Задачи для ребенка:

  • найти информацию в различных источниках о радуге
  • систематизировать свои знания, чтобы ответь на вопросы: «Как образуется радуга», «Какие бывают радуги»,«Можно ли наблюдать эту красоту дома в любое время года?»

Методика исследования: Поиск информации, работа с интернет ресурсами, использование ИКТ, систематизация информации, проведение экспериментов, проведение творческих работ.

Гипотеза: Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли. Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Объект исследования природное явление: радуга

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. поэтому многих с давних времен интересовало, откуда же берется столь прекрасное зрелище. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки.

Радуга настолько красива, что ее воспевают в песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Название

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

Проблема

Когда Елена Викторовна рассказала, что радугу можно создать самим, мы не поверили и решили попробовать так ли это на самом деле.

Гипотеза

Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Цель

Узнать причину появления радуги и возможно ли получить радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях с помощью взрослого

ВИД

По количеству:

  • групповой

По приоритету метода:

  • информационно-поисковый

По контингенту участников:

  • детский

По продолжительности:

  • краткосрочный

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап

Поиск информации

  • чтение энциклопедий, просмотр познавательных мультфильмов, поиск информации в Интернете, в различных источниках: книги, журналы.

2 этап

Создание творческой копилки

3 этап

Практический: продуктивная деятельность;

экспериментирование с различными материалами (под руководством взрослого)

4 этап

Презентация работы «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

5 этап

Заключительный

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать радугу путем опытно-экспериментальной деятельности, применяя различные материалы

1.1. Значение слова «радуга»

Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги: «Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке»

В различных словарях слово радуга истолковывается по – разному.

  1. Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)
  2. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
  3. Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
  4. Радуга - претерпевшее изменение слово «радуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля)

1.2. Легенды и верования, связанные с радугой

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. В те времена об оптике даже и не слышали. Потому люди придумывали мифы и легенды, а также существовало множество примет. Вот некоторые из них.

  • В древнегреческой мифологии, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
  • В древнеиндийской мифологии - лук Индры , бога грома и молнии.
  • В скандинавской мифологии радуга - это мост соединяющий мир людей и мир богов;
  • В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли.
  • В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов .
  • В армянской мифологии радуга - это пояс Тира , первоначально бога Солнца, потом - бог письменности, искусств и наук.
  • В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем. Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

1.3. Откуда берется радуга?

Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги - одна из них очень яркая, вторая - бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке - верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя - красную.

Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

1.4 Виды радуги

1. Зимняя радуга

Зимняя радуга очень странное и необыкновенное явление. При сильно низкой температуре воздуха, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

2. Для образования огненной радуги нужно, чтобы солнечные лучи свет проходили через перистые облака, когда солнце располагается на высоте около 58 градусов над горизонтом. Ещё одним неотъемлемым условием являются шестиугольные кристаллики льда (из которых состоят перистые облака), которые имеют форму листа и своими гранями должны быть параллельны земле. Когда свет проходит через вертикальную грань такого ледяного кристалла, он преломляется аналогично, как если бы он проходил через призму. При такой схеме солнечный свет преломляется и разделяется на спектр, который всеми цветами радуги «зажигает» перистые облака.

3 . Лунная радуга или ночная радуга - это свет, отражаемый от поверхности Луны. Радуга от Луны намного тускнее, чем от Солнца, потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Это очень редкое природное явление. Если наблюдать такую радугу невооруженным глазом, она может показаться бесцветной, поэтому её часто называют «белой». На нашей планете есть немного мест, где феномен ночных радуг повторяется часто. (Южная Америка, Австралия)

4. Белая радуга (туманная радуга)

Это явление возникает при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из наимельчайших капелек воды. Белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенный сзади нас, освещает слабый туман перед нами. Даже уличный фонарь может создавать белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.

2. Создание творческой копилки

  • Рассматривание репродукций картин разных художников с изображением радуги;
  • Рассматривание иллюстраций в художественной литературе;
  • Чтение сказок и рассказов;
  • Изучения спектра цветов радуги;
  • Просматривание мультфильмов о радуге.

3. Практическая часть

3.1. Продуктивная деятельность

* Рисование «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Пластилинография «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Коллективная аппликация «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

3.2. Эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Эксперимент 1. Радуга на диске

Оборудование: диск компьютерный или DVD

Ход: направить источник света на диск. На диске отразиться спектр радуги.

Эксперимент 2. «Радужный пузырь»

Оборудование: мыльный раствор (мыльные пузыри промышленного производства)

Ход: надуть мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма

Эксперимент 3. «Хрустальная радуга»

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Ход опыта. Необходимо поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Эксперимент 4. «Радужная плёнка»

Оборудование: миска с водой, бутылочка светлого (прозрачного) лака для ногтей.

Ход: миска с водой стоит на столе, где нет солнечных лучей. Капнуть каплю лака в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Повернуть миску к свету, когда луч падает на воду видны радужные переливы.

Эксперимент 5. «Радуга, появись»

Оборудование: зеркало, миска с водой.

Ход: поставить зеркало в миску с водой под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену (картон белого цвета). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим радужный спектр. Вода в тарелке выполняет роль призмы (предмета, способного разложить луч света на составляющие). При входе в воду видимый свет (белый) преломляется и становиться спектром радуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу, можно узнать, что радуга появляется благодаря физическим явлениям, которые называются отражение и преломление света. Преломление и распад солнечного света в капельках воды называется спектром, а сами капли – призмой. Радуга может быть одной дугой, может быть двойной. Чаще всего ее можно увидеть летом и поздней весной, реже – зимой, в ночное время суток. Гипотеза подтвердилась: радугу можно получить в домашних условиях, с помощью водяных призм, мыльных пузырей, хрусталя, лака и дисков.

Выводы исследовательской работы.

  1. Радуга – явление оптическое.
  2. Радугу можно получить в домашних условиях в любое время, используя разные способы.
  3. Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает радость, восторг, восхищение, поэтому она способна улучшить настроение.

О роковой охоте великого путешественника Николая Михайловича Пржевальского, послужившей прологом его преждевременной и скоропостижной смерти. А сегодня мне подробнее хочется остановиться на "виновнике" кончины неутомимого исследователя Центральной Азии. Итак - фазан.

Фазан - птица хорошо известная всем жителям юга Казахстана. Даже те, кто никогда не встречал её в живой природе, наверняка слышал гортанные крики, похожие на звуки, извлечённые тут же испугавшимся ребёнком из флейты или фагота. Хрипло высвистав пару нот, исполнитель тут же умолкает, словно убоявшись собственной смелости. И старается поскорее поменять диспозицию, торопливо перебегая подальше от собственного крика. А бегает он мастерски - недаром по скорости считается непревзойдённым чемпионом своего семейства.

Может быть, как раз эта осторожность и позволяет птице селиться в такой непростительной близости от своего главного врага. В городской черте Алматы, например. Причём, услыхать "пение" фазана легко могут не только жители городских окраин и коттеджных посёлков на горных "прилавках", но и посетители Ботанического сада, и пациенты крупных городских санаториев, сохранивших свои территории с советских времён.

Но в любом случае фазан всегда помнит о своей безопасности. И всегда отыщет для себя такие дебри, куда не дотянулась рука паркового дизайнера. И пройдёт там, где разросся самый густой кустарник, где древесная поросль образовала самые непроходимые заросли. Непроходимые - для человека.

Но появление фазанов у порога своего злейшего врага - это не порядок вещей, а скорее суровая необходимость, поведенческий риск ввиду сокращения естественных фазаньих угодий под натиском урбанистических тенденций. А ещё - следствие необычайной приспособленческой пластичности этого родственника наших домашних кур.

Наиболее идеальные условия для проживания фазанов в живой природе Казахстана - это тугайные леса в поймах рек: вдоль Сырдарьи, Чу, Или и многих малых рек Семиречья: от Арала до Алаколя, в камышах Северного Прикаспия. Здесь эти красивые птицы и благоденствовали многие тысячелетия.

Встреча с фазаном в тугаях всегда неожиданна для благодушного любителя природы. Потому что застигнутый врасплох "лучший бегун среди куриных" вспоминает вдруг о своей способности ещё и летать. И выпархивает из-под самых ног, производя при этом страшный шум неумелого летуна, усиленный паническими криками.

"Взлетает только при внезапной опасности и сильном испуге, причём из высоких зарослей взлетает так называемой свечкой - почти вертикально, а затем уж переходит на обычный горизонтальный полёт, с чередованием кратковременных взмахов крыльями и планированием", - пишет патриарх казахстанской орнитологии Анатолий Фёдорович Ковшарь.

Почти так же взлетают ракеты из легендарного комплекса С-400. Но на этом сходство кончается. Ракеты уносятся вдаль решать свои оборонные цели, а фазан… Фазан становится лёгкой мишенью для не очень даже искушённого охотника. Недаром крупные соревнования стрелков-стендовиков, проходившие в советские времена, носили название "Золотой фазан".

Неслучайно фазаны южных территорий современного Казахстана жили и не тужили до тех пор, пока охотники не обзавелись огнестрельными ружьями. Во второй половине XIX века Сырдарья считалась ещё полноводной рекой, а густые тугайные леса и безбрежные тростниковые джунгли по её берегам были подлинным раем для всякой живности, включая бесчисленных кабанов, многочисленных ещё тигров и вовсе несметных (как казалось многим) фазанов. Так продолжалось, пока охотники, вооружившись по-новому, не начали методичное и массовое истребление природных сырдарьинских обитателей.

С особенным азартом профессионалы и любители взялись за фазанов. Дело в том, что фазанье мясо считалось ценным деликатесом в фешенебельных ресторанах Москвы, Петербурга и европейских столиц. Потому поставки фазанятины стали прибыльным бизнесом для промысловиков и скупщиков Перовского уезда. По некоторым данным, в хорошие сезоны с берегов Сырдарьи к столам столичных гурманов поступало до 30 тысяч тушек благородной птицы.

Понятно, что природа отреагировала на такое неконтролируемое и азартное избиение обыкновенно - фазаны стали всё реже попадаться в прибрежных лесах Сырдарьи. "Фазаний промысел давал значительный заработок местным охотникам, но безжалостное поощрение московских прасолов к уничтожению этой полезной птицы вызвали сперва ограничительные, а затем и запретительные меры к её вывозу". Так подытожил историю промысла источник тех лет.

Но пока фазан был обычным представителем фауны - его долбили немилосердно. И те 16 птиц, которых настрелял в роковой для себя день Пржевальский на берегах Чу - добыча, может, и немыслимая для современных охотников, но по тем временам не столь уж и впечатляющая. Вот цитата из охотничьего рассказа современника Пржевальского, стрелявшего фазанов в низовьях Сырдарьи, близ Раимского укрепления: "Охота составляла для нас истинное наслаждение. Верстах в 15-20 от Раима фазанов была такая гибель, что в зимние дни мы вчетвером убивали их по 80 штук".

Успех, который имела фазанятина у модных рестораторов и столичных гурманов, понятен. По большому счёту, фазан - это курица, они относятся к одному отряду. Однако фазан, хотя и курица, но с претензией на большее.

Единственный представитель семейства фазановых (из отряда куриных) в Казахстане - фазан обыкновенный, кыргауыл. Phasianus colchicus. Несмотря на азартную охоту, нашим охотникам до сих пор не удалось довести нашего же фазана до Красной книги. И не последнюю роль в этом сыграла - нет, не тревога общественности и не защита государства! - гипертрофированная осторожность этой птицы.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Но не каждый фазан желает показывать охотнику место, где он сидит.