Не жалею зову плачу настроение. «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение написано С.Есениным в 1921 году, в ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о преходящести бытия, о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступит еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Это стихотворение - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может расчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает…

Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за благодать жить на этой земле.

Высказанные мысли, и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть потому, что Есенин здесь, как, впрочем, и во многих других своих стихах, представляется частью природы. Если пользоваться словами М.Пришвина, это «видение души человека через образы природы».

Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: «страна березового ситца», «пламень уст», «гулкая рань», «розовый конь»… Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая несвойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово «розовый» создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:


Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе.
Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.
Прошлое («страна березового ситца не заманит шляться босиком»), настоящее («дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст»), грустные думы о будущем («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым») - все сливается в единую картину человеческой осени.

Есенин задает себе вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством: «Неужели это так на самом деле?». Ох, как не хочется в это верить, он делает попытку, если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: «Только во сне сдалося, что на свете жилося», что еще раз напоминает о народных корнях поэта.
И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни:

Ушедшая молодость

В первом четверостишии поэт передает свое нежелание о чем-то мечтать и на что-то надеяться. За спиной у него несколько неудачных браков, множество громких скандалов и… слава. Слава, как он сам выразился, «похабника и скандалиста». Сегодня на его стихи пишут песни, они входят в школьную программу. Его фамилия знакома даже тем, кто книги в руках за всю свою жизнь не держал. Есенин - один из немногих поэтов, которые были признаны еще при жизни. Но это признание не сделало его счастливым.

«Не жалею, не зову, не плачу» - С. Есенин написал эти строки в 1921 году. Через год он уехал за границу. Не потому, что женился на иностранке. Дункан он встретил вовремя, именно тогда, когда в Москве, казалось, свершилось все, на что он надеялся и о чем мечтал. Только удовлетворения это не принесло. И он ухватился за зыбкую надежду что-то изменить.

Охладевшее сердце

За шесть лет до этого он приехал в Москву. И писал, что все ему в родном краю опостылело. Тогда Есенин еще мало знал и видел. И, возможно, мечтал о славе и известности. Он этого всего добился. Но когда человек стремится к своей цели всем существом, коснувшись ее, разочаровывается. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» передает чувства человека, прошедшего тяжелый стремительный путь, и растратившего в дороге все свои силы.

Если образ бродяги по приезде в столицу его увлекал, то сейчас он говорит о бродяжьем духе как о том, что впредь уже его не расшевелит. Сравнительный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» и произведения «Устал я жить в родном краю» человека, незнакомого с творчеством русского поэта, введет в заблуждение. Создается впечатление, что временной отрезок между написанием этих двух стихотворений составляет целую жизнь.

Утраченные желания

Есенин с горечью вспоминает о своей юной резвости, наивности. Словно старик, проживший долгий век. Есть люди, которым отмерено мало. Они летят с ускорением вниз, успевая прожить, прочувствовать и прогореть так быстро, что, кажется, они и жить-то еще не начинали. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» еще раз подтверждает причастность поэта к этому типу людей. Их очень мало. Они, словно падающие звезды, загораются где-то далеко и исчезают. Но зрелище красивое. Как и стихи Сергея Есенина. Его произведения любили многие: актеры, писатели, сотрудники НКВД, извозчики, официанты. Его самого не любил никто…

Усталость

Скупее в желаньях он стал, возможно, потому, что не знал, чего еще можно желать. От скуки, усталости и пустоты в душе. Его стихи печатают, его просят на сцену, ему все рады. Но искренняя ли это радость? Одни ему завидовали, другие им пользовались, третьи жалели, но не могли вынести. К скандалам и пьянству сложно относиться с пониманием. Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» говорит об опустошенности автора этого стихотворения. В первые московские годы он еще радовался тому, как завороженно его слушают на сцене, званом вечере и в кабаке. Дабы развлечь себя и придать своей популярности некую пикантность, он разжигал скандалы. Иногда просто так, от скуки. Но теперь ему это все уже неинтересно.

Поэтические образы

Слова, с которых начинается стихотворение, передают нарастание чувств. Этот поэтический прием известен в литературе под термином «градация». Есенин, несомненно, создавая их, не опирался на поэтическую теорию. Слова сами выстраивались у него в голове. Он был гениальным мастером импровизации. В стихотворении еще множество художественных приемов и образов, которые автор использовал неосознанно, интуитивно. Так, например, в словах «половодье чувств» можно увидеть странное, но прекрасное сочетание явления природы и человеческих ощущений.

Жизнь как сон

Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» демонстрирует, как быстро, по убеждению поэта, пролетели его годы. Для усиления чувств используются метафоры. Он пролетает на «розовом коне» так быстро, что ему кажется, будто он не жил, а видел странный сон. И завершает стихотворение печальными строками об увядании всего живого. Он как будто сравнивает себя с листвой, опадающей осенью. Тоске обо всем, что цветет и умирает, рано или поздно, посвящается произведение «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения можно делать бесконечно. Ведь здесь в каждом слове скрыта часть душевного мира поэта, который ушел из жизни в тридцать лет. А в двадцать шесть чувствовал, что все уже позади.

Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» - это свидетельство редкого поэтического мастерства. Мастерства, которое не появляется в результате долгого труда, а дается свыше. Но тот, кто им обладает, уходит, как правило, рано.

1.Тема стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу” - размышления о прошедшей молодости и о смерти. Данное стихотворение принадлежит философской лирике Есенина.

3.Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф по четыре стиха в каждой. В первых четырех строфах автор говорит о своей увядшей молодости.

Последняя строфа несет главный посыл стихотворения:” Все мы, все мы в этом мире тленны”.

4.Ритм, рифма, размер. Рифма - перекрестная. Размер - пятистопный хорей. Ритм стихотворения довольно мелодичный.

” Будь же ты вовек благословенно

Что пришло отцвесть и умереть”.

6.Художественные средства языка. Автор использует эпитеты: ’’ дух бродяжий”, ” на розовом коне”, “страна березового ситца”, “О, моя утраченная свежесть”. Он использует их, чтобы описать свою молодость. В стихотворении присутствуют метафоры: “сердце, тронутое холодком”, “пламень уст”. Можно увидеть и сравнения: “как с белых яблонь дым”, ” словно проскакал на розовом коне”. Это говорит о том, что Есенин был мастером слова.

7. Моё впечатление. Мне понравилось стихотворение, так как Есенин уже смирился с уходом своей молодости. Однако стихотворение передаёт мне грустное настроение автора и мне это не понравилось.

Данное произведение было написано Сергеем Александровичем Есениным в 21 году прошлого столетия. В это время начинающему поэту было всего-навсего двадцать шесть лет. Постоянные проблемы и появившийся жизненный опыт побудили его создавать шедевры на грустную тематику, в текстах появились философские мысли о сущности бытия и скоротечности жизненного процесса.

Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу. Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю. Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.


На протяжении всего стихотворения время от времени выплескиваются наружу различные яркие высказывания, чувства и напор просто захватывают читателя. Фразы просты и искренни, поэтому способны покорить и пленить даже самого скрупулёзного человека. Автор старался создать такой образ, где будет совмещена душа человека, его чувства и натуральность характера природы.

Что делает стихотворение изысканным?

Сергею Есенину присуще использовать в своих произведениях всю палитру красок. Этой особенностью обладали не все поэты того времени. Автор в строках использовал множество оттенков, к примеру:

♦ «…страна березового ситца…»;

♦ «…пламень уст…»;

♦ «…гулкая рань…»;

♦ «…розовый конь…».


Таких фраз в строках стихотворения большое количество и они используются уместно. Цветовая гамма создана таким образом, что способна передать тончайшие настроения, а также одухотворенность с живописным характером.

Многие осудят данные строки и будут абсолютно неправы. К примеру, людям, анализирующим стихотворение, может показаться, что использование розового цвета здесь будет совсем неуместно, так как он маловыразительный и скорее промежуточный, разбавленный в характеристиках. Но Есенин смог передать эту краску так, что вокруг нее сформировалась четкая выразительность. По мнению поэта, только розовый цвет способен передать все те чувства, которые связанны именно с молодостью, юностью, красотой и свежестью. Не стоит забывать о «розовых очках», которые ассоциируются с безмятежностью, молодостью, неопытностью.

Стихотворение обладает своеобразной песенностью. Идея музыкальности звучит в каждой строке. Поэт использует большое количество всевозможных сравнений, метафор и создает изысканную красоту форм. Все это используется для того, чтобы как можно полнее и глубже выразить особенные переживания и чувства. Здесь используются фразы о прошлом, настоящем, а также грустные раздумья о грядущем будущем. Такие особенности позволяют создать картину душевной осени.

Следует отметить, что мотивы философского направления чаще всего встречаются у поэтов в зрелом возрасте, но бывают и исключения. Таким ярким примером является именно Сергей Александрович Есенин, который закончил свой жизненный путь в весьма раннем возрасте, а именно в тридцать лет.

У многих читателей возникает вопрос: «Что же заставило человека в молодом возрасте переосмыслить свою короткую жизнь?». По этому поводу существует множество мнений. Вероятно, у него возникло чувство безысходности и невостребованности в настоящем мире, который постоянно меняется и удивляет своей скоростью развития, становясь «железным». Но поэт не теряет живости в своих произведениях, он постоянно использует живые образы. Произведение «Не жалею не зову не плачу…» - это поэзия, распевающая о живом и одухотворенном мире.

Анализ стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»

Творение Сергея Есенина интересно и изысканно. Оно позволяет почувствовать настоящую природу чувств, которая отслеживается практически во всех произведениях поэта. Здесь существует особенная связь поэта со старинными традициями в русской литературе.

Сама строка «Не жалею, не зову, не плачу…» представляет собой повтор отрицательных моментов, причем троекратный. Это своеобразная градация, позволяющая усилить взволнованность в поэтических речевых оборотах. Именно эта фраза дает читателю понять, что основная тема стиха – это смирение и принятие сущности судьбоносных действий.

Это знакомо каждому христианину, ведь отрицание и принятие – это уже традиция у народа, который готов воспринимать все как есть на самом деле, не имея сожаления и не упрекая никого в содеянном. Все это придает стихотворению афористичность, т.е. в каждой строке присутствуют своеобразные мысли и размышления, которые способны выразить мудрость русского народа, сформировавшуюся на протяжении многих веков. К примеру, весьма понятна и интересна фраза «…Все пройдет, как белых яблонь дым…».

Следует отметить, что стих представлен в обширной оттеночно-цветовой гамме. Здесь используется как белый цвет (дым), так и золотистое увядание листвы, показывающее осенний период года. Во всех произведениях Есенина, созданных в то время, отслеживается именно цветопись – она является характерным признаком типологии написания. Некоторые вещи кажутся слишком замысловатыми и могут анализироваться по-разному, к примеру, «…гулкая рань…» или «…розовый конь…»

Практически в каждой строке произведения отслеживается постоянное сожаление о том, что молодость уже ушла и впереди лишь грустное и скучное однообразие будущего. В тексте присутствую фразы, которые просто кричат об этом:

«…О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!...»


Для придания стихотворению особенной впечатляющей взволнованности и доверительности, автор по тексту применяет различные риторические вопросы о жизненных ситуациях, помимо риторических обращений, к примеру:

«…Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?...»


Далее по тексту следует замысловатый ответ на поставленный вопрос. Автор использует множество всевозможных эпитетов, которые, на первый взгляд, могут показаться «фантастическими», но имеют свой эксклюзивный смысл. Есенин указывает на то, что не стоит относиться к жизни слишком легкомысленно, что рано или поздно человек прозреет и ощутит суровую реальность настоящего мира.

Следует отметить, что, как и многие иные произведения с философским направлением, данное творение имеет характер исповеди. Есенин использовал при создании пятистопный хорей, который дополняется максимально точными рифмами. Он имеет неспешное и размерное звучание, не имеющего слишком замысловатого скрытого подтекста. Автор, прощаясь со своей молодостью в стихах, создает ощущение того, что он вскоре уйдет насовсем. Особенно это прослеживается в строках:

«…Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым…»


Здесь, как и по всему произведению, ощущается взаимопроникновение человеческой натуры и природной натуральности. И это вполне объяснимо, ведь автор передает читателю мысль о том, что его молодость увядает, сравнивая свое состояние с деревьями, которые не могут быть вечно молодыми и красивыми. В строках прослеживается особенное разочарование, которое он ощущал на протяжении своей жизни.

В последних строках стиха описываются откровения поэта, которые звучат как смиренное признание сущности. Это свидетельствует на то, что только мудрый человек способен спокойно воспринять уход из настоящего мира.

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение. Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» - говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения - скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката - вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом - монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны. Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций. Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой - очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию. «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» - все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Заключение

В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница. Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь. Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».