Представление команды на квн по информатике. Открытый урок информатики - квн

Елисеева Наталья Николаевна
Зам.руководителя по УР, преподаватель информатики
КГКП «Павлодарский бизнес-колледж» отдела образования

управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Цели мероприятия:

  • развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, коллективизма;
  • воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
  • повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях.

Звучит музыка и песня «Гимн КВН»

Мероприятие начинается со вступительного слова ведущего и представления членов жюри.

Ведущий:

Добрый день! Рад(а) приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы начинаем КВН по информатике.

Разрешите представить вам жюри в составе:

  1. Камитова С.К. преподаватель математики
  2. Шундрик С.Н. преподаватель физики
  3. Потурайко С.А. преподаватель химии

Настало время познакомиться с командами.

Ведущий:

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Вы в поход отправляетесь смело

В мир загадок и сложных задач.

Первый наш конкурс – «Приветствие». Задача команд – обосновать название команды и представить участников. Максимальная оценка за конкурс — 5 баллов. Первой своё приветствие на суд зрителей, болельщиков и жюри представляет команда «…».

1. Конкурс приветствия команд

Капитаны команд представляют названия своих команд, их участников. Команды обмениваются приветствиями, а также приветствуют жюри и болельщиков.

Максимальная оценка 5 баллов

Ведущий:

А теперь слово команде «….»

Ведущий :

Третьей на нашу сцену выходит команда – «….»

Четвертой команда…….

Пятой команда ……..

Шестой команда……

Ведущий:

Прошу жюри оценить приветствие команд.

Команды приглашаются на сцену для разминки.

Ведущий:

Конкурс «Разминка» включает в себя несколько заданий. Первое из них – «Блиц-опрос». Каждой команде будет задано 5 вопросов. Нужно быстро, не задумываясь ответить на них. За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество баллов – 2. Будьте внимательны, не ошибайтесь!

Ведущий :

Ну а кто первым будет отвечать на вопросы этого тура, мы сейчас узнаем. Капитанов команд я попрошу вытащить жребий. Итак, первые 5 вопросов предназначены команде «….» (ведущий остаётся на сцене )

Разминка

  1. Конкурс «Блиц-опрос»

Вопросы для первой команды:

  1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)
  2. Устройство визуального отображения информации? (Дисплей)
  3. Совокупность нескольких запоминающих устройств? (Память ЭВМ)
  4. Абстрактное информационное пространство, являющееся средой для обмена информацией? (WWW)
  5. Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит? (Байт)

Вопросы для второй команды:

  1. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК? (Клавиатура)
  2. Лицо, которое пользуется ЭВМ? (Пользователь)
  3. Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла? (Расширение)
  4. Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера? (Драйвер)
  5. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию? (Дисковод)

Вопросы для третьей команды:

  1. Наименьшая единица количества информации? (Бит)
  2. Совокупность знаний, сведений и данных? (Информация)
  3. Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации? (Процессор)
  4. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода? (Кодирование)
  5. Манипулятор в виде укрепленной на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр? (Джойстик)

Вопросы для четвертой команды:

  1. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер? (Сканер)
  2. Программа просмотра веб-страниц с возможностью перехода к следующей по гиперссылкам? (Браузер)
  3. Устройство для вывода чертежей на бумагу? (Плоттер)
  4. Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных? (Компьютер)
  5. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)? (Система счисления)

Вопросы для пятой команды:

  1. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером? (Винчестер)
  2. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть? (Модем)
  3. Элементарная база второго поколения ЭВМ? (Транзистор)
  4. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде? (Архиватор)
  5. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш? (Курсор)

Вопросы для шестой команды:

  1. Главными частями его являются операционная система и система программирования? (Системное программное обеспечение)
  2. Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя? (Программное обеспечение)
  3. Совокупность программ, являющаяся посредником между ЭВМ и пользователем? (Операционная система)
  4. Кто изобрел механическое устройство для сложения и умножения чисел? (Готфрид Лейбниц)
  5. Как называется выдача чужой программы за собственную? (Плагиат)

Максимальная оценка 2 балла

  1. Конкурс «Ответ ищи в приведённом тексте»

В приведённых текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией. (Процессор)
  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети. (Монитор)
  3. Несмотря на это, его феска не раз падала с головы. (Сканер)
  4. Река Днепр интересна тем, что в ней имеются несколько гидроэлектростанций. (Принтер)
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. (Мышка)
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки. (Модем)
  7. Он всегда имел запас калькуляторов. (Паскаль)
  8. Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти – он стал бы героем матча». (Бейсик)
  9. В присутствии начальника Потап робел как ребёнок. (Пробел)
  10. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо (Графика)

Ведущий:

Следующий наш конкурс – «В мире логики». Конкурс состоит из двух заданий. Внимательно послушайте, что нужно сделать в первом из них.

Ведущий:

Ни для кого не секрет, что одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и разными способами. В рассказе Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. При выполнении задания командам за три минуты предлагается расшифровать текст и объяснить способ его кодирования. Максимальная оценка – 2 балла.

  1. Конкурс «В мире логики»
  1. I. «Декодирование информации»

1) рпгоармма – ывосакя опзэяи, ерузьлатыт ёе аробыт ргбуяа рпзоа. («Программа – высокая поэзия, результаты её работы грубая проза», переставлены чётные и нечётные буквы в словах)

2) йай жгнпнбн, цсн брд лъ жгдры рдвнгмю рнапакзры («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», каждая буква заменена на предыдущую)

3) рпиесбгмяён тбньц гётжмьц й обцпешйгьц («Поздравляем самых весёлых и находчивых», каждая буква заменена на следующую за ней)

Максимальная оценка 2 балла

Ведущий:

А пока команды готовятся, на сцену приглашаются капитаны команд. Вам необходимо найти в таблице слова, связанные с информатикой и объяснить их смысл. На подготовку – 2 минуты. За каждое найденное и объяснённое слово – 0,1 балла.

Конкурс капитанов

Т И Л И Т А К И М С
У Д И Л Е Р Р О С К
Ш Ь С О Р А М Е Х А
Ы М С Е Ц О Р Р Е Н
К М О Н И Д П Е Д О
Л А В И Т И С М А М
П К А А О Р К Е Т К
Л А Б Т У Р Ь П М О
А Т Е Л Ь А Ю Т Е Р

Ответ: плата, кабель, клавиатура, компьютер, монитор, дискета, модем, мышь, процессор, сканер, микросхема, дилер, утилита.

Ведущий:

Истекло время на подготовку у команд, просим их озвучить полученные результаты. Слово командам

Просим жюри оценить команды.

Ведущий:

Вернёмся к нашим капитанам. Им нужно было найти в таблице слова, связанные с информатикой и объяснить их смысл. Посмотрим, что же у них получилось. Отвечать необходимо по очереди, называя по одному найденному термину и поясняя его смысл. Слово капитану команды «Друзья»…

Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

Ведущий:

  1. Конкурс «Шерлок Холмс».

Переходим к следующему конкурсу: за пять минут команды должны решить логическую задачу. Максимальная оценка – 5 балла.

На одном званом вечере среди гостей оказалось 5 офицеров: пехотинец, артиллерист, лётчик, связист и сапер. Один из них – капитан, трое – майоры и один – подполковник. Дамы окружили офицеров таким внимаем, что все остальные гости оказались просто забытыми.

Из разговора удалось выяснить следующее:

1) У Петра такое же звание, как и у его друга-сапёра.

2) Офицер-связист и Николай – большие друзья.

3) Офицер-лётчик вместе с Владимиром и Александром недавно были в гостях у Николая.

4) Незадолго до званого вечера у артиллериста и сапёра почти одновременно вышли из строя радиоприёмники. Оба обратились к Александру с просьбой зайти к ним и помочь связисту устранить неисправность, и с тех пор приёмники у обоих работают отлично.

5) Николай чуть не стал лётчиком, но потом по совету своего друга сапёра избрал иной род войск.

6) Пётр по званию старше Александра, а Владимир старше Николая.

7) Андрей накануне званого вечера был в гостях у Александра.

Определите звание каждого офицера и род войск, в котором он служит.

Ответ: Пётр – майор и лётчик, Николай – майор и артиллерист, Александр – капитан и пехотинец, Владимир – полковник и связист, Андрей – майор и сапёр.

Максимальная оценка 5 баллов

Ведущий:

Слово нашему жюри.

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» — «Да нет, я на рыбалку» — «А я думал, ты на рыбалку…»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должен существовать её приёмник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Ведущий :

  1. Конкурс «Передача информации».

Мы переходим к следующему конкурсу – «Передача информации». Сейчас наши команды будут выступать в роли приёмника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов.

Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Оценивается оригинальность представления и количество угаданных терминов. Прошу капитанов получить задания. На подготовку командам даётся 3 минуты.

Конкурс «Передача информации»

(Задания выдаются только на карточках).

Термины для первой команды : жёсткий диск, неисправный дисковод.

Термины для второй команды : лазерный диск, колонки не работают.

Термины для третьей команды: сканер, компьютер завис.

Термины для четвертой команды : принтер, нет бумаги

Термины для пятой команды : монитор, процессор Pentium(Пентиум).

Термины для шестой команды : модем, общение через агент.

Максимальная оценка 2 балла

Ведущий:

Прошу жюри оценить конкурс «Передача информации».

Ведущий:

А мы тем временем приближаемся к нашему последнему конкурсу – «Составь стихотворение». Командам необходимо по имеющимся рифмам за 3 минуты составить стихотворение. Максимальная оценка — 6 баллов.

  1. Конкурс «Составь стихотворение»

По имеющимся рифмам за 3 минуты вам нужно составить стихотворение.

Рифмы:

ЭВМ — без проблем

нужно — дружно

Максимальная оценка 6 баллов

Конкурс для болельщиков “В чём соль?»

По заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.

  1. Если два дела одновременно делать, то ничего не получится. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)
  2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь. (Тише едешь – дальше будешь)
  3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
  4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай. (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай)

Ведущий:

Пришло время подвести итоги нашего турнира. Слово жюри.

Подведение итогов турнира, вручение призов.

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье.

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь -

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светочниковская средняя общеобразовательная школа.

КВН по информатике

Методическая разработка

Разработала: Каледина А.В.

преподаватель информатики и ИКТ

2015

П.Светоч

Введение

1. План проведения

2. Сценарий

3. Заключение

4. Литература

Приложения

Введение

Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения является игра.

С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Первой, и наиболее значимой из них является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.

Игра для ребёнка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, как предполагают непосвящённые, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира. Психологами и педагогами установлено, что если ребёнок не играет, то у него происходит задержка умственного или физического развития.

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не учит. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, но и в подростковом возрасте, она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению.

Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму.Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.

Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.

1. План проведения мероприятия

Тема: «КВН по информатики»

Методическая цель: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по информатики; развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности учащихся в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преподавателя и учеников.

Цели:

    развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;

    развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

    воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;

    повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;

    формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

    формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;

    применение знаний полученных, в результате изучения других дисциплин в процессе решения заданий по информатике.

Форма проведения: игра – соревнование «КВН по информатике»

Методы: словесные, наглядные, практические

Оформление и оборудование: расстановка столов для команд и жюри, компьютеры, проектор, экран, таблицы, шарики, дротики, метки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,

которые предстоит решить в процессе совместной работы)

2. Открытие КВН-а

3. Состязания команд

4. Подведение итогов и награждение

3. Сценарий

Открытие КВНа

Ведущий: (1 слайд)

Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения заседания клуба веселых информатиков. Темы сегодняшнего заседания “Информация”, “Кодирование”, “Алгоритмы и программы”. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания. Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные (Я знаю, что…) и процедурные (Я знаю, как…). Сегодня мы определим, что вы знаете по этим темам и как вы эти знания можете применить.

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление ).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд ).

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

Состязание команд (2 слайд)

Состязание 1. Разминка «Метки над бездной» (нажимается ссылка по названию конкурса, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

Выбор команды осуществляется с помощью жребия.
Один участник команды, (команда делает выбор) наступая на каждый след, должен ответить на вопрос. Если участник затрудняется или неправильно ответил на вопрос, то право хода получает вторая команда.
Побеждает та команда, которая быстрее прошла все следы.
Вопросы к конкурсу:

    Минимальная единица измерения информации (бит)

    Количество информации измеряется в? (байтах, килобайтах, мегабайтах…)

    Правда ли, что вместимость дискеты измеряется в сантимертах? (нет)

    Правда ли, что в алфавите ПК ровно 33 символа? (нет)

    Какая формула помогает определить количество информации, используя содержательный подход? (N=2 i)

    Ложно ли утверждение, 1бит = 8 байтам? (да)

    Ложно ли утверждение, 1 байт = 8 битам? (нет)

    Вся информация в компьютере кодируется с помощью ….? (0 и 1)

    К какой системе счисления относится число 1А? (к шестнадцатеричной СС)

    К какой системе счисления относится число 10011010? (к двоичной СС)

    Назовите любой информационный процесс (хранение, передача, сбор, обработка).

    Совокупность чётко определённых правил для решения задачи за определённое число шагов (алгоритм).

    Линейный алгоритм.

    Алгоритм с условием.

    Цикл программы – это…(последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторого условия).

Состязание 2. «Синонимы» (слайд 2) (нажимается ссылка по названию конкурса, правильный ответ появляется напротив каждого слова после щелчка мышкой, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

1 слово-синоним – 1 балл

Исходное слово

Слово - синоним

8 бит

Байт

Азбука

Алфавит

Знак

Символ

Дисплей

Монитор

Винчестер

Жесткий диск

Каталог

Папка

Лазерный диск

Пиктограмма

Знак

ЭВМ

Персональный компьютер

ОЗУ

Оперативная память

Раздаются командам карточки с таблицами, через 3 минуты собираются карточки и подводят итоги

(Приложение 1)

Состязание 3. Конкур c капитанов - игра «Слова по информатике» (слайд 2)

Дается любое начальное слово, капитан команды должен назвать следующее слово из предмета информатики, которое начинается на последнюю букву исходного слова и т. д.

Например:
Монитор – рамблер – робот – текст – трафик – компьютер – растр - …

Приносит 1 балл своей команде тот капитан, который назвал последнее слово.

Состязание 4. «Змейка» (слайд 2) (

Даются зашифрованные слова в прямоугольниках, их необходимо расшифровать.
На скорость, кто быстрее угадал, тот поднимает руку и за правильный ответ дается команде 1 балл.

Состязание 5. «Программирование» (слайд 2) (нажимается ссылка по названию конкурса, щелчком мыши на экране появляются задания и ответы, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

Даются две программы с условием, но порядок строк нарушен, необходимо правильно расставить строки в программах.

CLS IF X>=1 THEN Y=1 ELSE Y=X^2

PRINT Y PRINT Y

INPUT X CLS

IF X>0 THEN Y=X^2 ELSE Y=X END

END INPUT X

Состязание 6. ( слайд 2)

Конкурс « Осторожно вирусы » ( нажимается ссылка по названию конкурса, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на первый слайд)

Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, лопнув шарик, и выполнив задание в шарике. Шарик необходимо получить ответив на вопросы по программированию. За каждый правильный ответ вы получаете шарик. На выполнения задания 4-5 минут.

Вопросы:

    Назовите оператор ввода.

    Условный оператор.

    Оператор цикла с параметром.

    Оператор вывода на печать.

    Оператор очистки экрана.

    Как записывается математическая функция корень квадратный из числа в программе.

    Как записывается модуль числа в программе.

    Как записать выражение b в степени 2 в программе.

Задание 1.

Дана таблица с закодированным словом и дан алгоритм декодирования.

Закодированное слово

Раскодированное слово

Расшифруйте слово по алгоритму, представленному на рисунке в виде блок-схемы, и запиши его в соответствующие ячейки таблицы.

Полученное слово означает:

1) устройство хранения информации;

2) символьное представление информации;

3) язык программирования;

4) протокол передачи данных.

Ответ: знак – 2)

Задание 2.

В электронной таблице в диапазоне A1:E6 введены символы. Запишите символы по указанным адресам в клеточки буквы. Слово, которое получилось, означает:

1) упрощенное представление реального объекта;

2) последовательность действий, приводящая к результату;

3) устройства вывода информации в электронном виде;

4) устройство вывода информации в печатном виде.

Ответ: модель - 1)

Задание 3.

Дана таблица заполненная символами русского алфавита случайным образом. Необходимо собрать слово, начиная движение с ячейки (4,4), а далее по стрелкам.

Полученное слово означает:

1) способ передачи информации;

2) средство мобильной связи;

3) устройство хранения информации;

4) сведения, данные.

Ответ:информация – 4)

Задание 4.

У Пети много друзей и живут они в разных концах города.

Какой фрагмент восстановит дороги, соединяющие дома друзей Пети?

Ответ:3)

Задача 5 . Фрагмент программы:

s :=0

for x=1 to 5

s:=s+x

next x

end

в результате выполнения программы s равно:

1) 63;

2) 32;

3) 31;

4) 10.

Ответ:4)

Задача 6. Определите значение переменной S после выполнения следующего алгоритма.

Ответ: 18

(Приложение 2)

Состязание 6. «Комплимент» (1 слайд остается до окончания мероприятия)

Команда за отведенное время (5 минут) должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес жюри от юных любителей информатики.
Например:
Ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы

За один комплимент - 1 балл.
Если жюри посчитает, что комплимент очень хороший, можно поставить 2 балла.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

Учитель:

Итак, наше занятие подходит к концу, осталось лишь подсчитать баллы и наградить победителей. А пока жюри занимается математическими действиями – музыкальная пауза.

Оценочный лист (Приложение)

ЧАСТУШКИ:

1. Информатику у нас
Изучает первый класс
Целый год вбивают им
Что такое алгоритм

2. Информатику мы любим
Информатикой живем
С аргументами ложимся,
С результатами встаем.

3. Программист иди вперед
Информатика зовет
Ждут компьютеры цветные
И дискеты игровые

4. Информатика наука
Прямо скажем “высший класс”
Информатика не скука
Есть ведь Касперы у нас

После музыкальной паузы объявляются итоги и проводится награждение команд.

Учитель:

Настало время прощаться
Мне было с вами интересно,
А если и вам – будем чаще встречаться
Это будет всем нам только полезно.

4. Заключение

В процессе подготовки и проведения данного внеклассного мероприятия стало ясно, что подобные игровые формы работы с учащимися в комплексе с другими современными образовательными технологиями позволяют достичь наиболее эффективного результата обучения.

5. Литература

    Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании. 2001. № 3.

    Филичев С.В., Занимательный Basic: Практ. пособие. - М.: ЭКОМ, 1997. – 192 с.

    З.Н. Гатилова., Личностно-центрированный аспект дидактической модели школы., Научно-практический журнал “Завуч”, № 2, 2001 г., Учредитель и издатель – Центр “Педагогический поиск”.

    Внеклассная работа по информатике. Д.М. Златопольский //Информатика. Первое сентября. № 23 2004 г.

    Информатика. Первое сентября. № 8 2000 г.

    Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Разделы: Внеклассная работа

Цели и задачи:

  • развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;
  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
  • повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;
  • формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  • формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  • расширение связей с другими предметами.

Оборудование:

компьютеры, проектор, экран, плакаты, ребусы

Подготовительный этап

Выбираются 2 команды (сборная 10-х и сборная 11-х) по 9 человек, выбираются капитаны команд. Остальные учащиеся будут болельщиками, которые также делятся на две группы.

Домашнее задание для команд:

1. Каждая команда должна придумать название, приготовить эмблемы для каждых участников; придумать девиз и приветствие.
2. Разработать визитки в программе PowerPoint (название команды, девиз, рассказать о каждом участнике команды и т.д.)
3. Домашнее задание (представить урок информатики в шуточной форме, сценку или сказку, связанную с информатикой).
4. Болельщикам каждой команды подготовить по две музыкальных паузы имеющих отношение к информатике.

Организационный момент

Добрый вечер, дорогие друзья!
КВН проводим мы
Уже который раз!
Выступления на сцене
Будут просто класс!

Все участники крутые
Выступать им не впервой,
И ребята удалые –
Так и рвутся прямо в бой! –
Итак, мы начинаем КВН!

Ведущий. Дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри! Мы начинаем КВН. Тема нашего КВН – «ВЕСЕЛАЯ ИНФОРМТИКА». Сегодня, в пятницу, 7 декабря, в этом зале в стенах школы №11 встречаются две команды: команда КВН сборная 10-х классов “INTEL team” и команда КВН сборная 11-х классов “УНИКУМ”

Обе команды поют песню, посвященную информатике.

Информатика - жизни основа,
Она скучать не дает никогда
Информатика в яслях и школах -
Мы будем верными ей навсегда!



Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы информатикой жизнь проверяем,
Мы ею дышим, горим и живем,
Мы информатику все изучаем
И за нее как один мы умрем, умрем, умрем.

Она нам мир объяснить помогает,
Она как друг и зовет, и ведет,
Кто с информатикой в сердце шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет

Ведущая. Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе:

Председатель: человек, который не имеет никакого отношения к информатике, а потому будет очень объективен к участникам, и к тому же обладает очень тонким юмором и большой популярностью у старшеклассников – директор школы №11 Аршеватская Ирина Петровна

Ведущий: Члены жюри: классные дамы, крупные авторитеты в сфере воспитания молодого поколения; люди, имеющие косвенное отношение к информатике, но прямое к участникам КВН:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая. Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

Ведущий. Мыначинаем первый конкурс «Приветствие команд ». Максимальная оценка за этот конкурс – 20 баллов. Оцениваются:
- эмблема команды – 5 баллов,
- девиз – 5 баллов,
- визитка (презентация) – 10 баллов
По результатам жеребьевки первой будет показывать свое приветствие команда _________________________

Ведущая. Спасибо команде ____________________. Показать свое приветствие мы приглашаем команду ____________________.

Ведущий. Конкурс «ЛИНГВИСТОВ». Командам за 1 минуту необходимо составить слова из букв, составляющих слово «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ». Выигрывает та команда, которая составит больше слов. Оценивается конкурс: 1 слово – 1 балл

(на экране проектора выводится слово «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ», засекается секундомером одна минута)
Команды, время вышло, первой называет слово команда _______, а затем команда ________.

Ведущая. Пока уважаемое жюри совещается, свою музыкальную паузу показывают болельщики команды _______________.

Ведущий. Спасибо болельщикам команды _______________. Просим жюри объявить результаты конкурса «ПРИВЕТСТВИЕ» и конкурса «ЛИНГВИСТОВ».

Ведущая. Конкурс «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

Задание для капитанов команд.

«Все есть число», - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. А как умеют работать с числами участники КВН? Сейчас нам предстоит это узнать. На сцену приглашаются капитаны. За пять минут вам нужно решить следующую задачу (текст раздается обеим командам)

В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100 летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей» Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл. Правильный ответ принесёт команде 10 баллов.

Ответ. Недесятичная система счисления – вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «Спустя год (после 44 лет), 100 летним молодым человеком…» Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит цифра 4 – наибольшая в этой системе счисления, а, следовательно, основанием системы является 5. То есть все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления:
44 5 =24 10 , 100 5 =25 10 , 34 5 =19 10 , 11 5 =6 10 , 10 5 =5 10

Пока капитаны работают над заданием, командам по очереди будут задаваться «несерьезные» вопросы. Каждый правильный ответ на вопрос приносит команде 1 балл. Если команда не даёт правильного ответа, ход переходит команде соперников.

  1. Когда 2х2 = 100? (в двоичной с/с)
  2. Когда 2х2 = 11? (в троичной с/с)
  3. Когда 10 – число нечетное? (в системах счисления с нечетным основанием – 3,5,7 и т.д.)
  4. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:
    а) 341 (5.)
    б) 123 (4.)
    в) 222 (3.)
    г) 111 (2.)
  5. Когда 2х3 =11? (в пятеричной с/с)
  6. Когда 3х3 = 13? (в шестеричной с/с)

Ответы на следующие вопросы, вы должны дать в двоичной системе счисления.

  1. Сколько носов у двух псов? (10)
  2. Сколько хвостов у семи котов? (111)
  3. Сколько ушек у трех старушек? (110)
  4. Сколько ушей у пяти малышей? (1010)

Ведущая. Спасибо болельщикам команды _______________. Просим жюри объявить результаты конкурса «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ».

Ведущий. Конкурс «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ»

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас две команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе.

Прошу капитанов получить у меня задания. На подготовку командам дается 3 мин.

Изобразить мимикой и жестами:

для команды 1: монитор; сканер

для команды 2:мышь; принтер

Ведущая. Конкурс «В ОДНОЙ СВЯЗКЕ» Состоит из 2 частей.

Первая часть. Даны две колонки части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо вырезать слово из второй колонки и вставить его в первую колонку, чтобы получилось верное словосочетание. По очереди каждый член команды обрабатывает 2 словосочетания. Оценивается скорость и правильность. 1 балл за каждый правильный ответ.

1. Администратор 1. сеть
2. База 2. массив
3. Глобальная 3. каталог
4. Жесткий 4. данных
5. Двухмерный 5. сети
6. Математическая 6. диск
7. Виртуальная 7. технологии
8. Графический 8. дискета
9. Двоичный 9. информации
10. Алгоритм 10. файл
11. Загрузочная 11. алгоритм
12. Информационные 12. программа
13. Звуковая 13. редактор
14. Искусственный 14. Евклида
15. Кодирование 15. модель
16. Линейный 16. интеллект
17. Корневой 17. память
18. Лицензионная 18. колонка

Вторая часть. В графическом редакторе Paint создать рисунок. Приглашается по одному представителю от команды, необходимо нарисовать рисунок на новогоднюю тему. На задание даётся 5 минут, максимальная оценка 10 баллов.

Ведущий. Пока уважаемое жюри совещается, свою музыкальную паузу показывают болельщики команды _______________.

Просим уважаемое жюри объявить результаты конкурсов
«ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ» и «В ОДНОЙ СВЯЗКЕ»

Ведущая. Спасибо уважаемому жюри, а теперь у нас конкурс «КАПИТАНОВ»

Приглашаем капитанов команд выйти на сцену. Вам необходимо назвать как можно больше программных продуктов предназначенных для работы с компьютером. Называть программные продукты по очереди. Выигрывает тот капитан, который назовет больше программных продуктов. Его победа принесёт команде 5 баллов.

Ведущий. Конкурс «ЭРУДИТОВ» Состоит из 3 этапов. В первых 2 этапах команды дают ответы по очереди. Команда, которая дала последней правильный ответ побеждает. Первый и второй этапы оцениваются по 5 баллов.

1–й этап. Сейчас мы узнаем какая команда знает больше языков программирования. Вам необходимо по очереди называть языки программирования (модификации языков засчитываются: Бейсик, Паскаль, Турбо Паскаль, Ада, СИ, СИ++, Фортран, QBasic, Visual Basic, Ассемблер, Алгол, Кобол)

2-й этап. Кто больше знает инструментов для счета? (например, пальцы, счеты, палочки, логарифмическая линейка, арифмометр, ит.д.)

3-й этап. «И в шутку и в серьёз» . Участвуют все члены команды. За каждый убедительно сформулированный ответ – 2 балла. Команды отвечают по очереди. В случае неверного ответа ход передается команде соперника.

  1. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайся". (В какой системе счисления?).
  2. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
    Он мне дорог с давних лет,
    И его милее нет,
    Этих окон негасимый свет.
    (Операционная система Windows).
  3. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом "винчестер").
  4. Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (Основой микросхемы процессора является кристалл кремния высокой степени чистоты).
  5. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).
  6. А всё-таки: в какой системе счисления лучше получать стипендию?
    (В любой).
  7. Какая марка компьютеров является полудрагоценной? (Агат)
  8. Когда появился манипулятор типа “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (“Колобок” источник - Математический энциклопедический словарь, 1988 г.)
  9. Какое устройство компьютера может оказывать вредное воздействие на здоровье человека? (Дисплей).
  10. В каком устройстве компьютера происходит обработка информации? (Процессор).
  11. Как называется последовательность сигналов? (Сообщение).
  12. «Лицо» компьютера. (Монитор)

Ведущая. Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Максимальная оценка 10 баллов.

Приглашаем команду_______________

Спасибо команде_________________ за показ домашнего задания. А сейчас на сцену приглашается команда ____________.

Ведущий. Пока уважаемое жюри совещается свою музыкальную паузу показывают болельщики команды _______________.

Ведущий. Просим уважаемое жюри объявить результаты конкурсов «Капитанов», «Эрудитов» и «Домашнее задание», и подвести итоги нашего КВНа.

ПО ИНФОРМАТИКЕ



КОНКУРС 1 ПРИВЕТСТВИЕ

3 балла .

  • Команды представляют свое название и девиз.

КОНКУРС 2 РАЗМИНКА

  • Максимальная оценка за конкурс -

5 баллов .

  • попеременно игроки разных команд
  • Каждому игроку задается вопрос и дается 15 секунд для обдумывания
  • Если игрок ответил неправильно, вопрос переадресуется соперникам.

ВОПРОС № 1

Как еще называют внешние устройства компьютера?

А. Провинция

Б. Периферия

В. Галёрка

Г. Камчатка


ВОПРОС № 2

Какое устройство может

оказывать вредное воздействие

на здоровье человека?

Ответ: Процессор


ВОПРОС № 3

Как называется мигающая метка на экране монитора?

Ответ - курсор


ВОПРОС № 4

Как называется устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу?

Ответ – принтер


ВОПРОС № 5

Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?

Ответ – 3 кг


ВОПРОС № 6

Что обозначает фигура ромб в блок-схеме?()

Ответ - Условие.


ВОПРОС № 7

В каких единицах измерения измеряется размер монитора?

Ответ – в дюймах


ВОПРОС № 8

Что такое «подмышка» на компьютерном языке?

Ответ - коврик под мышью


ВОПРОС № 9

Назовите устройство для считывания графической информации в компьютер

Ответ -Сканер


ВОПРОС № 10

Как в информатике называются числа 0 и 1?

Ответ – Двоичные цифры (биты)


КОНКУРС 3 Музыкальный

  • Максимальная оценка за конкурс -

5 баллов .

  • В конкурсе участвуют команды в полном составе.
  • В предложенной музыке необходимо угадать количество использованных звуков компьютера

КОНКУРС 4 КОНКУРС КАПИТАНОВ

  • Максимальная оценка за конкурс -

5 баллов .


Задание для капитанов

  • Конкурс «Скоропечатания» -
  • Используя текстовый редактор WORD, набрать предложенный текст.
  • Побеждает тот, кто быстрее и с меньшим количеством ошибок наберёт текст.

Игра с болельщиками

«Самый везучий»

Перед вами мешок, в нем лежат разные устройства. Не глядя в пакет, нужно достать одно из них и назвать. По желанию отгадавший может добавить 1 балл понравившейся команде.


КОНКУРС 5 Гонка за лидером

  • Начинает конкурс команда с меньшим количеством набранных баллов
  • На следующие задания право ответа даётся команде первой заявившей о готовности.
  • За каждый правильный ответ команде прибавляется

1 балл.

В случае неправильного ответа вопрос передаётся противнику.

  • В конкурсе участвуют команды в полном составе.

Монитор – это устройство ввода или вывода?

Устройство вывода


Из предложенных программных обеспечений выберите то, без чего компьютер работать не может


Что лишнее?

  • Монитор, клавиатура, мышь, файл, процессор

2. Звуковая, числовая, текстовая, графическая, вычислительная

3. Комбинация, следование, ветвление, цикл

4. Ромб, треугольник, прямоугольник, параллелограмм


Расположите единицы измерения информации в порядке убывания

1.Килобайт 4.Бит

2.Байт 5.Терабайт

3.Гигабайт 6.Мегабайт

1.Терабайт 4.Килобайт

2. Гигабайт 5. Байт

3. Мегабайт 6. Бит


Восстанови слова, в которых перепутаны местами буквы

1. информатика

1. тикафоринма

3. минотор

3. монитор

4. териннет

4. интернет


КОНКУРС 6 Домашнее задание

  • Максимальная оценка за конкурс -

5 баллов

  • В конкурсе участвуют команды в полном составе.


Выразите своё отношение к КВН

Не понравилось

Всё понравилось