Раздел презентации на тему джаз. Презентация по музыке на тему "джаз и его разновидности" Скачать презентацию джаз с музыкальным сопровождением

Презентация по музыке

тема: « Джаз - искусство XX века »


Истоки возникновения Джаза

Северная Америка

Родина Джаза

Африка

Южная Америка

Джаз в Новом Свете

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века.

И в XIX веке привели к возникновению «протоджаза» , а затем и джаза в общепринятом понимании, как слияние африканских ритмов и европейской гармонии.

Истоки ДЖАЗА :

Спиричуэл - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэл оказали заметное влияние на развитие джазового искусства. Жанр спиричуэл – духовные песнопения рабов в США – возник в результате обращения негров в христианскую веру. Для этого использовались гимны и псалмы, завезённые в Америку белыми переселенцами и миссионерами.

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары «Блюз».

Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм: музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

На этой основе в конце XIX века сложился музыкальный жанр регтайм (танцевальная музыка особенного склада – это попытки негритянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при использовании танцев).

Впоследствии, спиричуэл и ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - ДЖАЗУ .

Архаический (ранний) джаз – обозначение наиболее старых традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.

Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля .

Корни джаза - музыкальный фольклор привезенных в Америку негров.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, - создание единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев.

Первые джазовые импровизации (представители)

Американской родиной, где возник собственно Джаз , считают город песен и музыки – Новый Орлеан . Хотя и ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно.

Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.

«Страна Дикси» – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище «диксиленд» (наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг).

Джонни Додс (12 апреля 1892 г. - 8 августа 1940 г.) - американский кларнетист, один из первых сольных джазовых исполнителей на этом инструменте. Высокий профессионализм, виртуозное владение инструментом и мягкое, отчасти блюзовое звучание отличали его игру. Творчество Додса оказало влияние на последующие поколения джазовых кларнетистов.


Доминик Джеймс (11 апреля 1889 г. - 22 февраля 1961 г.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.

Джимми МакПартланд (15 марта 1907 г.- 13 марта 1991 г.) -американский корнетист и один из создателей чикагского джаза. Макпартлэнд работал с Эдди Кондоном, Артом Ходесом, Джином Крупой, Бенни Гудменом, Джеком Тигарденом, Томми Дорси и другими. Был членом легендарной "Austin High School Gang».

Музыканты искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.

Эти попытки оказались успешными.


Первые известные исполнители в Америке

Сидней Джозеф Беше (14 мая 1897 г. - 14 мая 1959 г.) - джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из зачинателей джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе.

Луи Армстронг (4 августа 1900 г. - 6 июля 1971 г.) - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире. Он также был известен как мастер вокала, замечательный импровизатор, умеющий подстроить слова и смыслы в своём исполнении под эмоциональную окраску произведения.

Каунт Бейси (21 августа 1904 г. - 26 апреля 1984 г.) - американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда. Бэйси был одной из самых значительных фигур в истории свинга. Он сделал блюз универсальным жанром - в его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и гротесковые.

Первые известные исполнители в России

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру

вне зависимости от их государственной принадлежности.

В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951 гг.) - русский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», зачинатель русского джаза. 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР.

Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965 гг.) .

В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов.

В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938 гг.) . Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».


Одним из популярнейших исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982 гг.) . В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.

Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (1916-2005 гг.) . Свыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934 г.). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов.

Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллектив Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001 гг.). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда.


Сравнительный анализ

Джазовая техника исполнения


« Если Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой,

Вам никогда не понять, что такое Джаз.» © Луи Армстронг.

Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ДЖАЗ форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали: -импровизация, -изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей

3 слайд

Описание слайда:

Спиричуэлс - песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком Рэгтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

4 слайд

Описание слайда:

Истоки Джаза Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.Процессы смешивания африканской культуры и европейской происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза.

5 слайд

Описание слайда:

Свинг Термин имеет два значения. Во- первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa,Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.

6 слайд

Описание слайда:

Бибоп Джазовый стиль, экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо), сложившийся в начале - середине 40-х годов XX века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной. Основные музыканты: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч

7 слайд

Описание слайда:

Биг-бэнды Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов,играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»). Наиболее известные: Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб,Глен Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд.

8 слайд

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Учитель музыки Чиркунова О. В.

Слайд 2

Слайд 3

Жанры джазовой музыки

СПИРИЧУЭЛС

МОУ СОШ

Слайд 4

Спиричуэлс– песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Слайд 5

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Спиричуэлс

«Молитва» - в исполнении Махелии Джексон

Слайд 6

Луи Армстронг (1901-1971)

Негритянский певец и трубач "КОРОЛЬ ДЖАЗА"

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Слайд 7

«Блюз Западной окраины»

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Слайд 8

Дюк Эллингтон (1899-1974)

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Слайд 9

«Рапсодия в блюзовых тонах» Джордж Гершвин (1898-1937)

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Слайд 10

МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД

  • Тромбон
  • Кларнет
  • Труба
  • Слайд 11

    Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД

    • Саксофон
    • Рояль
    • Контрабас

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 12

    Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД

    • Банджо
    • Ударные
    • Гитара

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 13

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 14

    ДЖАЗ В РОССИИ

    Исаак Осипович Дунаевский

    «Марш веселых ребят» И. Дунаевского на слова В.Лебедева-Кумача.

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 15

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Леонид Утёсов (1895-1982)

    Актер, певец, руководитель оркестра «Теа – джаз»

    В 1934 году джаз-оркестр принял участие в съемках фильма «Веселые ребята"

    Слайд 16

    Лариса Долина

    Слайд 17

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 18

    1.Группа музыкальных инструментов в джаз-оркестре.(ударные)

    2.Композитор, основатель симфоджаза.(Гершвин)

    3.В переводе с латинского "внезапный, неожиданный"(импровизация).

    5.Советский певец, актер, руководитель джаз-оркестра. (Утесов)

    6.Негритянская молитва.(спиричуэлс)

    7.Звезда российской эстрады, исполняющая джаз. (Долина)

    8.Быстрый стиль в джазе.(диксиленд)

    9.Что напоминает звучание музыкальных инструментов в джазе?(разговор)

    Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Слайд 19

    • главенство ритма;
    • импровизация;
    • разговорные интонации;
    • преобладание медных духовых инструментов: трубы, саксофона, тромбона

    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ

    Уршельская средняя школа Чиркунова О. В.

    Посмотреть все слайды

    Выполнила Токарева Мария ученица 6 «а» класса МКОУ Тогучинская школа №4


    Какие есть виды Джаза?

    Новоорлеанский джаз, Свинг,Бибоп, Биг-бэнды, Мейнстрим, Северо-восточный джаз, Страйд Стиль Канзас-сити, Джаз Западного побережья, Кул (прохладный джаз) Прогрессив-джаз, Хард-боп Ладовый (модальный) джаз,Соул-джаз Грув, Фри-джаз, Криэйтив, Фьюжн, Постбоп,Эйсид-джаз, Смуc-джаз, Джаз-мануш, Латиноамериканский джаз, Джаз в современном мире





    К началу 30-х годов американцы оказались в состоянии экономического кризиса. Этот кризис 1929 года привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, как продолжающих традиционную линию (диксиленды, чикагское направление), так и многих оркестров раннеджазовой эпохи. На плаву остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Следующий важный шаг в стилевом развитии был сделан в первой половине 30-х годов, причем сделали его, на первых порах, белые музыканты. В музыке не произошло никакой революции, это был эволюционный процесс. Известная в кругу негритянских джазменов музыка была вычищена, приглажена и подана под новым названием "свинг" (англ. "качание"). Так менеджеры пытались избавиться от несущего определенный негативный (в социальном смысле) оттенок жаргонного словечка "джаз"


    Соул-джаз

    Соул-джаз ( англ. soul - душа ) - соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Для него характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

    Близкий родственник хард-бопа , соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950 -х и продолжали выступать в 1970 -е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афроамериканской духовностью.


    Полнозвучный стиль буги-вуги появился в начале XX века из-за необходимости нанимать пианистов взамен оркестров в недорогих кафе типа « хонки-тонк », в барах типа «barrelhouse» и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и приёмах. В этот период, после того, как мир познакомился с первыми записями « Original Dixieland Jazz Band », в моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, получившая название « джаз ». В тон этому течению менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. К тому времени уже весьма популярными стали исполнители рэгтайма , первыми применившими приём так называемого «страйд-пиано», когда левая рука совершает постоянные прыжки по клавиатуре, беря то басовую ноту, то соответствующий ей аккорд.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    "Ах, этот джаз" Презентацию подготовила учитель музыки Ширяева Татьяна Михайловна.

    Жанры джазовой музыки -СПИРИЧУЭЛС -РЕГТАЙМ -БЛЮЗ

    Спиричуэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

    Спиричуэлс «Молитва» - в исполнении Махелии Джексон

    Луи Армстронг (1901-1971) Негритянский певец и трубач "КОРОЛЬ ДЖАЗА"

    «Блюз Западной окраины»

    Дюк Эллингтон (1899-1974)

    «Рапсодия в блюзовых тонах» Джордж Гершвин (1898-1937)

    МОУ СОШ Уршельская средняя школа Чиркунова О. В. Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД Тромбон Кларнет Труба

    Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД Саксофон Рояль Контрабас

    Джазовый оркестр- БИГ-БЭНД Банджо Ударные Гитара

    ДЖАЗ В РОССИИ Исаак Осипович Дунаевский «Марш веселых ребят» И. Дунаевского на слова В.Лебедева-Кумача.

    Леонид Утёсов (1895-1982) Актер, певец, руководитель оркестра «Теа – джаз» В 1934 году джаз-оркестр принял участие в съемках фильма «Веселые ребята"

    Лариса Долина

    1 2 А Р 3 М 4 С 5 Т 6 Р 7 О Н 9 Г 8 ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    1.Группа музыкальных инструментов в джаз-оркестре.(ударные) 2.Композитор, основатель симфоджаза.(Гершвин) 3.В переводе с латинского "внезапный, неожиданный"(импровизация). 4.Автор музыки к кинофильму "Веселые ребята".(Дунаевский) 5.Советский певец, актер, руководитель джаз-оркестра. (Утесов) 6.Негритянская молитва.(спиричуэлс) 7.Звезда российской эстрады, исполняющая джаз. (Долина) 8.Быстрый стиль в джазе.(диксиленд) 9.Что напоминает звучание музыкальных инструментов в джазе?(разговор)