Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сочинение «Гордость и гордыня в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль Гордый человек в произведениях

(496 слов) Есть два понятия, отражающие отношение человека к себе, — это гордость и гордыня. Первое отражает стремление человека сохранять достоинство в любой ситуации и не унижать себя компромиссами с судьбой или окружением. А вот второе понятие отражает высокомерие личности, ее завышенную самооценку. Отличить эти качества непросто, но русская классическая литература поможет разобраться в проявлениях гордыни и гордости.

Например, Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» описал гордость и гордыню в образах двух своих персонажей. Данко — гордый человек. Несмотря на упреки и косые взгляды окружения, он вел свой народ из чащи к свету. Когда люди отказались следовать за ним, юноша вырвал сердце из груди и осветил им путь. Значит, несмотря на влияние общества и негатив с его стороны, герой гнул свою линию и не снизошел до препирательств с толпой. Он, несомненно, был горд своим подвигом, ведь, умирая, он все же вывел людей из леса и оказался прав. А вот гордыню мы видим в поведении Ларры. Получив отказ от девушки, он убил ее, но перед старейшинами на совете продемонстрировал полную невозмутимость. Он не считал себя виновным, так как люди в его представлении были значительно ниже его, и их жизни не играли для него никакой роли. Он даже не испугался изгнания и не извинился перед отцом девушки. Гордыня не позволила ему даже признать вину за убийство. Как мы видим, гордый человек просто не роняет достоинства в спорах с людьми и идет своим путем, возвышаясь над толпой, не слыша ее ропота, а вот человек, одержимый гордыней, идет к цели по головам, не считаясь не только с мнением, но и с правами других людей. Он настолько ценит себя, что не видит других.

Еще один подходящий пример можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион создал свою теорию, упиваясь гордыней. Ему казалось, что он на голову выше всех людей, и в его власти решать: жить им или умереть, полезны они для общества или бесполезны? Стремясь доказать теорию, он убил старуху-процентщицу и ее сестру. И даже после этого он не признал несостоятельности своей теории, потому что гордыня ослепила его. А вот его сестра, Дуня, была похожа на брата, но главное ее качество можно назвать именно гордостью. Девушка не уступила домогательствам богатого помещика и не приняла от него денег. Увидев неуважение Лужина, она отказалась и от выгодной помолвки. Ее чуткое сердце понимало, что такие связи могут уронить ее достоинство. Но при этом героиня не ставила себя выше других людей, она решала лишь свою судьбу. Значит, гордый человек проявляет свою повышенную нравственную щепетильность только в своей жизни, не навязывая ее остальным. А вот человек, одержимый гордыней, ставит себя выше общества и диктует ему свою волю, считая себя правым во всем, что бы он ни делал.

Таким образом, гордыню всегда можно отличить от гордости по масштабам ее проявления. Если человек ставит себя выше всех людей, правил, ценностей и канонов, то он точно одержим фанатической верой в себя и свою правоту. Если же он уважает не только себя, но и окружение, стремясь жить по высоким стандартам, то он всего лишь обладает стремлением сохранить свое достоинство в любой ситуации.

Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны.

Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский

(” Война и мир “), Раскольников (” Преступление и наказание “), Настасья Филипповна (” Идиот “), Ларра (” Старуха Изергиль “). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром.

Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке.

Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин “отразился век и современный человек с его холодною душою”.

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни.

Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.

Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу.

Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить.

Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”.

Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия.

Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери.

В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане.

Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению.

Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В “Станционном смотрителе” он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, […]...
  2. Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы. Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А. С Пушкина “К морю”. Перед нами стихотворение – обращение к […]...
  3. Раскрывая тему “герой и толпа”, необходимо учитывать следующие моменты. Это конфликт характерен для романтической эстетики: перед нами герой-одиночка, незаурядная личность, приподнятая над толпой. Таким героем является герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий. Это, несомненно, более умный, образованный, интеллигентный человек, чем те “25 глупцов”, которые его окружают. Конфликт комедии выявляет образ […]...
  4. Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы. Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно […]...
  5. Конфликт “частного” человека и государства отображен в таких произведениях российских писателей, как “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицына, В. Шаламова “Колымские рассказы”, Г. Владимова “Верный Руслан”. Но рассказ А. Солженицына очень напомнил мне произведение Б. Екимова “Ночь проходит”, в котором повествуется о бесправии простых колхозников и о беспредельной власти над людьми агента по сельхозналогу Романа […]...
  6. Фантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры. В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В “Демоне” художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как […]...
  7. Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров. Роман-эпопея ” Война и мир ” поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного […]...
  8. Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, “поближе к цивилизации”. Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они […]...
  9. Прошла война, Прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Твардовский. Недавно наш народ и вся страна отмечала 56 годовщину Великой Победы в В. О. войны 41-45 годов. Страна ежегодно, торжественно отмечает “праздник со слезами на глазах”, вспоминает всех павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни. […]...
  10. В каких произведениях русской литературы находит воплощение об­раз солнца и в чем их можно сопоставить со стихотворением Маяков­ского? В качестве литературного контекста можно привлечь следующие про­изведения: В. Я. Брюсов “Будем как солнце…”, А. Крученых “Победа над солнцем”, М. И. Цветаева “Солнце вечера – добрее”, М.А. Булгаков “Ма­стер и Маргарита”, М.А. Шолохов “Тихий Дон”. Обосновывая свой […]...
  11. В каких произведениях русской литературы XIX – XX вв. авторы про­славляют человека и в чем их можно сопоставить с поэмой “Облако в шта­нах”? В качестве литературного контекста вы можете использовать произве­дения М. Горького “На дне”, В. Я. Брюсова “Хвала человеку”. Обосновывая свой выбор, вспомните монолог горьковского героя Са­тина в пьесе “На дне” (“Все – в […]...
  12. Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным “покуситься” на жизнь человека. Герой Толстого очень переживает и пытается найти нравственную опору. Жена, виновница случившейся дуэли, ему здесь не помощница. Наташа Ростова, которую, не признаваясь себе, Безухов любит, так же пока помочь ему не может, поэтому Пьер принимает предложение масона Баздеева и […]...
  13. Цель: формировать умение работать с текстом и логически систематизировать обработанный материал; формировать читательские навыки исследовательского характера, характеризовать образ Онегина; оказывать содействие формированию гуманной личности. Оборудование: портрет А. Пушкина; тексты романа в стихах “Евгений Онегин”. Тип урока: углубленное изучение художественного произведения. Весь мир мне чужой, и я чужой для мира. Дж. Байрон. Ход урока. I. Актуализация […]...
  14. Человеческая мораль не раз указывала на то, что любое преступление в конечном итоге должно приводить к наказанию, или, так сказать, к возмездию. Эта мысль не раз подтверждается и в отечественной литературе. Вспомним одну из “Повестей Белкина” (А. С. Пушкин) – “Выстрел”. В ней повествуется о том, как некий граф Р*** слишком равнодушно отнесся к возможной […]...
  15. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в контекст военно-исторической прозы ХХ-го века. Отметьте, что в эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” представлен подлинный героизм центрального героя Григория Мелехова, Заслужившего звание Георгиевского кавалера. […]...
  16. Личность Наполеона перевернула не только мировую историю. Ореол его успехов оказал огромное влияние на духовное самосознание людей. Наполеон сделал по тем временам невозможное – головокружительную карьеру от простого сержанта до императора, которому почти удалось завоевать мир. История еще не знала подобных примеров. Образ Наполеона отложил свой уникальный отпечаток на произведения русской литературы XIX века. Личность […]...
  17. В трагедии “Фауст”, поэт, изобразил главного героя, Как человека высших духовных порывов. Фауст занимается поиском способа существования, в котором сольются в единое фантазия и реальность, душа и тело, небесное и земное. “Две души живут во мне” – говорил Фауст. Одной нравится земная жизнь, а другая предпочитает хлынуть в небесную даль. Образ Фауста это человек, который […]...
  18. Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Это – ” Мертвые души ” Н. В. Гоголя и ” Кому на Руси жить хорошо ” Н. А. Некрасова. В “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов показывает жизнь всей Руси через путешествие семи вольнообязанных мужиков по нескольким деревням. Сюжет поэмы – фольклорный. Главные герои поэмы […]...
  19. Тема “русского бунта” нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В “Капитанской дочке” перед нами предстает Пушкин – художник, […]...
  20. Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! Мы не видели войны, но знаем о ней, потому что мы должны помнить, “какой ценой завоевано счастье”. Из некоторых прочитанных мною произведений о […]...
  21. Каким образом в приведенном отрывке из поэмы “Облако в штанах” В. В. Маяковского находит воплощение гуманизм как важнейший эстетиче­ский принцип русской литературы? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что герой поэмы “Облако в штанах”, отрицатель, бунтарь и протестант, преодолевая лич­ную трагедию, выходит на улицу и здесь обретает свое истинное пред­назначение: быть глашатаем “улицы безъязыковой”, “сегодняшнего дня […]...
  22. В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […]...
  23. Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора приходится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласиться с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков, А. […]...
  24. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова эта история становится воплощением человеческих судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского […]...
  25. В каких произведениях русской литературы упоминание имени Наполеона рассчитано на создание определенного ассоциативного фона и в чем они соотносятся с вариантом Пушкина? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что имя На­полеона связано с особым типом литературного героя. Для человека наполеоновского склада основными целями являются богатство, слава и власть, он противопоставляет себя обществу, осознает себя личностью исключительной, […]...
  26. (СОЧИНЕНИЕ – ОПЫТ КРИТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ) Говорят, что широкий расцвет сатиры и юмора прихо­дится обычно на переломные эпохи. Трудно не согласить­ся с подобным утверждением, особенно если вспомнить историю отечественной литературы в 20-е годы XX века. Пожалуй, ни в один период русской литературы не было столько ярких, самобытных и неповторимых авторов, как в те годы: В. Маяковский, […]...
  27. Ах, год сорок пятый, великий и святый! От щедрого сердца не требуя платы, Свободу и счастье дарили солдаты, А сами ложились под холмик горбатый. С. Орлов Великая историческая победа, одержанная советским народом в Великой Отечественной войне, не только обрадовала людей всего мира, но и потрясла их. Мир вздохнул: все же победили! A наш солдат, присев […]...
  28. В каких еще произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла? В ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте устойчивость данного сюжетного мотива для романтической литературы. Вспомните фабулу еще одного произведения М. Горького “Макар Чудра”, в котором представлена история музыканта Лойко Зобара и красавицы Радды, Не покорившейся чувству и убитой […]...
  29. Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было написано о красоте и долге перед этой красотой – нашей Родиной… Но война прошла, и […]...
  30. В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева? Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин” Оне­гин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При […]...
  31. Подвиг народа бессмертен Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд, И ждем приказа нового, И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Б. Майоров Тема Великой Отечественной войны – необычная тема…Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если […]...
  32. В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Укажите различие мотивации героев. Если героиня А. Н. Островского сама признается перед Богом и людьми в нравственном преступлении, то инициатором покаяния Раскольникова становится […]...
  33. Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше – сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. […]...
  34. Много жизни, много радостей в золотом Бокале юности, – и благо тому, кто не Осушал его до самого дна, кто не ведал Тоски пресыщения! В. Г. Белинский Мы знаем: Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья. Ho мы далеко не всегда представляем себе, что это […]...
  35. В романтической поэме “Мцыри” М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник. Выращенный и воспитанный монахами, обязанный им спасением от смерти, юноша тем не менее не желает провести в […]...
  36. Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. […]...
  37. Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой “золотого века” – человек во всем многообразии его проявлений. Писатели-классики создали столько непохожих друг на друга образов, что невольно задумаешься, какой из них взять для того, чтобы раскрыть избранную тему. Я понимаю ее в том смысле, что […]...
  38. Печорин как тип лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина […]...
  39. Многие современные писатели обращаются в своих произведениях к темам, освещавшимся в художественной литературе 19 – начале 20 века: теме отцов и детей, памяти, нравственного долга перед предками и потомками, любви к малой родине. Эти темы рассматриваются и в повести В. Распутина “Прощание с Матерой”. Также здесь воплощается русская идея соборности, слияния человека со всем миром. […]...
  40. “Наверх, лейтенант, чтоб и мертвых боялись… чтоб детям, внукам и правнукам заказали в Россию соваться!” Б. Васильев Борис Львович Васильев – талантливый художник, знающий о войне не понаслышке, сам прошел суровыми дорогами войны, оказавшись на фронте совсем молодым парнишкой. Его книги – это драматическая летопись времени и поколения, на плечи которого легли тяжелые испытания. Герой […]...

В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

олго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, – тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: – Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, – юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: – Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. – Он не может умереть! – с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

Показать текст целиком

Тема «гордого человека» звучит во многих произведениях отечественной классики.

Так, Клещ из пьесы М.Горького «На дне» вместе с другими жителями ночлежки влачит свое существование на самом «дне» жизни. Однако герой ставит себя выше остальных, ведь он единственный, кто занят хоть каким-то дедом. Клещ уверен, он сможет выбраться «в люди», как только умрет жена. Но его планам не суждено сбыться, продав для похорон Анны все свои инструменты, герой смиряется с мыслью о безвыходности положения, в котором он находится, и сближается с другими жителями ночлежки.

Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

Федор Михайлович Достоевский считал, что каждому человеку присуще творить. Пока он будет жить, он будет творить, выражать себя. И он жил в борьбе мнений и взглядов, в творении бессмертных произведений русской литературы. Всю свою жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий - темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.

Перед Достоевским всегда стояла проблема преодоления гордости как главного источника разобщения людей. Эту тему он пытается решить в каждом романе. Очень ярко она выражена в романах “Бесы”, “Братья Карамазовы” и “Преступление и наказание”.

Согласно христианскому миропониманию, верховное зло есть гордость. В чистом виде гордость обнаруживается на высшем уровне личности, обладающей значительною силой и богатыми дарами духа. Освобождение от этого зла - задача самая трудная, разрешаемая обыкновенно лишь после преодоления других видов зла. Отсюда становится ясным, почему в творчестве Достоевского так много внимания уделено различным проявлениям гордости и всевозможным искажениям жизни, производимым ею. Даже и поверхностный обзор его важнейших произведений убеждает в этом. Ставрогин, Раскольников, Иван Карамазов - все это лица, в характере и судьбе которых главную роль играет гордость. Рассмотрим этих героев, чтобы дать себе отчет в том, какие искажения вносит гордость в состояние личности.

Обдумывая образ Ставрогина, Достоевский писал в своих тетрадях: “Это просто тип из коренника, бессознательно беспокойный собственною типическою своею силою, совершенно непосредственною и не знающею, на чем основаться. Такие типы из коренника бывают часто - или Стеньки Разины, или Данилы Филипповичи, или доходят до всей хлыстовщины или скопчества. Это необычайная, для них самих тяжелая непосредственная сила, требующая и ищущая, на чем устояться и что взять в руководство, требующая до страдания спокою от бурь и немогущая пока не буревать до времени успокоения. Такие люди бросаются в чудовищные уклонения и эксперименты до тех пор, пока не установятся на такой сильной идее, которая вполне пропорциональна их непосредственной животной силе - идее, которая до того сильна, что может наконец организовать эту силу и успокоить ее до елейной истины.

Но Достоевского интересует не просто могучая сила, внимание его сосредоточено на силе личности, оторвавшейся от бога и людей вследствие безмерной гордости. Его герой, “великий грешник” -гордейший из всех гордецов и с величайшею надменностью относится к людям. В ранней молодости “он уверен, что будет величайшим из людей”. “Необычайная гордость мальчика делает то, что он не может ни жалеть, ни презирать людей”, среди которых он живет, будучи свидетелем их порочных и мучительных отношений друг к другу. Пройдя через разврат, через “подвиг и страдания злодейства”, герой Достоевского от гордости и от безмерной надменности к людям становится до всех кроток и милостив - именно потому, что уже безмерно выше всех.

У Достоевского образ гордеца-грешника распался на несколько разновидностей, осуществленных главным образом в личностях Ставрогина, Ивана Карамазова и Раскольникова.

Ставрогин - гордый человек, богато одаренный духовно, задавшийся целью развить в себе беспредельную силу, способную преодолеть всякое препятствие, и внешнее и внутреннее. Горделивое самопревознесение обособляет его от Бога и от всех людей. От Бога он удалился настолько, что отрицает Его бытие и признает себя атеистом.

Дары своего духа Ставрогин не воспитал, ни к чему он не приложил настойчивого труда и даже не научился правильно выражать свои мысли, оставшись “баричем, не совсем доучившимся русской грамоте, несмотря на свою европейскую образованность”. И неудивительно, утратив верховные ценности, Ставрогин не мог надолго увлечься ни одною из частичных ценностей настолько, чтобы серьезно поработать над нею.

Есть, впрочем, одна ценность, над которою потрудился и Ставрогин. Ни одно существо не может окончательно отказаться от стремления к абсолютной полноте жизни. Творить свою жизнь, наполняя ее богатым содержанием, - это значит также осуществлять красивую жизнь. Наиболее простая формальная слагаемая красоты, сила, естественно увлекает людей, не успевших еще вследствие молодости или вообще неспособных выработать возвышенное содержание жизни.

Беспредельную силу Ставрогин приобрел дорогою ценой. Свою жизнь он наполнял рискованными опытами, не склоняясь ни перед каким лицом и ни перед какими ценностями, не слушаясь никаких веяний долга, обычая, приличия. Когда он был гвардейским офицером и “закутил, рассказывали о какой-то дикой разнузданности его, о задавленных рысаками людях, о зверском поступке с одною дамою хорошего общества, с которою он был в связи, а потом оскорбил ее публично. Что-то даже слишком уж откровенно грязное было в этом деле. Прибавляли сверх того, что он какой-то бретер, привязывается и оскорбляет из удовольствия оскорбить”.

Но в конце концов Ставрогин признает, что он в самом деле не ладья, а “старая, дырявая дровяная барка”, годная лишь “на слом”. И он кончает с жизнью, повесившись, т.е. тем отвратительным способом, к которому прибегают люди, находящиеся в безысходном унынии.

Начав с титанизма, Ставрогин закончил свою жизнь беспросветным мраком; освобождения от него он мог достигнуть только путем смерти. Иван Карамазов был тоже человеком гордым, сильным и духовно одаренным, но гордость его глубоко отлична от ставрогинской, и весь ток его жизни иной.

О гордости Ивана Карамазова очень много упоминаний в романе по различным поводам. Она лежит в основе его стремления к независимости, его упорного систематического труда, обеспечивающего его материально и социально, выражается в его “недомолвках свысока”, в презрительном отношении к осуждаемым им людям (“один гад ест другую гадину”), в присвоенном себе праве судить того, кто не заслуживает жизни, в его идее титанически гордого человекобога.

Горделиво обособленному Ивану любовь к человеку дается с трудом и при столкновении с его гордостью быстро улетучивается. Умный старик Федор Павлович говорит, что “Иван никого не любит”. Алеша привлек было его к себе чистотою своего сердца, но как только брат коснулся раны в его душе, сказав “не ты убил отца”, он вспыхнул к нему жестокою ненавистью: “... я пророков эпилептиков не терплю, посланников божьих особенно, вы это слишком знаете. С сей минуты я с вами разрываю и, кажется, навсегда”.

Существенное отличие Ивана Карамазова от Ставрогина состоит в том, что он сердцем и умом стоит близко к Богу. Сознание абсолютных ценностей и долга следовать им в нем настолько обострено, что он не может подменять их ценностями относительными. Совесть мучительно казнит его за каждое, также и мысленное, вступление на путь зла, и постоянные колебания между верою в абсолютное добро Божие и отрицанием добра и Бога невыносимо тягостны для него. Он понял, что если Бога и бессмертия нет, то в строении мира нет основ для добра, тогда “все позволено”, даже антропофагия, и “эгоизм даже до злодейства” становится самым разумным способом поведения.

Ум Ивана не может решить, как совместить бытие Бога с существованием зла в мире, а совесть не может успокоиться на отрицательном решении вопроса. Он и остается на полпути между атеизмом и признанием бытия Бога. Но и тогда, когда он признает бытие Бога, он горделиво критикует строение мира и, как бы укоряя Бога за то, что в мире есть возмутительное зло, “почтительнейше” возвращает “Ему билет”, вступает на путь “бунта” против Бога.

Горделивый титанизм Ивана Карамазова обнаруживается и в его отношении к Церкви. В поэме “Великий инквизитор” он обрисовывает Иисуса Христа и Его учение как подлинно абсолютное добро, а Церковь - как учреждение, принижающее добро и человека.

Недоверие к Богу, к Церкви и к осуществимости абсолютного добра сочетается у Ивана с любовью к добру, к культуре, к природе и с могучею жаждой жизни. “Пусть я не верую в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь, дорог иной подвиг человеческий, в который давно уже, может быть, перестал и верить, а все-таки по старой памяти чтишь его сердцем”.

Титанический бунт Ивана Карамазова, горделиво возвращающего Богу билет за то, что Бог сотворил мир не так, как, по его мнению, следовало бы устроить его, соответствует тому титанизму, который был в XIX веке широко распространен в Европе и в умах наших связывается прежде всего с именем Байрона. В основе этого течения всегда лежит гордость, ослепляющая человека настолько, что он отвергает понятие греха, и отсюда необходимо вытекают все бедствия нашей жизни. “Страдание есть, виновных нет”, - думал Иван Карамазов и пришел к “бунту”.

К титаническому богоборчеству приводит гордость, но она руководствуется при этом в значительной мере благородными мотивами. В Иване Карамазове Достоевский показал именно то видоизменение гордости, в котором обнаруживаются высокий положительный источник этой страсти, сознание достоинства личности и абсолютной ценности ее. В тварном мире личность есть высшая ценность; жизнь, наполненная защитою и культивированием этой ценности, однако оторванная от такой же ценности других личностей, может содержать в себе проявления высокого благородства, но может иметь следствием и страшнейший вид зла - ненависть к Богу, которая ведет из области земного бытия в сатанинское царство. Искажение высших начал создает наихудшие виды зла. Испытание соблазнами гордости есть последняя ступень очищения сердца на пути к Царству Божию.

Главный герой романа “Преступление и наказание” - Родион Раскольников - бедный студент, разночинец. На первых нее страницах романа, мы знакомимся с условиями его жизни. Живет он в каморке-клетушке, шагов в шесть длиной, которая имеет самый жалкий вид, с пыльными желтенькими обоями, и до того низкая, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Достоевский очень страстно рисует портрет героя: “Он был замечательно хорош собою с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”. Внешний вид его свидетельствует о крайней бедности: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Но он не обращает внимания на свои лохмотья, он безразличен к своему внешнему виду. Чем же это объясняется? Душевное состояние Раскольникова было таково, что он уже не смущался своим видом. Достоевский пишет: “... столько злобного презренья уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев”. Достоевский делает еще одно замечание о Раскольникове: “... трудно было еще больше опуститься и обнеряшиться, но Раскольнико-ву это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу... Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся. Итак, Раскольников сосредоточился на какой-то идее, все же остальное отошло на задний план. Голодный, опустившийся, но полный презрения в душе, он задумал совершить какое-то дело, мысль о котором приводит его самого в состояние душевного разлада. Раскольников видит острые противоречия жизни в капиталистическом мире, он понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. Но как добыть деньги, чтобы бедняки были счастливы. Мучительное раздумье наталкивает Раскольникова на чудовищную мрачную идею - на убийство старухи процентщицы, с целью воспользоваться ее деньгами для улучшения своего положения и близких. Что же толкнуло его на это преступление? Несомненной причиной являются прежде всего социальные причины. Отчаянное положение Раскольникова, тупик, в котором он находится, будучи бедным студентом и живя на скудную поддержку матери, едва позволяют ему сводить концы с концами. Его мучила бедность близких, болезненно он ощущал безвыходность и унизительность своего положения, недоучившегося студента, мучался сознанием собственного бессилия облегчить свою судьбу и судьбу матери и сестры. Из письма матери он узнает, что сестра решила выйти замуж за Лужина с целью поддержать брата. Размышляя о судьбе матери и сестры, он невольно вспоминает слова Мармеладова: “... надобно, чтобы всякому человеку было куда пойти”. Письмо матери напоминает ему о жестокой необходимости действовать. В эту решающую минуту новое происшествие приводит его на грань катастрофы: Раскольников встречает девушку, преследуемую “жирным франтом”. Ему живо представляется ее неминуемая судьба, и снова он вспоминает сестру. Но есть и другие причины - они кроются в теории Раскольникова. После убийства Родион исповедуется Соне; он заявляет, что хотел узнать, вошь ли он или человек. Неслучайно проницательный Порфирий говорит Раскольникову, что “тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце”. Теория Раскольникова, который пожелал “Наполеоном сделаться”, могла возникнуть только в том обществе, в котором человек человеку волк и где живут по закону “либо всех грызи, либо сам лежи в грязи”, в обществе, где царят право и мораль угнетателей. В этой теории проявляется сущность морали буржуазного общества: насилие над человеком, произвол власти, решающая роль денег.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Гордым человеком называют того, кто готов бороться, чтобы защитить свои честь и достоинство. Если перед таким человеком встает выбор между нравственным и безнравственным поступком, он всегда выберет честный путь, даже если он принесет беды или смерть. Жизнь в соответствии с честью и достоинством – вот основа мировоззрения человека, которого можно назвать гордым. Именно этими явлениями он руководствуется, когда оказывается перед выбором. Выгодные предложения, которые противоречат его принципам, всегда отходят на второй план. Гордые люди – сильные люди, потому что они идут по своему жизненному пути в соответствии со своими взглядами, никогда от них не отступая.

О том, кого же можно назвать гордым человеком, писали многие русские и зарубежные писатели.

Гордым человеком можно назвать героя повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». оказывается перед сложным выбором, от которого зависит его жизнь. Главному герою приходится выбирать между предательством Родины и смертью. Отказ от перехода на сторону Пугачева фактически являлся гибелью. Чтобы сохранить себе жизнь, Петр Гринев мог присягнуть на верность предводителю восстания. Однако главный герой этого не делает, потому что предательство Родины – поступок, который бы нарушил жизненные ценности Гринева. Он поступает в соответствии с честью и достоинства даже тогда, когда его жизнь оказывается на кону. Чувство собственного достоинства не позволяет Петру Гриневу выбрать путь предательства. Для него смерть лучше такого бесчестного пути. Это говорит о том, что главный герой повести «Капитанская дочка» не готов подчиняться обстоятельствам, он готов бороться за собственные жизненные принципы, за свою честь и за свое достоинство.

Гордой можно назвать и героиню романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Сестра центрального персонажа была довольно бедной девушкой, однако она никогда не давала себя в обиду. Дуня имела чувство собственного достоинства, поэтому на все безнравственные предложения она отвечала отказом. Когда Свидригайлов предложил ей свою материальную помощь взамен на совместное проживание за границей, Дуня отказала ему, потому что честь для нее имела большее значение, чем деньги. Бедная девушка отказывается от выгодного предложения Свидригайлова, потому что это предложение не соответствовало жизненным принципам Дуни Раскольниковой. По этой же причине героиня отказывается и от предложения Лужина, который ухаживает за Дуней. Выйти замуж за нелюбимого человека героине не позволяло ее чувство собственного достоинства. Дуня осталась бедна, однако не дала себя сломить и опозорить.

Таким образом, гордый человек – это тот, кто не сворачивает со своего жизненного пути из-за различных обстоятельств. Гордые люди готовы защищать свою честь до конца, даже если в итоге они останутся ни с чем. Таких людей не пугает даже собственная смерть, ведь для них важно остаться до конца жизни верным и преданным самому себе и своим принципам.