Сочинение. Народ в поэме Гоголя «Мертвые души

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.
Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».
В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.
В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.
Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.
Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».
В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.
Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.
Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

Тема, которую поднимает автор, расширяется от страницы к странице. Покупка мертвых душ становится описанием жизни крестьянства. Народ в поэме «Мертвые души» встает своей многоликостью, талантливостью, добротой и безумным желанием жить.

Особенность русского характера

Классик с любовью описывает персонажи из народа. Русский человек не боится тяжелого климата, жестких морозов. Ему не страшна Камчатка. Мужик сошьет себе рукавицы, если замерзнет, похлопает руками. Одним топором срубит себе избу, которая простоит не один век. У народа, под пером автора, выходит удивительно-красивый образ:

  • очаровательное лицо Мадонны;
  • округлившийся овал щек;
  • широкий размер.

На Руси все широкое и просторное: поля, горы, леса. Писатель ставит с ними на одну строчку лицо, губы и ноги. Самая широкая часть народа - его душа.

Русское слово

Гоголь любит русскую речь. Он благосклонен к французским словам и выражениям, но веское хлесткое слово мужика чаще ярче иноземных фраз. В поэме нет чуждого языка, все народное исконное.

Интересны фамилии персонажей. Где-то они выглядят гротескно, кто-то может посмеяться над ними, но в них умение народа выхватить самое веское и живое из окружающего.

  • Завалишин - желание завалиться на бок;
  • Полежаев - любовь к отдыху;
  • Сопиков - тихое посапывание носом во время сна;
  • Храповицкий - мертвецкий сон с «захрапами», свистом носом.

Гоголь указывает слова, которые творят «чудеса над русским человеком». Одно из таких слов - вперед. Русские призывы поднимают восстания, глубоко западают в душу. От русского слова бросает в дрожь. Одним словом русский народ может дать характеристику целому сословию.

Могучая сила русского мужика

Чичиков, устами Гоголя, рассуждает о народе, изучая список купленных им крестьян. В списке нет живых, но автор так представляет каждого, что их образ встает перед читателем. Причем умерших увидеть легче, чем помещиков, расплывшихся от изобилия еды или высохших от жадности. Гоголь показывает тяготы жизни простого народа. Крепостная неволя, унижение приводят к побегам. Свобода дается не каждому. Большинство попадают в еще большую кабалу. Удивительно то, что стремление быть свободным в мужиках не умирает. Крестьяне борются за свои права - убийство Дробяжкина. Гоголь подчеркивает одну черту - бойкость. Она во всем - в движениях, в уме, в таланте.

Труд и народ

Красивые дворцы, многооконные залы, расписные стены скрывают труд талантливых мастеров из народа. Мужики-ремесленники создают шедевры из каменных глыб. Бесформенные и мертвые, они оживают под топором мастера. Читатель видит, как гибнет созданное народом. Зарастают пруды Манилова, пустеют псарни Ноздрева, покрываются пылью комнаты Плюшкина. Дерзкая природа как будто специально выделяет убогость гибнущих поместий. На фоне удивительных пейзажей блестят глаза мужиков из списка ревизских душ. Их уже нет, а память и дела живы.

Кладезь ума и хитрости

Народ в поэме не просто трудолюбив, он мудр и хитер. Гоголь восхищается русским человеком, но признается в его пороках. Какие удивительные особенности подчеркивает писатель:

  • умение общаться: оттенки беседы, непонятные для иностранцев, будут зависеть от количества душ того, с кем говорят;
  • решительность: не будет вдаваться в рассуждения, когда надо действовать;
  • нежелание сознаваться в вине;
  • умение зависти нужные знакомства.

Даже отрицательные качества характера отличают русского от других.

Понятие народ в произведении становится настолько широким, что его сложно охватить. Написать сочинение «Народ в поэме «Мертвые души» не получится, если основываться на одном социальном слое. Народ - это мужики, помещики, чиновники, все, кого попытался изобразить писатель.

Тест по произведению

Образ народа в поэме "Мертвые души". Поэма "Мертвые душив творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки. Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно.

На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян.

Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищам. У Манилова, например, "темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы".

У Коробочки были уже другие избы, "которые хотя были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей". Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления - мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть - "плохо скроенными, да крепко сшитыми". Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными. Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый - это сильно отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка.

Также на страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного - так называемого "центральногомира крестьян, представленного в конкретных ситуациях. Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира "живых".

С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне - собственность помещика, умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина.

Следующие напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как "мир живых", ушедших из "мира мертвых". Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира.

В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь "с бойкой и необгонимой тройкой", несущейся вперед. В продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность.

Но, с другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие колоритные представители "центральногомира, показанные в поэме, - два мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию, но их речь все-таки хромает.

Самым красочным персонажем среди крестьян, на мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил "претолстое бревно Е подобно неутомимому муравью, к себе в избу". Он выражает собой всю размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его устами "метко сказанное русское слово". Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является рассуждение о судьбе Руси.

Сравнивая ее "необъятные просторыс неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду: "Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?

И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! - Русь!"

(347 слов) Главное место в произведении Николая Васильевича Гоголя отведено теме народа. В период жизни автора Россией управляли помещики и чиновники, на которых походили герои произведения «Мёртвые души». Поэтому писатель изобразил безрадостные сцены выживания крепостных крестьян. Дворяне-землевладельцы беспощадно пользуются их трудом, порой относясь к ним, как к рабам: покупают и продают подобно своему имуществу, иногда отделяя от семьи.

Наблюдая за аферой главного героя поэмы, Чичикова, сразу становится ясно, в каком печальном состоянии прибывает русское крестьянство. Усадьбы помещиков сменяются одна за другой, но общая картина печального состояния крепостного крестьянства одна и та же: низкий уровень жизни, ужасающий процент умирающих, запущенные стадии болезней, постоянное отсутствие еды и всепоглощающая нищета. Кто-то, подобно Манилову, просто не заботится о состоянии людей, пуская их жизнь на самотек. Кто-то, подобно Собакевичу, держит их в жесткой узде, сколачивая капитал. Кто-то, подобно Коробочке, держит все в образцовом порядке, но не понимает нужд и чаяний крестьянина, используя его только в качестве рабочего скота. Кто-то вроде Ноздрева бездумно кутит и в одночасье проматывает все результаты крестьянского труда. А кто-то вроде Плюшкина доводит верных слуг до голодной смерти своей жадностью.

Однако в душе у крепостного народа есть жажда свободы. Когда неволя становится непосильной ношей, они сбегают от своих «рабовладельцев». Только вот, бегство редко заканчивается освобождением. Николай Васильевич раскрывает типичную жизнь беглого человека: без работы, без паспорта, в большинстве случаев – в тюрьме. Хотя Попов, который работал дворовым у Плюшкина, выбрал тюрьму вместо труда у своего хозяина, такой выбор можно охарактеризовать, как метание между двух зол, из которых выбирают меньшее.

Страна под правлением грубых и безжалостных господ порождала необразованных дядю Миняя и дворовую Пелагею, не разбиравшуюся, с какой стороны находится право, с какой — лево. Однако перед нами открывается и могущество русского человека, ущемленное, но не растерзанное крепостничеством. Оно всё в таких людях, как отважный Степан Пробка, одаренный Михеев, и просто в работящем и энергичном русском народе, который не унывает при любых, даже самых сложных ситуациях.

В изображении феодально-крепостнической Руси Николай Васильевич Гоголь раскрыл Россию не только, как помещичье-чиновничью, но и народную страну, с её одаренным и сильным населением. Он показал свою уверенность в светлом будущем родины, если ее опора – крестьянство – встанет с колен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ народа в поэме “Мертвые души”

Поэма “Мертвые души” в творчестве Н.В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план Гоголя - показать всю Россию в разрезе, все ее пороки и недостатки.

Большую часть населения России того времени составляли крестьяне. В поэме их мир описан очень образно. На мой взгляд, он разделяется на несколько составляющих. У каждого помещика всегда есть принадлежащий ему и характеризующий его мирок крестьян. Сами крестьяне не описаны, но мы можем судить о них по их жилищам. У Манилова, например, “темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы”. У Коробочки были уже другие избы, “которые хотя были выстроены врассыпную, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей”. Крестьянские угодья Собакевича не вызывают удивления – мы видим их такими, какими и ожидали их увидеть – “плохо скроенными, да крепко сшитыми”. Избы крестьян Плюшкина, как и он сам, показаны старыми, обветшалыми, практически ненужными.

Кроме мирков крестьян есть, по-моему, и другие мирки. Первый – это сильно отличающийся от всех остальных аллегорический мир умерших или бежавших от своих помещиков крестьян, о котором упоминается лишь изредка. Также на страницах поэмы мы чувствуем присутствие еще одного – так называемого “центрального” мира крестьян, представленного в конкретных ситуациях.

Самым странным и непонятным, наверное, является для нас мир умерших или бежавших крестьян. Его обитатели как бы противопоставлены населению мира “живых”. С помощью этого приема Гоголю удается подчеркнуть бедность нравов главных героев. После не в меру хвастливой речи Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, сам он, хитрый и эгоистичный, опускается в наших глазах сразу на несколько уровней. А ведь крестьяне – собственность помещика, умелые, духовно богатые люди вынуждены были безропотно подчиняться человеку с жизненными принципами мещанина. Следующие напоминания о данном мире показывают нам его с совершенно иной стороны. Он представляется нам, как “мир живых”, ушедших из “мира мертвых”.

Особого внимания требует, так называемый, центральный мир. Он незаметно вливается в повествование в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира. В конце первого тома описание превращается в гимн всей Руси. Гоголь образно сравнивает Русь “с бойкой и необгонимой тройкой”, несущейся вперед. В продолжение всего повествования писатель превозносит крестьян, составляющих основную, наиболее деятельную и полезную часть этого мира, за счет контраста с намеренно униженными помещиками, чиновниками, служащими. Описание данного мира начинается с разговора двух крестьян-умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, чувствуется его незаконченность, бесполезность. Но, с другой стороны, оба они показали достаточно высокий уровень знания строения и возможностей экипажа. Эти два персонажа, по-моему, невыразительны и показаны более с отрицательной стороны, нежели чем с положительной. Они появляются в самом начале произведения и как бы вводят нас в мир поэмы. Следующие колоритные представители “центрального” мира, показанные в поэме, – два мужика, указавшие Чичикову дорогу в Маниловку. Они неплохо знают территорию, но их речь все-таки хромает. Самым красочным персонажем среди крестьян, на мой взгляд, является тот, которого мы увидели, когда он тащил “претолстое бревно … подобно неутомимому муравью, к себе в избу”. Он выражает собой всю размашистую натуру русского человека. Гоголь подчеркивает это, говоря его устами “метко сказанное русское слово”.

Самым ярким выражением патриотических чувств писателя в поэме является рассуждение о судьбе Руси. Сравнивая ее “необъятные просторы” с неисчислимыми духовными богатствами ее народа, Гоголь поет ей хвалебную оду:

“Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! – Русь!”