Сонечка вечная пока мир стоит смысл. Cочинение «Вечная Сонечка

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей матери, сестры, друга. читая роман, осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в "Преступлении и наказании" много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Мармеладовы. Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с голубыми замечательными глазами. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова. Да, Соня - "блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - "несколько, книг содержания романтического", видящая вокруг себя только пьяные ссоры, болезни, разврат и горе человеческое?

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью.

Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. Читая Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...." Тронутый сочувствием Сони, Родион «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы...

  2. Загрузка... Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине - Сонечке Мармеладовой. Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим,...

  3. Загрузка... Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание -- одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного...

  4. Загрузка... Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о...

  5. Загрузка... Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них -...

Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Воплощением гуманистической философии Ф. М. Достоевского, подразумевающей бескорыстное служение людям, осуществление христианской мора-ли, несущей безраздельное добро, стал образ Сонечки Мармеладовой. Именно она сумела противостоять ок-ружающему ее миру зла и насилия благодаря силе и чистоте своей души. Уже в описании героини прояв-ляется отношение к ней автора: «...Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молодень-кая... с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Теплота и сердечность присущи этим словам.

Как и вся представленная в романе беднота, семья Мармеладовых погрязла в страшной нищете. Вечно пьяный, потерявший самоуважение, смирившийся с несправедливостью жизни Мармеладов, больная Ка-терина Ивановна, беспомощные дети — все они, поро-жденные своим временем, глубоко несчастные люди, жалкие в своей беспомощности. И не миновать бы им гибели, если бы не семнадцатилетняя Сонечка, кото-рая нашла единственный выход для спасения своей семьи — торговать собственным телом. Для девушки с глубокими христианскими убеждениями такой по-ступок — самая большая жертва. Ведь, нарушая хри-стианские заповеди, она совершает страшный грех, обрекает свою душу на вечные страдания. Но Соня по-шла на это ради своих близких. Милосердие и состра-дание этой девушки не знает границ. Даже соприкос-нувшись с самым дном, на себе испытав всю низость и мерзость человеческую, она сохранила бесконечное человеколюбие, веру в добро, выстояла и не уподоби-лась тем, кто продает и покупает людские тела и души, не страдая от мук совести.

Именно поэтому Раскольников приходит к Сонеч-ке, чтобы открыть ей изболевшую душу. Но по мне-нию героя, Сонин грех не менее, а может даже и более, страшен, чем его. Раскольников считает ее жертву бессмысленной, не понимая и не принимая мысли об ответственности за жизни близких людей. А Сонечке только эта мысль и помогает смириться со своим паде-нием, забыть о своем страдании, ведь осознание собст-венной греховности толкало Соню на самоубийство, которое могло бы избавить ее от позора и нравствен-ных мук.

Полагая, что Сонечка, никого не спасая, только себя «загубила», Раскольников надеется найти в ней свое отражение, заставить поверить в его идею. Он за-дает ей вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости » или честному человеку умирать? На что Со-нечка отвечает со всей присущей ей непосредственно-стью: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Надежды Раскольникова не оправдались. Со-нечка готова пожертвовать собой ради других, но не может принять убийства одного человека ради блага других. Именно поэтому она стала основным оппо-нентом Раскольникова, направив все свои силы на разрушение его безнравственной теории.

Хрупкая, кроткая Сонечка проявляет недюжин-ную силу в собственном смирении. «Вечная» Сонечка приносит себя в жертву, и в поступках ее невозможно найти границы между добром и злом. Так же, как, за-быв себя, она спасала свою семью, она стремится спа-сти Раскольникова, который «ужасно, бесконечно не-счастен». Она пытается привести его к основам хри-стианской веры, проповедующей смирение и раскаяние. Именно это, говорит писатель устами Со-нечки, помогает очистить душу от зла, губящего ее. Благодаря своим христианским убеждениям девушка выстояла в этом жестоком мире, храня надежду на светлое будущее.

Сонечка помогает Раскольникову понять противо-естественность, антигуманность его теории, принять в свое сердце ростки добра и любви. Любовь Сонечки, способность ее к самопожертвованию ведет героя к нравственному возрождению, к первому шагу на пути спасения своей души. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»,— думает Рас-кольников, понимая, что только «бесконечною любо-вью искупит он теперь все ее страдания».

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 59.

Ульяновской области г. Ульяновска.

Литература 10 класс.

«Сонечка…

Вечная Сонечка!»

подготовила

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

г. Ульяновск

Тема: «Сонечка… Вечная Сонечка!»

Цели урока:

Обучающие:

    определить, в чем заключается "правда” Сони Мармеладовой;

    проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на "преступление” Сонечки;

    как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через "правду” Сонечки;

    осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Развивающие:

    формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;

    развивать творческие способности учащихся и устную речь;

    расширять кругозор.

Воспитывающие:

    воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);

    совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.

Задачи:

    показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок;

    проанализировать сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества;

    воспитывать толерантность к разным вероисповеданиям.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Стало привычным говорить о тургеневских женщинах. Но какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Ф.М. Достоевского.

Большое место в его романах уделяется женской теме, так как Федор Михайлович считает, что именно в женщине заключена высокая нравственная сила, способная изменить жизнь к лучшему. Все симпатии писателя на стороне тех героинь, которых гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство. Его героини непокорны, они не смирились с действительностью.

В романе «Преступление и наказание» женские образы помогают не только более полно понять главного героя Родиона Раскольникова, но и помочь ему по-новому осмыслить жизнь.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня наш урок будет посвящен Соне Мармеладовой, так как именно она, по мысли Ф. Достоевского, является чуть ли не главным персонажем после Раскольникова.

«Сонечка … Вечная Сонечка!»

Как вы понимаете эту фразу?

(Вечная – значит существующая всегда. В этих словах заключен символ. Вечная Сонечка – символ жертвенности и страдания человеческого.)

3. Работа с эпиграфом.

Женщина … если достойна того нравственно,

Всем равна, равна королям.

Ф.М. Достоевский.

Что вкладывает в понятие нравственности Ф.М. Достоевский?

(Ф. Достоевский вкладывает в понятие нравственности вечные христианские заповеди, которые должны вести человека по жизни.)

Что значит выражение «равна королям»?

(Король – это властитель, значит «равна королям» - власть имущая.)

На уроке мы должны выяснить: достойна ли нравственно Соня Мармеладова, чем жертвует она и во имя кого, «равна ли она королям»?

4. Замысел создания образа Сони Мармеладовой.

Выступление группы «Исследователи».

1) Образ сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Ф. Достоевский, очевидно, вначале предполагал подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла».

В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой».

«Пьяная с рыбой» - это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

2) Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателями такой, как в окончательном тексте романа, - воплощение христианской идеи: «Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения». Жизнь для Сони немыслима без веры в Бога и бессмертия души: «Что я без бога-то была». Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал также Мармеладов.

Замысел ф. Достоевского относительно сони изменился, потому что «пьяная с рыбой» - это падшая женщина, опустившаяся нравственно. Он решил показать женщину, озаряемую ореолом чистоты и даже святости. Торгуя своим телом, она зарабатывала деньги, чтобы прокормить голодных детей Катерины Ивановны. Контраст ее чистого духовного облика и грязной профессии, страшная судьба девушки-ребенка – веское доказательство преступности общества.

5. Психологический портрет Сони Мармеладовой.

Выступление психологов.

В романах Ф. Достоевского каждая деталь, каждый штрих, каждое имя собственное имеют свое значение. У Достоевского «надо считаться даже со знаками препинания».

1) Собственные имена отражают личность его героев.

Соня Мармеладова.

София – «мудрость», «слушающая Бога», помогающая людям.

Фамилия Мармеладова противопоставляется фамилии Раскольникова. Мармелад – сладкая вязкая масса, имеющая способность сцеплять в единое целое. Соня как бы склеивает отдельные половинки души Раскольникова в единое целое. Фамилия указывает на цельность натуры Сони.

2) О внутреннем мире героев мы узнаем не только из описания их поступков, чувств, переживаний. Достоевский – мастер психологического портрета, он раскрывает нам портрет личности, состоящий из поступков и мыслей, скрывающихся за лицом.

Соня Мармеладова – тоненькая, хрупкая, робкая девушка, маленькое, голубоглазое, со светлыми вьющимися волосами создание. Она вся такая светлая, чистая, нежная, покорная.

Когда Соня сердится, она похожа на маленькую птаху. Но чуть только Раскольников посмел усомниться в господе, её глаза засверкали гневом и проснулось то упоительное сознание могущества собственной души во главе с Богом.

Словосочетание «сверкают гневом» Ф.М. Достоевский употребляет не зря, так как только у людей, одержимых идеей, верой, могут от гнева сверкать глаза. Сколько страсти в ее лице, когда касаются веры в Бога. Эта девочка «со скромною приличною манерой», с ясным, но как будто несколько запуганным лицом обладает огромным терпением и нравственной силой.

Больше всего в лице Сони привлекают внимание глаза, ясные, голубые. Голубой цвет символизирует постоянство, преданность, мир, правду. Ясные глаза символизируют чистоту души. Все эти качества в Сонечке есть. Она в свои 18 лет похожа на ребенка. А с образом детей в романе связана важная смысловая линия. Именно в них явлено все лучшее, что есть в человеческой природе. В портрете Сони подчеркнута ее детскость, беззащитность, хрупкость и большая нравственная сила: «…худое, бледное и измученное лицо».

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами … выражение лица доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

6. Путь Сони Мармеладовой до встречи с Родионом Раскольниковым.

Каким путем шла Соня до встречи с Раскольниковым?

Софья Семеновна Мармеладова – дочь чиновника, человека, опустившегося до крайности, доведенного нищетой до того, что ему «некуда больше идти». Воспитания и образования Соня не получила. Она пытается зарабатывать деньги честным трудом, но этого не хватает даже на еду. Эта скромная девушка ради выживания семьи вынуждена торговать своим телом. Она получает «желтый билет», поэтому с семьей ей оставаться нельзя. Сонечка стыдится своей профессии, считает себя великой грешницей. Приходит к Катерине Ивановне и отцу только в сумерки. Живет в страшной нищете на квартире у Капернаумова. «Бог, Бог не допустит …» - единственное, что служит этой девушке опорой и защитой в жизни. Но и на самом «дне» жизни Соня сохраняет нравственную чистоту, продолжает жить ради своей семьи.

7. Аналитическая беседа с выборочным чтением текста.

Путь Сони Мармеладовой после встречи с Раскольниковым.

Почему именно к Соне пришел Раскольников после совершения преступления?

Раскольников ищет союзника, родственную душу. А Соня, по его мнению, тоже переступила, загубила свою жизнь. Он считает, что идти ей больше некуда. Раскольников думал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос.

Что же увидел Раскольников? Что его так поразило?

Эта встреча пробуждает в нем любопытство. Соня по-иному смотрит на жизнь, видит хорошее в людях, жалеет их, пытается понять.

«Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытное страдание, если можно так выразиться, изобразилось во всех чертах лица ее».

Какие вопросы задает Раскольников Соне? Зачем?

Вопросы Раскольникова доводят Соню до исступления. Весь разговор идет на надрыве, на пределе человеческих возможностей. Раскольников специально мучит Соню, чтобы испытать глубину ее «человеческого терпения», ее стойкости, истоки которой ему непонятны.

Что привлекло Раскольникова в Соне?

Раскольникова привлекла в Соне сила, позволяющая ей жить.

В чем источник этой силы?

В заботе о чужих детях и их несчастной матери. Раскольников не мог понять, откуда у Сони такая сила и чистота духа при такой страшной жизни. Его мучит вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума? Все это кажется ему странным. Он увидел необычность, неординарность Сони, которая, по его теории, принадлежит к разряду обыкновенных людей.

«…Все-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду? Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное…»

«Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце; он это видел; она стояла перед ним наяву…»

« Но неужели ж это правда, - воскликнул он про себя, - неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется, наконец, в эту мерзкую, смрадную яму?...»

Раскольников продолжает испытывать Соню, пристально всматривается в нее. «Юродивая! Юродивая!» - твердил он про себя.

Что он вкладывал в понятие «юродивая»?

Юродивая – значит безумная или принявшая вид безумной.

Когда Раскольников увидел кроткие голубые глаза Сони, сверкающие огнем, и маленькое тело, дрожащее от негодования и гнева, - все это показалось ему невозможным. Человек, живший во имя других, забывая о себе, казался юродивым в мире, где творится зло и несправедливость.

Почему Раскольников преклонился перед этой маленькой, робкой, испуганной девушкой?

« Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился,» - сказал он как-то дико и отошел к окну…»

Раскольников поклонился Соне-страдалице, жертве – всему страданию человеческому. Он посадил опозоренную, растоптанную, изгнанную девушку рядом с матерью и сестрой, считая, что оказал им честь.

Раскольников считает, сто Сонечка приносит себя в жертву какому-то ненасытному страданию и всегда «голодному божеству». «Вечная Сонечка», пока мир стоит, жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет. Как символ вечной жертвенности понимает Соню Раскольников. Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь?

8. Составление опорной схемы-конспекта «Соня Мармеладова».

Согласны ли вы с Раскольниковым, что Соня погубила себя, но никого не спасла?

«Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»

Соня.

Мармеладов Раскольников

Каторжане

Катерина Ивановна

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть. Таким солнцем является Соня Мармеладова, она греет своим теплым светом души людей. Хотя, на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты, ее место у подножия, на панели. Соня не только излучает добро и сострадание, она помогает страждущим. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее жить по «желтому» билету. Но после совершения греха «Катерина Ивановна … подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела…» За истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжелую минуту жизни все-таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня…»

Сонина жертва теплотой проникает в душу отца. Она пробирает его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на его непристойное пьянство в трактире. После гибели отца и смерти мачехи Соня заботится о детях. Благодарны ей не только дети, но и люди, окружающие ее, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже грехопадение в этом случае кажется святым.

Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться Раскольникову.

9. Анализ эпизода «Чтение Евангелия Соней» 1 группой аналитиков.

Что же бы я без бога-то была?..

Бог, бог такого ужаса не допустит!..

Эти слова раскрывают всю духовную сущность Сони. Евангельский сюжет про воскресение Лазаря выражает существо ее личности, ее тайну.

Соне тяжело было выдавать и обличать все свое, она не хотела раскрывать тайну души – это единственное, что у нее осталось.

Соня читала сначала тихо и стыдливо, а потом со страстью и силой исповедовала свое убеждение словами Иоанна.

«Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога…»

«Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке… Голос ее стал звонок, как металл, торжество и радость звучали в нем и крепили его».

«… громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы очию сама видела…»

Вопрос учителя.

Почему Соня с таким волнением и дрожью читала притчу о воскресении Лазаря?

Соня верит в то, что представляется совершенно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо. Вера в воскресение Лазаря, Соня верит в человека. Впоследствии она поверит в воскресение Раскольникова. Она считает, что без веры жить нельзя, нельзя идти дальше через сомнение к покаянию, к любви. Евангельская притча преломляется в судьбах Сони и Раскольникова.

10. Анализ эпизода «Признание Раскольникова в совершенном преступлении» 2 группой аналитиков.

Чем больше Раскольников узнает Соню, тем больше удивляется, с каким терпение и почти безропотно она переносит все тяготы жизни, даже не пытаясь защитить себя. После унизительной и ужасной сцены (попытка Лужина обвинить ее в воровстве) Раскольников задает ей вопрос: «…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них умереть?..»

Соня отвечает на вопрос Раскольникова: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Соне не под силу решать такие вопросы, она уповает только на Бога: он один может распоряжаться людскими жизнями, он один знает высшую справедливость. Соня склоняется перед великим смыслом бытия, иногда не доступным ее разуму. Она просто стремится к жизни, утверждает ее положительный смысл.

Вопрос учителя.

Почему именно Соне Раскольников признается в убийстве?

Раскольников несчастен, измучен, он идет со своими исповедями к Соне с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Как он сам говорит накануне признания: «Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть». Он увидел в Соне именно Человека. У каждого из них своя правда, свой путь. Оба они переступили нормы морали того общества, в котором живут.

Ю. Корякин утверждает, что правда Сони не просто побеждает, а что железная логика Раскольникова оказывается разбитой элементарной логикой Сони. Но для человека, одержимого желанием во что бы то ни стало быть правым, одно из самых унизительных состояний – это когда все хитроумные силлогизмы разбиваются элементарной логикой жизни.

Единственно возможное, естественное, с точки зрения Сони, объяснение мотивов убийства звучит так:

Ты был голоден! Ты … чтобы матери помочь? Да?

Раскольников выставляет различные объяснения. Но все доводы рассудка, прежде казавшиеся ему столь очевидными, отпадают один за другим. Если прежде он верил в свою теорию, то теперь перед Соней, перед ее правдой, вся его «арифметика» рассыпается впрах. В словах Сони нет логики, расчета, нет даже убедительных аргументов. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым он вынужден согласиться.

Какие чувства испытывает.соня после признания Раскольникова?

Преступник внушает.соне не отвращение, не ужас, а сострадание. Соня употребляет слово «несчастный». Она восклицает: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..» Несчастнее, а не злее, преступней, отвратительней. Она страстно, мучительно сочувствует Раскольникову и понимает, как он страдает. Соня протягивает крест убийце со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Раскольников понимает, что теперь Соня навеки с ним.

Почему же побеждает правда Сони?

Основа правды Сони – любовь. Отчужденный от людей, бросивший даже самых близких, Раскольников почувствовал, что ему нужна любовь, что права Соня, говоря: «Ну как же, как же без человека-то прожить!» Соня помогла Раскольникову отыскать в себе человека, воскресила его дух. Поэтому Раскольников духовно воскресает не в результате отречения от своей идеи, а через страдание, веру, любовь. Через судьбу Сони он осознает все страдание человеческое и поклоняется ему.

11. Работа с критикой.

Г.М. Бридленер замечает, что «к нравственному возрождению» через явку с повинной ведет Раскольникова полюбившая его любовью одновременно возлюбленной и сестры Соня».

Можете ли вы согласиться с тем, что Соня любит Раскольникова любовью «возлюбленной и сестры»?

Любовь у Достоевского выступает в качестве основного фактора христианской морали, и ее необходимо понимать в христианском смысле, ибо сказано в Евангелии: «Любовь долго терпит, милосердствует, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Соня не оставляет Раскольникова даже в Сибири. Теперь религиозные убеждения Сони стали убеждениями Раскольникова. Страдания, перенесенные ими, открыли дорогу к счастью, их воскресила любовь. Именно любовь к конкретному человеку приводит героев к духовному воскрешению, «живой жизни». Поэтому можно согласиться с мыслью Бридленера о том, что Соня полюбила Раскольникова любовью сестры в христианском смысле и возлюбленной.

Учитель: Очень важно, что Раскольников полюбил Соню. С одной стороны, она жертва безбожного миропорядка, а с другой – несет идею православного христианства. Любовь Раскольникова несет в себе не земное, а духовное чувство, которое ведет к полному изменению его жизни. Божественное начало, любовь и нравственное сознание победило. Значит, с полной уверенностью мы можем сказать, что Соня спасла и Раскольникова.

Почему каторжане, эти порой жестокие, конченные люди, так полюбили Соню?

Они почувствовали в этой хрупкой девушке большую нравственную силу, доброту, самоотверженность, чистоту и могущество души.

«И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые клейменные каторжане этому маленькому и худенькому созданию…» В солнечный круг Сони входят и каторжане.

Вывод.

По мысли Достоевского, сознательное самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак величайшего развития личности, высочайшего могущества души. Соня не изменила общества, зло по-прежнему существует, но все-таки внесла свой посильный вклад, спасая Катерину Ивановну, ее детей, Раскольникова. И хочется верить, что есть такие люди, которые способны к состраданию, могут подать руку помощи нуждающимся. Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости и всепрощения. В ее образе воплощена одна из основных идей творчества Достоевского: путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в «божий промысел». Солнечные лучи Сониной души спасли и помогли возродиться людям, ее окружающим. Она не только излучала добро и сострадание, но и действительно помогала несчастным и обездоленным.

личности). Раскольниковым на каторгу.

5. Справедливость, честность. Проявляется во всех поступках.

6. Вера в «божий промысел» и людей. Верит в воскресение Лазаря, Раскольникова,

падших каторжан.

7. Нравственная стойкость и сила. Не опустилась нравственно, выйдя на

панель ради семьи.

8. Любовь. Братская любовь к людям (Лиза, каторжане)

Любовь возлюбленной и сестры к Раскольникову.

9. Могущество души. Вера, любовь и понимание людей.

Дорога Сони – христианское смирение,

вечный мир, вечный покой.

Миссия Сони – избавить мир от зла.

Власть имущая = королям.

Достойна ли Соня нравственно?

Можем ли мы утверждать, что Соня равна королям?

Мы можем утверждать, что Соня – властительница мира, так как стремится избавить мир от зла, от боли, врачуя души людей. Ее вера, надежда, любовь помогают жить не только ей, но и ее семье, и Раскольникову.

13. Рефлексия.

Выступление ученицы.

У Сони Мармеладовой прекрасная и чистая душа. Она вынуждена продавать свое тело, чтобы помочь Катерине Ивановне и ее детям, но душа все-таки остается непорочной. Я завидую Раскольникову, потому что рядом с ним девушка, которая пожертвовала частью своей жизни ради его спасения. Соня – необыкновенный человек. Ей легче принять страдание на себя, нежели видеть боль других. У Ф.И. Тютчева есть стихотворение, которое, на мой взгляд, отражает внутреннюю сущность Сони.

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса,

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет.

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя страдать.

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Звучит одноименная опера Эдуарда Артемьева по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Партия Сони.)

Используемая литература.

1. Поурочные разработки по литературе. 10 класс, Москва «Вако»,2003 г.
2. Белов С.В. Герои Достоевского.- «Нева», 1983, №11, с195-200
3. Адреса в ИНТЕРНЕТ

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное слу­жение людям) и олицетворением добра в романе явля­ется образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка». Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло. Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании. Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен». Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.

Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок. Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: «Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.