Конспект урока "роль изобразительно - выразительных средств языка в произведениях художественной литературы". Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции

Тема урока:

Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

Цели урока:

познавательная : повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающая : развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Таким образом, потребность в более четком различии между измерением боли и оценкой боли созрела. Измерение - это определение количества, массы в стандартных единицах с использованием соответствующей меры. Для данной системы измеряется любой болевой элемент, обычно его интенсивность. Оценка включает в себя не только измерение, но и субъективное значение, данное опыту. При оценке проблем, связанных с человеческими страданиями, таких как боль, важно выяснить его полное влияние на жизнь человека.

Сфера оценки может быть очень разнообразной. Например, в острых клинических условиях больше внимания уделяется сенсорным компонентам боли, локализации, острой боли, психосоциальным факторам. Когнитивный аспект боли в спорте. Целью исследования было выяснить, как атлеты воспринимают боль и взаимосвязь между частотой восприятия боли и стратегиями ответа на боли. Было опрошено 50 спортсменов.

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Начнем наш урок с чтения и анализа стихотворения О.Мандельштама. Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама. (1 слайд).

Боль в мышцах оценивается как более слабая, чем эластичная или усугубленная. Согласно шкале семантического дифференциала, боль, независимо от ее типа, воспринимается как плохая, уродливая, сильная, серьезная, острая, напряженная, ослабляющая и расстраивающая. Боль в мышцах воспринимается как полезная, а эластичная травма и боль в болях являются столь же вредными. Также была установлена ​​взаимосвязь между темпами интенсивности боли, восприятием боли в терминах семантических дифференциальных шкал и стратегий использования частоты.

Сделан вывод о том, что в спорте преобладают эти негативные аспекты восприятия боли, которые воспринимаются как плохие, уродливые, сильные, суровые, острые, стрессовые, ослабляющие и расстраивающие. Выбор стратегий обезболивания относится к восприятию интенсивности боли, но эти зависимости зависят от типа боли и стратегий преодоления.

О чем это стихотворение? Каковы тема и основная мысль данного стихотворения? Что помогает автору создать такую картину Петербурга и передать свои чувства? (сравнения – «как медуза»; эпитеты – «прозрачная весна», олицетворения – «весна одевает», метафоры – «морской волны тяжелый изумруд» и т.д.).

Для чего могут использоваться средства выразительности?

Вывод : изобразительно – выразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной.

Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему и цели урока?

3. Запись темы урока. ( 2 слайд). Каковы цели урока? (3 слайд).

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем строки из произведений Н.В.Гоголя, В.Брюсова, А.Ахматовой.

Что объединяет эти цитаты? Как они отражают тему нашего урока?

4. Беседа по вопросам. Повторение.

1 .На какие три группы делятся изобразительно – выразительные средства языка?

2. Перечислить изобразительно – выразительные средства языка, записать термины в тетрадь, дать устно определения.

    МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

    СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

    ЭПИТЕТ – образное определение.

    МЕТОНИМИЯ – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.

    ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.

    ЛИТОТА – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

    ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному.

    АЛЛЕГОРИЯ – выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

    ПЕРИФРАЗА - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.

    АНАФОРА – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.

    ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

    АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

    ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.

    ИНВЕРСИЯ – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

    СИНЕКДОХА - , разновидность , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними .

    ОКСЮМОРОН - «умная глупость» стилистическая или ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание ).

    СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ одинаковое синтаксическое строение соседних предложений .

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение предложения .

Закрепление и обобщение материала

5. Распределить термины на две группы. ( Слайд 5)

6. Найди ошибку в определении тропа. (Слайд 6)

7. Соотнеси определение и стилистическую фигуру. (Слайд 7)

8. Соотнеси определение и лексические средства . (Слайд 8).

9. Физкультминутка (Слайды 10 - 16)

Метонимия, фразеологизмы, перифраза, параллелизм, эпитет, синонимы, сравнение, риторический вопрос, просторечные слова, литота.

10. Работа с текстами художественных произведений (по распечаткам) Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.

Какие средства языка встречаются в этих текстах?

    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира: Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. (А.С.Пушкин, «Поэт») (Метафоры)

    Красною кистью Рябина зажглась . Падали листья. Я родилась

(М.Цветаева, Из стихов о Москве) (Метафора)

    И вы подобно так падаете,

Как с древ упавший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт .

(Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») (Сравнения)

    Но лишь божественный глагол

До слуха чёткого коснётся

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

(А.С.Пушкин «Поэт») (Сравнение)

    Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,

А там лазури таящая нежность…

Как будто из действительности чудной

Уносишься в волшебную безбрежность.

(А.А.Фет, «Горное ущелье») (Эпитеты)

    Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердце моего не скрою хлад печальный .

Ты права, в нём уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

(Е.А.Баратынский, «Признание») (Эпитеты)

    Такой нам надобен язык, как был у греков,

Какой у римлян был и, следуя в том им,

Как ныне говорит Италия и Рим.

(А.Сумароков) (Метонимия)

8. Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Прости ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

(А.С.Пушкин) (Метонимия)

    И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз

(М.Ю.Лермонтов, «Бородино») (Синекдоха)

10.Всё спит - и человек, и зверь, и птица

(Гоголь) (Синекдоха)

11.«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десть вёрст разлилась».

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Самоотверженный заяц»). (Гипербола)

12.Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей») (Олицетворение)

13.Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тропах поразить порок.

(А.С.Пушкин, Ода «Вольность») (Перифраза)

14. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») (Анафора)

15. Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой Друг! Мы не тому виной.

(Н.М.Карамзин) (Градация)

16. Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

(М.Ю.Лермонтов «Родина») (Инверсия)

17. И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов) (Литота)

18. Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!

(М. Цветаева) (Эпифора)

    И день настал. Встаёт с одра
    Мазепа, сей страдалец хилый,
    Сей труп живой , ещё вчера
    Стонавший слабо над могилой.

( . «

11. Чтение и слушание стихотворения А.Блока «Незнакомка ». (Слайды 17 – 21)

Анализ изобразительно – выразительных средств стихотворения, их роль в тексте.

12. Вывод: какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?

Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте? (Выполнение задания 24 ЕГЭ по русскому языку).

13. Работа с текстом и рецензией из КИМа ЕГЭ по русскому языку. ( Слайды 22 – 26)

Выполнить задание 24, пользуясь алгоритмом.

14. Рефлексия. (Слайд 27). Обобщим, что мы узнали на уроке.

Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?

Создание новых, ярких, свежих образов.

Полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль

Воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, – на физическом уровне.

15. Домашнее задание. (Слайд28)

1. Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.

2. Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.

сочинения

1. Роль вводных слов и предложений
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность (примеры). С их помощью можно передавать различные чувства (примеры).
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения (примеры).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли (примеры).
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

К оглавлению

2. Роль цитат в речи

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
Таким образом, цитаты очень важны в речи.

К оглавлению

3. Роль однородных членов

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

К оглавлению

4. Роль риторических вопросов в тексте

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

К оглавлению

5. Роль средств выразительности в речи

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения - делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
Без средств выразительности речь была бы бедной.

К оглавлению

6. Роль архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

К оглавлению

7. Разряды и функции частиц в русском языке

Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

К оглавлению

8. Двоеточие

Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью.

Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служит для разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь.
Во-вторых, двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, рассмотрим предложение 13: «Через тысячу лет я тебя призываю: иди!» Двоеточие здесь не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и предупреждает о том, что во второй части последует изъяснение, дополнение к сказанному в первой части. К чему «призываю»? В предложении 11 («… Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.») двоеточие ставится между частями бессоюзной сложной конструкции, сопровождая смысловые отношения причины. Почему Мери закрывает рот рукой?
Двоеточие в любом предложении сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию.
Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты.

К оглавлению

9. Зачем нужно тире?

На мой взгляд, Антон прав. На письме без тире обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного.

Во-первых, тире выполняет разделительную функцию. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 4, 5, 29 из текста А.Лиханова. В этих предложениях второе тире отделяет прямую речь от слов автора.
Во-вторых, тире употребляется и в смыслоразличительной функции. Обратимся к предложению 20: «Мы потоптались полчаса - никого не было». В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу.
В-третьих, в предложениях 2, 6, 25 и других тире выполняет выделительную функцию. Оно оформляет реплики диалога.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи.

К оглавлению

10. Зачем нужна орфография?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.
В тексте Ю.Бондарева встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении 2 («Стояла поздняя осень…») употребляется слово «поздняя» с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте Ю.Бондарева таких слов встретилось несколько: сердце, несчастливы, лестничной.
В предложении 6 («Шёл уже первый час ночи…») встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.
Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.

К оглавлению

11. Роль антонимов в речи

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
В тексте В.Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "...сказка заставляет...тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

К оглавлению

12. Зачем надо изучать морфологию?

Морфология - это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это, допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" - с гласной "ё".
Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
Таким образом, морфология - очень важный раздел науки о языке.

К оглавлению

13. Зачем нужны кавычки?

Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении … в кавычки заключена прямая речь, а в предложении … – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права (выделительная функция). В кавычки заключаются слова, употреблённые в переносном значении (…), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (…) (газет, книг, заводов, пароходов и т.д.).
Если из любого предложения исключить кавычки, смысл предложения изменится (смыслоразличительная функция).
Без сомнения, кавычки – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

К оглавлению

14. Зачем нужен восклицательный знак?

Можно ли в письменной речи обойтись без восклицательного знака? Попробуем разобраться.
Восклица́тельный знак (!) - знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции. Он ставится в конце предложения для выражения таких чувств, как изумление, волнения (пример), а также призыва (пример).
Также восклицательный знак может ставиться при обращении (пример).
Кроме того, восклицательный знак может утраиваться для выражения большей экспрессии (пример), сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса - восклицания (пример) и с многоточием (пример).

Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (пример).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что без восклицательного знака было бы сложно выразить на письме чувства и эмоции.

К оглавлению

15. Зачем нужны уточняющие члены предложения?

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому. Уточняющие члены предложения дают дополнительную характеристику тех членов предложения, к которым относятся, ограничивают или, наоборот, расширяют смысл понятия.

Наиболее активно в речи используются уточняющие обстоятельства, с помощью которых можно конкретизировать место и время. Например, в предложении №3 (На западе, за станицей, все ещё мертвенно светила долгая летняя московская заря) с помощью уточняющего члена "за станцией" конкретизируется место, где происходит действие, а в предложении № 16 (Прежде, в лета моей юности, мне было весело подъезжать к незнакомому месту) благодаря уточнению "в лета моей юности" мы получаем более точные сведения о времени.
Кроме обстоятельств уточняющими также могут быть и определения, которые уточняют различные качества и признаки: цвет, размер, возраст и т.д. Например, в предложении № 28 (Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи) слово "длинная" конкретизирует размер, а в предложении № 31 (Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках) словосочетание "глиняного цвета" уточняет цвет.
Уточняющие определения могут конкретизировать и общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый и другие: Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега.
Уточняя смысл нашего повествования, мы помогаем собеседнику более детально увидеть предмет, картину или обстоятельства. Человек, который использует уточнения при описании, всегда более интересен, а его информация более точная.

К оглавлению

16. Зачем нужны знаки препинания в конце предложения?

Предложения в тексте отделяются друг от друга различными знаками препинания: точкой, многоточием, вопросительным и восклицательным знаками. Эти знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и передают часть заключенной в тексте информации.

Так, поставленная в конце предложения точка сигнализирует о том, что предложение содержит повествование или побуждение (пример №1).
Многоточие передает недосказанность, недоговоренность (пример №2).
Вопросительный знак ставится для выражения вопроса или сомнения (пример №3), а восклицательный – для передачи эмоционального состояния, восклицания, удивления (пример №4).
Таким образом, все вышеперечисленные знаки препинания помогают выбрать правильную интонацию предложения, а также понять смысл написанного

К оглавлению

17. Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?
Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.

К оглавлению

18. Для чего нужны запятые?

Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.

Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции. Например, в предложении 3 запятая разделяет части сложного предложения с бессоюзной связью между ними: «За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой…».
Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых. Так, в предложении 11 запятые выделяют обращения «юноша, мой друг», а в предложении 5 - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, «провожая в тяжёлый путь жизни».
В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.

К оглавлению

19. Какова роль знаков препинания в сложном предложении?

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
В тексте А.Лиханова много сложных предложений, чаще всего в них используется запятая. Запятая может выполнять разделительную функцию. Так, в предложении 19 запятая разделяет три части сложного предложения с союзной сочинительной и бессоюзной видами связи. В предложениях 7, 20 с помощью запятых выделяются придаточные в сложноподчинённом предложении - «что происходило сейчас» и «чего никогда не видел».
В предложениях 15, 24 двоеточие не только разделяет части бессоюзных конструкций, но и выполняет смысловую функцию. В предложении 15, например, оно предупреждает о содержащемся во второй части пояснении: какое именно чудо делала книга с рассказчиком. В предложении 24 двоеточие указывает на то, что вторая часть будет дополнять содержание первой части, раскрывать её смысл.
Многофункциональность знаков препинания в сложных конструкциях доказывает тот факт, что они действительно необходимы.

К оглавлению

20. Для чего нужны знаки завершения?

К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, а также иногда одновременно употребляются два знака. Все эти пунктуационные знаки очень важны, потому что они выполняют разные функции.

Рассмотрим отрывок из повести В.Л.Кондратьева «Сашка». В нём в конце предложений поставлены разные знаки препинания, и все они нужны для того, чтобы показать границу частей текста - предложений. Например, в конце предложений 1, 3, 5, 6 и др. ставится точка, в конце предложений 11, 14, 15,18 – восклицательный знак, в конце предложений 10,19 – вопросительный знак.
Кроме основной разделительной функции, знаки завершения предложения могут выполнять смысловую функцию. Так, восклицательный знак, поставленный в конце предложений 11, 14, 15, 18, передаёт эмоциональную окраску высказываний. Многоточие тоже служит для передачи смысла высказывания. Например, в предложениях 20, 27 оно указывает на незаконченность, недосказанность.
Таким образом, мы убедились в том, что знаки завершения очень важны в письменной речи. Без них невозможно разграничить текст на части, прочитать предложения с нужной интонацией и подчеркнуть цель высказывания.

К оглавлению

21. Какова роль многоточия?

Трудно не согласиться с мнением Антона о том, что на письме невозможно обойтись без многоточия. Многоточие может ставиться в конце и в середине предложения, выполняя при этом разные функции.

Во-первых, многоточие используют в грамматической функции – для обозначения границы предложения. Например, в тексте В.Некрасова многоточие отделяет предложение 31 от предложения 32, а предложение 43 от предложения 44.
Во-вторых, этот знак препинания выполняет смысловую функцию. В предложениях 31 и 43 многоточие помогает передать эмоциональное напряжение, волнение. В предложении 44 многоточие, сочетаясь с вопросительным знаком, тоже выражает недосказанность. Рассказчик недоумевает: «Неужели библиотека?..» Настолько неожиданно было для него увидеть библиотеку в сплошном зареве.
Таким образом, мы видим, что многоточие - это важный знак препинания. Он является не только знаком завершения предложения, но и помогает передать различные смысловые оттенки тогда, когда отсутствуют языковые средства. Недаром известный писатель В.Набоков отмечал, что многоточие – это «следы на цыпочках ушедших слов».