Анализ «Уроки французского» Распутин. Конспект урока на тему: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика по произведению В
Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика в рассказе Распутина "Уроки французского" и получил лучший ответ
Ответ от Sergey Radostev[гуру]
Источник: http://www.litra.ru/composition/work/woid/00030301189601580136/
Ответ от Весь Грозный
[новичек]
спасибо большое Sergey Radostev
Ответ от Ёвета Тимошенкова
[новичек]
какую игру придумал учитель чтобы помочь голодающему ученику
Ответ от Ильяс габд
[новичек]
В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.
….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.
Ответ от я я я
[новичек]
Учительницу-одну из героев рассказа "Уроки французского" В. Распутина звали Лидия Михайловна. Она преподавала иностранный язык, но всегда была готова помочь и в других делах.
Она была аккуратной и умной, красивой в одежде и во внешности. От нее сегда пахло духами и исходило что-то особое и сказочное, неподвластное любому.
Главному герою рассказа. ее ученику, было нечего есть. Он приехал в райцентр издалека. посылки ему привозили редко. Из-за нехватки денег он стал играть на деньги. Лидия Михайловна, узнав об этом, неумело пыталась покормить его после занятий французским языком у нее дома, но у нее ничего не вышло. тогда она стала играть с ним в пристенок -- игру на деньги. Она это из-за его нужды. Так он хотя бы как-то зарабатывал себе на еду. Об их игре узнал директор. Лидию Михайловну уволили из школы.
Учитильница делала это из-за доброты соего характера, из-за способности к сопережианию. она не могла закрыть глаза на его беду. К тому же, она чувствовала ответственность за него, как классный руководитель. Лидия Михайловна помогла ему. как смогла.
Учительница сделала неверный поступок, но она делала это из добрых намерений. Я думаю, что можно простить ей этот поступок, обратив внимание на то, что она сделала для мальчика. С точки зрения школьных правил, ее поступок был неверный но я не осуждаю ее, а восторгюсь ее душевными качествами.
Пояснительная записка
Направление: гуманитарное.
Обучающая: дать возможность учащимся проявить большую самостоятельность.
Развивающая: научить анализировать прочитанное; развивать интерес к .
Воспитывающая: устанавливать контакт со слушателем; уметь обосновывать свое мнение о произведении.
Данный урок проведён в классе, где обучается шестнадцать человек. Социальный статус класса средний, дети любознательные, психологически спокойные, уровень развития выше среднего.
В ходе работы над произведением, опирались на учебник: Литература 6 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (авт – сост и др) ; под ред. .- 16-е изд.- М.: Просвещение, 2009).
Согласно учебному плану школы на уроки литературы отведено три часа в неделю.
Предложенный урок состоит из следующих этапов:
1 этап: Вступительное слово учителя; раскрытие учителем целей и задач урока;
2 этап: Аналитическая беседа. Реализация домашнего задания.
3этап: Анализ иллюстраций, « озвучивание их». (чтение по ролям отдельных эпизодов игры в « замеряшки»).
4этап: Мультимедийный просмотр.
5этап: Работа по тесту.
6этап: Обобщающее слово учителя о вечных вопросах доброты в литературе, об обращении к общечеловеческим ценностям в рассказе.
7 этап: Домашнее задание. Подготовить рассказ о герое по плану, данному в учебнике.
На уроке использованы следующие формы обучения: фронтальная и индивидуальная.
В ходе урока во время рассказа учащихся использовалось мультимедийное оборудование (просмотр кинофрагмента из фильма «Уроки французского» по одноименному рассказу В. Распутина).
Тип данного урока – урок - беседа.
В ходе урока учащиеся показали себя с лучшей стороны, были активными и выявили глубокие знания по изучаемому произведению. Во время выполнения теста легко справлялись с заданными вопросами.
Таким образом, учащиеся показали хорошее знание текста произведения В. Распутина «Уроки французского».
Методическая разработка урока литературы по теме:
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика по произведению В. Распутина « Уроки французского».
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Сообщение темы урока: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.
Сообщение цели урока: попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», « духовная память».
2. Аналитическая беседа. Реализация домашнего задания.
Сегодня у нас заключительный урок, мы будем говорить об уроках доброты и сострадания, которые преподнес нам Распутин.
Рассмотрим поведение учительницы.
Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?
(Видя, что ученик в голодные послевоенные годы недоедает, учительница под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить).
Пересказ от 1-го лица прихода в гости к учительнице.
Что она поняла? (Этот мальчик милостыню не возьмёт: он должен знать, что ест свой хлеб).
Что же она делает?
Каково состояние учительницы? (Она счастлива, что наконец-то нашла возможность помочь мальчику, пусть даже обманным путём).
А как вы относитесь к такому поступку учительницы?
Каким вы видите учительницу Лидию Михайловну и директора школы Василия Андреевича?
Почему она не объяснила свой поступок директору?
Какую роль играет послесловие?
3.Анализ иллюстраций, « озвучивание их».
Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник?
Какая из иллюстраций вам кажется особенно удачной?
Чтение по ролям отдельных эпизодов игры в « замеряшки».
Как вы думаете, когда мальчик понял истинный смысл игры, затеянной учительницей?
4.Просмотр отрывков кинофрагмента из фильма « Уроки французского».
Почему этот рассказ называется « Уроки французского»?
Какое значение в понимании смысла рассказа имеют посвящение и вступление к нему?
5. Самостоятельная работа. Тест по тексту.
(на каждого учащегося приготовлен текст с заданием, проверка работы после завершения)
«…Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счёте. Перед тем тоже, кажется, о чем - то спорили.
Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».
- « Чика» несчитово.
Почему это несчитово?
У вас тоже была « чика».
Мы кричали, перебирая друг друга, когда до нас донёсся удивлённый, если не сказать, поражённый, но твёрдый, звенящий голос:
Лидия Михайловна!
Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.
Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?
Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала: - Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.
Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор…
Играем в «пристёнок»,- спокойно ответила Лидия Михайловна.
Вы играете на деньги с этим?..- Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате.- Играете с учеником?1 Я правильно вас понял?
Правильно…
А1. Определить жанр произведения, из которого взят фрагмент:
а) роман; в) очерк;
б) повесть; г) рассказ.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
а) открывает повествование;
б) является развязкой сюжетного действия;
в) является кульминацией сюжета;
г) является эпилогом.
а)выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни:
б) наделяет её героическими чертами;
в) характеризует мужество героини;
г) подчёркивает сложность ситуации.
А4. Выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.
А5.Укажите художественно - выразительно средство, которое помогает автору описать образ и выразить своё отношение к нему(« поражённый голос», « твёрдый, звенящий голос», « удивлённый голос»).
А6. Как ведёт себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?
6. Заключительное слово учителя.
Проанализировав рассказ, мы приходим к выводу о том, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала « другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик открыл для себя многое. Теперь он понял, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные щедрости. Прекрасные уроки доброты, сострадания преподнес нам В. Распутин в своём произведении « Уроки французского».
«Уроки французского» оказываются « уроками доброты» - так назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о « законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно ; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.
(Выставление оценок за урок, комментарий к ним.)
7. Домашнее задание. Подготовить рассказ о герое по плану, данному в учебнике
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: литература
Класс:6-б
Дата:17.03.17.
Тема: «Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика»
Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.
Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
Нет человека,
который обошелся бы
без учительства.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель. Юные читатели, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.
ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиграфом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На чужой стороне и весна не красна.
Друзья познаются в беде.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Терпение и труд всё перетрут.
Не будь овцой, так и волк не съест.
Где хотенье, там и уменье.
Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.
ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»
Ученик спросил учителя:
Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
И это всё? - недоумённо спросил ученик.
Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Чему нас учит эта притча?
Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?
Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Ученики записывают тему в тетрадь.
Самостоятельно формулируют цель урока.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)
Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
Раздражение
Достоинство
Духовность
2.Слово учителя
Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.
3.Сообщение ученицы
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.
Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.
4.Обращение к эпиграфу урока:
Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).
Как вы понимаете эти слова?
Не мог обойтись без учителя и наш герой.
5. Бес е да с учащимися.
- Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
- Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница? ( стр.206 учебник )
- Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михайловны? Как это характеризует его?
- Изменилось ли у героя со временем отношение к французскому языку? Почему?
- Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Михайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?
- С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?
- Вспомните эпизод «Появление директора».
«...Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сразу назвать ваш поступок... Это преступление, растление, совращение».
- Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?
- Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директору школы о том, почему она играла на деньги?
- Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?
6. Теория литературы.
1)Запись в тетради.
Рассказ - это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается одно или несколько событий из жизни человека.
2) Задание учащимся.
Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» - рассказ.
7. Проблемный вопрос
«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Михайловна?
8. Работа в парах. Составления синквейна .(СЛАЙД)
9.Работа с пословицами.
Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая, по-вашему мнению, наиболее подходит к нашему рассказу.
- Груда книг не заменит хорошего учителя.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.
Родители создают тело, учителя создают душу.
Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.
Тысяча учителей – тысяча методов.
- Смышленый ученик обогатит учителя.
Ученику – удача, учителю – радость.
Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства.
Высоко дело учительства, но и трудно оно.
10. Игра в парах. «Ступеньки».
1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.
2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?
3.Что покупал герой на выигранные деньги?
4.Что прислала мальчику учительница?
5.Что прислала учительница в обеих посылках?
V І . ИТОГИ УРОКА
1. Обобщающая беседа.
- Только ли сила духа помогла мальчику выстоять? Учительница сыграла роль в его жизни, повлияла ли?
Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?
Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)
2.Чтение стихотворения
Родной человек
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Любимый учитель, родной человек.
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил.
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких, смешных первоклашек.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
М.Садовский
VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
V ІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)
Письменно ответить на вопрос:
1.≪Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?≫
2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».
Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.
Какую роль сыграла в жизни мальчика учительница французского языка? и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Ответ от Виктор Ивлев
[новичек]
Галина, шедевральный ответ
Ответ от Ольга кушнир
[новичек]
очень классно
Ответ от Гриша Головченко
[новичек]
супер мне 5 поставили
Ответ от Ксения Травина
[новичек]
пьрпь
Ответ от Инна Ремизова
[новичек]
У Галины почти верный ответ
Ведь она не только помогала ему деньгами и едой
Она в нем положила начало многим хорошим качествам: четности, доброты, добропорядочности и тд
Ответ от ЍХмиль Павельепа
[новичек]
Браво
Ответ от Паша Ходченко
[новичек]
Супер
Ответ от Џрик Макаров
[новичек]
Офигеть, Галина, большое спасибоO
Ответ от Алена яковлева
[новичек]
круто
Ответ от Оксана Якимова
[новичек]
спс
Ответ от Илья Степанов
[новичек]
Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость - отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.
Ответ от Артур Такиуллин
[активный]
В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них - профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна - молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!
Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.
2 вариант
Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества - доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.
Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна - прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что... может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников - одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.
Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стреми
Валентин Распутин - русский писатель, наш современник. Он - коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения связаны с судьбой его земляков, их радостями и печалями, ошибками и победами, надеждами и разочарованиями. В его творчестве каждый - и взрослый, и ребенок - может найти страницы для себя, потому что его героям присущи доброта, справедливость, милосердие, честность, упорство в достижении цели и другие замечательные качества.
Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.
В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Но по своей натуре он - чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость. И именно в этот момент, очень своевременно, на помощь герою приходит школьная учительница.
Узнав, что ученики играют на деньги, Лидия Михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа раздобыть так необходимые ему средства. Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах обманывать эту добрую женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.
Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому - но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка. Она стремится как-нибудь помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту помощь просто так. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Лидия Михайловна с пониманием относится к его позиции, находит выход, как ей кажется, логичный в такой ситуации. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем - на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея.
Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.