На дне горький самостоятельная работа. Контрольная работа по пьесе М

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность", - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".
Таким образом, основная черта идеологии Луки - черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход - самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки - Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек - вот правда", - утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека - значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек - вот это правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!"
Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание - прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы «На дне».

Ремарка к первому действию

Ремарка к четвёртому действию

… угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

… перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.

Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное, грязное.

Свет - от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.

Начало весны. Утро.

Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.

За столом сидит Клещ, он чинит гармонию, порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.

Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

Ночь. На дворе – ветер.

Назовите главных героев пьесы. Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ? Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами
Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актеров в драматическом произведении? Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название. Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях. Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях. Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»? «А ниточки-то гнилые» ________ «Во что веришь – то и есть» ______ «В карете прошлого далеко не уедешь» _______ «Без имени нет человека» _________

11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова…сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова? Ну…да! Я могу!? Ведь я могу, а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?


12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор:

1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

2 Вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?

2.Назовите главных героев пьесы.

3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:

6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?

8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.

9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________

2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________

3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________

4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________

11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как... !» Назовите прием, который использует в совей речи герой.

12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.

Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

1)Проблема влияния среды на характер человека

2)Проблема веры в человека

3)Проблема социального устройства общества

4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.

“Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М. Горького

Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и 18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.

Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.

Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.

Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки. Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”, “нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”, “матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха -не плоха: все - черненькие, все - прыгают” - говорит он.

Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука - беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер - возможности играть на сцене, Клещ - постоянной работы, Настя - любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со “дна”. Он к каждому человеку находит свой подход.

Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и - терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку” возвышающего обмана”.

Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!… Смерть - она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты - с радостью помирай, без тревоги…” Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” - в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: “ И я скажу - иди за него, девонька, иди. Он - парень ничего, хороший!”

С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!”.

Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.

Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них -Бубнов, Барон - не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать ненужность и бесплодность попыток изменить их.

Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею -необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: “Человека приласкать -никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты, барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”

При этом в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке -это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В. Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.

Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого -зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свобод - кого человека!” Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.

Он утверждает, что жалость - это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.

На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.

Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со “дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам - дорогу не сказал..”

И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.

Пьеса М. Горького На дне


Пьеса На дне - сложное, противоречивое произведение. Она не терпит однозначного толкования, читая ее, появляются смешанные чувства. До сих пор людей тревожат вопросы, поставленные в ней драматургом. Что лучше - истина или сострадание, горькая правда или сладкая ложь, повиновение или борьба? М. Горький разворачивает поиски ответов на эти вопросы на страницах своей пьесы. Что же узнаем? Правда бывает разной. У каждого героя мы видим свою правду, практически каждый имеет свою позицию. Наиболее яркими героями со своими истинами я считаю Сатина и Луку. И я уверена, что Лука играет не последнюю, а одну из первых ролей в событиях пьесы и жизнях людей. Кто же такой Лука - добрый утешитель или обычный проходимец?

Это достаточно сложное рассуждение. Я принимаю и одновременно не принимаю позицию Луки и на это есть несколько причин. По пьесе мы не можем узнать, был ли Лука настоящим или это только маска? Мы ничего путного не знаем о его прошлом, не видим полного раскрытия его сущности. Исчезая, он так и остается загадкой. Поэтому ни я, никто другой (кроме Горького, конечно) не можем утверждать точно, кто же на самом деле Лука - простой старый врун или по-настоящему добрый и отзывчивый старик?

Я все же склоняюсь к тому, что Лука не добрый, а добренький. Именно это прилагательное помогает охарактеризовать его, так как по моему мнению Лука лишь прикрывался добротой. Возможно, было это ради того, чтобы к нему все хорошо относились, и никто не цеплялся к нему то с отсутствием паспорта, то еще с чем-нибудь. Может быть, из-за странствий и путешествий у него вошло в привычку выслушивать людей и советовать им что-то, чтобы они успокоились, чтобы отстраниться от человеческого горя. Но также возможно и то, что он действительно хотел помочь. Жителям ночлежки, да и всем людям с тяжелой судьбой порой необходимо выговориться кому-то, и Лука появился как бальзам на сердце - и выслушал, и совет дал. Он обманывал людей, жалея их. Он считал, что людям со дна с такой правдой не справиться. Но Лука не брал ответственности за свои слова. Он утешал тех, кто в этом нуждался. А почему он пытался всем помочь, сгладить какие-то ситуации он и сам говорит: «Мяли много, оттого и мягок». Но тогда не стоило Луке бросать такие слова на ветер. Он поманил их к мечте, а дорогу к ней не показал. Если бы Лука просто утешал, говоря, что все будет хорошо и наладится все когда-нибудь, не было бы таких последствий. Но он именно рассказывал сказки, и безутешные люди верили ему, а затем суровая реальность возвращала их в настоящую жизнь и открывала им глаза на действительность. Даже если Лука и хотел помочь, а не просто отделаться от всех, как от назойливых мух, он зря подарил им рай, слишком далекий и недосягаемый.

Нельзя отрицать, что Лука умен и находчив. Он своеобразный философ и психолог. К каждому из ночлежников он находит свой подход, с каждым установил контакт. Так умирающей Анне он обещает, что после смерти она попадет в рай, и не будет ни мучиться, ни бояться. Актеру Лука рассказывает о волшебной лечебнице: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить...». Для Васьки Пепла у него другая история, о Сибири, где всякий свой путь найдет: «А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!». Он не встревает в конфликты и предпочитает находиться в тени в напряженные моменты, появляясь только тогда, когда вокруг все спокойно. По мнению Луки, человек живет только верой: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть...». Лука предпочитает идти по течению, приспосабливаться ко всему - и этому он учит других, считая, что жизнь нельзя изменить. Конечно, когда он подарил бедным людям мечту, они уже не захотели возвращаться в реальность и жить с тем, что у них есть. Они, если и думали, то явно забыли думать о борьбе за нормальную жизнь, они перестали хотеть выбраться со дна. У них появилась неосуществимая мечта, и они верили в нее и только с помощью своей мечты они хотели добиться чего-то. Поэтому они заканчивают жизнь трагически - кто-то попадает в тюрьму, а кто-то погибает. Лука может посоветовать Актеру не пить, но если с Актером что-то случится, он не скажет «это моя вина» и переживать не будет. Он может начать перепираться с Костылевыми, но как только разговор зайдет о полиции, он скрывается. Я бы сказала, что Лука эгоистичен и на самом деле помочь он хочет только себе. Но я также продолжаю верить, что Лука нес знамя доброты и сострадания, дабы хоть чуть-чуть помочь искалеченным душам.

Какие же выводы можно сделать на основе пьесы? Надо жить, не мирясь с несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Если и есть место в жизни таким, как Лука, то у них должны быть честные намерения, чистые побуждения и доброе сердце. Мы нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Как мне кажется, в пьесе остается открытый финал. Вопрос, добр ли по-настоящему Лука или нет, так и останется вечным, но я буду надеяться и верить в то, что придет к ночлежникам не Лука, а сильная и волевая личность, которая пробудит в погубленных душах желание бороться за свою жизнь, за правду, за любовь и за счастье.

Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.

Пьеса социально: горький парировав босяков, прямо сказал, что в их жизне виновата капиталистическое общество. Пьеса имеет философский смысл. Автор ставит вопрос о том, «что такое правда?», что такое подлиный и ложный гуманизм.

Мир дна монголик и социально подчеркнут. Судьба свела от начлешки бывшего слесаря и барона, актера и крючника. Первая лемарка во создает обстановку и атмосферу этого убогого человеческого пристания. Трудно приставить весь человеческий ужас. Но человек сохраняет даже на дне жизни: стремление и счастью, вера в будущее, желание приодолеть обстоятельство. Главное в пьесе встреча людей с разными жизненными позициями.

Первое действие- это экспозиция. Сдесь звучат все темы пьесы: тема илюзии, стадания, попытка найти выход. Между героями постоянное напряжение, соры, отсутствие понимания. В плену илюзий и настя и квашня. Барон и клещ пытается их сокрушить.

Завязка. Появляется Лука. Под его влиянием все чувствуют не возможность жить как прежде, стремление вырваться со дна.

Второе действие. Напряжение, желание, надежда, вера в лучшее. Лука скажет: «человек все может, лишь бы захотел...» 3-4 действие это то и чему ведут утешение луки.

Пьеса на дне- это иследование поведения человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать, в крайне тяжелых для него обстоятельствах.

Дно это место, находящееся как бы все мира людей, это подчеркивается символикой: начлешка-ад. «дважды убить нельзя» говорит сатин актеру. Начлешка находится даже ниже уровня земли. В пьесе три группы людей. 1-кто примирился со своим существованием и отказался от активной жизни. 2- люди кормые страдают от прибывания сдесь и хорьк начать новую жизнь. 3- лука стремится облегчить страдания насти и анны, пытающийся помочь Актеру, наташи и сатину, в своих монологах не принимающий окружающих такими, каковы они есть, и городувьший человека с большой буквы.