Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема исторической памяти

О сохранении памятников культуры

Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного вос­питания общества.

Первая проблема - о необходимости бережного отноше­ния к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Ком­ментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.

Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры - это отражение духовной жизни народа, его национальных осо­бенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляю­щие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.

Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам куль­туры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, явля­ются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.

Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олице­творял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надруга­тельством над народной святыней. Это счастье, что по его об­разу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержин­скому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.

Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насиль­ственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и вся­ческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.

История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни - в созидании, а не в разрушении.

Здесь искали:

  • проблема сохранения культурного наследия аргументы
  • проблема вклада в отечественную культуру аргументы
  • проблема сохранения памятников культуры аргументы

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Урок развития речи в старших классах ориентирован прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию, выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его, приводя аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Цель: подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына.

образовательные:

  • познакомиться с историческими материалами о строительстве и разрушении Храма Христа Спасителя;
  • выполнить анализ текста А.Солженицына;
  • изучить письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

развивающие: совершенствовать умения:

  • выполнять работу в соответствии с конкретной речевой задачей;
  • правильно определять тему и основную мысль текста;
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • пересказывать и анализировать текст;
  • наблюдать, собирать материал для рассуждения;
  • сравнивать тексты, соотносить их по проблематике;
  • систематизировать материал, соотносить с проблемой исходного текста;
  • анализировать текст, оценивать его по критериям К1-К4;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме: в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом К1-К4;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка.

воспитательные:

  • воспитывать чувство глубокого уважения к культурному наследию нашей страны;
  • воспитывать понимание ценности храмов, свидетельствующих о духовном богатстве нашего народа.

Оборудование: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009г.; интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для наблюдения и анализа, критерии оценивания задания с развернутым ответом К1-К4.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о памятниках архитектуры. Какую роль они играют в жизни современного человека? Стоит ли их сохранять в условиях активного современного строительства?

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы.

4. Слово учителя. Памятники архитектуры обязательно надо сохранять. Поговорим о храмах. Они являются образцами духовных устремлений народа. В них живет напоминание потомкам о вечных ценностях. В них до сих пор живут незримые законы гармонии и красоты. В них выражена мысль о стремлении человека к прекрасному, к духовному преображению мира земного.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили пересказ текстов по группам, выделение ключевых слов в каждой части. В результате устной работы состоится сообщение об истории строительства Храма Христа Спасителя, художественное описание Храма перед его открытием и художественное описание в ночь после его разрушения. Приложение 1.

6. Выявление восприятия.

Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения, пересказа? Какие образы предстали перед вами? Расскажите о своих чувствах, используя ключевые слова из текста. (Сожаление об утрате прекрасного, духовно значимого творения рук человеческих. Возмущение бездушным отношением к культурному наследию. Тревожность за шаткое, неустойчивое пребывание прекрасного в жестоком мире. Образ величественного Храма, имеющего собственную душу, и образ груды развалин после взрыва). Ключевые слова: "Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой", "истинная красота и гармония были целителями страждущей души", "храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы", "храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения", "думали, храму стоять вечно", тысячи землекопов выбирали и вывозили землю", вдохновенные художники расписывали своды", "скульпторы украшали храм", "понадобилось семнадцать лет", "проступали бесчисленные тени ратников", "храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа..., дабы народ не заплутался во тьме", "из года в год писалась незримая, вечная книга времен". "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти".

7. Слово учителя. Сегодня Храм Христа Спасителя радует людей своей прежней красотой. Он восстановлен. И радуется человеческое сердце, обретая веру в победу добра, справедливости, бессмертия.

8. Просмотр слайдов презентации. Приложение 2 .

9. Работа с текстом из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. ФИПИ, 2012 г.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь, - сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

- (29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (36)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон, пропела Агния. - Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон, твердила своё Агния.

- (41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон. - (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

- (44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы рек, повторённые последними фонарями...

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Какова тема текста? Какова его основная мысль? (В тексте говорится о разрушении храма. Основная мысль заключается в том, чтобы показать недоумение и огорчение человека, увидевшего искореженный пустырь на том месте, где когда-то стоял великолепный храм).

Какие образы противопоставлены? (Автор противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Кроме того, "высота с просторной открытой далью", красота панорамы противопоставлены "теснине города", тихий голос девушки - "городскому громыханию").

Определите основные проблемы. (Проблема сохранения культурного наследия. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека).

Найдите слова-маркеры, средства выражения позиции автора. (В данном тексте позиция автора открыто не выражена. Слова маркеры будем искать в образах Агнии и Антона, а также в словах автора).

В каких словах выражена авторская мысль? (В словах Агнии " Москва - уходит!" выражена мысль о разрыве связи поколений. Уходит Москва, оставленная нам предками. Уходит история. В словах Антона "Это - Москва!", "Это художественный памятник, его как пить дать оставят". В словах автора "захваченно произнёс Антон", "разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу", "Яконову стало горячо в глазах. Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть").

Какое средство выразительности ярко подчеркивает недоумение, потрясение Антона? (Парцелляция в предложениях 17, 18).

Какая смысловая связь может быть между данным текстом и предыдущими? (Речь идет о красоте и величии храмов, а также об оставшихся от них обломках. "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти" --- "3емля под ногами в обломках кирпича , в щебне , в битом стекле , и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству... Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу". Тексты объединены общей проблемой: проблемой сохранения культурного наследия).

10. Слово учителя. Мы видим удручающие картины, являющиеся следствием разрушения. У человека, глубоко понимающего закономерности нетленного созидания, связанного с нравственными законами, с традициями православной культуры, у человека, глубоко понимающего историческую ценность подобных архитектурных сооружений, в душе возникает недоумение, сожаление об утрате прекрасного, вечного.

11. Слово учителя. Одним из защитников культурного наследия был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими, какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё Отечество.

12. Чтение отрывка письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

13. Работа над основной мыслью и ключевыми словами. "Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда".

Делаем вывод о влиянии храма на жизнь человека. Задача - глубоко прочувствовать степень утраты памятника архитектуры, ставшего для академика Лихачева началом новой жизни, связанной с изучением истории Руси. Почувствовать ответственность за свои поступки перед будущим.

14. Оценка сочинения ученика по критериям К1-К4.

У каждого человека, наверное, есть дорогое, памятное место, где он испытывает особое чувство причастности к чему-то великому, вечному. Храмы… Немые свидетели величия и славы страны. Надо ли их сохранять? Именно эту проблему затрагивает Александр Солженицын.

Писатель противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Антону вспомнились горькие слова Агнии о том, что церковь снесут, что “Москва уходит”. Ему больно смотреть на это место, ведь он тогда был уверен, что “художественный памятник... оставят”.

Солженицын жил в эпоху, когда разрушение храмов было явлением нередким. Автор считает, что подобное отношение к памятникам прошлого разрывает связь поколений, нарушает гармонию в жизни человека. Писатель уверен: общество должно бережно относиться к памятникам, сохранять то, что дарит высокие, светлые чувства.

Несомненно, сегодня всем русским людям дорог Храм Христа Спасителя, построенный в ознаменование победы в войне 1812 года. Насколько важен для человека этот храм, мы узнаем из книги "Отречение" писателя и общественного деятеля Петра Проскурина. Он рассказал о долгой, кропотливой работе лучших мастеров из разных уголков страны, о значении храма – символа русской соборности, единства…

Строившийся годами, он был разрушен за одну минуту. О том, что осталось потомкам, написано в статье Петра Георгиевича Паламарчука. Мы видим страшную картину запустения: одинокий остаток собора посреди бесчисленного множества обломков.

Хочется отметить, что к культурному наследию надо относиться бережно, помнить о том, что дошедшее до нас из глубины столетий строилось на века в знак безмерной любви к Родине. И не могут, не имеют права решать судьбу памятников несколько человек. Здесь важно учитывать общественное мнение.

(Ученики оценивают текст по критериям К1-К4).

15. Итоги урока. Рефлексия. Какие чувства испытываете? Какие мысли возникли к концу урока? Какие средства выразительности будете использовать в сочинении, раскрывая проблему сохранения культурного наследия?

16. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына, используя в качестве литературных аргументов материалы: упр. 182 (Статья Даниила Гранина о защите сохранности Невского проспекта Д.С. Лихачёвым), упр. 188 (Статья Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"), письмо сорок третье из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Использованы материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998 г. (Упр. 315).

2. Письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

3. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. - М. : Национальное образование, 2011. - (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

4. Интернет-ресурсы: фотографии (Яндекс. Картинки), материалы о Храме Христа Спасителя (ru.wikipedia.org> Храм Христа Спасителя), Проскурин П.Л. Отречение. Электронная библиотека (http://royallib.com/).

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.
(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь.


Сочинение

Каждый город, помимо своей исторической составляющей, ассоциируется у большинства людей с теми достопримечательностями, какими он обладает. Это может быть маленькая, сохранившаяся с давних времен часовня, в которую съезжаются все жители соседних городов, или возвышающаяся над землей церковь, с большими, красивыми куполами, которые видно с любого уголка города. Памятники поэтам и художникам, огромные силуэты и маленькие, скромные бюсты, а также сохранившиеся старинные усадьбы – все это наполняет мир и остается важной составляющей нашей жизни. Но какую именно роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Вместе с В.П. Катаевым мы попробуем ответить на этот вопрос, поднятый им данном тексте.

Рассказчик повествует нам о том, как болезненно переживал он «эпоху перестановки и уничтожения памятников». Жуткий дискомфорт и даже внутреннюю пустоту принесло ему отсутствие Пушкина на Тверском бульваре. Те действия, которые совершала в тот период та самая «незримая всевластная рука», навеивали герою текста лишь «пустоту, с которой трудно было примириться». Уничтожение исторических и культурных памятников приравнялось для него с «другим измерением» - когда, вроде бы, все вокруг знакомо, но вместе с тем незнакомо, пусто и противоестественно.

В.П. Катаев считает, что памятники истории и культуры – это та часть исторической памяти, которая создает неповторимый облик города. Она вмещает в себя всю ту совокупность деталей, исторических событий и фактов, за которые мы и ценим каждый отдельный город нашей необъятной Родины.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, исторические и культурные памятники – это постоянное напоминание о насыщенном прошлом нашего Отечества. Уничтожая их, мы, в первую очередь, уничтожаем тот облик, ту атмосферу, за которые мы и любим свой родной город. И дело даже не в красоте и величественности тех каменных силуэтов, которые зачастую пытаются заменить более новыми и усовершенствованными «пародиями», - дело в их историческом прошлом. И потому любое обветшалое. но исторически важное здание, однажды благополучно снесенное, еще надолго оставляет после себя «эффект присутствия» и невосполнимую пустоту.

Об этой проблеме рассуждает в своей статье «Любовь, уважение, знание…» Д.С. Лихачев. Автор пишет в ней о том, что «…утрата любого памятника культуры невосстановима…», потому как ни один современный памятник не может заменить своим прошлым тот монумент, который ни одно десятилетие радовал и вдохновлял людей, потому как «…материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами…». Писатель считает, что уничтожение культурных и исторических памятников – это показатель неуважения к прошлому своей страны.

О роли памятников в жизни человека пишет и А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник». Памятник в поэме не является неодушевлённым предметом, а, наоборот, символизирует образ Петра I и представляет собой живое существо, способное наполняться «великими думами». Этот самый Медный Всадник, как в жизни, так и в поэме, воплощает в себе противоречивый образ Петра – с одной стороны, мудрого деятеля, с другой – самовластного императора. Он является ярчайшей деталью, из которых и состоит Санкт-Петербург и благодаря которой жители нашей страны так любят этот город на Неве.

В заключение хотелось бы еще раз отметить патриотическую важность сохранения памятников истории и культуры. За каждым из нас стоит неоспоримая задача – передать своим потомкам любовь к истории своей страны, а памятники и строения с глубокой историей являются непосредственными нам в этом помощниками.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Бородино». В сти­хотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одно­му из самых драматических моментов в русской истории - Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриоти­ческим пафосом, автор гордится героическим прошлым сво­ей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Боро­динской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, лю­бовью к России:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. - Молись!

Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие - сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

  • Н. Рубцов - стихотворение «Видения на холме». В сти­хотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к ис­торическому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Ба­тыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»: Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.

Однако есть у поэта то, что он может противопоставить это­му всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.

  • В. Распутин - повесть «Прощание с Матерой» (см. со­чинение «Проблема исторической памяти»)
  • В. Солоухин - «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказы­вает об отношении нашего государства к иконам, о безжалос­тном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об ико­нописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли ав­тора, - соприкосновение с душой народа, с его вековыми тра­дициями...
  • В. Солоухин - сборник очерков «Время собирать кам­ни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохра­нения памятников старины - писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксако­ва, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старца­ми, с духовным развитием народа.
  • В. Астафьев - повесть в рассказах «Последний поклон».

В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не -деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике луч­шие качества - доброту, любовь и уважение к людям, душев­ную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, лю­дей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства - негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они - боль­шая и маленькая - неразделимы, они - друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и тру­диться», - пишет В. Астафьев. Это чувство Родины стано­вится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой ро­дины: пришла коллективизация, были разорены семьи, раз­рушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писа­теля были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных по­селков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема сохранения культурного наследия»

Текст из ЕГЭ

(1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.

(6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.

(8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть.

(19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25) Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26) Но не самое красивое место в Москве. — (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот — (29) Так смотри! (30)

Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. — (37) Но она — уходит, Антон, -пропела Агния. — Москва — уходит!.. — (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. — (40) Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. — (41) Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. — (44) Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…

(по тексту А.И. Солженицына)

Вступление

Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.

К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.

Проблема

Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.

Комментарий

Текст начинается с того, что Яконов идет по маленькой, едва заметной тропинке, преодолевая усталость, неровности пути. Путь его усыпан стеклом, щебнем и обломками кирпичей. Оказавшись на месте, он обнаружил остатки будки и подготовленное, но давно заброшенное место для строительства. На горке, практически в центре столицы, Яконов увидел несколько белых ступеней, которые заставили ожить воспоминания в сердце героя. Из-за сумерек уже было не различить, куда вели эти ступени. Виднелись лишь большие железные ворота, скрытые слежавшимся щебнем.

Ему вспомнилась текущая внизу речка, колокольня, которой сейчас уже не было. От осознания разрушения колокольни, Яконов ощутил сильнейшую боль в сердце, зажмурился, присел.

И тут его осенило: 22 года назад он бывал тут с девушкой по имени Агния. Тогда осенним вечером они гуляли у Таганской площади, и девушка предложила показать одно из самых красивых мест в Москве.

Они долго шли к небольшой кирпичной церкви. В ее ограде было тесно, вмещалась только узкая тропинка, для свершения крестного хода. Там рос огромный, высокий многолетний дуб, от его высоты церковь казалась совсем миниатюрной.

Агния сказала, что это еще не самое красивое место, оно располагалось внизу, где горела река, где лежала вся Москва, сияющая на закатном солнце. Агния сказала, что Москва эта уходит, что это место собираются уничтожать, церковь будут сносить. Антон не верил в это, он утверждал, что художественный памятник останется неприкосновенным.

Когда Яконов очнулся, он понял, что пророчества Агнии сбылись, колокольня и лестница были разрушены. Он не мог в это поверить.

Авторская позиция

Автор выражает свою боль через переживания лирического героя. Для него это стало настоящим потрясением. А.И. Солженицын призывает сохранять памятники культуры, потому что это не только историческая память, это еще и воспоминания людей, их духовная память.

Своя позиция

Нужно очень трепетно относиться к наследию прошлого, давая возможность потомкам прочувствовать дух прошедшего времени, насладиться историей, которая находится прямо перед глазами и которую можно запросто потрогать рукой. Разрушение памятников истории и культуры влечет за собой разрыв времен, разрушение преемственности поколений.

Аргумент 1

В произведении В. Солоухина «Черные доски» говорит о том, что множество старинных икон, церквей было уничтожено после революции. Он вопрошает о том, неужели стены, где венчались отцы, деды и прадеды, не достойны лучшей участи. В них хоронили своих предков наши соотечественники. Разве достойны эти места подобного обхождения? Солоухин предупреждает о том, что от разрушения церквей недалеко до надругательства над могилами. Писатель утверждает, что разрушая памятники прошлого, мы теряем человеческий облик.

Аргумент 2

В другом произведении В. Солоухина «Письма из русского музея» автор рассуждает о реконструкции Москвы, вспоминая, что на месте величайших, ценнейших исторических памятников архитектуры сейчас пустоты, незавершенные или не начатые строительства. Отказываясь от прошлого, мы практически ставим крест на своем счастливом будущем, так как опыт, накопленный поколениями, исчезает вместе с ним.

Заключение

Разрушая памятники прошлого, наше культурное наследие, наши историческую архитектуру, мы обрубаем свои исторические корни, уничтожаем память о прошлом.