"братья карамазовы" - характеристика главных образов. Братья карамазовы Братья карамазовы художественные характеристики героев

Алексей Карамазов - ключевой персонаж последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Этот герой не кажется главным, так как основные события связаны с фигурой его старшего брата, но это лишь первое впечатление. Писатель с самого начала уготовил Алеше большое будущее. К сожалению, читатель должен был узнать о нем из продолжения романа, но вторая часть так и не была написана из-за неожиданной смерти автора.

Немного о произведении

«Братья Карамазовы» считаются вершиной писательского мастерства Достоевского. Можно сказать, что автор шел к написанию этого произведения всю свою жизнь. На создание шедевра понадобилось два года, окончено произведение было в 1980 году.

Роман затрагивает очень серьезные темы - мораль, свобода, вера в бога, человеческая суть. Все эти вопросы Достоевский и раньше поднимал в своих произведения, но еще никогда они не звучали так масштабно.

Алексей Карамазов не просто герой романа, это тот самый идеальный персонаж, которого мечтал всю свою жизнь создать автора. Федор Михайлович задумал показать его становление. И в первой части «Братьев Карамазовых» он находится в начале своего пути, еще ничего не пережито, он еще не достиг духовного совершенствования, лишь сделал на пути к нему первый шаг. Но второй части романа так и не суждено было появиться.

Прототип

Алексей Карамазов имел реальный прототип. Это младший сын писателя, тезка героя, умерший в десятилетнем возрасте от эпилепсии, которая передалась ему от отца.

Кроме того, литературовед Л. Гроссман предполагал, что своими корнями этот персонаж восходит к герою романа Жорж Санд «Спиридон», который был иноком и носил имя Алексей. Среди реальных лиц также указывают на Алексея Храповицкого, ставшего митрополитом.

Жизнь героя до начала романа

Итак, если Карамазов Алексей Федорович заявлен главным героем, то почему он на него не очень похож? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии, говоря, что Алексей еще «деятель неопределенный». Его роль проявится со всей силой во второй части романа, которая будет главной. Поэтому персонаж и остался несколько недоконченным.

Но вернемся к происхождению нашего героя. Он самый младший из троих Карамазовых и является единоутробным братом Ивана. Его мать, Софья Ивановна, была «кроткой» кликушей. Именно от нее юноша унаследовал религиозность. Один эпизод из своего детства очень хорошо помнил герой романа Ф. М. Достоевского. Это был тихий летний вечер, через открытое окно в комнату проникали заходящие солнечные лучи. В углу был образ с зажженной лампадкой, перед которой на коленях стояла рыдающая мать. Она держит на руках маленького Алешу и с молитвой протягивает его к лику Богоматери. В этой сцене заключен большой сакральный смысл. Софья Ивановна отдает своего сына под покровительство Божьей Матери. С этого момента он стал посвященным, находящимся под благословением высших сил.

Воспитанием его занимались чужие люди, потому что мать рано умерла. Не окончив гимназического курса, Алеша вернулся в родной город, чтобы разыскать могилу матери. Старика Карамазова сильно поразила причина появления в его доме младшего сына. Федор Павлович вообще по-особенному относился к Алеше, выделяя его среди своих отпрысков.

Вскоре после возвращения домой наш герой пошел в монастырь послушником к старцу Зосиме, слывшим мудрецом и целителем.

Внешность

После такого прошлого может показаться фанатиком и экзальтированным чудаком Алексей Карамазов. Описание внешности, однако, говорит о другом. Достоевский специально наделяет своего героя здоровьем, чтобы у читателя не сложилось ошибочного мнения. Алексей совершенно не похож на князя Мышкина, с которым его часто сравнивали читатели и критики.

Карамазов-младший отличается физическим и духовным здоровьем: «статный, краснощекий, пышущий здоровьем, со светлым взором… девятнадцатилетний подросток». Юноша очень красив, среднего роста, строен, с темно-русыми волосами, темно-серыми блестящими глазами, правильными чертами лица. Часто его можно было увидеть о чем-то задумавшимся.

Алексей Карамазов из произведения "Братья Карамазовы" обладает особенным даром - он легко располагает к себе людей. Юноша дружелюбен, добр со всеми, не помнит обид, не жаден, очень целомудрен и стыдлив. Несмотря на то что в основных событиях он не принимает активного участия, образ его сильно выделяется на фоне остальных персонажей.

Алексей Карамазов: характеристика

Алеша - это новый идеальный герой Достоевского. До этого автор выбирал больных и страдающих. В Карамазове же нет и признака болезни. В этом и заключается его сила. Он духовно и физически совершенен. При этом он реалист, крепко стоящий на земле, в нем карамазовская мощь. И если братьев его и отца она разрушает, то наш герой использует ее только во благо.

Алексей Карамазов - персонаж-деятель. В романе он выступает в роли помощника, ему доверяют другие герои, и он не обманывает их ожиданий. Вот как пишет об этом автор: «Был всегда деятелен… любить пассивно не мог… влюбившись, тотчас принимался помогать». В этом он не схож с предыдущими героям Достоевского, которые были мечтателями, хотели делать, но не могли.

Инок

Образ Алеши Карамазова связан с новым для 19 века типом христианской духовности - иноческое служение в миру. Для этого человек проходит монашескую аскезу, но вместо того, чтобы остаться в монастыре, уходит и живет среди простых людей. Этот путь герою перед смертью предсказывает Зосима: «Изыдет из стен этих… в миру будет, как инок…». Также старец предрекает Алеше много испытаний и несчастий на пути, но как раз они и принесут ему счастья и позволят узнать, что самое главное в жизни. Именно такую судьбу приготовил для персонажа Достоевский, но реализоваться она должна была во второй части романа. Первая же выступает в роли предисловия.

Отношения Алеши с братьями

Братья Карамазовы очень разные, но при этом их кое-что объединяет. Это невероятная сила, которая идет от земли и толкает их на безрассудства. Больше всего ее у Дмитрия, поэтому он и вступает в конфликт с отцом. У Ивана она проявляется по-другому - в его атеистических идеях и сомнениях. Только Алексей может с ней справиться и направить в мирное русло.

Дмитрий, как и Федор Павлович, покровительствует герою, зато с Иваном они сталкиваются. Причиной этому становится вера, и в этом вопросе не может уступить ни один из них. У братьев разный подход к восприятию мира. Алеша, благодаря своей вере в боге, любит и людей, и окружающую действительность. Ивану же сначала нужно ее понять и осмыслить. Он не может что-либо принять на веру, ему нужно предоставить доказательства. Здесь автор демонстрирует столкновение холодного разума и христианской любви.

Но еще недостаточно тверд Алексей, чтобы не сомневаться. Достоевский всегда очень тонко подходил к психологическому описанию своих героев, не стали исключением и «Братья Карамазовы». Дмитрий, Алексей и Иван сталкиваются в своей жизни с духовными испытаниями. Младшему выпадает усомниться в высшей справедливости. Происходит это после смерти Зосимы. Все ожидали того, что тело старца не будет подвержено тлению, тем самым будет явлено чудо. Но этого не произошло. Алексей начинает сомневаться в том, что говорил ему Зосима. Герой не понимает, где же преображение природы и высшая справедливость? Он даже начинает задумываться о том, что может быть Иван был прав в своих утверждениях. Герой начинает ощущать духовную близость с братом-атеистом. Все чаще вспоминает их разговор.

Однако бунт Алеши, как и Ивана, оканчивается. И если старший Карамазов отрицает бога и погружается в безумие, то к младшему приходит видение воскресения.

Грушенька

Образ Алеши Карамазова связан и с Грушенькой, которая стала причиной конфликта между Дмитрием и его отцом. К ней наш герой попадает случайно - его привозит Ракитин, представленный Достоевским настоящим Мефистофелем.

Как только Алексей увидел девушку, в нем проснулось карамазовское сладострастие. Грушенька подстегивает его интерес, усаживаясь на колени и предлагая шампанское. Но как только красавица узнает о смерти Зосимы, то тут же преображается. Грушенька в испуги соскакивает с колен Алеши и начинает креститься. В этот момент герой видит истинную суть девушки. Он восклицает, указывая на нее: «нашел сокровище - душу любящую». Сострадание Грушеньки помогло душе Алексея исцелиться. А его сочувствие к ней, поддержало девушку. Так героиня говорит о Карамазове-младшем: «Душу он мне перевернул… пожалел меня первый… всю жизнь такого, как ты ждала… который бы меня пожалел».

В критике эпизод их встречи считается мистическим обручением невесты-земли с женихом. Здесь Достоевский демонстрирует победу воскрешающей высокодуховной любви над сладострастием, земным чувством. Души героев осознают свое родство и мистическое единство. Они берут вину друг друга на себя - «все за всех виноваты». Именно грех объединяет людей, делая весь мир братьями и сестрами.

После этого Грушенька становится готова разделить с Митей его искупительный подвиг, а Алексей открывается для мистического видения.

Одна только встреча с этой девушкой изменяет душевное состояние Карамазова-младшего. Весь протест в нем исчезает, он больше не винит высшие силы ни в чем и не требует ответа. Выйдя из дома Грушеньки, юноша смиренно возвращается в монастырь, где встает у гроба старца и начинает молиться.

Прозрение чужой души

В том, насколько быстро Алеше удалось понять суть девушки, которую все считали злой распутницей, прослеживается сходство героя с Мышкины, его своеобразным предшественником. Князю хватило одного взгляда на чтобы постичь ее страдания.

Достоевский не зря наделяет своих главных героев даром видеть людские души. Эта особенность говорит читателям о том, что эти персонажи способны увидеть истину там, где никто ее не может распознать. Отсюда и их религиозность - им не нужны доказательства, чтобы знать правду, которая заключается в том, что бог существует.

Монологи Алеши в «Братьях Карамазовых»

Как мы узнали, Алексей является центральным героем романа, поэтому все его речи и рассуждения крайне важны для понимания замысла Достоевского. Больше всего внимания персонаж уделяет вопросам веры и отношению к жизни и миру. Главное для него - любовь: «Все должны прежде всего жизнь полюбить… полюбить прежде логики». Эти слова он говорит при споре с Иваном. При этом имеется в виду любовь духовная, высшая, а не телесная.

Другая знаменитая его речь о детях, в которой он говорит, что это самые чистые и невинные существа. Неслучайно герой близко сходится со школьниками.

Алексей является рупором самого Достоевского, провозглашая принципы и идеалы писателя.

Божественное озарение

«Братья Карамазовы» были задуманы как описание духовного становления Алексея. Поэтому самой яркой сценой романа является просветление героя. Это происходит после того, как на него снисходит божественное видение.

После этого он выходит из своей кельи, падает на землю и целует ее. В этот момент он чувствовал, как «нити всех божьих миров сошлись в его душе», ему хотелось простить всех и самому просить прощения. Алексей постигает «мировую гармонию», к которой так стремятся все герои Достоевского. Сам писатель называет его «новым Адамом», который, рыдая и плача, целует Мать-Землю, оскверненную его грехопадением.

Карамазовская сила Алеши преображается в божественную. Он находит ответ на вопрос «как можно простить гибель ребенка», который так мучил Ивана. Все просто - в совершенном мире прощены будут все.

Новый мистический опыт преображает не только героя, но и мир, который его окружает. В романе мы может увидеть только начало этого - Алексей основывает «всечеловеческое братство» на могиле Илюши, в которое входят пока только дети. В противовес социальным муравейникам, новая община строится на любви и личностной свободе. Искренняя привязанность к умершему мальчику объединила его друзей и положила начало их братству.

Роман, несмотря на то, что Дмитрий оказывается невинно обвинен в убийстве отца, заканчивается торжеством веры в воскресение.

Немного о других персонажах

Как первая часть цикла задумывались Достоевским «Братья Карамазовы». Главные герои должны были пройти путь духовного совершенствования или деградации. Возрождение Грушиньки и Алексея автор нам показывает, так же мы видим, как гибнет Иван, охваченный безумием, и избирает путь самоубийцы Смердяков. Но не до конца ясна судьба Дмитрия. Автор дает ему надежду на преображение - свой катарсис он должен будет пережить на каторге.

Судьбы Алексея, Мити и Груши читателю понятно, скрыта остается лишь будущность Ивана. Так осталось и неизвестным, хотел ли Достоевский дать своему герою второй шанс или обрек его на окончательное саморазрушение.

Что ждало Алексея во второй части

В заключение немного поговорим о том, какое будущее ждало главного героя. Второй роман должен был начаться в то время, когда Алексею уже исполнилось 33 года. Эта цифра еще больше уверяет нас в том, что Карамазов-младший является христоподобным персонажем. Если связывать жизнь героя с евангельскими событиями, то описание его юности можно соотнести с искушением веры.

А. С. Суворин, друг писателя, в своих мемуарах говорил о том, что Достоевский планировал казнить Алешу. К эшафоту героя должны были привезти поиски истины. Однако не все критики с этим согласны и считают, что многие ремарки самого автора исключают подобный финал. Литературоведы вообще долгое время относились к образу Алеши без должного внимания, увлеченные такими яркими героями, как Дмитрий и Иван.

Сочинение

В романе «Братья Карамазовы» (1879-1880), развивая характерные для его творчества темы, Достоевский создает образы героев, которые ощущают свою причастность и к проблемам мироздания. Неразрешимость господствующих в мире проблем становится их личным страданием. В их спорах сталкиваются альтернативные точки зрения о законности протеста, отмщения, убийства, о необходимости смирения, всепрощения согласно христианской морали. В истории семьи, раздираемой противоречиями бытового и идейного характера, главные темы творчества писателя получают философское осмысление. Одним из четырех братьев Карамазовых убит отец Федор Карамазов, образ которого является воплощением низменных инстинктов и безверия. Подозрение падает на Дмитрия, который не раз грозил убить отца. Он не виновен в смерти отца, но, осознав свою вину перед теми, кому причинял зло, испытывает потребность страданием искупить вину.

В философских суждениях, спорах нет решения поставленных проблем, но система взглядов писателя представлена в романе в определенной системе. Каждый персонаж является носителем комплекса убеждений, которые отстаивает в споре или проявляет в поступках. В спорах Ивана и Алеши обосновываются прямо противоположные позиции, а в образе Дмитрия показано единство и противостояние противоположных свойств человеческой натуры.

Образ Алеши - новый опыт создания «положительно прекрасной» личности, носителя идеи Христа. Он добрый, нравственно чистый. Усвоив взгляды монаха Зоси-мы, он исповедует идею всепрощения, смирения, пытается помочь людям, поступает так, как велит ему сердце. Его антипод - брат Иван, склонный к анализу. Крайний рационализм ведет его к безверию. Он приходит к мысли, что для неверующего человека нет ничего безнравственного, эгоизм и даже злодейство должны быть ему дозволены. В споре с Алешей, отстаивая убеждение в невозможности всепрощения, он особое внимание уделяет теме страдания детей. Если раньше в этой теме главным было чувство сострадания, то в новом романе примерами чудовищной жестокости в обращении с детьми Иван обосновывает свое отрицание христианского смирения и вселенской гармонии, если цена этому - слезинка крохотного создания. Рассуждения Ивана о вседозволенности воспринял как руководство к.действию и убил отца Смердяков - незаконный сын Карамазова, живший у него в качестве слуги.

В образе Дмитрия показана напряженная внутренняя борьба двух начал. Он сам говорит о себе: «Беспутен был, но добро любил. Каждый миг стремился исправиться, а жил дикому зверю подобен». Необузданность страстей Дмитрия часто становилась причиной страданий и даже трагедий других людей. В истории с бедным чиновником Снегиревым, которого Дмитрий вытащил за бороду из трактира, в едином комплексе и с крайним эмоциональным напряжением развиваются темы бедности, унижения, страдания взрослых и детей, гордости и бунта маленького человека. Вероломством, буйством, жестокостью Дмитрий усугубляет трагическую безысходность семьи Снегиревых, заставляет страдать Катерину Ивановну. В его поступках часто обнаруживаются и совсем иные чувства и особенности натуры. Он иногда проявляет наивность, чувствительность, способен к великодушным, благородным поступкам. Внутренняя борьба противоположных чувств в душе Дмитрия показана в эпизоде с Катериной Ивановной, когда она пришла к нему, поверив, что он даст деньги, необходимые для спасения ее отца. «Красива она была в ту минуту, что она благородная, а я подлец, - говорит Дмитрий, - что она в величии своего великодушия и жертвы своей за отца, а я клоп. И вот от меня, клопа и подлеца, она вся зависит». Злая «карамазовская» мысль «выкинуть подлейшую, поросячью штучку» захватила его, но осталась нереализованной - он с почтением передал ей обещанные тысячи.

Развитием образа подготовлена мотивировка его решения принять страдание, чтобы искупить грехи. Снова возникает тема страдания детей: «Отчего бедно дитё? Это пророчество было мне в ту минуту!» - говорит он о приснившихся ему погорельцах с озябшим плачущим ребенком, - За дитё и пойду. Потому что все за всех виноваты. За всех и пойду, потому что надобно же кому-нибудь за всех пойти».

С характерными для творчества Достоевского темами связан постоянно развивающийся комплекс идей. Его герои спорят, высказывают часто взаимоисключающие мысли, отстаивают разные позиции. На поставленные вопросы нет однозначных ответов. Этим обусловлено многоголосие, полифоничность романов писателя. Каждая новая эпоха вносит свои нюансы в трактовку вечных тем, выдвигает новые идеи.

Другие сочинения по этому произведению

«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Отзыв о прочитанных главах романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (главы «Мальчики») "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Братья Карамазовы Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы»

Прежде всего, хочу еще раз извиниться за задержку поста.

Итак, Федор Михайлович Достоевский "Братья Карамазовы" - последний роман одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Я не большой знаток творчества Достоевского, - из прочитанного: в школе "Преступление и наказание" - ничего не помню, кроме идеи, и лет 5-6 назад был с большим удовольствием прочитан "Идиот" — наслаждалась чтением и особенно языком, - но могу предположить, что "Братья Карамазовы" - одна из самых значительных его работ. Вообще, мне кажется, перед прочтением столь серьезных работ, надо бы конечно сперва ознакомиться с дневниками и письмами автора, чтобы лучше понять произведение. Обязательно почитаю что-нибудь в ближайшее время, так сказать, по свежим следам.

Роман дался мне очень непросто. Первую треть книги приходилось буквально придираться через дебри языка. Длиннющие предложения, чуть ли не на пол страницы, начинаешь читать, а к концу предложения уже и не помнишь что было в начале.:) Некоторые главы приходилось читать даже вслух, совсем ничего в голове не укладывалось. Потом стало легче.

Конечно, произведение монументальное. Можно бесконечно долго говорить о вопросах, проблемах которые поднимает автор. Любовь абсолютная и любовь к ближнему своему, идея вседозволенности, страдания невинных детей, преступление и наказание, извечная борьба "божеского" и"дьявольского". Я лишь хочу высказаться в общих чертах о том, что затронуло меня больше всего, а все остальное, надеюсь, обсудим в комментариях.



Вот говорят, иностранцы до сих пор изучают эту книгу, чтобы лучше понять русскую натуру. А мне кажется, что книга в этом отношении немного устарела, вернее, я хотела бы на это надеяться. Герои ведут себя совсем не по-взрослому, а как какие-то подростки. Это в подростковом возрасте хочется рвать на себе рубаху, грозиться убийством (самоубийством), закатывать скандалы, устраивать сцены, биться в истериках. Нет, конечно, все это случается и более взрослом возрасте, но не в таких же количествах, как мы видим это в романе. Может, для XIX века такое поведение было нормой, но сейчас, мне кажется, люди стали менее чувствительны, более циничны. Читала и думала: "ну вот, хоть один Иван трезво мыслящий", а оказалось, что и у того "не все дома":))

Хотя все-таки есть один герой, который мог бы претендовать на звание любимого - это Коля Красоткин. Очень умный для своих лет мальчик. И все сцены с ним такие чистые и светлые. Замечательный персонаж. Я думаю, Достоевский воплотил в нем свои мечты и надежды о молодом здоровом поколении, преходящем на смену старому.

Но самое большое впечатление на меня произвела поэма "Великий Инквизитор". В ней автор обнажил всю природу человека. Да так все точно, верно. Человек слаб, и в большинстве своем предпочтет хлеб насущный пище духовной. И не нужна ему свобода, он ее боится. Ему надо обязательно идти за кем то, и желательно толпой. Страшная правда. Гениально написано. Браво, Федор Михайлович!

Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Однако творческим планам Федора Михайловича не суждено было сбыться – спустя два месяца после публикации книги он скончался.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Братьев Карамазовых» по главам и частям. Также для проверки знаний на нашем сайте можно пройти специальный тест.

Главные герои

Федор Павлович Карамазов – глава семейства Карамазовых, мелкий помещик, развратный, жадный, эгоистичный старик.

Дмитрий Федорович (Митя) – старший сын Карамазова, пьяница, кутила, дебошир, человек с необузданными страстями.

Иван Федорович – средний сын, сдержанный, рациональный, в душе которого происходит борьба между верой в Бога и его отрицанием.

Алексей Федорович – младший сын, искренний, честный, глубоко верующий юноша.

Другие персонажи

Катерина Ивановна – невеста Мити, гордая, решительная, жертвенная девушка.

Грушенька – сожительница богатого купца, подлая, расчетливая молодая женщина, предмет вражды между стариком Карамазовым и Митей.

Зосима – старец, наставник Алеши, который предвидел тяжелую участь Мити.

Смердяков – молодой лакей в доме Карамазова-старшего, его внебрачный сын, жестокий, злобный человек.

Госпожа Хохлакова – вдова, помещица, соседка Карамазовых, чья дочь Лиза влюблена в Алешу.

Петр Александрович Миусов – двоюродный дядя Мити, дворянин, просвещенный интеллигент.

Часть первая

Книга первая. История одной семейки

I. Федор Павлович Карамазов

Первой супругой Федора Павловича была девушка из знатного дворянского рода Миусовых. От деспотичного мужа молодая женщина сбежала в Петербург, « оставив Федору Павловичу на руках трехлетнего Митю », а спустя время скончалась от тифа.

II. Первого сына спровадил

Мальчика взял на воспитание его двоюродный дядя, Петр Александрович Миусов. Повзрослев, Митя попытался вытребовать от отца материнское наследство. Федор Павлович начал « отделываться малыми подачками, временными высылками », а спустя четыре года заявил, что все деньги закончились.

III. Второй брак и вторые дети

Отдав на воспитание Митю, Федор Павлович « очень скоро после того женился во второй раз ». В этот раз он выбрал безответную сиротку, подарившую ему двух сыновей, Ивана и Алексея. Спустя время умерла и вторая жена, не выдержав тяжелой супружеской жизни с Карамазовым.

IV. Третий сын Алеша

Алешу все « любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его ». Повзрослев, « целомудренный и чистый » юноша решил уйти послушником в монастырь. Этот выбор был сделан Алешей под влиянием старца Зосимы.

V. Старцы

Конфликт между Дмитрием и Федором Павловичем по поводу наследства накаляется до предела. Тогда Алексей и предлагает всей семьей собраться у старца Зосимы и вместе обсудить проблему.

Книга вторая. Неуместное собрание

I. Приехали в монастырь

У монастыря собирается все семейство Карамазовых, а также Петр Миусов – опекун Дмитрия. Вся компания договаривается « вести себя здесь порядочно ».

II. Стрый шут

В келье у Зосимы между Петром Миусовым и старшим Карамазовым происходит словесная перепалка. Петр Александрович просит прощения у старца за недостойное поведение Федора Павловича.

III. Верующие бабы

Старец просит у присутствующих разрешения ненадолго выйти, « чтобы благословить ожидавших его ».

В небольшой пристройке толпятся женщины, пришедшие к старцу со своими бедами. Зосима выслушивает каждую, утешает и благословляет.

IV. Маловерная дама

К старцу приезжает помещица Хохлакова, которая признается в отсутствии истинной веры. Старец отвечает, что вера достигается « опытом деятельной любви ».

V. Буди! Буди!

Во время отсутствия старца в келье разгорается жаркий спор между Иваном Федоровичем, Петром Миусовым и двумя иеромонахами на религиозные темы.

VI. Зачем живет такой человек!

Федор Павлович скандалит, обвиняя старшего сына в растрате материнского капитала и его любовных похождениях – привезя с собой невесту, Катерину Ивановну, он, по словам отца, « к одной здешней обольстительнице ходит ».

« Дошедшая до безобразия сцена » заканчивается тем, что Зосима клянется в ноги Дмитрию.

VII. Семинарист-карьерист

Оставшись наедине с Алешей, Зосима наказывает ему после своей смерти покинуть монастырь. Он благословляет его « на великое послушание в миру » и предсказывает большое счастье в большом горе.

VIII. Скандал

Миусов и несколько иеромонахов и местный помещик получают приглашение отобедать у игумена. Федор Павлович решает напоследок напакостить. Он врывается к игумену и оскорбляет всех присутствующих, в том числе и священнослужителей.

Книга третья. Сладострастники

I. В лакейской

Федору Павловичу прислуживают только три человека: « старик Григорий, старуха Марфа, его жена, и слуга Смердяков, еще молодой человек ». Григорий – честный и неподкупный слуга, который, несмотря на настойчивые уговоры жены, не покидает своего барина.

II. Лизавета смердящая

25 лет тому назад Григорий наткнулся в бане на местную юродивую – Лизавету смердящую, только что родившую младенца. Все указывало на то, что младенец был незаконнорожденным сыном Федора Павловича. Карамазов разрешил оставить ребенка, и окрестил его Павлом Федоровичем Смердяковым. Повзрослев, мальчик стал лакеем в доме Карамазовых.

III. Исповедь горячего сердца. В стихах

Алеша встречает старшего брата, который признается в том, что ему « случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата », и в сердцах читает ему гимн к радости Шиллера.

IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах

Дмитрий рассказывает о своем знакомстве с Катериной Ивановной. Узнав о том, что ее отец подполковник растратил казенные деньги, Дмитрий предложил нужную сумму в обмен на ее девичью честь. Ради спасения отца Катерина Ивановна была готова пожертвовать собой, однако Дмитрий отдал девушке деньги безвозмездно.

V. Исповедь горячего сердца. «Вверх пятами»

Став богатой наследницей, Катерина возвращает Дмитрию деньги. Кроме того, в письме она признается ему в любви и предлагает жениться на ней.

Дмитрий соглашается, но вскоре страстно влюбляется в Грушеньку – корыстолюбивую сожительницу старого купца. Ради нее Митя без раздумий готов бросить свою невесту, и даже убить отца – своего главного соперника за внимание прелестницы.

Он просит Алешу навестить Катерину и сообщить, что между ними все кончено, поскольку Митя – « низкий сладострастник и с неудержимыми чувствами подлое существо », растративший три тысячи рублей своей невесты на кутеж с Грушенькой.

VI. Смердяков

Дмитрий узнает, что у отца припасен пакет с деньгами для Грушеньки, если она надумает к нему прийти. Он просит Смердякова сразу же предупредить его, если Грушенька покажется в доме отца.

Смердяков – подлый, жестокий молодой человек себе на уме, страдающий припадками, который ни к кому не испытывает сердечной привязанности.

VII. Контроверза

Алеша заходит к отцу, где застает брата Ивана, Григория и Смердякова, смело рассуждающего о вопросах веры.

VIII. За коньячком

Под воздействием коньяка Федор Павлович забывает, что находится в компании Ивана и Алеши, и рассказывает, как жестоко унижал их мать. От этих слов у Алеши начинается припадок.

IX. Сладострастники

В этот момент в дом врывается Дмитрий в полной уверенности, что отец скрывает от него Грушеньку. В гневе он избивает старика.

Х. Обе вместе

Алексей приходит к Катерине и передает слова Дмитрия об их разрыве. Однако Катерине Ивановне обо всем уже известно от неожиданной гостьи – Грушеньки.

Между женщинами происходит сцена, во время которой Грушенька показывает всю подлость своей натуры.

XI. Еще одна погибшая репутация

Алеша получает письмо с признанием в любви от Лизы – больной дочери помещицы Хохлаковой. Он перечитывает его и трижды и, счастливый, засыпает « безмятежным сном ».

Часть вторая

Книга четвертая. Надрывы

I. Отец Ферапонт

В монастыре живет отец Ферапонт – главный соперник старца Зосимы. Это « великий постник и молчальник », упорно игнорирующий старца.

II. У отца

Федор Павлович делится с Алешей своими планами: никому из сыновей он не намерен давать денег, поскольку собирается жить еще долго и предаваться « сладкой скверне ».

III. Связался со школьниками

По дороге Алеша натыкается на « кучку школьников ». Шестеро мальчишек забрасывают камнями одного мальчика, который отчаянно пытается отбиться от них. Алеша хочет защитить его, но озлобленный мальчик кусает его за палец.

IV. У Хохлаковых

В доме у Хохлаковых Алеша застает Ивана и Катерину – между ними происходит объяснение.

Лиза с радостью узнает, что Алеша всерьез воспринял ее любовное послание, и готов жениться на ней « как придет законный срок ».

V. Надрыв в гостиной

У Хохлаковых Алеша убеждается в том, что « брат Иван любит Катерину Ивановну и, главное, действительно намерен «отбить» ее у Мити ». Иван признается ей в своих чувствах, однако в ответ получает отказ.

Катерина хоть и презирает теперь Дмитрия, но намерена до конца оставаться ему верной, даже в том случае, если он женится на Грушеньке.

От Катерины Алеша узнает, что на днях Дмитрий Федорович прилюдно оскорбил отставного штабс-капитана Снегирева. Она просит отнести ему 200 рублей.

VI. Надрыв в избе

Отыскав « ветхий домишко, перекосившийся, всего в три окна на улицу », Алеша обнаруживает в нем погрязшее в страшной нищете семейство Снегиревых: спившегося главу семейства, его слабоумную жену, дочь-калеку и сына – мальчика, укусившего его за палец.

VII. И на чистом воздухе

Алеша просит принять 200 рублей от Катерины Ивановны, но Снегирев ожесточенно топчет купюры – он не намерен брать плату за свой позор.

Книга пятая. Pro и contra

I. Сговор

Алеша возвращается к Хохлаковым. Он разговаривает с Лизой о любви, об их общем будущем. Этот разговор подслушивает госпожа Хохлакова.

II. Смердяков с гитарой

В поисках Дмитрия Алеша натыкается на Смердякова. Тот сообщает ему, что оба брата, Иван и Митя, отправились в трактир о чем-то потолковать.

III. Братья знакомятся

Иван беседует с Алешей, и впервые общается с ним на равных. Он делится своими планами – отправиться в Европу, начать новую жизнь.

IV. Бунт

Братья принимаются рассуждать о Всевышнем, и Иван уверен, что « если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию ». Глубоко верующий Алеша лишь беспомощно шепчет: « Это бунт ».

V. Великий инквизитор

Иван рассказывает Алеше поэму о Великом инквизиторе, заточившему Христа в тюрьму. Он просит сына Божьего избавить человечество от мук выбора между добром и злом. Великий инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча целует его.

VI. Пока еще очень неясная

У отца Иван застает Смердякова, который советует барину поскорее уехать из этого дома, в котором, по всей видимости, вскоре приключится беда. Он намекает, что завтра у него случится « длинный припадок ».

VII. «С умным человеком и поговорить любопытно»

Всю ночь Иван проводит в тягостных размышлениях, а наутро сообщает отцу, что через час отправляется в Москву. В тот же день у лакея случается приступ.

Книга шестая. Русский инок

I. Старец Зосима и его гости

Алеша приходит к умирающему Зосиме. Старец наказывает юноше срочно отыскать старшего брата Дмитрия, чтобы « что-либо ужасное предупредить ».

II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым

Святой подвижник в миру принадлежал бедному дворянскому семейству. Будучи офицером, он отправился на дуэль, во время которой на него снизошло озарение, после чего он ушел в монастырь.

III. Из бесед и поучений старца Зосимы

Зосима рассуждает о жизни, и делится советами: не забывать о молитвах, любить ближнего своего, просить у Бога веселья, никого и никогда не судить, неустанно трудиться.

Книга седьмая. Алеша

I. Тлетворный дух

После смерти старца возле его кельи собирается народ, привыкший « считать усопшего старца еще при жизни его за несомненного и великого святого ». Большим разочарованием для верующих становится факт гниения старца.

Этим обстоятельством спешит воспользоваться Ферапонт, праведность и святость которого уже ни у кого не вызывает сомнений.

II. Такая минутка

Для Алеши день смерти Зосимы становится « одним из самых тягостных и роковых дней » в его жизни.

В подавленном состоянии Алешу находит его приятель Ракитин, и уговаривает отправиться к Грушеньке.

III. Луковка

Грушенька ласково встречает молодых людей. Особенно она рада Алеше, и бессовестно запрыгивает « на колени, как ласкающаяся кошечка ». Однако Алеша никак не реагирует заигрывания Грушеньки – « великое горе души его поглощало все ощущения ».

IV. Кана Галилейская

Тем временем Алеша возвращается в скит, где засыпается у гроба Зосимы. Ему снится старец – он счастлив и весел, и просит не бояться смерти, не бояться Господа.

Книга восьмая. Митя

I. Кузьма Самсонов

В попытке отыскать нужную сумму, Дмитрий Федорович обращается за советом « к купцу Самсонову, покровителю Грушеньки» . Тот, в свою очередь, хочет подшутить над горе-ухажером и советует ему продать рощицу скупщику леса по прозвищу Лягавый.

II. Лягавый

После долгих утомительных поисков Митя все же находит Лягавого. После разговора Митя осознает, что над ним жестоко подшутили. Беспрестанные мысли о Грушеньки гонят его обратно в город.

III. Золотые прииски

Дмитрий Федорович отправляется к госпоже Хохлаковой в надежде занять у нее три тысячи рублей. Помещица обещает ему « больше, бесконечно больше, чем три тысячи » – совет заняться золотыми приисками.

IV. В темноте

Терзаемый лютой ревностью, Митя отправляется к отцу.

Григорий замечает убегающего Митю, и преследует его до самого забора. Недолго думая, Митя наносит старику сильный удар медным пестиком, который он взял у Грушеньки.

V. Внезапное решение

Дмитрий, весь перепачканный кровью, врывается к чиновнику Перхотину, которому ранее закладывал свои пистолеты. Он выкупает оружие и отправляется на поиски Грушеньки в соседнее село Мокрое.

VI. Сам еду!

На постоялом дворе Дмитрий находит Грушеньку в компании поляков. Он показывает хозяину деньги и приказывает созвать цыган, музыку, шампанское – Митя готов кутить!

VII. Прежний и бесспорный

Митя дает понять, что в его распоряжении есть только одна ночь, и он хочет « музыки, грому, гаму, всего что прежде ». Он присоединяется к полякам и до утра играет с ними в карты.

VIII. Бред

Ночь проходит в хмельном угаре, безумном кутеже, она напоминает « нечто беспорядочное и нелепое ». Ранним утром на постоялом дворе появляется исправник и следователь, и Митю арестовывают по подозрению в убийстве отца.

Книга девятая. Предварительное следствие

I. Начало карьеры чиновника Перхотина

Молодой чиновник Перхотин, впечатленный зрелищем обезумевшего окровавленного Дмитрия Федоровича, решает, что « пойдет теперь прямо к исправнику и все ему расскажет ».

II. Тревога

Перхотин докладывает о случившемся исправнику, и настаивает на том, « чтобы накрыть преступника прежде, чем он, пожалуй, и в самом деле вздумал бы застрелиться ».

III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое

Митя отказывается признаваться в убийстве отца. Он радуется, узнав, что старик Григорий остался жив после нанесенного увечья.

На допросе Митя чистосердечно признается о своей ненависти и ревности к отцу, и это только усугубляет его тяжелое положение.

IV. Мытарство второе

Вскоре допрос надоедает Мите. Он возбуждается, кричит, замыкается в себе, оскорбляет допрашиваемых. Однако ему объясняют, какую степень вреда он себе наносит, « отказываясь дать то или другое показание », и допрос продолжается.

V. Третье мытарство

Митя пытается вспомнить все подробности страшного вечера. Он сознается, что условные знаки, которые должна была дать Грушенька его отцу, он узнал от Смердякова.

VI. Прокурор поймал Митю

Унизительным для Мити становится обыск его личных вещей, но еще тяжелее ему раздеться донага перед незнакомыми людьми.

Неопровержимым доказательством преступления Дмитрия становится разорванный конверт из-под трех тысяч, найденный в спальне старика Карамазова.

VII. Великая тайна Мити. Освистали

Митя вынужден признать, что деньги, на которые он всю ночь кутил, были получены от Катерины Ивановны.

Он уже в полной мере осознает, что « пропал », и теперь его только волнует судьба Грушеньки.

VIII. Показание свидетелей. Дите

Начинается допрос свидетелей. Грушеньке удается убедить Митю в том, что она уверена в его невиновности. Благодаря этой поддержке Мите « хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету ».

IX. Увезли Митю

После подписания протокола Митя узнает, что « он от сей минуты арестант и что повезут его сейчас в город, где и заключат в одно очень неприятное место ». Следствие будет продолжено в городе.

Книга десятая. Мальчики

I. Коля Красоткин

Коля Красоткин « был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого ». Он был отличным товарищем, и заслуженно пользовался уважением одноклассников.

II. Детвора

Коля вынужден присматривать за двумя малышами в отсутствие их матери. В этот раз это занятие не доставляет ему радости – он спешит по какому-то важному делу.

III. Школьник

Коля встречается со своим приятелем. Они обсуждают Илюшу, которого еще два месяца назад закидывали камнями – мальчик серьезно болен, и даже « недели не проживет ».

Приятели направляются к Алеше Карамазову, с которым хотят переговорить.

IV. Жучка

Коля рассказывает Алеше, как Смердяков научил Илюшу « зверской шутке, подлой шутке » – засунуть булавку в хлебный мякиш, и накормить им голодную дворовую собаку. Он скормил такой хлеб Жучке, и долго не мог прийти в себя, вспоминая мучения несчастного животного.

Даже когда Илюша заболел, он все вспоминал и звал Жучку. Ее пытались отыскать, но так и не нашли.

V. У Илюшиной постельки

Коля навещает Илюшу и поражается тому, насколько он слаб. Больной мальчик очень рад видеть своего товарища, но его счастью нет предела, когда Илюша приводит к нему Жучку – здоровую и невредимую.

VI. Раннее развитие

В самый разгар веселья к Снегиревым приходит столичный доктор, которого специально вызвала Катерина Ивановна. Коля и Алеша принимаются рассуждать о смысле жизни.

VII. Илюша

Приговор доктора неутешителен. Перед смертью Илюша просит отца взять на воспитание « хорошего мальчика, другого » и никогда его не забывать.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович

I. У Грушеньки

Алеша навещает Грушеньку, и та просит его выведать, какой секрет появился между Иваном и Дмитрием, из-за которого настроение у заключенного заметно улучшилось.

II. Больная ножка

От госпожи Хохлаковой Алеша узнает, что Катерина вызвала из Москвы доктора, чтобы тот смог подтвердить невменяемое состояние Мити в момент преступления.

III. Бесенок

Лиза сообщает Алеше, что берет назад свое обещание стать его женой. Она признается юноше, что по-прежнему любит его, но не уважает за его доброту и терпимость к людским порокам.

IV. Гимн и секрет

Митя понимает, что ему придется до конца жизни тяжело работать на рудниках, и он приходит к Богу – « каторжному без бога быть невозможно ».

Митя выдает брату свой секрет – Иван предлагает ему бежать, но все решится после завтрашнего заседания суда.

VI. Первое свидание со Смердяковым

По приезду из Москвы Иван Федорович навещает Смердякова в больнице, и выясняет у него все подробности загадочного приступа и совершенного преступления.

VII. Второй визит к Смердякову

При повторной встрече лакей обвиняет Ивана в том, что тот сам желал « смерти родителя » и нарочно уехал в Москву, чтобы не присутствовать при страшной трагедии. Иван начинает подозревать Смердякова в убийстве отца.

VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым

Смердяков признается в убийстве, на которое он решился под влиянием атеистических рассуждений Ивана. Переиначив слова Карамазова на свой лад, Смердяков понял, что всем « все, дескать, позволено ».

Лакей передает Ивану пачку украденных купюр и в подробностях рассказывает, как совершил преступление. При этом он постоянно повторяет, что именно Иван и есть « самый законный убивец », а он лишь стал орудием в его руках.

IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича

Признание Смердякова глубоко поражает Ивана, и белая горячка овладевает « его издавна расстроенным, но упорно сопротивлявшимся болезни организмом ».

Х. «Это он говорил!»

Алеша вбегает к Ивану и сообщает о том, « что Смердяков лишил себя жизни » – повесился. Иван не удивляется – в бреду он беседовал с чертом, и тот ему об этом рассказал.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка

I. Роковой день

В судный день Митя повторяет, что виновен в разврате, пьянстве и лени, « но в смерти старика, врага моего и отца, - не виновен », равно как и в краже трех тысяч рублей.

II. Опасные свидетели

Продолжается заседание суда, поочередно выступают защитник подсудимого и прокурор. Ведется точный подсчет денег, истраченных Митей на постоялом дворе в роковую ночь.

III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов

Медицинская экспертиза, на которой настаивала Катерина Ивановна « тоже не очень помогла подсудимому ». Приглашенные врачи свидетельствуют, что Дмитрий Федорович « находится в совершенно нормальном состоянии ».

IV. Счастье улыбается Мите

Во время допроса Алеша уверенно говорит, что отца убил не брат, а Смердяков, однако у него нет « никаких доказательств, кроме каких-то нравственных убеждений ».

Катерина рассказывает все без утайки, начиная от знакомства с Митей и заканчивая последним с ним унизительным свиданием. После ее рассказа в зале суда « что-то симпатичное пронеслось в пользу Мити ».

V. Внезапная катастрофа

Иван Федорович передает судебному приставу отцовские деньги, которые « получил от Смердякова, от убийцы ». Но после этого заявления с Иваном приключается сильнейший припадок, и его выводят из зала суда.

VI. Речь прокурора. Характеристика

Прокурор ведет обвинительную речь. Он с особой тщательностью препарирует все семейство Карамазовых, в котором видит элементы « современного интеллигентного общества ».

VII. Образ исторический

Прокурор в деталях описывает события рокового вечера, объясняя мотивы поступков, совершенных Митей.

VIII. Трактат о Смердякове

Прокурор рассуждает о Смердякове и его возможной причастности к убийству Карамазова. В ходе своих рассуждений он приходит к выводу, что тот ни в чем не виновен.

IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора

Речь прокурора, в которой он особое место уделил психологии преступления, очень нравится публике. Многие не сомневаются, что сказанное им – « все правда, неотразимая истина ».

Х. Речь защитника. Палка о двух концах

Наступает черед держать речь защитнику. Он предъявляет факты, говорящие о невиновности Мити, и вместе с тем намекает на « некоторое злоупотребление » психологии в обвинительном выступлении прокурора.

XI. Денег не было. Грабежа не было

Основной упор в своей речи защитник делает на то, что грабежа, по сути, не было – « нельзя обвинять в грабеже, если нельзя указать с точностью, что именно ограблено, это аксиома ».

XII. Да и убийства не было

Защитник возмущен тем, что Митя выступает в качестве основного подозреваемого только потому, что обвинители следуют своей логике: « Кто же убил, как не он?».

XIII. Прелюбодей мысли

Защитник уверен, что если бы жертвой оказался не отец обвиняемого, а какой-то другой человек, обвинители не спешили « бы губить судьбу человека по одному лишь предубеждению против него ».

XIV. Мужички за себя постояли

Слово предоставляют Мите, и он в очередной раз клянется в своей невиновности и просит о пощаде. После продолжительного совещания присяжные выносят приговор – « Да, виновен!» .

Эпилог

I. Проекты спасти Митю

Иван Федорович страдает от сильного нервного расстройства, и за ним ухаживает Катерина Ивановна. Вместе с Лешей они обсуждают проект побега Мити и Грушеньки в Америку, который еще ранее запланировал Иван.

II. На минутку ложь стала правдой

Митя лежит в больнице – после оглашения приговора он « заболел нервною лихорадкой ». Алеша предлагает брату бежать, и тот соглашается.

К Мите приходит Катерина Ивановна, и они в слезах просят друг у друга прощения.

III. Похороны Илюшечки. Речь у камня

На похороны Илюшечки приходят его школьные товарищи и Алеша. Возле камня, где так любил сидеть мальчик, они дают клятву никогда не забывать Илюшу и друг друга. Алеша призывает их всем сердцем любить жизнь и совершать добрые поступки, поскольку жизнь невообразимо прекрасна, особенно когда « что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое ».

Заключение

Произведение Достоевского имеет сложную многоплановую структуру. Точно определить его жанр невозможно, поскольку в нем присутствуют признаки социально-бытового, философского, любовного и даже детективного романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Братьев Карамазовых» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 265.

С образом Федора Карамазова - эгоиста, развратника и циника - связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей к отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный характер, свидетельствуя о разрушении самых нормальных, естественных, человеческих чувств.

Злая карамазовская сила отражается и на других действующих лицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность, внутреннюю боль и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеньки, Катерины Ивановны присущи свойственное многим героям и героиням Достоевского сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.

Один из главных героев романа - Дмитрий Карамазов - человек неудержимых страстей и стихийных порывов - несет в самом себе начала добра и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности и порочности он наделен благородством и великодушием. Достоевского многое привлекает в этом человеке, он видит в нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание.

На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности в этом ужасном преступлении не повинен, допущена судебная ошибка. Однако же Дмитрий с готовностью принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить, следовательно, по нравственному закону считает себя виновным. Он ощущает свою вину за все преступления, творящиеся на земле, свою ответственность за всеобщие страдания и решается пострадать за всех. После судебного допроса приснились ему погорелые деревенские избы, измученные крестьянки и плачущий на груди у матери голодный ребенок. И Дмитрию во сне страстно захотелось «сделать что-то такое, чтобы не плакало дите, не плакала бы и черная, иссохшая мать, чтоб не было вовсе слез от сей минуты ни у кого, и чтобы сейчас же, сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что…». Вспоминая этот поразивший его сон, Дмитрий сказал Алеше после суда: «За «дите» и пойду. Все «дите». За всех и пойду… потому что надобно же кому-нибудь и за всех пойти».