Cочинение «Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея. Проблематика произведения О

За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда - уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто испытывать удивление, с которой ловкостью автор приходит к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В самом деле, можно согласиться с современником Оскара Уайльда, литератором и критиком, и продолжить его выражение, приведенное в эпиграфе: «Парадокс у него - это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание». В самом деле, уже в предисловии к роману автор подает отдельные интересные утверждения, и над каждым из них можно задуматься, по поводу любой мысли можно спорить. Так, Оскар Уайльд твердит, что «искусство не приносит никакой пользы». Неужели? - так хочется воскликнуть, но когда начинаешь раздумывать именно о пользе в ее практическом, утилитарном виде, то и в самом деле - не дает. Или вот афоризм из раздела IV: «Пунктуальность - это вор времени». Нет, все наоборот! - такая первая реакция была у меня. Но подумаешь-подумаешь, и видишь, что автор имеет рациональное мышление. Необыкновенный это роман - «Портрет Дориана Грея». Говорят, после его выхода в свет, было сделано более чем 70 публикаций в газетах и журналах Лондона. Большинство из них давала отрицательную оценку роману и его автору. Лондонцы назвали этот роман аморальным. Остается только испытывать удивление почему? Ведь автор показал, как человек, который нарушил человеческие принципы жизни, был все-таки наказан. И хотя Оскар Уайльд и говорит, что «художник не моралист», но произведение его демонстрирует торжество морали.

Этот роман Оскар Уайльд задумал как апофеоз искусству, красоте, совершенству, которые являются высшими за нашу обычную человеческую жизнь. Но это то, что лежит на поверхности. На самом деле же автор приглашает читателя открыть для себя глубины, не читать роман пренебрежительно. Ведь в романе речь идет о философско-эстетических проблемах: о человеческом существовании, о роли искусства и прекрасного в жизни человека, о роли этического и эстетичного в отношениях между людьми. Оскар Уайльд показывает, что искусство может стать высочайшим судьей совести: по сути дела, не правосудие, а сам Дориан Грей осуществляет наказание над собой. Само искусство призвано обнаруживать и самое прекрасное в жизни. С помощью искусства человек может осознать свое собственное «Я», увидеть себя и мир.

В романе как раз и идет речь о влиянии искусства на душу. Настоящее искусство не может иметь фальши, прекрасное должно быть прекрасным, а если оно не такое, каким кажется, то оно недолговечно. Так и красота Дориана Грея - она не была настоящей. Нет, она будто и настоящая, но только извне. Внутренне красота была испорчена и, в конце концов, Дориан Грей не выдерживает такой двойной жизни. Он, правда, хотел уничтожить только портрет, но уничтожает самого себя - и справедливость торжествует!

В романе речь идет и о гедонизме - жизни по принципу наслаждения. Дориан Грей хочет получать от жизни только прекрасное, как говорят, съесть все плоды, которые растут только на солнечной стороне. Лорд Ге

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .

Сочинение

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей.

Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.

Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.

Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.

О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.

Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.

О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?

Другие сочинения по этому произведению

Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

«Портрет Дориана Грея» - знаменитый роман английского писателя Оскара Уайльда, вызвавший немалый общественный резонанс и даже скандал сразу после публикации в Лондоне, в 1891 году. Сейчас это произведение пользуется огромной популярностью у читателей всего мира. Будет интересно сделать краткий анализ произведения «Портрет Дориана Грея», а на нашем сайте вы также можете найти его краткое содержание.

Принципы эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд был сторонником принципов эстетизма – литературно-философского течения в английском искусстве конца XIX – начала XX вв. Основные положения изложены в предисловии к роману в виде афоризмов.

Эстетизм утверждает превосходство искусства над жизнью: воображение художника ценнее, чем простое копирование действительности. Оскар Уайльд говорит о бесполезности искусства в том смысле, что оно не должно преследовать какую-либо цель, оно служит для удовольствия человека, и анализ романа «Портрет Дориана Грея» это четко выявляет.

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

В «Портрете Дориана Грея» раскрывается несколько тем, весьма важных в творчестве Уайльда. Даже прочитав краткое содержание романа, вы заметите это. Тема художника, творчества, силы искусства - центральные в романе. Бэзил Холлуорд – талантливый создатель портрета, поклонник красоты. Но в его представлении эстетическое и этическое, красота и мораль неразделимы. Поэтому он с тревогой следит за жизнью главного героя и упрекает его, пытаясь убедить отказаться от пороков. Отметьте эту мысль, если вы делаете краткий анализ «Портрет Дориана Грея».

Образ главного героя при анализе романа «Портрет Дориана Грея»

В произведении изображена жизнь Дориана Грея, поставившего во главу угла красоту и удовольствие. В первой главе он показан прекрасным юношей, внешняя красота которого гармонирует с его душевной чистотой. Впервые он задумывается о своей красоте, когда слышит восхищённые речи художника. Тогда им овладевает мысль о её недолговечности, и он готов отдать всё, чтобы сохранить её. Глядя на портрет, Дориан Грей произносит: пусть стареет портрет, сам он остаётся вечно молодым. Так и случается. Вся жизнь, переживания, страсти, пороки отражаются на портрете. Портрет становится отражением души героя. Здесь мы не приводим краткое содержание романа «Портрет Дориана Грея», но рассмотрим суть сюжета.

Впервые портрет изменяется, когда Дориан предаёт возлюбленную, Сибиллу Вейн. Девушка была актрисой в маленьком бедном театре, куда случайно зашёл Дориан. Она талантливо играла на сцене любовь шекспировских героинь. Молодые люди стали встречаться и признались друг другу в любви. Юноша решил показать её своим друзьям. Но в день спектакля она думала только о любви к Дориану, поэтому плохо играла. Друзья Дориана, как и он сам, были разочарованы. Юноша грубо высказывает возлюбленной своё разочарование и говорит, что больше не любит её. На следующий день он понял несправедливость упрёков, но было поздно: девушка отравилась. Лорд Генри приводит молодого человека к мысли, что в этом нет ничего страшного, и Дориан пренебрежительно вспоминает о знакомстве с ней. В этот момент, посмотрев на портрет, герой замечает, что около губ появилась жестокая складка. Что еще мы узнаем, проводя краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея»?

Впоследствии Дориан предаётся порокам, скитается по трущобам, опускается всё ниже в нравственном отношении. Оскар Уайльд не рассказывает подробно о жизни героя, намекая лишь, что он опустился на самое дно в погоне за удовольствиями. О развращённости, жестокости Дориана упоминают многие герои произведения. Он живёт двойной жизнью: посещает светские рауты и грязные кварталы Ист-Энда, поражает всех неизменной красотой и с содроганием следит за ужасными изменениями портрета.

В конце концов, он в ярости набрасывается с ножом на собственный портрет, теперь скрытый от глаз на чердаке. Слуги находят безобразное, отталкивающее дряхлое тело, в котором только по перстню опознают хозяина, и прекрасный, сияющий молодостью портрет Дориана Грея – искусство остаётся нетленным. Анализ финала «Портрет Дориана Грея» показывает, что здесь воплощена центральная идея романа: «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?»

Вы прочитали в данной статье краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея», автором которого является Оскар Уайльд. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на подобную тематику, ознакомьтесь с ними. Вас также может заинтересовать