Духовные искания андрея болконского. Сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир Духовные искания андрея болконского таблица с цитатами

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. И. Толстого. В 1856 году Л. Н. Толстой начинает работу над романом «Война и мир» о бывшем декабристе, который возвращается с семьей в Россию из-за границы. Но в ходе работы, автор все более отодвигал действие вглубь истории, пока в конце концов не пришел к выводу, что истоки декабристского движения следует искать в событиях войны 1812 года,

Когда в борьбе с завоевателями объединились все слои русского общества, дворянство и крестьянство сражалось плечом к плечу за освобождение родины. Так возник замысел романа «Война и мир». Первоначально Толстой предполагал написать классический семейнолюбовный роман. Но произведение, вышедшее из-под его пера после шести лет кропотливой работы, оказалось гораздо шире этих условных рамок. Оно стало развернутой панорамой всей русской жизни, на протяжении пятнадцати - двадцати лет. Судьбы отдельных героев автор умело вплетает в общую картину исторического процесса. Но отнюдь не внешние события составляют основное содержание, этого произведения. Главная цель автора - показать духовную эволюцию и духовные искания своих героев,становление их личности, Один из главных героев - Андрей Болконский. В начале романа мы наблюдаем его увлечение Наполеоном. Он разочарован пустотой светской жизни, ее однообразием и бессмысленностью и томится жаждой деятельности. Он женат всего лишь пол года, но уже глубоко разочарован в семейной жизни и в своей хорошенькой куколке - жене, с которой обращается вежливо, но холодно, как с посторонней женщиной. Ища возможности для приложения своих сил, князь отправляет беременную жену к отцу для того, чтобы ехать в армию, чем вызывает у нее искреннюю обиду. Избалованная, привыкшая к обожанию и поклонению маленькая княгиня, обижена тем, что муж покидает ее в таком положении, хотя имеет возможность блестяще устроить карьеру через ее дядю, став флигель-адъютантом. Но князь Андрей мечтает о настоящей военной карьере, о славе. В тот момент он всерьез увлечен Наполеоном, которого считает великим полководцем. Он мечтает о своем Тулоне^ который принесет ему славу и поможет возвыситься. Он верит, что рожден для подвига. В мечтах он видит, как армия попадает в трудное положение, а он спасает ее и выигрывает войну. Но следует заметить, что для князя Андрея стремление к славе - это не эгоистичное побуждение, а наоборот, благородная потребность служения обществу. Именно она заставляет Болконского подхватить падающее знамя и кинуться вперед навстречу врагу. Вот он - его Тулон, долгожданный момент подвига, о котором он мечтал. Но, как ни странно, в этот момент герой не ощущает особого душевного подъема, наоборот, в глаза ему бросается что-то мелкое, второстепенное. Потом он падает раненый вместе со знаменем и перестает замечать что-либо вокруг. Он не заметит даже похвалы своего вчерашнего кумира - Наполеона. Он увидит лишь высокое небо над головой и поразится тому, что не видел его раньше. И все его мечты и честолюбивые замыслы покажутся Андрею Болконскому пустыми и мелочными. Здесь, под высоким небом Аустерлица откроется ему смысл истинных ценностей и истинного счастья. Залогом этого счастья для него становится семья - жена, любовь к которой вновь возродится в его душе, и будущий сын. Теперь уже он считает свое презрение и холодность к жене жестоким и несправедливым. Он возвращается с твердым намерением все исправить. Но застает жену при смерти и тяжело страдает от вины перед ней, от того, что «оскорбил близкое и дорогое существо, и знаешь, что ничем загладить нельзя…». После смерти жены Болконский убеждается в несбыточности своих надежд на счастье и живет тихой домашней жизнью, наполненной заботой о сыне.

Но постепенно Андрей пробуждается к новой жизни. И понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Ему открылась новая истина. Он хочет, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Он вновь стремится жить для других. И свою роль в его пробуждении сыграла встреча с Наташей Ростовой. Он впервые увидел ее в Отрадном. И ему стало отчего-то больно, что он совсем чужой для этой тоненькой черноглазой девочки, и ей дела нет до его существования. И вот он вновь в Петербурге, в центре подготовки гражданских реформ. Здесь происходит его новая встреча с Наташей. И после нее он вдруг понимает, что его абсолютно не занимает законодательная деятельность, а вещи, еще вчера казавшиеся важными, пусты и не интересны. С Наташей связано возрождение его надежд на счастье. Но, несмотря на все попытки сближения между ним и Наташей останется какая-то отчужденность. Не случайно княжна Марья не поверит в известие о помолвке брата, а старый князь открыто воспротивится этому браку и потребует отсрочки. А для старой графини Ростовой Болконский будет «чужим и страшным для нее человеком» несмотря на искреннее стремление «любить его как сына». Жених так и останется закрыт и таинственен и для самой Наташи. И хотя это придаст их отношениям особую романтичность, разделяющая их дистанция, в конечном счете разведет их в разные стороны. Наташа, в ее стремлении к свободе, изменит жениху, согласившись бежать с Анато-лем, пустым и эгоистичным человеком. Князь Андрей не так давно наставлявший Пьера в необходимости простить развратную и не способную на искреннее чувство женщину, сам не может простить увлечения неопытной девушке. То, что Наташа с легкостью променяла его на пустого хлыща, стало для него крахом всех иллюзий. Этот крах усиливает начавшаяся война, вторжение в Россию французов и разорение его родного гнезда. И вот он снова в рядах армии, но он по-прежнему, как бы и вне общей массы.

В момент смертельного ранения, когда рядом с ним вертится готовая взорваться граната, князь Андрей ощущает острый прилив любви к жизни. Он с завистью смотрит на траву и полынь. А затем, узнав в окровавленном и рыдающем раненом своего врага Анатоля, он испытает чувство сострадания и даже любви к нему. Но эта абстрактная христианская любовь к врагу, по сути, означает его прощание с жизнью. Удержать его может лишь иная любовь - земная, мирская - любовь к женщине, которая возрождается в нем, после новой встречи с Наташей Ростовой. Но в этом поединке чувств побеждает идеально-абстрактная христианская любовь, то есть фактически побеждает смерть.

Несмотря на все предпринятые попытки, Андрей Болконский так и не смог преодолеть свою отчужденность от жизни, не смог слиться с ней, как не смог он барахтаться вместе с солдатами в грязном пруду. Не захотел стать таким же «человеческим мясом». Князь Андрей умирает не от раны. По всем медицинским показателям он должен был остаться жить. Но, как чутко подметит сердцем Наташа: «…он слишком хорош, он не может, не может жить…». Герой действительно не может жить, потому, что все его духовные поиски и метания в конечном счете ни к чему не приводят. На протяжении всей жизни он последовательно утрачивает веру в то, что на тот момент кажется ему значимым. Под конец ему открывается единственная истина христианской любви и прощения, которой пыталась научить его княжна Марья, и которая теперь все дальше уводит его по пути к смерти.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

«Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних явлений на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один бог» (Л. Н. Толстой)


Персонажей великого романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого можно разделить на две категории: «герои вне пути» и «герои пути».
Первые отличаются отсутствием внутренней динамики характера, имеют устойчивую жизненную позицию. К таким героем можно отнести ветреного Анатоля Курагина, блистательную светскую Элен, Платона Каратаева, представителя народного мировоззрения, великого стратега Кутузова.
Герои второй категории постоянно находятся в нравственных исканиях, их внутренние ценности постоянно эволюционируют. Представителями «героев в пути» являются Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский.

Внутреннее развитие последнего героя условно можно разделит на пять этапов. Каждый из них я детально рассмотрю в моем сочинении. О
В начале романа князь Андрей предстает перед нами довольно холодным и язвительным человеком. Он разочарован в женитьбе и в светской жизни, его целью является достижение славы на военном поприще. Кумир Болконского - гениальный жестокий полководец, враг России, Наполеон.
Во время австрийской кампании князь проявлял истинный героизм, сочувствовал русским солдатам, однако полного духовного единения с ними не испытывал. Перелом в сознании Болконского произошел во время Аустерлицкого сражения. Бесстрашный князь, чтобы воодушевить войско, взял знамя и побежал впереди солдат. За свою смелость Болконский страшно поплатился - его ранили. Глядя на небо, князь осознал ложность своих идеалов. Разочаровался он и в Наполеоне: кумир показался ему мелочным и ничтожным. Второй этап жизни князя ознаменован смертью жены, желанием жить для себя, воспитанием маленького сына, занятием хозяйством и крестьянским вопросом. Болконский разочарован в службе в действительной армии, он растворен в Богучарове. В его душе мрачно и пусто...
Третий период начинается знакомством с Наташей Ростовой, которая привнесла в жизнь князя житейскую радость и духовное обновление. Болконский теперь желает жить для народа, он работает в комиссии Сперанского с целью изменения правового положения крестьян. Все перспективные начинания обрушились. Князь Андрей разочаровался в Сперанском. Увлечение Наташи Анатолем он посчитал предательством...
Шел одна тысяче восемьсот двенадцатый год...Четвертый период своей жизни Болконский начал решением вернуться в армию командиром полка. Его настрой патриотичен, он верит в победу и в Кутузова.
Последний период жизни князя самый трагичный, в то же время он является пиком эволюции личности Болконского. Во время битвы на Бородинском поле князь был смертельно ранен. На операционном столе он прочувствовал духовное единение с народом, простил всех. Момент ожидания смерти и возврат в детство был идеальным состоянием человеческой души. Истинный путь Болконского был рассказан Пьером маленькому князю Андрею. Безухов был уверен, что Болконский идейно был бы на стороне декабристов...