Виктор Цой - биография, фото, личная жизнь: Последний герой. День рождения Виктора Цоя

Имя: Виктор Цой (Viktor Tsoy)

Возраст: 28 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: 35-й км шоссе Слока-Талси, Латвия

Деятельность: музыкант, композитор

Семейное положение: был женат на Марианне Цой

Виктор Цой - биография

19 августа 1990 годы в Ленинграде хоронили знаменитого музыканта, кумира миллионов - Виктора Цоя, трагически погибшего в автомобильной катастрофе. Эту смерть можно назвать символичной для страны, ведь ровно через год огромного советского государства не стало. Самого музыканта называют последним героем.

Его творчество стало тем, что было необходимо молодежи восьмидесятых, которая неумело и неосознанно стремилась к свободе и переменам. Звали этого музыканта Виктор Цой. Прошло более двадцати лет со дня его смерти. Тема свободы утратила былую актуальность. Но песни Цоя поют и по сей день.

Виктор Цой - Детство

Виктор Цой возник словно из ничего. Обычный ленинградский мальчишка из простой семьи, далекой от мира искусства. Он любил рисовать, лепить и вырезать из дерева. Но однажды взял в руки гитару. И в считанные годы поднялся на зенит славы.

Виктор родился в Ленинграде, в 1962 году. Его отец – Роберт Цой – некогда прибыл из дальнего Казахстана в Северную столицу, где и встретил свою будущую жену Валентину. Мать рок-музыканта была учительницей, отец – инженером. Родители развелись, когда Виктору было одиннадцать. Но спустя несколько лет Роберт Цой вернулся в семью.


Довольно необычно выглядела эта супружеская пара со стороны: восточный мужчина, плохо говорящий по-русски, и златовласая женщина с длинной косой. Следует сказать, что Виктор Цой появился на свет в интернациональной стране, где слово «нацмен» не являлось оскорблением. К тому же, он родился именно в тот исторический период, когда многомиллионная публика пребывала в ожидании чего-то нового, сильного, неповторимого.

С ранних лет Витя был спокойным и уравновешенным мальчиком. Родители его сверстников относились к нему довольно благосклонно. На фоне хулиганистых и неуправляемых одноклассников будущая легенда советского рока, как ни странно, выглядела, чрезвычайно выгодно. В целом, Витя Цой мало чем отличался от простых ленинградских мальчишек. Разве что, восточным разрезом глаз и молчаливостью. Впрочем, уже в начальной школе он стал проявлять редкие художественные способности.

Почему Виктор Цой не стал художником? И почему именно он превратился в легенду русского рока? В семидесятые годы, на которые пришлись отрочество и юность Цоя, миллионы молодых советских людей были заражены идеей рок-н-рола. Ливерпульская четверка прогремела по всему миру, оставив после себя не только прекрасные песни, но и особое настроение. В СССР появились первые рок-группы. Миллионы мальчишек грезили будущим рок-музыканта. Некоторым из них удалось организовать свою группу. Единицы стали известными. И только один – Виктором Цоем. Существует мнение, согласно которому у этого музыканта был редкий и ценный дар – чувствовать свою эпоху.

Виктор Цой и «Палата №6»

«Как лодку назовешь, так она и поплывет». Этими словами руководствовались начинающие музыканты в СССР в конце семидесятых. Иметь музыкальное образование, или даже обладать начальными навыками игры на музыкальных инструментах, полагалась в то время, не столь важно. Главное – желание и звучное название группы.


Первая группа, которую вместе со своим другом детства создал Виктор Цой, называлась «Палата №6». Тогда будущей знаменитости было пятнадцать лет. Чем привлекло подростков название чеховского рассказа, неизвестно. Но если бы Цою в то время кто-либо сказал, что он прославится в составе группы с названием «Кино», он бы вряд ли поверил. Слишком уж просто такое название звучало…

Группу «Палата №6» Цой основал вместе со своим другом Максимом Пашковым. Вместе они учились в художественной школе. Вместе они время от времени бесцельно бренчали на гитаре. И именно Максим Пашков преподал Цою первые уроки игры на гитаре. Виктор, несмотря на свою сдержанность, был человеком общительным. Дружба для него значила немало. И у каждого из своих друзей он учился лучшему. Так, о классиках рока он узнал от Максима Пашкова. И, как свидетельствуют родные и близкие, в юности он находился под влиянием своего друга.

Виктор Цой - Студенческие годы

После окончания восьмого класса среднеобразовательной школы Цой поступил в художественное училище им. Серова. Специальность реставратора была в Ленинграде всегда востребованной. Выбрать именно это училище Цой решил, потому как несколько лет проучился в художественной школе. Да и о хлебе насущном следовало подумать.

Будучи школьником, он рисовал везде и всегда. На уроке географии или биологии он предавался любимому занятию, и был больше похож на будущего живописца, нежели музыканта. Цой любил также вырезать фигурки из дерева. Но деревянные нэцке, которые он изготавливал своими руками и дарил друзьям, превратились в настоящую ценность лишь во время ажиотажа вокруг «Кино».

Окончить училище Цою не удалось. Музыка к тому времени полностью завладела его сущностью. Из училища Виктор был отчислен за неуспеваемость. Впоследствии преподаватели отмечали не только его талант, но и полное нежелание повиноваться, делать то, что не приносит морального удовлетворения.

Самое удивительное в биографии Цоя в глазах его друзей и близких людей – это внезапная слава. Этот человек никогда не казался яркой личностью. Среди друзей он не занимал лидирующего положения. Он был немного замкнут и раскрывался лишь, когда речь шла о музыке. Виктор много читал, и пребывал постоянно в состоянии некой безмятежности. Тем более странным показалось людям, знавшим этого человека с детства, его внезапный взлет и слава, которая не утихает и сегодня.

«Гарин и Гиперболоиды»

Название этой группы подсказал Цою Борис Гребенщиков. Основатели ее – Виктор Цой и Алексей Рыбин. У большинства рок-групп были ярко выраженные лидеры. Понадобилось немного времени для того, чтобы понять, кто является истинным лидером «Гарина и Гиперболоидов». Им был Цой. О конфликте легенды русского рок-н-рола с Алексеем Рыбиным написано немало. Возможно, двум лидерам рядом существовать непросто. Так или иначе, вместе с Рыбиным Цой основал группу «Гарин и Гиперболоиды». Они были вместе при зарождении «Кино». Но в 1983 году пути Цоя и Рыбина разошлись.

Восточным людям принято приписывать многословие и хитрость. Цой, буду наполовину корейцем, разрушал этот стереотип. Изъяснялся он кратко, лаконично, иногда был излишне прямолинеен. Искренность, простота присутствовали в его песнях. И именно они покорило сердца миллионов поклонников.


Виктор Цой - биография личной жизни: Последний герой

В год основания группы «Кино», ее лидеру было всего девятнадцать лет. Название Цой выбирал наиболее абстрактное и ненавязчивое. Музыкальная группа «Кино» могла поменять впоследствии направление. Такое название не обязывало. В начале восьмидесятых Цой, возможно, не имел четкой установки относительно своей музыкальной карьеры. К тому же, человеком он был далеко не раскрепощенным. Именно тогда, на одной из вечеринок, он познакомился с Марьяной – девушкой властной и решительной. Она не только стала его женой и матерью единственного сына, но и сыграла существенную роль в его творческой биографии.


1985 год стал сложным как в творческой, так и в личной жизни Цоя. В родном городе его популярность немного спала. Он словно находился в тени ленинградских рокеров Бориса Гребенщикова и Майка Науменко. Но в 1986 году Виктор получил предложение от режиссера Сергея Соловьева. Съемки в фильме «Асса» изменили его жизнь. В Москве Цой встретил свою новую любовь, после чего ушел из семьи. Женщина, с которой Виктор Цой провел последние годы своей жизни – Наталья Разлогова.

Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года. С тех пор выросло целое поколение поклонников его творчества. Эти люди никогда не видели Цоя на сцене и не слышали его песен вживую. Но на могиле музыканта, на Богословском кладбище, всегда лежат живые цветы. И приносят их те, кто родился после смерти лидера группы «Кино». Людям нужен герой. Простой, искренний и честный. Даже сегодня, когда, казалось бы, тема свободы утратила свою актуальность.

Виктор Цой: дискография

«45»
«46»
Начальник Камчатки
Это не любовь
Ночь
Группа крови
Последний герой
Звезда по имени Солнце
Кино (известен как Чёрный альбом)

Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».

Семья и детство

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье.


Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.


Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».


После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.


Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли . Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Начало творческой деятельности

Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.


В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.


Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков , лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.


Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».

«Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение

Становление группы «Кино»

Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».

Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45». В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.


Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.

Кино – Последний герой (1990, live в Олимпийском)

19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.


После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке.


После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.


Расцвет музыкальной карьеры

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.


В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана».

Жизнь как кино. Документальный фильм о Викторе Цое

В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».


В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.


«Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания».


Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».


В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин , Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки.

Фрагменты фильмов с Виктором Цоем

Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».


Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».

5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.


У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.


В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.


В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».


Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.


Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.


Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев , Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.


Смерть Виктора Цоя

Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».


Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».


Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2017 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).


Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2017 году был установлен новый памятник в Караганде.


Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее - Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

День рождения Виктора Цоя: биография

Виктор Робертович Цой появился на свет 21 июня 1962 года, и сейчас ему бы исполнилось 55 лет. Но, из-за трагического происшествия, мы можем только вспоминать, каким был кумир миллионов, каким был человек, которого называли феноменом советской рок-музыки. Некоторым молодым людям довольно сложно понять, почему Виктора Цоя так любили, каким образом он заслужил такую славу и стал голосом народа, во времена, когда большинство проблем нельзя было поднимать. Об этом мы и хотим вам рассказать.

Виктор Цой: биография

Мальчик родился в 1962 году в Ленинграде. Его отец Роберт Цой был инженером, а мать Валентина Васильевна преподавала в школе физкультуру. С самого детства Виктор был довольно творческим человеком, сначала его тянуло к рисованию, поэтому родители отдали сына в художественную школу, где он учился три года. Успехами в школе мальчик не мог похвастаться, а учителя не делали хороших прогнозов на будущее парня.

Но уже с пятого класса мальчику стала интересна музыка. У него появилась первая гитара, и он даже собрал свою первую группу под названием «Палата №6». Это увлечение больше никогда не покидало его, в 9 классе, когда родители уехали на отдых, парень потратил все деньги, оставленные ему, на новую гитару. И в его распоряжении было всего 3 рубля, на которые он купил беляшей. К сожалению, результат был не очень хорошим, после этого Виктор больше никогда их не ел.


После 9 класса он поступил в художественное училище. Но увлечение музыкой занимало слишком много времени, и парня отчислили со второго курса за неуспеваемость. После этого Виктор поступил в училище и пошел работать на завод. Несмотря на все это, он понимал что музыка - это единственное, с чем он хочет связать свою жизнь.

Виктор Цой и группа "Кино"

В 1981 году Виктор Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создают группу «Гарин и Гиперболоиды». Однако такое название просуществовало всего два месяца, и группа была переименована в "Кино". С этого момента и началось восхождение Виктора к славе. Они довольно быстро записали альбом под названием "45". В этом им помог Борис Гребенщиков. Уже с этого момента все песни стали довольно популярными, но только среди небольшой аудитории.


Следующий альбом «Начальник Камчатки» уже принес большую славу группе и самому Цою. Он был записан в 1984 году, и тогда же группа стала лауреатом на Ленинградском рок-фестивале и настоящей сенсацией для слушателей. После этого у группы все шло прекрасно, следующий альбом «Ночь» сделал их еще более известными и любимыми.

И самый пик группы пришелся на 1988 год, когда музыканты записали альбом «Группа крови». Он стал самым известным и любимым во всем СССР. Но, помимо этого, слава группы распространялась по всей Европе. Поэтому Виктор Цой со своим составом выступали во Франции, Дании и Италии.


Буквально через год группа записывает альбом «Звезда по имени Солнце». Он не делает их еще популярнее, потому что поклонников было огромное количество.


Песни Виктора Цоя могли показывать его радикальные взгляды, которые очень нравились всем его поклонникам. Особенно его песни "Группа крови", "Перемен", "Звезда по имени Солнце". Но сам Виктор о музыке говорил совершенно иначе. "Музыка должна охватывать: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать".

Виктор Цой в фильмах

Благодаря своей невероятной популярности Виктора начали приглашать на съемки в фильмах. Всего их было 14. Главными из которых можно назвать «Асса» и "Игла", где музыкант сыграл главную роль. Эти фильмы были очень важными для того времени, потому что они полностью отражали всю суть эпохи.



Но и в наши дни о музыканте не забывают, множество режиссеров все еще снимают фильмы о жизни и творчестве Виктора Цоя.

Личная жизнь Виктора Цоя

Музыкант был женат на Марианне Цой, у них родился сын Александр, который, кстати, тоже стал рок-музыкантом. Жена помогала Виктору во время всех его концертов, брала на себя организационные вопросы и концертные костюмы.
Но на съемках фильма "Асса" Виктор познакомился с Натальей Разлоговой, с которой у него случился роман. Это разрушило его семью, хотя официально они с женой и не разводились.


Смерть Виктора Цоя

Кумир миллионов погиб 15 августа 1990 года в довольно странной автокатастрофе. Когда Виктор возвращался с отдыха в Прибалтике, он врезался в "Икарус", водитель которого не пострадал. По официальной версии, музыкант просто уснул из-за переутомления. Также ходят слухи, что он менял кассету в своей магнитоле, но подтверждения этому так и не нашли.


21 июня исполняется 50 лет со дня рождения легендарного рок-музыканта, основателя группы "Кино" Виктора Цоя.

Певец, поэт, композитор и киноактер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец Виктора - кореец, родом из Казахстана, работал инженером, мать - русская, коренная ленинградка, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому в четвертом классе (в 1974 году) родители определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка, как и рисование, была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе. Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6".

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, на оформительское отделение. Но шрифты и плакаты были ему в тягость. Гораздо большее удовлетворение приносило увлечение музыкой.

В 1979 году он был отчислен из училища "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу. Позже учился в СГПТУ №61 по специальности "резчик по дереву", после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода Олега Валинского группу переименовали в "Кино".

В 1982 группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

Осенью 1982 года Виктор Цой работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума", на котором прозвучали такие песни, как "Алюминиевые огурцы", "Электричка" и "Троллейбус".

Весной 1983 года Алексей Рыбин покинул группу, причиной были разногласия с Виктором Цоем.

Весной 1984 года группа "Кино" выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила звание лауреатов, а песня Виктора Цоя "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была признана лучшей антивоенной песней.

Во второй половине 1984 года бы сформирован второй состав группы "Кино", куда вошли : Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара, вокал), Георгий "Густав" Гурьянов (барабаны, вокал), Александр Титов (бас, вокал). Через некоторое время на место Титова пришел Игорь Тихомиров.

Летом 1984 года группа записала альбом "Начальник Камчатки", затем вышли альбомы "Это не любовь" (1985), "Ночь" (1986), песни из которого "Мама анархия" и "Видели ночь" быстро стали популярными.

Весной 1985 года группа "Кино" стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа "Кино" получила приз за лучшие тексты.

В 1986 году группы "Кино" и "Аквариум" выступили с концертной программой в США и там же записали альбом "Красная волна" (Red Wave).

Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную "Камчатка".

Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа "Кино" получила приз "за творческое совершеннолетие".

Кроме музыкального творчества Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах "Йа хха!" (режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.

Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года - первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.

24 июня 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия , певец заснул за рулем.

Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Что же касается личной жизни музыканта, в 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива "Кино". 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели Цоя, но официально супруги не разводились.

27 июня 2005 года вдова Виктора Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась.

После смерти Виктора Цоя музыканты "Кино" решили "доработать" и выпустить последний сборник. В декабре 1990 года вышел "Черный альбом", посвященный Виктору Цою. Группа "Кино" перестала существовать.

В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке появилась "Стена Виктора Цоя". Ее исписали цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца собирались у стены два раза в год 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.

В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом фанатами.

15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник (авторы - художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили).

В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя "Котельная Камчатка" , где музыкант числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". Клуб считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

В 2009 году было объявлено о начале конкурса на изготовление и установку памятника Виктору Цою в Петербурге.

20 ноября 2010 года легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

А 21 июня 2012 года, к 50 летию со дня рождения музыканта, Аллея славы русского рока, центральное место в которой займет стена памяти Виктора Цоя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости