«Краски музыки». Интегрированное музыкальное занятие

Конспект

проведения музыкального

интегрированного занятия

в средней группе


Провели

Муз. руководитель: Вердиян И. Д.

Воспитатель: Сакау А. Ж.

Тема: «Путешествие в лес»

Цель:

Развитие музыкальных и творческих способностей

Задачи:

  1. Закреплять знания о птицах;
  2. Продолжать формировать у детей навык ритмического движения в соответствии с музыкой, закреплять выполнение танцевальных движений;
  3. Развивать умение петь чисто интонируя без напряжения;
  4. Развивать чувство ритма, умение передавать различные ритмические рисунки;
  5. Развивать речевые способности;
  6. Побуждать детей к активным самостоятельным действиям;
  7. Воспитывать чувство красоты;

Предшествующая работа:

  1. Разучивание танца с Мишкой;
  2. Разучивание песни;
  3. Слушание пьесы «Медведь»;
  4. Беседа с детьми о птицах;
  5. Изготовление аппликации «цветок»

Оборудование:

  1. Музыкальный центр;
  2. СD диски;
  3. Аудиозапись пения птиц;
  4. Бубны, ложки, коробочки, кубики;
  5. Картинки с изображением птиц

Музыкальный материал:

  1. Песня «»;
  2. Коммуникативная игра «Здравствуйте» сл. и муз. М. Картушиной.
  3. Музыкально ритмическая игра «Поезд» (М /р 8/2001)
  4. Т. Тютюнникова, В. Суслова
  5. Пьеса «Медведь» Тиличеевой
  6. Попевка «У кого какая песенка»

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под спокойную лёгкую музыку.

М.р. Здравствуйте, ребята. Вы пришли на музыкально е занятие, значит надо поздороваться песенкой.

Коммуникативная игра "Здравствуйте "

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! -
3 хлопка .
Здравствуйте, ножки! -
Пружинка .
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! -
Пухленькие щёчки! -
Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! -
Качают головой вправо-влево .
Чмок-чмок-чмок! -
3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! -
Качают головой вправо-влево .
Щёлк-щёлк-щёлк! -
3 раза щёлкают зубками .
Здравствуй, мой носик! -
Гладят нос ладонью.
Бип- бип- бип! - Нажимают на нос указательным пальцем .
Здравствуйте, гости! -
Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.

М.р.: Сегодня утром я получила письмо. Давайте, посмотрим от кого оно и что там написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю вас на день рожденья!

Жду вас в лесу. Медведь»

М. р. Ну, что ж пойдём в гости к Мишке?

Дети: Да!

М. р.: А в гости принято ходить с хорошим настроением. Хорошее у вас настроение?

Дети: Да!

М.р.: Ну, что ж, в путь! А поедем мы с вами не на машине, и не на автобусе, а на поезде.

Музыкально ритмическая игра «Поезд»

Едет, едет паровоз, слышен, слышен стук колёс,

А в вагончиках сидят много маленьких ребят.

М. р.: Вот мы с вами и приехали в лес. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Слышите, птички поют? (звучат голоса птиц в аудиозаписи)

Давайте присядем на пенёчки и послушаем пение птиц. (Дети разбирают гимнастические коврики и садятся слушать на пол)

М.р.: Слышали как громко и радостно пели птицы? Как будто зимой они боялись простудит свои голоса, а теперь наконец, дождались весеннего тепла и запели во весь голос. Ребята, голоса каких птиц мы слышим в лесу? Посмотрите на картинки, узнаёте ли вы этих птиц? Кто это? (дятел, кукушка, жаворонок) Почему вы так решили?

Игра «Кто лишний»

М.р.: Я загадаю вам загадку об одной из этих птиц, отгадайте о ком идёт речь :

« Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит »


Дети: Дятел

М.р.: Давайте, прохлопаем в ладоши, как стучит дятел.

Упражнение «Весенняя телеграмма»

Т. Тютюнникова, В. Суслова

М.р.: А сейчас я предлагаю вам сочинить песенку других птиц и прохлопать их ритмический рисунок.

4__________________

4__________________

М.р.: Молодцы, ребята.

М. р.: Как красиво в лесу: солнышко светит ласково, поют птички, расцветают цветы. Давайте поиграем с нашими пальчиками и покажем, как распускаются цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Как в лесу на кочке

Расцвели цветочки – поочерёдно выпускают пальчики из сжатого кулачка

Цветики, цветики,

Цветики, цветочки – «фонарики»

С ветром пошептались – трут ладошки друг о друга

Солнцу улыбались – покачивают головками

Припев повторяется.

Слушание «Медведь» Тиличеевой

М.р.: Ребята, вы узнали музыкальное произведение? Как оно называется? Какая музыка по характеру?

Появляется Медведь (ребёнок подготовительной группы)

М. р.: Ребята, кто это к нам идёт?

Дети: Мишка!

Медведь: добрый день мои друзья, видеть рад в лесу вас я!

М. р.: Здравствуй Мишка! Поздравляем тебя с днём рожденья! Мы с ребятами приготовили для тебя подарки: вот такие красивые цветочки.

Медведь: Спасибо, ребята! Мне очень понравились ваши подарки. Я очень весёлый медведь, люблю петь и плясать, а вы ребята?

Дети: Да!

М. р.: Мишка, наши ребята знают весёлую песенку. Исполним для Мишки песенку?

Дети: Да!

М.р.: Только сначала надо подготовить голос, чтобы он звучал красиво.

Распевание «У кого какая песенка» (м /р 5/2009 с.8)

Пение

М. р.: Ребята пора нам прощаться с Мишкой и возвращаться в детский сад. До свиданья Миша.

Мишка: До свиданья, ребята.

Под «Песенку Паровозика» дети идут по залу.

М. р.: Ну вот мы и дома. Ребята понравилась вам наше путешествие? А, что вам понравилось больше всего? (дети отвечают)

Музыкальный руководитель прощается с детьми.


Конспект интегрированного музыкального занятия

Тема: «В гостях у Осени»

Группа: Средняя (4-5 лет)

Продолжительность занятия: 20 минут

Педагогическая цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей, подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, игр, пения, музыкально - ритмических движений.

Педагогические задачи:

Образовательные:

Учить детей четко согласовывать движения с текстом, слаженно двигаться под музыку; выполнять движения по сигналу музыкального руководителя; учить детей слушать и различать музыкальные произведения и реагировать на изменения динамики, понимать эмоции и чувства выраженные в музыке.

Развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук; развитие речи, памяти и воображения; расширять представления детей об осени; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать вокально-хоровые навыки; развивать чувство ритма.

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу; воспитывать любовь к природе через музыку.

Планируемые результаты:

У учащихся будет сформирован интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование целостного, социально ориентируемого взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм, стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, звучит фоновая осенняя мелодия, музыкальный руководитель встречает с улыбкой детей, приглашает их присесть на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поздороваемся музыкально, ведь вы пришли на музыкальное занятие.

Складывает ладошки друг на друга, пропевая по трезвучию музыкальное приветствие «Здравствуйте» . /До, ми, соль/ Дети повторяют.

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы знаете какое время года, к нам с вами приходит после лета?

Попробуйте отгадать мою загадку:

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят? (осень)

Правильно ребята! Конечно это осень.

Пришла без красок и без кисти

Разукрасила все листья.

А ещё осень приносит нам урожай! Смотрите, какой сюрприз осень приготовила для вас, попробуйте отгадать, что это за овощ?

(Музыкальный руководитель достаёт из корзины овощи, показывает, дети называют их названия)

Игра «Угадай овощ»

Правила игры:

Музыкальный руководитель достаёт из корзинки овощи, показывает их детям, они называют их название. Последней достаёт капусту.

Я предлагаю вам ребята, побыть немножечко поварятами, и приготовить что-то вкусное для нашего воспитателя из капустки!

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту чистим, чистим,

Мы капусту чистим, чистим,

Вместе с нами не зевай,

И немножко помогай.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту рубим, рубим,

Вместе с нами не зевай,

И немножко помогай.

Мы капусту давим, давим,

Мы капусту давим, давим,

Вместе с нами не зевай,

И немножко помогай.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту солим, солим,

Вместе с нами не зевай,

И немножко помогай.

Мы капусту варим, варим,

Мы капусту варим, варим,

Вместе с нами не зевай,

И немножко помогай.

В записи звучит шум грома

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы слышите, кажется дождь собирается, кто мне из вас может сказать, что поможет нам укрыться от дождя?

Дети:

Зонтик

Проводиться игра «Солнышко дождик»

Реквизит: Зонт

Музыкальное содержание:

«Солнышко и дождик» Музыка М. Раухвергера, Б Антюфеева, Слова А. Барто.

«Праздник каждый день». Младшая группа. И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева.

Описание:

Такты 1-4. Музыкальный руководитель приглашает детей поиграть.

Поёт:

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!

Такты 5 – 12. Гуляют, прыгают, веселятся, врассыпную под пение

Такты 13 – 20. Хлопают в ладоши.

Такты 21 – 24. Воспитатель раскрывает зонт и зовёт всех детей к себе.

Такты 25 – 32. Под музыку дождя музыкальный руководитель гладит детей по головке, по спинке и спрашивает: «Никого дождик не промочил? Все успели спрятаться?»

Повтор игры 2-3 раза.

Звучит в записи русская – народная мелодия в зале появляется Осень

Осень:

Здравствуйте, ребята! Я – Осень! Я так люблю дождик, что услышав, как вы здесь весело с ним играете, сразу же решила заглянуть в ваш детский сад!

Смотрите, что я принесла для вас!

Показывает детям корзину, наполненную осенними ветками и листьями

Вы знаете, что мои листочки очень любят танцевать, а вы любите?

Давайте покружимся вместе с листочками.

Осень вместе с детьми танцуют с листьями

(под любую красивую, осеннюю мелодию выбранную педагогом)

Осень:

Молодцы ребята! Очень красивый танец у нас получился.

У меня к вам вопрос? Вы знаете, что за зверёк живёт в лесу, он мне очень помогает собирать урожай, он любит яблоки, орехи, грибы…а, ещё у него есть колючки на спине.

Дети:

Ёжик!

Осень проводит разминку в кругу Ёжик

Разминка в круге

    Жил в лесу колючий ёжик, да, да, да!

Был он круглый и без ножек да, да, да!

Не умел он хлопать

(дети хлопают)

Не умел он топать

(дети топают)

Не умел он прыгать

(дети прыгают)

А только носом шмыгать!

    В лес ребята приходили, да, да, да!

(дети маршируют на месте)

И ежа плясать учили, да, да, да!

(дети приседают)

Научили хлопать, хлопать, хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопают в ладоши)

Научили топать, топ, топ, топ!

(топают ногами)

Научили прыгать, прыг, прыг, прыг!

(прыгают на месте)

А он их – носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг!

(дети дотрагиваются до кончика носа и шмыгают)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а давайте позовём осень спеть вместе с нами песню.

Ребята приглашают Осень петь песню «Кап-кап»

(Слова А. Барто, музыка Г. Лобачева)

Слова песни:

Кап! Кап! Кап! Кап!

Кап! Кап! Кап!

Дождик, дождик – кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

Кап! Кап! Кап! Кап!

Кап! Кап! Кап! Кап!

Кап!

Музыкальный руководитель:

Вот наше занятие и закончилось. Давайте скажем спасибо Осени, за то, что навестила нас сегодня.

Дети:

Спасибо!

Приходи к нам в гости ещё, мы очень будем рады тебе!

До-свидания!

(музыкальное прощание)

Музыкальное-интегрированное занятие "Весёлое, зимнее путешествие" для старшей- средней группы.

Цель: формировать исполнительские навыки, воспитывать художественно-эстетический вкус, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать навыки игры в оркестре. Учить петь выразительно, правильно передавать характер песни, коллективно с фортепианным сопровождением и под фонограмму. Учить выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание.
Предварительная работа: выучить с детьми пословицы, танец «Снежинок», танец с дождиком и мишурой, выучить песни «Зимушка –зима», «Зима», подготовить физминутки, выучить текст слов с героями -заяц, лиса, медведь, снеговик, почтальон.
Оборудование и материалы: иллюстрация зимы, конверт с письмом, инструменты для оркестра, снежинки, палочки- дождик,снежный ковёр,снежинки(наклейки)для подарка.
Билингвальные компоненты- санки - шана,зима –кыс

Ход занятия

Муз.руководитель - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться
«Доброе утро! ».
(дети садятся на места)
исполняется распевка «Доброе утро!» (поют девочки, поют мальчики, поют все).
Муз.руководитель -Ребята,наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки.
Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
Наше муз.занятие называется «Весёлое зимние путешествие!»
Зима это чудесное время года! Зимой природа так красива!
Как звучит слово зима на казахском языке.
Скажем вместе тихо. Скажем вместе громко.
Давайте посмотрим немного о зиме.(слайды)
И о ней, о зиме, русский народ придумал множество пословиц.
А вы знаете пословицы о зиме?
Дети -Снега нет, и следа нет. Год кончается, а зима начинается.
Береги нос в большой мороз. Зима без снега – лето без хлеб
Спасибо, мороз, что снегу принес. Сугроб да вьюга – два друга
(забегает почтальон)
Почтальон - Письмо! Письмо вам письмо!
Муз. руков - Ребята- нам пришло письмо! Спасибо почтальон (убегает)
Муз. руков. - Ребята посмотрите интересное письмо, сейчас я
Прочитаю его вам. Хотите узнать, что в нем написано?
Дети . Да.
Муз. руководитель (Читает) Здравствуйте, дорогие мои ребятишки!
Услышал я у вас на празднике очень интересную песенку про Зимушку-зиму!
Очень прошу вас, приезжайте ко мне в гости и научите меня её петь!
С уважением Снеговик!
Муз. руководитель.Ребята вы согласны отправиться в гости!
Снеговик живёт далеко в лесу, вы не боитесь замёрзнуть?
Давайте проверим.
Исполнение физминутки «Мороз и ветер»(с музыкальным сопровождением)
Муз. руководитель. Вижу ребята, что холода вы не боитесь!
Я думаю нам самое время отправиться в весёлое, зимние путешествие!

Только на чём же мы с вами поедем? Придумала!
Я вам загадку загадаю! На этом и поедем!
«До чего же неприятно в гору их тащить обратно
А с горы они уж сами едут, едут вместе с нами!
Догадались вы друзья? Жду ответ быстрее я?»
Дети - Сани!
Муз.руководитель - правильно, а на казахском языке?
Дети - Сани! Шана!
Муз.руководитель -Отправляемся в лес мы с вами на санях!
Становимся в круг –парами!
(инсценировка саней под музыкальное сопровождение)
(дети присаживаются- открываю ширму с изображение зимы)
Вот мы и приехали! Дети посмотрите как тут красиво!
Небо яркое- синие! Ели, сосны в инее!
Снег сверкает под ногами! Только так зимой бывает!
Физминутка «Зима» (без музыкального сопровождения)
Муз.руководитель -Ребята, вы все любите время года Зиму.
Давайте споём о ней песенку!
(Исполнение песни о зиме)
Муз.руководитель .-Ой ребята все дороги замело! Все тропинки занесло!
Как мы теперь найдём дорогу к Снеговику?
Может нам у лесных зверей спросить?
(заходит Мишка)
А вот и Медведь идёт! Здравствуй, Мишенька!
Подскажи нам дорогу к Снеговику! Мы в гости идём!
Медведь - Ребята, вы из детсада? Вас как раз то мне и надо!
Слушать музыку люблю! В лесной школе её учу!
Мне, ребята помогите, музыку определите!
(звучат отрывки произведений и песен,
дети называют названия и композиторов).
1.марш. 2Утро. 3.Курмангазы «Аксак кулан» 4.Клоуны.Кабалевский.
5.Вальс цветов. Чайковский.
Медведь- Вот спасибо, помогли! Вы большие молодцы!
Но вам помочь я не смогу!Друга зайца позову!(убегает)
(забегает заинька)
Муз.руководитель. - Заинька, подскажи нам, как найти Снеговика?
Заяц – на инструментах весело сыграйте, что делать дальше вы узнайте!
(звучит оркестр музыкально –шумовых инструментов)
Заяц -за игру благодарю, к вам лисичку позову!Уж она то точно знает,
целый день в лесу гуляет. (убегает зайка-забегает Лиса)
Муз.руководитель - Лисичка- помоги нам добраться до Снеговика!
Лисичка - Помогу, но сначала потанцуйте для меня!
(танец «Снежинок» танцуют девочки)
Муз.руководитель .-ребята давайте расскажем о характере произведения, которое звучало когда танцевали Снежинки, будьте внимательны- ловите в ладошки только те характеры музыки которые подходят для нашего произведения.
«сказочное, грустное, быстрое,решительная,торжественная, волшебная,строгая, сурова, сильная, полетная, изящная, сердитая, маршевая,злая,воздушная, волнующая.»
Муз.руководитель. - Молодцы,ребята!
Лисичка - Вы меня развеселили,Очень очень удивили и ответ вы заслужили!
Закрывайте -ка глаза отправляю вас туда!
(лисичка убегает, Снеговик заходит)
Снеговик- Здравствуйте ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Я рад что вы пришли ко мне!
Очень мне хочется ещё раз услышать вашу песенку про Зимушку,
Я так люблю зиму!
(исполняется песенка «Зима» с инсценировкой, Снеговик тоже изображает)
Муз.руководитель- с удовольствие мы тебе спели эту песенку мы тебе ещё и танец привезли в подарок!
(Исполнение танца с дождиком и мишурой)
Снеговик - Очень рад, удивили вы меня!Спасибо вам!
Я хочу вам подарить волшебные снежинки!
Они принесут вам радость и добрые чувства!
(наклеиваем снежинки на руки детям)
А чтобы вы быстрее попали в детский сад,
я дарю вам ещё один подарок,снежный белый ковёр! (растилает его)
Ложитесь на него закрывайте глазки!
Ковёр быстро вас донесёт до детского сада!
Я знаю короткий путь -это волшебный сон!
(звучит спокойная музыка,засыпайте,говорит шопотом,уходит)
Муз.руководитель -реснички опускаются,глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,свободно.
Хорошо нам отдыхать,но пора уже вставать!(садимся на стульчики)
Вот мы с вами уже в детском саду.
Посмотрите на снежинки- вы почувствовали что мы с вами стали добрее
И пусть будет вокруг нас больше Доброты.
Ребята наше занятие подошло к концу –давайте вспомним про какое время года мы сегодня говорили? На казахском языке? Мы путешествовали по зимнему лесу- кого мы там встретили? У кого мы были в гостях?Какую песню мы ему исполняли?
Мы молодцы? Давайте себе похлопаем! Занятие законченно!

Занятие подготовила Сорокопуд Анастасия Евгеньевна.

Программное содержание.

  • Знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром.
  • Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад.
  • Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке, слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении.
  • Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст и в выборе имитационных движений.
  • Расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп, тембр.
  • Продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.
  • Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к музыке.

Ход занятия

Муз. руководитель (входит с детьми в зал): Ребята, посмотрите, как изменился музыкальный зал – настоящий театр! Вы – на сцене, а в зале – зрители. Поприветствуем их. (Дети здороваются со зрителями). Зрители пришли в этот зал, чтобы вместе с вами побывать в сказке. Первая сказка – на экране. Присаживайтесь поудобнее. (Смотрят цветотерапию).

Входит Фея. В руках у неё волшебная палочка в форме скрипичного ключа.

Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! Вам понравились краски природы? В музыке тоже есть краски, чтобы она нас удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.

Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано). «Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические оттенки. (Показ слайда с краской «Динамика»). Самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней главный музыкальный знак… (Дети называют: скрипичный ключ).

Во мгле поднялась средь деревьев гора,

Пещерой под землю уходит она,

Горбатый король в той пещере живёт,

Со свитой своею сюда он идёт.

Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните. Кто её написал? (Слайд с портретом Э. Грига). Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики. Возьмите их в руки. Откройте синий цвет, когда услышите очень тихую музыку, зелёный – когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый – умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень громко!

По взмаху волшебной палочки начинает звучать пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига.

Фея: С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на маленьких маракасах, а когда громко – на погремушках. (Дети разбирают музыкальные инструменты).

Фея: Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.

Жил кот Василий. Ленивый был кот.

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда ходил,

Громко, настойчиво кушать просил

Да потихоньку на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой:

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

— Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом, очень тихо смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко чихнул,

Потом повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались!

(Е. Королёва)

Фея: Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр. (Слайд со второй краской «Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?

Звучат рояль, флейта, баян.

Дети встают в круг.

Тише, тише, все друзья,

Вы послушайте меня.

Чтоб настроить этот хор,

Нужен чуткий дирижёр! (Выбираем дирижёра).

Считалкой выбираем водящего:

Что вы плачете, ворона?

Кто обидел? Дирижёр?

Чем же мог он вас обидеть?

Не берёт солисткой в хор!

Водящий выходит из круга и закрывает глаза.

Дирижёр: Я назначен дирижёром,

Весь оркестр в руках держу!

За моей рукой следите,

Всё, что надо, покажу!

Без меня не начинайте!

Палочкой взмахну – вступайте!

Играем в игру под эстонскую народную мелодию «У каждого свой музыкальный инструмент». После игры садятся на стулья.

Фея: Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! Кого же можно встретить на нотном балу? (Ноты, скрипичный ключ). А самые важные гости на этом балу – мажор и минор! Давайте мы споём одну песню для мажора, а другую для минора.

Дети поют в мажорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки:

Вот мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд,

Светлый и просторный –

Это лад мажорный!

В минорном ладу:

Мы – минорный звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную споём,

Погрустим с тобой вдвоём.

(Е. Королёва)

Фея: Что вы слышите сейчас? (Исполняю несколько звуков на фортепиано). Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка. Позовём на помощь краску музыки – ритм (слайд с краской «Ритм»). Его нам подскажут следующие слова: «Мы идём с цветами, с яркими флажками». Спойте на одном звуке и прохлопайте ритм получившейся песенки. Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой знакомой вам песни я сейчас прохлопаю? Давайте споём её.

Исполняют 1-й куплет песни «Мама дорогая», муз. Кудряшова

Фея (исполняет припев с ускорением): Как изменилась песня? Когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом. (Слайд с краской «Темп»).

А сейчас на балу для вас будет звучать танцевальная, бальная музыка. Но будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.

Звучит «Вальс» Ф. Шопена. Дети импровизируют.

Фея: Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Посмотрите, какие краски музыки мы с вами собрали! (Слайд со всеми красками: динамика, тембр, ритм, темп). Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой. А сейчас всем зрителям зала мы дарим хорошее настроение!

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт!

(Е. Зитта)

Дети исполняют ритмическую композицию «Радость» с цветными пучками лент.

Скачать презентацию

Цель. Приобщение детей к ценностям традиционной русской культуры, поддержание интереса к различным видам музыкальной деятельности.

Задачи.

Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора;

Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для песенки птенчиков;

Формировать звуковысотный, ритмический слух, умение передавать через движения характер музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование.

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр;

Музыкальный материал (аудиозаписи): песня «Осень наступила», шум дождя, песни из м/ф «Маша и медведь»;
Демонстрационный материал: карточки, изображающие матрешек для ориентировки в зале (врассыпную, парами, в колонну, в круг);

карточки с изображением мам птиц и их птенцов по количеству детей, музыкальная лесенка;

металлофон;
молоточек – собачка;

магнитная доска.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики, здороваются друг с другом и педагогом песенкой-приветствием.

Песня-приветствие «Здравствуйте»

(по усмотрению музыкального руководителя)

Слайд 2. Маша в деревне.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы знаете, кто нас сегодня приглашает в гости? Девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь». У нее дома живут разные домашние животные и птицы, и она хочет нас с ними познакомить.

Рис. 1. Маша.

Музыкальный руководитель. На чем можно поехать в гости в деревню? (Ответы детей.) Соня предлагает на поезде. Согласны? Встаньте точно так же, как Матрешки на карточке (см. рис. 2).

Рис. 2. Матрешки.

Музыкальный руководитель. Садитесь в вагончики, а машинистом будет Егорка (см. фото 1.)

Фото 1.

Слайд 3. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему и топающим шагом двигаются по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца .

Слайды 4 — 5. Маша встречает детей.

Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали.

Слайд 6. Домик Маши с домашними животными.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на экран и скажите, кто живет у Маши дома. (Дети отвечают, что это кошка, собака, курочка с цыплятами и утка с утятами.)

Кот Васька – это первое домашнее животное, с которым хочет познакомить нас Маша.

Слайд 7. Кот Васька.

Музыкальный руководитель. Как он мяукает? (Дети отвечают.) У каждого из вас кота получился свой голос и свой характер. А сейчас покажите, пожалуйста, как мяукает кот Васька, когда он находится в добром настроении, например, греется на солнышке. (Дети ласково и нежно мяукают).

Музыкальный руководитель. А каким станет голос Васьки, когда он расстроен. Представьте, например, что у него закончилось молоко или убежала мышка.

Музыкальный руководитель. Вы уже знаете, что человек, который пишет музыку, называется … (композитор). А еще есть народная музыка, которую сочинили люди, жившие очень-очень давно. Каждый, кто слушал такую музыку, добавлял в нее что-то свое. И поэтому первоначальное авторство забылось. Сегодня я хочу познакомить вас с русской народной песней «Ходит Васька серенький». Слушайте ее внимательно и услышите, как меняется характер и поведение кота (См. рис. 2)

Слушание русской народной песни «Ходит Васька серенький» ( «Со двора, со дворика» Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста. Сост. М.Медведева. Москва, 2005 г.)

Рис 2. Васнецов Ю. Ходит кот по лавочке.

Музыкальный руководитель. Ребята, подскажите мне, какая звучала музыка? (Исполняет фрагменты музыкального произведения) .

Сначала музыка была спокойная, плавная – это Васька ходил, умывался.

Потом кот неслышно обходил дом – и музыка зазвучала осторожнее, тише.

А в конце песни кот Васька грозил мышкам – и музыка стала смелая, храбрая, решительная.

Понравилась вам песня? Давайте я еще ее спою для вас на следующем занятии.

Слайд 8. Домик Маши, кот и собачка.

Музыкальный руководитель. Вот прибежала к крыльцу собачка. Ее зовут Дружок.

Слайды 9, 10. Собачка Дружок.

Музыкальный руководитель. Дружок просится в дом, потому что собирается идти дождь, а Маша собачку в дом не пускает. Давайте покажем, как Дружок поднимается на крылечко по лесенке и спускается с него. Посмотрите, у меня есть маленький молоточек – с наконечником в виде собачки Дружка. Пусть он ходит по лесенке на магнитной доске вместе с воспитателем, а мы будем показывать движение мелодии рукой.

Слайды 11, 12. Собачка на лесенке.

Распевка «Лесенка» (Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, «Музыка», 1985 г.)

Музыкальный руководитель. Как называется этот музыкальный инструмент? (Демонстрирует металлофон.) Давайте загадывать музыкальные загадки про собачку, как она двигается по лесенке: вверх, вниз или стоит на одном месте. Напомню, как нужно правильно держать молоточек.

Загадки на металлофоне.

Один ребенок играет мелодию на металлофоне, а другой – показывает молоточком на магнитной доске движение собачки по лесенке (см. фото 2

Фото 2. Загадки на металлофоне «Куда идет собачка».

Раздается шум дождя в звукозаписи.

Слайд 13. Домик Маши, дождь. Все животные спрятались.

Музыкальный руководитель. Вот и дождь начался, все домашние питомцы Машины разбежались. Дети, давайте споем песню про осенний дождик.

Дети исполняют песню «Осень наступила» Музыка и слова С.Г.Насауленко (сборник «Осенью в лесу», «Колокольчик» №19, 2000 г.).

См. Приложение 1.

Слайд 14. Домик Маши. Нет птенцов.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, хорошо песню исполнили. Дождик закончился. Ой, посмотрите, кого-то не хватает на рисунке после дождика? (Дети отвечают, что нет птенчиков) . Да, ребята, птенцы, наверное, испугались дождя и спрятались. Давайте позовем их.

Слайды 15-17. Курица, утка, гусыня.

Музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять карточку с изображением цыпленка, утенка или гусенка. Музыкальный руководитель демонстрирует слайд с изображением мамы-курицы и поет на ноте «до» первой октавы: «Где мои ребятки? Ко-ко-ко». Дети, у которых карточки с цыплятами, поют на ноте «соль» первой октавы: «Мамочка, мы здесь. Ко-ко-ко». Дальше своих птенцов ищет мама-утка и мама-гусыня (см. рис. 3).

Рис 3. Васнецов Ю. Курочка.

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет придумать свою новую песенку для ваших птенчиков?

Песенное творчество. Дети импровизируют в исполнении несложных мелодий.

Слайд 18. Домик Маши. Все домашние животные на месте.

Музыкальный руководитель. Все птенчики вышли из укрытий. А два веселых гуся никак не хотят выходить из канавки. От кого же они спрятались? От Машиной бабушки? Давайте покажем инсценировку. Встаньте врассыпную по залу.

Инсценировка р. нар. песни «Два веселых гуся».

(М.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». Москва, 2010)

Слайды 19, 20. Два веселых гуся.

Дети исполняют инсценировку песни «Два веселых гуся».

Рис 4. Два весёлых гуся.

Музыкальный руководитель. Все птицы нашлись. Обрадовалась Маша, и ей захотелось вместе с вами поплясать. Выходите, ребята, на «Парную пляску».

Дети исполняют «Парную пляску» лит.нар.мел. обр.Т. Попатенко (Сб. «Музыка в детском саду: песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет» Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Москва, 1967 г.)

Слайд 21. Кот Васька.

Музыкальный руководитель. Машин кот Васька очень хочет, чтобы вы поиграли с ним. А кто будет котом – поможет определить считалка. Да не простая, а её придумали в старину в нашей Вологодской области в Кадуйском районе.

— Марфушека, подай ведро.

— На что ведро?

— Коров доить. Тебе водить.

Музыкально-ритмическая игра «Хитрый кот». Музыка и слова С.Г.Насауленко (Сборник «Музыкальные игры» «Колокольчик», №12, 1999 г.).

На вступление выходит кот, присаживается посреди играющих на корточки. Дети-мышки гуляют по залу и поют. С окончанием песни кот ловит мышек. Игру повторить 2 – 3 раза со сменой ведущих.

См. Приложение 2.

Рис 4. Ю. Васнецов. Тень-потетень.

Слайд 22. Маша с петушком.

Музыкальный руководитель. Очень весело играть во дворе у Маши, но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с Машенькой, спойте ей «До свидания». На чем мы поедем обратно? Встаньте друг за другом — наш поезд отправляется в детский сад.

Слайд 23. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети, как в начале занятия, встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему и топающим шагом идут по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца .

песня «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской, исп. Юлия Степанова-Пинус.

Слайды 24, 25. Детский сад.

Музыкальный руководитель. Мы вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг, и вы скажете: понравилось ли вам наше путешествие к Маше? А может быть, в следующий раз Маша нас позовет в гости к самому медведю Мише. Давайте на прощание все вместе негромко скажем: «Мы молодцы». (Дети произносят фразу.) А теперь скажите ее чуть громче, и еще громче. Вы, действительно, молодцы!

(Дети уходят из зала под музыку из мультфильма «Маша и медведь»).

Макарова Юлия Игоревна , музыкальный руководитель,

МБДОУ «Судский детский сад комбинированного вида «Светлячок»,

поселок Суда, Вологодская обл.