Фадеев разгром характеристика героев мечела. Роман Фадеева «Разгром»: анализ

В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.

Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.

Сюжет и композиция произведения

Действие развивается на Дальнем Востоке, где объединенные войска белогвардейцев и японцев вели ожесточенную борьбу с партизанами Приморья. Последние часто оказывались в полной изоляции и вынуждены были действовать самостоятельно, не получая поддержки. Именно в такую ситуацию попадает отряд Левинсона, о котором повествует роман Фадеева «Разгром». Анализ его композиции определяет главную задачу, которую ставил перед собой писатель: создать психологические портреты людей революции.

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

  1. 1-9 главы - обширная экспозиция, знакомящая с ситуацией и основными действующими лицами: Морозкой, Мечиком, Левинсоном. Отряд на отдыхе, но его командир должен сохранять дисциплину в «боевой единице» и быть готовым выступить в любой момент. Здесь намечаются основные конфликты и происходит завязка действия.
  2. 10-13 главы - отряд совершает бесконечные переходы и вступает в незначительные столкновения с противником. Фадеев Александр Александрович уделяет большое внимание развитию характеров главных героев, часто попадающих в непростые ситуации.
  3. 14-17 главы - кульминация действия и развязка. Из всего отряда, вынужденного в одиночку вести сражения, в живых остаются лишь 19 человек. Но главный акцент делается на Морозки и Мечика, оказавшихся в равных условиях - перед лицом смерти.

Таким образом, в романе нет героического описания боевых подвигов людей, защищающих идеи революции. Показать влияние происходивших событий на формирование человеческой личности - к этому стремился А. Фадеев. «Разгром» - анализ непростой ситуации, когда происходит «отбор человеческого материала». В таких условиях, по мнению автора, все «враждебное сметается», а «поднявшееся из подлинных корней революции… закаляется, растет, развивается».

Антитеза как основной прием романа

Противопоставление в произведении происходит на всех уровнях. Оно касается и позиции противоборствующих сторон («красные» - «белые»), и нравственного анализа поступков людей, вовлеченных в события, послужившие основой романа Фадеева «Разгром».

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь

Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека - Мечика.

Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.

Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, - таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

Мечик вводится в роман Фадеева «Разгром» не случайно. Горожанин, образованный и хорошо воспитанный, чистенький (в описании героя часто употребляются слова с уменьшительными суффиксами) - это типичный представитель интеллигенции, отношение которой к революции всегда вызывало споры.

Мечик часто вызывает к себе презрительное отношение. Некогда он вообразил себе романтическую, полную героизма обстановку, которая будет ждать его на войне. Когда же действительность оказалась совсем иной («грязнее, вшивей, жестче»), испытал огромное разочарование. И чем больше Мечик находился в отряде, тем тоньше становилась связь между ним и партизанами. Павел не использует возможностей стать частью «отрядного механизма» - их ему не раз дает Фадеев. «Разгром», проблемы которого связывают и с ролью в революции оторванной от народных корней интеллигенции, заканчивается нравственным падением героя. Он предает отряд, а осуждение собственной трусости довольно быстро сменяется радостью от того, что для него теперь закончилась «ужасная жизнь».

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

Герой интересен уже тем, что его внешность (из-за низкого роста и клином он напоминал Мечику гнома) никак не соответствовала созданному в литературе образу героического командира в кожаной куртке. Но неказистый внешний вид лишь подчеркивал незаурядность личности. Отношение к нему всех героев романа Фадеева «Разгром», анализ поступков и мыслей доказывают, что Левинсон был непререкаемым авторитетом для каждого в отряде. Никто не мог даже представить себе командира сомневающимся, он всегды служил образцом «особой, правильной породы». Даже момент, когда у мужиков отбирают последнее для спасения отряда, видится, например, Морозке не грабежом, похожим на кражу дынь, а необходимым делом. И лишь читатель становится свидетелем того, что Левинсон - это живой человек с присущими каждому страхами и неуверенностью.

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

«Разгром», содержание и тему которого во многом объясняет сам автор, показывает, как в процессе сложных исторических событий проявляется истинный характер человека.

«Огромная переделка людей» касается представителей разных возрастов и социальных групп. Одни выходят из испытаний достойно, в других обнажаются пустота и никчемность.

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие - вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.

В романе Фадеева «Разгром», Мечик является центральным персонажем. Главный герой является довольно юным человеком, его можно назвать мальчик. Если посмотреть на его окружение, то он абсолютно не вписывается в него, ведь оказался в кругу партизан. Но, партизанство для него никак не ассоциируется с политическими взглядами, это чистое любопытство. Парню просто хотелось немного романтики, но позднее он понимает, что она отсутствует.

Изначально Мечик кажется образованным, тактичным и деликатным парнишкой. Тем более, что на общем фоне с партизанами он кажется совершенно другим человеком. Даже некий старик Пика был близок по духу Мечику, а тот был за то, чтоб не воевать, не убивать. Пика был за то, чтоб люди жили в гармонии с природой. Но, вскоре когда больше погружаешься в роман, мнение о Мечике начинает меняться. По сути как личность он пуст и особо ничего не представляет собой. Некий Чиж довольно неприятен для Мечика, но его трусость не позволяет возразить Чижу. Однажды был случай, когда Левинсон отобрал у корейца свинью, а это была единственная еда его и семьи. Мечик знал, что кореец погибнет от голода и внутри понимал, что так делать нельзя. Он никак не воспрепятствовал Левинсону, а позднее и ел эту же свинью вместе со всеми.

По своей сути Мечик является человеком, которого раздражает бесчеловечность и жестокость по отношению к людям. Но, как мужчине ему нужно быть более смелым, решительным, твердым в своих решениях. Читая роман, складывается мнение, что автор относится к Мечику отрицательно. Впрочем, автор этого и не скрывает, он всегда открыто критикует данного героя за те или иные действия и его мысли.

Некрасиво и бесчеловечно Мечик поступил с Варей. Эта девушка раньше была доступной для всех в отряде, но вскоре она поняла, что хочет настоящих чувств. Она полюбила Мечика, а он ее оттолкнул и не поддержал в трудную минуту. Мечик тоже поначалу проявлял интерес к этой девушке. Он не понимал, что, быть может, это единственный человек, который его любит.

Подводя итог, можно сказать, что Мечик по своей сути не мужчина, ему не хватает мужских качеств. Он труслив и не готов говорить напрямую то, что думает.

Сочинение про Мечика

Роман Фадеева «Разгром» рассказывает нам о тяжёлой жизни во время гражданской войны. Один из главных героев – Мечик. Это мальчик юного возраста, по своим повадкам весьма интеллигентный и образованный, такой себе чистюля среди грязи.

Мечик попадает в партизанский отряд, потому что ему очень интересно попробовать жизнь опасную, жизнь другую. Он не болеет общим делом и во многих ситуациях проявляет милосердие там, где человек, отдавший свою жизнь красному знамени, не позволил бы этому чувству проснуться в себе. Ярким примером служит ситуация со свиньёй, которая была предназначена для корейской семьи, ведь они почти умирали с голода. Когда солдаты забирают эту свинью, Мечика терзают сомнения и даже появляется ощущение того, что он делает что-то не так, что так нельзя. Ещё тяжелее ему это осознавать становится, когда он и сам ест свинью, потому что голод сильнее чувства морали человека, потому что жизненно важные инстинкты берут верх над сознанием.

Мечик очень труслив и слаб характером, потому что именно слабость не позволяет ему разорвать отношения с человеком, который плохо на него влияет и который ему даже порой противен – с Чижом. Трусость же его проявляется ещё и в том, что он не хочет отстаивать ту же идею, что и партизаны в его отряде, он отвергает их действия и методы, но всё ещё остаётся здесь, ничего не предпринимает, чтобы что-то изменить.

Ещё одним примером бесхарактерности мальчика служит ситуация с обреченным на смерть пациентом, с Фроловым. Мечик подслушал разговор, который гласил, что Фролова усыпят, что он для дальнейшего передвижения отряда будет обузой. Мальчика это сильно впечатлило и заставило что-то сделать, но его действий было мало, чтобы остановить Левинсона.

Другой стороной пребывания мальчика в отряде становится его взаимосвязь с девушкой, Варей. Она впервые встретила мужчину, который был не похож на всех в отряде, где она была вынуждена спать со всеми, она поверила в то, что это её настоящая любовь, что чувства к этому мальчику в ней другие, особые. Наш герой, к сожалению, не ценит её отношения и не видит той нежности, которую она ему несёт.

Из романа для себя я вынес, что Мечик попал не туда, где ему следовало бы быть, чтобы строить своё счастье. В партизанском отряде он скорее страдает, чем получает удовольствие от совершения преступлений во имя общего дела. Он пугается всего, что его окружает, на этой почве он даже начинает плохо обращаться с девушкой, которая его полюбила, с Варей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История из моего детства

    Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.

  • Главные герои сказки Гадкий утенок

    Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» рассказывает о том, как некогда безобразный главный герой превратился в прекрасного лебедя. Автор противопоставляет яркую личность миру обывателей

  • Проблема любви к Родине – одна из самых актуальных тем. Родина – это земля, на которой родился, рос, развивался и жил человек. С ней связано множество воспоминаний, приятных и очень грустных. Здесь прошли детство и юность

  • Образ и характеристика Бородавкина в Истории одного города

    Бородавкин Василиск Семенович стал градоначальником в городе Глупове. Раньше на его посту был Бригадир Фердыщенко. Основная черта, устрашающая всех глуповцев – это страсть к руководству и командованию.

  • Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

Павел Мечик – один из героев романа А. А. Фадеева «Разгром», молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В этом персонаже много незрелых черт. В партизанский отряд он попадает в поисках приключений и подвигов, однако быстро разочаровывается в своем выборе. Как оказалось, окружающие люди совсем не похожи на тех героев, которых рисовало его воображение. Впервые в романе он появляется, когда его от неминуемой смерти спасает смелый и отчаянный ординарец Морозка . По натуре он какой-то чересчур «чистенький» и Морозка сразу понимает, что этому человек не стоит доверять. Со временем он его даже называет «маменькиным сынком». К тому же Мечик заводит роман с женой Морозки – медсестрой Варей.

Характер Мечика проявляется немного позже, когда его выписывают из лазарета и принимают в отряд. Отношения ни с кем у него не складываются, и лошадь ему попадается какая-то «скорбная», а он решает особо за ней не ухаживать. Когда командир отряда, Левинсон , делает ему замечание, он начинает оправдываться. Как-то даже признается, что плохо ему в отряде, так как никто не понимает его возвышенных рассуждений. На время он сближается с Чижом, который учит его отлынивать от работы и часто в разговоре нелестно отзывается о командире. Наихудшим и самым подлым образом Мечик себя проявляет при отступлении отряда, когда он идет впереди и должен предупредить отряд о попутной угрозе, а вместо этого трусливо сбегает в лес. Так по его вине погибает Морозка, идущий за ним, но успевший выстрелами в воздух предупредить отряд о наступающих казаках.

Морозка, Морозов Иван - персонаж романа А.А. Фадеева «Разгром», 27 лет, ординарец командира партизанского отряда Левинсона, шахтер во втором поколении: «дед еще пахал землю, отец променял чернозем на уголь ». Морозка родился в темном бараке у шахты № 2, когда сиплый гудок звал на утреннюю смену. Отец, узнав, что у него четвертый сын, «напялил измазанный углем брезентовый пиджак и ушел на работу».

В двенадцать лет Морозка научился вставать по гудку, пить водку, сквернословить. По жизни он шел старыми выверенными тропами: купил сатиновую рубаху, хромовые сапоги, играл на гармошке. Морозка стал ходить по праздникам в село, на обратном пути вместе со всеми «шахтерскими» крал на баштанах арбузы, огурцы, купался в речушке.

Во время стачки на шахте Морозку посадили в полицейский участок «за болтливость», надеясь «пристращать и выведать о зачинщиках». Морозка рассказал спиртоносам в камере несметное количество похабных анекдотов, но никого не выдал.

На фронте Морозка попал в кавалерию, шесть раз был ранен, два раза контужен, «уволился по чистой еще до революции ». Он вернулся домой, пропьянствовал еще две недели, женился на гулящей, доброй и бесплодной Варе, откатчице шахты № 1. В восемнадцатом году, забрав с собой жену, Морозка ушел защищать советы. Советы отстоять не удалось, путь на рудник ему был закрыт. В партизанском отряде Морозка попадает сначала в шахтерский взвод Дубова.

Служебные обязанности ординарца Морозка выполнял с неохотой: надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а более всего - нездешние проницательные глаза Левинсона. После отказа Морозки отвести пакет, командир предлагает ему сдать оружие начхозу и убираться на все четыре стороны, так как в отряде «баламутов не надо».

Морозка угрюмо берет письмо и не столько Левинсону, сколько себе поясняет: «Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать тем паче... Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили!.. По-простому тебе скажу, по-шахтерски!.. ».

Уезжая с пакетом, Морозка сообщает подрывнику Гончаренко, что командир промяться велел. «А то, говорит, ты тут еще детей нарожаешь». Морозка слышит вслед: «Дурак... Трепло сучанское».

Конь Морозки Мишка - крепкий, мохнатый, рысистый - очень похож на хозяина («такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив»). Партизаны любовались посадкой Морозки: «приподнявшись на стременах, отклонившись к передней луке выпрямленным корпусом, он плавно шел на рысях, чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи ».

Проезжая мимо заброшенных баштанов сельского председателя Хомы Рябца, Морозка воровато огляделся, отвязал мешок, соскочил с лошади и, пригибаясь к земле, пополз по грядам. Он складывал дыни в мешок, некоторые тут же съедал, разламывая на колене.

Рябец смотрел на Морозку невыносимо строгим и скорбным взглядом; ему трудно было представить, что человек, которого он в течение месяца кормил, одевал, как сына, обкрадывал его баштаны. Морозка опустил мешок, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошади. Он хотел вытряхнуть дыни, захватить мешок, чтобы не осталось никаких улик, но поняв, что теперь уже все равно, помчался по дороге «пыльным, сумасшедшим карьером».

Узнав о проступке Морозки, Левинсон распорядился к вечеру собрать сельский сход вместе с отрядом. В комнате было жарко, зелено от дыма. Партизаны и мужики забили проходы. Морозка протиснулся в дверь - сумрачный и злой.

В мужичьих голосах, осуждающих Морозку, не чувствовалось злобы: зачем шкодить было, так дадим («свиней кормим, не жаль дерьма для хорошего человека»). Левинсон «немигающим взглядом выдернул Морозку из толпы, как гвоздь». Морозка пробрался к столу, низко склонил голову, руки дрожали, он ни на кого не смотрел. Самым страшным был для него укор Дубова: «Блудишь? Позоришь угольное племя?». Дубов предлагал выгнать Морозку из отряда.

Морозка бледный, как полотно, не отрываясь смотрел ему в глаза, и «сердце падало в нем, как подбитое ». Дело решилось после заступничества Гончаренко. «Ну как нам выгнать его, дурака?.. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень, не выдаст, не продаст... ».

Сам Морозка объясняет кражу дынь очень просто: «сызмальства это у нас». Он опять вспомнил слова Дубова, глаза его «брызнули светом, темным и влажным». «Я кровь отдам по жилке за каждого... слово дать могу... шахтерское... уж это верно будет - мараться не стану ».

Морозка уверен, что ему не везет, называет свою жизнь «жистянкой». Эти мучительные мысли приобрели особую яркость и остроту после ссоры с Мечиком. Морозка чувствовал себя обманутым в своем прошлом: от самых пеленок видел он только кровь и пот, гульбу и работу, каторжный труд.

С «грустной, усталой, почти старческой» злобой он думал, что ни одной минуты жизни уже нельзя вернуть, чтобы прожить по-иному. Морозке казалось, что кто-то упорно мешал попасть на казавшуюся ему прямой, ясной, правильной дорогу. По этой дороге шли Левинсон, Бакланов, Дубов. Морозка даже никогда подумать не мог, что «враг сидит в нем самом», поэтому считал, что он страдает «из-за подлости людей», таких, как Мечик «в первую голову».

Тревожное состояние Морозки усугубляется мыслями о жене Варе и Мечике. Услышав грязные намеки бойкого кудрявого парня, Морозка с силой ударил его ногой. Сильный Гончаренко, опасаясь за судьбу Морозки, сумел предотвратить скандал, разняв дерущихся. Гончаренко опасался, что о скандале узнает Левинсон. Впервые Морозка с интересом и любопытством смотрит на подрывника, который сочувствует ему.

Сам не замечая того, Морозка теперь старается быть около него. Гончаренко был «свой в доску», он «мог понимать», «сознавал». Скоро дружба Морозки с Гончаренко стала очень тесной. Общаясь с Гончаренко, Морозка начинал думать, что он тоже «исправный партизан». Думая так, он невольно приобщался к «осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко». В этой жизни не было места ненужным и праздным мыслям. Теперь лошадь у Морозки всегда в порядке, сбруя крепко зачищена, винтовка начищена и блестит. В бою он первый и надежнейший, товарищи любят и уважают его за это.

Убит конь Морозки Мишка. Морозка не шевелясь сидит около, безнадежно обхватив руками колени, прижатые к груди, смотрит на коня блестящими, сухими, невидящими глазами.

Вечером он справляет «поминки по коню». Выставив вперед и растягивая гармонь «от всей души», точно «похабничал и тут же каялся», он идет посреди улицы с «циничным развальцем». Чуб у него растрепался, свисал на глаза и прилипал к красному потному лицу. За Морозкой шла орава местных пьяных парней без поясов и шапок. Они шли по улице, спотыкаясь, распугивая собак, проклиная «до самых небес, нависших над ними беззвездным темнеющим куполом, себя, своих родных, близких, эту неверную, трудную землю».

Ночью Варя чуть не наступила на Морозку, он лежал на животе, головой к плетню, подложив под голову руки, чуть слышно стонал. Лицо у него было измученным, бледным, опухшим. Когда Варя хотела постучать в избу, где стоял Гончаренко, Морозка протрезвел от испуга, болезненно сморщился и схватился за голову: «...Ведь он меня за человека, а я... Ну, как же? ... Не-ет, разве можно...».

На Варю куда-то ушла, Морозка хотел поцеловать жену, но постыдился. За всю совместную жизнь он целовал ее только в день свадьбы, когда был пьян и соседи кричали «горько». На сеновале Морозка засыпает, прикорнув у ее плеча, а она не смогла заснуть. «Снова по старой тропинке одну и ту же лямку...».

Утром Морозка с омерзением и страхом вспоминает свое вчерашнее недостойное поведение. Это он, Морозка, пьяный ходил по улицам и орал на все село похабные песни. С ним запанибрата был Мечик, его враг, которому он клялся в любви и просил прощения. Что скажет Левинсон? Разве можно показаться на глаза Гончаренко после такого дебоша?

Морозке дали нового коня, отбитого у белых. Это был гнедой высокий тонконогий жеребец с короткой подстриженной гривой и тонкой шеей, отчего он имел очень неверный предательский вид. Коня окрестили Иудой.

Все уже седлали коней и выводили их за ворота, а у Морозки все было неисправно. Седло без подпруги, винтовка осталась в избе у Гончаренко. Запасную подпругу дает ему Дубов, изо всех сил вытянув Морозку ею по спине. Тот не огрызнулся, не почувствовал обиды и боли, считая, что он это заслужил. Мир стал для Морозки еще мрачней. Выстрелы, что трещали во тьме, эта темь, эта судьба, что поджидала его за околицей, казались ему справедливой карой за все, что он совершил в жизни.

Загудели бомбометы, грохнули орудийные залпы, один за другим рвались снаряды. Шахтерский взвод Дубова мужественно бился, давая возможность отряду отступить. Мечика Бакланов посылает в дозор, за ним отправляют Морозку. Первый дозорный задремал в седле, не заметил казаков.

Морозка, зная, что впереди есть дозорный, плохо следил за тем, что творилось вокруг него. Он находился в состоянии крайней усталости, осталось одно желание отдыха, отдыха во что бы то ни стало. Он не думал больше о своей жизни, о Варе, о Гончаренко, не жалел о смерти Дубова, хотя тот был одним из самых близких ему людей. Он мечтал только о той обетованной земле, где можно будет приклонить голову.

Эта обетованная земля представлялась Морозке в виде большой залитой солнцем мирной деревни, полной жующих коров и хороших людей, пахнущих скотом и сеном. Он заранее предвкушал, как он привяжет лошадь, напьется молока с куском пахучего ржаного хлеба, потом заберется на сеновал и крепко заснет под теплой шинелью. Внезапно перед Морозкой выросли желтые околыши казачьих фуражек, Иуда попятился назад, всадив его в кусты калины, кроваво затрепетавшие перед глазами. Радостное видение большой залитой солнцем деревни в сознании Морозки слилось с мгновенным ощущением неслыханного гнусного предательства, только что совершенного здесь. «Сбежал, гад...» – сказал Морозка, вдруг с необычайной ясностью представив себе противные чистые глаза Мечика и испытывая чувство щемящей тоскливой жалости к себе и людям, которые ехали позади него.

Морозке жаль было не того, что он умрет сейчас, а того, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих, доверившихся ему людей, что ехали позади него. Он «так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревавших » людей, что в нем не зародилось мысли о какой-то возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности. Он выхватил револьвер, высоко поднял его над головой, чтоб было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено. В то же мгновение что-то звучно сверкнуло, ахнуло.

Мир точно раскололся надвое, Морозка вместе с конем упал в кусты, запрокинув голову...


Другие материалы Характеризуя свой роман, Фадеев указывал, что во время гражданской войны происходит человеческий отбор. Кто не может или не умеет бороться, автоматически отсеивается. Это и стало основной идеей «Разгрома». Показывая не победу Красной Армии, а поражение одного из её отрядов, автор смог с помощью драматических событий глубоко раскрыть характеры персонажей.

Образам Морозка и остальных членов отряда противопоставляется Мечик. К партизанам парень попадает из-за жажды к приключениям, о которых читал в книгах. Родившись в семье интеллигентов, он окончил гимназию, продолжая жить без забот за счёт своих родителей.

Его романтические представления о революции отделяют Павла от остальных. Настигшее разочарование приводит к отчаянию, он хотел бы убежать. Его останавливает только противоречивость такого поступка ко всему хорошему, что, по мнению Мечика, в нём преобладало. Мысли о дезертирстве этого персонажа характеризуют его как тщеславного юношу. Павел пришёл в отряд не для того, чтобы послужить делу, а потешить своё самолюбие, покрасоваться доблестью.

Получив от командира отряда старую клячу, от обиды и жалости к себе он не ухаживает за лошадью. Это говорит о несерьёзном отношении Павла к классовой борьбе. Мечик не имеет своей позиции, он осуждает жестокие поступки командира и его окружения, но не противоречит им. В ситуации с голодным корейцем, у которого отобрали свинью, юноше жалко старика, но при этом он ест мясо вместе со всеми. Также произошло и со смертью Фролова. Мечику известно, что раненого бойца отравили ядом, но продолжает хранить тайну.

Фадеев показывает парня слабовольным, не умеющим постоять за себя юношей. Над ним глумятся в отряде, насмехаются над тем, что даже ест он плохо - съедает хлеба меньше, чем фунт. За неумение ухаживать за своим беспомощным животным, которое бродит голодное по конюшне, его называют ленивым задавакой.

Не красят Павла и любовные отношения с Варварой. Он бросает её из-за своей трусости, боязни, что о них узнают в отряде. Хотя девушка является единственным человеком, который пытается его поддержать и приободрить.

Слабость и трусливость этого персонажа толкает его на бегство. Этот поступок завершился предательством товарищей, которое стоило гибели многих бойцов. После разгрома отряда беглец осознаёт последствия свершившегося поступка, но мучится недолго. Осуждая себя, он уже чувствует спасительную свободу, и угрызения совести уже не так тревожат Мечика. Радость переполняет его от мыслей, что теперь он может бежать туда, где никто не узнает об этом поступке.

Образом Мечика Фадеев показал, что люди незрелые, которые ещё не готовы к революционной борьбе, автоматически отсеиваются.