Классный час беседа о культуре поведения. Общение и культура поведения

Классный час « О культуре поведения»

Ход проведения .

1. Вступительное слово, в котором называется тема классного часа

Что такое культура поведения? (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

2. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?

5.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

6.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

III. Правила поведения в школе.

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится; между теми, кто учит, и теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся».

Назовите правила поведения в школе?

После обсуждения составляются общие правила поведения для учащихся класса.

Предлагается решить следующие задачи: Как бы вы поступили?

а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

1.Дам списать.

2.Не дам списать.

3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

4.Скажу об этом учителю.

б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока . Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

2.Ничего не скажу и останусь в классе.

3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

5.Ничего не говоря, пойду со всеми.

IV. Классный час завершается выводами учащихся по поводу важности соблюдения правил культуры поведения всеми членами общества.

- Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

- В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

- Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

- Теперь обратитесь к себе и попробуйте установить степень собственного проявления уважения к другим.

Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь?

Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу?

Зачем люди ходят в гости?

Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?

Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало?

Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке

Темы :

    Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

    Правила поведения в школе

    Обязанности дежурного класса

Подсказки

    Прическа сменная или вторая обувь

    Приветствие учеников и взрослых

    Обращение к друг другу

    Бережливость

    Вежливость

    Опоздания

  • Плееры и сотовые телефоны

    Повседневная речь в школе

    Манера общения

    Чужие вещи

    Поведение в столовой

    Поведение во время линеек и мероприятий

    Приход в школу

    Пропуск уроков

    Школьное имущество

    Соблюдение правил безопасности

    Забота о младших и слабых

    Решение спорных вопросов

    Курение в школе

    Поведение на уроках

    Поведение на переменах

    Употребление непристойных выражений

    Обязанности старшего дежурного по школе

    Обязанности дежурного класса

    Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

После обсуждения темы учащиеся защищают ее, отстаивая свои наработки.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Цель : воспитывать у ребят культуру поведения, умение вести себя в разных ситуациях.

Ход классного часа

1. Введение в тему.

Классный руководитель . Сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, об умении вести себя в обществе. Ведь о человеке судят по его культуре поведения, по разговору, по поступкам.

2. Беседа «Что нужно школьнику для правильного поведения».

На доске выставлены карточки со словами, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече (учитель обращает внимание детей на эти слова):

2. Здорово.

3. Привет.

4. Здравствуйте.

5. Хеллоу.

6. Доброе утро.

Задание . Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

(Варианты ответа: 4 и 6.)

Вопрос . Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

1. Позовите Машу.

2. Здравствуйте, позовите Машу.

3. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа: 4.)

Вопрос . Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете?

1. Можно войти?

2. Я войду?

3. Извините, можно войти?

(Вариант ответа: 3.)

Вопрос . Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

1. Пропустите меня, я выхожу.

2. Разрешите пройти.

3. Извините, можно пройти?

(Вариант ответа: 3.)

3. Культура общения. Комплекс практических упражнений.

Классный руководитель . Все вы, конечно, знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Задание. Какой вариант разговора вам больше всего понравился?

Выходят три девочки, каждая произносит одну фразу.

Медведи, я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.

Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать.

Медведи, я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

(Вариант ответа: 2.)

Классный руководитель . Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомните сказку К. Чуковского «Муха- Цокотуха»:

Приходили к мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застежки золотые. Вопрос. Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?

Выходят три девочки и обыгрывают свои слова.

1-я ученица (рассматривает сапожки и говорит).

Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

2-я ученица (держит в руках сапожки и говорит):

У меня уж есть сапожки

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

1-я ученица (примеряет сапожки и говорит).

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.

(Вариант ответа: 3.)

Классный руководитель . Еще раз вспомним строки К. Чуковского:

Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла...

Вопрос . Как бы вы поступили с этим подарком?

1. Поставите весь мед на стол для гостей.

3. Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

(Вариант ответа: 3.)

Задание. Из 10 букв вы должны составить одно или несколько слов. Каждая буква используется один раз.

Проводится игра «Махнем не глядя».

Посмотрите на эти пять очаровательных колпаков, под ними лежат чудесные призы.

Задание . «Игрушка».

Эта тема посвящена самым дорогим и близким каждому ученику предметам искусства в доме. Обычно мы не знаем художников, которые создавали игрушки, но мы знаем села, где они были изготовлены.

Вопрос. На доске названия сел России, которые определены по одному признаку огромного игрушечного семейства. Что это за признак? Нет ли тут лишних названий?

1. Дымково.

2. Палех-Майдан.

3. Филимоново.

4. Абашево.

Ответ: все мастера названных сел изготавливают игрушки из глины, кроме мастеров из Палех-Майдана.

Музыкальная пауза. Исполняется по усмотрению и репертуарному плану учителя музыки, классного руководителя.

Учитель предлагает детям задание: «Писатели - детям».

Ответ: А. П. Гайдар. Музыкальная пауза.

Вопрос. Послушайте отрывок их стихотворения и определите, кто автор этих строк.

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться,

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто же без конца звонит?

Ученики, такие же мальчишки.

Ответ: А. Барто.

4. Заключительная часть.

В заключение классный руководитель предлагает поиграть в игру «Дуэль».

Цель занятия : привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

Формировать положительные моральные качества.

Формировать умение давать самооценку и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

Развивать творческие способности детей.

Ход мероприятия.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

Его называют культурным.

Его называют воспитанным человеком.

- Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?

Случаи из школьной жизни”

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо ).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день ).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо ).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте ).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста )

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания )

Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

^ Правила поведения в школе.

При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

    Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.

    Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.

    Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде.

Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица.

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Слез ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно –

Что он делал?

Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Если хочешь быть красивым.

    Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.

    Все предметы и части твоего костюма должны сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

    В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи, чтобы твоя одежда всегда была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему – то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон. Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

^ ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Правила общения по телефону.

    Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

    Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».

    Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

    Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В народе говорят…

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    Про доброе дело говори смело.

    Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Спорить – спорь, а браниться – грех.

Наш праздник вежливости окончен, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные – настоящие рыцари и джентльмены!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.