Ла Скала — сохранность театральных традиций. Оперный театр Ла Скала (La Scala)

Опера зародилась в Италии и в дальнейшем там развивалась как музыкально-драматическое искусство. Начиная с начала семнадцатого столетия оперными центрами считались Венеция или Неаполь. После того, как был построен театр «Ла Скала» по распоряжению австрийской королевы Марии-Терезы, пальма первенства в этом виде жанра перешла Милану. Так она остаётся и по нынешний день. Этот «Храм оперы», как его ещё обычно называют в общественности, имеет свой собственный хор, балетную труппу и непревзойденный оркестр, прославившиеся своими изумительными выступлениями на весь мир.

Предыстория миланской гордости

Театр «Ла Скала» был возведён на месте, где когда-то стояла миланская церковь, впоследствии и давшая название новому сооружению. Здание было спроектировано известным в те годы архитектором Джозеппе Пьермарини и построено в течение двух лет в 1778 году.

Всё великолепие постройки скрыто за строгим и не особо приметным фасадом, который выполнен в неоклассическом стиле. «Ла Скала» (Милан) возводился очень быстро, так как его предшественник сгорел, а итальянская аристократия требовала более быстрого исхода строительства и жаждала новых выступлений. Поэтому внешнему не уделялось повышенного внимания, но это не повлияло на внутреннюю отделку зрительного зала с идеальной акустикой, где были соблюдены все правила оптики при расположении мест.

Помимо оперы и балета, в здании находилось множество мест, где могла развлечься местная публика. Это были различные игорные комнаты и буфеты, в которых проходили большие картежные посиделки и доставляли огромное удовольствие миланской аристократии. Таким образом, для всей страны настоящим центром светской жизни стал «Ла Скала». Милан стал городом, куда стремились попасть театралы и любители оперы со всего мира.

Здание не раз проходило процедуру реконструкции, а во времена Второй мировой войны было полностью стёрто с лица земли и затем восстановлено в своем первоначальном виде инженером и архитектором Л. Секки.

Артисты и великие люди, выступавшие в стенах театра

Величайшие мастера того времени создавали свои произведения для «Ла Скала». Италия всегда ждала с нетерпением, что нового появится в сезонах, делившиеся в тот период на весну, лето, осень и время карнавала. В первых трёх всегда радовали публику серьёзными оперными произведениями, а четвертый был посвящён балету и различным лёгким театральным постановкам.

В девятнадцатом веке большую часть репертуара театра составляли оперы, написанные знаменитым мастером бельканто - Джоаккино Антонио Россини. Именно благодаря ему вошел в моду серьёзный стиль исполнения этого жанра. Затем своими произведениями удивили публику Доницетти и Беллини, а исполняли их всем известные оперные дивы - Мария Малибран, Джудитта Паста и многие другие.

Но самым знаменательным событием того времени стал приход в «Ла Скала» (Милан) знаменитого на весь мир итальянского композитора Дзузеппе Верди. Именно благодаря ему итальянская опера стала такой популярной не только в Италии, но и по всей Европе.

Не менее значимым поворотом судьбы стало появление в театре Артуро Тосканини, который уже в свои молодые годы прославился благодаря чудесному исполнению произведения «Аида». До него в «Ла Скала» был дирижёр, совершенно не отвечающий никаким нужным требованиям, но Тосканини своей игрой смог покорить даже придирчивых театралов. Впоследствии он стал, помимо своей основной должности, ещё и художественным директором, что принесло немало положительных перемен в жизнь театра.

В начале двадцатого столетия на сценах «Ла Скала» Милан и его театральная публика могли лицезреть, как за звание примы сражались главные оперные дивы того века, такие как Рената Тибальди и Здесь выступали многие мировые знаменитости: Лучано Паваротти, Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье, Пласиддо Доминго, а также лучшие голоса России: Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов и многие другие.

Репертуар наших дней

Театр открывает свои двери для любителей искусства седьмого декабря, а заканчивается сезон в середине лета. На сегодняшний день опера «Ла Скала» может быть как классической, так и современной. Со сцены доносятся произведения композиторов прошлых и нынешних времён. Для участия в них приглашаются самые лучшие дирижёры, режиссёры и артисты со всего мира.

Один раз в два-три года на сцене театра ставятся такие знаменитые спектакли и оперы, как «Аида», «Фальстаф» и «Отелло», творцом которых является Джузеппе Верди, а также «Мадам Баттерфляй» композитора Джакомо Пуччини и известное многим театралам произведение Винченцо Белинни «Норма». Они представлены публике как в классическом стиле, так и в современной обработке - благодаря непревзойденным техническим параметрам театра, дающим возможность режиссеру воплотить любую прихоть, которую он захочет использовать в театральной постановке. Поэтому здесь репертуар всегда радует своего зрителя.

Помимо этих величайших классиков, здесь можно найти оперы на любой вкус. Например, таких композиторов мирового уровня, как Рихард Вагнер, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Пётр Чайковский, Модест Мусоргский и Шарль Франсуа Гуно.

Между оперно-театральными постановками во время сезона зрителей радуют концертами различных мировых звёзд и выступлениями собственного хора в сопровождении оркестра.

Какая роль отведена балету?

С самых первых дней основания театра балетное искусство занимало значительное место в репертуаре «Ла Скала». Милан и его публика в день открытия увидели восхитительную постановку «Кипрские пленники», балетмейстером которой был хорошо всем известный Легран.

В стенах театра работали величайшие люди, сыгравшие значимую роль в балете, такие как Л. Дюпена, Д. Росси и У. Гарсия.

В девятнадцатом веке балетная труппа театра стала самой знаменитой и популярной во всей Европе. Немного позже в стенах «Ла Скала» была основана школа балета, где преподавали лучшие балетмейстеры.

Музей

Рядом со зданием театра, расположилось ещё одно сооружение, в котором находится множество экспонатов, посвящённых не только «Ла Скала», но и всему оперному искусству Италии в целом. Здесь можно увидеть костюмы, личные вещи и фотокарточки знаменитых артистов, а также разнообразные музыкальные инструменты и даже несколько настольных игр, которыми в своё время увлекалась театральная публика прошлых лет. Большая часть коллекции данных предметов была куплена на аукционе в начале двадцатого века.

Билеты и действующие правила

Для того чтобы попасть в здание театра, необходимо соблюдать определённый дресс-код. Мужчины должны быть одеты в красивые строгие костюмы, а дамы - в длинные платья с прикрытыми плечами.

Купить билеты в «Ла Скала» можно начиная от 25 евро и заканчивая несколькими сотнями. В день открытия - самая большая стоимость входа, и лучше заранее забронировать себе места. В остальное время сезона за посещение театра можно отдать около тридцати евро, и это с учётом того, что кресло находится на галёрке.

Несмотря на такие цены, многие любители оперы пытаются сюда попасть на самое начало сезона.

Театр в Милане чуть ли не с первого сезона завоевал славу первого театра мира: лучшие исполнители, роскошные декорации, современное техническое оснащение вдохновляли зрителей на восторженные отзывы.

Почему именно в Милане был создан театр такого уровня? Причина этого была в том, что Милан тогда находился под австрийским владычеством. Австрийские императоры уделяли много внимания опере, имея династическое пристрастие к музыке. Они выбрали именно Милан, который был достаточно близко к Вене и играл большую экономическую и политическую роль как столица Ломбардии.

Сейчас это известный во всем мире театр. Американские и японские экскурсанты ставят своим туроператорам условие, что вторую половину одного из дней обязательно нужно посвятить «Ла Скала».

История создания

Зимой 1776 года во время традиционного миланского карнавала вспыхнул Королевский театр. Его спасти не удалось, и императрица Мария Терезия распорядилась возвести другой театр. Стали искать место в городе. Но в плотной застройке свободных участков не нашлось. И тогда решили убрать старый храм Santa Mariaalla Scala, носивший имя жены правителя Беатриче дела Скала. Руководство работами поручили архитектору Джузеппе Пьермарини. Постройку нового театра оценили в 1 миллион лир. Деньги собрали 90 самых богатых семей города.

Когда в начале строительства снесли церковь и вырыли котлован для фундамента, то натолкнулись на кусок мрамора, на нем увидели изображение Пилада, популярного мима Древнего Рима. Это посчитали хорошим предзнаменованием.

Строили здание в течение двух лет и пышно открыли 3 августа 1778 года. На открытии давали оперу Антонио Сальери «Признанная Европа» и два балетных спектакля: «Пафио Мирра» и «Умиротворенный Аполлон».

Внешне вид театра очень скромный: он возведен в сдержанном неоклассическом стиле архитектуры. Для свободного проезда карет во двор был сделан специальный портал на фасаде.

Всю роскошь вобрал в себя зрительный зал, способный вместить более двух тысяч зрителей, спроектированный в форме подковы, отделанный в роскошном бело-золотистом цвете. Убранство: лепнина, покрытая золотом, зеркала в тяжелых рамах и гигантская люстра - поистине великолепно. Ложи в пять ярусов, удобное расположение рядов по отношению к сцене, высота потолка - все создавалось по законам оптики и акустики.

Театр миланцам сразу пришелся по душе. Вплоть до конца XVIII века здесь постоянно шли драматические спектакли, и давали представления театры марионеток, но всё же опера и балет являлись основными постановками.

XIX век почти весь прошел под знаком Россини. Со времени премьеры оперы «Пробный камень» в 1812 году редкий сезон обходился без произведений этого композитора. В театре давали оперы известных итальянцев: Беллини, Пуччини, Верди.

При театре организуют школу танцовщиков, и балетная труппа пополняется Фабиани, Вулькани, Коралли, которые в дальнейшем стали гордостью итальянского балета. Здесь закладываются традиции классического балета.

В Милане исполняли оперные партии Э.Карузо, Р.Тебальди, Ф.Шаляпин и Л.Собинов.

В 1887 году здесь появляется Артуро Тосканини, уже знаменитый, несмотря на молодость (тогда ему было всего 20 лет), дирижер, известный при этом всему театральному миру невысоким ростом и тяжелым нравом. Через 11 лет он станет главным дирижером «Ла Скала». На этом посту Тосканини оставался до 1931 года, когда ему пришлось эмигрировать в Америку после прихода к власти фашистов: он напрочь отказался петь перед спектаклями гимн национал-социалистической партии.

В день освобождения страны, 25 апреля 1945 года, труппа, лишившаяся своего театра, на чужой сцене давала оперу Моцарта «Дон Жуан». Спустя год в театр вернулся Тосканини.

Здание было заново отстроено в 1946 году, после того как авиация союзников в 1943 году сбросила на него бомбу, практически уничтожившую театр. Остался лишь фасад, к которому и пристроили новое здание по старым проектам.

В послевоенном театре блистали примадонны и непримиримые соперницы: Тебальди и Калласс. В 1955 году Калласс пела в «Травиате», своим выступлением певица потрясла Италию, став олицетворением «Ла Скала». В 1957 году завершилась эпоха Тосканини, умер великий дирижер.

Представил театр на всех континентах Паоло Грасси, пришедший на должность директора в 1974 году. Он организовывал гастроли в разные страны мира. Балетная труппа в это время тоже была на подъеме, здесь ставились спектакли на музыку Стравинского, Сибелиуса. В репертуар вошли постановки Д. Баланчина, Бежара.

За годы существования театра там происходили интересные события, и накопилось большое количество любопытных фактов:

  • Ложи для удобства соединили коридором и после открытия театра в нем и в ложах второго ряда поставили столы для карт, здесь же продавали напитки. И завсегдатаи приезжали сюда вовсе не ради оперы, а с целью сыграть партию в карты, выпить бокал вина в компании с друзьями.
  • Партер сначала был совершенно пустой, без мебели, перед спектаклем там ставились складные стулья. Чтобы осветить помещение, в лоджиях использовали очень много свечей, и внизу в партере публика не могла снять головные уборы, потому что воск, расплавившись, попадал на лицо и волосы.
  • Тосканини, заняв пост главного дирижера, ввел несколько новшеств: приказал поднимать занавес не кверху, а раздвигать по разным сторонам, мотивируя нововведение тем, что когда занавес взлетает, зрители созерцают только ноги и лишь потом видят участников спектакля целиком. Он запретил женщинам находиться в зале во время спектаклей в шляпах, так как их большие поля мешали сидевшим сзади. Также после своего прихода он отменил одноактный балет перед каждой оперой.

В 1926 году в театре давали «Турандот», неоконченное произведение Пуччини, он умер, не успев дописать эту оперу, ее закончил Франко Альфано. За дирижерским пультом в тот вечер стоял знаменитый Тосканини. Дойдя до места, где прервалась работа Пуччини, режиссер опустил палочку, объявив, что на этом фрагменте остановилось сердце композитора. Спектакль был закончен.

Современный облик и репертуар

Т. Милашкина стала первой, кого пригласили из Большого театра в Милан в XX веке. Среди русских деятелей искусства здесь также были В. Норейка, И. Архипова, В. Атланов, Е. Образцова.

Театр в 2002 году закрыли на реконструкцию, в ходе которой была значительно расширена сцена, и спустя два года двери для публики распахнулись вновь. На новой сцене по традиции давали оперу Сальери «Признанная Европа». В декабре 2011 года в театр на долго пустовавшее место главного режиссера пришел Даниэль Баребойм, который до сих пор руководит оркестром и ведет репетиции спектаклей.

Сцена может поворачиваться, подниматься и опускаться, но это по-прежнему, как и во время первых спектаклей, делается вручную, поэтому там работают 18 сотрудников, приводящих сцену в движение.

В настоящее время здесь регулярно проводятся концерты с участием симфонических оркестров. Но главное место в репертуаре занимают оперные и балетные спектакли.

Музей театра

Музей разместился в одном из флигелей театра. Тут хранится много картин, эскизов к театральным декорациям, костюмы к операм и балетным спектаклям. В театральном музее много экспонатов, рассказывающих о жизни и истории театра.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Via Filodrammatici, 2. 20121 Milano, Италия.
Официальный сайт: www.teatroallascala.org

В театр можно попасть, купив билет, и посмотреть любой спектакль, при этом надо учитывать, что сезон длится с 7 декабря по начало июня . Летом здесь ничего не идет, а осенью можно послушать симфонический оркестр. Цена билетов от 10 до 250 € . Самые дорогие на оперу или балет. На концерты билеты стоят от 5 до 80 € .

Осмотреть интерьеры театра можно и с экскурсией, она длится 3 часа и стоит 10€ на человека в туристической группе. Есть и индивидуальные экскурсии. Их стоимость 130 € .

По правилам, существующим в «Ла Скала», постановки должны заканчиваться до 12 ночи. И если спектакль длинный, он начинается рано. Заходить в зал после начала представления запрещено, и билетеры ни разу не пропустили ни одного опоздавшего зрителя, кем бы он ни был.

Как добраться

До театра можно добраться на метро . Станция Duomo Montenapoleono.

Театр хранит вековые традиции во всем, включая дресс-код: здесь мужчину, не надевшего на премьеру черный костюм, могут оставить за дверями театра. Шляпы, сумки, фото- и видеокамеры, телефоны принято сдавать в гардероб. После спектакля завсегдатаи ужинают в ресторане, расположенном в театральном флигеле.

Вконтакте

Когда турист, впервые попавший в Милан, видит здание театра, то искренне недоумевает – это приземистое серое здание и есть самый роскошный оперный театр мира Ла Скала? Но итальянцы знают: настоящая красота – она может скрываться внутри, за неприметным фасадом.

История

История «великой оперы» берет начало во второй половине XVIII столетия , когда в Милане сгорел городской театр, а городская аристократия, охочая до «зрелищ», требовала спешно возвести новый. Для этого 90 самых влиятельных граждан Милана выделили деньги – в общей сложности 1 миллион итальянских лир. Архитектор Джузеппе Пьермарине, которому и было поручено строительство, спешно подыскивал место для нового театра.

На одной из улиц архитектор приметил здание, бывшее когда-то церковью Санта-Мария-делла-Скала. Церковь была построена в XIV веке (1381 год) и получила свое имя от покровительницы из Вероны – Беатриче делла Скала .

При раскопках фундамента внезапно обнаружилась большая мраморная плита, на которой было выбито изображение знаменитого древнеримского мима – Пилада. Это было воспринято как добрый знак и благословение «свыше» на строительство театра.

Пьермарине решил не акцентировать внимание на внешнем обустройстве здания (которое построено как типичный образец неоклассического стиля), а сделать акцент на интерьере . Что касается названия, то здесь долго размышлять не пришлось: театру дали название, которое носила церковь (Санта-Мария-делла-Скала), только в несколько сокращенном варианте – Ла Скала.

Построено здание театра было всего за 2 года, что по тем меркам считалось довольно быстрым – в 1778 году. Уже в августе этого года на сцене оперного театра состоялся первый премьерный показ - опера «Признанная Европа» (композитор — А.Сальери).

Спустя 20 лет с легкой руки Стендаля театр «Дела Скала» называют «первым театром мира» . Отчасти это произошло оттого, что многие годы Италия находилась под владычеством австрийцев, и из-за территориальной близости Милана к Вене императрица Мария-Терезия избрала Милан оперной столицей мира. Сюда съезжались именитые приглашенные и не менее именитые звезды оперы и балета.

В XVIII люди приезжали в театр не только ради представлений : на втором этаже была организована игра в карты, устраивались шикарные балы. Случалось так, что люди даже не заходили в зал, чтобы посмотреть на постановку, а так и оставались за карточным столом.

Жизнь театра не замирала даже в годы II мировой войны. В 1943 году при бомбардировке города Ла Скала был почти полностью разрушен , но артисты продолжали репетировать в полуподвальных помещениях и выступления стали более камерными. В 1946 году театр был восстановлен из руин. Львиную долю средств на восстановление выделил дирижер театра — Артуро Тосканини.

Здесь состоялись премьерные спектакли Дж. Россини, Г.Доницетти, Г. Беллини, Дж. Верди, Д.Чимарозы. Здесь выступали лучшие оперные голоса – Рената Тибальди и Мария Каллас, Пласидо Доминго и Монтсеррат Кабалье, Энрике Карузо, Марио дель Монако и другие. Представители России также не были обойдены вниманием: на сцене Ла Скала публика аплодировала Ф. Шаляпину, Л.Собинову, Р. Нуриеву.

Здание сегодня и фото

Зрительный зал театра Ла Скала в Милане отличается идеальной акустикой. Форма зала полукруглая, в виде подковы. Самыми престижными местами в зрительном зале являются ложи : как правило, они выкупаются влиятельными и богатыми семействами, знаменитостями, и нередко – на весь сезон сразу. Таких лож в зале 194.

Зрительный зал после реставрации (2002-2006 годы, под руководством М.Ботта) вмещает до 2015 человек . Антураж остался практически неизменным, а вот технические возможности возросли многократно.

На сцене ставятся как современные, так и классические произведения. И если ранее в репертуаре были постановки только итальянских авторов и режиссеров, но сегодня ради постановок в Ла Скала приглашаются режиссеры и постановщики не только со всей Италии, но и из-за рубежа. Например, в 2013 году на сцене Ла Скала прошел дебют оперы А. Раскатова «Собачье сердце» (под управлением В.Гергиева).

В правом крыле здания находится музей Ла Скала, открытый в 1913 году . Здесь хранятся раритеты, завещанные композиторами и исполнителями, предметы частных музыкальных коллекций, переданных в дар музею, а также есть библиотека театрального фонда.

Можно полюбоваться на реквизит и шикарные костюмы, в которых выступали те или иные звезды – расшитые золотом бархатные камзолы, платья с кринолинами и роскошные аксессуары.

Узнайте больше о театре из этого фильма:

Время работы, стоимость билетов

Стоимость билета в залы музея – 6 евро (групповые экскурсии – 4, детские билеты – 3 евро).

Время работы залов музея: с 9 до 12 и с 14 до 17.30 часов.

Цена билетов в театр (в среднем):

  • Опера в Ла Скала: от 30 евро в галерее до 225 евро (партер).
  • Концерты : от 38 до 70 евро.
  • Балетные постановки : от 65 до 140 евро.

Цена зависит от типа постановки, является ли постановка премьерной или нет, от участия приглашенных звезд. Стоимость билета на ту или иную постановку может достигать до 2000 евро .

Билеты поступают в кассы театра за 2 месяца до даты показа. Лучше всего их бронировать непосредственно на официальном сайте (http://www.teatroallascala.org/en/index.html), либо на специализированных сайтах по продаже билетов.

Можно, конечно, приобрести билет в театральных кассах непосредственно в день показа – но это дело случая.

Все билеты в Ла Скала являются именными : купленный билет нельзя вернуть, передарить кому-то. Исключением являются лишь личные приглашения в забронированную ложу – но таких приглашений удостаиваются единицы.

Помимо посещения театра ради оперы или балетной постановки, в Ла Скала можно попасть с экскурсионной группой. Экскурсии бывают ежедневно, с 9.30 до 18 часов . Продолжительность – 2 часа. Фотосъемка в помещении разрешена.

Великие музыканты и дирижеры, знаменитые оперные голоса и лучшие балетные танцовщики, неподражаемые постановки на самой большой сцене Европы - все это великолепный и уникальный театр «Ла Скала». Он стал символом Ее Величества Классической Музыки.

История старейшего миланского театра

Сегодня театр «Ла Скала» расположен в старинном центре Милана на небольшой площади, посредине которой возвышается памятник Леонарду да Винчи. История его уходит в далекое прошлое…

В XIV веке на этом месте находилась небольшая церковь святой Марии, которой покровительствовала благородная дама из богатого рода де Скала.

В 1776 году Королевский Герцогский Театр в Милане гибнет в сильнейшем пожаре. Италия тогда входила в состав Австро-Венгрии, и императрица Мария-Тереза принимает решение построить новый театр. Определена территория - на месте полуразрушенной церквушки Ла Скала.

Милан ждал, затаив дыхание, ведь 90 городских аристократов выделили на здание невероятные деньги - миллион лир. Всего за 2 года архитектор Джузеппе Пьермарини разработал проект и построил роскошное здание.

Внутреннее убранство театра

В конструкции театра архитектор впервые применил оптические законы, поэтому из любой точки огромного зала зритель прекрасно видит и слышит то, что происходит на сцене.

Все ложи, а их было 194 плюс королевская, располагались пятью ярусами, все это окаймляла галерея, где можно было приобрести напитки или сыграть в карточные игры. Каждая ложа вмещала 8-10 человек, причем стояло только 2 кресла.

Зато в партере кресел не было, а перед спектаклем расставляли стулья. Ведь в зале, кроме балетных и оперных постановок, ежегодно проходил карнавал, и даже коррида.

Освещался зал свечами, воск капал на головы зрителям. Отопления не было, и дамы кутались в меха. Зато интерьер потрясал роскошными переливами золотых, серебряных и белых оттенков.

Кареты подавали прямо в театр, где был устроен въезд для экипажей.

Оперный театр «Ла Скала» не мог похвастать огромной сценой, зато акустические возможности оказались непревзойденными - любой звук музыкального инструмента или певца был слышен отчетливо по всему залу, хотя оркестровой ямы не было, и музыканты располагались на сцене.

Театр быстро стал модным местом. Кто-то стремился услышать музыкальные новинки, кто-то - развлечься, поиграть в карты, познакомиться с дамами и пообщаться с приятелями.

Даже приехавший в Италию писатель Стендаль не устоял, он пишет в своем дневнике о театре «Ла Скала» отзывы. О нем он рассказывает друзьям в письмах, восторженно отмечая роскошные костюмы, многократную смену декораций за время одного спектакля, изумительные голоса.

Рождение легенды

Театр «Ла Скала» открыл двери в августе 1778 года. Для этого события А. Сальери специально написал оперу «Признанная Европа». В день открытия также прозвучала еще одна опера, были поставлены два балета.

Для полноценной работы театра требовалось наличие труппы. История «Ла Скала» в Милане делится на периоды в зависимости от того, какой композитор или дирижер возглавлял его, какие музыкальные предпочтения вносили они в миланское общество.

Театр пережил эпоху Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Артуро Тосканини. С 2015 года «Ла Скала» возглавляет Рикардо Шайи, итальянский дирижер.

Именно «Ла Скала» стал местом, где получили свою первую славу итальянские композиторыАнфосси, Паизиелло, Чимарозо, Гульельми, Меркаданте, Керубини, Майра. Имена Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Пуччини прогремели на весь мир из зала миланского театра. Их оперы впервые были показаны требовательной итальянской публике именно в «Ла Скала».

Произведения Дж. Верди стали популярны в Европе после постановки на сцене миланского театра.

Выступление в миланском театре стало знаком мирового признания для певца, музыканта, танцовщика или дирижера.

Второе рождение «Ла Скала»

Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало при бомбежках. Требовался капитальный ремонт. Уехавший в Америку дирижер «Ла Скала» Антонио Тосканини присылает средства на восстановление здания. В апреле 1946 года отремонтированный театр открывает свои двери, Тосканини вновь стоит за дирижерским пультом.

Реставрация театра

Но время шло, помещения ветшали, оборудование перестало отвечать современным требованиям. В 2001 году здание закрывается на реконструкцию. Но спектакли не прекратились, они были перенесены на сцену театра Арчимбольди.

С 2002 по 2004 продолжались работы. Что было сделано:

  • сцена увеличена в 3 раза, теперь 800 артистов спокойно размещаются на ней;
  • установлено современное компьютерное оборудование для оркестра и декораций;
  • расширены складские помещения, кабинеты, гримуборные;
  • к театру пристроены дополнительные здания.

Костюмы и декорации создаются в специально отведенных для этого мастерских Ansaldo, там же хранятся знаменитые костюмы и реквизит прошедших спектаклей.

Работами занимался швейцарский архитектор Марио Ботта, он сумел обновить театр, оставив неизменным его пышный классический стиль.

Теперь зрительный зал - это старинная роскошь в сочетании с современным комфортом. Необыкновенная акустика зала бережно сохранена, исполнителей слышно даже без усиливающих устройств.

Зал и акустика

Как можно сделать зрительного зала «Ла Скала» описание двумя словами? Роскошь и удобство.

Бархатные кресла для 2015 человек теперь снабжены электронными устройствами, на табло у которых идут титры на 3 языках. Стены покрыты позолотой, украшены лепниной. Огромные зеркала усиливают свет.

Ожидая представления, можно прогуляться в фойе, где установлены скульптуры прославленных композиторов.

Звезды в "Ла Скала"

Театр в Милане - это место признания певца. Выступать на подмостках «Ла Скала» - большая честь. Т. Руффо, Т. Скипа, Г. Бензанцони, де Лука, М. Канилья, Б. Джильи, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Э. Карузо, П. Доминго и многие другие пели здесь.

Из русских певцов покорили итальянскую публику Федор Шаляпин и Леонид Собинов.

Детища «Ла Скала»

При театре в середине XX века создается Филармонический оркестр. Он дает отдельные представления на сцене «Ла «Скала».

В 1955 году открывается «Пиккола Скала» - филиал знаменитейшего миланского театра, где в небольшом зале на полтысячи мест можно увидеть и услышать музыку старинных композиторов, исполняемую камерным оркестром. Здесь же ставят произведения новых авторов.

Что в репертуаре театра

Сейчас в театре «Ла Скала» каждый почитатель музыки найдет для себя подходящее произведение. В репертуаре театра - самые известные классические произведения итальянских, французских, немецких и русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Беллини, Дебюсси, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Верди, Россини, Пуччини, Гуно и других.

Театральный сезон

В XVIII-XIX веках афиша «Ла Скала» зависела от сезона. Весной, летом и осенью в театре шли серьезные оперные произведения, были даже драматические и кукольные постановки. Во время карнавала театр радовал балетом и легкими веселыми операми.

Сейчас сезон начинается 7 декабря, а завершается в ноябре. Обычно в афише чередуются оперы и балеты, регулярно выступает симфонический оркестр, даются детские представления.

В наши дни «Ла Скала» - это не только традиционные классические сочинения, но и оригинальные авторские постановки хорошо известных опер и балетов, а также смелые и неоднозначные новаторские пьесы.

Как заказать билеты и их стоимость

Казалось бы, билеты в знаменитейший оперный театр мира не могут стоять дешево. Однако самый дешевый билет на оперу стоит 11 евро, на балет - 5, на выступления симфонического оркестра - 6,5. Такой билет может себе позволить любой турист, который увидит представление с галерки.

Конечно, таких билетов много не бывает, поэтому о них надо позаботиться заранее, заказав на сайте театра или в театральной службе бронирования. Еще один вариант - обратиться в авторизованную точку продаж или в театральные кассы, расположенные по всему городу.

Впрочем, можно приобрести билет в «Ла Скала» в Милане и за пару часов до представления, перекупщики ждут на театральной площади. Но в этом случае надо быть готовым, что будут предложены весьма дорогие билеты:

  • в оперу - до 2000 евро;
  • на балет - до 250 евро;
  • на концерт - до 90 евро.

Факты из истории "Ла Скала"

Театр «Ла Скала» стал первым в Европе, где провели электричество. В центральной люстре было 365 лампочек.

В 1964 году впервые «Ла Скала» выступил в Москве на сцене Большого театра, тогда как труппа Большого гастролировала в Милане.

В 2008 году титула «звезда» впервые удостоили российскую балерину Светлану Захарову.

Дирижер Артуро Тосканини изменил правила посещения театра. Он запретил дамам сидеть в огромных модных шляпках, поскольку они закрывали обзор другим зрителям. Тосканини изменил программу: перед оперным спектаклем перестали показывать балетные постановки. Он также ввел правило, чтобы занавес не поднимали вверх, открывая сцену, а раздвигали - только в этом случае артисты видны целиком.

Нюансы посещения

В театр «Ла Скала» не придешь в джинсах или свитере. Мужчин пускают только в костюме с галстуком, желателен смокинг. Женщины проходят в длинных вечерних платьях. Меха и бриллианты приветствуются!

Потеряв билет, можно не расстраиваться - за час до спектакля в кассе оформят новый, если сохранен чек.

Свой билет в театр нельзя никому отдать - он именной.

В театр можно приводить детей, начиная с 5 лет. Но если ребенок будет мешать остальным зрителям, досматривать постановку придется в фойе, где установлены экраны, на которые транслируется спектакль.

Театральный музей

Даже не побывав на представлении театра «Ла Скала» в Милане, можно посетить это знаменитое здание, зайдя в театральный музей, который расположен на 2-м этаже.

В 10 залах представлена 200-летняя театральная история :

  • истории знаменитых композиторов, чьи произведения звучали в этих стенах;
  • инструменты великих музыкантов, в том числе дирижерская палочка Антонио Тосканини, рояль Ференца Листа;
  • роскошные костюмы;
  • документы и афиши;
  • стол композитора Дж. Верди и его посмертная маска.

Билет стоит около 5 евро. Из музея через фойе проходят в ложу, откуда виден весь легендарный зрительный зал.

Как доехать в театр «Ла Скала»

Адрес театра «Ла Скала» в Милане - улица Filodrammatici, дом 2.

Добраться туда можно:

  • на трамвае №1 и 2 до остановки Manzoni Scala;
  • автобусом №61;
  • на метро, используя красную или желтую ветку, выходить на станции Duomo.

Ну а еще проще взять такси, чтобы прибыть вовремя и сполна насладиться изысканным вечером.

Знаменитый на весь мир оперный театр Ла Скала находится недалеко от Соборной площади (Piazza del Duomo), где располагается Миланский кафедральный собор (Duomo di Milano).

Театр был построен в 1778 году, когда на его сцене была поставлена опера Сальери «Признанная Европа». С тех пор Ла Скала пользуется непревзойденной популярностью среди всех ценителей оперного искусства.

История возникновения театра Ла Скала

Архитектором оперного театра Ла Скала был Джузеппе Пьермарини. По его проекту всего за два года, в период с 1776-1778 года, было построено здание театра в неоклассическом стиле, которое считалось одним из самых элегантных и красивейших в мире.

Открытие состоялось 3 августа 1778 году. Первой постановкой на новой сцене была опера Антонио Сальери «Признанная Европа». Театр сразу же стал центром светской жизни миланской аристократии.

Особенная акустика

Исключительной характеристикой театра являлась его уникальная акустика, созданная талантом архитектора, а также наличие специального портала для подачи карет.

Оперный зал имел форму подковы длиной 100 метров и шириной 38 метров. Ложи располагались в виде 5 ярусов.

Также в интерьере театра присутствовали буфеты и игорные комнаты.

Реставрация

В период Второй мировой войны театр Ла Скала практически полностью был разрушен, но уже к 1946 году инженеру Л. Секки его удалось восстановить в изначальном виде.

С тех пор театр не раз реставрировали. Последние реставрационные работы проводились архитектором М. Ботта в период с 2001-2004 года, когда, в частности, было уменьшено количество зрительских мест и переработана конструкция сцены.

Репертуар театра Ла Скала

С конца 18 — начала 19 веков на сцене ставили оперы итальянских композиторов, таких как П. Гульельми, П. Анфосси, Л. Керубини, С. Майра, Дж. Паизиелло.

При этом с начала 19 века значительную долю репертуара составляли оперы Джоаккино Антонио Россини. Дебют композитора в театре Ла Скала начался с оперы «Пробный камень», далее были поставлены «Аврелиан в Пальмире», «Турок в Италии», «Сорока-воровка».

Также с 1830-х годов репертуар театра был дополнен операми Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини. Именно на сцене Ла Скала впервые увидели свет многие оперы этих блестящих композиторов, в том числе:

  • «Норма» и «Пират» Беллини,
  • «Отелло» и «Фальстаф» Верди,
  • «Лукреция Борджа» Доницетти,
  • «Турандот» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

В современное время на сцене можно увидеть классические постановки Верди, Пучини, Вагнера, Беллини, Гуно, Россини, Чайковского, Доницетти, Мусоргского.

Оперный сезон в Ла Скала начинается традиционно 7 декабря и заканчивается в июне. В осенний период на сцене театра можно послушать симфонические концерты в исполнении филармонического оркестра.

Артисты

Звездный оперный театр хранит историю выступлений самых блестящих оперных певиц и певцов всех времен. На его сцене выступали знаменитые Дж. Паста, сестры Гризи, М. Малибран, Анна Болейн, Фаворитка, Лукреция Борджиа, Линда ди Шамуни и многие другие.

В 20 веке в театре Ла Скала наслаждались пением знаменитых:

  • Зинки Милановой,
  • Марии Каллас (Maria Callas),
  • Ренаты Тебальди,
  • Марио Дель Монако,
  • Тамары Синявской,
  • Елены Образцовой,
  • Энрико Карузо (Enrico Caruso),
  • Лучиано Паворотти (Luciano Pavorotti),
  • Пласидо Доминго (Placido Domingo),
  • Хосе Каррерас (Jose’ Carrerra),
  • Фёдора Шаляпина и других.

Архитектура

Здание театра Ла Скала построено в неоклассическом стиле и его фасад выглядит довольно сдержанно. Зато внутреннее убранство театра поражает своей роскошью и великолепием.

Фото: Moreno Soppelsa / Shutterstock.com

Здесь есть всё, что должно быть в театре: огромные зеркала, в которых отражается богато декорированное убранство интерьера, позолоченные украшения на стенах и искусная лепнина, покрытые бархатом сиденья.

Шикарная обстановка театра погружает зрителя в атмосферу аристократического блеска лучших оперных традиций Италии. Насладиться идеальным исполнением знаменитых опер первыми артистами современности на сцене Ла Скала приезжают мировые звезды и настоящие ценители искусства.

Легенды

Согласно преданию, при устройстве площадки для строительства театра Ла Скала на месте церкви была обнаружена плита из мрамора, на которой изображен известный мим времен Древнего Рима — Пилад.

Строители восприняли это событие как знак, свидетельствующий о выборе подходящего места для возведения театра.

Стоимость билета в театр Ла Скала

Если вы не претендуете на места в партере в день открытия сезона, то вполне можно купить билет на интересующий вас спектакль за приемлемую стоимость и насладиться великолепным действием на сцене.

Стоимость билета в театр варьируется от 20 евро и может достигать 200 Евро и выше, в зависимости от выбранного места и сезона.

Самыми дорогими традиционно являются места в ложе, на галерее, в партере, передние ряды в ложах. Также значительную денежную сумму придется потратить, если вы планируете посетить театр в день открытия сезона.