Роль архитектуры в развитии общества. Что значит архитектура для человека? Роль архитектуры в жизни людей

Архитекторы, как правило, постоянно думают об архитектуре. Не только об известных зданиях и проектах. В любой мелочи, попадающейся на глаза, я сразу ищу архитектурное начало, начинаю всматриваться в материал, форму, детали, освещение и так далее. Если же предстоит какая-нибудь поездка, то прежде всего я составляю список объектов, которые нужно обязательно успеть посмотреть. И 90% всех книг, что я купил для себя, — про архитектуру.

2. Люди уважают архитекторов

Даже если они не всегда понимают, чем конкретно архитектор занимается, есть сложившееся мнение об архитекторах как о высоконравственных и ответственных людях, которые работают, прежде всего, на благо человечества. По той же причине в кино и на телевидении главных персонажей часто изображают архитекторами.

3. Архитектура постоянно эволюционирует

Архитекторы не художники — мы работаем в постоянном контакте со строительными технологиями. Материалы и методики строительства все время развиваются, и архитекторы — как представители общественности в широком смысле слова — могут влиять на эти процессы. Создаются новые проекты и концепции, которые определяют вектор развития строительной отрасли. Архитектура — одна из немногих профессий, находящихся в постоянном движении.

4. Архитектор обладает свободой творчества и самовыражения

Работая с физической средой, архитектор постоянно имеет дело с конкретными условиями, которые часто направляют развитие проекта. Но уже внутри этих условий появляется полная свобода для выражения своих художественных задумок. Возьмите любой конкурс: все команды работают с единым техническим заданием, но результаты получаются совершенно разными. И так каждый раз.

5. Вы можете быть сами себе начальником

Даже если фирма состоит из одного человека, она все равно способна полноценно разрабатывать проекты практически любого масштаба. Вы можете единолично заявиться на крупный конкурс и выиграть его, обойдя при этом большие компании — не думаю, что существует много других профессий, где такое возможно. Я не раз видел проектные группы из трех человек, разрабатывающих строительную документацию для здания площадью более 100 тыс. кв. м.

6. Результат вашей работы осязаем

Любой, кто видит только что построенное здание, над которым он долго работал, поймет, о чем идет речь. Меня все еще переполняют эмоции, когда я вижу свой первый реализованный проект — это как управлять своей собственной лабораторией, где вы можете экспериментировать и совершенствовать вещи, которые считаете важными. В конце концов, не зря же архитекторы очень трепетно относятся к своим проектам.

7. Вы можете положительно влиять на жизнь людей

Очень полезно развивать личные отношения с клиентом, особенно зная, что этот процесс положительно повлияет на итоговый результат. Оценивая конечный продукт, люди признают роль, которую объект играет в обществе.

8. Каждый день архитектор экспериментирует

Несмотря на необходимость соблюдения конкретных строительных норм и технологий, к итоговому результату всегда можно прийти разными путями, и каждый из них будет верным. Потому что нет двух архитекторов, которые в идентичных обстоятельствах решат проблему одинаково. Можно сказать, что все вкладывают немного личного в каждый проект. Постоянно приходится пробовать новые приемы, изучать различные материалы и применять новые технологии в каждом проекте.

9. Архитектурная карьера продолжительна

Вы можете практиковать архитектуру столько времени, сколько захотите. В любом случае, вы всегда останетесь архитектором, даже если им больше и не работаете. Возможно, поэтому большинство архитекторов добиваются успеха уже ближе к 50 годам. Наверное, сначала необходимо прийти к некоего рода пониманию себя как личности, а уже потом начинать влиять на окружающую среду.

10. В рамках архитектурной профессии существует невероятное разнообразие сфер деятельности

В отличие от других профессий, вы получаете диплом архитектора без точного определения сферы деятельности. И это действительно замечательно, потому что, только закончив учебу, вы сами еще толком не знаете, что захотите делать в жизни. Вы можете кочевать между маленькими и большими фирмами, менять свою роль в процессе проектирования. Вы можете работать в различных топологиях: жилой, офисной, проектировать интерьеры… но все равно будете архитектором.

Бонус: Архитекторы могут носить очки странных форм. И им это сойдет с рук.

Живя в социальной среде, где господствует парадигма прямого угла, мы неизбежно испытываем на себе влияние тех энергий, которые эти формы генерируют. Человек же «соткан» из плавных, изогнутых поверхностей. Бог, создавая человека, не использовал ни одного прямого угла ни в клетках, ни в органах. Поэтому жизнь в плоскостных, кубических объёмах не просто вредна, а противопоказана как для здоровья физического тела человека, так и для полноценного психологического развития.

В последнее время все те, кто постигают принципы Природы, сознательно или подсознательно начинают уходить от прямых углов. Это проявляет себя в дизайне бытовой техники, машин, при постройке купольных домов – в них нет практически ни одного прямого угла, они очень эргономичны, обтекаемы, радуют глаз и душу, в них удобно. В интерьерах стали появляться пластичные линии и все живущие в подобных домах становятся более естественными и гармоничными.

Давно был подмечен тот факт, что от формы стола зависят результаты переговоров. Если встреча проходит за круглым столом, то участники встречи дружелюбны и доброжелательны, при решении даже самых непростых задач настроены конструктивно и способны проявить здравомыслие, поэтому наиболее вероятным в таких случаях будет достижение понимания и согласия, в то время как проведение переговоров за квадратным столом часто приводит к появлению неадекватных реакций и связанных с ними нерациональных решений, что способно негативно повлиять на исход переговоров.

Поражающие факторы города

Статистика утверждает, что на физическое здоровье человека влияют прежде всего образ жизни человека и окружающая его среда, и только потом уже различные другие факторы (наследственность, уровень здравоохранения и т.д.). Таким образом, на состояние здоровье человека существенное влияние оказывает то, где он живёт и в каких условиях он живёт.

Современные города, к сожалению, являются не комфортным местом для проживания и развития человека, поскольку являются источниками множества факторов, которые непрерывно разрушают физическое и психическое здоровье человека. Вот лишь некоторые из них - современная архитектура, не отражающая в себе принцип золотой пропорции, плотный электромагнитный смог, в котором буквально вынужден купаться человек, загрязнённый воздух, шум в широком спектре частот, включая инфразвуковую составляющую и т.д.

Золотая пропорция является фундаментальным принципом построения живой материи, поэтому всё что не соответствует этому принципу является нежизнеспособным и оказывает разрушающее воздействие на живые организмы одной только своей формой и пропорциями. Форма, в основе построения которой лежит сочетание принципа золотой пропорции и симметрии, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Известно, что здания, картины и музыкальные произведения воспринимаются совершенными только в том случае, если в них проявлен принцип золотой пропорции.

Принцип золотой пропорции заложен во всех формах живого вещества, от клетки до структурных элементов Поля Формы Земли и Вселенной. Это есть идеальная норма построения всего живого и развивающегося. Нарушение или несоответствие этому принципу всегда приводит к угнетению, задержке развития, к ослаблению и заболеванию, что в конечном счёте ведёт со временем к уничтожению живого организма.

Форма любого объекта и его пропорции формируются линиями, которые мы воспринимаем на визуальном и подсознательном уровне. Известен такой визуально-психологический эффект: из хаотичного набора точек, линий или световых пятен человеческий мозг на подсознательном уровне формирует упорядоченные картины, где внимание субъекта сосредотачивается на обобщённых таким образом группах символов. Затем включается сознание и, например, несколько светящихся точек на небе оно обводит контуром и человек решает назвать всё это созвездием Большой Медведицы. Когда же этот образ становится достоянием общественного сознания с громадной историей во многих поколениях, люди даже в живую, а не только умозрительно, начинают как бы «видеть» между звёзд светящиеся тончайшие линии, образующие знаменитый «ковш». Это свойство совместной деятельности умозрения и зрения есть их «привязка» к правильным структурам – системам образов, комплексам символов, устойчивым акцентам восприятия как сознательного, так и подсознательного уровня психики человека .

Таким образом архитектура, за счёт комбинации прямых и кривых линий, способна создать определённое умственное состояние, что оказывает воздействие на человеческое сознание и формирует соответствующий тип социального поведения. Следовательно, архитектура является инструментом формирования духовно-нравственного облика человека и общественного сознания.

С учётом сказанного давайте посмотрим, в окружении каких внешних форм пребывают жители многих современных городов и в каких условиях происходит развитие их сознания?

Однообразие с множеством «прямоугольных» домов-близнецов и кварталов, однотонных по окраске и имеющих большое количество однородных элементов – голые стены, монолитное стекло, асфальтовые покрытия – всё это организует среду, которая резко отличается от естественно-природной, в которой веками жил и формировался человек. В результате меняется поведение человека, подобные «агрессивные поля» современных городов провоцируют человека на соответствующие действия и способствуют возникновению и росту преступности.

По статистике, в районах типовой застройки наблюдается самый высокий процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Кроме того, специалистами давно уже замечено, что детская преступность в «спальных районах» Москвы примерно в 7 раз выше, чем в её центре. Неблагоприятная визуальная среда, когда человек вынужден постоянно пребывать среди зданий с искажёнными формами, приводит к возникновению и развитию психических заболеваний, падению нравственности и процветанию низменных качеств человеческой природы.

Нью-Йорк даёт разительный пример того, как планировка и высота зданий квартала влияют на количество преступлений. Наиболее опасными оказались крупные кварталы, застроенные зданиями свыше шести этажей. Согласно данным нью-йоркской полиции, число преступлений в небоскребах увеличивается почти пропорционально их высоте. Если в трёхэтажных домах совершается 8,8 преступления на тысячу жителей, то в шестнадцатиэтажных – до 20,2 . Любопытно и то, что четыре пятых всех преступлений совершаются именно внутри здания: не окружающие садики и скверики, а как раз сами дома наиболее опасны для их обитателей. На лестницах, в холлах и лифтах рост преступлений еще более впечатляет: от 2,6 на тысячу жителей в шестиэтажных домах до 11,5 на тысячу жителей в девятнадцатиэтажных – то есть более чем в 4 раза .

Ухудшает ситуацию обезличивание городов, которое началось ещё в советское время и приобрело грандиозный размах: несколько лет назад социологи Минска провели эксперимент, сопоставив названия улиц Минска, Москвы, Нижнего Новгорода и Донецка. Получилась поразительная по своему однообразию картина. Названия улиц в Минске совпали: с московскими – 333 раза, с нижегородскими – 336 раз, с донецкими – 375 раз. В этих четырех городах повторялось почти 70% названий улиц. Центральные площади в большинстве наших городов носят, как правило, имя Ленина, реже – Революции, Мира, Победы. А что можно сказать о безликих «типовых застройках» и кварталах «Красных строителей», воспроизводящих унылое однообразие советской действительности? .

По замыслу архитекторов революции именно Москва должна была превратиться в «образцовый социалистический город». В ходе реконструкции столицы была создана архитектурная среда, которая должна была постоянно воздействовать на человеческое сознание и подсознание, формируя новую психологию и соответствующий тип социального поведения проживающих в городе людей.

Выстраивая «небоскрёбы» и коммунальные «ковчеги» «социальных ячеек», переименовывая города и улицы, планомерно уничтожая всё многовековое своеобразие градостроительства, советские архитекторы тем самым насильственно меняли образ жизни жителей городов. Природная среда, осваиваемая подобным образом, стала постепенно превращаться в социально-обусловленную среду, «вторую» природу, и сознание этой второй природы – важнейшая функция архитектуры. Поэтому социальные процессы не только отображаются в архитектуре, но и формируются ею .

В архитектуре послереволюционного периода наиболее ярко проявились идеи конструктивизма, использующего по преимуществу простые геометрические формы (пирамиду, куб, цилиндр) и отличающегося показом самой конструкции и строительных материалов. Основоположником конструктивизма принято считать французского архитектора-мистика Ле Корбюзье, который отказался от использования элементов классической ордерной системы и перешёл к постройкам из стекла и бетона. Он использовал идеи существовавшие ещё в древнем мире, смысл которых заключался в том, что некоторая комбинация из прямых и кривых линий может создать определённое умственное состояние. В России последователями конструктивизма стали прежде всего московские архитекторы братья Веснины, Константин Мельников, Владимир Татлин, Борис Иофан – родственник Кагановича, главного разрушителя исторической части города. Этот эксперимент, отрабатывавшийся в столице, впоследствии переносился и тиражировался по всей стране.

Одной из первых задач, поставленных перед советскими архитекторами, было создание нового высотного силуэта города, планировалось «взорвать пространство» динамикой абстрактных форм. В литературе архитекторов того времени прямо не говорится о конструктивизме как об одном из средств деструктивного воздействия на сознание и подсознание человека, но признаётся, что если человека «заставить смотреть на неблаговидные и асимметричные структуры, которые обусловят в нём низменные чувства, тогда он будет склонен к аналогичным же поступкам. Например, если посреди города поставить плохо спроектированное здание, в этом городе будут рождаться неудачные дети, а мужчины и женщины, глядя на уродливые структуры, будут вести негармоничную жизнь» .

Вредное воздействие типовых застроек, простых геометрических форм и зданий, построенных без учёта принципа золотой пропорции уже невозможно отрицать, однако архитекторы продолжают их проектировать и продолжают строиться здания, которые создают дополнительный психоэмоциональный дискомфорт в нашем и без того не слишком спокойном обществе. Одним из примеров подобного строительства является павильон «Форум» выставочного комплекса на Красной Пресне.

По архитектуре можно судить о тех процессах, которые зарождаются и будут происходить в обществе в дальнейшем, так как архитектура напрямую влияет на сознание человека. Исследователи того или иного периода в истории по архитектуре могут оценить нравственные приоритеты общества и его элиты, наличие и следование тем или иным взглядам, экономическое благосостояние общества, а также вектор движения в целом – в направлении развития или деградации.

Архитектура – объективный судья на историческом ринге. Безстрастно вскрывая суть политического строя, счищая шелуху лозунгов и обмана, она объективно даёт оценку жизни общества. И, как «слово, воплощённое в камне», она может убивать или животворить .

Небоскрёбы современных городов – это зримые символы духовного и физического пленения народа, разрушающие многовековое своеобразие градостроительства.

Чикаго - один из центров архитектуры США, родина

небоскребов. Набережная Чикаго...

И его московская копия. Сооружения делового центра «Москва-Сити» на набережной Москвы-реки.

Правительства некоторых стран уже предпринимают конкретные шаги, направленные на оздоровление окружающей городской среды. В 1974 году в Сент-Луисе (штат Миссури, США) был снесён целый жилой квартал, один в один похожий на типичный квартал в любом городе Советского Союза. Жилой комплекс "Прюитт-Игоу" (Pruitt-Igoe) называли тогда самым амбициозным проектом жилого строительства в США в послевоенное время.

В прессе район окрестили высотным пригородом, квартал получил первую премию на престижном конкурсе "Архитектурный форум". «Прюитт-Игоу" состоял из 33-х 11-этажных типовых жилых зданий. Район был рассчитан на проживание 12 тыс. человек. По фотографиям кажется, что находишься на в американском штате, а где-нибудь в московских Черемушках... Целью создания комплекса было решение проблемы жилья для молодых квартиросъемщиков, относящихся к среднему классу.

Открытие жилого комплекса состоялось в 1956 году и по началу всё выглядело радужно. Концепцию квартала планировалось масштабировать по всем Соединенным Штатам. Однако, уже через год, квартал начал превращаться в гетто, пришлось установить антивандальные двери и светильники, полиция стала отказываться приезжать по вызову в район, в 1970 году город объявили зоной бедствия и началось отселение жильцов. Заброшенные здания заполнили наркоманы и бомжи. Из-за нечеловеческих условий жизни в 1972 году начался снос жилого комплекса "Прюитт-Игоу", который был завершён в 1974 году .

Приведённые примеры свидетельствует о том, что архитектура способна влиять на сознание человека и формировать соответствующий тип социального поведения. Понимание этого факта позволяет принципиально по-другому относиться к постройке или приобретению дома, в котором каждый из нас будет жить или работать, ведь от этого будет зависеть психоэмоциональное состояние, состояние здоровья и судьба человека в целом.

Руское деревянное зодчество

В традиционном руском обществе весь архитектурный облик был осмысленным: Традиция диктовала форму и содержание. Среда несла в себе смысл, была кристализованным выражением понимания человеком Мiра.

Дерево занимало в руской Традиции одно из центральных мест: это и Мировое Древо, и Древо Предков, и лес, как часть космогонии. Деревянная колыбель встречала нового человека в этом мире, и деревянный же ящик становился его последним пристанищем для его тела. И, конечно, изначально Русь обретала свой облик в деревянной архитектуре.

Эко-архитектура

В последние несколько десятилетий в мировой архитектуре самым востребованным направлением становится экологическое строительство. Экологическая (зелёная архитектура) в технологиях строительства и дизайна реализует природные формы, опирается на идеи сохранения и поддержания здоровой экологической среды, призвана создавать благоприятные условия для существования и развития человеческого общества.

Благоприятная среда включает в себя ряд факторов: шумоизоляцию, достаточное количество света, тепла и воздуха и, что немаловажно - красивое пространство. Если это пространство будет только радовать глаз и создавать дружелюбную окружающую среду при помощи архитектурных средств и грамотных планировочных решений - то это хорошая архитектура или даже визуальная экология. А если оно ещё и послужит практическим целям (энергосбережению, возобновлению природных ресурсов и т.п.), то будет уже архитектурой экологической.

Примеры эко-архитектуры будущего

Домик Сачин Дендулкара

Культурный центр в Новой Каледонии (архитектор Jean-Marie Tjibaou)

Проект экологических зданий для Парижа (архитектор Винсан Каллебо (Vincent Callebaut))

Проект «Aequorea» (архитектор Винсан Каллебо (Vincent Callebaut))

Литература:

Гребнев В.Н., Архитектура Ноосферы, http://www.sfera-grifona.com/

Архипов В.В. Площадь воскресения России. ОБРАЗ МIРА или ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗЕМЛИhttp://arhipovvv.narod.ru/001_Terra_incognita_page06.html

Архипов В.В. Площадь воскресения России. Большое яблокоhttp://arhipovvv.narod.ru/04_Obraz_mira_Bolchoe_yabloko.html

Архипов В.В. Площадь воскресения России. Криминальная революцияhttp://arhipovvv.narod.ru/02_Taina_Kriminalnaya_revoluciya.html

Илиади А.Н. Архитектура как универсальная форма человеческой деятельности / Книга об архитектуре. М. 1973. С. 135.

Холл. Указ. соч. С. 680.

Почему в США не строят типовые дома, как в СССР. http://realty.rbc.ru/articles/23/05/2013/562949987048704.shtml

Эстетика деревянного зодчества http://cont.ws/post/121217

Оригинальный проект экологических домов для Парижа

Данный учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конст-
руктивных искусств - архитектуре и дизайну и их месту в семье уже зна-
комых нам пластических искусств (изобразительное, декоративное). Эти
виды связаны многими общими формами выразительных средств и жиз-
ненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они
в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архи-
тектура как искусство возникла с зарождением человеческого общества.
Первобытные жилые постройки и ритуальные сооружения (менгиры,
дольмены, кромлехи) доносят до нас формы и содержание взаимоотно-
шений и миропонимания людей тех веков.

Архитектура любого века, любого народа также является памятником
человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и религиозных
постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реа-
лизации определенную среду. С изменением отношений в обществе ме-
няется сама архитектура. Однако язык этого вида искусства всегда стро-
ился и строится ныне на организации пространства (здания, города, села,
парка) и его проживании человеком. В основе - по-разному используемые
одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, простран-
ство, фактура, цвет и т.д.)."

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предтечей можно считать
первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида
искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриаль-
ного производства. Дизайн ныне имеет отношение к созданию всего окру-
жающего нас предметного мира. От одежды, мебели, посуды, до машин,
станков и т.д. Ныне трудно определить к архитектуре или дизайну среды
относится организация, например, парков, выставок, павильонов и т.д.
Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного
языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в
один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктив-
ных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-


объемной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При
таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержа-
нием
композиции, плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде "второй природы", соз-
данной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квали-
фицированным пользователем всем этим сложным миром построек, кон-
струкций, предметов, материалов он должен быть элементарно грамотен
как в языке этих искусств, так и в основах их бытования. Познавать эти
виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жиз-
ненных функций. Оптимально эти знания и их развитие возможно полу-
чить только в соединении теоретического изучения их функций и практи-
ческой работы по моделированию основополагающих элементов этих
искусств.

Изучение конструктивных искусств в данном тематическом блоке,
прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по
архитектуре и дизайну, освоенный учащимися, работавшими по этой про-
грамме в начальной школе (три вида художественной деятельности -
изобразительный, декоративный, конструктивный).

Тема 1. АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН - КОНСТРУКТИВНЫЕ
ИСКУССТВА В РЯДУ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

Конструктивные искусства в ряду пластических искусств. Общее и раз-
ное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и
изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн - как "вторая при-
рода", как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современ-
ной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Раз-
нообразие полиграфического дизайна. Его художественно-компо-
зиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; вырезки из периодиче-
ских изданий (фото, фрагменты шрифтов, заголовков и колоночного тек-
ста, графические элементы), клей, ножницы, гуашь, кисть.

Зрительный ряд: П. Брейгель "Перепись в Вифлееме". Вермеер
Дельфтский "Улочка". Каналетто "Дворец дожей в Венеции". Версаль
(спальня Людовика, Зеркальный зал). К. Малевич "Черный квадрат",
"Супрематическая композиция". Образцы шрифтовых плакатов с "пятном".
В. Кандинский "Композиция". П. Мондриан "Композиция". "Искусство
шрифта". Сборник. Логотип, фотоплакат, образцы обложек и разворотов
журналов.


Дизайн и архитектура - единство художественной и материальной
культуры
(1-2 ч)

Исторические аспекты возникновения искусства архитектуры и дизай-
на. Специфика художественного языка и функционирования двух видов
конструктивных искусств. Общее и разное конструктивных и изобрази-
тельных искусств - как видов художественной культуры. Предметно-
вещный мир окружающей нас среды. Искусство и промышленность. По-
нимание дизайна и архитектуры как сферы художественной и материаль-
ной культур. Функционально-эстетическое единство образного в архитек-
туре и дизайне. О композиционных основах конструктивного творчества.

Тема раскрывается в форме беседы и аналитически-композиционной
работы с иллюстративным материалом по раскрываемым вопросам.

Основы композиции в конструктивных искусствах

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основы компо-
зиции: симметрия и асимметрия, гармония, контраст, баланс масс и ее
простейшие элементы (прямоугольники, прямые, точки и др.) Композиция
центровая и разомкнутая.

Тема решается как создание графических коллажей для решения ком-
позиционных задач: гармонизацию и баланс черно-белых масс (прямо-
угольников и линий), их симметрию и асимметрию и др.

Художественно-эмоциональная выразительность плоскостной
композиции

Решение простейшими композиционными элементами художественно-
эмоциональных задач. Ритм и движение, разряженность и напряженность.
Прямые линии и произвольно-свободные формы линий и пятен. Образно-
художественная осмысленность и содержательность простейших плоско-
стных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая
новый образ. Переход от простейших композиций к макету полиграфиче-
ского дизайна (открытка, плакат, реклама).

Тема решается в процессе создания коллажно-графических работ с
разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свобод-
ной и др.).

Формы графического дизайна

Книга - синтез слова и изображения. Искусство шрифта (1-2 ч)
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения. Искусство шрифта и введение фото-
изображения в композицию. Понимание печатного слова, типографской
строки, графического и фотоизображения - как элементов плоскостной
композиции. Коллажная композиция: образность и технология.


Практически тема решается как композиционные построения из строк
и фотоизображений (коллаж или компьютер), а также как графически-
композиционный анализ образного строя различных видов полиграфиче-
ского дизайна (книг, журналов, рекламы и др.).

Принципы композиционных построений в полиграфическом ди-
зайне (Макет разворота или обложки журнала) (2-4
ч)

Макет полиграфического издания - образно-смысловое единство изо-
бразительных и текстовых элементов в решении плоскостной композиции
полиграфического издания.

Тема решается в практической работе над макетом разворота или об-
ложки журнала с использованием шрифтового и изобразительного компо-
нента (коллаж или компьютер).

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ
(7-14 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктив-
ных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градо-
строительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и соци-
альных условий со строительством зданий и организацией городской сре-
ды. Проживание пространства - основа образной выразительности архи-
тектуры.

Здание - объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание
архитектуры - как объемно-пространственного художественного мышле-
ния. От плоскостного изображения к макетированию объемно-прост-
ранственных композиций.