Лидваль (начало). Доходный дом И

Д ом Лидваля - памятник северного модерна в Санкт-Петербурге.
Это один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу матери, который позже и сделал его знаменитым. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, совсем рядом с метро Горьковская и его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".

Раньше на этом участке находились ламповая и бронзовая фабрики. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был И.А. Кумберг.

В 1898 году объединённый участок купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля.

Скорее всего не обошлось без инсайдерской информации, ведь Ида Амлия была женой придворного портного... При покупке участки не представляли из себя ничего особенного. Но после открытия Троицкого моста, сам Каменноостровский проспект превратился в "русскую Рублевку" того времени (близость к центру и удобство перемещения). Земельный участок сразу резко вырос в цене, а этот доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге.

Доходный дом Иды Амалии Лидваль это первая самостоятельная работа ее сына, выдающегося архитектора Ф. И. Лидваля (ссылка на Вики) и была выполнена по заказу его матери. Старые фото (С) pastvu.com

Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до своей кончины в 1915 году сама Ида Лидваль. В соседних квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард Лидваль и Фёдор Лидваль, а на первом этаже дома до 1918 года размещалось архитектурное проектное бюро Ф. И. Лидваля.

Звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение, хотя сам дом несимметричен. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия).

И рыси и грибочки замечательные)))

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году, явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» - Lidvall. Картины на лестнице - мозаика.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами.

В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники.

Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью (возможно это легенда).
Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, отражаясь внутри на стенах и делая помещения еще более воздушными.

В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Старая надпись с советских времен "Кировский проспект".

В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Ю. М. Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Инфа и некоторые фото (С) Википедия и интернет.

По правую руку под № 1 и 3 дома Лидваля. Это собственно один дом, построенный в виде буквы П. Центральная часть его отделена от улицы сквером. Это новый тип построек.
Парадный двор отгорожен от улицы решеткой с гранитными столбиками, на них фонари. Правый и левый корпус, примыкающие к тротуару, не вполне симметричны. У правого - застекленная веранда. Два дворика находятся слева и справа от парадного двора со сквером. К ним можно пройти под арками. Оба они очень невелики, но прекрасно оборудованы необходимым.
Бросается в глаза окраска этого трехрядного дома. Его основание пепельно-серое из камня. Верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона. Чередуются темные со светлыми. Интересны украшения, они неожиданны и весьма разнообразны. Мы найдем: филина, ворона на ели, паука на его паутине, зайца, а наряду с ними стилизованные тюльпаны и юноша на фоне восходящего солнца, похожий на Зигфрида. Линии волнующиеся, с мягкими очертаниями, широкие и плавные. Архитектурный облик здания несколько расплывчатый. На центральной части дата его постройки: 1902 год.
В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.
Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания. Перед нами \характерный памятник эпохи символизма, увлечения северными мотивами, эпохи склонной к
романтическим настроениям. В это время сложился особый архитектурный стиль „модерн", который быстро расцвел и еще быстрее отцвел. Описать его архитектурную конструкцию весьма трудно.
Все эффекты его чисто декоративны. Стилю модерн свойственны башенки, фонари, выступающие из плоскости дома, срезанные углы, тяжело декорированные диким камнем двери, стремление придать зданию черты замка.
Ассиметричность весьма характерна для этого стиля. Окраска обычно состоит из нескольких полутонов, иногда вставлены яркие инкрустации (зеленые, синие), как вышивка на платье. Декоративные украшения даны причудливыми, извивающимися, растянутыми линиями; их сюжеты взяты из образов „декадентской" поэзии.
В Ленинграде очень много домов этого стиля. На улице Красных Зорь, которая усиленно застраивалась в начале XX в., мы часто будем встречаться с ними.
Хозяин этого дома носил фамилию, стяжавшую себе печальную славу в 1905 г. Некий Лидваль, по поручению товарища министра внутренних дел Гурко, должен был вследствие неурожая произвести закупку хлеба. Дело велось так корыстно, что вызвало крупный скандал, сильно взволновавший общественное мнение. Гурко был предан суду Сената.
В настоящее время в доме Лидваля приютился ряд учреждений для детей; среди них 188-й детский дом.

(Анциферов Н. Дом Лидваля // Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец.

Л. Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925., добавил miraru1)

В Санкт-Петербурге, между Каменноостровским проспектом и улицей Малой Посадской, напротив выхода станции метро Горьковская находится дом Лидваля.

Земля под постройку этого здания была приобретена Идой Лидваль, которая оставшись вдовой с восемью детьми, послушала совета своего третьего сына Федора и вложила деньги в относительно недорогой земельный участок. Ида Лидваль не прогадала. После начала возведения Троицкого моста в 1897 г., цена на участки и дома в том районе сильно возросла. Поскольку место стали считать перспективным, Ида Лидваль решила построить здесь большой доходный дом. С просьбой разработать его проект она обратилась к своему сыну Федору Ивановичу Лидвалю выпускнику архитектурного отделения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1898 году молодой архитектор Федор Лидваль приступил к осуществлению своего первого крупного архитектурного проекта.

В разработке концепции будущего здания Федор Лидваль использовал стилистику очень модного в то время северного модерна. В плане дом Лидваля представляет собой неправильный многоугольник, обращенный к Каменноостровскому проспекту с большим открытым двором. В главной части архитектурного ансамбля – три корпуса разной высоты, которые визуально связывают центральный пятиэтажный корпус с проспектом. Асимметричные боковые корпуса – четырехэтажный справа и трехэтажный слева - образуют уютный внутренний двор с палисадниками и клумбами. Разноэтажность корпусов связана с особенностями внутренней планировки квартир, все помещения которых функциональны, просторны и удобны.

Отделка здания – достаточно строгая. Первый этаж полностью декорирован колотым бутовым камнем. Композиция фасада строго симметрична. Однако в отделке присутствуют ненавязчивые легкие элементы декора, придающие доходному дому Лидваля поэтический облик: рельефы животных, растений, птиц, кованные и литые металлические элементы, цветная штукатурка, небольшая криволинейность в завершениях окон и карнизов. По некоторым данным в окна дома первоначально были вставлены стекла с фасетом, что создавало замечательный эффект – под лучами стекла переливались всеми цветами радуги. Арки и порталы подъездов украшены резными рельефами из тальк-хлорита с изображениями лесных животных, растений и диких птиц. Один из сюжетов связан с филином, который является неизменным атрибутом зданий, построенных в стиле северного модерна. Порталы украшают рельефы с переплетенными корнями деревьев в которых затаились ящерки, волком, наблюдающим из засады за зайцами, лесными папоротниками, грибами, насекомыми. Эти мотивы перекликаются с орнаментами балконных решеток на которых есть пауки в паутине, цветы, листья.

Строительство дома Лидваля было завершено в 1904 году. Семейству Лидвалей было отведено северное крыло здания. Здесь до своей смерти в 1915 году жила Ида Амалия Лидваль. На первом этаже долгое время находилось проектное бюро Федора Ивановича Лидваля.

После революции летом 1918 года Федор Иванович Лидваль навсегда уехал из России в Швецию к своей семье, которая эмигрировала ранее. В годы революционного террора его жизнь была вне опасности только благодаря тому, что он, будучи коренным петербуржцем, имел шведское гражданство, которое было и у всех его домашних. Воссоединившись с родными, он жил в Стокгольме. Принимал участие в проектировании 60 зданий. Однако далеко не все творения зодчего выдерживают хоть какое-то сравнение с его первым детищем – домом на Каменноостровском проспекте. Умер архитектор в 1945 году.

Жильцами доходного дома Лидваля в разное время были известный русский живописец К.С. Петров-Водкин, генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, народный артист СССР Ю. Юрьев.


В самом начале Большой Морской в 1907-1912 годах по проекту архитектора Ф. И. Лидваля было сооружено здание Азово-Донского банка (дом № 3-5) . В настоящее время здесь размещается междугородная телефонная станция, услугами которой вам, возможно, придется воспользоваться.

Лидваль Федор Иванович
Годы жизни: 1870 - 1945
Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.
За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.
На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.
В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.
Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.
Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.
В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.
В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.
Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.
Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.
В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.
Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.
Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.
Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).
Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.
В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.
Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.
Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.
Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).
Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),
особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.
В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.
Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.
В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.

История участка, на котором сейчас находится дом Лидваль, начинается с 1849 года. В том году между Малой Посадской и Кронверкским проспектом, стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни. В 1857 году часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Новая владелица построила один жилой дом и четыре нежилых постройки. На этом участке ее муж, немецкий предприниматель, купец 2 гильдии Иван Кумберг в 1851 году основал ламповую и бронзовую фабрику. На промышленной выставке в 1861 году он получил одну из наград. К этому времени на фабрике работало 50 человек. Годовой оборот её был около 110 тысяч рублей. Вскоре фабрика расширилась и стала в 1875 году заводом бронзовых изделий. Владельцам его оставался И. А. Кумберг. Заведующими заводом были Иоганн Кокс и Рихард Коордт. Фамильная ценность – керосиновая лампа с надписью «И. А. Кумберг» находится сейчас в музее арт-галереи «Питерская мансарда».

В 1863-1889 годах этот большой участок приобрел Меклотлин, который возвел две деревянные нежилые постройки. В 1896 году весь участок был поделен на два: С. В.Фелькеля (под №1) и А. А.Кумберг (под №3). Спустя 2 года они перешли к Я. П. Коксу, прусскому подданному, занимавшемуся металлической мануфактурой.
Но уже 28 сентября 1898 года участок был куплен матерью архитектора Ф. Лидваля. Земля была куплена в кредит. Ида Бальтзаровна Лидваль просила Кредитное Общество выдать ей, под залог означенного имущества, ссуду 42% облигациями, которая по правилам Устава Общества причитается на 37 ½ лет срока.

23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую Управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле. Разрешение было дано 14 апреля 1899 года, а 24 апреля Ф. И. Лидваль уже просит поставить временный забор, что означало начало строительства.
В связи с тем, что у проспекта стояли каменные и деревянные жилые флигели, строительство всего комплекса началось в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году четырехэтажный корпус был возведен и занимал 130,25 квадратных сажень. Он включал, преимущественно пятикомнатные квартиры, в которые кроме комнат входили людские, ванные, буфетные, передние, кухни, клозеты.

Архитектурное решение дома Лидваля на Каменноостровском проспекте

Дом на одно из ранних произведений Ф. Лидваля. Это выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка. Здание состоит из нескольких разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором курдонёром (cour d"honneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными. По словам Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые.

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Боковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И. Е. Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В. В. Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, «горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем.

Курдонер и решетка дома Лидваль

От здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения – картуш с датой окончания главной части комплекса «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты – голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями.
Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле.

Дом Лидваля – яркий представитель северного модерна в Петербурге

Постройка дома И. Б. Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П. Т. Бадаева (ул. Восстания, 19), спроектированного архитекторами В. И. и Г. А. Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха.

Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.

Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара».
Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» – первой в фамилии хозяев – Lidvall.

Первые обитатели дома Лидваль

После постройки поселился в этом здании сразу: князь Ухтомский, бельгийский подданный Теньшан, преподаватель гимназии Желобовский. Плата за проживание в такой квартире в течение года колебалась от 1200 до 1400 рублей, в зависимости от этажа и выхода окон. В квартире №6 в то время жил художник и архитектор Ф. Ф. Постельс.
В 1901-1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замкнувший косоугольный внутренний двор. Он занимал 203,36 квадратных сажень. В этом корпусе количество комнат в квартирах разное. Например, в двухкомнатных жили: купчиха Сапожникова О. С., Былинский В. Г., Лесснер Р. Г. Шестикомнатную квартиру № 16 на 1 этаже занимал архитектор А. Г. Гавеман, выпускник Академии Художеств (1898).

Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль. В соседних квартирах №21 и №23 на этом же этаже проживали ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В конце 1903 года возвели левый 3-х этажный, частью 4-х этажный флигель. Его площадь составляла 169,61 квадратных сажень. Здесь было всего 5 квартир. В квартире №26 жил коллежский советник А. Д. Покотилов. А в соседней 27-ой проживала однофамилица Мария Константиновна. До смерти мужа архитектора Д. В. Покотилова она еще жила в доме Лидваль, но вскоре переехала в собственный особняк на Каменноостровском проспекте под №48. Остальные квартиры на время составления описи в 1904 году еще пустовали. В первом этаже находилось техническое бюро архитектора. Сотрудники бюро в январе-марте 1915 года выпускали ежемесячник содружества «Посадская 5».

Наконец в 1904 году построили последнее здание в этом комплексе – правый флигель. Здесь было расположено 9 квартир. В квартире №30 и №34 жили британские подданные – Гот Елизавета Ивановна и Ж. Вард Яковлевич. В объединенных квартирах №31 и №36 на 3 этаже жила семья светлейшего князя Радзивилла. Этажом выше, в квартирах №33 и №38, жила семья генерал-адъютанта Куропаткина.

Квартиры Радзивилла и Куропаткина стоили по 9000 руб. в год. Эта цена очень высокая для того времени. Если считать, что, например, преподаватель гимназии Желобовский, проживая в 4-х комнатной квартире, платил за нее 75 руб. в месяц, с зарплатой 150-190 рублей. Но цена того стоила. Ведь в планировке квартир Лидваль уделял большое внимание расположению помещений, вопросам комфорта, гигиены и освещения.

Отделка дома Лидваль

Не смотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, архитектору удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как кладовки или вспомогательные помещения. Этот дом относится к типу доходных, т.к. был рассчитан на жильцов любого слоя, в чем мы смогли убедиться. Все квартиры были одинаково благоустроены, отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на юг, восток или запад.

Так же с помощью документов тех лет, мы можем представить внутреннюю отделку дома. Полы в квартирах были мозаичные, и паркетные, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки деревянные – дубовой и березовой отделки. Были установлены голландские, амовские, русские и майоликовые печи – голландские и мраморные камины. В ваннах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. В доме были окна цельные и решетчатые, в которые вставлялись стекла с алмазной гранью. Эти стекла играли на солнце всеми цветами радуги.
В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приемные комнаты, уборные, прачечные, гладильные. Но самое главное новшество этого времени – лифт.

Ф. И. Лидваль и его семья

С 1904 года по 1917 год Ф. И. Лидваль и его семья жили в доме на Каменноостровском проспекте в доме № 1/3, но после Февральской революции посланник Брендстрем посоветовал ему отправить семью в Швецию в надежде, что ситуация стабилизируется. Поэтому жена и дети Лидваля провели лето в стокгольмских шхерах. В августе 1917 года скончался отец госпожи Лидваль и она отправилась в Петроград, где находился в это время ее муж. Дети по-прежнему оставались в Швеции, куда она вернулась в сентябре. Этот приезд стал ее последним пребыванием в городе, в котором она родилась и выросла.

По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф. И. Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года (она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь.
В 1919 году Шведское государство учредило «Русскую комиссию по имуществу», задачей которой являлось защитить интересы шведов в России, как частных лиц, так и предприятий. Среди тех, кто потерял больше всего, были семьи Лидвалей - архитектора и портных. Общая сумма требований Лидваля к Советскому государству достигало 1.792.520 крон, что соответствует 70-80 млн. нынешних крон. Сюда относились стоимости домов: на Зелениной улице, 20/15 (приобретен в 1910 году), на Безбородкинском проспекте,14 (приобретен в 1915 году), на Большом проспекте Васильевского острова, 99-101 (приобретен в 1916 году). Документы, подтверждающие право владения, имелись в ячейке № 700 Петроградского отделения Азовско-Донского банка. Жена Маргарет выставила требование в размере 375.000 крон. Но им ничего не вернули.

В 1920 году 25 февраля архитектор Юхан Фредерих Лидваль и его семья были зарегистрированы в приходе Хедвиг Элеоноры в столице Швеции.

Карьера Ф. И. Лидваль в Швеции


Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю – отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».

Ф. Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоятельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами.

Федор Иванович Лидваль, великий русский архитектор

Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф. И. Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945 года. Он похоронен в на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма).
Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля (А. А. Оль, Р. И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры.