Описание картины Левитана «Лесистый берег. Сочинение по картине И

Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер рус­ского пейзажа - за свою недолгую жизнь успел со­здать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин «Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются. Его работы хранятся в круп­нейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яр­кие образы России. По словам художника И. Грабаря «Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пей­заже… Смог… создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейза­жа, по справедливости названного «левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмот­ре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, ме­ланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой ре­ки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимаю­щаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологий - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селе­нья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт рас­тительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки со­сен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гоня­щий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдат­ский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёз­ка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылез­шими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмы­вала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было пере­двигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто дере­вья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

Среди великих пейзажистов работы И. И. Левитана узнаваемы во всем мире. С одной стороны, они отражают реальность, существующую в родном крае в виде неподражаемых пейзажей. С другой, изображения явлений окружающего мира несут определенный философский смысл.

Одна из работ художника называется «Лесистый берег». На ней представлено наступление сумерек. Краски сгущаются, большую часть полотна занимают темные оттенки, что не противоречит законам природы, а наоборот, знакомит с тем состоянием природы в лесу, которое наступает перед приходом ночи.

Не слишком широкая река делит картину на две неодинаковые части. Благодаря темно-синему цвету воды в ней создается ощущение, что это место очень глубокое. Именно поэтому не покидает чувство скрытой тайны. Извилистая река уходит вправо, не раскрывая до конца дальнейшего хода своего течения. В настоящий момент в природе такое затишье, что вода будто замерла на одном месте.

Слева взору открывается огромный обрыв, глядя на который возникает мысль об опасности. Настолько сыпучими кажутся представленные автором картины пески, а сухие корни на берегу безжизненными, что каждый, кто видит эту работу, невольно задумывается о скоротечности жизни и вечности, о том, что все руках Божиих. На этой же стороне изображен густой сосновый лес, который с наступлением темноту поторопился погрузиться в грозный зеленый цвет. Лишь изредка кое-где просматриваются крепкие коричневые стволы хвойных деревьев. Некоторым деревьям суждено корнями уцепиться на склоне обрыва, будто оставаясь на плаву. Этот дремучий лесной массив четко отражается в темных водах реки.

Противоположный берег представляет более спокойную обстановку, хотя видна его небольшая часть. Это песчаное место художник определил как пляжное, где покой, нет обрыва и опасности.

На небе не осталось ни облачка. Воздушные просторы мрачные, но выражают лишь вечернее умиротворение, которое привычно для этого времени суток и безветренной погоды.

Таким образом, в картине И. И. Левитана «Лесистый берег» есть собственное настроение, связанное предчувствием загадочных обстоятельств. На подобные думы наводят подобранные художником тона, выбор времени суток и места изображения пейзажа. Этот природный уголок является еще одним напоминанием того, что в родном краю бесчисленное количество таинственных пейзажей, где можно освободиться от ненужных мыслей, принять правильные решения благодаря полной гармонии и покою.

Сочинение №2

Водная гладь на картине заставляет задуматься о «вечном», дарит тепло и спокойствие. Близится вечер, даже лес застыл в его ожидании. Река тиха и спокойна. Однако делится она на два «противоборствующих» лагеря, одним из которых является крутой берег, а другим – ухоженный пляж. Однако эти две противоположности не портят и не отрицают друг друга, а наоборот – создают весьма прелестное сочетание, от которого просто невозможно оторвать взор.

Зрителю словно предоставляется выбор, где оставить навек свое сердце? На лоне дикой природы, близ загадочного леса или там, где отдых полон релаксации и комфорта? Ответ здесь прост: каждый выбирает то, что по душе.

Цветовая гамма достаточно гармонична и приятна. А талант Левитана и его внимание к деталям делают природу многогранной. Оттенки теплые – не пугают даже загадочная темная вода и осыпающийся берег, на котором, к слову, присутствуют и корни вырубленных деревьев.

Создается впечатление, что еще немного – и человечество покусится и на этот девственный кусочек природы, дабы превратить его в такой же пляж, как тот, что показан справа. Кажется, работы уже начались, потому скоро прекрасному лесу настанет конец.

Кто знает, возможно против этого «протестует» художник. Ведь насколько бы выгодными и удобными не казались нам блага цивилизации, достаточно печально осознавать, что с каждым годом первозданность и гармония природы нарушаются все больше и больше. И скоро заводы полностью вытеснят огромное количество лесов, полей, степей и пр.

Конечно же, Левитан не застал всего этого. Но кто знает? Возможно, живописец предчувствовал исход событий – как все мы знаем, великие умеют опережать свое время.

Так или иначе, полотно весьма живописно и приятно. Невольно кажется, что зритель и сам присутствует на отрывистом берегу и чувствует под своей ступней хрупкую, осыпающуюся землю.

Картина обладает неимоверным реализмом, создает невероятную атмосферу. Цвета и оттенки приятные, завораживающие. Автор действительно был мастером своего дела, умевшим создавать настоящие шедевры, неповторимые и уникальные – те, что запомнятся на все времена.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер русского пейзажа - за свою недолгую жизнь успел создать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин «Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются. Его работы хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яркие образы России. По словам художника И. Грабаря «Он самый большой поэт... и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже... Смог... создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмотре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, меланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.
Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он наслаждался видами местной природы, выбирал понравившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нисходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.
Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.
На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологий - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими “ деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.
На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.
У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы.
Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Исаак Левитан - потрясающий по своему мастерству русский пейзажист. Каждая его картина неповторимая и запоминающаяся. В его работах зрителей не перестает удивлять сочетание простоты и глубины. Каждый русский человек сможет найти в них что-то свое, близкое сердцу. Таковой является и картина «Лесистый берег», написанная художником в 1892 году.

Автор масляными красками изобразил на большом холсте вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области, где он жил какое-то время после выдворения из Москвы. Он часто прогуливался по окрестностям, любовался природой, а заодно выбирал понравившиеся места для своих будущих работ. Вскоре любимым местом для вечернего отдыха Левитана стал берег реки у пологой долины. Художника, видавшего множество прекрасных мест, поразило разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса к пустынному берегу реки.

Для Левитана этот переход напомнил его собственную жизнь: попытка вырваться, стремление вперед, бурный рост, а затем резкое падение вниз и снова тихое равномерное движение вперед.

Вечер - любимое время суток художника. Его завораживал повторяющийся каждый день, но в тот же момент неповторимый, переход от дня к ночи, когда небо темнело, а все вокруг затихало, постепенно готовясь ко сну. Левитан видел в этом некую загадку. Вот и для своей картины художник выбрал именно момент наступления сумерек. Уже потемневшее небо немного освещено красным светом заходящего солнца. Его отблески подкрасили толстые стволы в цвет золота.

На переднем плане мы видим небольшую реку, которая делая медленный широкий поворот, стремится вдаль. Берега у нее разные, совершенно непохожие друг на друга: один пологий, другой обрывистый. Даже цвет песка на них очень отличается: сверху он жёлтый, внизу почти что белый. Правый берег немного зарос травой, а, быть может, часть растительности уже вытоптана купающимися и рыбачащими здесь людьми или пасущимся домашним скотом. Обрывистый берег покрыт густой растительностью. Здесь есть и трава, мелкий кустарник, и деревья.

Вода в реке напоминает зеркало. Она отражает берег, сосны и небо в закате. Вода спокойна, ее не тревожит ветер. Вся картина буквально дышит умиротворённостью и покоем.

На высоком берегу растут сосны и лиственницы. Они стоят близко друг к другу, словно защищая реку от чего-то, боясь пропустить кого-то. Они берегут тишину и чистоту. Только одна берёза у самого края леса выгнулась вперед, будто желая убежать от других деревьев, вырваться из плена сосен. Вдоль обрывистого берега видны большие пни спиленных деревьев.

Их корни вылезли из земли и стали похожи на лапы загадочных сказочных героев. Несколько пней стоят в кружке. Издалека кажется, что это старички, согнувшиеся от тяжести лет, собрались и тихо беседуют о чем-то. Видимо, вода часто подмывает песчаный берег, достигла она однажды и леса. Вот и пришлось спилить некоторые деревья, чтобы было удобно плыть по реке.

Выразительность картине дарит неповторимое сочетание сочно-зеленого и ярко-желтого оттенков. Они же придают яркости в восприятии картины летних сумерек, изображенных на картине.

Эту картину хочется рассматривать долго и не спеша, вглядываясь в каждый уголок, заостряя взгляд на каждом мазке, сделанном художником. Есть в ней что-то мистическое и в то же время до боли родное и понятное.

Сочинение по картине И.И.Левитана

«Лесистый берег».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной, так как ему был отпущен краткий жизненный срок, к тому же за неполные сорок лет своей жизни изведал тяготы бедности, бездомного сиротства. Счастливой - ибо если, как говорил Л. Н. Толстой, основой человеческого счастья является возможность «быть с природой, видеть ее, говорить с ней», то Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье «разговора» с природой, близости к ней.

Любовь Левитана к природе поистине глубока и всеобъемлюща. Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу наслаждаться, созерцая особую жизнь, открывающуюся внимательному взгляду на поверхности речного омута, на лесной поляне или на берегу реки.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем почувствовать и понять любовь художника к природе через знакомство с его работой «Лесистый берег» (см. вклейку учебника). А итогом нашей работы станет сочинение по этой картине.

    Знакомство с картиной. Беседа.

Понравилась ли вам картина?

Какое настроение она вызывает? Почему?

Какое время года изобразил художник? Время суток?

Перечислите образы, созданные живописцем на картине (река, деревья, берег, небо).

Какие типы речи нужны, чтобы создать словесную картину?

Какого стиля речи должен быть текст?

    Сбор материалов к сочинению. Работа в группах.

1 группа : подберите выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) для описания реки и берега.

2 группа : -//- для описания деревьев.

3 группа : -//- для описания неба.

4 группа : Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.

Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.

    Обобщение собранных материалов. Выступления групп.

Во время вступления каждой группы остальные учащиеся в черновиках записывают выразительные средства, которые называют выступающие, по желанию дополняют отвечающих.

5. Подведение итогов.

    Написание сочинения по картине.

Картина Левитана «Лесистый берег», как и другие шедевры этого автора, трогает своей безграничной простотой. Кажется, ничего в этом полотне сверхъестественного нет, но оно способно забраться в самую душу.

На картине показана глубокая и широкая река, которая, петляя между высокими песчаными берегами, убегает вдаль, за край горизонта. Вода в ней темная, с легким зеленоватым оттенком. Берега у реки песчаные и довольно высокие. Они прорисованы желтыми красками так четко, что создается ощущение осыпающегося берега.

С одной стороны реки раскинулся уютный песчаный пляж, который идет широкой полосой и местами глубоко врезается в реку. Второй берег реки, крутой и обрывистый, весь покрыт деревьями, которые похожи на густой зеленый шатер. На переднем плане видны коряги, которые остались после того, как кто-то срубил вековые деревья. На заднем плане виднеются старые сосны и стройные березы, которые стеной окружили реку – и охраняют ее не одно столетие.

Река, затерявшаяся среди вековых деревьев, всегда выглядит трогательно и прекрасно. В такие места хочется возвращаться снова и снова – и Левитан нам подарил эту удивительную возможность, за что ему благодарны многие люди.

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник. Его называют мастером русского пейзажа.

Одним из его работ является картина "Лесистый берег". Я думаю, что любимым временем суток художника были сумерки. Мастер удивительным образом отобразил спокойную и величественную природу, нерушимую тишину, какую мы можем увидеть только на закате.

Спокойная гладь реки отображает как в зеркале и ярко-желтые краски обрывистого берега и голубизну вечернего неба. Все дышит спокойствием и умиротворением. И только старые безжизненные пни напоминают нам о наступлении нового дня. Уже завтра с восходом солнца природа "задышит" и "заживет".

Я восхищена мастерством художника, написавшим эту удивительную картину, его умением выразить то разнообразие и глубину ощущений, которые близки любому русскому человеку.

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба берега реки - и крутой, и пологие - песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы. Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.