Сочинение на тему «Тема будущего в комедии «Вишневый сад. Будущее в пьесе «Вишневый сад Проблема будущего в комедии вишневый сад
- Новое!
Дочь Раневской, Аня, и Петя Трофимов, бывший репетитор ее покойного младшего брата, не являются главными героями «Вишневого сада» - ведь действие пьесы сосредоточено на истории продажи усадьбы с вишневым садом. С этим центральным эпизодом гораздо более...
Тема пьесы «Вишнёвый сад» - размышление драматурга о судьбе России, о её прошлом, настоящем и будущем, причём вишнёвый сад, «прекраснее которого ничего на свете нет» (III), олицетворяет для Чехова родину («Вся Россия наш сад» (II), - говорит Петя Трофимов)....
1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» представляется вполне закономерным....
«Вишневый сад» - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные искания. Выработанные им новые стилевые принципы, новые «приемы» построения сюжета и композиции воплотились в этой пьесе...
Пьеса “Вишневый сад” написана в 1903 году, незадолго до смерти А. П. Чехова. Как и всякая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них главные, второстепенные, эпизодические. Все они говорят, страдают, радуются. У каждого героя свое...
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в тысяча девятьсот третьем году. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься...
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1904 году. Для России это время связано с намечающимися глобальными переменами. Поэтому и основными темами данного произведения стали гибель дворянского гнезда, воплотившаяся в победе предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век раневскими и гаевыми, и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Все содержание пьесы заключается в прощании молодой, новой России с прошлым, с отжившим свой век укладом и в устремленности страны к завтрашнему дню, к неизведанным далям.
Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминания о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. Дворянское гнездо для А. П. Чехова неразрывно связано с очагом культуры. И поэтому в представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо. Раневская - это душа прекрасного дома, его хозяйка. Именно поэтому к ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Возвращается хозяйка, и дом тут же оживает, в него приезжают даже те кто, кажется, навсегда покинул его стены. Раневская и Гаев сильно расстроены из-за потери любимого сада, но именно они своим непониманием жизни и загубили его, отдали под топор. Своей неприспособленностью к настоящему, своим легкомыслием и безволием хозяйка довела усадьбу до полного разорения, до продажи имения с торгов. Чтобы как-то спасти имение, Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает реальный выход из сложившейся ситуации - разбить вишневый сад под дачи. И хотя хозяйка проливает реки слез по поводу своего плачевного положения, восклицая, что жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти усадьбу. Она надеется на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая тем самым реальный план спасения своего положения. Раневской кажутся оскорбительными и недопустимыми варианты о продаже или сдаче участков сада в аренду. Для хозяев дома такой выход означает измену самим себе, своим привычкам, жизненным ценностям, идеалам. И поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и идут навстречу своему социальному и жизненному краху. Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают некоторую фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: у нее умирает муж, трагически гибнет маленький сын, ее бросает любовник. Любовь Андреевна признается, что не в силах бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. Она полностью сконцентрирована на собственных переживаниях, отстранена от чужих переживаний и страданий. О смерти своей старой няни она говорит просто за чашкой кофе. А брат ее, Леонид Андреевич Гаев, гораздо мельче своей сестры. Он жалкий аристократ, спустивший все свое состояние.
Имение выставляется на торги, и покупателем оказывается сам Лопахин. Усадьба продана, бывших хозяев дома настигла непоправимая потеря. Но, как оказалось, никакой беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская не переживает никакой драмы по этому поводу. Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, она и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от родины. Раневская не испытывает никаких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась по поводу постигшей ее утраты и даже сделала признание: «Нервы мои лучше, это правда». Для бывших хозяев имения и их окружения - Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса - с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше - весьма неопределенно. И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации,- даже глупым и неразумным. Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а в том, что их чувства стали весьма измельченными.
Настоящее в пьесе представлено образом удачливого купца-промышленника Лопахина. В среде русского купечества конца девятнадцатого века появились люди, явно не соответствующие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы А. П. Чеховым именно в образе Лопахина. Этот человек довольно странен и необычен. Противоречивость этого образа особенно остра еще и потому, что положение в его обществе чрезвычайно неоднозначно.
Ермолай Лопахин - сын и внук крепостного крестьянина. Ему в память навсегда врезались слова Раневской, сказанные избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет...» Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках... а если подумать и разобраться, мужик мужиком...» Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле он это делает не только для наживы и не ради нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения - это месть за прошлое. Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, лучше которого нет ничего в мире». Но таким поступком он надеется убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада - «господа». Ему любыми способами, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ». Он единственный из персонажей, кто появляется на сцене с книгой, хотя и признается, что все равно в ней ничего не понял. В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. «За все могу заплатить!» , - заявляет он. На торгах Лопахин оказывается во власти купеческого азарта, здесь-то в нем и просыпается хищник. Именно в азарте он и становится владельцем вишневого сада. И, несмотря на просьбы Ани и самой Раневской, вырубает сад еще до отъезда его прежних хозяев.
Трагедия Лопахина в том, что между его помыслами и поступками лежит непроходимая пропасть. В нем живут и борются два человека: один - «с тонкой, нежной душой», другой - «хищный зверь». Авторские ремарки помогают нам пристальнее взглянуть на неоднозначность характера Лопахина. Сначала он ведет спокойный деловой разговор о ходе торгов, он радуется своей покупке, даже гордится ею, а потом вдруг сам же конфузится, относится с горькой иронией к самому себе. Ему свойственны взлеты и падения, постоянные перемены. Его речь может быть эмоциональной и удивительной: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами...» У него есть стремления, он не может жить только в мире барышей и чистогана, но ему не известно, как можно жить иначе. Он восклицает: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь...». И тут же мы слышим как бы слова совсем другого человека: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» В Лопахине одновременно уживаются совершенно противоречивые качества, странное сочетание мягкости и грубости, интеллигентности и невоспитанности, отсюда и его глубочайший трагизм.
Глубоко несчастной в пьесе представлена молодежь. Двадцатисемилетний Петя Трофимов считает себя «выше любви», хотя именно этого чувства так ему и не хватает. Он идеалист и мечтатель, причину его неустроенности в жизни точно определяет Раневская: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Его красивым призывам верит только Аня, но ее извиняет молодость. У нее, в силу того же малолетства, самое неопределенное и радужное представление о будущем. Она согласна уехать с Петей в Москву, полностью следовать его советам. Другие персонажи пьесы просто посмеиваются и иронизируют над ним. Трофимов и Аня даже в какай-то мере рады продаже сада, по их мнению, это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Какое будущее ожидает эту молодежь, нам не известно из пьесы. А. П. Чехов всегда был далек от политики. Но нас, знающих о последующих событиях в России, слова Пети, его мечты о совершенно новой жизни, и подхваченное Аней пламенное желание насадить другой сад, все это нас приводит к более серьезным выводам о сущности образа Пети Трофимова. Этот пассивный мечтатель и идеалист, может в будущем оказаться человеком, воплотившим в жизнь мечты о равенстве, братстве и справедливости. Эти молодые люди полны надежд, испытывают небывалый прилив сил и полны неудержимого желания трудиться на благо других.
Пьеса «Вишневый сад» стала итоговым произведением в творчестве А. П. Чехова. Это прошлое, настоящее и будущее России.
Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и
своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным
блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре
целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их
развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического
реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах
господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее
обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей,
Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько
органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов.
При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу
конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей
их социальной средой.
Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова.
До нее мысль о необходимости изменения действительности он
пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий,
выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на
положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность
изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается
тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские
усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными
владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они –
настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением
принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея
пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не
только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь
на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного
подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу
его многогранного творчества, отражая сложные явления того
времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой,
драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных
язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки
далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает
глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть
отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о
смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит
нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями
мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем
проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на
сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это
пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и
страны в целом. Автор показывает столкновение представителей
прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.
Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного
ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц,
как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что
связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый
сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему –
проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад.
В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ
цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей
жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного
дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его
владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно
задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом,
настоящем и будущем.
Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
Выразитель идей настоящего – Лопахин
Герои будущего – Петя и Аня
Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы
совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И
эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям.
Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие
ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к
лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на
свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный
опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет
уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не
останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не
утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на
справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде.
Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в
праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку
буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом
развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя
новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и
искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее
сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что
попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны
решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и
справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у
Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого
барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит
он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная
сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой
любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни,
призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти».
И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя
искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь.
Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте
их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает
Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он
покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен
овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек
своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность
следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем
саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая
сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и
непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько
неопытности и детства. По складу характера она во многом близка
к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным
интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от
озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла
жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но
все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и
жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах.
Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со
старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества,
чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли
она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее
без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов
не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить
только предположительно.
Заключение
Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот
чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому
каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий
характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой
эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой
человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия
Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве
критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего
времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и
волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и
рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому
она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние.
Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей
родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова
широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем,
что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны
мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов
своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более
прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только
начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем
о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие
деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и
настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое
поколение должно соединить в себе высокую культуру,
образованность с практическим знанием действительности, волей,
настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить
в себе лучшие черты чеховских героев.
Список используемой литературы
1. История русской литературы второй половины XIX века / под
ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва
1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11
выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное
пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма»
Издательство АСТ, 1998.
«Вишневый сад» (1904 г.) - предсмертное гениальное создание Чехова - представляет собой смелое сочетание комедии с нежной и тонкой лирикой. Смех, свободный и веселый, пронизывает всю пьесу. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии. Смеясь, человечество прощается со своим прошлым, с отжившими формами существования.
Ушел в прошлое XIX век. Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, «обреченным на скорый конец», устремление
К завтрашнему дню родины - в этом и заключается, содержание «Вишневого сада». Настолько назрел конец старой жизни, что она представляется уже нелепой, «призрачной», нереальной. Вот настроение пьесы.
Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Таковы главные герои- Раневская и ее брат Гаев, хозяева имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Своим легкомыслием хозяева довели имение до жалкого состояния. Имение е торгов покупает друг семьи, разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин. Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева не происходит. Раневская возвращается в Париж, к своей старой «любви, к которой она и без того вернулась бы; Гаев также примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» и не оказывается драмой по той простой причине, что эти люди не очень способны к серьезным, глубоким чувствам, - таков один из комедийных мотивов пьесы.
Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Он, прежде всего, символизирует старую жизнь. А законная наследница, юная Аня, дочь Раневской, весело, по-молодому звонко прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой красотой. Ей помогает в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родины студент Петя Трофимов.
«Подумайте, Аня, - говорит он жадно слушающей его девушке, - ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…»
Конец прошлому! В этом пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего.
«Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»
Это чеховский мотив близости счастья. Но неужели делец Лопахин несет его с собой. Какая же красота может связываться с Лопахиным? Вот он вырубит чудный сад и напустит дачников. Пошлая проза жизни ворвется сюда вместе с ним, проза, разрушающая красоту, подрубающая ее под корень. Лопахин - это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Так «съедает» он и красоту вишневого сада. Лопахин нужен для «обмена веществ», как говорит Петя Трофимов, для выполнения роли помочь разрушению, «пожиранию» того, что уже отжило. Нет, будущее не с Лопахиным!
«Вишневый сад» - это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Будущее встает перед нами в образе небывало прекрасного сада. Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад, И Аня будет вместе с этими людьми.