Таблица развитие украинской культуры в 16 веке. Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века

8 класс" width="522" height="40" class=""/>

История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

· определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

· характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

· называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

· оценивать их деятельность;

· распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

· самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

· Работать с ИКТ.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».


Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

1. Имела ли Украина в данный период собственное государство ?

2. В состав каких государств входила Украина?

3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

5. Что такое культура?

6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

1. Чему и как обучали в братских школах?

2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально - экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

3. Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»





Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального
и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т.п.

Развитие экономики способствовало потребности и обтшованны.
людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатание т. и.

Рост национально-освободительного движения со 2-й половин!.
16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­тельного движения - идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавшихстарославянскомуязыку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светскихшкол (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и. др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в неемногих известных преподавателей: ректора - Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя - священника Демьяна Наливайко - брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

Братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а
затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­
личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­
го отношения ко всем детям, независимо от происхождении; воспитыва­
ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

В начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись 3. Копыстенскпй, П. Беринда, Т. Немка, Л. Зизаний-Туста-
новскн Л, А. Митура и др. В декабре КНО у. ими был подготовлен к печа­
ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 - «Визерупок цнот», в 1С 19 -
«Анфолонион.» объемом в 1048 страниц.

Высшее образование - первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения. Киев­ской братской школы (Iв 15 г.) и Лаврской школы (1031 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­
ром Могилой (отсюда название «могилянской»). Благодаря проведенной
в 1633 - 1647 гг. И. Могилой реформе просвещения школьная система
Украины была перестроена по наиболее эффективной системе - иезуитских колледжах, обучения в коллегии совпадало с европейским типом.


По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму - 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культурен православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

0на явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Лесах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­
мени готовила кадры, общественно-культурных деятелей не только для Ук­
раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т.к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564г. Они издали в Москве «Апостол», в 1565г. «Часовник», «Евангелия», распространявшиеся не только в России но и на Украине. В последствии И.Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и другую литературу (всего известно 28 изданий)

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северське и др. городах.

Значение - книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т.к. издаваемая литература была известна во многих странах Западной Европы.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни Украинского народа:

Героико-патриотическая тематика- о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;

О борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «дума об Алексее Поповиче» и др.);

Общечеловеческие ценности- о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

(песня-баллада «о казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).

Хотя украинские земли находились под властью иностранных государств, в XVI - первой половине XVII в. в Украине сложились условия, которые обусловили национально культурное возрождение.

Условия развития украинской культуры в XVI - первой половине XVII в.:

Объединение большинства украинских земель в Речи Посполитой способствовало как полонизации и окатоличиванию части украинской шляхты, так и культурному сближению разных регионов Украины.

Потеря православной церковью, которая была важным фактором культурного процесса, своего привилегированного положения.

Активизация влияния на украинскую культуру западноевропейской. Распространение идей Возрождения.

Усиление борьбы Украинской за свою национальную самобытность в условиях польско-литовского владычества.

В составе Великого Княжества Литовского, которое унаследовало достояние культуры Киевской Руси, условия для развития украинской культуры были достаточно благоприятными. Однако после Люблинской унии на украинские земли началось наступление поляков

и католической церкви. Перед украинском в условиях иностранной экспансии и отсутствия поддержки со стороны государства встала проблема сохранения культуры и национальной идентичности. В то же время, в Украине попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Украинцы нашли в себе силы, примкнув к достижениям западной культуры, сохранить и реформировать православную церковь, создать собственную систему образования.

Подъем национального сознания в Украине было тесно связано с широким функционированием украинского языка. Унаследовав древнерусскую письменность, она продолжала и развивала языковые традиции Киевской Руси, несмотря на полонизации и окатоличивания, которого испытывал украинский народ в Речи Посполитой. В XVI - первой половине XVII в. письменный язык украинский и белорусов называли русской. Она была достаточно распространенной в официальной сфере. В частности, ею были написаны Литовские статуты - кодексы права Великого Княжества Литовского, изданные в XVI в. Под влиянием устной речи в русской речи формируются черты литературного украинского языка.

Самой выдающейся достопримечательностью переводной литературы этого периода было "Пересопницкое Евангелие". Его перевели в 1556-1561 pp. с церковнославянского на украинский народный язык сын священнослужителя из г.. Сянока Михаил Василевич и архимандрит Пересопницкого монастыря на Волыни Григорий. Переводы Священного Писания на украинский язык, что стали возникать в XVI в., Были отражением реформационных идей, охвативших Европу. В наше время на "Пересопницком Евангелии" присягу на верность украинскому народу президенты Украины.

В конце XVI в. в ответ на усиление попыток окатоличивания украинского населения стала развиваться полемическая литература. Первым с острыми полемическими произведениями выступил Герасим Смотрицкий. В частности, в произведении "Ключ царства небесного" (1587) он призвал украинский и белорусов стать на защиту родины и ее национальных традиций. Вершиной полемической литературы считается творчество Ивана Вышенского, который в своих посланиях с Афона в Украине призвал соотечественников беречь православную веру, сопротивляться попыткам окатоличивание.

Развития культуры и языка Украины во многом способствовало книгопечатание. Первыми печатными произведениями в Украине считаются "Апостол" и "Букварь", изданные 1574 во Львове московским первопечатник Иван Федоров. "Букварь" был первым школьным учебником на украинских землях.

Приглашенный к князю К. Острожского, Федоров в 1581 осуществляет первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Вместе с богословской литературой Федоров издает полемические труды Г. Смотрицкого, В. Сурожского, X. Филарета. По примеру Федорова создают типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгороде-Северском, Снятине, Рогатине и других городах. В середине XVII в. на украинских землях в разное время действовало 25 типографий.

Наибольшей среди них была типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Е. Плетенецким. Здесь в начале XVII в. вышла целый ряд грамматик, словарей, букварей, разнообразной полемической литературы. Увидели свет «Часослов», а позже - "Лексикон славянорусской". Книгопечатание способствовало распространению образования, укрепляло языковое единство украинского народа.

Положение образования в Украине в условиях полонизации и окатоличивания было достаточно сложным. В Украине издавна существовали начальные школы при церквях и монастырях, где учительствовали благодарности, и домашнее образование. Однако домашнее обучение было доступно только для состоятельных людей, а начальное образование, которое получала подавляющее большинство украинского населения, уже не отвечала требованиям тогдашнего общества. Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо было рядом с изучением церковнославянского и греческого языков ввести изучение тех предметов, которые изучались в западноевропейских странах. Прежде всего, это латинский язык и семь "свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, математика, геометрия, астрология (астрономия) и музыка.

На таких принципах в Украине сформировался новый тип учебных заведений - славяно-греко-латинская школа. Первым учебным заведением этого типа в Украине стала Острожская школа, открытая около 1578 на средства князя К. Острожского. В ее программе обучения были три языка (церковнославянский, греческий и латинский), "семь свободных наук", разделенных на предметы тривиуму (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (математика, геометрия, астрономия, музыка), богословие и элементы философии. Преподавание двух последних предметов делало Острожской школе высшим учебным заведением. Современники иногда называли школу академией. ее первым ректором был известный писатель-полемист Герасим Смотрицкий, затем - грек Кирилл Лукарис, который позже стал александрийским и константинопольским патриархом. При школе была типография, действовал научный кружок. После смерти князя К. Острожского (1608) школа пришла в упадок и при преемниках князя она была преобразована в иезуитскую школу.

Славяно-греко-латинские школы организовались также при братства: Львовском (1585), Киевском (1615), Луцком (1620), Кременецком (1636). Отличительной чертой этих школ было то, что они имели всесословное характер и обеспечивали достаточно высокий уровень обучения.

В 1615 г.. Состоятельная киевская шляхтянка Гальсина Гулевичивна подарила свою наследственную землю на Подоле в Киеве Киевском Богоявленском братству. Здесь была основана Киевская братскую школу. В ней работали выдающиеся ученые-просветители и педагоги: Иов Борецкий, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Мелетий Смотрицкий (создал в 1619 учебное пособие - "Грамматику славянскую", по которым учились почти 150 лет), Касьян Сакович.

В 1631 г.. Архимандрит Киево-Печерской лавры П. Могила основал при ней школу высшего типа, по своей программе напоминала иезуитские коллегиума. Киевское братство видело в этом опасность для православия и, опираясь на поддержку запорожского казачества, вступило в переговоры с П. Могилой. Было достигнуто соглашение об объединении обеих школ в новое учебное заведение - коллегиум (1632), который переходил под опеку П. Могилы. Эта школа, сохраняя национальные традиции, приняла программу и методы западноевропейских университетов. Курс обучения длился 12 лет и делился на семь классов: подготовительный (фора), три низших (инфими, грамматика, синтаксис), два средних (поэтика и риторика) и выше. Студеи (студенты), как называли тех, кто учился в высшем классе, изучать философию, которая состояла из логики, физики и метафизики, и сокращенный курс богословия. В коллегиуме, количество учеников которого в отдельные годы достигала 2 тыс. Человек, могли учиться представители всех сословий украинского общества. За организацией обучения Киевский коллегиум практически не отличался от европейских академий, однако, несмотря на неоднократные просьбы П. Могилы, польское правительство так и не предоставил ему этого статуса. Киевский коллегиум сыграл выдающуюся роль в становлении высшего образования Украины, России и других славянских народов.

В течение XVI - первой половины XVII в, .зминюеться вид большинства украинских городов. их застройка начинает упорядочиваться согласно плану. Растет количество каменных сооружений: церквей, монастырей, светских зданий (дома мещан и шляхты, магистраты и т.д.). Однако архитектура этого периода представлена прежде всего оборонительными сооружениями: замками, крепостями и другими укреплениями. Наиболее известные сооружения, которые сохранились на сегодня, следующие: город-крепость Каменец-под- Ильский, замки Луцка, Острога, Меджибож и др. Значительного успеха в строительстве оборонительных сооружений достигли казаки. В частности, укрепление Запорожской Сечи было первоклассной для своего времени крепостью.

С начала XVII в. оборонительные сооружения, светские здания, церкви приобретают черты, присущие ренессансном стиля (изящество, декоративная отделка, большие окна, скульптуры и др.). Уникальным образцом ренессансного строительства стал ансамбль львовской площади Рынок: дом Корнякта и Черная Каменица, а также сооружения, связанные с Львовским Успенским братством - Успенская церковь, часовня Трех святителей, башня Корнякта. Авторами этих проектов были Павел Римлянин, Амброджо благосклонно, Петр Барбон и др.

Основная масса сооружений XVI - первой половины XVII в. до нас не дошло. Несмотря на широкое каменное строительство, основная масса зданий возводилась с дерева.

Для изобразительного искусства этого периода присущи художественное использование народных и религиозных традиций. Его главными жанрами были церковный и светский. Украинский иконам XVI - первой половины XVII в. свойственно продолжение и усовершенствование традиций византийской иконописи. Все чаще изображения на образах приобретали реалистических черт. Настоящей жемчужиной, созданной украинскими мастерами первой половины XVII в., Является иконостас Пятницкой церкви во Львове. К шедеврам украинского искусства относятся также иконостас Львовской Успенской церкви, иконы для которого рисовали известные львовские художники Федор Сенькович и Николай Петрахнович, иконопись в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря, Богородчанский иконостас в Скит Манявский в Галичине выдающегося художника и резчика Иова Кондзелевича тому подобное.

Наряду с церковным развивались светские жанры. В этот период, в частности, появились портрет, батальное живопись. Показательны в этом отношении портреты К. Острожского и львовского князя К. Корнякта.

Совершенным видом тогдашнего искусства была книжная миниатюра. Ярким примером использования украинскими мастерами мотивов европейского Возрождения является миниатюры Пересопницкого Евангелия.

С появлением книгопечатания получил распространение новый вид искусства - гравюра (сделанный на бумаге отпечаток с изображением, вырезанным на доске). Сначала сюжеты для гравюр брались из Священного Писания. Высоким мастерством сказывались гравюры в львовском "Апостоли" и "Острожской Библии" Ивана Федорова. Славилась своими гравюрами типография Киево-Печерского монастыря. В частности, в изданном ею "Евангелие учительное" (1637) помещено около пятидесяти гравюр.

В начале 20-х годов XVII в. появилась светская гравюра. Первые такие гравюры были помещены как иллюстрации к книге К. Саковича "Стихи на жалосний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного".

История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века

Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже XVI–XVII столетий украинское общество восприняло польский вариант Контрреформации, а внедрение иезуитами латыни и новых педагогических методов не отвергалось и частью православной элиты. Впервые в истории украинских земель верхи общества вступили в прямой контакт с источниками античной культуры в XVII столетии (в Киевской Руси знакомство с эллинизмом было слабым). Важно отметить, что в Западной Европе переход от церковной схоластики к светскому рационализму нового времени происходил в XIV–XV веках. Поэтому возрождение там интереса к античности вернуло из прошлого идеалы мира на основе культа разума и справедливого порядка.

Высшая для XVII столетия культура пришла в Украину фактически из Польши. Реакция на этот феномен оказалась неоднозначной, вызвав как одобрение, так и сопротивление, возрождение ценностей старой Руси. Наступление западной культуры несло и потенциальную опасность: раскол единства украинской протонации (нынешнее понятие «nation» стало употребляться образованной частью общества только в конце XVIII века). Здесь напрашивается сравнение с отчуждением между собой сербов и хорватов, имевших в XI столетии почти одинаковый язык, но разную веру.

Наличие в Украине нескольких религиозных направлений принесло не только изнурительное противостояние. Протестанты с конца XVI века оказывали помощь православным в создании полемической литературы, приближали письменный язык местных авторов к разговорной речи, формировали идею украинского космопольного мессианизма. Униаты выдвинули теорию «этнической нации», ее консолидации на светской основе. Наблюдались и явления украинизации католиков: в деятельности Замойской академии, украинских доминиканцев, культурного сообщества епископа И. Верещинского в Киеве. Католик С. Кленович мечтал об украинско-латиноязычном Парнасе, а Я. Домбровский в поэме «Днепровские камены» взывал к национальному самосознанию украинской аристократии.

Нельзя забывать, что в XV–XVI веках благодаря эмиграции в Польшу и Литву европейских гуманистов, близости ренессансных центров (Кракова, Варшавы, Вены) в Украину проникают идеи Возрождения, в том числе в литературной, философской, конфессионной формах. Однако экономическое развитие Украины не создало главного действующего лица Реформации - бюргера, ибо зависимость мещан, купцов, ремесленников от шляхетско-магнатской верхушки тормозила социоструктурные изменения. Поэтому западная модель Реформации оказалась нежизненной, т. е. идейно не оформила общественно-революционные процессы нового времени. Усилился феодализм, Реформация в Украине не приобрела политических функций и осталась лишь явлением культурной жизни.

Если в период Реформации Западная Европа имела много вольных городов, то в Украине к середине XVII века более 80 процентов городов принадлежало частным лицам, и главными центрами новых идей оставались поместья крупных патронов. Отсюда и результат: новации протестантизма стали не опорой городской демократической культуры, а элитарной религией, и даже еретические движения с трудом проникали в массы.

С конца XVI века Польша стала для Украины своеобразным окном в европейское культурное пространство. Ведь на трудах таких мыслителей, как А. Модржевский, Я. Ласки, поэтов М. Сербевского, Яна и Петра Кохановских, воспитывались многие выдающиеся личности Украины. А произведения вышеназванных авторов не уступали лучшим образцам европейского Ренессанса. К тому же многие украинцы обучались в университетах Кракова, Падуи, Болоньи, Праги и других просветительских центров. В искусстве и архитектуре украинское барокко фактически являлось отражением, хотя и не зеркальным по содержанию, его польской формы.

Процесс полонизации затронул верхушку украинской аристократии, которая сознательно шла на утрату национальной и религиозной идентификации, пополняя зато состав крупных земельных магнатов. Характерен в этом отношении пример И. Вишневского - родственника митрополита П. Могилы (Мовилэ). Став католиком (изменив имя «Ярема» на «Иеремию»), он сконцентрировал в своих руках земельные площади вокруг города Лубны с населением 288 тысяч человек, а его сын Михаил в 1669 году получил польскую королевскую корону. Хорошо известна роль в польской истории и таких этнографических украинцев, как Збаражские, Чарторыйские, Заславские, Потоцкие, Сангушки, Сапеги, Ходкевичи и т. п.

Видимо, первый научно-культурный кружок в Киеве создали в XV веке генуэзцы из Крыма. В середине XV столетия просвещенная часть киевлян из числа евреев и караимов занималась переводами сочинений арабских и еврейских мыслителей - Аль-Газали, М. Маймоена и других. Существование этой группы «ожидовленных» символизировало переориентацию части элиты на западно-европейскую ренессансную культуру. Не случайно поэтому их система мышления базировалась на арабо-европейской рационалистической философии, древнееврейской библейской и научноестественной оригинальной и переводной литературе, «Ожидовленные» и близкие к ним еретические учения представляли религиозно-оппозиционный поток, вызревал потенциал вольномыслия.

Разворачивалась деятельность украинско-польских гуманистов С. Ореховского, П. Русина, Ю. Котермака, A. Чагровского, М. Стрийковского. Восприняв идею «гражданского гуманизма» Г. Барона, они защищали ее основные постулаты: справедливость, социальную стратификацию, социальную коррекцию общественного бытия, теорию природного права. Но в специфических условиях Украины второй половины XV - первой половины XVI века эти идеи стали предметом не антропологических или этических концепций, а историософских.

Часть колонизованной украинской интеллигенции считала Ягеллонскую державу уникальной, гордилась ее прошлым я настоящим. Именно поэтому обучавшийся в четырех университетах Европы С. Ореховский называл себя этническим украинцем, но политически - поляком. Ряд историков Речи Посполитой выводил начала польской государственности от славы сарматов, Киевской Руси. Такие концепции содержались в «Истории всей Руси» М. Стрийковского, вышедшей в 1582 году на польском языке, в «Истории Польши» B. Деболецкого 1633 года и в других работах. Заметим, что в России книга В. Деболецкого, в которой проводилась идея о праве потомков сарматского племени управлять всем миром, трижды печаталась московскими издателями - в 1668, 1673 и 1688 годах.

Существование неформальных обществ и влияние польской исторической традиции являлось неизбежным этапом в развитии украинской истории и культуры, системы просвещения. Невозможно отрицать и роль князя А. Курбского, влияние его переписки (после бегства из Москвы он жил у князя Ю. Слуцкого на Волыни) на становление политических приоритетов аристократии в Украине.

Важно и то, что печатное слово пришло в Украину из второй польской столицы - Кракова. За 83 года до появления «Апостола» и «Евангелия учительного» И. Федорова издатель Ш. Фиоль опубликовал на кириллице «Часословец» и «Осьмигласник», причем по правилам украинского правописания.

Бурный рост числа иезуитских и протестантских школ в городах Украины вынудил часть православной шляхты противопоставить им школы, воспитывающие национальную интеллигенцию, прежде всего - клерикальную. В конце 70-х годов XVI столетия князь К. Острожский создал культурно-просветительское сообщество, которое ряд историков ошибочно именуют Острожской академией. Кроме проведения религиозных и литературных диспутов, здесь периодически шло обучение молодежи основам некоторых наук на греческом, латинском, украинском языках. Первым руководителем этой институции был М. Смотрицкий, учителями работали местные уроженцы, а также поляки - как протестанты, так и католики, греки. После 1620 года внучка князя Анна Ходкевич реорганизовала ее в иезуитский колледж.

В 1614 году пожар уничтожил братскую школу под Старокиевской горой. Тогда 15 октября 1615 года знатная мещанка Киева Е. В. Гулевич-Лозко подарила городу свою усадьбу на Подоле, предоставила средства на монастырь и школьное здание для детей всех сословий, дома для паломников (уже перед своей смертью в Луцке в 1645 году). Оживившее свою деятельность Киевское братство получило право ставропигии, т. е. находилось под прямой протекцией патриарха Константинополя. После полулегального воссоздания патриархом Феофаном в 1620 году православной иерархии в Украине и Белоруссии (под яростным нажимом казачьей верхушки) значение Киевского братства выросло еще больше. В 1629 году оно было официально признано королем Сигизмундом III. Активными проводниками православия и национального самосознания стали такие деятели, как митрополит И. Борецкий, юрист В. Борецкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря З. Копыстенский, интеллектуалы М. Смотрицкий и К. Сакович.

С 1628 года архимандритом Печерского монастыря стал П. Могила. Он организовал на его территории школу, обучение в которой приобрело не греко-славянскую, а латинско-польскую направленность. Хотя этот факт встревожил ревнителей догматического православия, П. Могила, окончивший иезуитскую академию в Вильно или коллегиум Замостья, хорошо понимал консерватизм братских школ, применявших устаревшие методы педагогики, избегавших обучения латыни. Когда в 1631 году он добился одобрения своего учебного заведения патриархом, травля архимандрита и ста его учеников усилилась, причем казаки даже угрожали смертью за введение в обучение польского и латинского языков. Но рядом искусных дипломатических маневров П. Могила нейтрализовал оппонентов, добился в 1632 году слияния своей школы с братской школой на Подоле. 12 марта 1632 года в Каневе гетман И. Петражицкий и представители запорожцев подписали документ о протекции над Киево-Братским (Могилянским) коллегиумом.

Хотя иезуиты, опасаясь конкуренции со стороны коллегиума (их первая школа была открыта в 1620 году на Подоле), апеллировали к польским властям с требованием не допустить перехода высшего образования в руки украинцев, в 1635 году король Владислав IV узаконил Киево-Могилянский коллегиум, отказав все же в праве именоваться академией, вводить ряд дисциплин.

Под контролем П. Могилы находились учебные заведения в Кременце на Волыни, в Виннице на Брацлавщине. И все же отметим для сравнения: университет в Оксфорде создан в 1102 году, в Саламанке и Валенсии в начале XIII века; в Италии с 1245 до 1444 года открыто девять университетов, в Германии к 1476 году их было 13 и т. д.

Обучение в Киево-Могилянском коллегиуме продолжалось пять лет. Изучались греческий, латинский, польский, славянский языки, арифметика, катехизисы, литургия, литературная теория и практика, риторика, диалектика, логика, этика, физика, метафизика. В качестве учебников использовались книги таких авторов, как С. Полоцкий, Ф. Прокопович, М. К. Сарбевский, Я. Кохановский, С. Твардовский, И. Гизель, С. Ожеховекий, И. Конопович-Горбацкий, изучались труды Э. Роттердамского, Аристотеля. В старших классах домашние задания не практиковались, но каждую субботу проводились диспуты, а в конце года и курса - публичные диспуты на латыни. Число студентов коллегиума доходило до пятисот. Жили они очень бедно, нередко даже просили милостыню, потому что пожертвований на их содержание совершенно не хватало.

Доказывая православному и униатскому клиру необходимость широкого использования в обучении польского и латыни, П. Могила подчеркивал, что знание греческого и церковнославянского языков необходимо в религиозных церемониях, а латинского и польского - для повышения политической значимости и активности украинской элиты. В XVII веке большинство образованных людей в Украине владело, как правило, кроме родного языка, также церковнославянским, польским, латинским.

Перед Киево-Могилянским коллегиумом фактически ставилась цель поглощения культурных стандартов Запада, но не разработки новых концепций. В меру возможностей обучение здесь способствовало росту национального самосознания, возрождая память о прошлом Руси. Сам П. Могила полагал, что корни населения Киевской Руси исходят от Яфета, а один из студентов назвал украинцев «нацией» князя Владимира Святого.

Уточним, что обучение в коллегиуме строилось на базе модернизированного Аристотеля и богословских тезисов Фомы Аквинского, поэтому отличалось схоластическим духом. Как итог, у обучаемых отсутствовала самостоятельность мышления, не практиковались ни критика, ни научно-исследовательский анализ источников, насаждалась слепая вера в церковные авторитеты. На деле в коллегиуме готовили лишь искусных полемистов для защиты веры, проповедников, мастеров составлять панегирические сочинения, пользуясь трудами классиков прошлых эпох. Среди учеников вербовались тайные и официальные надзиратели (визитаторы). Суд и расправу вершил ректор, широко применялись телесные наказания. Во второй половине XVI столетия зародилась новая литература полемического характера, представленная такими авторами, как Г. Смотрицкий, иезуит П. Скарга, М. Броневский, И. Потий и др. Крайней бескомпромиссностью отличались труды И. Вишенского. В них отчетливо проводилась идея безразличия к земным социально-политическим измерениям жизни, оценки человеческого разума как губящего душу яда. Философ с полуострова Афон в Эгейском море не видел растущей национальной сущности народа Украины, проповедовал эгоцентризм, презрение к светской культуре, поэтому его концепции во многом страдали анахронизмом.

В результате ползучей полонизации исчезает как сословие категория украинских магнатов. Поэтому в XVII веке украинское общество лишилось той руководящей и организующей силы, которая могла бы заняться местным государственным творчеством. Богатая украинская шляхта также в основном денационализировалась, и близко к массам находилось лишь мелкое шляхетство, часть белого и черного духовенства. В этот период шел процесс объединения мещанской аристократии с казацкой старшиной, и именно этот союз оказался наиболее стойким защитником православия; с него началось национально-культурное и социально- политическое пробуждение.

Одновременно возникли две культуры и два типа украинского характера - крестьянский и рыцарско-казачий. Если для носителей первого из них главной, стержневой идеей жизни являлась Божья защита, то для вторых - оборона веры, групповых святынь, презрение к земному, духовный аскетизм (но в причудливом сочетании с бытовым разгулом). Если для казацкого мироощущения смерть являлась глубочайшей трагедией, то для крестьянского лишь обозначала неминуемый этап циклического процесса бытия.

Подытоживая сказанное, отметим: пребывание украинских земель под властью Речи Посполитой стало причиной того, что в начале XVII столетия украинцев рассматривали на территории Московского государства как иностранцев, язык которых так же непонятен, как немецкий или польский. По этой причине общение в Москве с Л. Зизанием происходило в 1627 году через переводчика.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ. § 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Консервативный политический курс. К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарем ЦК стал Брежнев, председателем правительства - Косыгин, председателем

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Из книги Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны автора Мухин Михаил Юрьевич

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 - первой половине 1943 г Кадровая проблема в первые месяцы войны. Уже в первые дни войны режим работы на авиапредприятиях подвергся значительному уплотнению. В соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в. Участие областей в назначении местной администрации. Областные сеймы и их деятельность распорядительная, законодательная и судебная; участие в решении вопросов внешней

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

Глава V КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в Воссоединение Украины с Россией оказало благотворное влияние на развитие образования, литературы, искусства, способствовало дальнейшему сближению и взаимообогащению культур украинского, русского, белорусского и

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиФеодальные монархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже буржуазная Голландия предоставила приют сыну казненного Карла I. А в далекой России царь

автора Коллектив авторов

Глава VIII РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. XIX век внес существенные изменения в культуру народов России. Несмотря на неблагоприятные условия и препятствия, чинимые реакционным самодержавно-крепостническим строем, развитие культуры происходило в

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава XVI РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Изменения в социально-экономическом строе страны, происшедшие во второй половине XIX в., оказали заметное влияние на развитие культуры украинского народа. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность

автора

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В К середине XVII в. капиталистическое производство (мануфактура) получило широкое развитие во всех главных странах Европы. Зародилось машинное производство, были изобретены и вводились в практику

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В В то время как механика, физика и астрономия достигли к середине XVII в. определенных успехов, химия значительно отставала в своем развитии. Главным направлением деятельности химиков - в подавляющем

1. Гуманистические идеи Ренессанса в украинской культуре.

2. Наука, образование и литература в Украине в XIV-XVI вв.

3. Художественная культура этого периода.

Основные понятия: украинский Ренессанс, братства, полемическая литература, думы, партесное пение.

1.Р азвитие украинской культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация определялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси ― украинские земли вошли в состав Литовско-Польского государства . После Кревской унии (договора 1385 г.) Польша повела тотальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции украинского народа. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась начавшаяся еще в XIII ст. неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю, разоряя и разрушая русские города.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества. С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориентацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы ― в XIV-XVI вв. продолжают строиться города, развиваются цеховое производство, ремесла, торговля, оживляются международные, в том числе творческие контакты, переживают подъем различные виды художественного творчества.

С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета провоцировали обострение социально-политической ситуации и, как следствие, ― национально-освободительное и духовно-просветительское противоборство народа. Защитником веры, традиций выступило казачество , период становления которого выпадает на сер. XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распростра-нением идей гуманизма Возрождения . Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей украинской интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и внесли определенный вклад в развитие западноевропейской культуры. Они по праву считаются основателями гуманистической украинской культуры .

Получив надлежащее образование в европейских университетах, выходцы с Украины становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками. Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по математике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд украинского исследователя природы ― "Прогностическая оценка текущего 1483 года ".

В XV в. в Краковском университете работали 13 профессоров-украинцев! Лукаш из Нового Града, долгое время был магистром и преподавателем этого университета.



Павел Русин из Кросна, который в своих работах подчеркивал свое украинское происхождение, читал в Кракове университетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым украинским поэтом-гуманистом, а также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан свой многогранный талант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в Западной Европе его называли "рутенский (русский, украинский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних украинских гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной справедливости. Они оказали положительное влияние на образование и литературу, стали идейными вдохновителями искусства своей эпохи.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру украинское население, вызвало распространение идей, созвучных идеологии западноевропейской Реформации . Писатели-полемисты - Герасим и Мелетий Смотрицкие , Иван Вышенский, Василий Суражский остро критиковали высшее православное духовенство за его корыстолюбие, моральный упадок, предательство интересов украинского народа, отстаивали его право на свою веру, обычаи, язык. Одновременно в полемической литературе большое внимание уделялось вопросам развития образования и книгопечатания. Одним из ярких образцов полемической литературы является работа Г.Смотрицкого "Ключ царства небесного " (1587 г.).

2.С истема научных знаний в украинской культуре того времени состояла из богословских дисциплин , грамматики , поэтики , арифметики , этики , истории , права , медицины , музыки . Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа ", "Космография " и др. Большим интересом пользовался медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных ".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой эпохе, осуществлялись в конце XVI - начале XVII вв. украинскими "книжниками ", которые объединялись вокруг культурно-просветительских центров , создаваемых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры. Одним из таких культурных центров в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум ), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский .

Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. Острожский коллегиум объединил вокруг себя известных в то время деятелей культуры, в нем преподавали не только русские и украинские, но и иностранные ученые: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятош , грек Кирилл Лукарис , ставший в дальнейшем патриархом Константинопольским и др.

В последней четв. XVI - нач. XVII вв. в городах повсеместно начали создаваться братства - общественные объединения, ставшие в условиях усиления влияния католицизма идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа . На их средства содержались школы, госпитали, типографии, библиотеки.

Первым из них было Львовское братство , возникшее еще в 1439 г.

К началу XVII в. братства действовали уже во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства (национально-религиозной общественной организации православных мещан Львова, осуществлявшей свою деятельность на протяжении 200 лет!).

Обучение в братских школах начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяя знания и призывая народ к отпору польско-католическому влиянию.

Большое значение в становлении новой культуры играла литература.

Книгопечатник Иван Федоров (Федорович ) в 1574 г. издал во Львове первую на Руси (в Украине) печатную книгу "Апостол ", а несколько позже - "Букварь ". После переезда в Острог на средства К.Острожского он основал вторую типографию, в которой выпустил знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) ― первое полное издание Библии на славянском языке . Писатель Герасим Смотрицкий. ректор Острожской академии, отредактировал Острожскую Библиюи написал к ней предисловие. Это издание получило широкое распространение в Украине и за ее пределами, поступило в библиотеку Оксфордского университета, в королевский двор Швеции.

светская литература , связанная с традициями летописания и развитием русского (украинского) права, отразила историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа: "Судебник " Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 гг.), краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы , баллады , исторические песни .

Глубокая образность дум восхищала Т.Шевченко , который ставил их выше гомеровских "Илиады " и "Одиссеи ". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свободе, широкую натуру, благородство. Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный литературный жанр .

Цикл дум "Маруся Богуславка ", "Самійло Кішка " и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой поэтикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного ", "Три брата самарских ". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "дума про козака Голоту ", и др.

От героя-мученика к герою-победителю шла украинская культура, подтверждая тот факт, что она не осталась в стороне от общеевропейского процесса Возрождения.

3.В XV-XVI вв. переживает подъем народная культура. Вопреки иноземному влиянию, сохраняются и развиваются украинские традиции и обычаи, песни и танцы, народные промыслы.

Вархитектуре и изобразительном искусстве этого периода формируются особенности украинского стиля . Они проявляются, прежде всего, в каменном зодчестве Западной Украины , где влияние ренессансного стиля органически сочеталось с украинскими народными традициями, перенесенными с деревянного зодчества на каменные культовые сооружения и городские постройки.

В XV-XVI вв. активно расширяются и перепланировываются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды, ведется широкое строительство мощных замков-крепостей и замков-дворцов.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Рядом с сооружениями старого древнерусского типа возводились более торжественные постройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Ивана Предтечи, Кузьмы и Демьяна , во Львове ― церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропавловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции в архитектуре принадлежали Львову , ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в истории украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская церковь , башня Корнякта, часовня Трех Святителей вместе составляют уникальный архитектурный ансамбль конца XVI - начала XVII вв.

Фасады, порталы, интерьеры ренессансных домов, дворцов, церквей, иконостасы украшаются скульптурными рельефами и богатой резьбой по дереву . С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет , получивший распространение в виде великолепных надгробных памятников : памятники киевскому воеводе А.Киселю, князю К.Острожскому (в Киево-Печерской лавре) и др.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительности, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра, Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических ренессансных идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев : "Владыка", "Яков", "Матвей" и т.п. (Вспомним, что одной из черт культуры Средневековья была анонимность).

Мастера украинского монументального фрескового искусства были известны далеко за пределами своей страны. В польских городах Люблине, Кракове, Вислице украинские умельцы украшали костелы и часовни. В отличие от фресковой живописи XIII в., в которой доминировали типичные для средневекового искусства настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радостные мотивы ― доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в самой Украине почти не сохранились эти фресковые шедевры.

Наиболее распространенными иконописными образами были: Юрий (Георгий) Змееборец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами ― Распятие Иисуса, Тайная Вечеря, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминали простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретали индивидуальные черты. Ярким образцом такой живописи является икона "Волынская Богоматерь ", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В конце XVI - начале XVII вв. широкое развитие получает портретная живопись . Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов польского короля Стефана Батория, князя К.Острожского , выполненных такими мастерами львовской школы, как художник В.Стефанович .

Плодотворно работали в Украине художники-графики . Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, затем печатные. Уникальным в этом отношении является оформление Киевской псалтири (1397 г.), содержащей более 200 оригинальных миниатюр на самые разные темы.

В XIV-XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и прежде, объединялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др.

Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

Самобытным вокально-инструментальным жанром того времени были исторические песни и думы с вольным построением поэтических и музыкальных фраз, исполняемых кобзарями .

Важную роль играло музыкальное образование в братских школах . Именно тогда возникает так называемое партесное пение [от лат. partеs ― часть, голоса] - многоголосное пение по партиям (по голосам), которое со временем достигло высокого профессионального уровня.

Развитие театрального искусства было, в первую очередь, связано с выступлениями скоморохов ― народных певцов, музыкантов, клоунов, акробатов. Они были не только исполнителями, но и безымянными творцами фольклора.

В конце XVI в. расширяется сфера театрального искусства. Возникает странствующийкукольный театр , а одновременно с братскими школами ― школьный театр , в котором играли и ученики, и преподаватели. Вначале он имел только учебно-воспитательное значение, но с конца века активно использовался в борьбе против католицизма.

Достижения культуры украинского народа в XIV-XVI вв. позволяют сделать вывод о ее ярком самобытном характере, с одной стороны, и тесной связи с гуманистическими ренессансными идеями, с другой.

Перед нами постепенно раскрываются немеркнущие культурные ценности, созданные в тот период анонимными, в большинстве своем, авторами. На землях, где господствовали поработители, в условиях чужеземной культурной экспансии вся духовная энергия украинского народа направлялась на то, чтобы доказать свою жизнестойкость, национальное достоинство и приверженность традициям национальной культуры.

Процесс становления культуры украинского народа в рассматриваемый период одновременно отражал формирование украинского этноса, завершившееся в XVI в. Помимо мещан и казачества, основная масса населения (крестьянство) выступила, подобно "национальной берегине ", на защиту высших духовных ценностей - языка, поэзии, песни, народных обрядов, неповторимой украинской самобытности.

1. Охарактеризуйте исторические условия развития украинской культуры в XIV-XVI вв.

2. Раскройте сущность гуманистических процессов в украинской культуре того времени.

3. На примере творчества писателей-полемистов проанализируйте сущность реформационных идей в Украине.

4. Как развивались наука, образование, книжное дело в Украине?

5. Какой моральный идеал воспет в исторических думах и народных песнях?

6. Какие черты были присущи архитектуре Украины в XIV-XVI вв?

7. Охарактеризуйте национальные особенности изобразительного искусства в Украине XIV-XVI вв.

V.4. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)

1. Особенности культурной ситуации в Украине в XVII веке.

2. Образование и интеллектуальная жизнь в Украине в XVII ― первой половине XVIII вв.

3. Противоречия развития украинской культуры в эпоху Просвещения.

4. Художественная культура и искусство Украины в эпоху Нового Времени.

Основные понятия : "сгущение", "мандривни" дьяки, академические диспуты, казацкие летописи, украинское (казацкое) барокко, школьная драма, вертеп.

1.У краинская культура в первой пол. XVII в. развивалась в условиях вооруженной борьбы как с внешними врагами ― Крымским ханством, Турцией, так и с внутренним врагом - польско-шляхетским государством, под властью которого находилась Украина. Но внутреннюю борьбу против социального, национального и культурного угнетения народным массам приходилось вести и против собственной помещичье-крепостнической верхушки.

обострилась в это время и борьба между католичеством и православием . На клубок казацко-шляхетских социальных противоречий наматывались православно-католические противоречия, связанные с нежеланием польской элиты признавать православную традицию на исконных русских землях. Заключение в 1596 г. Брестской унии, объединившей на территории Речи Посполитой католическую и православную Церкви, подчинив последнюю папе Римскому, вызвало серьезное недовольство украинского населения. Однако со временем Греко-католическая (Униатская ) Церковь все же утвердилась на территориях Западной Украины.

Полонизация и окатоличивание украинской элиты привела к тому, что казачеству пришлось взять на себя социальную роль, которую в других странах выполняло дворянство . казачество становится главным защитником православной веры, как единое целое, восстав за права единоверцев.

Казак стал ключевой фигурой не только украинской истории, но и культуры, национального сознания, как ковбой в американской культуре или викинг в скандинавской.

Возрастание роли казачества сопровождалось мощным обновлением религиозной и культурной жизни в Украине. Гетман Петр Сагайдачный обосновал идею союза между казачеством и украинской культурно-религиозной элитой. Формой для такого союза были избраны братства . В 1620 г. П.Сагайдачный, вместе со всем запорожским казачеством, вступил в Киевское братство, продемонстрировав намерение запорожцев отныне стоять на страже культурно-религиозных интересов украинского народа.

Отстаивание позиций православия способствовало ослаблению процесса полонизации и способствовало социально-политическому и национально-культурному пробуждению украинского народа . Результатом этого сталобеспрецедентное по размаху восстание - казацкая освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого , завершившаяся заключением в 1654 г. исторического военно-политического союза Гетманщины и Московского государства.

Исследуя особенности взаимодействия Украины с окружающим ее культурным миром, ученые отмечают, что в XVI-XVII вв. Украина интенсивно компенсировала свое относительное культурное отставание в предыдущие эпохи, жадно впитывая все значительное и прогрессивное. В этот период наблюдается смешение разных стилей, относящихся к различным периодам европейской культуры . Такое явление в культурологии принято называть "сгущением ".

Таким образом, XVII столетие в жизни украинского народа ознаменован интенсивным развитием национальной культуры, национального самосознания, лучших черт национального характера , таких, как стремление к свободе и социальной справедливости. В то же время, феномен "сгущения " подчеркивает своеобразие культуры Украины, ориентированной на идеи Ренессанса и Реформации и формировавшейся под влиянием эстетики барокко.

2.В ажнейшим показателем украинской культуры в XVII в. был высокий уровень грамотности и образованности различных слоев населения. Об этом говорят многие документальные свидетельства. Так, сирийский араб-христианин Павел Алеппский , проезжая через Украину, свидетельствовал, что даже украинские крестьяне были грамотными, а сельские священники, обучая детей-сирот, спасали их от бродяжничества.

При каждой церкви были школы, в которых обучали дьяки . Для украинской культуры этого периода дьяк ― фигура весьма популярная. Чаще всего это ― молодой человек, получивший либо завершающий богословское образование, но еще не имеющий сана священника. Основным их занятием было учительствование в православных школах.

Особый колорит просветительской культуре того времени придавали "мандривни "дьяки [укр.мандрівні ― бродячие, путешествующие], которые бродили по Украине в одиночку либо группами. Главным источником существования этой образованной, но весьма неорганизованной группы людей был интеллектуальный труд. Их нанимали для написания писем, составления жалоб, сочинения рифмованной оды или постановки ими же написанной пьесы, перевода с латыни и греческого.

Под влиянием западноевропейских гуманистических и реформаторских идей в украинском образовании в XVII в. происходят значительные изменения. Создаются качественно новые учебные заведения, базирующиеся на национальных традициях, соединяющих в себе передовой отечественный и европейский опыт . К ним относится, в первую очередь, организованный по образцу европейских университетовКиево-Могилянский коллегиум , получивший впоследствии статус академии . Он был основан в 1632 г. по инициативе выдающегося украинского религиозного и государственного деятеля, одного из образованнейших и наиболее передовых людей эпохи ― киевского митрополита Петра Могилы .

В коллегиуме изучались четыре языка: славянский, латинский, греческий и польский. Помимо грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, метафизики и др. наук, в старших классах изучалась также философия . Весь курс обучения продолжался 12 лет. Окончание коллегиума давало возможность продолжить образование в любом университете Европы.

Большой заслугой коллегиума являлось то, что здесь формировалась украинская образованная элита, готовились полемисты для защиты веры, разрабатывалась концепция высшего образования Украины .

Из стен Киево-Могилянской академии вышло много известных деятелей науки и культуры: Феофан Прокопович , Григорий Сковорода , Михайло Ломоносов и др. Они выполняли просветительскую и культурную миссию среди народа, пополняли органы управления войска Запорожского, работали в государственных учреждениях. Выпускники академии были первыми профессорами и преподавателями Московского и Санкт-Петербургского университетов, а Ф.Прокопович и М.Ломоносов стали одними из основателей Российской академии наук.

В это время часто проводились страстные полемики по проблемам национальной и религиозной независимости украинского народа, способствовавшие расцвету публицистики и ораторского искусства полемистов. Академические диспуты ― яркий феномен украинской культурной жизни XVII - начала XVIII вв. Исследователи считают жаркие диспуты, представлявшие собой настоящий синтез искусств, моделью украинской культуры эпохи барокко .

Во второй пол. XVII в. активизируется деятельность литературных студий . Кроме сложившихся ранее литературных жанров, начинает развиваться мемуаристика (мемуары ― автобиографические записки, воспоминания).

Историко-мемуарная проза представлена казацкими летописями . Одной из наиболее ранних казацких летописей считается "Летопись самовидца ". Имя автора неизвестно, но он, как свидетельствует текст летописи, был непосредственным участником освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого .

Наиболее фундаментальным историческим трудом является четырехтомная летопись Самийла Величко "Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого " (1720 г.). Эта летопись по жанру относится к художественно-литературному исследованию.

3.Р азвитие культурной жизни в Украине в эпоху Просвещения во многом обусловлено экономическими и политическими обстоятельствами того времени.

В первой пол. XVIII в. в культурной жизни украинского народа наблюдается некоторое оживление, особенно во времена "гетманщины". Однако Российская империя постепенно ограничивает, а затем уничтожает политическую самостоятельность Малороссии , как называли тогда Украину, упразднив в 1764 г. гетманство и ликвидировав в 1775 г. Запорожскую Сечь. И уже к концу столетия Украина становится провинциальной во всех ее регионах и во всех сферах жизни ― общественной, хозяйственной, культурной, религиозной, утратив свое значение культурного проводника между Западной Европой и Россией , которым она была в XVII в.

В этот период меняется социальная структура украинского общества . Происходит постепенное закрепощение украинских крестьян по русскому образцу и расслоение казацкой старшины на мещанство и крестьянство.

Украинская Православная церковь перестает существовать как единое целое. С одной стороны, ― подчинение западных епархий папе Римскому, приведшее к формированию отдельной Униатской Церкви. С другой, Московская православная церковь, выступая в роли защитницы всех православных, по сути дела "поглотила " восточные епархии ― к концу XVIII в. церковные земли были переданы государству, церковь стала полностью материально зависимой от правительства.

Многие деятели российского духовенства с подозрением относились к украинцам, считая их "зараженными " латинскими ересями. Под предлогом искоренения еретических отклонений, Синод вынуждал украинцев печатать книги, писать иконы, строить церкви по общероссийским образцам. постепенно украинская православная церковь утрачивала свои отличительные черты, прозападную ориентацию, становясь еще одним средством распространения имперской культуры.

В сфере образования в Украине также произошли принципиальные изменения. К концу XVIII в. ведущие учебные заведения находились уже не в Украине, а в России . Киево-Могилянская академия преобразуется в обыкновенную духовную семинарию. Украинцы, желавшие приобщиться к новейшим знаниям, теперь вынуждены были поступать в высшие учебные заведения России.

Во второй половине XVIII в. украинская книжность, придавленная цензурой и общим обнищанием культурной жизни, превращается во "второсортную". Труды украинских писателей издаются только на великорусском языке. В высшем обществе постепенно формируется пренебрежительное отношение к народному языку. Даже "просвещенным " украинцам он представляется провинциальным, не имеющим будущего, интересным, но вымирающим явлением.

В то же время, многие передовые деятели украинской культуры своими произведениями формировали чувство украинского патриотизма среди просве-щенной части населения страны. Так, Семен Дивович в поэме "Разговор Великороссии с Малороссией " протестует против имперской политики России, а Василий Капнист написал "Оду на рабство ", в которой говорится об Украине, стонущей "під ігом тяжкія держави".

Особое место в истории украинской культуры XVIII в. принадлежит творчеству выдающегося украинского философа, писателя Григория Сковороды (1722-1794). Сын бедного казака с Полтавщины, он получил образование в Киевской академии, работал преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах, был "мандривным" философом (к этому его вынудили церковные власти, враждебно относившиеся к его прогрессивным взглядам и педагогическим методам) (см. раздел. I.2).

Г.Сковороду называют "украинским Сократом ". Встречаясь с разными людьми, мыслитель вступал с ними в полемику. Больше всего его занимал вопрос о человеческом счастье . Творческое наследие Г.Сковороды разно-образно: стихи, басни, учебники по этике, поэтике, философские трактаты.

Следует отметить, что у поэтов-украинцев очень сильны были чувства скорби по утраченным правам, потере автономии. Хотя подчас стремление к карьере и сословному благосостоянию преодолевало "умоначертания прежних времен ". Романтические мечты не мешали некоторым украинским культурным деятелям поддерживать политику империи.

Таким образом, в связи со сложившимися в XVIII веке историческими условиями, в Украине не возникли ни социальные, ни культурные предпосылки для широкого развития Просвещения . В официальной культуре, ориентирован-ной на российскую государственность, складывался стереотип второсортности всего украинского. Народная же культура, бережно хранившая национальные традиции, не смогла подняться до уровня высших идеалов Просвещения, тем более, отстоять их.

4.З начительным культурным явлением XVII-XVIII вв. является украинское или казацкое барокко . Этому универсальному стилю, который проявился во всех областях культуры, видах и жанрах искусства, присущи радостное мировосприятие, любовь к жизни, щедрость души, гармония с

природой, близость к традициям украинского народного творчества.

Новизне в искусстве стиль барокко (см. раздел IV.2.) предпочитал синтез, что и предопределило его привлекательность для украинцев. Украинское барокко не способствовало возникновению новых идей - скорее, оно предложило новые для украинского искусства приемы: парадокс, аллегорию, контраст. Ибо само промежуточное положение между православной восточной и латинизированной западной культурами склоняло украинский народ к синтетическому мышлению и требовало синтетического стиля :

· на Галичине барокко максимально сохраняло классические западно-европейские традиции ― ансамбль собора Св. Юра во Львове (XVIII в);

· целый ряд памятников в барочном стиле были созданы российскими мастерами, либо под сильным влиянием великорусского официального искусства. Таковы, например, архитектурные шедевры мирового значения ― Андреевская церковь и Мариинский дворец , построенные в сер. XVIII в. в Киеве знаменитым русским зодчим Ф.Растрелли ;

· однако поистине украинским явлением стали сооружения, созданные под влиянием европейского барокко на базе традиций культового украинского искусства периода Киевской Руси и народного деревянного зодчества.

Самобытные украинские архитекторы не копировали западно-европейские образцы, их сооружения, как правило, менее декоративны, формы их более спокойные, для них характерны величавость пропорций, богатые лепнина и росписи, в которых явственно звучали народные мотивы, яркая цветовая гамма. С учетом этих своеобразных и оригинальных черт этот стиль и получил название украинского или казацкого барокко (см. раздел IV.2).

Среди шедевров этого стиля ― и недавно восстановленный Михайловский Златоверхий собор в Киеве, и большинство строений Киево-Печерской Лавры .

Самые значительные достижения украинской барочной живописи связаны с жовкивским художественным центром . В это объединение входили живописцы, имевшие европейскую славу: И.Рудкевич, Ю.Шимонович, В.Петракович .

Особое место в украинском барочном изобразительном искусстве занимает скульптура , имеющая, как самостоятельное, так и прикладное значение ― в качестве скульптурного декора. работы самого известного львовского скульптора Ивана Пинзеля украшают, к примеру, фасады собора Св. Юра. Творчество талантливого мастера балансирует на грани барокко и рококо. Однако нешуточные страсти, которые переживают его персонажи, не оставляют сомнения в их принадлежности к экспансивному миру барокко.

Особенностью украинской барочной пластики является ее приверженность традиционному на Руси материалу ― дереву , утратившему в европейском искусстве популярность еще со времен Средневековья. "Різьблення " [укр. резьба по дереву] оставалось равноправной разновидностью скульптурного декора наряду с использованием мрамора, бронзы и др. материалов. Поэтому многие работы Ивана Пинзеля, пластичные, динамичные, колоритные, выполнены из раскрашенного и позолоченного дерева.

Идеи барокко проявились во всех видах и жанрах украинского искусства того времени, придав им новую глубину, оригинальность и динамику.

Для барочного музыкального искусства характерно стремление познать суть человека, показать глубину его душевных переживаний, пронизанных борьбой с человеческими страстями.

Особенно ярко эти черты проявились в духовной (церковной) музыке. Ведущим жанром в ней был партесный концерт [итал. a cappella ], которое называли еще"киевским пением ".Выдающимися представителями украинской духовной музыки были композиторы: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский .

Наряду с духовной в XVIII в. появляется светская музыка: романсы (камерные вокальные произведения, преимущественно сентиментального характера), опера, симфоническая музыка.

Продолжает развиваться украинское театральное искусство . В начале XVII в. особенно популярной остается школьная драма , в которой играли преподаватели и ученики братских школ. А во второй пол. XVII в. возникает вертеп [ст.слав. пещера (в которой, как тогда считали, родился Иисус)] - странствующий театр , в котором ставились постановки на библейские рождественские сюжеты. Были разные виды вертепов ― в одних случаях это был кукольный театр , в других играли ряженые актеры.

В целом, период XVII-XVIII вв. ― парадоксальная эпоха в истории украинской культуры. С одной стороны, она стала свидетельством замечательного расцвета национальной культуры с ее причудливо-витиеватым барочным стилем и просветительскими идеями, с другой, украинская культура, начав приспосабливаться к западноевропейским либо российским имперским образцам, лишается многих своих самобытных черт и достижений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. В каких исторических условиях развивалась украинская культура в XVII в.?

2. Как развивалось образование в Украине XVII-ХVIII вв.? Какова история становления и развития Киево-Могилянской академии?

3. Что Вам известно об украинской литературе XVII-ХVIII вв.? О каких явлениях в культурной жизни Украины свидетельствует появление казацких летописей?

4. Охарактеризуйте культуру Украины в эпоху Просвещения.

5. Почему Г.Сковороду называют "украинским Сократом "?

6. В чем сущность и особенности украинского (казацкого) барокко?

7. Расскажите о развитии украинского искусства в XVIII в.