Священный идеал материнства. Презентация на тему "священный идеал материнства" Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты

Открытый урок

По МХК

по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс

Организационная информация

АРМ (автоматизированное рабочее место) педагога, АРМы учащихся (компьютерный класс на 12 мест).

Интернет, локальная сеть.

Проектор.

Интерактивная доска.

Традиционная доска.

Раздаточные материалы:

Задания для групп (приложение №1);

Таблица «Ключевые слова» (приложение №2) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу;

Тексты (приложение №3);

Таблица для сравнения картин (приложение №4) используется на доске, учащиеся в тетради чертят и заполняют таблицу.

Цветы-шаблоны

Здравствуйте ребята!

Все мы помним строчки из детского стихотворения "Мамы разные нужны. Мамы всякие важны!». Действительно это неоспоримый постулат.

Образ матери, мамы, мамочки неисчерпаем. Кажется, какой стороны быта или бытия ни коснись - везде найдешь ее отзвук. "Вся гордость мира от матерей,- сказал А.М.Горький,- без. солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет ни поэта ни героя."

Не случайно эти слова матери звучат как гимн самой жизни, и не случайно через мировую культуру образ матери проходит яркой линией: так в эпоху Возрождения -мадонна с младенцем на руках, в русской культуре- обожествление в иконах.

Мама -поистине одна из сложнейших профессий на Земле, это испытание на Доброту и Великодушие. Это она научила нас ходить, говорить, понимать язык народа. Это она открыла красоту жизни. Весь мир держится на материнской любви .

Ребята, вы видите на доске схему – солнышко. Давайте запишем ключевые слова нашего занятия вместо лучей.

На диске солнышка запишем цель нашего занятия.

Зарисуйте схему-солнышко в тетрадь.

Эпиграф нашего занятия слова М.Кузмина; «Ведь каждая мать - Мадонна, И всякий ребенок свят!». Почему я предлагаю этот эпиграф? Как вы его понимаете?

Беседа учителя на фоне слайд-шоу.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

(Г. Данилова Мировая художественная культура. 7-8 класс.-М.: Дрофа, 2006.-С. 83

Сегодня, мы с вами будем знакомиться с женскими образами самостоятельно.

Ребята делятся на группы (по количеству компьютеров), получают задания алгоритм выполнения, законы презентации (приложение №1). При выполнении заданий используется учебник и электронные тексты (сканированные страницы учебника или Интернет-сайты). Иллюстративный материал необходимо найти самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, либо картинки размещены в папках на компьютере.

Ребята мы начинаем презентацию работ.

Группа представляет тему. После каждой темы ребята записывают в тетради ключевое слово и его объяснение. Одновременно ключевое слово и объяснение пишется в таблице на доске (приложение №2).

Ребята на интерактивной доске представлены две картины. Познакомимся с картинами, используя раздаточный материал (приложение №3)Попробуем сравнить эти картины. Красным маркером мы будем соединять общее, а зеленым маркером – различия.

Сейчас мы вместе будем заполнять таблицу «Мадонны: движение навстречу»(см. приложение №4)

Таблицу мы заполнил можем сделать. Ребята предлагают выводы, которые фиксируются на доске. Затем записи обобщаются учителем в один общий вывод, который и записывается в тетрадь.

Вывод: Леонардо да Винчи и Петров-Водкин выразили чувство материнства, которое проникает в глубину души и остается там навсегда.

В начале урока мы с вами заполняли схему – солнышко. Мы знаем, что солнышко способствует росту всего живого на земле. Давайте, представим, что наше солнышко взрастила цветы –знаний. Посмотрите у вас на партах лежат шаблоны цветов. Напишите внутри каждого цветка, что вы нового узнали из нашего урока. Разместите цветы вокруг нашего солнышка на доске.

Сегодня мы много узнали об образе женщины в разные века и в разных странах. Учитель может зачитать самые интересные предложения с цветов-шаблонов.

Ребята, а какие еще ключевые слова мы можем добавить в нашу схему-солнышко.

Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Я получила большое удовольствие от нашей совместной работы. Я очень рада что вы такие творческие. Но я надеюсь, что выполнение домашнего задания поможет вам более глубоко изучить образ женщины в мировой художественной культуре.

Первый вариант: Сравнить образы мадонн Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Второй вариант: Сравнить европейский образ Мадонны с образом Богородицы на Руси.

Приложение №1

Задания для групп

Темы:

    «Венеры» первых художников Земли.

    Священный лик Богоматери

    Богоматерь Оранта

    Богоматерь Одигтрия

    Богоматерь Елеуса

    Русские иконописцы: Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий

    Мадонны титанов Возрождения. Леонардо да Винчи

    Мадонны титанов Возрождения: С. Рафаэль

    Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

    Женщина-мать в искусстве 20 века.

    Мадонны К.С. Петрова-Водкина

Задание.

    Заполнить шаблон презентации 2 слайда.

    Подобрать фактуру (фон) для презентации по теме.

    Подобрать музыку для сопровождения.

    Подготовить презентацию. Распределить в группе текст так, чтобы были задействованы все участники.

Приложение №2

Слово

Приложение №3

К. Петров-Водкин

Мать. 1915. Х.М. 107x98.5. ГРМ., Санкт-Петербург

Материнство - одна из излюбленных тем художника - решена слишком в русском стиле. Образы русских женщин, которых любовно и бережно изображает художник, окрашены не столько в национальные, сколько в социальные оттенки. В них одухотворенность и сочетание целомудрия и жизненности.

В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери.

С идеей целомудренной строгости и чистоты связано ощущение глубокого синего цвета. Начало же наполненной жизненности отливается в красном цвете не менее наполненном. В "Матери" 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. И вот, в течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся, приобретал все большую конкретность полнокровный женский облик. Он с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года. Если это так - а это представляется правдоподобным, - то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого жизненного материнского, или - шире - женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Мать в этой картине Петрова-Водкина - молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы - они станут теперь неизменной деталью многих произведений художника - только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что "царственной" осанки. А главное - решительно изменилось само выражение материнского «лика». На смену чуть "постно-смиренному" выражению крестьянской матери 1913 года, с ее "уныло-сонным" взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы - такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего!

Леонардо да Винчи

Мадонна Литта

Madonna Litta 1478-1482

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.

Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963

Приложение №4

Мадонны: движение навстречу

Параметры характеристики

Аспектный анализ урока

«Образ женщины-матери сквозь века»

Для реализации цели были решены следующие задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся и показать разнообразие интерпретаций женских образов.

Развивающие:

Создать коллективную презентацию по теме.

Воспитательные:

Уважение к шедеврам мировой художественной культуры.

Творческое задание требовало от учащихся не воспроизводства информации, а творчества.

Для эффективного решения задач урока использовались элементы здоровья-сберегающей системы образования.

Межпредметные связи с историей, изобразительным искусством, культурой, традициями русского народа, поэзией, музыкой.

На уроке использовались методы работы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    Словесный ( рассказ) – ля активизации познавательной деятельности учащихся.

    Наглядный ( демонстрация , презентация, выставка)

    Практический работа по группам

    Репродуктивный

Ученики применяли по образцу (последовательность ) ранее усвоенные знания

5. Частично-поисковый

Основной этап практической работы был связан с самостоятельным поиском

6. Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение материала с использование ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) способствует эффективному освоению новой информации и переработки ее в новое знание.

Методы, которые использовались для стимулирования и мотивации обучения:

    Создание ситуации эмоционального переживания (презентация +рассказ+ музыка)

    Ситуация удивления ( использование поэзии и музыкм в водной части урока, рассказ о произведении художника)

    Ситуации успеха ( памятки таблицы, поощрение во время самостоятельной работы)

    Ситуаций занимательности ( сопоставление)

    Ситуации новизны, актуальности, (сведения о популярности данных картин)

Тема рассчитана на 2 урока. Все этапы были связанны между собой логически и были направлены для реализации основной части.

1. Организационный – настраивал учеников на рабочий лад.

2. Вводный – заинтересовывал и создавал интригу

3. Рассказ – помогал создать художественный образ

4 .Работа в группе позволяла настроиться, почувст вовать свое вдохновение.

5. Практическая работа - функции мышления и восприя тия.

6 Рефлексия. Создание «Цветника новых знаний». Подведение итогов – оценить результаты, понять самого себя.

В каждом этапе урока шло формирование метапредметных понятий универсальных учебных действий. А именно:

1. познавательные

2. образно - символические

3. регулятивные

4. коммуникативные

Метапредметная связь на уроке прослеживается и это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Ученики в процессе обработки информации по теме и на основе найденного создают новый групповой и коллективный информационный продукт;

Закрепляют умение работать с различными источниками информации, выделять главные мысли, обобщать, высказывать свои мысли и защищать свою работу.

Получают опыт взаимодействия в группе;

Закрепляют изучение новых терминов, понятий, культурных явлений;

Актуализируют и воспитывают свои эстетические впечатления

Урок был направлен на :

    Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

    Осознание ими содержания урока, последовательности действий.

    Формирование рефлексивной, адекватной самооценки;

    Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающее культурное многообразие современного мира.

    Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

    Через освоение художественного наследия русского народа на развитие эстетического сознания и творческой деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает наглядность и качество образовательного процесса.

Цели урока были достигнуты, план урока выполнен, каждый получил оценку своего труда, материал урока учениками усвоен.

Литература и средства обучения:

    Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

    Учебное издание Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.

    Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.

    МХК в активных методах обучения/авт.-сост. Ю.В.Гуща. – Минск:Красико-Принт, 2008.

Использование медиаресурсов:

  • ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003

    Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002

    Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

    Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

    Русский музей.

    Шедевры русской живописи

    Собственные медиаресурсы.

«Урок-игра по МХК» - Малый театр. Французский архитектурный стиль. Создание Русского национального гимна. Визуальный конкурс. Произведение скульптора. Блиц. Бурлаки. Этапы игры. Социальный статус артистов. Цари. Название памятника Александру I. Томский собор. Картина «Гумно». Министр юстиции. Архитектор храма Христа Спасителя.

«Задания по МХК» - Выберите признаки, отличающие первобытное изобразительное искусство. Архитектурный комплекс Древнего Египта. Отметьте виды искусства, зародившиеся в первобытном обществе. Тест по МХК. У каких народов древних цивилизаций была развита письменность. Каким правителям посвящен храмовый комплекс Абу-Симбел.

«Уроки искусства» - Методы работы: Работы детей. Награждение. Главная идея моей педагогической системы работы: Кабинет ИЗО. Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Типы уроков: 6б класс. Итоги внеклассной работы. Гадкий утенок. Урок изобразительного искусства. Показатели эффективности моей деятельности по обучению школьников:

«Электронные учебники по МХК» - Русский музей. Кузьма Петров – Водкин. Учимся понимать архитектуру. Василий Суриков (1949-1916). Библейские образы в искусстве. Россия 20 век. Учимся понимать музыку. Учимся выступать публично. Современное российское искусство. Русские императорские дворцы. Симоне Мартини. Шедевры архитектуры. История искусства.

«Школа искусств» - Проектная деятельность детской школы искусств. Развитие вариативности образовательных программ художественного образования. Инвестиционная привлекательность художественного образования. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития художественного образования. С.В.Рахманинова» www.dmsh7.ru.

«Проекты по МХК» - Мультимедийная презентация. Основные требования к проекту. Проект в рамках курса МХК. Проектная компетентность. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Культурная адаптация школьников. Творческий проект. Проект. Планирование. Искусство.

Всего в теме 14 презентаций

Вариант № I

1.Первые маленькие женские статуэтки «палеолитические Венеры» были:

а) грациозны и стройны;

б) примитивны и грубы.

______________________________________________________________________________________

3.Приведи соответствие:

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

4.Назовите икону.

___________________________________________________________

_______________________________________________________

6.О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведет под уздцы двух впряженных в борону коней…

______________________________________________________________________

8.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а

2 Богоматерь Одигитрия

б

______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    б) примитивны и грубы.

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Владимирская Богоматерь

    Мадонна Литта, Леонардо да Винчи

    На пашне. Весна

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

  1. А.А. Дейнека, Мать

Контрольная работа по теме «Образ женщины-матери сквозь века»

Вариант № II

1.Изображению чего было уделено особое внимание в статуэтках «палеолитические Венеры»?

а) большие груди и бедра;

б) выразительные глаза;

в) женская прическа;

г) большой нос.

2.Объясните значение слов «культ женщины»:

3.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

4.Назовите икону.

______________________________________________________

__________________________________________________________

6. О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

В центре картины - женщина-жница с ребенком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости…

7.Вставьте пропущенные слова.

Призванный портретист, академик живописи А.Г. ____________ в 44 года, почувствовал неудовлетворенность и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из _____________ и поселяется в тверской _____________.

8.Приведи соответствие: Образ Богоматери связан с культом

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

_______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    а) большие груди и бедра; в) женская прическа

    Воплощал в себе идею материнства и продолжения рода.

    1 Богоматерь Оранте

    а «молящаяся» с возведенными к небу руками

    2 Богоматерь Одигитрия

    б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

    Богоматерь Донская

    Рафаэль, Сикстинская мадонна

    На жатве. Лето.

    Венецианов, Петербурга, глуши

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Петроградская мадонна, Петров – Водкин

    Родина - мать зовет, И.М. Тоидзе

Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение. - Изучение нового учебного материала - Закрепление изученного материала. - Информация о домашнем задании. - Итог урока Д/p: §9.3 с. 85, през. с:57 Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. «Благовещение» Леонардо да Винчи




Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и забавами. Святая Анна с Марией и младенцем


«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости


Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.


Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони» Фигура Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Картину часто называют "Тондо Дони", поскольку во- первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (по-английски "tondo"). По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.


Части полиптиха оказались разъединены еще в XVII в. Джорджо Вазари оставил нам сведения о расположении деталей полиптиха, многие части которого сегодня утрачены. «В церкви Кармине в Пизе на доске, находящейся в одной из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у нее несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери - св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай - фигуры, полные движения и жизни.» Мазаччо «Мадонна с младенцем»


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, замыкаются на короне Марии. Кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Лицо "Мадонны Магнификат" Боттичелли - идеал красоты. Тонкая светлая кожа, изящное строение лица. Выражение чистоты дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - преображают модель в идеальный образ Мадонны.


Картина названа по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Боттичелли «Мадонна Магнификат»

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением.

Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Образ- вид, облик. Мадонна (моя госпожа)- название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем. Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Богиня с древних времён ассоциируется с Луной. Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность. n Дева символизировала молодость и энергию. n Мать являлась воплощением женской силы и плодородия. n Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, n мудрость.

В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя. Владимирская Богоматерь

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Образ Мадонн …Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец… А. С. Пушкин

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

А. Г. Венецианов В полном разгаре страда деревенская, Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…

Искусство XX века К. С. Петров - Водкин Богоматерь – умиление злых сердец, 1915 г.