Проект интегрированный: география и литература. Литературно-географический проект «Символы России Творческая работа групп

Российская государственная детская библиотека совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В. И. Даля, Русским географическим обществом при поддержке Министерства культуры РФ продолжает Всероссийский проект «Символы России».

В этом году проект приурочен к Году экологии и особо охраняемых территорий в РФ и проводится при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ. Проект состоит из двух частей: Всероссийский литературно-географический конкурс «Символы России» и Всероссийская литературно-географическая олимпиада «Символы России» .
До 20 октября 2017 года в РГДБ принимаются вопросы детей о природных объектах и территориях России и их отражении в классической русской литературе. Авторитетное жюри определит лучшие вопросы.
Составители лучших вопросов получат не только дипломы и подарочные сертификаты интернет-магазина Лабиринт, но и станут авторами Всероссийской олимпиады «Символы России».
23 ноября 2017 года в каждом регионе планируется проведение Олимпиады среди школьников в двух возрастных категориях: от 8 до 10 лет и от 11 до 14 лет. Победители Олимпиады получат дипломы и книжные подарки.
Поздравляем педагогическое сообщество с профессиональным праздником! Надеемся, что литературно-географический проект «Символы России» будет поддержан Вами и Вашими коллегами из учреждений образования и культуры. Мы уверены, что его успешная реализация позволит выстроить эффективное межведомственное взаимодействие, способствующее привлечению детей к чтению и повышению интереса к природе и литературе нашей страны.

Муза странствий - Африка.

(африканская тема в поэзии Н. Гумилева ).

1. Актуальность.

2. Цели.

3. Задачи.

4. Введение

5. Практический этап.

6. Творческая работа групп.

7. Заключительный этап проекта.

8. Приложение (презентации, слайд-шоу, работы учащихся, фото и видеоматериалы)

ТИП ПРОЕКТА: интегрированный,

творческий,

исследовательский,

долгосрочный

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : с января 2015 года

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА: 2 года

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 11г класса,

учителя-предметники

ПРОДУКТ ПРОЕКТА: сценарий урока,

презентации,

слайды-шоу

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ :1. Работа с картами

2.анкетирование учащихся

3. карточки

5. схема анализа

стихотворения

6. рисование

Актуальность проекта :

Данный проект представляет интеграцию – бинарность учебных дисциплин: географии и литературы, творческий поиск и научное исследование учащихся 11–х классов Маджалисской СОШ Кайтагского района.

Наш творческий проект состоит в изучении географической темы поэзии Николая Гумилева, научных исследований, посвященных его путешествиям по Черному континенту, письмам и личным дневникам поэта, лирическим произведениям из цикла «Шатер». Он представляет интерес для уч-ся и поможет им в подготовке к экзамену по литературе и географии в форме ЕГЭ, а также в расширении кругозора и повышении культурного статуса. Изучение биографии поэта- акмеиста Серебряного века подтолкнуло нас, авторов проекта, к желанию увидеть Африку глазами поэта и путешественника, а также к желанию привлечь учащихся к поиску и сотворчеству. Проект представляет файловые документы, разработку интегрированных уроков, презентации, видео и фотоматериалы

Он включает следующие темы по литературе и географии:

1.Африка- идеальный континент.

2.Поэт и этнограф Николай Гумилев.

3.Африка глазами поэта(сквозь призму стихотворений)

4.Вклад Гумилева в изучение Африки.

Цели проекта:

    обобщить знания по материку Африка;

    дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;

    познакомить учащихся с "Африканским дневником поэта" и циклом стихов "Шатер";

    показать экзотическую природу Африки глазами поэта-романтика;

    через поэзию Гумилева раскрыть особенности быта, традиций и культуры народов африканского континента;познакомиться с особенностями ГП Африки, овладеть умением определять ГП, работать с разными картами. Познакомиться с причинами появления африканских мотивов в лирике Гумилева.

Задачи проекта :

    познакомить учащихся с поэзией Гумилева, посвященной Африке;

    соединить литературный образ с географическими образами и понятиями воедино, развивая эмоциональную сферу учащихся;

    развивать чувство прекрасного, творческие способности учащихся.

    Основываясь на базовых знаниях, мы изучим географическое положение Африки и историю исследования материка. Познакомимся с некоторыми удивительными особенностями природы «идеального континента».

    Развивать умения: наложения карт различной тематики, определение координат, ориентирование по карте, работы с дополнительными источниками информации.

    Воспитание таких качеств как патриотизм, коллективизм, гордость за уникальные природные объекты Земли, любовь к природе.

Оборудование:

    Карта мира физическая;

    Карта Африки физическая;

    Слайд-шоу «О! Эта Африка!»;

    Иллюстрации на доске;

    Аудио сопровождение «Звуки моря», «Африканские мотивы»;

    Персональный набор (таблица «Рекорды Африки», тестовая карточка, атлас, контур Африки, простой карандаш, авторучка, ластик, тетрадь) географические карты,

    выставка книг Н. Гумилева,

    выставка творческих работ учащихся, посвященных Африке.

В ходе проекта учащиеся разделены на две группы: литературоведы и географы.

Введение

Гумилёв - поэт географии...
Вселенную он воспринимает как живую карту... он принадлежит династии Колумба., - слова
Ю.Айхенвальда в полной мере отражают мироощущение поэта и географа. Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям. Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с "дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: "Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, - он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.Эти слова - ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилёва - это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления - акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел - решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: "Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизана книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привёз,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

Практический этап проекта.

Уч-ся разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.

ИГРА- ВИКТОРИНА « Африка»

1. Кто открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность материка.

2. Кто открыл новый путь в Индию.

3. Известный путешественник, проделал путь в 6354 км из Центральной Африки до западного побережья, а потом на восток материка Африка. Следующее путешествие протяженностью 1610 км, которое он предпринял по левому берегу реки Замбези. Дал описание водопада «Гремучий дым», позднее он нарек его Виктория. Около 30 лет провел в Африке, изучая ее природу.

4. Назовите потенциально активный стратовулкан на северо-востоке Танзании, высочайшая точка Африки над уровнем моря (Килиманджаро)

5. На скольких литосферных плитах находится материк. Есть ли районы столкновения с другими плитами? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

6. Огромный горный массив с цепями вокруг гор и множеством отдельных потухших вулканов. Очертания нагорья напоминают грушу, сужающую к северу. Протяженность на юг – около 1500 км, в самом широком месте ширина нагорья составляет 900 км.

7. Главный источник питания существования населения в оазисах. Дает тень, пищу, источник питания.

8. Культурное растение. Вечнозеленый кустарник, корни которого богаты крахмалом.

9. Самое удивительное растение пустыни Намиб. Называют осьминогом пустыни. Изображается на марках Намибии.

10. Назовите озеро, которое расположено в приэкваториальной области. Оно пополняется водой равномерно в течение всего года за счет постоянных дождей и полноводных рек, впадающих в него.

11. Эта река берет начало на плато Лунди, около 300 км течет по территории Анголы на запад, вдруг резко поворачивает на восток и, делая огромную петлю, заканчивает свой бег у Индийского океана, проходя от истоков до устья 2660 км.

Индивидуальные задания группе географов:

1.Определить географическое положение материка: показать Африку, крайние точки, подчеркнуть удаленность от России, проследить по карте маршруты путешествий Гумилева.

2.Работа со справочной литературой:

Используя карты атласа, энциклопедический словарь, учащиеся определяют, что Абиссиния - это второе название Эфиопского нагорья.

3.Как вы думаете, какой горной стране принадлежат эти вершины и чем объясняется наличие здесь снега?

.Практическая работа с картами атласа.

По физической карте учащиеся определяют географический объект - вулкан Килиманджаро, его высоту, а по климатической карте определяют температуру в районе вулкана. Зная об изменении температуры с высотой, проведя расчеты, объясняют наличие снегового и ледникового покрова на вершине горы.

8. Какие географические особенности Сахары как природного объекта подчеркнул Гумилев в этих строках?

(Учащиеся, используя ранее полученные знания, дают физико-географическую характеристику величайшей пустыне мира, уточняя при этом, какие особенности природы поэтически образно отобразил Гумилев.)

9. Рассматривая внутренние воды Африки, мы обратимся снова к стихам поэта - географа Гумилева. Каковы воды Африки в глазах поэта?

Задание: найти в тексте стихотворения и записать в тетрадь географические характеристики названных водных объектов.

(Самостоятельная работа учащихся)

10.Животный мир Африки богат и разнообразен, он поражает необычными животными, яркими невиданными птицами, которых не встретишь больше нигде.

Задания группе (география):

В текстах предложенных стихов найти упоминания животных, относящихся к различным природным зонам.

Индивидуальные задания группе литераторов:

1.- как описывает рельеф поэт Гумилев в стихотворениях "Абиссиния", "Судан", "Сахара"?

(Учащиеся зачитывают и комментируют отрывки названных стихотворений)

2.После первой поездки в Африку стихи Гумилева изменились - стали глубже и чище. Он стремился туда всем своим существом, потому что она одна могла залечить его раны. Особенно впечатлила поэта Сахара, " вечная слава песка". Наверное, Сахара - это олицетворение страсти и могущества. Точно и образно поэт описывает её.

3. Задания (литература):

Найти в тексте стихотворения сравнения, эпитеты. Определить цветовое и звуковое восприятие Сахары автором.

Для поэта воды Африки - это не просто жизненно необходимые объекты, но и божественная красота, которая столь же необходима человеку, чтобы быть богатым духовно. О ней-то восторженно пишет поэт.

4. Конкурс стихов.

Творческая работа уч-ся:

    Конкурс красноречия (продолжите фразу- составить высказывание на тему «Поэзия - это ….», География – это…»)

    Создание презентации про пустыни и озера Африки

    Создание клипа про животный мир Африки.

    Создание клипа по стихотворениям «Жираф», «Носорог», «Красное море».

    Защита рефератов по географическому положению Африки и по биографии поэта.

    Конкурс рисунков по фауне и флоре Африки и создание иллюстраций к стихотворениям Гумилёва.

    Конкурс чтецов с элементами инсценировки.

    Конкурс сочинений по стихам.

    Викторины и игры об Африке

    Анализ стихов.

Заключительный этап проекта.

В ходе работы над проектом мы убедились в том, что Гумилёв был не только замечательным поэтом, но и любознательным путешественником, возглавлявшим экспедиции в Африку. Мир поэзии Гумилёва удивительно красочен. Поэт обладал не только чуткой поэтической душой, богатым воображением, но и к тому же был замечательным мастером, виртуозно владевшим всеми приёмами стихосложения. Поэт, путешественник, географ, этнограф: Его творчество позволило нам более образно взглянуть на природу этого удивительного континента, увидеть мир глазами поэта-романтика, отмечающего красочность и неповторимость всего, что встречалось ему во время путешествия в Африку. Действительно, "Гумилев - поэт географии: вселенную он воспринимает как живую карту:он принадлежит к династии Колумба". Во время путешествий по Африке Гумилев в своих стихах описывал интересные живописные места, мимо которых он проезжал, животных, которых ему доводилось видеть, показал удивительный животный и растительный мир африканского континента. Можно сделать вывод: что экзотическое в творчестве Гумилева было не просто фиксацией мимолетных впечатлений, которых было предостаточно: охота на диких животных, ежедневный риск, реки, кишащие крокодилами, что все это было источником вдохновения поэта, но носило и исследовательский характер. Экспедиция в Африку были организована Академией наук, с целью изучения и жизни и быта неисследованных племен, составления коллекций предметов африканского быта.Все эти предметы можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

_______________________________________________________

Художественная литература ­­– это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают строки произведения, в которых мы находим название нашего города с точным указанием улицы или какого-нибудь известного дома!

Есть места, которые у каждого на слуху: например, Патриаршие пруды или Зимний дворец, Петропавловская крепость или Дом Грибоедова. О них много сказано и написано, но интерес к ним всё равно не ослабевает. Но сколько в литературе малоизвестных или совсем неизвестных топонимов? Откуда писатели их берут? Может, они их просто выдумали? Но ведь наша жизнь полна тайн: а вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, изображённых в книгах, существует в действительности? Ведь это значит, что есть люди, которые живут от них неподалеку или помнят, как они выглядят!

Конечно, жителям столиц и больших городов удаётся намного чаще встретить в произведении места, которые действительно существуют – более того, находятся где-то по соседству. Но и другие населенные пункты нередко попадали на страницы книг. Главное, что они реальны, узнаваемы и имеют свою историю. Интересно знать, побывал ли там автор лично – или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке... Тем не менее эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Мы предлагаем и вам погрузиться в этот загадочный мир.

Для начала необходимо определиться с тем, что вы будете исследовать. За основу можно взять какое-либо сооружение, дом, улицу, мост, площадь, тюрьму – что угодно, что существует на самом деле или угадывается под другим названием. Определившись с автором и произведением, вы выписываете отрывок (или отрывки, если в этом тексте есть несколько описаний изучаемого объекта), а дальше начинается наше расследование!

В какой период творил автор? Насколько достоверно изображено в его произведении изучаемое место? Вы можете воссоздать его историю благодаря таким источникам информации, как иллюстрации к тексту, старые фотографии, архивные записи, заметки в научно-популярных журналах и многое другое.

Вы постараетесь воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом. Проследите все изменения, которые произошли со времени описания, наведите справки в архиве или библиотеке – вдруг попадётся старая фотография или какие-то интересные записи – и расскажите всем о своих научных открытиях.

В заключение обязательно сфотографируйте исследуемый объект – его современное состояние очень важно для исследования. Если самостоятельно сделать фото по какой-то причине невозможно, можете взять снимок из интернета, только не забудьте его подписать.

Может случиться так, что об одном и том же месте будет заполнено несколько анкет. Это просто замечательно – такой подход придаст нашему научному исследованию достоверности.

Сурков Алексей Александрович родился 1(13) октября 1899 года в дер.Середнево Рыбинского района Ярославской области. С 12 лет Сурков служил "в людях" в Петербурге. Вскоре после Октябрьской революции ушел на фронт Гражданской войны. Демобилизовавшись, вернулся в деревню. Работал в волисполкоме, был избачом, волостным политпросветорганизатором, селькорствовал в уездной газете и даже писал пьески для драматического кружка. Впоследствии был на партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал комсомольскую газету.

Благотворно сказался на творчестве Суркова переезд в Москву, где его избрали в руководство РАППа в 1928 году. Здесь он закончил факультет литературы Института красной профессуры в 1934 году. В 1934 - 39 работает в журнале "Литературная учеба".

Первые стихи Суркова напечатаны в 1918 году в петроградской "Красной газете", но подлинным началом своей поэтической деятельности он считает 1930 год, когда вышел первый сборник стихов "Запев". Наибольшие удачи этого и последующих сборников относятся к изображению героев Гражданской войны. В 30-е гг. Сурков участвует в работе Локафа. Большую популярность приобрели его песни этих лет - "Конармейская песня", "Терская походная" и др. В 1939 - 1945 гг. Сурков - военный корреспондент, участник освободительного похода в Западную Белоруссию, войны с белофиннами, затем - Великой Отечественной войны. В 1944 - 1946 гг. был ответственным редактором литературной газеты. Особенную популярность приобрели его песни тех лет: "Бьется в тесной печурке огонь...", "Песня смелых" и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией СССР. С 1945 по 1953 года - ответственный редактор журнала "Огонек". Впечатлениями от многочисленных путешествий и встреч навеяны стихи, вошедшие в послевоенный сборник "Миру - мир!", вышедший в 1950 году и удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР. С 1949 года был секретарем Союза писателей СССР (с 1953 по 1959 - первый секретарь). В 1952 - 1956 гг. избирался членом Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а в 1956 - 1966 гг. - кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4 - 8-го созывов и РСФСР 2 - 3-го созывов. Член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира.

С 1962 года - главный редактор "Краткой Литературной Энциклопедии". В 1965 году вышел сборник литературно-критических статей и выступлений Суркова "Голоса времени. Заметки на полях истории литературы. 1934 - 1965". Переводил стихи украинских, белорусских, болгарских, польских, чешских, словенских, сербских, венгерских, урду и др. поэтов. Многие стихи Суркова переведены на иностранные языки. В 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Скончался в июле 1983 года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Тема работы:

«Литературная география.

Путешествие по памятникам литературным героям»

Предмет (предметные области) :

Литература, география

Выполнили работу:

обучающиеся 5 «А» класса

Пазухина Анна,

Перевезенцева Александра,

Лебедева Полина,

Уранова Дарья

Руководители:

Парова Татьяна Николаевна,

Номерова Наталья Леонидовна

2017 год

Оглавление

    Введение ………………………………………..…. Стр. 3

    Основная часть ……………………………………. Стр. 4

    Заключение ………………………………………... Стр. 14

    Информационные источники ……………………. Стр. 15

    Приложения……………………………………….. Стр. 16

Введение

В формате ФГОС второго поколения актуальна проблема интегративного освоения предметов в школе, так как метапредметный подход к урокам способствует более успешной реализации учебных целей на основе синтеза пограничных учебных предметов.

Роль географии как дисциплины в системе образования огромна. Велик ее образовательный, воспитательный и мировоззренческий потенциал. На стыке географии и литературы находится литературная география.

Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью формируется образ территории, развивая логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, дают дополнительный стимул к ее получению, активизируют познавательную деятельность.

Актуальность проекта : на уроках литературы мы изучаем художественные произведения, знакомимся с героями книг, представляя их в своём воображении. Но мало кто знает, что многим героям поставлены памятники у нас в России и за ее пределами. Данный проект будет интересен как на уроках литературы, так и на уроках географии, позволит ввести читающих школьников в географическое пространство их любимых книг, а не читающих – приобщать к художественной книге как таковой.

Цель работы: провести исследование, какие памятники литературным героям поставлены в России и за ее пределами.

Задачи работы:

1. Провести исследование, какому литературному герою создан памятник;

2. Установить, где и когда установлен, кто автор скульптуры;

3. Расширить знания о популярных героях произведений мировой литературы;

4. У меть видеть связь литературного произведения и реальной жизни, ориентироваться в географическом пространстве.

Гипотеза: Воспитывать интерес к литературе и географии, уважительного отношения к творчеству других людей.

Предмет исследования: Скульптурные изображения героям литературных произведений.

Результаты проекта: материалы могут быть использованы на уроках литературы и географии

Основная часть

Все мы знаем, что люди любят ставить памятники своим героям: солдатам и полководцам, поэтам и писателям, художникам и композиторам.

Герои войн, великие деятели достойны того, чтобы их запечатлели в металле и мраморе. Человечество помнит их подвиги, произведения, чтит и преклоняется перед их гением. Но, почему же, тогда, в Копенгагене памятник Русалочке стал символом датской столицы? Почему в Москве был установлен памятник Мальчишу – Кибальчишу? Чем прославились эти герои литературных произведений? И почему тот или иной памятник поставлен именно в этом городе, а не в каком-либо другом?

Немного истории.

Скульптура – очень древний вид искусства. Она всегда была в почете и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям. Скульптурные памятники украшают сады и парки, парадные залы общественных зданий. Маленькие статуэтки вы найдёте и у себя дома.

Традиция ставить скульптурные памятники героям литературных произведений родилась сравнительно недавно, но подобных памятников в мире накопилось уже немало, и это означает, что люди ценят книжных героев не меньше, чем настоящих.

Память в камне и бронзе…

Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры. В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.

Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны. Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: «Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…» Художественная литература – это творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности мест. Какое трепетное чувство восторга вызывают памятники героям книг, которых мы знаем с детства. Таких памятников в мире огромное количество. В России – также много мест, где стоят памятники нашим любимым литературным героям.

Памятники героям литературных произведений в мире

Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Русалочка, Дон Кихот и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. Но эти памятники стоят в других странах и городах.

    Чудесная девочка Алиса

Нью-Йорк, США, Центральный парк. Памятник «Алисе в стране чудес»

Нью-Йорк основали голландские поселенцы в начале XVII века. До 1664 года он носил название «Новый Амстердам».

Изначально, штат был населен коренными индейцами. Первым исследователем, который обнаружил город, был Джованни Веразано, итальянский исследователь. Он назвал его New Angouleme, а через год голландец по имени Генри Хадсон настоял на том, чтобы дать штату название Нью-Амстердам. И только позже англичане дали городу его название. В 1789 году город был назначен первой столицей США. Длилось это, правда, лишь год.

Нью-Йорк окутан тайнами и легендами. Ведь это один из самых известных городов мира. И пусть у него нет такой богатой истории как у Рима или Афин, но от этого он не становится менее интересным.

О Нью-Йорке можно говорить вечно. Трудно выделить самые удивительные факты о нем из несметного множества информации.

    Остров Манхэттен был приобретен голландским исследователем Питером Минуитом у племени индейцев за 24 доллара.

    После того, как город захватили англичане, он был переименован в Нью-Йорк, в честь герцога Йоркского - младшего брата короля Англии Карла II.

    Высота Статуи Свободы (от верхней части основания до факела) составляет 46,05 метров.

Как и на Родину-мать в Киеве, на Статую свободы можно подняться. Чтобы попасть в корону монумента, нужно преодолеть 354 ступени винтовой лестницы

У северного берега озера Консерватору Вотер США находится одна из самых любимых скульптур Центрального парка. Это группа персонажей из ставшей классической книги Льюиса Кэрролла 1865 года «Алиса в стране Чудес». Алиса как бы устраивает прием на огромном грибе. Она протягивает руку к карманным часам, которые держит Мартовский заяц, который был хозяином Безумного чаепития в книге.
Безмятежное спокойствие Алисы резко контрастирует с маниакальным выражением лица стоящего рядом Болванщика (Безумного шляпника), который обдумывает и вот-вот готов выдать одну из своих бессмысленных загадок. На грибе поменьше примостилась и при этом грызет какое-то угощение к чаю робкая Мышь соня, которая, кажется, готова в любой момент бросится бежать при любой надвигающейся угрозе.
А через плечо Алисы выглядывает сияющая морда Чеширского кота.
Филантроп Джордж Делакорте подарил эту скульптуру Центральному парку в честь своей жены Маргариты.
Скульптор очень точно следует причудливым викторианским иллюстрациям Джона Тенниэля из первого издания книги. (Приложение 1)

    Красная шапочка

Германия, Мюнхен, Am Kosttor 3. Памятник с маленькой девочкой и волком. Название памятника на немецком: "GEDENKSTEIN FUR ROTER HUT"

Германия - это не просто одно из высокоразвитых государств Западной Европы, это страна великих рек, страна, где жили и творили великие композиторы Бетховен и Бах, где родился и создавал свои литературные шедевры Йоганн Вольфганг фон Гете.

Столица Баварии – Мюнхен – третий по величине город Германии после Берлина и Гамбурга. Его население составляет 1,5 миллиона человек. Сама Бавария является самой крупной федеральной землей Германии.

Мюнхен сегодня не просто собрание музейных и культурных ценностей, но и масштабный исследовательский центр. Все, кто приезжает в Мюнхен, находит для себя что-то интересное.

Для городского населения около 3 млн. человек, Мюнхен и его ближайшие пригорода имеют один из наиболее пунктуальных систем внутри городского транспорта в мире. Их пунктуальность поражает: опоздание в минуту редкость. Мюнхенский трамвай является самым старым существующей системой общественного транспорта в городе, который находится в эксплуатации с 1876 года.

Местное население называет Мюнхен на баварском сленге Минга, хотя официально в германии его зовут München .Его родное имя, » Мюнхен » , происходит от немецкого слова » Монче » , что означает » монахи» .

Самый большой музей естествознания и техники располагается в Мюнхене, его основали в 1903 году. Сейчас там представлено порядка 28000 экспонатов, относящихся к 50 отраслям науки.

Родиной немецкой «Красной Шапочки» является город Швальм. Именно здесь братья Гримм записали эту сказку, и она известна немецкому народу в их изложении. В городе Швальм есть памятник Красной Шапочке и Серому Волку. А ещё здесь есть очень интересная традиция: все девушки на праздники носят красные шапочки, а юноши - маски волков.

В Мюнхене тоже есть памятник «Красной Шапочки, хотя это не совсем памятник, а один из фонтанов Мюнхена. Называется "Волчий фонтан".

И посвящен он, разумеется, не только известной сказке про Красную шапочку, но и фамилии Wolf. Заказали этот памятник муж и жена Адольф и Аполлония Вольф. Проект скульпторов Heinrich Düll и Georg Petzold.

Установлен в 1904 году. Фонтан находится на площади Am Kosttor. (Приложение 2)

    Долина Муми-Троллей

Финляндия, Тампере , музей «Долина Муми-Троллей», расположен на улице Hämeenpuisto (Хамеенпуисто) 20, в здании Центральной городской библиотеки

В Финляндии Тампере – второй по численности и значимости город. Он расположен на юге страны, на берегу быстрой и порожистой реки Таммеркоски, соединяющей два крупных озера – Нясиярви и Пюхяярви. В городской черте можно насчитать около 200 мелких озер, которые придают местности неповторимое своеобразие и очарование.

Город Тампере расположился между озерами Нясиярви и Пюхяярви, образованными еще во времена ледникового периода. Когда суша поднялась, и реки не смогли течь вверх в сторону морского залива, они потекли вниз, к низменности, где теперь находится современный Тампере, и образовали в низине два, невероятной красоты озера. На озерах Тампере рыбачат, ходят на яхтах – моторных и под парусом, приходят понежиться летом на солнышке и просто мечтают, глядясь в зеркальные озерные поверхности.

Легенда гласит, что Мемориальное сооружение «Скала Орла» - это место, откуда император осматривал город. Монарх был настолько очарован его красотой, что подписал указ о провозглашении города вольным (в очередной раз), что означало освобождение предпринимателей Тампере от уплаты налогов и таможенных платежей.

В Финляндии с большим уважением относятся к творчеству писательницы Туве Янссон, создавшей причудливый мир Муми-троллей. В честь ее героев в Наантали, на острове Кайло создан тематический парк аттракционов. В Тампере же есть музей, посвященный работам писательницы, которые включают оригинальные тексты и иллюстрации к ее сочинениям.

Музей "Долина Муми-троллей" можно найти на улице Puutarhakatu 34, здесь расположен Художественный музей города Тампере, который с недавних пор стал вторым домом для Муми-дола. Раньше, на протяжении полувека музей располагался в подвале главной городской библиотеки Метсо (Metso). Со 2 января 2013 года он заработал по новому адресу. Только сувенирная лавка, в которой нужно обязательно приобрести на память одну из тематических игрушек или книг, посвященных героям Туве Янссон, осталась по старому адресу. Там же остался стоять памятник Муми-троллю, на постаменте из окаменевшего дерева, возраст которого исчисляется несколькими миллионами лет и привезенного из Мадагаскара. Бронзовая фигурка Муми-тролля была отлита скульптором Матти Калкамо. А открытие самого памятника приурочили к 60-ой годовщине издания первой книги финской писательницы Туве Янссон "Муми-тролли и большое наводнение", увидевшей свет в 1945 году. (Приложение 3)

Памятники писателям и героям их произведений в России

И в нашей стране создано много памятников великим русским писателям. В Петербурге и в Москве есть памятники классикам с барельефным изображением литературных героев. Барельеф - от франц. - выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.

Всем хорошо известен русский баснописец Иван Андреевич Крылов в кругу своих басенных героев. В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одному из писателей монументов не сооружалось. Средства собирал народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали…

Взрослые и дети с удовольствием разглядывают памятник, непременно стараясь обойти его со всех сторон, чтобы увидеть всех зверей, которые изображены на высоком постаменте, а потом переводят взгляд вверх, на фигуру поэта, сидящего на камне, и даже самые маленькие понимают, что этот "дедушка" был, наверное, очень хорошим, если столько милых зверюшек навсегда остались рядом с ним. Сегодня уже просто невозможно представить себе Летний сад без "дедушки Крылова" и героев его басен. (Приложение 4)

В России много памятников не только писателям и поэтам, но и литературным героям.

    Винни-Пух и все, все, все…

Россия, Московская область, г. Раменское, Памятник Винни Пуху и Пятачку

Раменское - крупный подмосковный город, расположенный всего в 30 км от столицы. Население города Раменское чуть более ста тысяч человек. Интересно, что название город получил от словечка «раменье», что означает «окраина леса». Таким образом, мы понимаем, что на месте современного развивающегося города находился густой лес.

В подмосковном городе Раменское с 2005 года прописались новые жители – бронзовые Винни-Пух и Пятачок. Знаменитые герои любимого мультика обитают неподалеку от Площади Победы, на улице Красноармейской.
Автор истории про Винни-пуха Алан Александр Милн (1882 - 1856) - английский детский писатель. В 1969 году Винни-Пух и Пятачок стали персонажами знаменитого мультфильма
" " (Режиссер: Ф. Хитрук). (Приложение 5)
Автор памятника – скульптор Олег Ершов, лауреат премии ФСБ России.
Вообще, город Раменское приютил многих мультяшных героев: тут есть памятник героям мультфильма «Трое из Простоквашино» , «Крокодил Гена» , «Ну, погоди! » и т. д.

    «Ученый кот» – на удачу!

Россия, г. Геленджик , центральная набережная. Памятник « Кот ученый»

Конечно же, большинство людей хоть раз слышали название Геленджик . Для начала нужно рассмотреть общие сведения о городе, чтобы лучше понимать, о чем идет речь. Итак, Геленджик, как уже говорилось – это замечательный курортный городок. Он находится в России, в Краснодарском крае. О его важности для страны стоит сказать отдельно – в 2001 году он был признан курортом федерального значения. Он расположен на берегу Черного моря.

Вот несколько интересных сведений о Геленджике, про которые, возможно, не догадываются даже местные жители. «Маленькая невеста» - так звучит одна из версий о происхождении названия города. От самих жителей можно услышать много разных вариаций перевода слова «геленджик»: «невеста», «невесточка», «белая невеста» и много других. Своими корнями история уходит в эпоху, когда в Геленджикской бухте существовал невольничий рынок. По легендам, отсюда красивые белокожие девушки попадали в турецкие гаремы. Память об этом сказании демонстрируется бюстом невесты, которая ждет своего любимого, расположенном на главной площади.

    Самая длинная набережная. Геленджик заслуженно попал в книгу Рекордов Гиннеса , ведь здесь находится самая длинная в мире морская набережная.

    Достойный соперник Голливуду. На горе Маркхот виднеется надпись «Геленджик», которую видно даже из космоса. Инициаторы заявки на очередной рекорд трудились над гигантскими буквами целых полгода.

    Центр гидроавиации. Речь идет об гидроавиашоу – зрелищной демонстрации самолетов, а также других летательных аппаратов, которые выполняют различные трюки практически на воде.

По всей стране насчитывается 10 памятников известному пушкинскому персонажу поэмы «Руслан и Людмила», но именно с геленджикским Котом сфотографировался Дмитрий Медведев .

Скульптура «Кот ученый» в Россия, г. Геленджик , была установлена 6 июня 2008 года по инициативе администрации города с целью создания особой культурной атмосферы на Центральной набережной. Идея создания памятника навеяна строками из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…». Памятник знаменитому коту находится на , в ее северной части, под раскидистым дубом на . Но кот не ходит по цепи, а стоит в мантии, с поднятой вверх лапкой, с книгой во второй лапе. Книга символизирует мудрость. Его волосы взъерошены, а рот слегка приоткрыт. Вся его поза говорит об его «учености». Он как бы поучает проходящих. Отсюда и сюжетные фотографии гостей и жителей , которые как бы внимают наставлениям «Кота ученого». Член Союза Художников России скульптор Геннадий Анатольевич Панько говорит, что специально создал в памятнике образ «очеловеченного» кота.

Перед важными экзаменами или зачетами школьники и студенты приходят к скульптуре потереть нос и лапу «Ученого кота» – на удачу! (Приложение 6)

    Жители Изумрудного города

Россия, Санкт-Петербург, ул. Правды д. 2, Памятник «Изумрудному городу»

Санкт-Петербург довольно молодой город, ему всего 310 лет. Но, несмотря на свой юный возраст, история города многогранна и богата интересными фактами.

    Можно бесконечно много рассказывать не только об истории города, но и о его архитектурных памятниках. Здания, построенные в Петербурге до 1917 года, практически полностью сохранились. От Невы до Обводного канала и от Александро-Невской лавры до порта выглядит почти так же, как до Октябрьской революции. Санкт-Петербург при этом сочетает в себе постройки совершенно разных архитектурных стилей.

Санкт-Петербург за более чем трёхсотлетнюю историю сменил несколько имён. Сразу после закладки название города было «Питербурх». В дальнейшем оно видоизменилось в «Санкт-Петербург». Также первое время город называли «Петрополем», а иногда «Петрополисом». В 1914 году его стали именовать «Петроград», а в 1924 году город переименовали в «Ленинград» (после смерти Ленина). И только в 1991 году было возвращено первоначальное название - Санкт-Петербург

В одном дворике Санкт-Петербурга по ул. Правда дом №2 разместилось самое сказочное и необычное место для прогулки с детишками и отдыха. Там расположились герои любимой сказки многих людей "Изумрудный город«, автор Александр Волков. Герои сказки поселились там в 2007 году. Всем нам известные: Страшила, Трусливый Лев, Элли, Людоед, Железный дровосек, Фаромон, Бастинда, Саблезубые тигры и Вилинна.

Побывать здесь могут все желающие и для этого не придется лететь в фургоне через пустыни и горы. Дорожки вымощены желтым кирпичом, поэтому проходя через дворы, вы почувствуете себя как в сказке, путешествующим по страницам книги.

Хронология сказочных событий сохранена. К примеру, при входе в первый двор на фасаде размещен барельеф доброй феи Виллины. Именно она первой повстречалась Элли. Желтая дорожка приведет вас в Изумрудный город, который охраняет бессмертный страж Фарамант, к встрече с таинственным Гудвином.

Большинство скульптур выкованы из железа, а некоторые "выращены" из меди в гальванической ванне. И только Гудвин «земляной», в виде объемной фигурной клумбы. Как и положено, он меняет свое обличие вместе с цветочным покрытием. (Приложение 7)

    Мой любимый Айболит

Россия, г. Анапа, Краснодарский край , улица Калинина, Памятник «Айболиту»

Анапа включена в список городов-памятников России как город-музей античных времен. Он был разрушен во время Великой Отечественной Войны, а полностью восстановлен в пятидесятых годах. Этот город стал излюбленным местом отдыха большинства жителей России.

Интересный факт: «Анапа входила в состав Боспорского государства и имела совершенно другое название – Горгиппия. Так звали царя, окрестившего живописный город своим именем»

Памятная статуя известного сказочного героя появилась в курортном городке Анапа в 2011 году. Авторами проекты выступили скульптор В. Поляков и архитектор Ю. Рысин. Конструкция сделана полностью из бронзолита. Памятник представляет собой образ Айболита, сидящего в тени дерева. Он выглядит точно так же как из сказки - в белом халате и очках. Рядом с Айболитом с одной стороны сидит белочка, с другой - попугай. На дереве висит табличка с названием памятника и цитатой из произведения К. Чуковского.

В Анапе среди жителей бытует легенда, что если дотронутся до белки, то прекратятся болезни суставов. Потрогайте попугая, уйдут проблемы с давлением. А если же приложить руку к кресту на шапочке доктора, то к вам придет удача и хорошее настроение. Правда или нет, решать уже туристам. (Приложение 8)

    Муха, Муха-Цокотуха

Россия, г. Сочи, площадь Искусств, Памятник «Мухе-Цокотухе»

Сочи - знаменитый российский курорт, ставший популярным ещё во времена СССР. После проведения в этом городе Зимних Олимпийских игр в 2014 году его популярность и востребованность подскочили ещё больше. У любого города есть своя история, полная интересных, порой даже невообразимых событий. Так и в , который в разное время становился местом жестоких баталий, коварных заговоров, судьбоносных событий. Все это формировалось за долгие-долгие годы: среди ученых бытует мнение, что первые люди в этих местах появились еще 100 тысяч лет назад. Здесь жили или, по крайней мере, бывали видные деятели искусства, культуры, литературы, политики своего времени. Как и раньше, Сочи на правах «летней столицы России» часто фигурирует в эпицентре событий из разных сфер жизни. У этого курортного городка есть немало особенностей, о которых большинство не знают. Некоторые из них мы поведаем вам.

    Сочи считается одним из самых больших по протяженности городов в мире, а точнее занимает вторую позицию по этому показателю. Опережает наш курорт только Мехико, расположенный в Латинской Америке.

    Сочи – родина российского чая.

    Сочи – это «русская Ривьера». И это сравнение вовсе не случайно. Оно обусловлено сразу двумя факторами: географическим и историческим. Что касается первого, то здесь все просто, российский курорт расположен в тех же широтах, что и всемирно прославленные фешенебельные курорты Ницца, Монте-Карло, Канны и Сан-Ремо. Так что, делаем выводы, господа !

Памятник »Мухе-Цокотухе» К.И. Чуковского находится в городе Сочи . Он располагается рядом с Художественным музеем на «Площади искусств» и представляет собой скамейку, на которой сидит Муха-Цокотуха с монетой. Рядом со скамейкой - целая тыква с высыпающимися семечками.

Декоративную скамейку придумали сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александра Бутаева. Муху изготовил другой скульптор из Сочи - Акоп Халафян.

Памятник посвящён одаренным детям города Сочи, подарен городу в 2005 году меценатом А.К. Асатуровым.

Среди гостей и жителей города очень популярны фото на скамейке рядом с Мухой. (Приложение 9)

    Озорной памятник «на счастье»

Россия, Самара, ул. Фрунзе, 128

Самара – город в европейской части России, расположенный на левом берегу Волги. Центр космической и авиационной промышленности страны. Один из старинных городов России. Название Самара город носил не всегда. С 1935 по 1991 год он назывался Куйбышев.

Самару по праву называют «жемчужиной на Волге». Число жителей приближается к цифре три миллиона человек, в рейтинге городов России он занимает седьмое место. Самара является центром экономики, промышленности и культуры Среднего Поволжья. Красивые места в Самаре и Самарской области привлекают внимание туристов со всего мира.

Памятник Буратино открыт в Самаре в 2013 году у ворот литературного музея писателя Алексея Толстого, автора сказки «Золотой ключик». Открытие приурочено к 130-летию со дня рождения писателя.

Скульптура представляет собой фигуру торжествующего Буратино с золотым ключиком в высоко понятой руке, у его ног большая полураскрытая книга Алексея Толстого. Памятник выполнен из бронзы, высота - 175 см, вес - 300 кг. Автором памятника стал тольяттинский скульптор Степан Корслян. По замыслу скульптора, внешне сказочный персонаж похож на актера Дмитрия Иосифа, который исполнил главную роль в советском фильме «Приключения Буратино» 1975 года.

Композиция создана на деньги меценатов, членов комитета "Культурная Самара", которые и выступили инициаторами появления в городе памятника Буратино. На бронзовой книге с названием "Золотой ключик", которая дополняет скульптуру, написано, что композиция "Буратино" установлена к 130-летию Алексея Толстого по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна.