Способность постичь смысл. Понимание

Бернар Вербер

Как часто можно услышать от людей фразу о том, что они что-то понимают или даже осознают, в то время как все их дальнейшие поступки и рассуждения ясно показывают, что этого понимания у них на самом деле нет. А ведь одно дело не понимать чего-то и знать об этом, и совсем другое, ошибочно думать, что ты это понимаешь. В последнем случае человек обманывает сам себя и даже не догадывается об этом. И в итоге, это приводит к тому, что он закрывается от полезной для него информации, просто переставая уделять ей свое внимание и анализировать ее. Вот чтобы этого не происходило, чтобы каждый из нас действительно понимал то, что он хочет понять и что ему нужно понять, я решил написать эту статью, в которой объясню вам, уважаемые читатели, каким должно быть истинное понимание чего-либо, неважно чего, и как к нему можно прийти.

С чем путают понимание?

Вначале, друзья, давайте с вами выясним, что не является пониманием, но с чем его часто путают. А путают понимание многие люди с хорошей памятью и с тем, что принято называть очевидными вещами, прописными истинами, в общем с тем, что все прекрасно знают. Но понимание к памяти практически никакого отношения не имеет. Конечно, что-то вам нужно помнить, из того, что вы понимаете, но само по себе запоминание какой-либо информации к пониманию не приводит. То же самое можно сказать и о так называемых очевидных вещах, которые порой только кажутся очевидными, но в них мало кто должным образом разбирается, и о прописных истинах, которые могут быть у всех на слуху и на языке, и каждый может кидаться заумными фразами или словечками, при этом будучи не в состоянии их должным образом объяснить. Иначе говоря, все то, что находится в вашей памяти и что вы много раз слышали – вы совсем необязательно можете хорошо понимать. Хотя вам будет казаться, что вы это понимаете, поскольку вам эта информация знакома.

Понятно, что когда тебе часто высказывают какую-то мысль, то ты ее так хорошо запоминаешь, что начинаешь считать своей. Люди в таких случаях обычно говорят, что они много раз об этом слышали, поэтому не считают повторенную в сто первый раз мысль, важной. Вот только если попросить их объяснить эту мысль, попросить рассказать их о том, как к ней можно прийти, какие следствия из нее следуют, какие выводы можно сделать на ее основе – то вот тут уже не всякий человек может что-то вразумительное сказать. То есть, если вы понимаете мысль – развейте ее. А если вы ее просто запомнили – это не понимание, друзья. С поведением дела обстоят аналогичным образом. Если вы что-то понимаете, вы обязательно подкорректируете свое поведение в соответствии со своим пониманием. А если человек говорит, что он понимает что-то, но поступает при этом вопреки этому пониманию, тем самым наступая на одни и те же грабли и таким образом вредя себе, то какое же это понимание. Мой любимый пример здесь – это ответственность. Мы все с вами много раз слышали о том, что для решения практически всех жизненных проблем – человек должен в первую очередь взять ответственность за свою жизнь на себя. Избитая мысль, не так ли? Это, так называемая, прописная истина, о которой многие знают. Знать-то знают, но многие ли ее понимают? Многие ли люди берут ответственность за свою жизнь на себя, чтобы обрести чувство свободы и с его помощью начать решать свои проблемы и добиваться любых жизненных целей? Не многие, согласны? Ну вот, а при этом они говорят, что понимают эту мысль.

Так что друзья, запомните пожалуйста – если вы что-то много раз слышали или что-то очень хорошо запомнили – это не означает, что вы это понимаете. Вот ниже мы с вами выясним, что значит действительно что-то понимать.

Что такое понимание?

Теперь давайте ответим себе на вопрос – что такое понимание? Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Звучит неплохо. Но что значит осмыслять? Как постигать содержание, смысл, значение чего-то? Что для этого нужно делать? Давайте разбираться.

Если говорить о постижении содержания чего-нибудь, то здесь речь идет об анализе этого чего-то, то есть, о разложении его на составные части, с целью изучения его конструкции. Так можно изучать многое. Даже одна мысль, если в нее вдуматься, имеет связь с другими мыслями, из которых она и формируется. Какой-то элемент ее конструкции является основным, другие элементы второстепенны, но все они связаны друг с другом. Поэтому чтобы постичь содержание чего-нибудь – нужно понять, из чего оно состоит и от чего зависит. Никакая мысль не рождается на ровном месте, она всегда является ответом на какой-то возбудитель, который определяет ее смысл. Вот понимая, что вызвало появление той или иной мысли, это если мы именно о мысли говорим, а также зная, из каких составных частей она состоит – вы сможете постичь ее содержание.

Когда же мы говорим о значении чего-нибудь, то здесь важно понимать, какими функциями обладает то, значение чего мы хотим понять. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о все той же человеческой мысли – мы должны выяснить, для чего она предназначена, какую работу она выполняет, какие цели преследует, какими функциями обладает. Например, карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе, это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать, это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Вот с этой точки зрения, с точки зрения его функциональности мы о нем в данном случае и размышляем, чтобы понять, чем он является. У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие наоборот, вынуждают опускать руки. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? – Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, откуда что-то приходит и куда уходит.

Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.

У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.

Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.

Что мешает пониманию

Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.

Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.

От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.

Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.

Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.

Здравствуйте уважаемые читатели!

В первой статье после Нового года я затрону тему Понимания прочитанного. Думаю многим будет интересно.

Французский ученый Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений ».

Дадим и мы определение термина Понимание .
Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия )

Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо.

Понимание направлено не на сам текст, а на его смысл, его идеи. Текст – это лишь посредник между автором и читателем. Это набор символов.

Как проверить восприятие идеи, заложенной в тексте ?

Воспроизвести эту идею во вновь созданном тексте, например, пересказать. Это будет демонстрировать тот или иной уровень понимания.

Семь уровней понимания

Выделяют семь уровней понимания.

Первый уровень понимания:
Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст, можно мысленно, чтобы убедиться, что текст понят.

Второй уровень понимания:
Пример – учебный текст и требование пересказа.
Критерий понимания – способность выделить смысловую структуру и передать ее в пересказе. Ответить на вопросы. Но при этом — ответы на контрольные вопросы – это выявленный учителем смысл и проверка ученика. Т.е. уже кто-то выделил смысл (учитель) и ученику достаточно лишь подтвердить.
Квалифицированный читатель сам формулирует вопросы и это является частью порождаемых новых текстов.

Третий уровень понимания :
Выделение ключевых моментов или конспективная запись выявленных в тексте фактов.

Первый, второй и третий уровни понимания опираются на формально выделенную структуру текста и содержат ее описание.
Это называют — Инструктивная прагматика . Для текстов, описывающих заранее известные факты действительности и не предполагающая появления новых смыслов, отличных от заложенных в тексте.

Тексты с инструктивной прагматикой несут информацию об однозначно интерпретируемых данных или являются четкой инструкцией.
Пример такого текста — описание того, как найти квартиру знакомого, типовая сводка данных, приказание, ритуальная формула и т. п.

Четвертый уровень понимания :
С этого уровня начинает проявляться Креативная прагматика, когда понимание требует творческого воссоздания смысла.
Задача понимания заставляет обращаться к собственной творческой способности, к воображению и фантазии.
Это как правило относится к художественным текстам, понимание которых есть не только выявление структуры.

Пятый уровень понимания :
Относится к текстам, имеющим большое количество комментирующих текстов о верном раскрытии заложенного автором смысла.
Этот уровень включает помимо изучения базового текста, также изучение комментирующих текстов и выбор приемлемой интерпретации.

Шестой уровень понимания :
Применим к высшим образцам художественных текстов. Когда комментарии в принципе различаются.
Например: как понять в романе Сервантеса «Дон Кихот» борьбу с ветряными мельницами – как безумие или проявление рыцарской доблести.
Только наличие дополнительных комментариев создает понимание, расширяя собственные границы мировосприятия. Иначе можно зациклиться в одном понимании, ограниченном собственной картиной мира.

Седьмой уровень понимания :
Когда все порождаемые тексты не дают адекватного понимания. Понимание заключается в Постижении. Как пример — Евангелие.

Креативная прагматика — эта ситуация требует подключиться творческим способностям читателя.
Для понимания смысла требуется не столько осмыслить и воспроизвести смысл прочитанного, сколько создать новый текст, который бы свидетельствовал о возникновении понимания.

Исходный текст рождает новые тексты, новые интерпретации. Чем больше новых смыслов рождается, тем значительнее произведение.

Интересно будет провести небольшое исследование вместе с Вами, уважаемые читатели.
Давайте прочитаем одно художественное произведение и попробуем изложить смысл, заложенный автором. Кратко, как поняли. Думаю, что трактовок будет очень много.
Предлагаю в качестве такого небольшого произведения – рассказ А.П. Чехова «Ионыч» .

Найти рассказ несложно в Интернете. На прочтение уйдет немного времени.
Жду Ваших интерпретаций и новых смыслов, увиденных в рассказе. Пишите в комментариях.

11 комментариев к записи “Что означает Понять прочитанное?”

    «Ионыч» — «очень своевременная книга», кавычки обозначают заимствование выражения известного лица, но цитата закономерна: интеллигент Дмитрий Ионыч превратился в персонаж с неуважительным (для определённой группы людей) неполным именем. Другим же врач представляется богом. Все удовольствия в жизни Ионыча жалки (опять же не для всех) благосостояние: пересчёт денежных знаков,еда в ресторане и труд, преумножающий благосостояние человека одинокого,утратившего интерес к глубокой жизни. Автор его не судит, нам, читателям, это понятно. Но скучно мы живём, если поклоняемся золотому тельцу, не делая выводов из древних книг. Увы, и теперь для многих «врачей» больные- только средство материального благополучия. А.П.Чехов подметил тип, который переживёт и 21 век. Бесспорный талант писателя!

    Начиная комментарий с трактовки слова «Понимание», данного интернетовской «Википедией», в очередной раз убеждаюсь, что интернету верить нельзя. «Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)». По трактовке Википедии, верным восприятием или интерпретацией может считаться только то, что принято в определенном кругу. Это похоже на истину в первой инстанции, которую потребителям интернета транслируют хозяева Википедии, для чего она и была ими создана без сомненья, а под определенным кругом надо понимать как раз этих самых хозяевов.

    Касаясь отзыва Светланы, хочу заметить, что надежда на 21 век, которая основывается на вере в то, что с развитием цивилизации и улучшением условий жизни, люди становятся цивилизованнее и гуманнее, к сожалению, не подтверждается ходом истории. Люди не становятся умнее, мудрее и лучше, чем тысячи лет назад.

    Что же «Ионыча», то, по-моему, все сказано одной мыслью Ионыча: «...если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И главное то, что нет ни движения вперед, ни стремления к этому движению, без чего никакое развитие и саморазвитие невозможно. И это также подтверждает то, что количество веков и тысячелетий, прожитых человечеством не влияет на качество человеческой жизни. Это не то количество, которое по закону диалектического материализма может перейти в качество. Хотя, конечно, нам бы этого хотелось — без всяких усилий стать лучше, умнее, мудркк. Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень. Как говорится, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Кроме темы развития, а, точнее, его отсутствия у людей этого города, есть также тема счастья, предназначения, т.е. того, что может составлять основу жизни человека и вызывать в нем целеполагание и мотивацию к действиям. И оно, как опять же, правильно подмечено в рассказе классиком, бывает двух видов: счастье для себя или счастье ложного эго, и счастье для других или счастье истинного эго. И, если первый вид счастья присутствует в рассказе, то второй и более продвинутый вид счастья дан только намеком и существует только потенциально в словах Екатерины. Тем не менее, подсознательно она понимает его правильно, но вот реализовать этот потенциал у нее не хватает сил и желания.

    Также я вижу тему двойственности или иллюзии и фальши.Я бы назвал это характерной чертой нашей цивилизации — повсеместный обман, фальшивость наших понятий, истин, верований, взглядов. Это касается абсолютно всего. Здесь же в рассказе это проявляется в том, что, вроде бы Ионыч помогает людям и делает хорошее дело — лечит людей, но на самом деле для него это — барыши, которые он подсчитывает вечерами. Так же и для Кати с ее мамой и папой — вроде бы они тоже стараются для людей, чтобы людям было приятно с ними, но на самом деле они только тешат свое самолюбие тем, что они могут то,чего не могут другие, а следовательно, они талантливы. И это даже особо подчеркнуто гениальным автором в словах хозяйки дома, когда ее спрашивают, почему бы ей не издавать ее книги, а она отвечает, что у них довольно достатка. Т.е. издавать книги для того, чтобы их читали другие и получали от этого удовольствие у нее даже и в мыслях нет. А ради денег печатать ее книги ей нет смысла, денег ей и так хватает.

    Пишу этот комментарий сейчас, не ко времени выхода данной статьи, т.к., честно говоря, она прошла мимо меня и только из последней статьи «Как читать художественное произведение?» я увидел ссылку на эту статью, которая быда раньше.

    • Спасибо, Константин!

      Ваш комментарий можно рассматривать как вариант глубокого понимания художественного произведения.

      Ведь понимание можно ограничить только пересказом сюжета, а можно несколько абстрагироваться от сюжета и увидеть что же стоит за поступками людей. Задать себе вопросы- почему произошло это изменение главного героя. В конечном итоге — это должно повлиять и на собственное развитие и характер и поведение и мировоззрение. В этом сила искусства. Отсюда и высокие требования к выбору читаемых книг.

      Внешняя среда поглотила Ионыча, как бы он не старался победить в этом конфликте (а старался он очень робко, про себя). Возможно вместе с Екатериной они и смогли бы выбраться из этой трясины. Но получилось то, что получилось, и рассказ заставляет задуматься — почему.

      И здесь я процитирую Вас «Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень».

      Полностью с этим согласен, о чем и хотел поговорить с читателями в своей статье — Образованный человек -это кто?

      Именно духовное начало определяет — что движет человеком. Нравственные законы могут лишь сдерживать человека от проявления своих страстей.

    СПАСИБО, НИКОЛАЙ! Очень приятно, интересно и познавательно все, о чем вы пишите. И, что также немаловажно, — все, что вы пишите, легко читается.

    […] Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания. […]

    […] Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное? […]

Читайте также:
  1. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.
  2. Возникновение идеи правового Г и современное ее понимание
  3. Возникновение капитализма и новое понимание справедливости
  4. Глава 2. Понимание сущности феодализма в исторической науке
  5. Декларация независимости США». Понимание справедливости по ту сторону Атлантики: Франклин и Джефферсон
  6. Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.
  7. Кто ввёл такое понимание понятия «религия», которое впоследствии было связано с христианской традицией?

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений.

Понимание - это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.

Функция понимания

Существенной чертой понимания является осмысление, выявление и реконструкция смысла. Г. Риккерт предложил различать науки о природе и науки о духе. Если целью естественнонаучного познания является всеобщее, то есть установление всеобщих законов природы и формирование универсальных понятий, то для наук о духе интерес представляет индивидуальное и его уникальность.

Социально-гуманитарное знание имеет этическую и аксиологическую направленность, поэтому главной характеристикой объектов его познания является обладание ими «смыслом», «ценностью», а одним из основных методов социально-гуманитарного знания выступает понимание.

Понимание как предмет изучения

· Понимание (способность постигать смысл чего-либо) является предметом изучения следующих философских направлений:

· 1) герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, рассматривающее понимание как метод исторической интерпретации, позволяющийпостигать целостность душевно-духовной жизни другой индивидуальности (Г. Дильтей: И. Гадамер);

Экзистенциализм - учение о существовании, истолковывающее «жизненный мир» как реальность языковую, коммуникативную, не столько отражающую, сколько создающую бытие и возможность понимания М. Хайдеггер). Эти направления изучают понимание как способ языковой коммуникации, диалога, основанного на психической общности субъектов, позволяющей передавать и сохранять смысл текстов.

· 3) феноменология - учение о феноменах сознания, о «горизонтах» и «жизненных мирах», делающих возможным взаимопонимание индивидов и культур (Э. Гуссерль);



Феноменология

Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», то есть к изучению смыслов предметов и событий. Понятие «феномен» - это не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.

П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).

П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.

П. - процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.

Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.

П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.

В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. - и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.

Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.

Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».

Отличное определение

Неполное определение ↓