Александринский театр история кратко. О театре

Директором Елизавета назначает русского драматурга Александра Сумарокова, а во главу труппы ставит создателя первого постоянного русского театра Федора Волкова. В репертуаре того времени присутствуют пьесы Дениса Фонвизина, Якова Княжнина, Владимира Лукина, Жана Расина, Вольтера, Жана Батиста Мольера и Пьера Бомарше.

Благосклонность, которую императорский двор оказывал искусству, сложно было недооценить, однако по факту дела театра находились в бедственном состоянии: в 1759 году на содержание было прибавлено две тысячи рублей, и денег по-прежнему не хватало. Помимо этого, возникали проблемы и другого сорта. Например, накануне спектакля директор мог получить письмо, в котором его уведомляли, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». Сумароков бушевал, злился, гневно потрясал руками и… бежал искать других музыкантов.

Императорский театр

В то время, когда императрица решила учредить театр, в городе не было помещения, в котором труппа могла выступать постоянно, и потому спектакли показывали то в одном, то в другом месте. Проблема была решена в 1801 году, когда архитектор Винченцо Бренна взялся за перестройку деревянного павильона, (стоявшего на месте нынешнего сквера) в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.


До 1801 года территория, где сейчас стоит Александринский театр, была частью имущества полковника Аничкова, строителя одноимённого моста в Петербурге. Однако впоследствии власти выкупили этот участок земли и отдали его под постройку театра. Помещение, которое спроектировал архитектор Бренна, конечно, не могло надолго удовлетворить растущие потребности молодого театра, но нестабильная политическая ситуация, конфликты с Турцией и война с Наполеоном 1812 года, отодвинули строительство здания на неизвестный срок.


Когда после войны Александр I возвращается в Петербург, основным расходом царской казны становится строительство здания Главного Штаба. Однако архитектор Карл Росси, невзирая на отказ от строительства театра, словно, шутя, создаёт свой проект, попутно занимаясь переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси было решено претворить в жизнь в 1825 году, когда на трон взошёл Николай I. Сначала для императора придумали план перестройки площади перед великокняжеским дворцом, который был утверждён 5 апреля 1828 года, а на следующий день создали Комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов».


Александринский театр и памятник Екатерине II.Фото н. XX века.

Секрет голубой обивки зала

Несмотря на то, что Александринский театр был и остаётся одним из самых величественных зданий города, полноценный проект оформления зала так и не был до конца воплощён. Росси хотел, чтобы залы были более нарядными, а резьбу по дереву и художественную роспись заменили элементами из бронзы и меди. Увы, шаткое финансовое положение государства, обескровленного войной и нехваткой средств, которые шли на нужды армии, не позволило фантазии великого архитектора развернуться в полную ширь своего таланта.

Петербург. Александринский театр.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835

Когда приступали к обивке зрительного зала, Николай I объявил, что желает, чтобы использовался только красный цвет. Однако хитроумный Росси, видевший перед собой иные образы и цвета, объявил императору, что такой ткани в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Так Росси не боем, а хитростью отвоевал своё право на использование голубого цвета.


Зрительный зал театра насчитывает 1378 мест. До наших дней в нем сохранилась резьба царской ложи и некоторых лож у стены. Отличительной особенностью Александринского театра является его великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен каждый шепот, произнесенный актером со сцены, что значительно усиливает впечатление от спектакля.

Торжественное открытие театра состоялось 12 сентября 1832 года. В тот день представление открылось трагедией «Пожарский, или Освобождение Москвы» и «испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами», как писали в столичной и московской прессе.

Александринский театр. Фото конец XIX века.

Театр же назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны, которая участвовала в разработке дизайна лож и ротонд. Хоть название и было благозвучным, услышать его от петербуржцев удавалось редко. Слово «Александринка», стало своеобразным знаком причастности к миру искусства, которое петербуржцы употребляли в разговорах, подчёркивая этим словом свою значимость и тем самым будто становясь ближе к театру.

При строительстве Александринского театра архитектор К. Росси использовал чугунные перекрытия, что было новшеством для театральной архитектуры. Император, узнав об этом, приказал приостановить работы и пригласил архитектора к себе. В разговоре с Росси он усомнился в прочности подобных чугунных конструкций. Архитектор, уверенный в своем проекте, якобы поклялся императору, что он головой ручается за успех строительства: если вдруг свод театра обрушится, пусть его прилюдно повесят на стропилах здания! Такой ответ удовлетворил императора, и он позволил продолжать строительство.

Александринский театр. Фотограф Э.Юар. 1856 г.

Конфуз Карла Росси

Когда театр был готов, царь и его поданные были весьма довольны результатом. В знак признательности Росси даровали в пожизненное пользование ложу №14 второго яруса. в Александринском театре.

Однако 14 января 1837 года директор императорских театров Александр Гедеонов просит доложить о своём приходе к министру двора и, несколько смущаясь, произносит: «Господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами. По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения». Также Гедеонов доложил, что ложа никогда не бывает пустующей: почти на всех представлениях появляются «разные лица из публики» и, конечно, их пускают, так как у них при себе есть билет, выданный Росси. Позже путём наблюдений стало известно, что в театр в день спектакля присылается специальный человек, который, стоя в коридоре, продаёт билет в ложу. Человеку этому неоднократно делали предупреждения и даже один раз поймали во время совершения «сделки» и предупредили, что в следующий раз препроводят его в полицию. Несмотря на это, на вечернем спектакле в ложу было впущено семь человек, между которыми вспыхнула ссора и драка. При разбирательстве в полиции оказалось, что в числе сидевших в той ложе были дворяне, чиновники, а также крепостные люди.

Портрет Карла Ивановича Росси.

Нечего и говорить, что предприимчивый архитектор решил немного подзаработать на изящных искусствах, а прибыль положить в карман. После этого инцидента Росси было объявлено, что ещё один такой случай повлечёт за собой лишение билета. 62-летний архитектор согласился с разумностью довода и продажей билетов более не промышлял.

Разъезд из Александринского театра. Литография Р. К. Жуковского. 1843

Золотой век театра

На стыке XIX и XX веков театр стал главным развлечением знати и предметом особенного внимания со стороны императора. В репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. На сцене разворачивалось действие с элементами внешнего блеска, парадности и пышных эффектов. Этот период театра характерен обращением к серьёзным социальным темам, к жанру водевиля и привлечением в театр выдающихся русских актёров: Николая Дюра, Варвары Асенковой, Андрея Каратыгина, Ивана Сосницкого.


Сцена из спектакля "Светит, да не греет" Гравюры по рисункам К. Брожа. 1880

Во второй половине XIX века в театре формируется труппа, связанная с именами Владимира Давыдова, Марии Савиной, Петра Свободина, Варвары Стрельской, Василия Далматова, Полины Стрепетовой, а затем и самой Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Тогда в театре впервые ставят пьесы «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и «Грозу» Островского.


Закат старой школы

Кризис старой школы в театре обнаружился в 1896 году, когда было решено поставить пьесу «Чайка» Антона Чехова. На репетициях, а позже и на самой премьере, стали очевидны устаревшие постановочные принципы, отсутствие современной режиссуры и гибкости у артистов, усмотревших в пьесе всего лишь самобытную комедию и только-то. Спектакль, невзирая на талантливое и трепетное исполнение роли Нины молодой Комиссаржевской, провалился, а сама актриса вскоре покинула Александринку, чтобы открыть собственный Драматический театр на Итальянской улице.


В. Ф. Комиссаржевская - Варя. "Дикарка" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. 1898

Переломным моментом в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда, который попытался обобщить лучшие традиции театра и добиться единства всех элементов сценического действия. Так на сцене появляются спектакли «Дон Жуан», «Гроза» и «Маскарад». Пьеса «Маскарад», поставленная в дни, предшествовавшие революции, стала восприниматься как «предчувствие гибели самодержавия».

Переломным моментов в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина

После февраля 1917 года театр, как и многие другие государственные учреждения, подвергся сначала разгромной критике, в которой слова «ликвидация старого мира буржуазного искусства» были самыми дипломатическими и умеренными, а после, в 1920 году, был переформирован и стал именоваться «Петроградским государственным академическим театром драмы». Репертуар в театре, как и следовало ожидать, был «классово правильный» — жизнь крестьян, красный цвет революции, лозунги и вожди стали непременными атрибутами нового театра.



В первые годы Советской власти на сцене играли пьесы Максима Горького «Мещане» и «На дне», ставили спектакли по произведениям Фридриха Шиллера, Александра Островского, Оскара Уайльда, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и Дмитрия Мережковского. В 1920 поставили философскую пьесу будущего наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского «Фауст и город».

В 1922 по 1928 год заведующим художественной частью театра был Юрий Юрьев, по мере сил сумевший оградить театр от проникновения в него обывательского репертуара. В труппе театра в этот период, наряду со старыми мастерами — Екатериной Корчагиной-Александровской, Верой Мичуриной-Самойловой, работали артисты нового поколения — Наталья Рашевская, Елена Карякина, Леонид Вивьен, Яков Малютин и другие.

C 1920 года театр стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), а в 1937 году театру было присвоено имя А. С. Пушкина.



Сцены из спектакля "Маскарад" М. Ю. Лермонтова. 1926

Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске и в эти годы на сцене появились спектакли «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 театр возобновил работу в Ленинграде.

В конце 40-х - начале 50-х годов развитию театра мешали популярные в то время принципы нивелирования и идеализация исторических личностей, однако и в эти годы на сцене ставят значительные спектакли: «Победители» Бориса Чирскова и «Жизнь в цвету» Александра Довженко.

Название «Александринский» вернули театру лишь в 1990 году. Сейчас художественным руководителем театра вот уже 11 лет является Валерий Фокин.

Безусловно, как и любой театр таких масштабов, Александринка - место загадочное. Возведен был на месте Зайчих болот и бывшего итальянского театра. Раньше соединялся подземными ходами с соседними зданиями. Внутри больше напоминает лабиринт - известен случай, когда один из актеров, который до этого уже проработал в Александринке 30 лет, несколько часов не мог выйти из театра.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведет историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актер Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.

1759 год

Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определен в ведомство Придворной конторы.

1763 год

После смерти Ф.Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский.

1766 год

Труппа театра вошла в состав учрежденной императорской театральной дирекции.

1783 год

Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.

1831 год

Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А.C. Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл В.А. Каратыгин.

31 авг 1832 года

Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К.И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название - Александринский театр. Здание Александринского театра - шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.

1836 год

На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н.В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова - Н.О. Дюр.

1836 год

Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.

1856 год

Постановка на сцене театра комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В заглавной роли - В.В. Самойлов.

1859 год

Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А.Н. Островского «Гроза».

1867 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В роли Иоанна Грозного - П.В. Васильев.

1870 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова - Л.Л. Леонидов.

1879 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне». В роли Верочки выступила М.Г. Савина.

1889 год

Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А.П. Чехова «Иванов». Заглавную роль исполнил В.Н. Давыдов


1895 год

Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы». В роли Акулины выступила М.Г. Савина

1896 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия А.П. Чехова «Чайка». В роли Нины Заречной выступила В.Ф. Комиссаржевская. Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».

1902 год

На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе Д.С. Мережковского. Постановку осуществил режиссер Ю.Э. Озаровский, декорации создал Л.С. Бакст.

1910 год

На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник - А.Я. Головин. В главной роли - Ю.М. Юрьев

1914 год

Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л.Н. Андреева «Профессор Сторицын». В заглавной роли - Р.Б. Аполлонский.

Февраль 1917 года

Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А.К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли - Ю.М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

После февраля 1917 года

Театр входит в состав дирекции Государственных театров.

Конец октября 1917 года - март 1918 года

«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.

Март 1918 год

«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой - «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.

1919 год

Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский)

1920 год

Театр входит в ассоциацию академических театров.

Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).

1922-1928 годы

Руководителем театра является выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев

1928-1933 годы

Театром руководит видный советский режиссер Николай Васильевич Петров.

1931 год

«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н.В. Петрова. В роли профессора Бородина - И.Н. Певцов.

1932 год

Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.

1933-1936 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Михайлович Сушкевич.

1934 год

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Постановка Б.М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова - Н.К. Симонов.

1936-1938 годы

Художественным руководителем театра являлся известный советский режиссер Сергей Эрнестович Радлов.

1936 год

«Лес» А.Н. Островского. Постановка В.П. Кожича. В роли Несчастливцева - Ю.М. Юрьев.

1937 год

В год столетия со дня смерти А.С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А.С. Пушкина.

1938-1966 годы

Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актер, режиссер и педагог Леонид Сергеевич Вивьен.

1940 год

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Постановка А.А. Музиля. В роли Лаврецкого - Н.К. Симонов.

1941-1944 годы

Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.

1950 год

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.П. Кожича и А.Н. Даусона. В роли Феди Протасова - Н.К. Симонов.

1955 год

«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г.А. Товстоногова. В роли Вожака - Ю.В. Толубеев, в роли Комиссара - О.Я. Лебзак

1956 год

«Игрок» Ф.М. Достоевского. Постановка Л.С. Вивьена и А.Н. Даусона. В роли Алексея Ивановича - В.И. Честноков.

1958 год

«Бег» М.А. Булгакова. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Хлудова - Н.К. Черкасов.

1962 год

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Барона - Н.К. Черкасов, в роли Сальери - Н.К. Симонов.

1974 год

«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В. Гоголю. Постановка Н.М. Шейко. В роли Чичикова - И.О. Горбачев.

1975-1991 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И.О. Горбачёв.

1975 год

«Элегия» П. Павловского. Постановка И.С. Ольшвангера. В роли Тургенева - Б.А. Фрейндлих.

1978 год

«Иванов» А.П. Чехова. Постановка А.О. Сагальчика. В роли Иванова - И.О. Горбачев.

1981 год

Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.

1991 год

Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

1994 год

«Мсье Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову. Постановка А.А. Праудина

1997 год

«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А.В. Галибина

1998 год

«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии: Каденции на темы произведений Э.-Т.-А. Гофмана и В.-А. Моцарта». Постановка Г.М. Козлова. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2002 год

Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссер, руководитель центра В.В. Фокин

5 октября 2002 года

В.В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра - оригинальную версию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции». В роли Хлестакова - А.В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2003 год

2005 год

«Двойник» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Голядкина Старшего - В.В. Гвоздицкий.

2006 год

250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства. Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы». Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».

В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссер Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.В. Фокина. В роли Феди Протасова - С.И. Паршин.

2007 год

«Чайка» А.П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша). В Роли Нины Заречной - Ю.Г. Марченко.

2007 год

«Иваны» по "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другим произведениям Н.В. Гоголя. Постановка А.А. Могучего. В роли Ивана Ивановича - Н.С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича - В.Ф. Смирнов.

2008 год

«Женитьба» Н.В. Гоголя. Постановка В.В. Фокина. В роли Подколесина - И.Н. Волков.

2009 год

«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В.В. Фокина. В роли Ксении - Я.Д. Лакоба.

2010 год

«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В.В. Фокина. В роли Гамлета - Д.О. Лысенков.

2011 год

«Ваш Гоголь» по Н.В. Гоголю. Постановка В.В. Фокина. В роли Гоголя - И.Н. Волков.

2012 год

«Литургия Zero» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Алексея Ивановича - А. Шагин.

15 мая 2013 года

Открывается Новая сцена Александринского театра.

Август 2014 года

Александринский театр получил статус Национального достояния

2014 год

«Маскарад» по М.Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В.В. Фокина. В роли Арбенина - П.М. Семак и Д.О. Лысенков.

Август 2015 года

Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль Валерия Фокина Ревизор по одноименной комедии Н.В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.

2016 год

«Сегодня. 2016» К.В. Фокина. Постановка В.В. Фокина. (Новая сцена). В главной роли - П.М. Семак.

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.
Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.
С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.
Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А. С. Грибоедова до пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В.Каратыгина и А.Мартынова до Н.Симонова, Н.Черкасова, В. Меркурьева, И.Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е.Семеновой, М.Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В.Комиссаржевской до Е.Корчагиной-Александровской, Е.Тиме, Н.Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс.Мейерхольд, Л.Вивьен, Г.Козинцев, Г.Товстоногов, Н.Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А.Бенуа, К.Коровин, А.Головин, Н.Альтман, выдающиеся композиторы А.Глазунов, Д.Шостакович, Р.Щедрин.
Академик Д.С.Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».