Что значит честь дороже жизни. Цитаты про честь

Умные афоризмы про совесть, цитаты о чести и неизменном достоинстве

Человек, который с самого начала ведет себя достой­но, избавлен от угрызений совести.

Абу-ль-Фарадж

Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству.

А. Амъель

Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

Апулей

Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

Приятно следовать внушениям совести.

О. Бальзак

Честь есть краеугольный камень человеческой муд­рости,

В. Г. Белинский

Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?

В. Г. Белинский

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

П. Буаст

Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обще­ству.

Буаст

Угрызение совести - это эхо утраченной доброде­тели.

Э. Булвер-Литтон

Есть нечто столь же прекрасное, как великий чело­век,- это человек чести.

А. Виньи

Честь - это мужественная стыдливость.

А. Виньи

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

Л. Вовенарг

Торг честью не обогащает.

Л. Вовенарг

Честь - это бриллиант на руке у добродетели.

Ф. Вольтер

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.

Ф. Вольтер

Люди никогда не испытывают угрызений совести от посту икон, ставших у них обычаем.

Ф. Вольтер

Угрызение совести есть единственная добродетель, остающийся у преступников.

Ф- Вольтер

В вопросах совести закон большинства не действует.

М. Ганди

Стыдливость указывает на внутренний предел чело­веческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное «я».

В коллекцию вошли цитаты про честь:

  • Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предаст любовь и кто покинул бой. Пьер Корнель
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А. П. Чехов
  • В вопросах совести закон большинства не действует. М. Ганди
  • Честь нации — это заряженное ружье. Ален (Эмиль Огюст Шартье)
  • Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обще­ству. Буаст
  • Честь есть краеугольный камень человеческой муд­рости, В. Г. Белинский
  • Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. Владимир Федорович Одоевский
  • Честь для всех одна. Лаберий
  • Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее. Аристотель
  • Честь — это поэзия долга. Альфред Виктор де Виньи
  • Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе. Иоанн Дамаскин
  • Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей. Ф. Вольтер
  • Есть нечто столь же прекрасное, как великий чело­век,- это человек чести. А. Виньи
  • Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)
  • Каждому свою честь воздает потомство. Публий Корнелий Тацит
  • Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии. Цицерон
  • Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих, к чести и славе тех, кто эти дела совершил. Платон
  • Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. А. Блок
  • Люди никогда не испытывают угрызений совести от посту икон, ставших у них обычаем. Ф. Вольтер

  • Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести. М. Эбнер-Эшенбах
  • Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пере­суды. Для меня моя совесть значит больше, чем мнения всех. Цицерон
  • Угрызение совести - это эхо утраченной доброде­тели.
  • Мы не вправе жить, когда погибла честь. Пьер Корнель
  • Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг
  • Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпаем счастье. Жорж-Луи-Леклерк Бюффон
  • Стыдливость указывает на внутренний предел чело­веческого греха; когда человек краснеет, начинается его более благородное «я».
  • Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть. Бенедикт (Барух) Спиноза
  • Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие. Франсуа де Ларошфуко
  • Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст (Феофраст) из Эреса
  • Самое лучшее украшение - чистая совесть. Цицерон
  • Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением. Артур Шопенгауэр
  • Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других. Бернард Мандевиль
  • Под влиянием мещанства все переменилось. Рыцарская честь заменилась бухгалтерской честностью, изящные нравы - нравами чинными, вежливость - чопорностью, гордость - обидчивостью. Александр Иванович Герцен
  • Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству. А. Амъель
  • Предпочитаю смерть бесчестью. Неизвестный автор
  • Порядочному человеку не подобает гнаться за всеоб­щим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли. В. Шамфор
  • Приятно следовать внушениям совести. О. Бальзак
  • Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье? Иван IV Грозный
  • Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть. Эразм Роттердамский
  • Слово чести должно быть твердым.
  • Нет никого, кто делал бы зло ради него самого, но все творят его ради выгоды, или удовольствия, или чести, или тому подобного. Фрэнсис Бэкон
  • Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Луций Апулей
  • Непременное условие дружбы - не предъявлять и не исполнять требований против духу чести. Марк Туллий Цицерон
  • Торг честью не обогащает. Люк де Клапье Вовенарг
  • Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак
  • Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. В. Шекспир
  • Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. Уильям Шекспир
  • Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести. Мишель де Монтень
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять. Конфуций (Кун-Цзы)
  • Человек, который с самого начала ведет себя достой­но, избавлен от угрызений совести. Абу-ль-Фарадж

  • Люди набожные воздерживаются от неблаговидных поступков из страха; люди чести - из презрения к такого рода поступкам. Джозеф Аддисон
  • Чем больше человек стыдится, тем более он заслу­живает уважения. Б. Шоу
  • Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь. Виктор-Мари Гюго
  • Честь — вот истинная красота! Ромен Роллан
  • Иные меняют честь на почести. Жан-Альфонс Карр
  • Честь — это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Артур Шопенгауэр
  • Если толпа и судит порой справедливо о достойных людях, то это больше к чести для самой толпы, чем к счастью для таких людей. Марк Туллий Цицерон
  • Честь — это мужественная стыдливость. Альфред Виктор де Виньи
  • Для полководца и солдата одни и те же труды тяжелы по-разному - полководцу они легче, потому что ему за них выше честь. Марк Туллий Цицерон
  • Честь — это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности. Альфред-Виктор де Виньи
  • Голос чистой совести приятнее ста голосов славы. П. Буаст
  • Честь дороже жизни. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
  • Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Марк Туллий Цицерон
  • Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. Бернард Мандевиль
  • Велико могущество совести: оно дает одинаково чув­ствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания. Цицерон
  • Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее. Платон
  • Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, - они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого - сделка принесла бы нам лишь убытки. Жан де Лабрюйер
  • Честь хороша от чтимых. Луций Акций (Аккий)
  • Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек. Виссарион Григорьевич Белинский

Темы выпуска: изречения, шутки, приколы, афоризмы, высказывания, статусы, фразы и цитаты про честь и достоинство…

(Пока оценок нет)

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти..

Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе «Капитанская дочка» писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью смыл бесчестную клевету со своего рода.

Спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе «Судьба человека» создаст образ настоящего русского воина - Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.

Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть? Наверное, они понимают, что человеческая жизнь - это не только удивительный дар, но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.

«Человека можно убить, но нельзя отнять у него честь»

Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик - остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве. Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме - даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

3. «Победа и поражение» . Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Урок по теме " Подготовка к сочинению"
скачать по ссылке

Победа и поражение

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

o Э. Хемингуэй «Старик и море»,

o Б.Л. Васильев «В списках не значился»,

o Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,

o В.П. Астафьев «Царь-рыба»

o «Слово о полку Игореве».

o А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин».

o И.Тургенев «Отцы и дети».

o Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

o Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина».

o А.Островский «Гроза».

o А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся».

o М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера».

o В.Курочкин «На войне как на войне».

o Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей».

o Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня».

o В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».

o М.Агеев «Роман с кокаином».

o Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»

o . В.Дудинцев «Белые одежды».

«Победа и поражение»

Очень хорошая презентация

скачать по ссылке

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Методические рекомендации:
Противопоставление понятий «победа» и «поражение» заложено уже в их толковании.
У Ожегова читаем: «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника». То есть победа одного предполагает полное поражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение – победой. Именно об относительности данных понятий и предлагается порассуждать выпускникам, опираясь на свой читательский опыт. Конечно же, ограничиться понятием о победе как разгроме врага в битве невозможно. Поэтому целесообразно рассмотреть данное тематическое направление в разных аспектах.Афоризмы и высказывания известных людей:
· - - Величайшая победа - победа над самим собой. Цицерон
· Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым. А.Линкольн
· Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э.Хемингуэй
· Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. Вольфрам
Социально-исторический аспект Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ – поражение пробуждает в нем новые силы…».
Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе. «Слово о полку Игореве» известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета – неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея – идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги. Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа – это конец сражения, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев. Заканчивается «Слово» радостно – возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом. История человечества состоит из побед и поражений в войнах.
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, “в восемь раз” превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил. Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле». И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: “Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. “Проиграли - ну так бежать!” Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем”. Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, “и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой – начало разгрома его армии. Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе.
Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель – победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат – победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан). История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…». Нравственно-философский и психологический аспекты Победа – это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, – одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!» Поэтому поражение Чацкого – лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу. ]
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины – победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского – один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой – ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, – жалуется она, – грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…», – восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе. Базаров – фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", – размышляет он. Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне. И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства. Так все же – победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни. Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием – "тварь дрожащая" и "муравейник". Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим". Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» . Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них – проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда – Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия – в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они – люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... – и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Роман «Мастер и Маргарита» – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности. Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации. Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное – увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение – понятия относительные. Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность»: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)


«Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».

Альфред Виктор де Виньи


Словарь В.И. Даля, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Но является ли честь основополагающим и жизненно необходимым свойством личности или это нечто изначально вложенное качество? Есть понятие «бесчестный», которое определяет человека без принципов, то есть не отвечающего за свои поступки и следующего вопреки общим правилам. Но, у каждого человека есть свои собственные моральные нормы и правила, значит, честь присуща всем людям без исключения. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь - мы не знаем». Можно рассуждать о чести, достоинстве и совести исходя из собственных мировоззрений и переживаний, но понятие чести остается неизменным. «Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: "не обманывай", "не воруй", "не пьянствуй"; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс "чести" в правдивом смысле слова» - говорил Николай Гаврилович Чернышевский. А если честь неразрывна связанна с жизнью, более того является составляющей существования, то может ли она быть дороже жизни? Разве можно потерять внутренние качества только из-за какого-нибудь «недостойного» поступка, которые сделают невозможным саму жизнь? Думаю, что да. Честь и жизнь - два взаимосвязанных и неразрывных понятия, дополняющих друг друга. Ведь местом «обитания» этих свойств является индивидуум. Что подтверждают слова Мишеля Монтеня: «Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести». Честь не дороже жизни, но и не дешевле. Она очерчивает рамки того, что можно позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Синонимом этого качества является совесть - внутренний судья духовной сущности, его путеводитель и маяк. И только всё вместе составляет личность, все зависит от всесторонней развитости, потому что «…принцип чести хотя и есть нечто отличающее человека от животных, но сам по себе он не заключает в себе ничего такого, что могло бы поставить человека выше животных» - Артур Шопенгауэр. Другое понимание чести соотноситься с нынешнем определением репутации. Это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Вообще понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. Стоит прислушаться к мнению известного британского писателя-романиста Джорджа Бернарда Шоу: «Лучше стараться быть чистым и светлым: ты - это окно, сквозь которое ты смотришь на мир». совесть есть достоинство репутация

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Соблюдение правил чести дает человеку душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но во что бы, то, ни стало, ничто не должно быть дороже жизни, потому что жизнь - самое дорогое, что есть у человека. И отнять жизнь только из-за каких-либо предрассудков или принципов ужасно и непоправимо. А не сделать необратимую ошибку поможет воспитание в себе нравственных принципов. Нужно стараться жить в гармонии с природой, обществом и самим собой.

Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее [ничтожно].

Аристотель

495
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.

325
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Антон Павлович Чехов

311
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь дороже жизни.

Иоганн Фридрих Шиллер

272
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Честь - это бриллиант на руке у добродетели.

Вольтер

266
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь для всех одна.

Лаберий

255
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Ты без богатства век протопчешься на месте, Но хуже, если есть оно - и нету чести!

Пьер де Ронсар

240
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

Апулей

232
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - это мужественная стыдливость.

Ахьфред де Виньи

232
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Пьер Корнель

232
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может.

Публилий Сир

230
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Объективно - честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно - наша боязнь перед этим мнением.

Артур Шопенгауэр

229
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

227
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

227
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Позорное не полезно никогда.

Марк Туллий Цицерон

224
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Честь - вот истинная красота!

Ромен Роллан

223
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.

Бенджамин Франклин

221
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Мы не вправе жить, когда погибла честь.

Пьер Корнель

218
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.

Жан Жак Руссо

217
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.

Артур Шопенгауэр

215
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Слово чести должно быть твердым.

214
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

В деле чести непригоден Астрологии язык.

Лопе де Бега

210
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Иные меняют честь на почести.

Ахьфонс Карр

209
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

Платон

208
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие.

Франсуа де Ларошфуко

206
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Истинная честь не может терпеть неправду.

Генри Филдинг

205
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

Бернард Мандевиль

204
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Тот, кто смешивает драгоценные камни и жемчуг с оловом, больше бесчестит себя, чем жемчуг.

Иоанн Дамаскин

201
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Неподобающая честь горше обиды.

Вишакхадатта

193
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публилий Сир

191
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.

Теофраст

188
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель.

Аристотель

185
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Предпочитаю смерть бесчестью.

181
Ссылка на цитату
2 минуты на осмысление

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

Цицерон

181
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Страшнее - чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных!

Роберт Берне

176
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй», только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.

Николай Гаврилович Чернышевский

169
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Исчезает честь - остается формула чести, что равносильно смерти чести.

Федор Михайлович Достоевский

168
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Объективно честь есть мнение других о нашем достоинстве, а субъективно - наш страх перед этим мнением.

Артур Шопенгауэр

165
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Знатным понравиться людям - не последняя честь.

Гораций

165
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности.

Альфред Виктор де Виньи

164
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Честь мужчины до того различна от чести женщин, что последняя смотрит на первую как врага своего.

Эдмон Пьер Бошен

163
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Каждому свою честь воздает потомство.

Тацит

161
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Свободу, царство, счастие нашел Тот, кто избрал при жизни ореол Высокой чести и бессмертной славы.

Лопе де Бега

160
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других.

Бернард Мандевиль

151
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.

Пьер Корнель

149
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь - это поэзия долга.

Альфред Виктор де Виньи

139
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Александр Сергеевич Пушкин

124
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену.

Пьер Эдмон Бошен

72
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Честь это то, что в наше время в дефиците...

68
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Все воры и убийцы мира вместе О совести талдычат и о чести: Они, мол, им покоя не дают, А отвернись - ограбят и убьют! Скажите мне, а что такое честь И с чем ее сегодня можно съесть? А может, да простят меня, невежду, Ее на теле носят как одежду? Скажите мне, коль это не секрет, Что, честь имеет вкус, объем и цвет? А может, кто-то знает ей и цену? Тогда добро пожаловать на сцену! Я прямо заявляю при народе, Что чести нет, - верней, она не в моде, И нам сейчас нужна сия химера, Как цейсовский бинокль для Гомера!

Леонид Филатов

64
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

…Меня страшатся потому, Что зол я, холоден и весел, Что не служу я никому, Что жизнь и честь мою я взвесил На пушкинских весах, и честь Осмеливаюсь предпочесть.

Владимир Набоков

46
Ссылка на цитату
7 минут на осмысление

Честь редко бывает там, где слава, и ещё реже слава бывает там, где честь.

Иоганн Готфрид Зёйме

41
Ссылка на цитату
3 минуты на осмысление

Та женщина нехороша, Которой не лежит душа К обоим сразу – то есть вместе И к телу своему и к чести.

Готфрид Страсбургский

41
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление

Не люби злодейства, лести, Сребролюбие гони, Жертвуй всем и жизнью - чести, Посвящая все ей дни…

Александр Сумароков

39
Ссылка на цитату
5 минут на осмысление