(Эрих Мария Ремарк). Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя

Какие нравственные качества человека
получили осуждение в произведениях?
Нравственная подлость и бесчестие
«Довольный
человек»
«Фальшивая монета»
Делает «фальшивое
добро»
Делает зло другим
(сочинил клевету)
«непростительно
быть злым… делать
зло по глупости»
«многообещающий
человек»
Ирония
Автор
Открытое осуждение

Направление «Честь и бесчестие»

Выбор темы и эпиграфа
Эпииграф (от греч. επιγραφή - «надпись»)
- цитата, помещаемая во главе сочинения
или его части с целью указать его дух, его
смысл, отношение к нему автора и тому
подобное.

Возможные формулировки тем






Честь истинная и ложная.

Какие герои живут по чести?
Смерть или бесчестие?



Есть ли право на бесчестье?

Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное
достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)
Честь нельзя отнять, ее можно
потерять.
(А. П. Чехов)
Только незапятнанный может победить
бесчестных.
(Самед Вургун)
Честь - это внешняя совесть, а совесть - это
внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

Честь
Бесчестие
Лишать чести другого - значит лишаться
своей.
Публий Сир
Вытерплю несправедливость, только не
бесчестье.
Цецилий
Честь дороже жизни.
Бесчестье равное волочит за собой тот, кто
предал любовь и кто покинул бой.
Корнель Пьер
Шиллер Ф.
Я всякую беду согласен перенесть, Но я не
соглашусь, чтоб пострадала честь.
Корнель Пьер
Каждая нечестность - шаг к бесчестью.
В. Синявский
Истинная честь не может терпеть неправду. Бесстыдство - терпеливость души к
Филдинг
бесчестию во имя выгоды.
Платон
Честь - это награда, присуждаемая за
добродетель…
Аристотель
Честь от бесчестных - тоже ведь
бесчестие.
Публий Сир
Честь - это бриллиант на руке у
добродетели.
Бесчестный человек готов на бесчестное
дело.
Пословица
Вольтер
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А. С. Пушкин)


В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть
верным голосу совести, следовать моральным
принципам или идти путем предательства, лжи
и
лицемерия.
Многие
писатели
сосредотачивали внимание на изображении
разных проявлений человека: от верности
нравственным правилам до различных форм
компромисса с совестью, вплоть до глубокого
морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению
Эпиграф
Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед
каждым человеком ставят нравственный выбор:
жить так, как подсказывает совесть, следовать
моральным принципам или идти по пути
бесчестия, добиваться всего в жизни путем
предательства, лжи и лицемерия. В своем
сочинении мне хочется поразмышлять над
темой (высказыванием ФИО, ответить на
актуальный во все времена вопрос)….

Мое мнение по данной теме
Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать
мою точку зрения поможет мой читательский
опыт. Ведь многие писатели обращали свое
внимание нравственные качества человека: от
верности нравственным правилам до различных
форм компромисса с совестью, вплоть до
глубокого морального падения

Аргументация
Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
Составить
план
по
абзацам;
Сделать микровывод,
используя свои мысли
или цитату
И. С. Тургенев

Вспомним ……………..
Писатель рисует
……………………..
Задавая ряд риторических
вопросов,
автор
пытается
понять
………………………… Ответ нас поражает:
…………Понять
авторскую
позицию
…………………………….
Читая
это
произведение,
я
вспоминаю
слова
….
(пословицу)…. + микровывод.

Вспомним стихотворение в прозе И. С.
Тургенева «Довольный человек». Писатель
рисует молодого человека, который весь –
довольство и радость.
Задавая ряд
риторических вопросов, автор пытается
понять причину такого настроения. Ответ
нас поражает: герой доволен тем, что сочинил
клевету про другого. Понять авторскую
позицию нам позволяет горькая ирония:
«многообещающий молодой человек». Читая
это произведение, я вспоминаю слова Публия
Сира: «Лишать чести другого - значит
лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю,
обесчестил в первую очередь себя.

Стихотворение в
прозе
«Фальшивая монета»
Шарль Бодлер
Составить план по
абзацам;
Сделать
микровывод,
используя свои
мысли или цитату


привести
прозаическое
стихотворение
…………………….
Повествование
начинается
с
описания того, что …………………………………Это

еще один герой – ………………... События принимают
интересный поворот: ……………………………... Словно
слыша немые вопросы рассказчика, приятель
произносит, на мой взгляд, страшную фразу:
…………………………….. Приговор автора однозначен:
……………………... + микровывод – риторическое
восклицание.

В качестве следующего аргумента можно
привести прозаическое стихотворение Шарля
Бодлера «Фальшивая монета», в котором также
рассказывается о безнравственном поступке героя.
Повествование начинается с описания того, что
один из героев загадочно разбирает деньги. Это
поражает нашего рассказчика. Далее появляется
еще один герой – нищий, глаза которого полны
красноречивой
мольбы.
События
принимают
интересный
поворот:
милостыня
приятеля
оказалась фальшивой монетой. Словно слыша
немые вопросы рассказчика, приятель произносит,
на мой взгляд, страшную фразу: он получает от
обмана удовольствие. Приговор автора однозначен:
непростительно быть злым, а еще хуже – делать
зло по глупости. Это самый бесчестный поступок!

Итак, в заключение хочу сказать,
что……………….
Я
думаю,
что
………………………………. В конце хочется
вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что
каждый из нас пойдет своей дорогой в
жизни, у каждого свой путь, полный и
взлетов, и падений. И все же, я думаю,
что главное для человека - это быть
честным и перед собой, и перед
другими. В конце хочется вспомнить
строки А. С. Пушкина:
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч
для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
1983

Написать домашнее сочинение

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
Может ли честь противостоять бесчестию?
Береги честь смолоду… (пословица)
Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
Откуда берутся бесчестные люди?
Честь истинная и ложная.
Есть ли в наши дни люди чести?
Какие герои живут по чести?
Смерть или бесчестие?
Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем
Есть ли право на бесчестье?
Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?
Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

Литература в помощь

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Н. Гоголь «Тарас Бульба».
Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь
Болконский – Василий Курагин…
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
А.Куприн «Поединок»,«Чудесный доктор».
М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай
Антонович.
А.Грин «Зелёная лампа».
М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».

Сочинение

Творчество А. Грина — искусство, и целью его является донести до читателя «правду о душе человека». Писатель стремился постичь загадки внутреннего мира человека, докопаться до сути его жизни, его устремлений. Конечно, задача сложная, но Грину удавалось ее решать в своих произведениях. Одним из них является рассказ «Зеленая лампа».

В этом, небольшом по объему творении писателя отражается вся жизнь главного героя рассказа — Джона Ива. Перед нами — зимний Лондон 1920-х годов, город резких социальных контрастов. На это указывают уже два первых абзаца рассказа: «Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с аристократами из Дрюриленского театра». И вот теперь богачи вышли на улицу, и их внимание «было привлечено лежащим без движения, плохо одетым человеком лет двадцати пяти».

Увиденное подсказало одному из богачей, Стильтону, замысел того, что можно сделать с этим несчастным человеком. Выделив ему десять фунтов, богач приказал снять квартиру с окном на улицу и каждый день с пяти до двенадцати зажигать зеленую лампу. О цели своей задумки Стильтон ничего не сказал Иву. Он заметил лишь, что «неожиданно, внезапно» Ива «посетят люди, которые сделают … состоятельным человеком» бедолагу. Но это была очередная выдумка скучающего аристократа.

Ив исполнил все, что поручил выполнить его «благодетель». А Стильтон был почти уверен, что парень сопьется или сойдет с ума. Но оправдались ли предположения этого человека? Чего дождался Ив, включая ежедневно по вечерам зеленую лампу? Об этом мы узнаем, когда Грин переносит нас в год 1928, в больницу для бедных.

Именно здесь встречаются, спустя много лет после последнего свидания, Ив и Стильтон. Только теперь они поменялись ролями: некогда состоятельный Стильтон разорился и превратился в нищего, а Джон Ив стал доктором. Однажды, возвращаясь домой, Ив увидел человека, стоявшего на улице и смотрящего на окно с зеленым светом. Этот мужчина произнес слова, ставшие решающими в судьбе молодого героя. Он сказал: «Ив — классический дурак! Он ждет обещанных чудесных вещей… да, он хотя бы имеет надежды, а я почти разорен!"

Тем человеком был Стильтон. Ива потрясли эти слова. К тому времени он уже прочел огромное количество книг по медицине, желая стать доктором. И это желание, благодаря трудолюбию и усердию героя, исполнилось. Диалог Стильтона и Ива заканчивается тем, что Джон говорит о возможности дать своему «благодетелю» работу в амбулатории — «записывать имена приходящих больных». Этим заканчивается и рассказ А. Грина.

С потрясающей тонкостью писатель сумел показать, как переменчива жизнь: сегодня имеешь, казалось бы, все, а завтра все это теряешь. Но главное не потерять надежду, веру в будущее. Это по силам сделать только человеку, имеющему цель, стремящемуся в будущее.

К чему стремился Стильтон? Да ни к чему. Он жил одним днем, придумывая себе пустые развлечения, тратя деньги. Он прожигал свою, и без того бессмысленную, жизнь. А Ив, наверное, даже и не надеялся на то, что кто-то придет к нему и сделает его состоятельным человеком. Этот герой просто понимал, что у него появился уникальный шанс покупать книги, получить образование. Он знал, к чему стремится, и добивался этого своими трудами.

Кроме того, очень символично то, что Джон Ив должен был зажигать лампу именно зеленого цвета, так как зеленый цвет — это цвет надежды. Вероятно, имеет значение, что Стильтон не говорит Иву, для чего ему нужно выполнять одни и те же действия каждый день. Он даже не придумывает ничего вразумительного. Это держит в неведении Джона, и, вместе с тем, вселяет в него надежду.

Интересна последняя фраза в рассказе, которая принадлежит Джону Иву. Он говорит Стильтону, потерявшему в результате операции ногу: «…спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку». Многоточие, которое здесь употребляет писатель, имеет важное значение. Так и хочется добавить — «зеленую лампу». Но нет, только спичку… А темная лестница, возможно, олицетворяет жизнь. Темную лестницу жизни злого шутника Стильтона, свет которой — только зажженная спичка. Темную лестницу Джона Ива, который сам озарил свою жизнь зеленым светом надежды.

Подготовка к

итоговому сочинению

«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (стихотворение в прозе) По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь - довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал - и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

И. С. Тургенев

Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?

Нравственная подлость и бесчестие

«Довольный человек»

Делает зло другим

(сочинил клевету)

«многообещающий человек»

ЧЕСТЬ - … ЧЕСТЬ

  • Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
  • Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
  • Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

Честь или бесчестие?

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Возможные формулировки тем:

  • Береги честь смолоду…
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Согласны ли вы с высказыванием П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
  • Есть ли в наши дни люди чести?
  • Легко ли жить без чести и совести?
  • Честь и честность: как связаны эти понятия?
  • Какая уж честь, коли нечего есть!
Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

Бесчестие

Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий Сир

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

Корнель Пьер

Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Корнель Пьер

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

Истинная честь не может терпеть неправду.

Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Честь - это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

(А. С. Пушкин)

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….

Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему, ….

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …

Своё мнение по данной теме

+ переход к аргументам из литературы

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.

А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.

Честь как воплощение духовной силы героя Честь как воплощение духовной силы героя

Честь рода - категория народной нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.

Честь как воплощение духовной силы героя

«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю », – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.

Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

Честь как воплощение духовной силы героя Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

(В. Быков «Сотников»).

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.

Литература в помощь

  • Д.Фонвизин «Недоросль»
  • А.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.Пушкин «Дубровский»
  • М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
  • М.Лермонтов «Беглец»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Толстой «Война и мир»
  • Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.Грин «Зелёная лампа».
  • М.Шолохов «Судьба человека»
  • В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

Аргументация

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

  • Формулировка своей позиции в виде тезиса;
  • Оформление микро-вывода,
  • с использованием цитаты

И. С. Тургенев

Бесчестие, по-моему, это …………….. Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого - значит лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека - это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести. Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание Составьте и запишите сложный план по каждой из данных тем:

  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Что значит идти дорогой чести?
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Честь и бесчестие».

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

1. В чем различие между честью и честностью?
2. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
3. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
4. Что значит идти дорогой чести?
5. Береги платье снову, а честь смолоду.

6. Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
7. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество.
8. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин.
9. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
10. Н. Гоголь «Тарас Бульба».
11. А.К.Толстой «Князь Серебряный».
12. Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
13. Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок».
14. М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита».
15. В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
16. Н.Думбадзе «Я вижу солнце».
17. Н. Лесков «Человек на часах».
18. А..Куприн «Чудесный доктор».
19. А.Грин «Зелёная лампа».
20. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
21. В.Быков «Обелиск»; «Сотников».
22. Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
23. В.Каверин «Картина».
24. В.Дудинцев «Белые одежды».
25. В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

Тематическое направление 2 «Честь и бесчестие».

Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский)

Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно

незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души Чистая совесть 1) Ответьте на вопрос : как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека можно так назвать? 2) Запишите рядом имена литературных героев, о которых можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...» ЧЕСТЬ верность Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин» порядочность благородство души чистая совесть Петр Гринёв А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пьер Безухов Л.Н.Толстой «Война и мир» Сонечка Мармеладова Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых употребляется слово «честь»

Пословицы:

· Деньги потеряны – мало потеряно, здоровье потеряно – много потеряно, честь потеряна – всё потеряно.

· Честь чести и на слово верит.

· Честь по заслугам.

· Береги честь смолоду, а здоровье под старость.

· Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. · Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

· Честь головой оберегают.

· Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке.

· Были бы деньги, а честь найдем.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· Честь тверда, в слове стойка.

· Не на кафтане честь, а под кафтаном.

· Каков есть, такова и честь.

· Честные глаза в бок не глядят.

Фразеологизмы

С честью выйти из затруднительного положения,

С честью выполните порученное дело

Честь и хвала!

делает честь (кому, чему), честь имею <кланяться>.

Живёт по чести, по совести

Честь честью, отдать честь; дело чести, долг чести, честь мундира, человек чести, честь по чести

Объясните, как вы понимаете значение этих фразеологизмов. Вывод (запись в тетради): Честь даёт уважение: выражение «человек чести» - это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Как вы понимаете слово «бесчестие»? Подберите синонимы к данному слову (поругание чести, оскорбление, позор). Вспомните пословицы со словом «бесчестие» (За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья). Вспомните литературных героев, совершающих бесчестные поступки (Паратов из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», Арбенин из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад», Швабрин из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Кирила Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский», Грушницкий из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Лазарь Подхалюзин и Липочка Большова из пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и др.) II. Работа над темой сочинения «Торгуя честью, не разбогатеешь» (Ф.М.Достоевский) Сформулируйте главную мысль сочинения (Надо жить по чести, по совести, не забывая, что, как сказал А.П.Чехов, «честь нельзя отнять, её можно только потерять»)

Задание: заполните таблицу Напишите вступление Подберите к своему вступлению тезис и аргументы. Напишите заключение, связав его с тезисами и вступлением.

Варианты вступлений

1. Мы живём в непростое время: санкции, кризис, инфляция... По официальным в России 84% населения живут за чертой бедности, 12% являются средним классом и 4% - элита, то есть те, кто имеет миллионы и миллиарды. Много ли среди них честных людей? «Некорректный вопрос», - скажете вы. А я задам другой вопрос: «Как они стали миллионерами и миллиардерами и задумываются ли они о том, что такое честь и бесчестие?» Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе. (68 слов)

Тезис 1

Богатство (большое богатство!) честным трудом не наживается.

Аргумент 1 : Сергей Сергеевич Паратов, главный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

Тезис 2: В наше время, к счастью, есть люди, которые призывают нас, простых людей, жить по совести, по чести. К таким людям относится Дмитрий Сергеевич Лихачев. \

Аргумент 2: Статья Д.С.Лихачева «И пробил час.

Вариант заключения

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что люди, владеющие огромными богатствами (помните: 4% очень богатых россиян?), задумаются о тех, кто еле-еле сводит концы с концами, кому за день до пенсии не хватает денег на кусочек хлеба... Задумаются и займутся благотворительностью, как Савва Морозов, как Павел Михайлович Третьяков, российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.. Задумаются и вспомнят слово «честь»... (65 слов)

Вариант вступления

«Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас уже XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду». В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (56 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Увы, порой этого не происходит.

Аргумент 1: Городничий Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Тезис 2 : Во-вторых, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония.

Аргумент 2 : Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» .

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит современно, потому что современное общество заполонили люди, нечистые на руку, люди, думающие о своей выгоде и забывая об интересах других... Убеждён: нельзя торговать тем, что составляет честное имя человека, его внутреннее нравственное достоинство и чистую совесть... Нельзя! Никогда! Ни при каких обстоятельствах! И это должен понимать каждый! (60 слов)

Вариант вступления

Путь чести и путь бесчестия... Путь чести – это путь правды, справедливости, достоинства... Путь бесчестия – это дорога в никуда. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Зайдите в больницу... Зачастую там надо платить... за заботу и внимание, за высококвалифицированного врача... Продается то, что должно быть нормой... А гаишники?... А полиция?...А чиновники?.. Думаете, они, берущие взятки, богатеют? Внешне, наверное, да.. Но душа беднеет... «Грязные» деньги никогда не принесут счастья и радости... Сработает закон бумеранга: чья-то боль вернётся в дом взяточников... В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (89 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: В том, что человек изменяет самому себе, теряет лицо,

становится равнодушным и бесчестным, виноват только он сам.

Аргумент 1 : Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Тезис 2: В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям и с уважением к порядочным, берегущим свою «честь смолоду».

Аргумент 2 : Алексей Иванович Швабрин и Петр Андреевич из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант заключения

В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой темы, которая до сих пор звучит злободневно, потому что в обществе всегда будут люди, достойный уважения, с незапятнанной репутацией, и люди, не имеющие чести. Изменить положение можно только вместе: выражая презрение подлецам, приспособленцам, карьеристам, мы заставим их задуматься над своим поведением и, возможно, измениться в лучшую сторону. Я надеюсь на это... (59 слов)

Вариант вступления

В России всегда чтили как олицетворение чести и незапятнанной совести таких великих людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Ломоносов, Александр Суворов, Михаил Кутузов. И всегда презирали воров, взяточников, разбойников, убийц – людей без чести и совести. Они, торгуя своим добрым именем, не задумывались о том, что будут прокляты. Приведу аргументы, доказывающие мою точку зрения. (58 слов)

Тезис + Аргумент

Тезис 1: Во-первых, человек, однажды обманув, предает сам себя: уважение самого себя и других людей вернуть очень сложно, надо доказать, что ты изменился, стал лучше, что больше не будешь лгать. Аргумент 1 : Нина, героиня Тамары Крюковой из рассказа «Единожды солгавши»

Тезис 2 : На войне, в отличие мирного времени, все чувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества. Если кто-то становился предателем, то прощения такому человеку не было

Аргумент 2 : Рыбак из повести В.Быкова «Сотников» (можно

противопоставить его с Сотниковым)

Вариант заключения

Завершая своё сочинение, хочу призвать всех людей задуматься над словами Вадима Панова, российского писателя- фантаста: «Если у вас нет ничего, то у вас есть ваша честь, если же у вас нет вашей чести - у вас нет ничего». Мы должны помнить об этом, потому что без чести мы теряем себя, теряем уважение окружающих, теряем уважение к самому себе... (56 слов)

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковике слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство души человека. Есть те, кто бравирует отказом от непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить. «Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»?

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение жить по закону чести. Мне же показалось интересным проследить жизнь наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт. Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни и его роман «Бегущий за ветром».

Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага. Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа, и мы начинаем день за днём вместе с героем узнавать мир, светлые и тёмные его стороны. Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу, объяснима и ревность Амира по отношению к слуге - другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни.

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь, интерес к сыну - именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.
Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость. Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять, что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства. Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство - «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.