Характеристика петрушки горе от ума. Горе от ума

Петрушка - это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова "Горе от ума". Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов. Среди крепостных крестьян было редкостью умение читать и писать, однако Петрушка был этому обучен.

В произведении он в основном ничего не говорит, его почти не наблюдается. Однако Петрушка играет довольно значимую роль. Он является двойником главных героев. Все же его образ больше он похож на Молчанина, нежели на Чацкого. Именно в его бессловестности и заключается его умение: умение нравиться.

Петрушка так же является одним из участников многочисленных любовных треугольников в комедии. В Петрушку влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка помогает записывать дела Павла Афанасьевича в его календарь. Так Павел Афанасьевич называет ежедневник. Он не очень опрятный, все время ходит с разодранным локтем. За это его часто ругает Павел Афанасьевич.

В окружении Павла Афанасьевича таких же персонажей как Петрушка довольно много. Например одним из них является Платон Михайлович Горич. Он очень сильно поменялся после женитьбы на Наталье Дмитриевне. Он исполнял все ее просьбы, желания. В общем Платон Михайлович делал все то, что воля Натальи Дмитриевны захочет. Или, допустим, князя Тугоуховского, который так же беспрекословно слушается свою жену. Павел Афанасьевич обращается к Петрушке словами, вроде "Пошел быстро", "Поди". И тот, как все вышеперечисленные личности, без возражений выполняет все, что скажет Фамусов.

За всю комедию Петрушка не произнес и больше пол фразы. Однако всем известно, что Александр Грибоедов изображает своих персонажей с определенным смыслом у каждого. Роль этого персонажа имели большинство людей из московского общества дого времени. Это было потому, что большинству мужей свои жены не давали и слова сказать. Хоть образ Петрушки и бессловесный, зато очень даже красноречив. Однажды Павел Афанасьевич обратился к нему с такими словами: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». В последствии они даже стали крылатыми.

Вариант 2

Петрушка является далеко не главным персонажем проведения Александра Грибоедова «Горе от ума». Скорее даже третьестепенным. Но, несмотря на это, все же обратим на Петрушку более пристальное внимание, так как его образ получился настолько добротно нарисованным, что запоминается читателю с первого своего появления на страницах.

Петр обычный крепостной крестьянин, слуга в огромном доме своего хозяина Павла Афанасьевича Фамусова. Несмотря на своё положение, Петрушка является человек умеющим читать и писать, что на то время являлось большой редкостью среди крепостных.

Петрушка по большей части человек молчаливый, в произведении мы его почти не видим. Но роль Петрушки трудно недооценить. Именно молчаливость и робость являются элементами, которые вызывают у читателя симпатию к данному персонажу.

Петру отведена своя роль в одном из любовных треугольников комедии – он является объектом любви Лизы и дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка является незаменимым помощником в делах Фамусова, именно он помогает ему записывать эти самые дела в личный ежедневник. Фамусов часто ругает своего слугу за вычурную неопрятность, а Петрушка, будто бы назло, все время ходит с разодранным локтем.

Вокруг хозяина дома немало таких как Петрушка. Это и Платон Михайлович Горич, который, являясь абсолютным подкаблучником, не имеет права и слова сказать наперекор своей женушке. Также можно вспомнить князя Тугоуховского, который не сильно отличается от Горича, и тоже беспрекословно выполняет все малейшие желания супруги.

На протяжении всего произведения Петрушка не вымолвил и половины фразы. Но, будучи уверенными в таланте Александра Грибоедова, мы понимаем, что сделано это было специально, так как автор как никто умел создавать персонажей и вкладывать в них свои, отличающиеся от других, смыслы и позывы. Грибоедов, именно с помощью образа Петрушки, сумел показать читателю, что далеко не все крепостные являются безграмотными, темными людьми. Есть и люди, заслуживающие куда более высоких мест в обществе.

Любовь Лизы к Петруше абсолютно точно говорит нам о том, что Петр является человеком простым, неиспорченным. Автор дал этому персонажу нейтральную характеристику, но все же мы видим, что он куда более положительнее чем большая часть основных героев комедии.

Сочинение про Петрушку

Комедия Грибоедова «Горе от ума» наполнена самыми разными и яркими образами, здесь можно встретить как настоящих подлецов-конформистов, так и гордых крепостных, вроде служанки Лизы, которые отвергает ухаживание состоятельных людей и самого Фамусова, отдавая предпочтения буфетчику Петруше.

Достоверно не известно, тот ли это Петруша, который служит ещё и на должности человека, который должен записывать в ежедневник все дела Фамусова, но я думаю, что это один и тот же человек, потому что слуга Петрушка действительно обладает не самыми заурядными качествами для крестьян того времени. Во-первых, он умеет писать и читать, потому и ведет календарные записи для своего господина. Для крестьян того времени эти умения были не просто редкостью, а чем-то, что похоже даже на чудо, ведь не многие хозяева учили своих слуг чему-то.

Несмотря на то, что Петрушка - близкий к Фамусову слуга, он вовсе не охвачен тем влечением к моде, как всё общество Фамусова. Петя неряшливо одевается, у него всегда дырка на локте. Из того, что Фамусов ему в какой-то степени доверяет, ведь все записи из ежедневника Фамусов обсуждает с Петром, рассказывает ему причины походов в то или иное место, рассуждает вслух, с каким настроен он туда пойдёт, можно сделать вывод, что Пётр даже в какой-то мере любим своим барином. Конечно, всё это происходит в повелительном тоне, Пётр - никакой не друг Фамусова, он его грамотный слуга, который не спорит с господином, судя по тому, как он молчит, находясь рядом с Фамусовым и выслушивая его рассуждения.

Грибоедов не наделил этого слугу сильными, яркими и запоминающимися качествами, он и появляется в комедии всего несколько раз, но из того, что есть, можно сделать вывод о том, что Пётр служил автору инструментом, с помощью которого тот показал, что не все слуги одинаковы в доме Фамусова, что есть и грамотные люди, заслуживающие и более высокого места в обществе, быть может, даже заслуживающие быть советниками Фамусова, потому что ума они не были лишены, и в свои молодые годы уже умели многое из того, чего не умели другие.

Для самого хозяина дома Петрушка же служит таким милым другом, которому можно пожаловаться на то, как загружен график, как ему хочется или не хочется идти на разные мероприятия и на всякое другое, что числилось в ежедневнике Фамусова. Если представить, что крепостная Лиза таки влюблена именно в этого Петрушу, то и тут читатель её понимает, ведь Пётр - простой, неиспорченный и грамотный слуга, он хоть и представлен нейтральным персонажем, но он гораздо положительнее, чем Фамусов или Молчалин.

  • Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

    Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу - богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве

  • Сочинение Деревья в снегу (6 класс)

    Зимой бывают такие дни, когда природа особенно прекрасна. Выпавший белый пушистый снег ровным покрывалом ложится на землю, на деревья, на крыши домов. Он преображает землю до неузнаваемости

  • Сочинение по пьесе Горького На дне 11 класс

    Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы - это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью.

  • ­Петрушка

    Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и не слышно в произведении, однако роль он играет немаловажную в обличении некоторых гостей хозяина. Петрушка является воплощением молчаливого согласия, мужа-слуги и мальчика-мужа, которых автор так тонко изобразил.

    Таким “петрушкой” мог бы стать Молчалин, если бы его не разоблачили и даже Чацкий, если бы Софья его не отвергла.

    В обществе Фамусова, однако, таких

    Прислуживающих особ немало. Взять, к примеру, Платона Михайловича Горича, который изменился до неузнаваемости после того, как женился на Наталье Дмитриевне. Она полностью подчинила его своей воле. Или же князя Тугоуховского во всем беспрекословно повинующегося своей жене.

    Фамусов к своему слуге обращается в основном со следующими фразами: “Поди”, “Пошел же, торопись”. И тот беспрекословно подчиняется.

    За все произведение Петрушка и пол фразы не сказал, но, как известно, А. С. Грибоедов каждого своего героя изображал с определенным умыслом. Этот персонаж стал ролевой моделью для многих представителей

    Типичного московского общества того времени. Ведь многим мужьям в той консервативной среде не давали и рта раскрыть. Поэтому бессловесный образ Петруши очень даже красноречивый.

    А слова, с которыми к нему обратился как-то Фамусов, впоследствии стали крылатыми: “Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой”.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. ­Хлестова Хлестова – одна из наиболее запоминающихся второстепенных героинь комедии “Горе от ума”, с которой автор знакомит читателя на званом вечере у Фамусова; властная и грубоватая барыня-крепостница. Полное имя героини – Анфиса Ниловна Хлестова. Она является свояченицей Фамусова, а соответственно и теткой Софьи. Внешне это пожилая дворянка лет 65, никогда не бывавшая замужем. Госпожа Хлестова […]...
    2. Лиза В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, Лиза играет второстепенную, но очень важную роль. Лиза – веселая, молодая служанка, которая живет и работает в доме Фамусова. Она типичная субретка, которая помогает своей хозяйке Софье в любовных делах. Можно сказать, что Лиза умна и очень сообразительна. Она легко и виртуозно выкручивается перед Фамусовым, […]...
    3. ­Платон Михайлович Платон Михайлович – один из наиболее запоминающихся второстепенных персонажей в комедии “Горе от ума”; гость Фамусова и старинный приятель Чацкого. Платон Михайлович Горич служил с Чацким в одном полку. Теперь он ушел в отставку, женился и живет в Москве. Чацкий замечает перемену, которая произошла в его товарище после женитьбы, и иронизирует на этот […]...
    4. Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать “известный, пользующийся славой”. Фамусов живет в имении, но судя по его многочисленным друзьям, он очень известный человек в своем кругу. Любит хвастаться, что принадлежит к знатным дворянам. Фамусов гостеприимный, общительный, любитель жить на широкую ногу. Он […]...
    5. ­Хрюмины Хрюмины – это два второстепенных персонажа, которых Грибоедов включил в свою комедию только для усиления комизма; колоритные представители старой московской знати. Графиня-бабушка и графиня-внучка первыми приезжают на бал Фамусова, так как преисполнены желания найти подходящую партию для засидевшейся в девках внучки. Графиня-внучка не пропускает ни одного приема в надежде встретить там свою судьбу, а […]...
    6. Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью покровителя получил отличное образование. Со временем его дружба с Софьей переросла в любовь. Он искренне восхищался ей и хотел жениться. Чацкий очень честный и деятельный человек. Ему стало скучно, и […]...
    7. ­Репетилов Репетилов – второстепенный персонаж в комедии “Горе от ума”, который появляется самым последним на балу у Фамусова. Он старый приятель Чацкого,­ чем можно судить по словам, с которыми он его встречает: “Сердечный друг! Любезный друг!” С другой стороны, очень скоро становится ясно, что этот персонаж просто пустой болтун и поверхностный человек. Он так же […]...
    8. ­Князь Тугоуховский Князь Тугоуховский – второстепенный персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума”; один их первых гостей на балу в доме у Фамусова; типичный представитель “фамусовского общества”, подкаблучник и лицемер. Петр Ильич появляется на балу не один, а со всей семьей – со зловредной и язвительной женой Марьей Алексеевной и шестью дочерьми на выданье. Автор […]...
    9. Одним из главных персонажей великого творения Грибоедова “Горе от ума” является Фамусов. Это очень яркий и запоминающийся герой, поэтому не могу не описать его образ и характер. Полное имя – Павел Афанасьевич Фамусов. Это очень богатый человек, который является управляющим в государственном учреждении. Он все время пользуется своим высоким положением как в обществе, так и […]...
    10. ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных […]...
    11. Софья Павловна Фамусова – центральный женский персонаж комедии. Вокруг нее разворачиваются события. Софье 17 лет, ее воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла когда была совсем маленькой. Софья очень красива, умна, остроумна и сообразительна, но из-за чтения французких романов, она немного сентиментальна и романтична. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться […]...
    12. А. С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни “фама” звучит как “молва”, а “фамосус” на латыни значит “знаменитый”. Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел […]...
    13. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]...
    14. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его доме разворачиваются события пьесы. Павел Афанасьевич – вдовец, он очень сильно любит свою дочь, заботится об ее воспитании и подыскивает для Софьи достойного жениха. У […]...
    15. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
    16. Сергей Сергеич Скалозуб – один из центральных персонажей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Этот герой воплощает собой образ “идеального” московского жениха: грубого, необразованного, не слишком сообразительного, но богатого и довольного собой. Фамусов прочит Скалозуба в мужья Софье, но она не считает его подходящей для себя партией. Во время своего визита в дом Фамусова […]...
    17. Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается и на­чинает развиваться социально-нравствен­ный конфликт между Чацким и фамусов­ским обществом, “веком нынешним” и “веком минувшим”. Если в первом дей­ствии он намечается и выражается в на­смешках Чацкого над посетителями дома Фамусова, […]...
    18. Грибоедов, в своей комедии “Горе от ума” создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей, которые живут в наше время. Давайте разберемся в его характере подробнее. Молчалин это небогатый молодой человек родом из Твери, которого Фамусов взял к себе на […]...
    19. Комедия “горе от ума”- одно из наиболее ярких произведений русской классической драмы. Мнения литераторов и критиков о героях произведения были самые разнообразные и противоречивые, в том числе том, к какому обществу относятся персонажи, но одним из самых сложных лиц комедии А. С. Грибоедова стала Софья Фамусова. Софья, на мой взгляд, лучший женский персонаж. В комедии […]...
    20. – ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, “умеет разговаривать”, “славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит”. К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя “не в своей тарелке” в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже […]...
    21. Сравнивая характеры и нравы людей XIX и XXI веков, прихожу к выводу: человек был и остается таким, какой он есть, сочетая в себе одновременно эгоистичность и гуманность, алчность и щедрость, ранимость и жестокость. Общество всегда делилось на богачей с бедной душой и бедняков, щедрых духом. В произведении “Горе от ума” Грибоедов затрагивает остро стоящую в […]...
    22. Женские образы Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова, “Горе от ума”, была написана в первой половине девятнадцатого века. В это время все поклонялись чужой моде, языку и культуре, подражали Европе, в основном Франции. В обществе отвергали учение, книги, судили человека по богатству и количеству крепостных. Московские дворянки представлены Натальей Дмитриевной Горич, Анфисой Ниловной Хлестовой, графиней Тугоуховской […]...
    23. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание между поколениями. Конфликт отцов и детей стоит в этой комедии на переднем плане. На стороне “детей” мы видим А. А. Чацкого, который не приемлет устоев былых времен и старается образумить […]...
    24. План 1. Утро в доме Фамусова. 2. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. 3.Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. 4. Визит Скалозуба. 5. Монолог Чацкого о крепостном праве. 6. Падение Молчалина с лошади. 7. Бал в доме Фамусова. 8. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. 9. Несостоявшееся свидание Софьи и […]...
    25. Петрушка – главный герой представлений бродя­чих кукольных театров в старой России. Это любимый герой зрителей из народа, ведь он такой же, как и они. Петрушка веселый, остроумный и смелый персонаж. Его речь наполнена шутками-прибаутками, переделан­ными к месту пословицами и поговорками. Каждое вы­ражение его точно и своевременно. В нем перемешано серьезное со смешным. С кем бы […]...
    26. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н. В. Гоголь, а М. Е. Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся […]...
    27. Софья Павловна Фамусова – персонаж непростой, ее образ сложен и многогранен. Природа наделила девушку хорошими качествами. Она умна, обладает сильным характером, гордая, независимая и в то же время мечтательная, с горячим, страстным сердцем. Автор, описывая героиню, дает увидеть все эти черты посредством ее языка, поведения. А. А. Яблочкина – народная артистка СССР, которая считается одной […]...
    28. Все действие драмы происходит в Москве в доме Фамусова, где собственно и живет наш персонаж. Автор не дает полного описания его внешности, но по небольшим фразам мы можем понять, что Фамусов – пожилой человек, тучный, громкоголосый, с седыми как пепел волосами “…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж, и дожил до […]...
    29. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1822-1824 годах. Но до сих пор это произведение не сходит со сцен всех театров России, крылатые выражения из него находятся в обиходе русских людей, а герои этого произведения во многом стали нарицательными. В чем же причина такой популярности и “молодости” этой комедии? Мне думается, главная […]...
    30. Речь почти всех героев пьесы насыщена сравнения­ми, шутками-прибаутками, пословицами и поговорка­ми. Все, кроме Клоуна-немца, говорят рифмованными фразами, остроумно. Между Петрушкой и остальными героями, кроме Музыканта, возникают различные кон­фликты, победителем в которых неизменно выходит народный любимец. Немец ни слова не понимает по-русски, поэтому произносит только несколько слов на немецком языке. Немец с Петрушкой поочередно ко­лотят друг […]...
    31. ­Жизненные идеалы фамусовского общества А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения. Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко […]...
    32. Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
    33. Раннее утро. Служанка Лиза пытается достучаться в комнату к барышне. Софья всю ночь провела в беседах со своим возлюбленным Молчалиным (секретарем отца), поэтому откликается не сразу. Появляется отец Софьи, Фамусов Павел Афанасьевич. Он заигрывает с Лизой, она пытается отбиться от приставаний барина. Фамусов спешит удалиться, испугавшись того, что их могут услышать. Молчалин, выходя от Софьи, […]...
    34. Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой главный персонаж. Чацкий – это молодой дворянин, взгляды на жизнь которго являются непонятыми среди остального общества. Данный эпизод наиболее напряженный в этой комедии. Ведь именно здесь автор раскрывает все истинные […]...
    35. Чацкий и Фамусовское общество В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий – молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям “века минувшего”. Фамусов, в доме которого развивались события, […]...
    36. ­Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким […]...
    37. Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии “Горе от ума” (1824) А. С. Грибоедова. Софья – юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и прекрасной сообразительностью. После смерти матери Софья воспитывалась старой француженкой Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий. По отношению к нему Софья испытала и […]...
    38. “Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А. С. Пушкин назвал произведение “разительной картиной нравов”. Время написание комедии пришлось на период перехода от классицизма к романтизму. Ключевого героя Грибоедова нельзя однозначно причислять к романтикам. Хотя в образе Чацкого […]...
    39. Комедия “Горе от ума” Грибоедова изначально несла в себе несерьезный, комедийный характер. Но в конце произведения становится ясно, что оно драматическое и несет в себе глубокий смысл. Выражение “горе от ума” звучит несколько парадоксально, ведь какое может быть горе от того, что человек умен и образован? А оказывается, что может! И Александр Сергеевич Грибоедов отлично […]...
    40. А. С. Грибоедов Горе от ума Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарем отца Молчалиным, живущим в этом же доме. Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удается отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, […]...
    Характеристика героя Петрушка, Горе от ума, Грибоедов

    Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума»; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова . Его почти не видно и не слышно в произведении, однако роль он играет немаловажную в обличении некоторых гостей хозяина. Петрушка является воплощением молчаливого согласия, мужа-слуги и мальчика-мужа, которых автор так тонко изобразил. Таким «петрушкой» мог бы стать Молчалин , если бы его не разоблачили и даже Чацкий , если бы Софья его не отвергла.

    В обществе Фамусова, однако, таких прислуживающих особ немало. Взять, к примеру, Платона Михайловича Горича , который изменился до неузнаваемости после того, как женился на Наталье Дмитриевне . Она полностью подчинила его своей воле. Или же князя Тугоуховского во всем беспрекословно повинующегося своей жене. Фамусов к своему слуге обращается в основном со следующими фразами: «Поди», «Пошел же, торопись». И тот беспрекословно подчиняется.

    За все произведение Петрушка и пол фразы не сказал, но, как известно, А. С. Грибоедов каждого своего героя изображал с определенным умыслом. Этот персонаж стал ролевой моделью для многих представителей типичного московского общества того времени. Ведь многим мужьям в той консервативной среде не давали и рта раскрыть. Поэтому бессловесный образ Петруши очень даже красноречивый. А слова, с которыми к нему обратился как-то Фамусов, впоследствии стали крылатыми: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

    Главным замыслом произведения «Горе от ума» является иллюстрация подлости, невежества и раболепия перед чинами и традициями, противостояли которым новые идеи, подлинная культура, свобода и разум. Главный герой Чацкий выступил в пьесе представителем того самого демократически настроенного общества молодых людей, которые бросали открытый вызов консерваторам и крепостникам. Все эти тонкости, бушевавшие в общественно-политической жизни, Грибоедову удалось отразить на примере классического комедийного любовного треугольника. Примечательно, что основная часть произведения, описанного творцом, происходит в течение всего одного дня, а сами персонажи Грибоедовым отображены очень ярко.

    Многие современники писателя удостоили его рукопись искренней похвалой и ратовали перед царем за разрешение опубликовать комедию.

    История написания комедии

    Идея написания комедии «Горе от ума» посетила Грибоедова во время пребывания в Петербурге. В 1816 году он вернулся в город из-за границы и оказался на одном из светских приемов. Глубокое внутреннее возмущение у него вызвала тяга русских людей к иностранному, после того, как он заметил, что знать города преклоняется перед одним из заграничных гостей. Писатель себя не сдержал и выказал свое негативное отношение. Тем временем, кто-то из приглашенных, не разделивших его убеждений, парировал, что Грибоедов сумасшедший.

    События того вечера легли в основу комедии, а сам Грибоедов стал прототипом главного героя Чацкого. Работу над произведением писатель начал в 1821 году. Трудился он над комедией в Тифлисе, где проходил службу при генерале Ермолове, и в Москве.

    В 1823 году работа над пьесой была закончена, и писатель стал зачитывать ее в московских литературных кругах, попутно получая восторженные отзывы. Комедия с успехом расходилась в виде списков среди читающего населения, но впервые она была опубликована только в 1833 году, после прошения министра Уварова к царю. Самого писателя к тому времени в живых уже не было.

    Анализ произведения

    Основной сюжет комедии

    Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

    Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий - друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения - женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

    Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

    В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

    Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

    Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

    Герои комедии «Горе от ума»

    Это главный герой комедии Грибоедова. Он потомственный дворянин, во владении которого находится 300 - 400 душ. Чацкий рано остался сиротой, а поскольку его отец был близким другом Фамусова, с детства он воспитывался вместе с Софьей в доме Фамусовых. Позже ему стало скучно у них, и вначале он поселился отдельно, а после и вовсе уехал странствовать по миру.

    С детства Чацкий с Софьей дружили, но он испытывал к ней не только дружеские чувства.

    Главный герой в комедии Грибоедова не глупый, остроумный, красноречивый. Любитель насмешек над глупыми, Чацкий был либералом, который не желает прогибаться перед начальством и прислуживать высшим чинам. Именно поэтому он не служил в армии и не являлся чиновником, что для эпохи того времени и его родословной - редкость.

    Фамусов - мужчина в возрасте с сединой в висках, дворянин. Для своего возраста он очень бодр и свеж. Павел Афанасьевич вдовец, из детей у него единственная Софья, 17 лет от роду.

    Чиновник состоит на государственной службе, он богатый, но при этом ветреный. Фамусов без стеснения пристает к собственным служанкам. Характер у него взрывной, неугомонный. Павел Афанасьевич брюзглив, но с нужными людьми, он умеет проявлять должную вежливость. Примером тому является его общение с полковником, за которого Фамусов желает выдать замуж дочь. Ради своей цели он готов на все. Подчинение, раболепие перед чинами и низкопоклонство для него характерны. Также он дорожит мнением общества о себе и своем семействе. Читать чиновник не любит и образование не считает чем-то очень важным.

    Софья - дочь богатого чиновника. Симпатичная и образованная в лучших правилах московского дворянства. Оставшись рано без матери, но находясь на попечении гувернантки мадам Розье, она читает французские книги, танцует и играет на фортепиано. Софья девушка непостоянная, ветреная и легко увлекающаяся молодыми мужчинами. При этом она доверчивая и очень наивная.

    В ходе пьесы видно, что она не замечает того, что Молчалин ее не любит и находится с ней рядом из-за собственных выгод. Отец называет ее срамницей и бесстыдницей, сама же Софья считает себя умной и не трусливой барышней.

    Секретарь Фамусова, который проживает у них в доме - это холостой молодой мужчина родом из очень бедной семьи. Свой дворянский титул Молчалин получил лишь в ходе службы, что в те времена считалось допустимым. За это Фамусов периодически называет его безродным.

    Фамилия героя, как нельзя лучше, соответствует его характеру и темпераменту. Он не любит разговаривать. Молчалин ограниченный и очень глупый человек. Он ведет себя скромно и тихо, почитает чины и старается угодить всем, кто находится в его окружении. Делает это исключительно из выгоды.

    Свое мнение Алексей Степанович никогда не высказывает, за счет чего окружающие считают его вполне симпатичным молодым человеком. На самом деле, он подлый, беспринципный и трусливый. В конце комедии становится ясно, что Молчалин влюблен в служанку Лизу. Признавшись ей в этом он получает порцию праведного гнева от Софьи, но характерное для него лизоблюдство, позволяет ему остаться на службе у ее отца и дальше.

    Скалозуб — второстепенный герой комедии, он безынициативный полковник, который хочет стать генералом.

    Павел Афанасьевич относит Скалозуба к категории завидных московских женихов. По-мнению Фамусова, богатый офицер, имеющий в обществе вес и статус — хорошая партия для его дочери. Самой Софье он пришелся не по душе. В произведении образ Скалозуба собирается по отдельным фразам. К речи Чацкого Сергей Сергеевич присоединяется со вздорными рассуждениями. Они выдают его невежество и необразованность.

    Служанка Лиза

    Лизанька — обычная служанка в фамусовском доме, но при этом занимает достаточно высокое место среди других литературных персонажей, и ей отведено достаточно много различных эпизодов и описаний. Автор подробно описывает, что делает Лиза и что и как она говорит. Она заставляет признаваться в своих чувствах других героев пьесы, провоцирует их на определенные поступки, подталкивает к различным решениям, важным для их жизни.

    Господин Репетилов появляется в четвертом действии произведения. Это второстепенный, но яркий персонаж комедии, приглашенный на бал к Фамусову по случаю именин его дочери Софьи. Его образ - характеризует человека, который выбирает легкий путь в жизни.

    Загорецкий

    Антон Антонович Загорецкий - светский кутила без чинов и почестей, однако умеющий, и любящий быть приглашенным на все приёмы. За счёт своего дара - быть угодным «ко двору».

    Спешащий побывать в центре событий, «как бы» со стороны, второстепенный герой А.С. Грибоедова, Антон Антонович, собственной персоны, оказывается приглашенным на вечер в дом Фаустувых. С первых же секунд действия с его персоной становится ясно - Загорецкий - тот ещё «кадр».

    Мадам Хлестова - также один из второстепенных персонажей комедии, но всё же её роль весьма колоритна. Это женщина уже преклонных лет. Ей от роду 65. У неё есть собачка-шпиц и темнокожая служанка - арапка. Хлестова в курсе последних сплетен двора и охотно делится собственными историями из жизни, в которых легко рассказывает о других персонажах произведения.

    Цитаты из комедии

    «А судьи кто?» Чацкий

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно » Чацкий

    «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца» Фамусов

    «Да умный человек не может быть не плутом»

    Композиция и сюжетные линии комедии

    При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй - образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

    В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается.

    Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

    Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

    В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

    Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

    В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” автор передаёт своё отношение к героям,через говорящие фамилии и имена. Цитаты героев дают полную характеристику их образов.

    Фамусов Павел Афанасьевич -фамилия образована от fama-молва и famous-знатный,Павел это маленький,а Афанасий-бессмертный.Получается -знатный дворянин,опасающийся молвы,маленький человек,которой всегда будет.

    Тип чиновников,живущих чужим мнением,боящихся молвы.

    Вдовец,воспитывал дочь один:”Свободен, вдов, себе я господин.”Знатный дворянин-“.Как все московские, ваш батюшка таков”,”чинуша”,богат:”Кто беден, тот тебе не пара.”Боится сплетен и завит от мнения окружающих:.Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!”Ну как не порадеть родному человечку!”-пристраивает родню на “хлебные места”.

    Беспринципен,важна только цель,а все средства хороши для него:”Низкопоклонник и делец.”Распущенный,необразованный барин:”Ученье – вот чума, ученость – вот причина” Сумасброд “Ведь полоумный твой отец.” и чинопоклонник “сударь отец, вы, страстные к чинам.”

    Софья Павловна Фамусова-Софья-мудрая,Павловна-маленькая,Фамусова-связана с молвой.

    Смысл имени-мало мудрая девица,распускающая слухи,молву.

    Софья-молодая,привлекательная московская дворянка:”вы расцвели прелестно,неподражаемо, и это вам известно”,богатая и “завидная невеста”:В угодность дочери такого человека”.Получила домашнее образование:”уж об твоем ли не радели,Об воспитаньи! с колыбели!”Следует моде,”.

    Всё по-французски, вслух, читает запершись” и любит музыку:”И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.”Наивная,недалёкая и непостоянная девушка:”Я очень ветрено, быть может, поступила, И знаю, и винюсь; но где же изменила?”Не робкого десятка,решительная:”.

    Однако о себе скажу, Что не труслива.”Ведёт себя неподобающим образов,чем вызывает гнев отца:”Дочь, Софья Павловна! страмница!”

    Молчалин Алексей Степанович -молчащий постоянно человек,Алексей -помощник,Степан-кольцо,венок.

    Значение имени-вечный помощник,который не имеет слова и перспектив,молчаливый и услужливый.

    “Он в доме здесь живет, великая напасть!”Незнатный молодой человек,без особого ума:”А чем не муж? Ума в нем только мало.”Осторожный,услужливый и мелкий человек:”Вон он на цыпочках” “Услужлив, скромненький.”Добивается всего через угоду:”Мне завещал отец:Во-первых, угождать всем людям без изъятья.”Скрытен,себе на уме:”Бог знает, в нем какая тайна скрыта”.Лживый,хитрый и двуличный:”Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!”Использует Софью,добиваясь положения в обществе:”Я в Софье Павловне не вижу ничего.”

    Чацкий Александр Андреевич-чадит,то есть своим мнением пугает окружающих,Александр-защитник людей,Алексей-мужественный.Значение имени-мужественный защитник людей,с прогрессивными взглядами на жизнь.

    Обратите внимание

    Молодой дворянин-“”- имел душ сотни три.- Четыреста, прошу понять”,образованный,очень красноречивый:”…Что говорит! и говорит, как пишет!..”Острый на язык и не скрывает своих взглядов:”На смех, того гляди, подымет Чацкий вас” Умный,с прогрессивными мыслями и идеями:”Остер, умен, красноречив”.

    Вольнодумец и мыслящий человек,говорящий правду и не терпящий обмана:”К чему обманывать себя мне самого” ,” он просто якобинец”.Патриота и вольнодумца отвергло общество и признало сумасшедшим: “Безумным вы меня прославили всем хором”.Благородный,человек чести:”Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

    Скалозуб- скалит зубы,зубоскал -постоянно угодливо смеётся,но глуп и не обладает интеллектом.

    Богатый дворянин,шагает по чинам:”полковник Скалозуб:И золотой мешок, и метит в генералы”.Внешне неплох,следит за модой и за своим внешним видом:”хрипун – это щеголеватый армейский офицер, который говорит хриплым басом”.Недалёкий и скучный человек:”Он слова умного не выговорил сроду”.

    Карьерист:”и метит в генералы.”Противник образования,не любит читать:”книги сохранят так: для больших оказий”.

    Лиза, Елизавета-божья помощь,непоседа и весёлого нрава. “Лизанька, служанка”в доме Фамусовых,крепостная.

    Лиза хорошенькая девушка,смешливая и бойкая:”Веселое созданье ты! живое!”

    Остра на язычок и правдива:”Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?Она к нему, а он ко мне”.Сообразительная и умеет выразить свои мысли:”Счастливые часов не наблюдают”.Не глупа,но старается быть скромной:”моего вы глупого сужденья.Не жалуете никогда”.Её нельзя купить,она не корыстна:”Вы знаете, что я не льщусь на интересы”,а любит она не за чины,а за человеческие качества:”А как не полюбить буфетчика Петрушу!”

    Характеристика Фамусова в «Горе от ума» Грибоедова (с цитатами) – Русская историческая библиотека

    В центре московского общества, изображенного в «Горе от ума» (см. полный текст, анализ и краткое содержание этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. (См. также статью Образ Фамусова.

    ) Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам.

    Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин.

    Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин, которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:

    «Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накопилось их; Дай волю вам – оно бы и засело, А у меня – что дело, что – не дело, Обычай мой такой:

    Подписано, так – с плеч долой».

    Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

    Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы.

    В противоположность Чацкому, который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности.

    Он ставит в пример (монолог «Вот то-то, все вы гордецы») своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –

    («Не то на серебре, на золоте едал;
    Сто человек к услугам; весь в орденах») –

    сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).

    «А дядя! Что твой князь, что – граф! Серьезный взгляд, надменный нрав! Когда же надо подслужиться,

    И он сгибался в перегиб».

    Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой.

    Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен.

    Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:

    «Как станешь представлять К крестишку иль к местечку,

    Ну, как не порадеть родному человечку».

    Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.

    Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

    Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:

    «В чтеньи прок-от не велик»,

    говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».

    В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:

    «Ученье – вот чума, ученость, вот – причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел и мнений». «…уж коли зло пресечь, –

    Собрать все книги, да и сжечь».

    Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,

    «За лишних в год пятьсот рублей
    Сманить себя другими допустила».

    Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами.