Изо урок презентация форма и строение предметов. §4 Элементы формообразования

ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Ц е л и: продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80 см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенки. Л и т е р а т у р н ы й р я д: русские народные загадки, стихотворения. Х о д у р о к а I. Организация учащихся. 1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку. У ч и т е л ь. Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к уроку. Он признался ножу: – Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.) Есть у вас рисовальных дел мастер – Яркий, классный?.. (Фломастер.) 2. С м а ч и в а н и е красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной краской, узнаем, что каждый предмет имеет какую­либо форму, и нарисуем солнышко.

III. Вводная беседа. 1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов. У ч и т е л ь. Каждый предмет имеет форму. По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи на различные геометрические фигуры. Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.) Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат. Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.) Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый». Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.) Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют форму круга. А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива. Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите, кто она? (Ель.) Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф… Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет? (Ответы учащихся.) Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет». О п и с а н и е. Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями – умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу. М а т е р и а л. У каждого учащегося два комплекта по шесть различных фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;

круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см) – всего 12 фигур. Р у к о в о д с т в о. Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших удачные и оригинальные изображения. 3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов. У ч и т е л ь. Все предметы имеют не только какую­либо форму, но и окрашены в разные цвета. Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг какого­то цвета – яркого или блеклого, темного или светлого. А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.) ЖЕЛТЫЕ СТИХИ Поливали канарейки Желтый луг из желтой лейки. Ты не веришь? И не верь! Побеги и сам проверь! – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые бывают исключительно только желтого цвета. ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ Стихи совсем зеленые, Зеленые они… Окно и дверь балконную Пошире распахни! Пусть в комнату врывается Зеленый аромат, Зеленым одеваются И лес, И луг, И сад. Все, все растет зеленое В зеленый месяц май, Открой же дверь балконную И тоже подрастай. – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые мы можем встретить только зелеными. СИНИЕ СТИХИ Небо в речку упало

И немножко полиняло. Полиняло? Полиняло! Речка тоже синей стала, Как цветок Василек, Как у мамы Платок. – Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира, которые нам известны не иначе как синего цвета. Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и т. д. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в сопоставлении и обобщении предметов по цвету). О п и с а н и е. Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какой­нибудь цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную цветовую гамму, подобрать товарищей. М а т е р и а л. Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на всех играющих учеников). Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а холодные удаляют. Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он добивается глубины пространства, воздушности и даже движения. 5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют». У ч и т е л ь. В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока

совсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас увидите и даже поучаствуете в их создании. Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темно­красный, красный, розовый, светло­розовый). По окончании составления картины учащиеся любуются гармонией красок. Будет вечером салют, Все смотреть его пойдут. Ярким праздничным букетом В небе звезды зацветут. М. Ивенсен 6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью. У ч и т е л ь. При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка, которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого предмета. Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные краски для получения желаемых оттенков. Вот тут­то нам и понадобится палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения светлых тонов, либо смешивается с какой­либо другой краской. Давайте попробуем сейчас этому научиться. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем рисовать солнышко. Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?

Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.) Шар воздушный, Золотой Над рекой остановился, Покачался на водой, А потом за лесом скрылся. В. Толоконников Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую­ то другую. (Ответы учащихся.) Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да, солнце желтого цвета. Но всегда ли? Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы учащихся.) Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком. А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все светлее, меняя цвет от желтого до светло­желтого? Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло­ желтое. Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя.

Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны. Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются. V. Этапы выполнения рисунка. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение, рис. 1.) К о н т р о л ь: предметы не касаются друг друга; между ними места меньше, чем вокруг них. 2. О п р е д е л е н и е формы предмета. Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис. 2.) 3. З а л и в к а контура цветом. Первый круг окрашиваем светло­желтой краской, для получения которой желтую краску на палитре разводим водой. Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения. Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с красной для получения оранжевого оттенка. Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.) VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его различными оттенками желтого цвета. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее Показывает на конкретный рисунок солнышка, четверостишие. комментируя его стихотворением.

1) Солнце ярко светит, Весело на свете. Тра­ля­ля, тра­ля­ля, Весело на свете. А. Ганчев 2) Стало ясно солнышко припекать, припекать. Землю, словно золотом, заливать, заливать. О. Высотская 3) Ярче, солнышко, сияй, К нам пришел веселый май. Туча, мимо проплывай. Н. Найденова 4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба земля­матушка, уроди, уроди! О. Высотская 5) Солнце светит спозаранку, Всей земле улыбку шлет. Мы выходим на полянку, Ручеек в лесу поет. 6) Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я. – Здравствуй, солнце, это я! К. Ибряев 7) Нам до солнышка добраться Нелегко, да, нелегко. Светит солнышко, смеется Высоко, да, высоко. 8) Солнышко­ведрышко, выйди из­за облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. 9) Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю­матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это … (солнце). 10) Ну­ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце.)

2. О б о б щ е н и е изученного материала. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я: – Что нового вы узнали на уроке? – Как можно получить краску нужного оттенка? – Зачем мы изучаем форму предмета? – Как вы сегодня использовали полученные знания? – В чем они помогли вам? – Что понравилось на уроке? – Где будете применять умения, которым научились? У ч и т е л ь. Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые рисунки. Смотрите, сколько солнышек у нас! Молодцы! 3. И г р а «Солнышко». Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше! Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все выше и выше обе руки; смотрят на руки. К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется! Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на месте.

Изобразительное искусство 5 класс

Тема: Рисунок. Анализ формы предмета.

Тип урока: комбинированный (рассуждение, практическая работа, игра-упражнение на закрепление темы урока)

Вид занятия: Изучение геометрических тел, фигур. Анализ формы предметов. Конструктивное построение.

Цель: Научить анализировать форму предметов, и на основе анализа выполнять конструктивное построение.

Задачи: Учиться внимательно рассматривать натуру, анализировать форму изображаемого предмета, переходить от плоского изображения к объёмному.

Развивать пространственное мышление, логику, умение сопоставлять, сравнивать, мыслить. Навыки построения предметов, графические навыки работы карандашом.

Воспитывать уважение к труду художника, усидчивость, внимание и трудолюбие, самокритичность.

Оборудование: для учащихся- альбом, графитный карандаш; для учителя- набор шаблонов геометрических тел, геометрических фигур, набор моделей геометрических тел. Рисунок-загадка (плакат).

Зрительный ряд: презентация темы, высказывания художников важности темы, детские работы.

Ход урока

    Французский художник Энгр часто повторял своим ученикам, что если бы он вознамерился повесить вывеску на дверь своей студии, он бы написал: «ШКОЛА РИСУНКА».

Давайте и мы с вами представим, что мы находимся в школе рисунка. Сегодня на уроке мы с вами научимся внимательно рассматривать форму предметов, анализировать её. Тема нашего урока «Анализ геометрической формы предмета».

Давайте рассмотрим таблицы,которые перед вами представлены. Во всех рисунках прослеживается тщательное построение и изучение натуры. Конструктивное построение. Поэтому без знания основ рисунка мы не сможем выполнить какую либо композицию, которая бы в дальнейшем привлекла внимание зрителя.

(демонстрация работы с ошибками)

а) Как вы считаете, почему эта работа не прошла отборочный тур, и не выставлялась? (не продумана композиция, не простроены элементы рисунка)

В какой бы вы технике не выполняли свою работу, главное это создание эскиза, наброска и конструктивного построения.

Рисунок – основа всего

    А теперь, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция).

Назовите геометрические фигуры представленные в таблице.

А какие вы знаете геометрические тела? (шар, куб,цилиндр, конус(полный и усечённый), пирамиды, призмы)

Назовите геометрические тела представленные в таблице.

На столе расположены геометрические тела, на доске – геометрические фигуры. Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур? (тела – объёмные, фигуры - плоские)

    Следующий этап нашего урока – решение задачи. На одной полке стояли геометрические тела, а на другой были расположены геометрические фигуры. Сейчас они все перемешались. Давайте расставим их по полкам. На первую – тела, на вторую фигуры. Объясните свои ответы.

    Сейчас мы переходим к практической работе. В ходе этой работы можно увидеть, как важно в изобразительном искусстве уметь правильно рассматривать и анализировать изображаемые предметы. Давайте проанализируем форму вазы. (на экране) Она составлена из геометрических тел или фигур? (фигур) Назовите их. Ваза смотрится плоской или объёмной? (плоской) Как превратить плоскую вазу в объёмную? (добавить элипсы)

    У меня в руках круглое блюдо. Если мы посмотрим на блюдо прямо, то видим круг, но если блюдо медленно опускать на плоскость, то зрительно круг как бы сужается. Закройте один глаз и карандашом (способом визирования), на вытянутую руку, обведите края блюда. Какую фигуру обвёл карандаш? (овал). Такое же сокращение круга происходит при построении вазы. (на экране)

    Что изменилось в изображении вазы? (она стала объёмной)

Из каких геометрических тел она состоит?

Рассмотрев геом.тела, геом.фигуры, перспективное сокращение круга, проанализировав форму вазы, ответьте на вопрос. Что значит выполнить анализ формы предмета?

(на экране)

    А теперь попробуйте сами придумать и построить эскиз вазы. Сначала составьте её из геометрических фигур, а затем превратите её в объёмную. Пусть это будет какая-то волшебная, не обычной формы ваза.

8 . Итог урока. Выставка –просмотр работ учащихся. Анализ.

Д.з. Составить из геометрических тел, фигур эскиз животного.

(на экране) Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная. И.Репин

На следующем уроке мы с вами будем рисовать с натуры натюрморт из геометрических тел. А тема сегодняшнего урока вам пригодится в дальнейшем на уроках изобразительного искусства, математики, в старших классах на уроках геометрии и черчения.

«Рисунок- это свеча, которую зажигают для того, чтобы не споткнуться во тьме»

«Программа Неменского по Изо» - Солонина Татьяна Николаевна. Предварительный вывод. Результаты диагностики 2005-2006 уч. год. 8аэ. 8 класс. 8гк. Школа №39. учитель ИЗО. Программа Б. Неменского. 8вк.

«ФГОС изобразительное искусство» - Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Скульптура. Структура учебного материала. Анималистический жанр. Музеи мира. Декоративно-прикладное искусство. Индивидуальность. Изобразительное искусство. «Виды художественной деятельности». Творчество. Алгоритм действий, практические работы. Различные виды изобразительной, декоративно - прикладной, художественно-конструкторской деятельности.

«Компьютерный рисунок» - Задачи: От французского crayon- инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки. Р. Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика. Г. Е. Родился в 1884 году в г.Ейске Краснодарского края. Тон. Цель: И. А. Т. Дмитрий Исидорович Митрохин- рисовальщик и иллюстратор. Гравюра. В.

«Урок ИЗО» - Губанов Денис. Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дымковская роспись». Примеры детских работ. Алексеева Алёна. Кузьмина Ксюша. Косухин Дёма. Степанова Екатерина. Урок ИЗО в 3 классе на тему: «Художник в цирке». Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Гжельская роспись». Губанов Станислав. Дизайн интерьера ». Использование ИКТ на уроках рисования.

«Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО» - Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО – мольберты. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации. Наличие выбора) Система оценивания. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.

«ИКТ на уроках ИЗО» - 1.Актуализация темы 2. Проведение урока с применением ИКТ 3.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Всего в теме 20 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

Главная задача при обучении рисунку - научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Для этого рассмотрим более детально строение предметов.

В физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту.

Не отвлекаясь на подобного рода объекты, перейдем к предметам реальным, окружающим нас повсюду, включая формы живой натуры.

Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид. Всякий предмет или объект в природе, от микрочастиц до гигантских космических тел, имеет определенную форму, и форма человеческого тела здесь не исключение. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем.

Эти два понятия - форма и объем - неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют. Для примера возьмем плоский предмет - лист бумаги, внешний вид которого характеризуют плоские очертания прямоугольной или обрывистой формы. Его объем будет определяться толщиной сечения, каким бы оно ни было тонким. Разумеется, этот пример применительно к рассматриваемой конкретной теме не совсем удачен. Было бы лучше, если бы лист бумаги был скомкан или ему была бы придана другая объемная форма. В этом случае предмет выглядел бы более выразительно. Возьмем книгу, внешние очертания которой при первоначальном рассмотрении имеют ту же форму, что и лист бумаги. Однако толщина книги вместе с общей площадью создают ее объем, делая этот пример более наглядным.

Объем предмета - это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину, даже в относительном их измерении).

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность. Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы (рис.1). Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме. Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрическую конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить не-сколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина - цилиндр, корпус - шар, основание ~ конус. Конструктивная форма двухэтажного дома ~~ прямоугольник, его крыша - трехгранная призма.

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. На рис.2, наглядно показаны изображения черепов животных, чьи сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости. Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.