Колыбелью культуры возрождения является. Предвозрождение

За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс - эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин "эпоха Возрождения"?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.

В переводе с итальянского термин "Ренессанс" - это название, созданное слиянием двух слов "снова" и "родиться". Поэтому понятия "Ренессанс" и "эпоха Возрождения" являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.

Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.

Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его "осенью Средневековья".

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.

Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс - это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.

Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс - это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин "Ренессанс" был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.

Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция - город купцов и богемы - дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.

До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс - это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

В некоторых источниках указан еще один период - Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это - весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс - эпоха Возрождения - заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются "Тайная вечеря" и "Джоконда". Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи "универсальным человеком", который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая "Сикстинская мадонна".

Ренессанс: литература

Литературный жанр претерпел большие изменения, которые принес Ренессанс. Литература эпохи Возрождения характеризуется обличением церкви, человек становится главным действующим лицом всех сюжетов. Уже немодно использовать библейские притчи и восхваления церковнослужителей. На первый план выходят отношения людей и их чувства.

Среди жанров становятся популярными новеллы и сонеты. Эти стишки в несколько строк вмещали в себя огромный смысл и эмоциональный посыл. Появились первые публицисты, пишущие о реалиях жизни в философском жанре. Большое значение приобретает драматургия. В эпоху Возрождения творили Шекспир и Лопе де Вега, которые до сих пор считаются величайшими представителями своего времени.

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Архитектура эпохи Ренессанса

Для архитектуры Возрождения характерно стремление к симметрии и соблюдению пропорций. В моду входят арки, купола и ниши. Архитекторы создают здания, которые словно парят в воздухе. Они, несмотря на свою монументальность, кажутся легкими и очаровательными.

Больше всего памятников эпохи Возрождения сохранилось во Флоренции и Венеции. Достаточно просто один раз взглянуть на собор Санта-Мариа-дель-Фьоре в городе купцов, чтобы понять все те идеи новой эпохи, которые вдохновили архитектора на создание подобного шедевра.

О Ренессансе можно говорить бесконечно долго. Этот период в истории человечества можно назвать одним из самых ярких и продуктивных. До сих пор творения многих представителей того времени современные искусствоведы изучают с большим трепетом и восхищением. Можно с уверенностью говорить о том, что деятели эпохи Возрождения опередили свое время на несколько столетий.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт.

«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Никколо Макиавелли

Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.

Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.

Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».

В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.

Ренессанс - это возрождение по-французски

Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный» , «возрождение».

В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».

*Жюль Мишле

И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.

В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.

Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.

Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.

Когда была эпоха Возрождения

В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время , по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.

Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.

Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.

Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.

Петрарка выступал за возрождение античной культуры , проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.

*Памятник Петрарке во Флоренции

И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.

Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:

  1. высокий уровень экономического развития;
  2. отсутствие четких границ между сословиями;
  3. культ равенства граждан перед законом;
  4. развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
  5. непосредственная связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой являлось частью национального прошлого (Флоренцию основал в 59 году до н.э. сам Юлий Цезарь).

Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.

С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.

Среди прочих называют:

  1. 1492 год, когда была открыта Америка;
  2. 1517 год, когда ;
  3. 1600 год, когда в Риме сожгли на костре скандального философа Джордано Бруно;
  4. Даже 1648 год, когда подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война, и началась качественно новая эпоха в истории Европейских государств.

Итальянское и Северное Возрождение

В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.

*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения

Ренессанс, и , как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу , но все же различия между ними существенны.

Итальянское Возрождение Северное Возрождение
Распространилось с середины XIV века Началось в XV веке на закате итальянского Ренессанса
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия
Обращение к идеалам античного мира Обращение к идеалам раннего христианства
Развитие идей светского мировоззрения Развитие идей религиозного обновления
Влияние античного искусства Влияние готического искусства
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человека Фокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы
Стремление к освобождению от церковных догм Стремление к совершенствованию церкви и ее учения

*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.

*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.

Этапы итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:

Главные достижения Ренессанса

Заключение

В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.

«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».

В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Эпоха (стиль) Барокко - как это было и как отразилось в искусстве Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью Что такое дифирамбы Апофеоз - что это значит во всех сферах Что такое классицизм в литературе, архитектуре и живописи Что такое утопия Вакханалия - что это такое и как сегодня используется этот термин Что такое баллада Реализм Что такое тоталитаризм и государства с тоталитарным режимом Что такое декаданс

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 10651

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Краткий путеводитель по идеям эпохи европейского Возрождения.

Ренессанс

История и особенности

В течение двухсот лет Европа стала свидетелем удивительного возрождения живописи, скульптуры и архитектуры, эпицентром которого стала Италия. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда.

Характеристика

Итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно в области скульптуры и живописи. С начала 14-го века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа готическому стилю, итальянские мастера и мыслители стали вдохновляться идеями античных Греции и Рима, что прекрасно гармонировало с их желанием создать универсальный и благородный вид искусства и выразить настроение того времени.

Гуманизм

Прежде всего, искусство того времени было обусловлено философским понятием «гуманизм», основанном на имеющихся достижениях (например, демократических).

В изобразительном искусстве гуманизм выступает за:

  • Создание уникальной композиции вместо стереотипных и символических образов.
  • Больший реализм и внимание к деталям, что нашло отражения в развитии теорий линейной перспективы. Этот подход объясняет и почитание классических скульптур, и выход из моды византийских работ.
  • Упор на развитие и продвижение добродетельного действия. Ведущий теоретик искусств того времени Альберти (1404-1472) заявлял, что «счастье не может быть достигнуто без добрых, справедливых и праведных дел».

Причины

До сих пор неясно, что послужило причиной такого изменения в искусстве. Хотя темные века для Европы закончились и христианская церковь в 12-13 веке испытала перерождение, в 14-ом веке случились серьезные проблемы с урожаями, эпидемия чумы и война Англии с Францией. Поэтому причиной прорыва в творчестве, безусловно, послужил целый ряд факторов и исторических событий.

Положительные тенденции развития наблюдаются в то время в Италии. Венеция и Генуя богатели на торговле с Востоком, а Флоренция стала центром ювелирного искусства, производства шерсти и шелка. Процветание постепенно приходит и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание союза Ганзы.

Распространению новых идей способствует изобретение книгопечатания, что, в некоторой степени, отражает нетерпение из-за медленного прогресса после тысячи лет культурного и интеллектуального голода, стремление к повторному рождению.

Слабость церкви

Шаткое положение церкви дало дополнительный импульс к развития. Это приводит к подъему гуманистических воззрений и побуждает духовенство к украшению храмов и церквей, сотрудничеству с архитекторами и скульпторами. Реакция на подобное изменение, известная как контрреформация, продлилась до конца шестнадцатого века.

Развитие

Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.

Эпицентр

В дополнение к статусу самой богатой торговой нации, Италия имела в своем распоряжении огромное число классических работ и артефактов. Примеры римской архитектуры и скульптуры, а также древнегреческие работы находились почти в каждом городе страны. Кроме того, падение Константинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Все эти факторы объясняют, почему именно эта страна стала центром европейского Возрождения.

В Северной Европе ренессанс характеризуется достижениями в представлении света, его распространения и отражения, что находит отражение в портретной живописи и натюрмортах . Связано это отчасти с тем, что большинство художников северного Возрождения использовали масляные краски в начале 15-го века, предпочитая их темпере или фреске, которые (по многим причинам, в том числе климатическим) все еще являлись предпочтительными и популярными в Италии.

В религиозном искусстве того времени доминирует изображение апостолов и членов Святого Семейства, которые изображаются как живые люди. Их позы и окружение выражают реальные человеческие эмоции. Также пользуются популярностью сюжеты и истории из классической мифологии, иллюстрирующие идеи гуманизма.

Тициан .

Стоит отметить и то, что статус профессии художников и скульпторов переходит на новый уровень, ведь теперь создание картин и скульптур требует мыслительных подготовки и серьезной техники.

Галереи

Следующие итальянские галереи имеют значительные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения:

  • Галерея Уффици.
  • Дворец Питти.
  • Музеи Ватикана.
  • Галерея Дориа-Памфили.
  • Каподимонте музей.
  • Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

Заключение

Основной вклад итальянского Возрождения в историю искусства можно обозначить как продвижение классических античных идеалов, что вылилось в классическое развитие западной живописи и скульптуры. Хотя современные художники и исследуют новые формы искусства, для запада основной моделью остается греческая античность и ее интерпретация в виде Ренессанса.

Эпоха Возрождения обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб