Позднее возрождение. Презентация "искусство возрождения" Что означает «Венецианская школа»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Венецианская школа живописиУчитель МКОУ Бондаревская СОШ Пономарева Наталья Николаевна Джованни БеллиниДжованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Портрет дожа Леонардо Лоредана ]Портрет дожа Леонардо Лоредана был официально заказан Беллини как художнику Венецианской республики. В этом произведении дож изображен почти фронтально – вопреки существовавшей традиции изображать лица портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах. Алтарь Святого Иова У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, - музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними - святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, по крытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия». Джорджоне.Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510)Ещё один представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Он первым из итальянских живописцев в религиозных, мифологических и исторических картинах ввёл пейзаж, красивый и поэтический ЮдифьЮди́фь, или Иуди́фь (ивр. ‏יהודית‏‎‎‎ - Йеhуди́т, женский вариант имениИуда, «хвала Иегове») - персонаж ветхозаветной второканонической«Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен Спящая Венерав этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Гроза. Главным персонажем этой картины выступает гроза. Задний план художник отвел блеску молниевидной стрелы, которая как змея блеснула в воздухе. Тут же справа и слева передний план отображает женскую и мужскую фигуры. Женщина кормит ребенка. На ней почти, что нет одежды. Картина полна многообразия. Живая природа дает о себе знать везде http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhordzhone-g ТицианТициан «Автопортрет» (около 1567)Тициа́н Вече́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции.Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна.В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. Первыми работами Тициана, выполненными совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты. Любовь Земная и НебеснаяСюжет картины до сих пор вызывает споры среди искусствоведов. По мнению венского историка искусства XIX века Франца Викгофа сцена изображает встречу Венеры и Медеи, которую богиня уговаривает помочь Ясону. По другой версии, сюжет заимствован из популярной в то время книги Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила».На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. По мнению С. Дзуффи, одетая девушка олицетворяет любовь в браке; на брак указывают цвет её платья (белый), пояс, перчатки на руках, миртовый венок, венчающий её голову, распущенные волосы и розы. На заднем плане изображена пара кроликов - пожелание большого потомства. Это не портрет Лауры Багаротто, а аллегория счастливого брачного союза.// Вакх и Ариадна Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, явился утешить Вакх. Тициан изображает момент первой встречи героев. Вакх выходит из лесной чащи со своей многочисленной свитой и устремляется к Ариадне, которая пугается его. В этой композиционно сложной сцене все персонажи и их действия объясняются античными текстами. Свита Вакха совершает свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, а сатир-малыш тащит за собой голову животного. Кающаяся Мария МагдалинаТициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ. Святой Себастьян«Святой Себастьян» - одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян - гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам. Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков «Се человек»Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент...1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена Тинторетто (1518/19-1594)Тинторетто «Автопортрет»Настоящее его имя – Я́копо Робу́сти. Был живописцем венецианской школы позднего Ренессанса.Родился в Венеции и прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Рано обнаружил способность к живописи. Некоторое время был учеником Тициана.Отличительными качествами его творчества были живая драматичность композиции, смелость рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок. Тайная Вечеря Картина была написана специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, где пребывает до настоящего времени. Смелая композиция картины помогла искусно изобразить земные и божественные детали. Сюжетом полотна является евангельский момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Действие происходит в бедной таверне, пространство её тонет в полумраке и кажется безграничным благодаря длинному столу. Паоло Веронезе аоло Веронезе роди лся в 1528 году в Вероне. В семье был пятым сыном. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. В 1553 году Веронезе занимался украшением Дворца дожей. В возрасте 27 лет был призван в Венециюдля украшения ризницы церкви им.Стасенко. В 1560 году Веронезе посещает Рим, где занимается росписью Вероники святой в селении Мазер близ Виченцы. В 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции, но сумел оправдаться и был принужден только исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин Оплакивание Христа Он сделал композицию лаконичной и простой, что усилило выразительность составляющих ее трех фигур: мертвого Христа, склоненной над ним богоматери и ангела. Неяркие приглушенные краски сочетаются в красивую гамму зеленоватых, лиловато-вишневых, серо-белых тонов, мягко переливающихся в светах и как бы угасающих в тенях.Веронезе написал Оплакивание» для церкви Сан Джованни э Паоло в Венеции между 1576 и 1582 годами. В первой половине XVII века его купил английский король Карл I. Впоследствии картину в церкви заменили копией работы Алессандро Варотари (Падованино).

С 1540 -х гг. начинается период позднего Возрождения. Богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Вся остальная Италия попала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями. Уже с XIII в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Влияние запада и Востока - византийская нарядность и золотой блеск, узорность мавританских памятников, фантастичность готических храмов.

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения. Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями. формирование особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока. Венецианское Возрождение также оказалось богатым на великих живописцев и скульпторов.

Представители Тициан (и в Высоком Возрождении) Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Корреджо, Андреа Палладио, Бенвенуто Челлини Из Высокого Возрождения – Микеладжело)

В отличии от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV века живопись была на первом месте. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фрески плохо сохранялись. Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. Так, Тициан создавал картины на мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты. В творчестве представителей Позднего Возрождения - Веронезе и Тинторетто произошел новый взлет монументальной живописи.

Джоржо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне (1477 -1510) прожил недолгую жизнь. Точно неизвестно его происхождение, нет конкретных сведений о годах ученичества у Беллини. Окончательно побеждает светское начало Рассчитан на длительное и спокойное созерцание, природа занимает все более решающую роль. Сюжеты его картин "Гроза", "Три философа" с трудом поддаются интерпретации. В 1510 году Джорджоне умирает от чумы.

"Юдифь", Эрмитаж Главную роль в творчестве Джорджоне играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Джорджоне считают родоначальником станковой живописи. Его манера оказала воздействие на живопись венецианской школы, получила развитие у его ученика Тициана. "Спящая Венера» 1507 г Первое изображение «наготы ради наготы»

Тициан Вечеллио (1476/77 - 1576). Учился у Джованни Беллини. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану На рубеже высокого и позднего возрождения В 1507 Тициан поступил в мастерскую Джорджоне. После его смерти Тициан закончил некоторые его картины и принял несколько его заказов, открыл свою мастерскую. Герои более утонченные, но могучи и полнокровны Мастер развивает реформу живописи, начал которую Джорджоне: художник отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. Мастер изображения обнаженного тела и чувственной красоты

В основе колорита Тициана - Золотистая цветовая гамма, которая строится на тонких оттенках цветов. Автопортрет "Венера Урбинская", 1538 г.

Мифологические сцены для "комнаты гипсовых отливок" Альфонсо д"Эсте в Кастелло (Феррара). Вакх и Ариадна 1522 -1523

"Кающаяся Мария Магдалина", 1560 -е гг. КОЛОРИТ – гармония различных цветов картины. «Портрет Карла V»

В Риме в творчестве Тициана появляются новые темы - драматизм борьбы, напряжение. Пишет картины по заказу папы Павла III, вызывает недовольство папы. вынужден поменять покровителя. Теперь он пишет для Карла V. Также получает заказы от испанского короля Филиппа II. В последние годы жизни преобладают настроения тревоги и разочарования. В религиозных картинах обращается все больше к драматическим сюжетам.

Якопо Тинторетто (1518 -1594). Настоящее имя Якопо Робусти. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского Возрождения. Художник тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие сюжеты. Если живописцы тяготеют к передаче времени, не имеющего начала и конца, то Тинторетто использует принцип передачи события. Специфика работ Тинторетто - суггестивность, динамика, пространственная многомерность

Паоло Веронезе (1528 -1588). Возможно, настоящее имя Паоло Калиари. На протяжении тридцати пяти лет Веронезе работал над украшением и прославлением Венеции. Колорит в произведениях Веронезе играет не самую важную роль. В отличии от Тициана, бывшего преимущественно станковистом, Веронезе - имел особый дар декоратора. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и плафонах художник применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные для рассмотрения картины снизу вверх.

Умение гармонично связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, пронизанных чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции Капра или "Ротонда" близ Виченцы; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560– 1570 гг. Самая знаменитая вилла "Ротонда" – первое центрально-купольное здание светского назначения.

Последняя четверть XVI в. для культуры Возрождения стала временем упадка. Творчество художников, которых называли «маньеристы» (от итал. маниеризмо - вычурность), а все направление - «маньеризм» , приобрело изощренный, вычурный характер. Венецианская школа живописи дольше других сопротивлялась проникновению маньеризма и сохраняла верность традициям Возрождения. Однако и ее образы становились менее возвышенными и героическими, более земными, связанными с реальной жизнью.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна


Что означает «Венецианская школа»

Венеция была одним из ведущих центров итальянской культуры. Она считается одной из главных итальянских живописных школ. Расцвет Венецианской школы относят к XV-XVI вв. «Жемчужина Адриатики» – причудливо-живописный город с каналами и мраморными дворцами, раскинувшийся на 119 островах среди вод Венецианского залива, – была столицей могущественной торговой республики. Это стало основой процветания и политического влияния Венеции, включавшей в свои владения часть Северной Италии, Адриатическое побережье Балканского полуострова, заморские территории. Она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.


Художественные принципы

В Венеции творили многие итальянские художники, объединённые общими художественными принципами.

Эти принципы: яркие колористические приёмы

владение пластикой масляной живописи

умение видеть жизнеутверждающий смысл природы и саму жизнь в её самых чудесных проявлениях.

Венецианцам были свойственны вкус ко всему неповторимому, эмоциональное богатство восприятия, восхищение физическим, материальным многообразием мира. В то время, когда раздробленную Италию раздирали распри, Венеция процветала и тихо плыла по глади вод и жизненного пространства, как бы не замечая всей сложности бытия или не задумываясь особо над ней, в отличие от Высокого Возрождения, творчество которого питалось мыслями и сложными исканиями.


Венеция дала миру таких замечательных мастеров, как Джованни Беллини и Карпаччо, Джорджоне и Тициан, Веронезе и Тинторетто… Их творчество обогатило европейское искусство столь значительными художественными открытиями, что к венецианской живописи эпохи Возрождения постоянно обращались художники более позднего времени от Рубенса и Веласкеса до Сурикова.

Джованни Беллини. «Священная аллегория». Масло. 1490.


С Венецией связан наивысший для Италии расцвет таких сугубо светских жанров, как портрет, историческая и мифологическая картина, пейзаж, сельская сцена .

Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа. 1510. Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса

Паоло Веронезе


Важнейшим открытием венецианцев стали разработанные ими колористические и живописные принципы. Среди других итальянских художников было немало превосходных колористов, наделенных чувством красоты цвета, гармонического согласия красок.

Но основой изобразительного языка оставались рисунок и светотень, четко и законченно моделировавшие форму. Цвет понимался скорее как внешняя оболочка формы, недаром, накладывая красочные мазки, художники сплавляли их в идеально ровную, эмалевую поверхность. Эту манеру любили и нидерландские художники, первыми освоившие технику масляной живописи.


Якопо Беллини

Особенности венецианской живописи складывались на протяжении долгого, почти в полтора столетия, пути развития. Основоположником ренессансной живописной школы Венеции был Якопо Беллини , первым из венецианцев обратившийся к достижениям наиболее передовой в то время флорентийской школы, изучению античности и принципов линейной перспективы .

Основную часть его наследия составляют два альбома рисунков с разработками композиций сложных многофигурных сцен на религиозные темы. В этих рисунках, предназначенных для мастерской художника, уже проступают характерные черты венецианской школы. Они проникнуты духом светской хроники, интересом не только к легендарному событию, но и к реальной жизненной среде.

Рождество Христово


Джентиле Беллини

Продолжателем дела Якопо был его старший сын Джентиле Беллини, крупнейший в Венеции XV века мастер исторической картины. На его монументальных полотнах перед нами предстает Венеция во всем великолепии ее причудливо-живописного облика, в моменты празднеств и торжественных церемоний, с многолюдными пышными процессиями и пестрой толпой зрителей, теснящихся на узких набережных каналов и горбатых мостиках.

Портрет Султана Мехмеда II. (1480 год, холст, масло).


Исторические композиции Джентиле Беллини оказали влияние на работы его младшего собрата Витторе Карпаччо, создавшего несколько циклов монументальных полотен для венецианских братств – Скуол. Самые замечательные из них – «История св. Урсулы» и «Сцена из жизни святых Иеронима, Георгия и Тифона».

Джентиле Беллини- Procession in St. Mark"s Square (Galleria dell"...


Сон св. Урсулы. 1495.

Галерея Академии. Венеция


Тициан (1488/1490-1576)

Тициа́н Вече́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции. Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна.

Тициан «Автопортрет» (около 1567)


В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них.

Стиль Тициана того времени очень похож на стиль Джорджоне, он даже дописывал за него картины, которые остались незавершёнными (Джорджоне умер молодым от свирепствовавшей в то время в Венеции чумы).

Известные картины того времени: «Цыганская мадонна» (около 1511), «Любовь земная и Любовь небесная» (1514), «Женщина с зеркалом»

«Цыганская мадонна


Кисти Тициана принадлежит много женских портретов и изображений мадонн. Они полны жизненной силы, яркости чувств и спокойной радости. Краски чисты и наполнены цветом.

Тициан. «Портрет дочери Лавинии». Масло. Конец 1550–х.


Тициан «Любовь земная и небесная». Холст, масло, 118х279 см. Галерея Богезе, Рим

Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарём Совета десяти Венецианской республики, она была его свадебным подарком невесте. Современное название картины начало употребляться 200 лет спустя, а до этого у неё были различные названия. О сюжете у искусствоведов нет единого мнения. На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину, и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. Крылатый амур играет с водой. Всё в этой картине подчинено чувству всепобеждающей любви и красоты.


Стиль Тициана вырабатывался постепенно, по мере изучения им работ великих мастеров Возрождения Рафаэля и Микеланджело. Его портретное искусство достигает расцвета: он был очень прозорлив и умел увидеть и изобразить противоречивые черты характеров людей: уверенность, гордость и достоинство, сочетавшиеся с подозрительностью, лицемерием и лживостью. Умел найти правильное композиционное решение, позу, выражение лица, движение, жест. Им создано много картин на библейские сюжеты.

Кающаяся Мария Магдалина .


Тициан «Се человек» (1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена

Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент...



В 1575 г. в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Закон предписывал сжигать тела умерших от чумы, но Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

На его могиле высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли – соперник Зевсов и Апеллесов»

Тициан «Пьета» (1575-1576). Холст, масло. 389х351 см. Галерея академии, Венеция


Джорджоне да Кастельфранко

Джорджоне да Кастельфранко прожил недолгую жизнь. Он умер тридцати трех лет во время одной из частых в то время эпидемий чумы. Его наследие невелико по объему: некоторые полотна Джорджоне, оставшиеся незавершенными, были закончены младшим товарищем и помощником по мастерской Тицианом. Однако немногочисленные картины Джорджоне должны были стать откровением для современников. Это первый в Италии художник, у которого светская тематика решительно возобладала над религиозной, определила весь строй творчества. Он создал новый, глубоко поэтический образ мира, необычный для итальянского искусства того времени с его тяготением к грандиозному величию, монументальности, героическим интонациям. В картинах Джорджоне перед нами предстает мир идиллически-прекрасный и простой, полный задумчивой тишины.


Джорджоне (1476/1477-1510) Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510 )

Искусство Джорджоне стало настоящим переворотом в венецианской живописи, оказало огромное влияние на современников, в том числе и на Тициана


Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем. Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне. В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.

Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.

Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что первоначально юноша смотрел на пейзаж, служащий фоном картины.

Портрет молодого человека. ок. 1510



Юдифь

Поклонение пастухов


С последним, завершающим периодом венецианского Возрождения связано творчество Веронезе и Тинторетто

П. Веронезе. «Росписи плафона зала Олимпа». Фреска. Около 1565

Венера и Адонис


Паоло Веронезе был наделен обостренным чувством прекрасного и настоящей влюбленностью в жизнь. На огромных полотнах, сияющих драгоценными красками, решенных в изысканной серебристой тональности, на фоне великолепной архитектуры перед нами предстает красочная, поражающая жизненной яркостью толпа – патриции и знатные дамы в великолепных одеяниях, солдаты и простолюдины, музыканты, слуги, карлики.

Картина написана в 1562-1563 гг. для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджор.



Якопо Тинторетто

Последний великий мастер Венеции XVI века, Якопо Тинторетто. Сложная и мятежная натура, искатель новых путей в искусстве, остро и болезненно ощутивший драматические конфликты современной действительности. Тинторетто вносит в ее трактовку личное, а нередко и субъективно-произвольное начало, подчиняя человеческие фигуры неким неведомым силам, которые разбрасывают и кружат их. Убыстряя перспективное сокращение, он создает иллюзию стремительного бега пространства, выбирая необычные точки зрения и причудливо изменяя очертания фигур. Простые, будничные сцены преображаются вторжением ирреального фантастического света. В то же время мир сохраняет у него грандиозность, полон отголосков великих человеческих драм, столкновений страстей и характеров.


Величайшим творческим подвигом Тинторетто было создание обширного, состоящего из двадцати с лишним больших настенных панно и множества плафонных композиций, живописного цикла в Скуола ди Сан Рокко, над которым художник работал почти четверть века – с 1564 по 1587 год.

По неисчерпаемому богатству художественной фантазии, по широте охвата мира, вмещающего в себя и вселенскую по масштабу трагедию («Голгофа»), и чудо, преображающее бедную пастушескую хижину («Рождество Христа»), и таинственное величие природы («Мария Магдалина в пустыне»), и высокие подвиги человеческого духа («Христос перед Пилатом»), этот цикл не имеет себе равных в искусстве Италии. Подобный величественной и трагической симфонии, он завершает вместе с другими работами Тинторетто историю венецианской живописной школы эпохи Возрождения.




Домашнее задание.

Выполнить анализ картины Тициана, Тинторетто или Веронезе. (по выбору)

Презентация «Искусство Венеции » поможет учителю мировой художественной культуры или истории проиллюстрировать рассказ о творчестве выдающихся венецианских живописцев: Джорджоне, Тициана, Веронезе и Тинторетто, которое отличается от искусства , и особым отношением к природе и живописной технике.

Искусство Венеции

Презентация, посвящённая искусству Венеции , содержит около восьмидесяти слайдов и рассчитана на использование отдельными частями. Каждая из этих частей посвящена творчеству одного из выдающихся венецианских живописцев. Я не случайно называю этих художников живописцами. Главное, что мне хотелось бы подчеркнуть – это особое отношение художников венецианского Возрождения к живописи . В отличие от Леонардо, Рафаэля и Микеланджело венецианские художники практически отказались от рисунка как основы произведения и краски стали для них основным средством создания образа. Не светотень, а именно различные оттенки цвета создают объём на их полотнах.

Джорджоне

Венецианских живописцев также отличает особое отношение к природе , которая перестаёт быть только фоном. Пейзаж играет особую, очень важную роль в большинстве их творений. В подтверждение можно привести одно из самых загадочных и до сих пор не прочтённых живописных произведений Джорджоне «Грозу». Главным героем этого полотна можно смело назвать именно природу.

«Пространство «Грозы» не менее глубоко, чем перспектива у Рафаэля, но его развитие не поставлено в зависимость от изображённой в ней «истории», а дано во всей полноте и одномоментности. Таким мгновением является здесь вспышка молнии, предшествующая грозе, и, хотя картина написана на библейскую и философскую тему …, её лейтмотивом остаётся природа. … Без этих двух фигур пейзаж потускнел бы, утратил своё значение … ибо природа раскрывает свои тайны лишь в процессе накопления опыта и его истолкования человеком. Именно эта глубокая, жизненная, иррациональная связь между природой и человечеством и составляет поэтику Джорджоне …»

Джулио Карло Арган. История итальянского искусства

Тициан

Интересно было прочитать описание процесса работы над живописным творением Тициана , которое приводит Дмитриева Н.А. в «Краткой истории искусств». Ученики художника вспоминают, как мастер не используя подмалёвка, накладывал на холст густой слой краски и сильными ударами кисти создавал рельеф будущих фигур. Краска уподоблялась пластичной глине. Тициан «лепил» фигуры цветом. Последние штрихи мастер наносил лёгкими ударами пальцев, втирая один тон в другой.

Веронезе

Наиболее типичным художником праздничной Венеции можно смело назвать Веронезе .

«Он был живописец, и только живописец, – зато уж живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своём искусстве тем великолепным простодушием, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее»

Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств»

Веронезе создавал огромные полотна с сотнями нарядно одетых, веселящихся венецианцев. По его картинам можно изучать модные тенденции Венеции 16 века. Героев библейских и античных мифов Веронезе одевал в роскошные наряды, в которых он видел своих современников. Интересно сравнить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и «Пир в доме Левия», (который вначале также назывался «Тайной вечерей»). После серьёзного «разговора» с инквизиторами художник изменил название своего творения, не пожелав вносить никаких изменений в содержание картины.

Тинторетто

Последним великим художником итальянского Ренессанса был Тинторетто . Его работы предвосхищают творчество мастеров барокко. Они наполнены экспрессией и динамизмом. Его герои находятся в стремительном движении, фигуры написаны в удивительных ракурсах. Композиция часто строится по диагонали, что всегда создаёт эффект движения. Павел Муратов в «Образах Италии» посвящает Тинторетто особую главу, в которой признаётся в любви к художнику и к его творениям.

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.:Искусство, 1988
  • Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004

Завершить разговор об итальянском Возрождении хочу интересным видео. У Венди Беккет свой оригинальный взгляд на искусство живописи.

Удачи!

С начала 16века Венеция
выдвигается в число важнейших
культурных центров Европы.

Джорджоне
(1476-1510)
34 года
Джорджо
Барбарелли да
Кастельфранко
родоначальник
искусства
Высокого
Возрождения.

Джорджоне реформировал
венецианскую школу подобно тому,
как это сделал Леонардо да Винчи в
Средней Италии. В Венеции он
выступил как новатор, не имевший
предшественников. В отличии от
мастеров 15 века, работавших
преимущественно по заказам церкви,
пишет исключительно картины на
мифологические и литературные
темы, портреты, вводит в живопись
пейзаж и изображение обнаженного
тела.

Из всех средств выражения, имеющихся в
распоряжении живописи, он отдавал
предпочтение цвету. В передаче
пространства он опирался не столько на
линейную, сколько на воздушную
перспективу, фиксируя тонкие переходы
цветов по мере удаления от глаз зрителя, а
в изображении объемных форм искал
цветовые отношения между освещенными
и затененными частями.
Благодаря этому его картины создают
ощущение воздушной среды,
обволакивающей и объединяющей все
предметы, а в изображении обнаженного
тела он умеет уловить его трепетность и
теплоту.

«Юдифь» 1504 -
единственная
находящаяся в России
картина Джорджоне.
Хранится
в Государственном
Эрмитаже.

К числу ранних картин художника
относится «Юдифь». В отличии от мастеров
Флоренции Джорджоне решает эту тему не
в героическом, а в лирическом плане. В
своей Юдифи он воплотил идеал чистой и
прекрасной женщины. Он изобразил ее не
в момент действия, но тогда, когда подвиг
уже совершен и она стоит, погруженная в
задумчивость, опираясь на
поблескивающий меч. Для создания
настроения художник тонко использует
эмоциональную выразительность цвета.
теплые тона одежды и тела Юдифи
выделяется на фоне синего неба и
холодных зеленных оттенков травы и
отрубленной головы Олоферна.

«Спящая Венера» 1510
картина венецианского художника Джорджоне,
написанная им незадолго до смерти.

Целомудренный и прекрасный образ античной
богини любви и красоты. Нежность овала
лица, поразительная чистота и плавность
линий, тонкость цветовых отношений,
строящихся на сопротивлении теплых тонов
тела, синевато- серых оттенков простыни,
густого винно-красного цвета ткани у
изголовья, контрастирующего с зеленью
травы и деревьев- все было новым в этой
картине, первой в большом ряду подобных
изображений в европейском искусстве.
Картина была закончена Тицианом, который
дописал пейзаж, а также изобразил у ног
Венеры купидона, впоследствии исчезнувшего
во время реставрации картины.

ТИЦИАН 1477-1576
99 лет
Тициа́н Вече́ллио
После смерти
Джорджоне
ведущим
мастером
венецианской
школы
становится
Тициан.

Если Джорджоне положил начало искусству
Высокого Возрождения в Венеции, то
расцвета оно достигает в творчестве Тициана.
Во многих отношениях он является
продолжателем Джорджоне. Так, в творчестве
его получили развитие введенные Джорджоне
сюжеты, заимствованные из литературы и
мифологии, а так же пейзажи и портреты. Как
и Джорджоне, он много писал нагое тело,
стремясь передать его трепетность и теплоту.
И все же характер искусства Тициана иной.
Свойственный произведениями Джорджоне
налет романтики и мечтательности сменяется
у него более земным, полнокровным
жизнерадостными чувством.

Композиции его богаче и
разнообразнее, в его зрелых
произведениях звучит величавый
пафос искусства Высокого
Возрождения. В еще большей
степени, чем Джорджоне, он делает
цвет главным организующим
началом в картине, причем в зрелых
работах приходит к новому
пониманию формы, строящейся не на
светотеневых, а на цветовых
отношениях.

«Любовь земная и Любовь небесная» (1514)
Это самая знаменитая и изысканная из
романтических сцен, написанных молодым
Тицианом.
Сюжет полотна допускает множество толкований. На
картине две необыкновенно похожих друг на друга
женщины (одна одета, а другая обнажена) сидят по краям
резного каменного фонтана. Фоном служит спокойный
пейзаж.

ОДНА ИЗ ВЕРСИИ: Герб в центре фонтана
(прямо над трубой из которой льется вода)
принадлежит известному чиновнику
Никколо Аурелио. Картина написана к его
свадьбе с Лаурой Багаротто. Женщина
слева, одетая в белое платье
символизирует невесту, а обнаженная
героиня- богиня любви Венера. Богиня
обращается к Лауре,словно желая
посвятить ее в тайны любви.
Но каким бы ни был замысел Тициана, ему
удалось создать произведение,
поражающее гармонией композиции,
лучащейся теплотой цвета и
удивительными контрастами.

Вакх и Ариадна 1520-1523

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис)
появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого
взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами.
Ариадна была только что брошена греческим
героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё
виднеется вдали. На полотне запечатлён момент
испуга Ариадны от внезапного появления бога. По
легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в
созвездие Корона, которое символически изображено
на картине (в небе над Ариадной).
Композиция разделена по диагонали на два
треугольника: один - неподвижное голубое небо, для
которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с
двумя влюблёнными и второй - полный движения
ландшафт в зелёных и коричневых тонах с
персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно,
что среди фигур, сопровождающих колесницу,
выделяется одна, очевидно, навеянная
скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной
незадолго до написания картины в 1506 году.

«Динарий кесаря»
1516 года
Ещё в конце XV века
Леонардо
противопоставляет в
своей Тайной
вечере человеческо
е благородство и
человеческую
низость. Тициан,
остро чувствовавший
своё время, не мог
не заметить эти
противоречия.

Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи,
недовольные разоблачениями со стороны Христа, решили
погубить его. Но испугавшись сами убивать Христа, решили
сделать это руками римлян. Для этого фарисеи придумали
хитрый план. Они подослали одного из фарисеев к Христу с
серебряной монетой - динарием.
Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя
картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне.
Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное
начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая
его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла
и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто.
Тему встречи двух противоположных миров, мира
возвышенных идеалов и реальной действительности,
словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь,
выразительный контраст тонкой руки Христа, которая
никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос,
и мощной руки фарисея, крепко сжавшей серебряный
динарий.

Портрет
папы Павла
III с
Алессандро
и Оттавио
Фарнезе
Впервые
написанного в
жанре
группового
портера.
1546 г.

Кающаяся Мария
Магдалина 1565
Полотно с
изображением Марии
Магдалины было
заказано Тициану в
середине 1560-х годов.
Для этой картины
художнику позировала
Джулия Фестина. Когда
картина была готова,
она была
показана герцогу
Гонзага, которому она
так понравилась, что он
заказал копию. После
этого Тициан сделал
ещё несколько копий,
меняя наклон головы и
положение рук
женщины, а также
пейзажный фон
картины.

Паоло Веронезе
1528-1588
60 лет
Паоло Веронезе
родился в Вероне. В
семье был пятым
сыном. Учился у
венецианского
художника Бадиле,
работал в Вероне
и Мантуе.
В 1566 г. женился на
дочери своего учителя
Антонио Бадиле. Умер
Паоло Веронезе от
воспаления лёгких в
Венеции. Был
похоронен в церкви
Святого Себастьяна.

Паоло Кальяри (Веронезе), Это был
необычайно одаренный художник - в
25 лет он уже прославился
росписями для венецианского Дворца
Дожей. Паоло быстро завоевывал
художественный Олимп Венеции,
демонстрируя в своих работах
богатство и гармонию красочной
палитры, безупречный рисунок,
прекрасное чувство композиции. Как
и большинство художников его
времени, Веронезе писал в основном
картины на религиозные и
мифологические сюжеты.

"Поклонение волхвов" 1573

Маленькая (45х34 см) картина это
уникальное произведение. Его можно
увеличить до размеров фрески, и оно
не потеряет своих художественных
достоинств. Веронезе воссоздал один
из самых значительных моментов
жизни Христа.
Оно было написано для церкви СанСильвестро в Венеции и оставалось
там, пока в XIX веке ее не
перестроили. «Поклонение волхвов» это не алтарный образ, картина
висела на стене нефа рядом с
алтарем братства святого Иосифа.

Трое явившихся с Востока волхвов, следуя за путеводной
звездой, отыскали Марию с Младенцем в Вифлееме. В
эпоху Возрождения художники и Веронезе в частности,
часто рисовали дом, в котором родила Дева Мария. Этот дом
выглядит как обветшалая постройка и символизирует
Ветхий Завет. Христос явился на землю, чтобы заменить его
на Новый завет. На картине видно, что этот «дом» пристроен
к развалинам величественного здания в классическом
стиле с триумфальной аркой на заднем плане - указание на
Рим. На переднем плане - волхвы со свитой. Помимо
евангельских персонажей Веронезе, как обычно, вводит в
сцену множество других участников, превращая совершенно
в своем стиле возвышенный акт поклонения Младенцу (то
есть признания Его Божественной природы) в пышное
празднество.
Доминирующей в картине диагонали, которую образует
льющийся с небес поток света с фигурками ангелов на нем,
«отзывается» другая, прочерченная под прямым углом к
этому лучу - из фигур волхвов. Мадонна с Младенцем
находятся на пересечении линий - замечательное и
уникальное композиционное решение.

«Брак в Кане Галилейской»

«Брак в Кане Галилейской» - картина по
мотиву известного евангельского сюжета о
превращении Иисусом воды в вино.
На картине изображено около 130 фигур,
среди которых позднейшая традиция
выделяла портреты известных правителей
эпохи Возрождения, таких как Карл
V, Франциск I, Сулейман
Великолепный, Мария I, и другие.
В образе музыкантов на первом плане
Веронезе запечатлел знаменитых
венецианских живописцев -
Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в
белых одеждах.
Картина была выполнена по
заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо
Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.

Одна из лучших и известных
работ живописца – «Триумф
Венеции», огромная картина
овальной формы, которая и по
сей день украшает потолок
Большого зала Совета во
Дворце дожей.
Сюжет работы величественен
и помпезен – небесный Ангел
коронует Венецию. Вокруг
главных героев расположены
фигуры людей, аллегорически
указывающие на все
добродетели Венецианской
республики, которые
обеспечивают её процветание
и славу.
Примечательны в работе два
момента – фигура ангела,
которая изображена в очень
сложно ракурсе, и цветовое
решение. Богатый цветовой
колорит присущий стилю
Веронезе в общем до сих пор
вызывает восхищение.

Тинторетто
(Якопо
Робусти)
1519-1594
75 лет

Тинторетто был сыном красильщика
шелка. Он не прошел обычного
обучения в мастерской живописца и
был самоучкой (искусствоведы
называют только одно имя учителяТициан, но проучился только
несколько дней.) Тинторетто с
большим рвением изучал творение
великих мастеров Возрождения
(Тициан и Микеланджело).

Чудо святого Марка
1547-1548

Скуола Гранде ди Сан-Марко, богатое и могущественное
объединение торговцев специями, также украшала свои
помещения сценами из жизни святых. Для нее
тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо
святого Марка», снискав свой первый безусловный успех.
Ко времени создания полотна в венецианской живописи
произошли существенные перемены. Тинторетто, младший
современник Джорджоне, Тициана и великих мастеров
Высокого Возрождения Центральной Италии, не только
усвоил их уроки («рисунок Микеланджело, колорит
Тициана»).
Именно в «Чуде святого Марка» (апостол освобождает
раба-христианина от пытки) исследователи обнаруживают
первое триумфальное проявление независимой ни от каких
влияний манеры Тинторетто.
Что касается особенностей живописного строя полотна, то
беспокойная игра неестественного света, с помощью
которой художник создает чудесную атмосферу, особенно
заметна при сочной и смелой палитре костюмов
персонажей.

«Распятие» (1565-1588)
Грандиозный размах дарования Тинторетто
проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. По
стенам и потолкам этого двухэтажного помещения
размещены громадные многофигурные
композиции, в которых ощущается подлинная
народная основа творчества Тинторетто.

«Распятие»-монументальная
композиция, изображающая толпы
людей,
смятенных
и
любопытствующих,
скорбных
и
торжествующих при виде распятия. У
самого подножия креста - группа
близких,
потрясенных
видом
открывшегося им страдания. И над
всем этим морем людей, в сиянии
зари высится крест с распятым
Христом, как будто простирающим
руки, охватывающие волнующийся,
беспокойный мир.

Происхождение Млечного Пути 1575-1580

Сюжет для своей работы взял из греческой
мифологии. Зевс захотел сделать
бессмертным своего сына Геракла,
рождённого от земной женщины. Для этого он
погрузил в глубокий сон свою жену,
богиню Геру, и приложил младенца к её груди,
чтобы тот смог напиться божественного
молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже
тогда отличавшийся невероятной силой, стал
сосать молоко так энергично, что причинил
Гере боль. Богиня оттолкнула младенца, капли
молока пролились на небо и превратились
в звёзды, из которых сложился Млечный
Путь. Капли же молока, упавшие на землю,
стали белоснежными лилиями.