Острые социальные проблемы в сказках салтыкова щедрина. Основные темы и проблемы сказок М

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


1. Проблематика сказок писателя.
2. Художественные приемы в сказках.
3. Сюжетная канва произведений.

Щедрин в своих сказках во главу угла ставит бедственное положение народа в царской России. Отсюда вытекает несколько основных тем: сатирическое описание правительственных верхов самодержавия («Медведь на воеводстве»); изображение жизни народных масс в царской России («Коняга»); обличение интеллигенции («Премудрый пескарь»); разоблачение собственников жизни («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Однако, несмотря на все изобличительную проблематику в сказках, в какой-то мере, показана тщетность народных апелляций. Коняга все равно, как бы ему не было тяжко, снова выйдет на работу. Но простой мужик остается непримиримым противником угнетения хозяев: «Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! легче нам пропасть с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»«(«Дикий помещик»). Получается, что в любом случае мужик и барин останутся непримиримыми врагами. Щедрин как раз и развенчивает иллюзии на счет социальной гармонии. Даже на необитаемом острове в «Повести о том, как...» мужичина должен подчиняться.

Все это создается с помощью художественных образов. И каждая сказка в результате становится живой и красочной картиной общества.

Слова и образы, воссозданные в произведениях, Щедрин заимствовал из сказок и легенд: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» («Дикий помещик»). Для их обработки он использует такие приемы как художественное преувеличение, иносказание, фантастика. Художественное преувеличение выражается в том, что простой мужик, словно волшебник, становится способным на большие подвиги. Например, кате в «Повести о том, как...»: «Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика... до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Фантастическое проявляется в том, что два генерала «по щучьему велению, по моему хотению» очутились на необитаемом острове».

Для иносказания Щедрин использует образы животных. Это сказочная традиция помогает сохранить натуру образов. Например, в одноименной сказке: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин».

Сближение персонажей с животным миром носит как иронический, так и тра-гический характер. Дикий помещик становится новым видом необыкновенного животного: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». А вот Коняга стал своеоб-разным символом трудяги-крестьянина. Сколько на бедном коне возят, пашут, а без него нельзя - семью не прокормить. Так и мужик «пашет» от зари до зари: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Сюжетами в сказках Щедрина становятся темы, которые ребром встают в той, современной, жизни. Например, неуместное, а подчас неоправданное кровопролитие. Так считают в «Медведе на воеводстве». О чем бы с Топтыгином 1-м «не заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли - он все на одно поворачивал: «Кровопролитнее... кровопролитнее... вот чего нужно»«.
Другой сюжет взят из пословицы: «Царь умен до тех пор, пока умный у него секретарь». Щедрин обыгрывает его в «Медведе на воеводстве»: «Осел в ту пору у него (Льва) в советах за мудреца слыл».
В «Карасе-идеалисте» показана попытка наладить гармонию в отношениях между людьми путем морального перевоспитания: «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить...». Однако попытка не увенчалась успехом, что Щедрин ловко обыгрывает в случайных движениях щуки. «Знаешь ли ты, что такое добродетель», - выдал свой последний козырь Карась. «Щука разинула рот от удивления. Машинально втянула она воду, и вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».

В сказках Щедрина не только добродетель, но и науки не приносят героям пользы. Так орел-меценат в одноименной сказке попытался наладить у себя просвещение, которое в итоге не дало положительных результатов: «Сие де послужит орлам уроком!»

Сюжетная тематика непременно захватывает и народную проблематику. Мало того, что простой мужик может просто не обращать на себя внимание, но он еще добровольно лезет в петлю. Так мужичина свил для себя веревку в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». «Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать». Или самоотверженный заяц в одноименной сказке сидит у волчьего логова словно на привязи: «Не могу, - говорит, - волк не велел» бежать.

В своих сказках Щедрин показывает беспросветный мрак и тяжкие условия, создаваемые самодуром-помещиком: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше... И земля, и вода, и воздух - все его стало!» («Дикий помещик»).

И все это доведено до абсурда в сказке «Дурак», где объясняется, что лучше ос-таваться дураком, чем осознавать весь ужас окружающей жизни. «Совсем он не дурак, - говорит проезжий, - а только подлых мыслей у него нет - от того он и к жизни приспособиться не может... А впрочем, несомненно, что настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью. Тогда он поймет».

И по концу сказки можно догадаться, что он понял всю подлость и гадость окру-жающей жизни: «Но от прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов. Он был бледен, худ и измучен... Пришел домой и замолчал». В этой не нормальной обстановке, в которой он жил, только ненормальное могло казаться нормальным».

Можно сказать, что заветной целью Щедрина было и оставалось освобождение угнетенной массы от любого вида рабства. И какие бы образы и идеи писатель не поднимал в своих сказках, все они для народа и о народе. Прошла эпоха отмены крепостного права, но вместе с этим не ушли накопившиеся проблемы, нашедшие отражение в сказках.

Образы из легенд и сказок, реальности и действительности помогают нам вос-становить ужасные, нечеловеческие, годы написания произведений. Каждый персонаж, взятый из жизни и воплощенный в сказке, представляется нам в виде определенного типичного образа. Ими Щедрин показывает ошибки своего времени. Надо всего лишь приглядеться и понять, что надо для народа, а не нам от народа.

«Сказка ложь, да в ней намек...», намек на ост-рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос-пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже-ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси-лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи-тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире-пые, невежественные правители народа и простые му-жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант-ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про-кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про-изведениях писатель выступает не только как защит-ник народных интересов. Он пытается внушить про-стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев-ший народ и неожиданно для самого себя без него оди-чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча-тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «...Вцепится в свою добычу, разорвет... ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери-альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири-ку иносказательно говорить о многих пороках обще-ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро-вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще-ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле-ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте-шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы-шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед-рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си-дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень-шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе-рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра-ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен-ности, гражданственности.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья...
Н.А.Некрасов

Тема цикла сказок (1869 - 1886) М.Е.Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества - семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа. Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы. В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости - вот главный идейный пафос сказок.

Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки. По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д. Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью. В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».

Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Поскольку в сказке «Повесть о том, как...» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов». Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними - ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки - «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами. Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася. Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором - позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку. Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному - Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д. Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.

Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр - литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой. По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных. Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла). Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму - Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы - народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски - просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей. Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.

Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл. 7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки. Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал). Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», - заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора - соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина - это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку - одним словом, художественное совершенство.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор переносит двух генералов и мужика на необитаемый остров и показывает, как этот самый мужик спасает от голода ничего не умеющих делать генералов.

Крепостнические пережитки до того «въелись в сознание правящего класса, что высокопоставленные чиновники уверены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда».

Вместе с тем Салтыков-Щедрин прославляет трудовое крестьянство, показывая, как умело мужик извлекает огонь из двух кусков дерева, как достает плоды с деревьев и из земли, как силком из собственных волос ловит рябчиков и так далее. Но наряду с этим Михаил Евграфович и осуждает бедных крестьян, упрекая их в беспрекословном подчинении угнетателям.

В сказке «Самоотверженный заяц» данное животное оправдывает свою покорность волку благородством и честностью.

А в «Здравомысленном зайце» звучит пародия на либеральных народников, отступившихся от революционных принципов и занявших уступительную позицию.

Главный герой сказки «Карась-идеалист» пытается договориться с хищной щукой, но та заглатывает карася. Здесь автор хочет сказать, что сама природа самодержавного строя является хищной и неспособной к перевоспитанию.

Другой проблемой, волнующей писателя-гражданина, является тема обывателя. Премудрый пискарь в одноименной сказке всю жизнь прячется в своей глубокой норе и дрожит. Только перед смертью его посещает мысль: «Что он сделал в жизни хорошего, кому помог?» И понимает: «Ничего не сделал и никому не помог, а жил по принципу: жил-дрожал и умирал-дрожал». Всем повествованием автор хочет сказать, что смысл жизни не в том, чтобы просто жить, а чтобы принести какую-либо пользу окружающим, обществу.

И совсем уж крик души автора слышится в сказке «Коняга». Читая о загнанной непосильной работой кляче, невольно представляешь русского мужика. Это ему выпало работать без устали день-деньской под палящими лучами солнца. Жизнь его «запечатлена клеймом бесконечности». В этой бесконечности снова и снова раздается: «Но, каторжный, н-но!» В этой фразе в качестве подтекста читается боль автора: «Доколе будете терпеть?»

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина имели огромное значение для общественности России. Об этом говорит даже цензор: «Его сказки – та же сатира, и сатира едкая…, направленная против общественного и политического нашего устройства». Не утратили они своего актуального звучания и в наши дни.

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 2/13/2018 2

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова. Щедрина М. Е. Задание к классу: - Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)? - Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста» ? Почему?

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Общие черты Сказки Салтыкова. Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова Сказки русского Щедрина народа Сатира Юмор Сарказм Гипербола Смешение категорий Победа добра над добра и зла злом Нет положительного Положительный героя Очеловечивание Уподобление человека животных животному

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве» , «Орелмеценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга» , «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал» , «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак» , «Христова ночь») Художественные особенности Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; гипербола - чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального