Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина Почему именно сказка стала вершиной.

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки “Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий

Помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), смирившиеся обыватели (“Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”), беспощадные и тупые властители (“Богатырь”, “Орел-меценат”) и, наконец, образ великого и многострадального русского народа (“Коняга”, “Баран непомнящий”, “Ворон-челобитчик” и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает “океан-море”.

И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком.

Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они “ничего не понимают”, они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина.

Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: “Не давши слова – крепись, а давши – держись!”, “Уши выше лба не растут”, “Моя хата с краю”, “Простота хуже воровства”. Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и так далее. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый.

Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

“Сказки” Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году.

Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.


(No Ratings Yet)


Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры - в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова - крепись, а давши - держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. д. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина - синтез его творчества.

урок литературы 10 класс

Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.

Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, открыть личностный, глубокий смысл прозы М.Е. Щедрина; показать значение сказок для русской культуры; активизировать и пополнить значения учащихся в области теории литературы; совершенствовать навык анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; побудить детей к самостоятельному анализу произведения; заинтересовать учащихся, вызвать любовь и уважение к «живому» русскому слову.

Стих - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался смех.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказка - ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Оборудование.

  1. Портрет писателя
  2. Таблица
  3. Оформление доски.

Высказывания.

«Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутимо и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». Н.В. Гоголь

«Щедринская сказка - результат подлинного творческого усвоения сатириком поэтических норм русской сказки, не стилизаторское использование уже готовых форм для воплощения тех или иных сатирических замыслов, а создание новых с известной опорой на эстетику и поэтику народных сказок». А.С. Пушкин

Аллегория - иносказание эзоповский язык.

Гротеск - тип художественной образности, основанной на фантастики, смехе, гиперболе, сочетание фантастического и реального, прекрасного и безобразного.

Фантастика - вымышленный, нереальный мир.

Особенности сказки общие черты:

  • сказочные события;
  • сказочные герои;
  • сказочные существа;
  • необычность обстановки;
  • особая манера повествования;
  • троекратный повтор;
  • постоянные эпитеты;
  • градация.

Структура сказки

Зачин

Сказочные события

Концовка

Присказка

Сказки (карточка)

«Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Богатырь», «Либерал», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Повесть о том, как газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист», «Коняга», «Здравомысленный заяц», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий».

Слово учителя

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова - Щедрина многие. Так в 1835 г.

Б.Г. Белинский иронизировал: «Ну - пошла наша народная литература! Сказка за сказкой! Только успевай встречать да провожать незваных гостей». В это время писали сказки Пушкин,

Жуковский, Ершов, Казак-Луганский (В. Даль), Одоевский. Наиболее близки по сатирической направленности сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки А.С. Пушкина «Сказка о коне и его...»

Сказки этих великих писателей представляют собой высшие образцы творческого использования фольклорно-сказочной традиции.

Вспомним. Что представляет собой жанр сказка? Особенности русских сказок.

(Сообщение учащихся)

Сказка - один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого и бытового характера это выдумка, интересная не только детям, но и взрослым.

Существует несколько видов сказки: о животных, волшебные и бытовые. Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

  1. сказочные события;
  2. сказочные герои, существа;
  3. необычность обстановки
  4. особая манера повествования

Сказка строится по-особенному: зачин, сказочные события, концовка, в сказке может быть присказка, которая вводит в сказочную атмосферу, помогает слушателю настроится на встречу со сказочным.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказка? (сообщения учащихся}

Вывод: В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории, он создает своеобразную малую «сатирическую энциклопедию для народа». Сборник сказок. «Сказки для детей изрядного возраста», по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир, побудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Учитель

Сказки - это итог многолетних жизненных наблюдений, в них сплетается фантастика и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов языка.

В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: знакомые образы правителей; трусливых, продажных либералов, обывателей, смирившихся перед реакцией; эксплуататоров- крепостников, образ великого русского народа -труженика, собирающего силы для борьбы за свое будущие.

Создавая сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А. Крылова, на традиции литературной сказки.

В итоге он создал оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетается фантастика с реальной злободневной политической действительностью.

В отличие от народных сказок, сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых, борьбу добра и зла. В сказках противостоят две силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик», эксплуататоры в образе хищников.

II! Какие группы сказок выделяют исследователи творчества писателя?

1) Сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.

Дан список сказок, знакомых вам, соотнести их к соответствующей группе?

  1. «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. «Либерал», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист».
  3. «Коняги», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий»
  4. «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц»

Слово учителя

Строгое тематическое разграничение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина провести невозможно, так как обычно одна и та же сказка наряду с главной темой затрагивает и другие. Почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя ее жизни привилегированных слоев обществ.

Вспомните сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Какие пороки обличает М.Е. Салтыкова-Щедрина? Что сближает ее с народной сказкой?

Используя форму народной сказки, фольклорные сказочные выражения, М.Е. Салтыков-Щедрин наполняет сказку социально-политическим смыслом. Он высмеивает не только глупых, беспомощных и жалких генералов, но и безропотно повинующегося им мужика. Писатель убежден, что народу нужно ясное осознание своей обездоленности, тогда он поднимается на борьбу за справедливость.

Слово учителя

  1. Анализ сказки

С жестоким постоянством преследовала цензура писателя. «Чего со мной не делали! - писал он. -И вырезали, и урезали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявили, что я - вредный, вредный, вредный». В борьбе с цензурой сатирик обращался к эзоповой речи.

Выражение «эзопова речь» - обозначает целую систему приемов, с помощью которых

писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

У Салтыкова-Щедрина «эзопова речь» - это не только отдельное слово или словосочетание, имеющее иносказательный смысл. Самая сказочная форма у него носит эзоповский характер, позволяет высказать далеко не сказочные, горькие истин, открыть читателям глаза на сложные вопросы общественно-политической жизни.

Сказки. «Дикий помещик»

I Краткий пересказ

  1. Какие черты сближают сатирическую сказку с народной?

Традиционный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве»;

типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению»;

Постоянные эпитеты;

Инверсия («туча черная, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»);

Троекратное повторение событий.

  1. Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке?

(Помещик читает реакционную газету «Весть», история отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права «Не стало житья мужику», «Освобожденные крестьяне», куда ни глянут все нельзя, да не позволено, да не ваше)

  1. Как показаны отношения помещика и крестьян?

Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «проедят» и решается выжить мужика, создает невыносимые условия жизни крестьян.

  1. К какому превращению приходит помещик в заключительной части сказки?

Полное одичание, превращение в человека медведя.

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ - созидатель материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры, русский мужик кормилец и помещик горечью проникнута сатира, посвященная народу.

  1. С какой целью автор применяет гротеск в сказке?

Гротеск показывает основную идею сказки: Россия живет трудом мужика, его заботами. Народ - созидатель духовных благ, без него наступит голод и одичание.

  1. Чем эта сказка отличается от народной?

В народной сказке нет определенного времени, в сказке Салтыкова-Щедрина есть приметы

несказанного, конкретного, через сказочную форму писатель намекает своим читателям, что он ведет речь о животрепещущих самостоятельных социальных проблемах своей страны.

  1. Сравните сказочные сюжеты «Повести о том, как …» и «Дикого помещика». В чем их сходство и различие?

У глупых генералов сработал инстинкт самосохранения, и они отыскали неизвестно как попавшего на остров мужика. Во второй сказке глупый и самоуверенный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь, мечтают избавиться от притеснений помещика. Дальнейшие течение сказки как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не отыскался мужик,они бы растерзали друг друга, одичали, озверели. В « Диком помещике» сатирик доводит до логического завершения свое сказочное исследование.

9. Какова цель сказки?

Побудить самосознание,показать отношение между помещиком и крестьянами.

При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)

VI Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Каждая сказка посвящена определенному жизненному явлению. Сказка написана в 1881-1882 г. после покушения народовольцев на Александра II (1 марта 1881 г.)

«Уж очень худое время наступает», - замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 г. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчика нарекаются «борцами с изменой» .

Салтыков-Щедрин в сатирическом очерке «Письма к тетеньке» писал: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, счета нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых ста ют какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут -они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ-куда хочешь. Всем как-то все равно».

Страшнее всего считал Салтыков-Щедрина малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции.

В эту мрачную пору сатирик берется напоминать своим современникам о человеческом достоинстве, о части и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Пересказ сказки.

  1. Объясните смысл заглавия, значения эпитета премудрый.

Безусловно, ирония, хотя вначале идет обычное сказочное повествование и пескаря автор называет умным («ума пала»)

Подберем синонимы премудрый - умный, мудрый, башковитый, толковый.

Антонимы - глупый, бестолковый, несообразительный.

Значит, заголовок выражает иронию, насмешку, даже язвительный тон.

  1. Какой завет оставил пескарь - отцу своему? («Гляди в оба») Что значит?

Это предостережение, напоминает о необходимости устраняться от жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о своем благополучие и соей сохранности.

  1. С какими пословицами перекликается этот завет? («С сильным не борись» , «Сила солому гнет», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «Моя изба с краю», «Хочешь жить - умей вертеться». Во всех этих пословицах проповедуется приспособленчество - мораль рабов. Конечно, следуя этим пословицам, можно легче прожить, но будет ли эта жизнь достойной?
  2. Какие наказы оставляли отцы своим сыновья - героям предшествующим литературных произведений?

Отец Гринева наказывал: «Береги честь смолоду».

Алексей Степанович Молчалин признавался:

Мне завещал отец:

Во-первых, убеждать все людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, где буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Отец Павлуши Чичикова наставляли его: «Больше всего беречь и кони копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

  1. К какому из этих заветов ближе всего завет старого пескаря?

Этот завет не похож ни на один. Конечно, не заботят старого пескаря вопросы чести и достоинства, не учит он сына ни раболебствовать, чтобы сделать карьеру, ни беречь копеечку - только об одном заботится отец: «Сохрани себе жизнь, ни во что не ввязывайся, думай только о себе».

  1. Какую жизнь провел пискарь, следуя этому завету? На что направлен ум пескаря?

Он сберег свою «распостылую жизнь» , но «ни друзей у него, ни родных; ни он у кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит.» Перед лицами смерти сатирик заставляет этого « мудрец» понять бессмысленность прожитой жизни.

Что за мысли посещают пескаря перед смертью? (чтение)

«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему прислать отвечать никому никто». В этих вопросах заложена положительная программа жизни. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь было прожита напрасно, впустую, зря. Это позднее прозрение особенно мучительно, потому что исправить уже ничего нельзя.

Какой важный нравственный урок содержана эта сказка?

Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть, сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Заполнить и проверить, сверить таблицы.

Прослушайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик»?

Плывешь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год?

Чуть-чуть не классик,

А все сидишь, как на мели.

Плыви, плыви, злодей-карасик,

Чуть плавниками шевеля:

Опять лениво заметался,

И что ты там ни говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,

По-прежнему угрюм и зол,

И вдруг узнал я, что от лени,

Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

А ты не плачь,

А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу,

И если хочешь повтори-

О встречи с бабкой или дедом,

Чтоб веселились пескари!

К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки и стихотворения? Обывателям, равнодушным.

Б. Ясенский «Заговор равнодушных»

«Не опасайся друга - он может только предать, не опасайся врага - он может только убить, бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и

убийства».

Как вы понимаете это высказывание?

Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

Можем ли мы согласиться с тем, что премудрые пескари безвредны?

Отметим общие черты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
  2. Всегда аллегоричны, в одних сказках действующими лицами оказывается животные, олицетворяющие определенные классовые отношения в современном обществе, в других гл. героями являются люди.
  3. В сказках умело сочетается достоверное с фантастическим, писатель переключает действия из мира животного в мир человеческих отношений, в результате звучит политическая острота, какой не было в народных сказках.
  4. Сказки построены на резких социальных контрастах.
  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, комическое преобладает, в других комическое переплетается с трагическим.
  6. Язык сказок народный, с использованием публицистической лексики.
  7. Сказки рисуют, раскрывают классовую борьбу в России 19 века, в эпоху становления

буржуазного строя.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе все проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме сказок, М.Е. Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Домашние задание.

Самостоятельно проанализировать сказки «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», страница учебника 188-193 в 16 стр. 193, написать сказку на современные темы, злободневные в наше время.


Уважаемые читатели! Все выложенные мной произведения не являются какими бы то ни ни было лирическими изысканиями или творческими трудами. Это тупо билеты по средневековой литературе, которые надо распространить для курса. Вот таким дурацкий способом. Администрацию прозары просьба не беспокоиться: как только экзамен закончится, вся эта галиматья будет удалена)

Сказка - один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки - это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои - представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных классов и социальных групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители различных социальных слоев - народ и дворяне. С едкой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев” один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “...весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные... ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен - трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности - даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе Сенька - собирательный образ крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей - народ, именно он - поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.

Тематика и проблематика "сказок" Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени. К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры. Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие. Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”). Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках - это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко. Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны. Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей. Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием - генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

Творчество С.-Щ. в 80-е гг. «Современная идиллия» Как сатирический роман. Проблематика и художественное своеобразие «Сказок» С.-Щ.
Последнее десятилетие в жизни и творчестве Салтыкова-Щед¬рина оказалось наиболее мучительным. Мучительным - в отноше¬нии физическом (писатель был тяжело болен) и в отношении нравственном: в стране господствовала жесточайшая реакция. В начале 80-х годов Салтыков-Щедрин публикует сатирический цикл «За рубежом». В 1881 - 1882 годах он печатает «Письма к тетеньке», касающие¬ся «исключительно современности». Вслед за «Письмами к тетеньке» Щедрин возобновил работу над «Современной идиллией». Замысел, возникший и частично реализованный еще в 1877-1878 годах, оказался теперь в высшей сте¬пени актуальным. Единый по замыслу, сюжету и композиции роман «Современная идиллия» показывает, как складывается личная судьба человека под влиянием «внутренней политики». В соответствии с духом времени герои романа, либеральничаю¬щие интеллигенты Рассказчик и Глумов, по совету Молчалина, реши¬ли «годить»: очистили письменные столы от бумаг и книг, отказались от чтения, «свободного обмена мыслей» и очень скоро, утратив «человеческий образ», превратились в «идеально-благонамеренных скотин». Злоключения и «подвиги» героев втягивают в орбиту их дейст¬вий массу лиц, типов, рожденных временем: «негодяи», квартальные надзиратели, адвокат Балалайкин, «штучка» купца Парамонова, нищие мужики, арендатор Ошмянский, меценат Кубышкин и многие другие. Известные фешенебельные ресторации и трактиры, увесели¬тельные заведения, полицейский участок, адвокатская контора, паро¬ход, усадьба Проплеванная, Кашинский окружной суд, редакция газеты «Словесное удобрение» и т. п. дают возможность писателю охватить самые разнообразные жизненные сферы, осветить многие острые проблемы жизни политической, социальной, экономической, нравственной. В «Современной идиллии» встает чудовищная картина нравственного растления общества под давлением «внутренней поли¬тики». «Негодяй» становится «властителем дум современности». Контрреволюция, уголовщина, беззастенчивое воровство, сбл а го-намеренность» раскрываются писателем как явления, обусловленные друг другом. Однако герои романа, пережив процесс «мучительного оподле-ния», потрясенные содеянным, почувствовали «тоску проснувшегося Стыда...». Сама природа человеческая не выдержала надругатель¬ства над нею «внутренней политики» и возопила о спасении. Политическая реакция наступала. В начале 80-х годов журнал «Отечественные записки» получил два предостережения, а в апреле 1884 года был закрыт. Щедрин пережил этот удар как личную трагедию.
Сказочный жанр и раньше привлекал внимание сатирика. Первые три сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокор¬мил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны еще в 1869 году. Некоторые сказки органично вошли в более крупные произведения: например, «Сказка о ретивом начальнике» в «Совре¬менной идиллии». Отдельные сказочные образы, особенно зоологи¬ческие уподобления, часто встречались уже в раннем творчестве писателя. Вообще фан¬тастика, свойственная сатире Щедрина, способность улавливать «жи¬вотные» проявления жизни обусловили органичность зарождения в его художественном сознании сказочного жанра. Самая безудержная фантастика в сказочном мире Щедрина пронизана реальным «духом времени» и выражает его. Под влиянием времени преображаются традиционные персонажи сказок. Заяц оказывается «здравомыслящим» или «самоотверженным», волк - «бедным», баран - «непомнящим», орел - «меценатом». А рядом с ними появляются не закрепленные традицией, художественно ос¬мысленные Щедриным как знамение времени образы вяленой воблы, премудрого пискаря, карася-идеалиста, чижика со своим горем и т. п. И все они, звери, птицы, рыбы, уже не люди, а скорее «очеловечен¬ные» животные, вершат суд и расправу, ведут «научные» диспуты, дрожат, проповедуют... Вырисовывается «какая-то фантасмагория», в мареве которой лишь кое-где проступают человеческие лица. Обобщенный образ народа с наибольшей эмоциональной силой воплощен в сказке «Коняга», отличающейся от других особой «высокостью» содержания. Высмеяв разговоры о мужике «пусто¬плясов», Щедрин, может быть, единственный из писателей-современ¬ников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, кре¬стьянского труда и даже деревенской природы. И жизнь, и труд, и природа открываются ему через вековечные страдания мужика и Коняги. В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание но глубокое понимание той безмерной трагической безысходности которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги. Казалось бы, речь идет о самом насущном: корм, борозда, работа, обожженные солнцем плечи, разбитые ноги. Но «нет конца работе», «нет конца полю», «никогда не потухнет этот огненный шар» солнца, «никогда не прекратятся дожди, грозы, вьюги, мороз...», «нет конца жизни»... Мера страданий народа, определяемая духовным, нравственным потенциалом самого писате¬ля, вырастает до вселенских масштабов, не подвластных времени. Трезвый мыслитель, Щедрин не может и не хочет «выдумывать» особой «сказочной силы», которая облегчила бы страдания народа. Очевидно, сила в самом народе. Мысль о необходимости пробуждения народного созна¬ния, поисков правды, нравственной ответственности человека за жизнь не подлежит сомнению и составляет пафос всей книги. Особое место в ней занимают сказки о правдоискателях: «Пу¬тем-дорогою», «Приключение с Крамольниковым», «Христова ночь», «Ворон-челобитчик», «Рождественская сказка» и др. В них раскрыва¬ется трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее. Знамена¬тельно, что в большинстве сказок правдоискатели имеют челове¬ческий облик и тем самым определяется мера человеческого начала в сказочном мире Щедрина,
Своего рода идейным заключением книги стала сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым», носящая исповедальный харак¬тер. Герой ее литератор Крамольников внутренне близок автору.

Тематика, художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами
современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» - газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик - никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.
Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «...хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный
в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость
помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик
стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..» В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «...только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!
- А почему так?
- А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»
Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элементб использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.
Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
- И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.
Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и нравов, присущих обществу.

В «Сказках для детей изрядного возраста » содержится критика самодержавия, они служат орудием борьбы с ним. В основу его порой нереальных и уродливо-комических образов заложен истинно народный взгляд на порядки и образ жизни правящего класса. Фантастика, присущая сказке, в союзе с гротеском становится настоящей хозяйкой написанных произведений Салтыкова-Щедрина. На такой основе определяется главное качество щедринского таланта – способность соединить в едином образе несоединимое.
Темы сказок многообразны и широки: писатель обличает не только безнравственность самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь» ), но и выступает против дворянского властолюбия («Дикий помещик» ). Подвергаются жесткой критике и высмеиванию взгляды сторонников либерализма («Карась-идеалист» ), против равнодушия и черствости чиновников направлена сказка «Праздный разговор» .

В книге представлены самые разные образы: от помещиков до царей. Автор показывает их беспомощность, глупость, высокомерие. К примеру, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» , используя едкую иронию, Салтыков-Щедрин говорит: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали ”. И мы понимаем, что пресловутые генералы – трутни, привыкшие жить чужим трудом и к тому же не отличающиеся умом. И не попади русский мужик вместе с генералами на остров, пропали бы бедняги с голоду. А мужик – умница. Все он умеет: и охотиться, и еду в пригоршне готовить. Не ропщет мужик, всем доволен: сам вьет веревку, которой его привяжут к дереву. Выбрав для себя кислое яблоко из собранных для генералов спелых, он радуется тому, что господа “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались” . Намек писателя понятен: помещики жестоко эксплуатируют труд крестьян. Все, что они имеют, отнято у народа, в том числе и свобода. Сказка отличается быстрой сменой событий, динамикой сюжета.

Идея сказки «Медведь на воеводстве» в том, что в бедственном положении народа виновен самодержавный строй в целом, а не отдельные его представители. Медведь бесчисленными погромами довел крестьян до крайности: они сажают его на рогатину и сдирают шкуру. Основной прием, используемый Салтыковым-Щедриным в сказках, аллегория. Символична расправа с Медведем. Так автор призывает народ к борьбе за свою свободу.

Еще одна сказка «Коняга» также поднимает тему народа и его покорности, нежелания бороться. От остальных сказок она отличается тем, что в ней нет движения. Сказка «Коняга» считается одним из самых мощных произведений, изображающих кабальное положение крестьянства в монаршей России. Собирательный образ коняги-труженицы олицетворяет закабаленный и бесправный народ. Трагедия миллионов мужиков нашла отражение в сказке. «Замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — такой предстает коняга перед читателями. В каждой строке читается сочувствие и скорбь о бесправном народе. Автор глубоко переживает, для него мучительно больно осознавать, что будущее и судьба народа подвластны правителям-самодурам.

С помощью фантастических элементов, иносказаний, приемов фольклора и сатирического гротеска Салтыков-Щедрин поднимает наиважнейшие политические проблемы и темы, касающиеся будущего страны. Являясь защитником передовых идеалов своего времени, сатирик выступает и защитником интересов народа. Он обогатил сюжеты народных сказок иным содержанием и придал жанру сказки воспитательный акцент, пропагандируя гражданские чувства и уважение к простому человеку-труженику. Произведения писателя актуальны и в наше время. Не зря через пятьдесят лет после появления «Сказок» величайший народный писатель М.Горький высоко оценил наследие Салтыкова-Щедрина, сказав: «Необходимо знать историю города Глупова - это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина - самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…»