Писатель мамин. Школьная энциклопедия

Непростая жизнь, полная лишений. Смерть близких, бедность, болезни. В биографии Дмитрия Мамина-Сибиряка много тяжелых, порой почти беспросветных страниц. Его долго не признавали, писатели с именем называли его произведения неинтересными и посредственными. Но он смог преодолеть себя, справиться с трудностями, взойти на писательский Олимп и даже получить негласное звание «голос Урала».

Его произведения актуальны до сих пор, его сказки читают современные дети. С помощью вымышленных персонажей:Комар Комаровича , Ёрш Ершовича , Храброго Зайца они учатся любить природу, уважать старших, быть добрыми, отзывчивыми и справедливыми.

Детство

Дмитрий Мамин, псевдоним Сибиряк к фамилии присоединился позже, родился 6 ноября 1852 года, в небольшом селе Висимо-Шайтан Пермской губернии (сейчас это поселок Висим Свердловской области). Его отец был заводским священником, мать растила четверых детей.

Отец Наркис Матвеевич очень любил книги, особенно классиков: Пушкина, Гоголя, Крылова. Хранились сочинения в сделанном на заказ коричневом шкафу со стеклянными дверцами. Для Маминых он был чем-то вроде члена семьи.

Дмитрий Наркисович вспоминает, что с детства читал серьезные произведения. Достать детскую литературу было трудно, поэтому покупка первой такой книжки стала для него настоящим событием. В автобиографичной повести «Из далекого прошлого» писатель напишет: «Как теперь помню эту детскую книжку, название которой уже позабыл. Зато отчётливо помню, помещенные в ней рисунки, особенно живой мост из обезьян и картины тропической природы. Лучше этой книжки потом я, конечно, не встречал».

Образование

До восьми лет Дмитрий был на домашнем обучении. Его жизнь ограничивалась территорией двора. За его пределы отпускали редко. Все изменилось с поступлением в заводскую начальную школу, появились новые друзья, увлечения. Учителя характеризовали мальчика как талантливого, интересующегося и увлеченного.

Средств на обучение в гимназии у родителей не было. Сына отправляют в Екатеринбургское духовное училище. Обучение там для Мамина-Сибиряка было мукой. В памяти остались телесные наказания, зубрежка. Затем Дмитрия зачисляют в Пермскую духовную семинарию, но молодой человек понимает, что по стопам отца он не пойдет и священнослужителем не станет. Он читает запрещенных Герцена, Добролюбова, Чернышевского, мечтает о преобразованиях в стране.

В поисках себя Дмитрий отправляется в Петербург. Он поступает в Медицинскую академию на ветеринарное отделение. В это же время посещает кружки революционеров, читает Маркса, участвует в политических дебатах. Делает это настолько ярко и убедительно, что полиция устанавливает слежку. Живет очень бедно. Снимает, крошечную, холодную комнату, экономит буквально на всем.

Через два года Мамин-Сибиряк понимает, что ветеринария не дело всей жизни, и переводится на юридический факультет. Но получить высшее образование не суждено. Серьезно заболевает отец, платить за обучение нечем, а у самого Дмитрия открывается туберкулез. Молодой человек летом 1877 года, после 6 лет столичной петербургской жизни, возвращается на Урал. Эти годы скитаний лягут в основу автобиографического произведения «Черты из жизни Пепко».

Творческий путь

Писать Дмитрий Мамин начинает еще в Петербурге. Тут же он понимает что литература – его призвание. Первые рассказы он подписывает фамилией Томский, но критики, в том числе и именитый Салтыков-Щедрин, не в восторге от трудов начинающего автора. Первый порыв – поставить точку в творческой карьере. Но Мамин решает не сдаваться и год за годом совершенствует мастерство: ищет свой стиль, литературные приёмы, образы.

Он печатается в петербургской газете «Русский мир», в журналах «Кругозор» и «Сын Отечества». Его небольшие рассказы «В горах», «Русалки», «Тайны зеленого леса» рассказывают об уральской природе, об уральском быте и жизни простых людей.

По-настоящему литературный талант Мамина-Сибиряка открывается, после возвращения в родные места. Болезнь отступает, но умирает отец. Дмитрий становится главой большой семьи. В поисках заработка он отправляется в Екатеринбург, устроиться на работу без образования тяжело. Молодой человек занимается репетиторством и быстро приобретает славу лучшего учителя в городе.

Пишет в основном по ночам, и скоро в знаменитых журналах Москвы и Петербурга появляются произведения никому не известного Дмитрия Сибиряка. В 1882 году выходит серия путевых очерков «От Москвы до Урала», рассказы «В худых душах», «На рубеже Азии». Герои книг – простые уральские рабочие, их жизнь очень реалистична. Много места на страницах отведено под описание природы. Об авторе заговорили в литературных кругах. Его сборники быстро распродаются. И уже некогда категоричный Салтыков-Щедрин с удовольствием печатает писателя в своих «Отечественных записках».

Первое крупное произведение «Приваловские миллионы» Дмитрий Наркисович подписывает двойной фамилией Мамин-Сибиряк, которая останется с писателем навсегда. Под ней автор напишет много произведений, самого разного жанра. Это романы «Горное гнездо», «На улице» и «Именинник», пьеса «Золотопромышленники», повести «Охонины брови» и «Братья Гордеевы». С рождением дочки Мамин-Сибиряк проявит себя и как детский автор. Его «Алёнушкины сказки» по праву считаются детской классикой.

Личная жизнь

Дмитрий Наркисович был женат дважды. Первый супругой стала Мария Алексеева. Пара сочетались браком практически сразу после возращения молодого человека из Петербурга на Урал. Брак просуществовал около десяти лет.

Второй был не таким долгим и продлился всего 15 месяцев. Жена, актриса екатеринбургского театра Мария Абрамова умерла при родах, подарив писателю дочку Аленушку. Девочка была очень слабой и врачи открыто заявляли, не выживет. Но отец буквально выходил малышку и в дальнейшем именно дочери посвящал все свои сказки.

Со второй женой Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург. Дальнейшая жизнь писателя проходит в северной столице. Хотя его сердце и душа по-прежнему неразрывно связаны с Уралом. Последние годы жизни известный автор тяжело болеет, кровоизлияние в мозг, вновь открывшийся туберкулез серьезно подрывают здоровье. Умер Дмитрий Мамин 15 ноября 1912 год, вскоре после своего 60-го юбилея.

В известных газетах и журналах появятся некрологи. Газета «Правда» напишет: « Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем". Похоронят писателя на Никольском кладбище Петербурга, рядом с супругой Марией Абрамовой. А на гранитном памятнике с бронзовым барельефом высекут слова "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".

Дочь Аленушка пережила отца на два года и умерла в 1914 году от чахотки в возрасте 22 лет. При жизни он успела распорядиться, чтобы дом отца в Екатеринбурге стал музеем.

В 50 годы 20 века прах семьи Маминых перенесен на Волковское кладбище Петербурга.

Наследие

  • В 2002 году учреждена литературная премия имени Мамина –Сибиряка. Её ежегодно вручают писателям, пишущим об Урале.
  • Улицы Мамина-Сибиряка существуют во многих городах России, в том числе Екатеринбурге.
  • Нижнетагильский драматический театр, библиотека в Челябинске также носят имя Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Дмитрий Мамин родился 25 октября (6 ноября н.с.) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе тогдашней Пермской губернии (ныне – поселок Висим Свердловской области, под Нижним Тагилом) в семье священника. Он получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Отец Мамина хотел, чтобы он в будущем пошел по стопам родителей и был служителем церкви. Поэтому в 1866 году родители отдали мальчика получать духовное образование в Екатеринбургское духовное училище, где он проучился до 1868 года, а затем продолжил учебу в Пермской духовной семинарии. В эти годы он участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки.

После семинарии Дмитрий Мамин весной 1871 года перебрался в Санкт-Петербург и поступил в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переводится на медицинское.

В 1874 году Мамин сдал экзамены в Петербургский университет. Около двух лет он проучился на естественном факультете.

В 1876 году он перешел на юридический факультет университета, но так и не закончил там даже курса. Мамин был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья. У юноши начал развиваться туберкулез. К счастью, молодой организм смог побороть тяжелую болезнь.

В студенческие годы Мамин занялся написанием небольших репортажей и рассказов в газеты. Первые мелкие рассказы Мамина-Сибиряка появились в печати в 1872 году.

Свои студенческие годы, первые непростые шаги в литературе наряду с острой материальной нуждой Мамин хорошо описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко», ставшим не только одним из лучших, ярких произведений писателя, но и отлично показавшим его мировоззрение, взгляды и идеи.

Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся к родителям на Урал. В следующем году умер его отец. Вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия Мамина. Для того чтобы дать образование братьям и сестре, а также суметь заработать, семья решила переехать в Екатеринбург. Здесь началась новая жизнь начинающего писателя.

Вскоре он женился на Марии Алексеевой, которая стала ему еще и хорошим советчиком по литературным вопросам.

В эти годы он совершает много поездок по всему Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с людьми, имеющими огромный жизненный опыт.

Два продолжительных выезда в столицу (1881-82, 1885-86) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

В 1881-1882 гг. появляется серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем его уральские рассказы и очерки появляются в изданиях «Устои», «Дело», «Вестник Европы», «Русская Мысль», «Отечественные Записки».

Некоторые из произведений этого времени были подписаны псевдонимом «Д.Сибиряк». Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

В этих творениях писателя начинают прослеживаться характерные для Мамина-Сибиряка творческие мотивы: шикарное описание грандиозной уральской природы (не подвластное никаким другим писателям), показывание ее воздействия на жизнь, человеческий трагизм. В произведениях Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы, взаимосвязаны.

В 1883 году на страницах журнала «Дело» появляется первый роман Мамина-Сибиряка — «Приваловские миллионы». Он работал над ним целых десять (!) лет. Роман имел большой успех.

В 1884 году в «Отечественных записках» выходит уже его второй роман - «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком славу писателя-реалиста.

В 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой. Вместе с ней он навсегда переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни.

Через год после переезда Абрамова умирает из-за тяжелых родов, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Смерть жены, которую он сильно любил, до глубины души потрясла Мамина-Сибиряка. Он очень сильно страдает, не находит себе места. Писатель впал в глубокую депрессию, о чем свидетельствуют его письма на родину.

Мамин-Сибиряк начинает снова много писать, в том числе для детей. Так он написал для своей дочери «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. «Аленушкины сказки» навсегда вошли в детскую классику.

В 1895 году писатель издает роман «Хлеб», а также двухтомный сборник «Уральские рассказы».

Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко»(1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

«Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!» , говорит Мамин в «Чертах из жизни Пепко». Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать.

В возрасте 60 лет 2 ноября (15 ноября н.с.) 1912 года Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.

В 2002 году, к 150-летнему юбилею писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, на Урале учреждена премия его имени. Премия присуждается ежегодно в день рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка - 6 ноября

В конкурсе могут принимать участие авторы, чьи работы продолжают литературные традиции классической русской прозы и поэзии, а также связаны с Уралом. Помимо золотой медали с изображением Мамина-Сибиряка, каждый лауреат получает 1 тысячу долларов. Председателем жюри премии является уральский писатель Владислав Крапивин.

Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. "Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом", - вспоминал Дмитрий Наркисович.

Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима. Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.

С 1860 по 1864 год Митя учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.

В книге воспоминаний "Из далекого прошлого" Д.Н. Мамин-Сибиряк описал свои впечатления от учения в бурсе. Рассказал он о бессмысленной зубрежке, телесных наказаниях, невежестве учителей и грубости воспитанников. Настоящих знаний в училище не давали, а учеников заставляли заучивать наизусть целые страницы из Библии, петь молитвы и псалмы. Чтение книг считалось делом недостойным "настоящего" бурсака. В бурсе ценилась только грубая сила. Старшие ученики обижали младших, жестоко издевались над "новичками". Мамин-Сибиряк считал не только потерянными, но и вредными годы, проведенные в училище. Он писал: "Нужно было много лет, много страшного труда, чтобы вытравить все то зло, которое вынесено мною из бурсы, и чтобы взошли те семена, которые были заброшены давным-давно родной семьей".

По окончании бурсы в 1868 году Мамин-Сибиряк поступил в Пермскую семинарию - духовное заведение, дававшее среднее образование. Семинария мало чем отличалась от бурсы. Та же грубость нравов и плохое преподавание. Священное писание, богословские науки, древние языки - греческий и латынь - вот что главным образом должны были изучать семинаристы. Однако лучшие из них стремились к научным знаниям.

В Пермской духовной семинарии в начале 1860-х годов существовал тайный революционный кружок. Преподаватели и семинаристы - члены кружка - распространяли революционную литературу на уральских заводах и открыто призывали к выступлению против хозяев. В то время, когда в семинарию поступил Мамин, кружок был разгромлен, были арестованы и исключены многие семинаристы, но подпольную библиотеку сумели спасти. В ней хранились запретные сочинения Герцена, работы , роман Чернышевского "Что делать?" и книги по естествознанию (Ч.Дарвина, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева). Несмотря на все преследования, в Пермской семинарии сохранялся дух свободомыслия, и учащиеся протестовали против лицемерия и ханжества. Стремясь получить знания, чтобы приносить пользу народу, Дмитрий Мамин ушел из семинарии после 4-го класса, не окончив ее: он больше не хотел быть священником. Но именно к пребыванию в Пермской духовной семинарии относятся его первые творческие попытки.

Весной 1871 года Мамин уехал в Петербург, а в августе 1872 года он поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Он был увлечен бурным общественным движением 1870-х годов, посещал революционные студенческие кружки, читал произведения Маркса, участвовал в политических спорах. Вскоре полиция установила за ним слежку. Жилось ему трудно. Приходилось экономить на всем: на квартире, на обеде, на одежде, книгах. Вдвоем с товарищем Дмитрий снимал холодную, неуютную комнату в большом доме, где жили студенты и городская беднота. Д.Н. Мамин сочувственно относился к движению народников-пропагандистов, но для себя выбрал другую дорогу - писательский труд.

В 1875 году в газетах "Русский мир" и "Новости" он начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание "подноготной" жизни, "умение распознавать людей и страсть окунаться в гущу повседневности". В журналах "Сын отечества" и "Кругозор" он публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях ("Старцы", 1875; "Старик", "В горах", "Красная шапка", "Русалки", все - 1876; "Тайны зеленого леса", 1877; роман "В водовороте страстей", авторское название "Виноватые", 1876, и т.д.).

Студент Мамин серьезно учился, много читал, слушал лекции, посещал музеи. Но, решив стать писателем, он осенью 1876 года, не окончив курс Медико-хирургической академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, считая, что ему необходимо изучить общественные науки, которые помогут лучше разобраться в окружающей жизни. В своих будущих книгах он хотел открыть людям Урал, рассказать о тяжелом труде заводских рабочих, о жизни золотоискателей и крестьян. Дмитрий Мамин перечитывает сочинения любимых писателей, много пишет, упорно работает над языком и стилем. Он становится газетным репортером и пишет короткие статьи по заданиям различных газет. Вскоре в петербургских журналах начинают появляться первые рассказы и очерки молодого писателя.

Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал рассказы. Его первое беллетристическое произведение "Тайны зеленого леса" напечатано без подписи в журнале "Кругозор" в 1877 году и посвящено Уралу. Зачатки таланта, знакомство с природой и жизнью края замечаются в этом произведении. Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Продолжая учиться на юридическом факультете, Мамин пишет большой роман "В водовороте страстей" под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Он отнес рукопись романа в журнал "Отечественные записки", который редактировал М.Е. Салтыков-Щедрин. Большим ударом для начинающего писателя была отрицательная оценка этого романа, данная Салтыковым-Щедриным. Но Мамин правильно понял, что ему недостает не только литературного мастерства, но, прежде всего, знания жизни. В итоге, его первый роман был напечатан лишь в одном малоизвестном журнале.

И на этот раз Мамину не удалось довести учебу до конца. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.

Оказавшись в родных местах, Дмитрий Наркисович собирает материал для нового романа из уральской жизни. Поездки по Уралу и Приуралью расширили и углубили его знание народной жизни. Но новый роман, задуманный еще в Петербурге, пришлось отложить. Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать образование братьям и сестре семья в апреле 1878 года переезжает в Екатеринбург. Но и в большом промышленном городе недоучившему студенту устроиться на службу не удалось. Дмитрий стал давать уроки отстающим гимназистам. Утомительная работа оплачивалась плохо, но учитель из Мамина вышел хороший, и скоро он приобрел славу лучшего репетитора в городе. Не оставил он на новом месте и литературной работы; когда не хватало времени днем, писал по ночам. Несмотря на денежные затруднения, он выписывал из Петербурга книги.

В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы, очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в 1882 году, вышел первый сборник путевых очерков "От Урала до Москвы" ("Уральские рассказы"). Очерки были опубликованы в московской газете "Русские ведомости", а затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Его произведения стали ближе к требованиям демократического журнала "Отечественные записки", и Салтыков-Щедрин уже охотно печатал их. Так, в 1882 году начинается второй период литературной деятельности Мамина. Его уральские рассказы и очерки регулярно появляются в "Устоях", "Деле", "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Отечественных Записках". В этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжелая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы" (1883), который в течение года печатался в журнале "Дело". Этот роман, начатый еще в 1872 году, - самый популярный из его сочинений в наши дни, был совсем незамечен критикой в момент его появления. Герой романа, молодой идеалист, пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем, чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов "общества", образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта сделали это произведение, наряду с другими "уральскими" романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

В 1884 году в журнале "Отечественные записки" появился следующий роман "уральского" цикла - "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Второй роман рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это - великолепная страница из истории накопления капитализма, остро сатирическое произведение о несостоятельности "магнатов" уральских горных заводов как организаторов промышленности. В романе талантливо изображен горный царек Лаптев, форменный вырожденец, "замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей литературе" по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман "Горное гнездо" и находящего, что "Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".

В задуманном как продолжение "Горного гнезда" романе "На улице" (1886; первонач. назв. "Бурный поток") Мамин-Сибиряк переносит своих "уральских" героев в Петербург, и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в "рыночном" обществе, где лучшие (наиболее "нравственные") обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе "Именинник" (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского - в "беллетристическо-публицистической", по его определению, форме. В 1885 году Д.Н. Мамин написал пьесу "Золотопромышленники" ("На золотом дне"), не имевшую большого успеха. В 1886 году он был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка "Уральские рассказы" (тт. 1-2; 1888-1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.

В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891). Он женится на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала не только женой и другом, но также и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт, и даже избирается гласным Екатеринбургской городской Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

С годами Мамина все больше занимают процессы народной жизни, он тяготеет к романам, в которых главным действующим лицом оказывается не исключительный человек, а целая трудовая среда. Большую известность приобрели романы Д.Н. Мамина-Сибиряка "Три конца" (1890), посвященный сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 года, "Золото" (1892), в жестких натуралистических подробностях описывающий сезон золотодобычи и "Хлеб" (1895) о голоде в уральской деревне в 1891-1892 годах. Подолгу работал писатель над каждым произведением, собирая огромный исторический и современный материал. Глубокое знание народной жизни помогло автору ярко и правдиво показать тяжелое положение рабочих и крестьян и с негодованием обличить богачей заводчиков и фабрикантов, присвоивших себе природные богатства края и эксплуатирующих народ. Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка "Братья Гордеевы" (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся во Франции) и "Охонины брови" (1892; о восстании Уральского заводского населения в эпоху Пугачева), а также легенды из быта башкир, казахов, киргизов ("Лебедь Хантыгал", "Майя" и др.). "Кряжистый", "сильный и смелый", по воспоминаниям современников, типичный "уральский человек", Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка - автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности "Черты из жизни Пепко" (1894), в котором рассказывается о первых шагах Мамина в литературе, о приступах острой нужды и моментах глухого отчаяния. Он ярко обозначил миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к грубой силе, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о "море печали и слез", где столько ужасов, жестокостей, неправды. "Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!" - говорит Мамин в "Чертах из жизни Пепко". Последние крупные произведения писателя - роман "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета "Правда" посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое революционное значение его произведений: "Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем". "Правда" высоко оценила заслуги писателя и в детской литературе: "Его влекла чистая душа ребенка, и в этой области он дал целый ряд прекрасных очерков и рассказов".

Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь писателя "Аленушку" - Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург). А в 1956 году прах и памятник писателя, его дочери и супруги, М.М. Абрамовой, были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища. На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".

"Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык..." - так писал Д.Н. Мамину-Сибиряку А.М. Горький.

Д. Н. Мамин-Сибиряк (Дми́трий Нарки́сович Ма́мин)
25.10.1852 – 02.11.1912

В поселке, окруженном со всех сторон зелеными, огромными, словно исполины, горами, стоящем вдалеке от Нижнего Тагила на самом водоразделе Европы и Азии 25 октября 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин. Родные зеленые горы, каменистые кручи, глубокие лога, горные ключики, чудный горный воздух, напоенный ароматами горных трав и цветов, и бесконечный шепот столетнего леса.… В этой чудной атмосфере прошло детство и юность Мамина-Сибиряка, одного из известнейших детских писателей нашей страны.

Однако, несмотря на окружающую красоту, жить в те далекие времена было не легко. Люди, населявшие поселок были в основном рабочие, в обществе царила нищета, временами голод и нечеловеческие условия работы.

Отец писателя Наркис Матвеевич Мамин был священником. Жили они семейством дружно, трудолюбиво и скромно. Отец заметно выделялся среди других священнослужителей широтой интересов, знал и любил русскую литературу. В доме Маминых была небольшая библиотека, с помощью которой родители привили своим детям любовь и уважение к литературе.

Вероятно, окружающая среда и любовь к литературе послужили тому, что рассказы Мамина-Сибиряка наполнены потрясающей красотой и любовью к природе, к простым людям, к прекрасному и необъятному Уральскому краю. Людям, впервые столкнувшимися с творчеством Мамина-Сибиряка читать его рассказы, повести и сказки будет приятно и легко. Еще при жизни писателя критика признавала несомненно яркое дарование писателя, глубокое знание уральской действительности, глубину психологического рисунка, пейзажное мастерство…

А как приятно читать сказки Мамина-Сибиряка, в них писатель готовит ребенка к будущей взрослой жизни, формирует в нем, через персонажей своих сказок, сильную и сочувствующую горю ближнего личность. Читаешь, и сердце радуется, согревается, умиротворяется. Сказки Мамин-Сибиряк писал тщательно и вдумчиво, по его глубокому убеждению детская книга – это тот фундамент, на котором строится нравственное здание человека, и от детских писателей во многом зависит насколько прочным будет это основание. Мамин-Сибиряк сказки создавал на протяжении длительного времени и вот, когда писателю было 45 лет (в 1897 году) вышел в свет сборник «Аленушкины сказки», которые издавали при жизни писателя почты ежегодно. Это и не удивительно, ведь писал Мамин-Сибиряк сказки для детей со смыслом, с любовью и красотою, чем и приобрел столь многочисленную читательскую аудиторию.

На нашем сайте Вы можете скачать сказки, рассказы и повести Д. Н. Мамина-Сибиряка в нужных Вам форматах.

Сказки Мамина-Сибиряка читать

Сказки Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.

Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, - так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети - наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.

Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.

Мамин Сибиряк Аленушкины сказки

Мамина-Сибиряка читать начинают с детского сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка - самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович - длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц - длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):

  • Скромность;
  • Трудолюбие;
  • Чувство юмора;
  • Ответственность за общее дело;
  • Бескорыстная крепкая дружба.

Аленушкины сказки. Порядок чтения

  1. Присказка;
  2. Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
  3. Сказка про Козявочку;
  4. Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
  5. Ванькины именины;
  6. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
  7. Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
  8. Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
  9. Умнее всех;
  10. Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
  11. Пора спать.

Мамин-Сибиряк. Детство и Юность

Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.

Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.

Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.

Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище - бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.

Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.

Мамин-Сибиряк. Первое произведение

Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая - работа над собственным языковым стилем, вторая - понимание жизни людей, их психологии.

Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.

Затем неприятности повалили одна за другой: болезнь и смерть любимого отца, многочисленные переезды, безрезультатные попытки получить всё-таки образование… Мамин-Сибиряк прошел через все испытания с честью и уже в начале 80-х на него упали первые лучи славы. Вышел сборник "Уральские рассказы".

Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель - Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.