Скачать презентацию на тему рахманинов. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

  • (1873 – 1943)
Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова многогранен.
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Семья
  • Годы учения в консерватории
  • Первые творческие успехи
  • Самостоятельная жизнь
  • Педагогическая работа
  • Дирижерская деятельность
  • Композиторская деятельность
  • Мировая война (1914  1918)
  • Революции 1917 года
  • Эмиграция
  • Список произведений
  • Последние годы жизни
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808  1881), был известен как автор салонных романсов. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте.
  • Семья
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался у педагогов Н.С. Зверева, А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского (композиция), С.И.Танеева. Среди произведений, написанных в годы учебы,  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, романсы, пьесы В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892  как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
  • Годы учения в консерватории
  • (1882 – 1892)
Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.
  • Первые творческие успехи
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 января 1892 года, он дает свой первый концерт, в котором выступает как пианист и как автор ряда произведений. Сезон 1982  93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.
  • Самостоятельная жизнь
  • Начало Третьего концерта
  • для фортепиано с оркестром
С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895  97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей.
  • Педагогическая работа
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра.
  • Дирижерская деятельность
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ.
  • Тема первой части второго концерта
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве.
  • Композиторская деятельность
Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина.
  • Мировая война (1914  1918)
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке.
  • Революции 1917 года
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.
  • Эмиграция
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне. Рахманинов  один из крупнейших музыкантов рубежа XIX  XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени. Список произведений
  • Оперы – Алеко (1893, Москва)
  • Скупой рыцарь
  • Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
  • поэма Колокола (1913)
  • для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.
  • для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
  • для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.
  • 2 сюиты для 2 фортепиано
  • хоры (с оркестром, с фортепиано)
  • хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
  • Всенощное бдение
  • романсы
  • транскрипции и переложения.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Памятник С.В. Рахманинову в Москве
  • «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире...»
  • С.В.Рахманинов

Слайд 2

Отец композитора Василий Аркадьевич Рахманинов
Мать – Любовь Петровна Рахманинова (урожденная Бутакова)
Сергею два года
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по н.ст.) 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия)
Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Слайд 3



Герб рода Рахманиновых
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»
Стефан III Великий (1429 - 1504) - господарь, один из самых видных правителей Молдавского княжества. Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего этого срока боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии. Благодаря талантам Стефана Великого как полководца, дипломата и политика, Молдавское княжество смогло не только сохранять независимость, но и стало значительной политической силой в Восточной Европе.
Родословная Рахманиновых восходит к молдавскому господарю Стефану III Великому или Святому Штефану, канонизированного Румынской православной церковью в 1992 году. Внук Стефана Великого – Василий носил прозвище «Рахманин»

Слайд 4

Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге.
Джон Филд - (англ. John Field, 1782, Дублин - 1837, Москва) - ирландский композитор, исполнитель – виртуоз. Большую часть жизни провёл в в России

Слайд 5

Интерес Сергея Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры (в четыре года) на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского.
Софья Александровна Бутакова – бабушка композитора
Летние месяцы в детстве чаще всего Сережа проводил у бабушки в новгородском имении, где он отдыхал и посещал вместе с нею храмы и церкви
р. Волхов

Слайд 6

Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, предпочитая занятиям музыкой времяпрепровождение на катке или катаясь на конках. На семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву
Московская консерватория
Н.С. Зверев

Слайд 7

Несколько лет провел Рахманинов в московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Зилоти, Константин Игумнов, Арсений Корещенко, Матвей Пресман и др).
Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта, высоко оценив его первую одноактную оперу «Алеко» (дипломный проект)

Слайд 8

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С.Аренского начал заниматься композицией. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью
Класс А. Аренского, крайний слева – А. Скрябин, крайний справа – С. Рахманинов)
А.И. Зилоти
С.И. Танеев
А.С. Аренский

Слайд 9

1
2
3
На схеме: Елизаветинский женский институт Дворянский женский институт имени ордена Святой Екатерины Мариинское женское училище
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, С.В. Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, где преподавал в течение нескольких лет, а также инспектором в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах

Слайд 10

Московская частная опера
В 1897 году - Сергей Васильевич становится дирижёром Московской русской частной оперы известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова, где проработал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы
Савва Мамонтов

Слайд 11

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. Это событие послужило причиной серьёзного нервного срыва и болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь с помощью опытного врача Николая Даля, он смог выйти из творческого кризиса (1904).

Слайд 12

Сезон 1982 - 93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет «Элегическое трио», посвятив его памяти Петра Ильича Чайковского
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции
В поездке по Грузии. Встреча русских и грузинских композиторов
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в жизни и творчестве С.В. Рахманинова. Он испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет гениального таланта композитора, дирижера и исполнителя. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции

Слайд 13


К.С. Станиславский
А.П. Чехов
А.И. Куприн
С Федором Шаляпиным
А.М. Пешков (Максим Горький)
С И.А. Буниным Рахманинов познакомился в Ялте в 1900 году, позже, уже в эмиграции, в 1924 году они возобновят встречи
К.А. Сомов гостил у Рахманиновых в Америке в 1925 году, позже принимал семью композитора у себя на даче в Гранвилье (Нормандия) и закончил работу над портретом композитора в Корбевиле
В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым и А.И. Куприным
В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым и А.И. Куприным

Слайд 14

В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебное путешествие в Италию, Швейцарию, Германию. Но, как всегда, возвращается в Ивановку

Слайд 15

14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года - Татьяна
С дочерью Ириной
С Татьяной в «Мерседесе». Ивановка. 1914
Ивановка

Слайд 16

В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто, и осень проводил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии. Ивановка, маленькая деревня, затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни. Эта традиция продолжается и сейчас

Слайд 17

Афиша 18 мая - Международный день музеев Сиреневая ночь в Ивановке! 18-00 Парад частушечников 19-00 Открытие художественной выставки "Мое счастье в сирени живет" (усадебный дом) 20-00 Поет заслуженная артистка России Наталья Свиблова (сопрано) (веранда усадебного дома) 21-00 Играет лауреат Международных конкурсов Андрей Шибко (фортепиано, г.Москва) (сцена зеленого театра) "Сиреневая керамика" - выставка-продажа сиреневых сувениров(беседка у усадебного дома) 22-00 Играет струнный квартет "Элегия" (г.Воронеж, веранда усадебного дома) 23-00 Поет лауреат Международных конкурсов Денис Стаценко (баритон, г.Киев) (веранда усадебного дома) 24-00 Эстрадная программа «Ритмы весенней ночи!» и « Джаз!!! Джаз!!! Джаз!!! 1-00 Эксклюзивная экскурсия "Тайны старой усадьбы" 1-40 Огненное шоу (сцена зеленого театра)
2013

Слайд 18

Начиная с 1906 года, Рахманинов, расставшись с Большим театром, проводит три зимних сезона в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он, тем не менее, дает концерты и в Европе, и в России как дирижер, и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает концертами. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве, созданном в Дрездене в 1885 году Митрофаном Петровичем Беляевым

Слайд 19

Разразившуюся мировую войну 1914 - 1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина (1915)
А.Н. Скрябин (1872 – 1915)

Слайд 20

Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке

Слайд 21

Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1923 году стал почетным директором Русской консерватории в Париже, основанной Н.Черепниным. Наконец, справившись с душевными, физическими и творческими проблемами, в 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности

Слайд 22

В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо «Сенар» (Сергей, Наталия Рахманиновы) и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни. Опасаясь за жизнь семьи, Рахманинов в 1939 году покидает Швейцарию и уже никогда не вернется в «Сенар», поселившись вначале в Нью-Йорке, а в последние годы – в Биверли - Хиллс
Бюст в «Сенаре»

Слайд 28

Список произведений Оперы – Алеко (1893, Москва) Скупой рыцарь Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913) для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др. для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893) для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др. 2 сюиты для 2 фортепиано хоры (с оркестром, с фортепиано) хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста Всенощное бдение романсы транскрипции и переложения

Рахманинов С. В Дата рождения 20 марта(1 апреля) 1873 Место рождения Семёново, Новгородская губерния, Дата смерти 28 марта 1943 Место смерти Беверли – Хиллз Профессии Композитор, дирижёр, пианист Похоронен Рахманинов С. В в Валхалле, близ Нью- Йорка

Детство n Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г.

Юность Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными: С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

Годы учёбы n С 4 -5 лет играл на фортепьяно. n С 1882 учился в Петербургской консерватории, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). n В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.

Начало творческого пути n В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2 -я редакция 1917). n Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).

Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича. Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

Ранний период n Начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние произведения)

Синтез традиций Однако уже в Трио реминор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов» , древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.

Период зрелости n Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта(1913). n Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века

Рахманинов с дочерьми С дочерьми Ириной, в замужестве Волконской (1903– 1969) - стоит, и Татьяной, в замужестве Конюс (1907– 1961) на даче в окрестностях Дрездена на Эмзер Аллее (1924)

В кругу семьи Наталия Александровна и Сергей Васильевич Рахманиновы на даче в Беверли-Хиллс (1942) С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом

Рахманинов - пианист Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения

Особенности фортепианного стиля Рахманинова С. В Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Поздний- зарубежный период n Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930 -х гг. , виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда.

Певец русской природы n Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочнополифоническим богатством, впитала русские народнопесенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.

Список сочинений n n n оперы. Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5 -й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра 3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906 -07; a-moll, op. 44, 1935 -36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром 4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890 -91, 2 -я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914 -26, 2 -я редакция 1929, 3 -я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли. Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№ 1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано 2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906 -07; b-moll, op. 36, 1913, 2 -я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893 -94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916 -17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки 6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано 2 сюиты (1 -я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2 -я op. 17, 1900 -01); для хора с оркестром. Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано 6 романсов, ор. 4 (1891 -93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);

Рахманинов С.ВДата рождения
20 марта(1 апреля) 1873
Место рождения
Семёново, Новгородская
губерния,
Дата смерти
28 марта 1943
Место смерти
Беверли –
Хиллз
Профессии
Композитор, дирижёр,пианист
Похоронен Рахманинов С.В
в Валхалле, близ Нью- Йорка

Детство

Родился Рахманинов
в дворянской семье
в Старорусском
уезде Новгородской
губернии в имении
Онег 20 марта 1873 г.

Родители

Юность

Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными:
С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая
Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

Годы учёбы

С 4-5 лет играл на
фортепьяно.
С 1882 учился в
Петербургской
консерватории, с 1885 - в
Московской
консерватории у Н. С.
Зверева и А. И. Зилоти
(фортепьяно), С. И.
Танеева и А. С.
Аренского (композиция).
В возрасте 13 лет
Рахманинов был
представлен
Чайковскому.

Начало творческого пути

В годы учения сочинил
ряд произведений, в том
числе романс "В
молчанье ночи тайной",
1-й концерт для
фортепьяно с оркестром
(1891, 2-я редакция 1917).
Окончил Московскую
консерваторию по
классам фортепьяно
(1891) и композиции
(1892, с большой золотой
медалью).

Дипломная работа

Дипломная работа
Рахманинова одноактная опера
"Алеко" (либретто
Вл. И. НемировичаДанченко по поэме
А. С. Пушкина
"Цыганы", пост.
1893, Большой театр,
Москва).

Ранний период

Начинался под знаком
позднего романтизма,
усвоенного главным
образом через стиль
Чайковского (Первый
Концерт, ранние
произведения)

Синтез традиций

Однако уже в Трио реминор (1893),
написанном в год смерти
Чайковского и
посвящённом его памяти,
Рахманинов даёт пример
смелого творческого
синтеза традиций
романтизма
(Чайковский),
«кучкистов»,
древнерусской
церковной традиции и
современной бытовой и
цыганской музыки.

Период зрелости

Центральное
произведение этого
периода - грандиозная
поэма «Колокола» для
хора, солистов и
оркестра, на слова
Эдгара По в переводе
К.Бальмонта(1913).
Ярко новаторское,
насыщенное небывало
новыми хоровыми и
оркестровыми
приёмами, это
произведение оказало
огромное влияние на
хоровую и
симфоническую музыку
XX века

Рахманинов с дочерьми

С дочерьми Ириной,
в замужестве
Волконской (1903–
1969) - стоит,
и Татьяной,
в замужестве Конюс
(1907–1961) на даче
в окрестностях
Дрездена на Эмзер
Аллее (1924)

В кругу семьи

Наталия Александровна
и Сергей Васильевич
Рахманиновы на даче
в Беверли-Хиллс (1942)
С внуками Софинькой
Волконской и Сашей
Конюсом

Рахманинов - пианист

Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном
ряду с именами Ф. Листа и А.
Г. Рубинштейна.
Феноменальная техника,
певучая глубина тона, гибкая
и властная ритмика всецело
подчинялись в игре
Рахманинова высокой
одухотворённости и яркой
образности выражения

Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В

Рахманинов-пианист стал эталоном
для многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил
мировой приоритет русской
фортепианной школы,
отличительными чертами которой
являются:
1)
глубокая содержательность
исполнения;
2)
внимание к интонационному
богатству музыки;
3)
«пение на фортепиано» - имитация
средствами фортепиано вокального
звучания и вокальной интонации.

Поздний- зарубежный период

Стиль Рахманинова
складывается из
цельного сплава самых
различных
стилистических
элементов: традиций
русской музыки - и
джаза, древнерусского
знаменного распева - и
«ресторанной» эстрады
1930-х гг., виртуозного
стиля XIX века - и
жёсткой токкатности
авангарда.

Певец русской природы

Музыка
Рахманинова,
обладающая
неистощимым
мелодическим и
подголосочнополифоническим
богатством, впитала
русские народнопесенные истоки и
некоторые
особенности
знаменного распева.

Список сочинений

оперыАлеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст
Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из
"Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе
К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
для оркестра3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю.
Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А.
Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
для фортепиано с оркестром4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция
1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
камерно-инструментальные ансамблиРоманс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и
соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти
великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
для фортепиано2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на
тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10
прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный
эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
для фортепиано в 4 руки6 пьес, ор. II (1894);
для 2 фортепиано2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
для хора с оркестромТри русские песни, ор. 41 (1926);
для голоса с фортепиано6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21
(1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из
Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме
А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки
любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе
Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон.
Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н.
Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943 Композитор Пианист Дирижёр

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка

Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.

Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.

Музей-усадьба Рахманинова

Рахманинов - пианист Рахманинов был гениальным пианистом. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей. Обладал феноменальной техникой.

Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».

Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.

Война 1941-1945гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.

Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.

Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....

" Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева"

Презентация "Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева" представляет собой мультимедийное учебное пособие для преподавателей и учащихся по предмету " Музыкальная литература" в ДМШ и ДШИ. В ра...