Сочинение на тему «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка - изящного, утонченного, «салонного».
Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» - показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.
Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.
В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.
Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.
Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, - говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».
Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» - думал Эраст.
Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.
Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.
Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.
Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.
Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо - это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.
Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались - но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.
Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

Написанная в 1792 году Н. М. Карамзиным повесть « » относится к произведениям сентиментализма, которая превыше всего ставила человеческие переживания и проявление чувств.

Сочинение «Бедная Лиза»

Для 5 класса

В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе, чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.

Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.

Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.

Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.

Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

Для 9 класса

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980‑х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

Образ главной героини Карамзина – сочинение

Вариант 1

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ о любви, а величайшей ценностью – чувствительность, появлялись и до Карамзина. Но именно его «Бедная Лиза» стала лучшим произведением сентиментализма, а герои и идея этого произведения прочно вошли не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей.

Рассказчик повествует нам историю печальной любви, несбывшегося счастья «бедной Лизы». Простое, казалось бы, название повести очень содержательно и имеет двойной смысл. Во-первых, эпитет «бедная» намекает на низкое социальное положение героини. Лиза, хотя и дочь «богатого поселянина», крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь и заботиться о матери. Во-вторых, уже здесь заложено трепетное, участливое отношение рассказчика к девушке.

Важно, что истории Лизы повествователь предпосылает вступление, в котором рассказывается о Симоновом монастыре. В центре внимания рассказчика здесь – «стон времён», то есть историческое прошлое монастыря, «история нашего отечества». Затем следует повествование о жизни Лизы. Таким образом, в своей повести автор соединил судьбу человека – простого, маленького, «неисторического» - с судьбой великого государства, показывая их нерушимую взаимосвязь и равнозначную ценность.

Лиза, как идеал сентиментализма, дитя природы. Она не знает городской жизни, в Москве чувствует себя чужой - ее вынуждает появляться в этом большом городе лишь необходимость заработка. Только среди полей и лесов, или у реки, или в маленькой хижине девушка чувствует себя свободно.

Уже в день первой встречи Лизы и Эраста раскрываются многие черты характера Лизы. Мы можем судить о застенчивости и неискушённости девушки в общении с юношами («показала ему цветы и закраснелась», «удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась»), о её духовной чистоте, бесхитростности («мне не надобно лишнего»), наивности и открытости всему миру (Лиза рассказала совсем незнакомому человеку, где живёт).

Во время свидания, когда Эраст впервые говорит Лизе о своей любви, они сидят на траве, на берегу реки. После этой встречи у девушки впервые появляется тайна от матери. Эраст просит Лизу не рассказывать об их любви, и девушка даёт обещание. Взамен этого счастливая Лиза лишь просит мать полюбоваться прекрасным утром. И старушка любуется, потому что «любезная дочь весельем своим развеселяла для неё всю натуру».

Только этим ранним утром на берегу реки Лиза поняла, что любит и любима. Отныне земной мир воплотился для героини в «милом друге». Для нее красота любви подменяет собой Бога и становится выше всего на свете.

Молодому, ветреному повесе Эрасту Лиза показалась похожей на героиню романов, которыми он зачитывался, как всякий дворянин того времени: «Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце давно искало». Конечно, речи, облик, поступки Лизы сильно отличали её от светских дам, с которыми Эраст общался ранее. Эта девушка стала для юноши глотком свежего воздуха, ангелом, подарившим новые крылья. Потому счастье с этой «милой, любезной» Лизой казалось ему бесконечным.

Но однажды ночью чувства влюблённых накалились до самого предела, и Лиза потеряла невинность. С этого момента краски чистой вечной любви стали стремительно блекнуть в глазах Эраста. Для него в их связи всё стало привычным и обыденным. Чувства Лизы же, напротив, упрочились, стали ещё более сильными. Когда она узнала, что Эраст отправляется на войну, то от горя лишилась чувств.

Лишь забота о матери, долг перед ней останавливают Лизу от того, чтобы последовать за Эрастом на войну: «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» - остановила её. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине».

Но, пережив разрыв с Эрастом, такой неожиданный и унизительный для неё («Он выгнал меня! Он любит другую? Я погибла!»), Лиза настолько потрясена, что забывает о своем нравственном долге по отношению к матери. Она повторяет поступок Эраста, вручившего ей взамен своей любви сто рублей. Лиза также, откупаясь от матери, передаёт ей «десять империалов».

Автор показывает, что со временем Эраст вспомнил о социальном неравенстве между ним и Лизой. Чтобы поправить своё материальное положение, он с лёгкостью отрекается от девушки и женится на пожилой богатой даме.

Важно, что рассказчик не осуждает поступков своих героев. Он говорит, что услышал эту печальную историю всего год назад от самого Эраста и не имел возможности предостеречь молодых людей от ошибок. Но в момент наиболее драматических событий он сочувствует, сопереживает Лизе и Эрасту: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?» Или: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе.

Вариант 2

Лиза – крестьянская девушка. Она живет в хижине с матерью. Отец ее был зажиточный поселянин, потому что он любил работу и всегда вел трезвую жизнь. После смерти отца Лиза с матерью обеднели. Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать: «Бог дал мне руки, чтобы работать- говорила Лиза». Из этого мы понимаем, что она трудолюбива.

У нее мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих- ах! Она понимала, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива. При первой встрече с Эрастом Лиза краснела и опускала глаза: «Она показала ему цветы – и закраснелась». В моменте, когда Эраст предлагал Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа.

Вариант 3

В повести «Бедная Лиза» Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.

Лиза - крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.

Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду. Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.

Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.

Эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.

Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.

Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека. Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Вариант 4

Сентиментализм – своеобразная революция в литературе, именно он внес в повествование психологизм, внимание к душе героев. В России видным представителем сентиментализма являлся Н. М. Карамзин, который написал в 1792 году повесть «Бедная Лиза».

Главная героиня Лиза – бедная крестьянка, живущая вместе с больной матерью. Ее отец умер, девушка обеспечивала себя и мать собственными трудами (продавала холсты, чулки, цветы и ягоды). Девушка была красивая, добрая, благодарная. Это видно из ее трепетной заботы о родительнице:

Ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.

Образ Лизы олицетворяет гармонию с собой, с окружающим миром. Ее душа спокойна… Была до роковой встречи с Эрастом… Нет, автор не считает любовь, как таковую, разрушительной силой. Но его героиня олицетворяет собой природу в ее простоте и настоящем благородстве, идущем изнутри, а Эраст – символ города и цивилизации, разрушающих мирную гармонию. Девушка отдалась своим чувствам, растворилась в любимом, ей даже было неважно то, что им нельзя быть вместе (он дворянин, а она крестьянка). Однако для ее избранника она - лишь новое впечатление. Пресытившийся светским развратом герой был покорен ее непорочностью. Но она не совместима с любовью, и, в конце концов, с непорочностью была утрачена новизна. Возлюбленный скрылся, потом оказалось, что он женится по расчету. Покинутая и совращенная им женщина, несмотря на свою заботу о матери, любовь к природе, птичкам и цветам, не смогла жить после предательства и утопилась. Юноша позже считал себя убийцей, так оно и было.

Несмотря на чуткую, ранимую душу и тонкую душевную организацию, характеристикой Лизы является именно сила духа: она без жалоб переносила потерю отца, бедность и безнадежность своих отношений с Эрастом. Также стоит заметить ее честность: девушка ничего не утаивает от матушки (кроме своего избранника, но это он просит умолчать, а она лишь безоговорочно доверяет), не берет лишних денег за свою работу. Откуда же эта правдивая и наивная героиня знала, что самый дорогой человек предаст ее, если она относилась ко всему миру доброжелательно, не делая никому зла?

Лиза – идеальная героиня, попавшая в трагические обстоятельства, безусловно вызывающая сочувствие и сострадание и у автора, и у читателей. Эта девушка живая, а по своим качествам более искренняя и естественная, чем некоторые реальные люди.

Вариант 5

Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).

Характеристика героини

Лиза – простая и трудолюбивая 17-летняя крестьянская девушка, не умеющая даже читать и писать, зарабатывающая на хлеб весной продажей цветов, летом – ягод. Продавая ландыши по пять копеек она отказывается от щедрого предложения купить их по рублю, ведь это противоречит её честной и скромной натуре, далекой от прагматизма и материального обогащения. Бедняжка не отказывается от любой работы (ткала холсты, вязала носки, торговала цветами и ягодами), чтобы хоть как-то содержать себя и больную старушку-мать, проживающую вместе с ней в бедной пустой хижине на зеленом лугу вблизи местного монастыря.

Девушка отличается спокойным и тихим нравом, робостью и стеснительностью в общении (легко краснеет и смущается при разговоре с незнакомыми людьми). Вместе с тем она обладает привлекательной славянской внешностью (белокурые волосы, голубые глаза), чувственной и ранимой душой, способной на пылкую любовь и верность до самого гроба. Её наивность, доброта и неискушенность приводят в итоге к печальному финалу её любовных отношений с молодым повесой и мотом, который использовал её в своих целях и после полностью охладев, женился на богатой вдовушке ради состояния.

Встреча Лизы с Эрастом

Встретив в городе молодого и привлекательного дворянина Эраста, Лиза сначала испытывает к нему глубокую симпатию, а потом влюбляется без памяти, полностью погрузившись в океан страстей и отбросив всяческие разумные доводы. Её чистая и по-детски наивная душа не видит в людях зла и приписывает им только светлое и хорошее, хотя старушка мать предупреждает её о том, насколько «злые люди могут обидеть бедную девушку».

Отдав всю себя без оглядки искушенному соблазнителю Эрасту, Лиза даже не представляет себе, чем это может для неё закончиться и верит ему без оглядки. Под его пагубным влиянием она становится скрытной и неискренней и начинает утаивать от матери, которая была ей ближе всех на свете, отношения с молодым дворянином. Позже, пытаясь откупиться от бывшей возлюбленной, он вручает Лизе 100 рублей, которые та в свою очередь после своей трагической смерти пересылает свой бедной матушке, тоже пытаясь её таким образом как-то скрасить тот страшный грех нею совершенный. А престарелая мать, узнав о гибели её единственной отрады в жизни, любимой дочери тут же падает замертво. На могилу, где была похоронена простая крестьянская девушка Лиза с такой трагической судьбой потом стали приходить и другие несчастные влюбленные девушки погоревать и поплакать о своем разбитом сердце и жестоко растоптанных чувствах.

Трагическая концовка в конце данного произведения хотя и полностью вписывается в концепцию классического сентиментального романа, все же была для русского читателя того времени, привыкшего к счастливой развязке событий, некоторым шоком и приводила к настоящей революции в их сознании. Однако те сильные эмоции и чувства, вызванные свершившимся самоубийством главной героини, невозможно было бы вызвать, будь финал повести менее печальным и трагичным. В «Бедной Лизе» Карамзин впервые в русской литературе противопоставляет город (яркий представитель – молодой дворянин Эраст) деревне (милое и доверчивое дитя природы Лиза). Деревенская девушка, простая и наивная, оказывается беззащитной перед хитрым и коварным городским жителем и погибает, не выдержав жестокости и бездушности окружающего мира.

Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)

Вариант 1

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Вариант 2

Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время находится в поиске и пытается «сменить обстановку». После встречи с Лизой, ему кажется, что он, наконец, нашел любовь всей жизни, символ непорочности и чистоты. Эраст влюбляется в нее и проводит с ней почти каждый день. Когда к Лизе сватается сын какого-то зажиточного крестьянина, он отговаривает девушку от этого брака, обещая забрать ее к себе навсегда.

Потеряв интерес к Лизе, он начинает избегать ее, а однажды и вовсе сообщает, что уходит служить в армию. Во время службы Эраст часто играл в карты и проиграл все состояние. В результате для него остается только один известный выход – жениться на богатой вдове, которая давно с ним флиртует. К Лизе он так и не вернулся, не хватило смелости признаться в предательстве. Узнав новость о предстоящей свадьбе Эраста, сердце девушки не выдержало, и Лиза прыгнула в глубокий пруд.

Эраст же до конца жизни был несчастен и понимал, что он виновен в ее смерти. Образ этого героя автор связывает с «большим» городом, развращающим и уничтожающим в человеке все «естественное».

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Повесть Карамзина по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. На первый план автор ставит человеческие чувство, его интересуют душевные качества героев, не зависимо от социальных положений в обществе.

В данном сочинении, мне бы хотелось уделить внимание внутреннему состоянию и переживаниям главной героине повести - Лизе. Она, являясь обыкновенной крестьянской девушкой, с чистой душой и добрым сердцем. Но ее судьба складывается достаточно трагично, не смотря на ее жизнелюбие.

Первым ударом становится для нее смерть отца, после которого Лиза проявляется нам в образе сильной, не смотря на свои юные годы, и трудолюбивой девушкой. Не каждый человек может обладать таким сильным характером и не даваться себе слабину в таких ситуациях. Если рассматривать в целом человеческий дух того времени и нынешнего, на мой взгляд, сейчас, когда жизненные ценности смещены, душа стала более уязвима к незначительным эмоциональным воздействиям со стороны общества, возможно проявляем мы эту слабость в закрытой форме, не так как сделало бы поколение до нас. Тем самым мы видим, то духовное различие в разные временные отрезки.

Второй точкой эмоционального сдвига является встреча с Эрастом. То трепетание и одновременно боязнь первой встречи с героем у Лизы дома, все это, оживляет героиню и дает ей глоток свежего воздуха и прилива новых, еще не открытых ею эмоций. Ее накрывает чувство влюбленности, счастья. Эраст, являясь человеком из высшего общества, имеет другие духовные ценности, не совпадающими с крестьянским образом жизни. Он губительно влияет на чистое сердце героини, ранит его пустыми обещаниями и рассуждениями о совместной будущей жизни. Поначалу кружит Лизу в любовном и сладостном плену чувств, а после поиграв с ней, забравши непорочные первоначальные образы, которые являлись для Эраста главным интересом, обрекает героиню сначала на томные ожидания встречи, далее разбивает не только ее сердце, но и подрывает эмоциональное равновесие души. Если опять же рассуждать на тему любви сейчас и рассуждать о поступке героя, можно проследить, что в наше время такое случается чаще, и это не обуславливается только социальным статусом, это происходит не зависимо от этого. В то время такая история любви заканчивалась намного плачевнее и оставляла большой отпечаток в репутации среди общества. В наше же, таких строгих нравов уже не существует, так как произошло иное ответвление поколения, и такая ситуация являлась бы более лояльна по отношению в обществе, обобщая, можно кратко заявить, что это является нормой. Но было бы куда лучше, если бы оно таковым не считалось.

В заключении размышления на тему чувственного и духовного мира главной героини, хочу сказать, что Лиза показана нам сильной, но в то же время ранимой девушкой. Мне было интересно порассуждать и провести параллели разных эпох именно в перемене духовных качеств человека. Показать их различия и проанализировать данную ситуацию, которую пришлось пережить Лизе.

Сочинение на тему: Лиза. Произведение: Бедная Лиза


Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста. Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников. К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.

Лиза (Бедная Лиза) - главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант - умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Чувствительность - так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела - глаза навек закрылись».

Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.

Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).

«Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...Все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря - воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» - так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.

К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.

Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).

В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная - но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.

Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь - соименниц карамзинской крестьянки - Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой - героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».


Поделиться в социальных сетях!

(451 слово) Главной героиней своей повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин сделал крестьянку — девушку совсем не из высшего сословия. Писатель сразу нарушает традицию, называя ее Лизой: в европейской литературе его времени так обычно именовались служанки и горничные, кокетливые девушки с ветреным характером, однако само имя «Елизавета» переводится как «почитающая Бога», и это становится одной из ключевых характеристик новой героини.

С первых строк читатель замечает, что автор симпатизирует Лизе, любуется ею и жалеет, называя «любезной», «прекрасной» и «бедной». Мы узнаем, что в 15 лет Лиза потеряла отца, мать из-за слабого здоровья работать не может, и девушка рано начинает усердно трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Она ткет холсты, вяжет чулки, собирает для продажи в городе цветы и ягоды. При этом героиня не только трудолюбива и самоотверженна, она очень восприимчива и мягка сердцем. Чтобы не расстраивать мать, Лиза «старалась казаться покойною и веселою», хотя переживала из-за смерти отца. В таких мелочах раскрывается глубокая и прекрасная душа героини.

Лиза честна и открыта, по-детски наивна. Она отказывается брать лишнее за проданные цветы, краснеет и смущается от обращенных к ней добрых слов красивого незнакомца.

Полюбив Эраста, Лиза проявляет всю пылкость и силу своей натуры. Тайные вечерние свидания с ним становятся ее главной отрадой и смыслом. Лиза понимает, что богатый дворянин не может связать свою судьбу с простой крестьянской девушкой, но Эраст так страстно клянется ей в любви, так добр и щедр к ее матери, что Лиза доверяется ему.

Узнав, что Эраст отправляется на войну, Лиза тотчас готова следовать за ним:

«Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

Однако возлюбленный Лизы оказывается слишком слаб и мягок, чтобы идти за своей любовью наперекор общественным устоям, на войне он проигрывается в карты и для поправления дел выбирает самый простой и распространенный в то время путь – женитьбу на богатой вдове.

Предательство Эраста и разрушение всех связанных с ним надежд толкает девушку на самый отчаянный поступок – самоубийство. Рассказчик не оправдывает этого шага, но прощает Лизу, ведь горе лишает ее сил. Более того, он выражает надежду, что чистая душа Лизы попадет в Рай и там обретет новую жизнь.

Сделав главной героиней своей повести крестьянку, Карамзин впервые поднимает проблему равенства всех людей и сословий перед настоящими чувствами, ибо «и крестьянки любить умеют». Еще одним новшеством становится сама трактовка автором женского образа. В России XVIII века женщина не являлась фигурой вполне свободной, ее жизнь и вступление в брак диктовались семьей и внешними обстоятельствами. Карамзин же позволяет своей героине любить и в этой любви раскрыть всю силу и полноту своего характера. Именно женщина выступает в повести Карамзина представителем высшего нравственного идеала. Тему эту подхватят впоследствии Пушкин, Тургенев, Гончаров и другие писатели, которые создадут целую галерею сильных и прекрасных женских образов.