Всё о Незнайке. Кто написал "Незнайку"? Николай Николаевич Носов - советский детский писатель Библиография - источник информации к размышлению

В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.

Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).

В описании сказочной страны автором наложены табу на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают, они существуют всегда как объективная реальность), а также на понятия романтической или плотской любви (допускается лёгкий флирт). Кстати, возможно именно по этой причине «Незнайка» гораздо более популярен среди мужской половины читателей, ведь в бессознательном женской половины львиную долю инстинктов составляют инстинкты продолжения рода.

КАКОГО РОСТА НЕЗНАЙКА

Помимо расплывчатого определения «с небольшой огурец», при внимательном изучении книги мы можем узнать совершенно точный рост Незнайки. Сначала заглянем в главу шестнадцатую «Незнайки в Солнечном городе» и узнаем, что высокий коротышка Калигула (осёл) был ростом в 9,5 ногтей.

«Ноготь - эта такая мера длины в стране коротышек. В переводе на наши меры ноготь равняется одному сантиметру с четвертью. Помножив девять с половиной на сантиметр с четвертью, каждый может узнать, какого роста был этот Калигула».

Но это рост не самого Незнайки, а гораздо более высокого коротышки. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим исчерпывающее описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки.

«Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький».

Предположив, что писатель не осложнял книгу выдумыванием несуществующих или нерасшифрованных единиц измерения, приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

Вторая книга загружена (в хорошем смысле) подробными описаниями всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы (1958 год!). В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

В третьей книге техника уже, как говорится, на грани фантастики. Коротышки строят космический корабль и отправляются на Луну. Ввиду того, что полёт Гагарина состоялся в 1961 году, а «Незнайка на Луне» вышел в 1964-м, легко догадаться, что именно натолкнуло писателя на столь необычный в сказочном отношении шаг.

Но, как выясняется, мысль о космических полётах не давала покоя писателю ещё задолго до полёта Гагарина. Вот фрагмент из ответа Носова на анкету «Литературной газеты»:

«...В 1955 году буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики...».

Что это за планы были, остаётся для нас загадкой. Вообще-то в своих интервью Носов иногда допускал конъюнктурные, впоследствии ничем не подтверждённые высказывания. Например, обещал написать книгу о Ленине.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В трёх книгах о Незнайке перед нами разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики - к полному коммунизму (минуя развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм.

В Солнечном городе (гл.24) Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «...Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»... И т.д.

Да, при такой экономике жить трудно. Зато на Луне товарно-денежные отношения очень похожи на наши - там капитализм. Роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Побывав вместе с Незнайкой на Луне, даже какая-нибудь подслеповатая бабушка отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица, что такое рыночные отношения, в конце концов. Из этой книжки можно узнать, как Пончик стал миллионером и почему разорился. Как Незнайка хотел бежать с деньгами вкладчиков, но его самого надули компаньоны.

В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК

Лучшими иллюстрациями к «Незнайке» библиофилами признаются работы художников А. Лаптева и Г. Валька. Хорошими признаются также современные издания с рисунками Евг. Козлова (стилизованы под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованы под Валька). Поскольку в книгах такого рода для максимального восприятия визуальный ряд значит не меньше, чем смысловой, постарайтесь не испортить себе или младшему брату впечатление от книги халтурными или просто безобразными рисунками.

В начале 70-х вышла серия кукольных м/ф о Незнайке, которую, к счастью, давно уже не показывают. Делали эти фильмы люди, ясное дело, выросшие ещё до появления книги и ознакомившиеся с ней по необходимости. Фильм, как следствие, не получился, а когда на ТВ пришло поколение носовских читателей, м/ф показывать перестали. На слуху у публики остался один только дурацкий мотивчик о кузнечике...

ПОЧЕМУ НЕЗНАЙКА НЕ СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ?

Как только студия Диснея в 30-х годах произвела на свет Микки Мауса, вся американская промышленность стала работать на возведение этого мышонка в культ. Сувенирные фигурки, изображения на всех мыслимых предметах, включая школьные тетради, участие в парадах его ростовых кукол и т.п. - всё это работало на экономику, благосостояние и авторитет Америки.

Незнайка родился если и там, где надо, то точно не вовремя. Никто в советской России не был заинтересован в популяризации своего, может быть единственного, национального сказочного героя. Идеологическая загруженность и культ вождя были главным и едва ли не единственным постулатом педагогической науки. Даже кондитерские изделия назывались тогда повсеместно «Октябрь», «Аврора» и т.п.

Говорят, что известная питерская арт-тусовка во главе с С. Курехиным своим графическим символом выбрала изображение Незнайки, как единственного незаимствованного у иностранцев героя. И действительно, вспомним, что даже наш любимый «Буратино» пересказан с итальянского «Пиноккио», а «Волшебник Изумрудного города» - с американского «Волшебника страны Оз».


Эльфы (бруны) Кокса, ставшие рекламной маркой фирмы «Кодак»

Незаимствованного? А как же Кокс и Хвольсон? - скажете вы. А всё нормально. Ни одно произведение искусства не возникало из ничего. К тому же литература Носова настолько выше, качественнее примитивной графомании предшественников, что говорить об этом просто смешно. Не забудем также, что Палмер Кокс был художником, карикатуристом (несомненно, талантливым, выдающимся для своего времени), но не писателем.


Палмер Кокс (1850)

ПОЧЕМУ СКАЗОЧНЫЕ КОРОТЫШКИ ДОСТОЙНЫ ЛЮБВИ

А между прочим, в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств, чем в иных героях из «серьёзной» литературы, не говоря уж о Микки Маусе. Незнайка хоть и дурит в своей обычной жизни, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает друга (Козлика); по ночам его мучает совесть за проступки; он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши.

Все эти носовские крошечные человечки - «взрослые», обладающие забавной детской непосредственностью, в сущности, богоугодны. «Будьте как дети» - говорится в Священном Писании. И коротышки из сказочной страны не фарисействуют и не лицемерят с именем Бога на устах, они вообще о Нём ничего не знают... А это незнание ещё более увеличивает ценность хороших поступков или побуждений, так как они вроде как и не «идут в зачёт».

Если не очень сложно, подумай над этим, читатель. А на досуге раскрой какую-нибудь книжку Николая Носова.

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

Если книги о Незнайке написаны Носовым от третьего лица, то большая часть рассказов и повестей - от первого. Стремясь во всём подражать кумиру (в смысле - Носову, а не Незнайке), автор данной работы также переходит на повествование от первого лица.

Когда я прочитал все на свете книги и принялся перечитывать те, что особенно полюбились и запомнились, из самых разных писателей у меня выстроился определённый хит-парад, первое место в котором, к некоторому моему удивлению, занял детский писатель Николай Носов.

С определённого возраста к чтению детских книг возникает дурацкий психологический барьер, который может отрезать человека от любимых произведений на всю жизнь. Действительно, когда учишься в старших классах и хочется поскорее стать взрослым, читать детские книжки вроде бы как-то уже и неловко, нецелесообразно. Да и девочки могут подумать, что ты какой-нибудь умственно отсталый дурачок. (При этом считается совсем не стыдным и даже модным читать замороченную иностранную «Алису» или «Хоббитов».) Но когда ты становишься на самом деле взрослым и от этих детских комплексов ничего не остаётся (их место занимают другие), вернуться к этим книжкам оказывается безумно интересно. Тем более что детские книжки пишут вовсе не дети, а вполне взрослые и прошедшие через всё на свете люди.

То, что Носова любят, наглядно доказал мне недавний жизненный опыт. Более месяца, из номера в номер, я давал в газету объявление о желании купить сочинения этого писателя. То, что он есть едва ли не в каждом доме, мне доподлинно известно. Однако никто, за исключением двух одиноких пенсионеров, не пожелал расставаться с этими книжками. При этом отыскалась редкая, узкоспециальная техническая книжка, которая также значилась в моём объявлении без надежды на успех. Так вот эта книга нашлась, а Носова никто не захотел продавать. Даже не интересовались ценой. И эта относительная неудача меня нисколько не расстроила, она меня обрадовала.

Тут кстати сообщу, что лучшие носовские издания - это зелёный трёхтомник 1969 года и жёлтый четырёхтомник 1979-го. В трёхтомнике иллюстрации А. Лаптева и Г. Валька имеются в полном объёме, а в четырёхтомнике их крайне мало, но зато есть 4-й том, в котором содержатся самые последние произведения Носова, написанные для взрослых, а также масса полезных сведений в комментариях. Настоящим носовским фанатам рекомендую иметь оба.

Что касается иллюстраций, то если в повестях и рассказах они решающего значения не имеют (лучшие - И. Семёнова), то в «Незнайке» знатоками признаются ТОЛЬКО иллюстрации Алексея Лаптева («Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе») и Генриха Валька («Незнайка на Луне»). Цветные картинки А. Борисенко (не путать с А. Борисовым!), стилизованные под Валька, в самом последнем подарочном издании «Библиополиса», тоже хороши. (Это довольно дорогие книжки, но если есть деньги, надо брать.) Цветные и подарочные это хорошо, но всё-таки самые первые чёрно-белые рисунки Лаптева так замечательно вписываются в ткань повествования, что, хотя и всё- последующие иллюстраторы плясали от Лаптева, ничего лучшего уже не придумали.

Издатели и иллюстраторы, как волшебники и как многие обыкновенные люди, делятся на добрых и злых. Всем, например, известны иллюстрации к «Волшебнику Изумрудного города» Л. Владимирского, без которых эту книжку и читать-то не интересно. Но мне доводилось видеть издания этой книги с какими-то безобразными уродцами в стиле «чёрного» поп-арта. Доводилось также видеть на полках магазинов старой и новой книги «Незнаек» в таком исполнении, что я шарахался от них, как конь от гудящей электрички. Валяется у меня где-то сборник рассказов Носова в современной блестящей обложке с иллюстрациями, стилизованными почему-то под современность. Видеть это очень тяжело, товарищи. Это всё равно как если бы то же самое проделать с «Томом Сойером», допустим. А представьте, что возьмёт кто-нибудь в руки эту книжку Носова, написанную в 30-х годах и стилизованную под 80-е, лет этак через сто... И возникнет у него тогда, мягко выражаясь, недоумение.

Три включённые в первый том собрания сочинений Н. Носова повести носят, как бы это сказать, производственный характер. В самом лучшем смысле этого слова. В «Весёлой семейке» (1949) Коля (рассказчик) и Мишка делают инкубатор и пытаются вывести из яиц цыплят. «Дневник Коли Синицына» (1950) о том, как ребята в каникулы разводят пчёл. «Витя Малеев в школе и дома» (1951) тоже, можно сказать, «производственная» повесть, так как учёба для школьника - то же производство. И она тоже написана от имени рассказчика (Вити Малеева). Кроме того что учатся в школе, ребята в этой повести дрессируют щенка.

Всё, чем занимаются в носовских повестях ребята, описано не «с пятого на десятое», а подробно, с толком, с расстановкой, со знанием дела. Вероятно, автору помогли знания, полученные им во время работы на студии учебных фильмов. «Производственная тема» удобна автору тем, что не надо придумывать какой-то специальный замысловатый сюжет: характеры и обстоятельства сами собой нанизываются на историю создания самодельного инкубатора или пасеки. Кроме того это надёжная защита от идеологической цензуры, которая обвиняла Носова в «бессодержательности» некоторых его рассказов. Уж очень цензуре не нравилось, что Носов каким-то непостижимым образом, выходя рекордными тиражами, уклонялся от конкретного изъявления своей гражданской позиции по отношению к правящему режиму.

По сценариям Носова ставились пьесы в театрах, снимались мультипликационные и художественные фильмы. Всего х/ф по Носову при его жизни было поставлено девять, сам я отчётливо помню только три: «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и «Дружок» (1966). Эти добротные картины иногда показывают по ТВ. Другие коробки с лентами стоят, видимо, за давностью лет так далеко и высоко, что редакторам неохота карабкаться на полку и поднимать пыль. А вот книги Носова совершенно точно пыли не собирают; их переиздают из поколения в поколение, читают и перечитывают.

Борис КАРЛОВ, апрель 1996 г., газета «Пять углов»

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Коротко об интересном.

Незнайка … Орфографический словарь-справочник

Герой сказочной трилогии Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). «Его прозвали Н. за то, что он ничего не знал». В своей яркой голубой шляпе, канареечных брюках и… … Литературные герои

Немогузнайка, целка Словарь русских синонимов. незнайка сущ., кол во синонимов: 2 немогузнайка (1) … Словарь синонимов

НЕЗНАЙКА, и, муж. и жен. (разг.). Человек, к рый мало знает или ничего не знает (в детской речи о детях). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НЕЗНАЙКА - Герой сказки трилогии Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Первые две части трилогии («Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе») были опубликованы в 1953– 1958 гг. Третий роман сказка «Незнайка на Луне» был… … Лингвострановедческий словарь

М. и ж. Сказочный персонаж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Незнайка, незнайки, незнайки, незнаек, незнайке, незнайкам, незнайку, незнаек, незнайкой, незнайкою, незнайками, незнайке, незнайках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

незнайка - незн айка, и, род. п. мн. ч. аек, муж. и жен. и (сказочный персонаж) Незн айка, и, муж … Русский орфографический словарь

Незнайка - (сказочный лит. персонаж) …

незнайка - (1 м и ж); мн. незна/йки, Р. незна/ек … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Незнайка в Солнечном городе , Носов Н.. Незнайка совершил подряд три добрых дела, и за это волшебник подарил ему волшебную палочку. Но предупредил, что палочка потеряет свою силу, если мальчик совершит три скверных поступка. . И…
  • Незнайка в Солнечном городе , Носов Н.. Незнайка совершил подряд три добрых дела, и за это волшебник подарил ему волшебную палочку. Но предупредил, что палочка потеряет свою силу, если мальчик совершит три скверных поступка. И вот,…

В детстве «Приключения Незнайки» писателя Николая Николаевича Носова бывают зачитаны до дыр. Книгу читают и веселятся над приключениями нелепого и доброго Незнайки. Только дети обычно не знают, кто написал «Приключения Незнайки». Автор известен родителям.

Как создавались книги Н.Н. Носова

В какой-то степени случайно. В 1908 году в Киеве родился мальчик Коля. Семья не была состоятельной. Отец был артистом, но заработки были настолько ненадежными, что ему приходилось работать даже железнодорожником. Семья жила в городке Ирпень, где мальчик ходил в гимназию и даже не помышлял, что когда-нибудь станет писателем и напишет «Приключения Незнайки». Автор книги - это нечто высокое, а он - всего лишь простой мальчик Коля Носов. Родители и он сам хотели, чтобы из ребенка получился артист. Николай грезил о скрипке и, в конце концов, ее получил. Ну разве это не счастье? Но играть оказалось так сложно, что скрипку убрали подальше.

Войны

Когда Коле исполнилось семь лет, началась Первая Мировая война, и она продолжилась Гражданской. В стране было голодно и холодно. Начались эпидемии. В тифозном бреду лежала вся семья того, кто впоследствии напишет «Приключения Незнайки». Автор книги, которая вскоре станет знаменитой, чудом выжил. Мать плакала от радости, что все остались живы.

Что перейдет на страницы книг

Коля Носов был самостоятельным и живым мальчиком, которого многое интересовало. Он с увлечением фотографировал, любил играть в шахматы, интересовался электротехникой. А когда появилось радио, то и это он не обошел вниманием. Коля увлекся радиолюбительством. Будущие герои его рассказов и книг будут такими же любознательными, каким в детстве был он сам. Так мальчики из рассказа «Мишкина каша», оставшись одни, возьмутся варить кашу и, не умея правильно распорядиться крупой и водой и соблюсти пропорции, наварят ее не на двоих, а на целую роту. Только есть эту кашу будет нельзя. Она вся подгорит. Но живые и веселые герои рассказов и повестей Николя Носова никогда не унывают и всегда находят выход из положения. В «Приключения Незнайки» автор введет тот же самый веселый и неунывающий тон.

И хотя герой слишком уверен в себе, его друзья иногда деликатно, иногда прямо говорят, что он неумеха, которому всему надо учиться. Писать стихи или ездить на автомобиле, например, совершенно не так просто, как кажется простодушному Незнайке.

После войны

Николай Носов закончил гимназию и мечтал стать химиком, а приходилось работать - быть землекопом, косить траву, работать в грязи сначала на бетонном, а потом на кирпичном заводе. Но в химии Николай довольно быстро разочаровался и увлекся кинематографом. Он начал учиться в институте кинематографии, и это стало делом его жизни на долгие годы. О том чтобы писать книги, он еще всерьез не помышлял. До книги «Приключения Незнайки» с маленькими человечками из было еще далеко.

Даже в замыслах не было ни Знайки, ни поэта Цветика, ни Винтика и Шпунтика, двух замечательных механиков.Незнайка еще не учился у музыканта Гусли играть на трубе и спасаться от куска солнца, который, по мнению Незнайки, оторвался и упал.

Писатель Носов

Будущий писатель во взрослой жизни перепробовал работать в разных направлениях. А писать детские книги начал с тридцати лет. Первый рассказ был «Затейники». Свои замечательные «Приключения Незнайки» автор книги напишет намного позже.

Сначала будущий автор «Незнайки» и многих рассказов и повестей рассказывал своему маленькому сыну и его приятелям и друзьям интересные сказки и истории. А потом он понял, что это интересно - что-то придумывать для детей. Требуется, правда, немалая эрудиция и знание психологии ребенка и подростка. Вот для повести «Веселая семейка» требовалось знать, как устроен инкубатор, какая должна в нем поддерживаться температура, как наклевывают изнутри цыплята яйца и вылупляются из них. И написать об этом надо занимательно, так, чтобы подростку захотелось сделать самому что-то своими руками. Но самыми любимыми оказались книги про Незнайку и его друзей. Все взахлеб изучали, как Знайка придумал воздушный шар.

Умер замечательный писатель в 1976 году в Москве. Теперь-то ни для кого нет секрета, кто написал книгу «Приключения Незнайки». Автор - Николай Николаевич Носов.

Николай Николаевич Носов - известный писатель, на чьих повестях и рассказах выросли многие граждане нашей страны. Действительно, кто не смеялся над Мишкой, пытающимся поймать убегающую кашу, или над Барбосом, сочиняющим небылицы дабы похвастаться перед товарищем Бобиком. А с его обитателями стал настоящим детским мирком, в который мечтает попасть чуть ли не каждый ребенок. По сняты киноленты, выпускаются мультфильмы, книги продолжают издаваться. Все потому, что писатель интересен детям, он преподносит юным читателям простые истины понятным языком, приводит примеры, близкие им.

- выдающийся детский писатель

Как и многие писатели, Носов открывает в себе талант к писательству постепенно. Он сочиняет короткие рассказы, чтобы развлечь сынишку и его друзей. Позже Николай Николаевич приходит к мысли, что это то, чем ему хочется заниматься в жизни. Вместе с этим приходит понимание того, как непросто писать для детской аудитории, ведь необходимо быть эрудированным во многих областях, в том числе и психологии маленьких читателей.

Так и началась профессиональная деятельность Носова. Первые рассказы появляются еще до Великой войны, в 1938 году. Однако активное творчество развивается уже после Победы, с 1945 года. Именно тогда юные читатели знакомятся с Мишкой, Колей Синицыным, Витей Малеевым (за повесть о нем Носов был удостоен Сталинской премии).

Его рассказы и повести ненавязчиво воспитывают маленьких читателей, поощряют дружбу, доброту, трудолюбие, честность и осуждают лень, ложь, притворство, неуважение к родителям и учителям.

Вместе с рассказами о школьниках выходят и сказки о чудесных персонажах - коротышках, обитателях Цветочного города.

Эти сказки особо нравятся детям, потому что просты, искренни и полны чистого детского юмора. Автор Незнайки смог тонко уловить, на каком языке общаться с юной аудиторией, какие образы преподнести, чтобы добиться не только устойчивого интереса, но и педагогических целей.

Биографические сведения

Николай Носов, тот, кто написал «Незнайку» и многие другие известные книги, родился под Киевом в 1908 году. Отец его по профессии актер, однако в силу обстоятельств был вынужден помимо специальности работать на железной дороге.

С детства будущий писатель испытывает любовь к творческой деятельности: его увлекает игра на скрипке, он с удовольствием посещает театр, любит фотографировать. К сожалению, как и все дети той поры, Носов быстро повзрослел. Голодные годы, начавшиеся после Первой мировой и Гражданской войн, заставили Николая идти работать, дабы семья не умерла с голоду.

Окончив школу-семилетку, Носов какое-то время ищет себя, наконец в 19-летнем возрасте поступает в Киевский художественный институт. Проучившись там два года, он переводится в Московский институт кинематографии. Носов остается верен любимому делу: с 1938-го по 1951 годы он занимается постановкой фильмов для детей и юношества.

Коротышки - герои книг о Незнайке

Первым произведением, описывающим приключения Незнайки, был короткий рассказ «Винтик, Шпунтик и пылесос». Уже после, увидев, как полюбились читателям персонажи-коротышки, Носов пишет знаменитую сказочную трилогию. Он становится тем, кто написал «Незнайку» и познакомил с ним юных читателей.

Примечательно, что из трилогии Носов посвящает своей второй жене, Татьяне. Детей у них не было (сын Петр был от первого брака). В начале писательской карьеры Носов еще не известен, как тот, кто написал «Незнайку». Его рассказы об обычных школьниках, совсем таких же, как аудитория, читающая произведения. Однако уже тогда писатель вынашивает план написать произведение со сказочным сюжетом.

В 1952 году, будучи в Минске, Носов делится идеей с редактором журнала «Барвинок» Богданом Чалым. Последнего мысль о городе коротышек настолько вдохновила, что он предлагает Носову выпускать главы из книги постепенно, публикуя их в журнале. Так писатель и поступает: в 1953-1954 годах в «Барвинке» выходит первая книга трилогии, описывающая приключения Незнайки.

Какие же они, коротышки? Это небольшие человечки, величиной не больше огурца. Есть среди них особи мужского и женского пола. Живут они в своих городах: Цветочном, Солнечном. Все коротышки заняты делом: изобретают, готовят, лечат остальных, рисуют, сочиняют стихи или музыку. В их среде особо выделяется своеобразный лидер (Знайка), эрудированный во всем. К нему коротышки прислушиваются. Герои «Незнайки» имеют весьма интересные имена: по принадлежности к профессии (Винтик, Шпунтик, Пилюлькин), по характеру или особым физическим качествам: Пончик (полный, много ест), Торопыжка, Авоська.

По небольшим фразам и эпизодам читатель узнает, что коротышки могут умереть (за Незнайку испугались, что он лежит «как мертвый»), между ними существуют родственные отношения: Авоська и Небоська - родные братья.

В спокойную размеренную жизнь коротышек привносит диссонанс Незнайка, он как бы противопоставлен всем, потому что не занят каким-либо определенным делом, он либо мешает другим, либо попадает в нелепые ситуации. Вокруг этого и строятся сюжеты всех трех сказок.

Первая часть трилогии о приключениях Незнайки

В первой части рассказывается о неудачном полете коротышек на воздушном шаре, который спроектировал Знайка. Так получается, что они попадают в аварию. Произошло все следующим образом: во время полета на шаре случается неполадка. Знайка решает, что коротышкам необходимо покинуть шар и спрыгнуть вниз. Он показывает пример, однако после его прыжка шар начинает опять подниматься вверх. Незнайка вводит всех в заблуждение, сказав, что так и должно быть. Все успокаиваются, однако ситуация вновь выходит из-под контроля и шар все-таки разбивается.

Немного пострадавшие коротышки попадают в госпиталь Зеленого города, где находятся под жестким контролем доктора Медуницы. Можно сказать, что героев держат в заточении. Всех, кроме Незнайки. Его находят поодаль от остальных. Нерадивый коротышка начинает бессовестно обманывать обитателей Солнечного города, рассказывая, что именно он придумал проект воздушного шара, убеждает всех в своей просвещенности во многих науках, в том числе художественном таланте и пении.

Так и течет жизнь в Зеленом городе, пока не появляется Знайка. Оказывается, все это время он искал своих друзей. Обман Незнайки раскрывается, все объявляют ему бойкот, однако вскоре прощают и разрешают посетить всеобщий бал. Вскоре коротышки Цветочного города понимают, что пора возвращаться домой. По возвращении Незнайка решает измениться, он мирится с другом Гунькой и начинает самообразовываться.

Книга о приключениях Незнайки в Солнечном городе

«Незнайка в Солнечном городе» - еще одна часть про приключения незадачливого коротышки. Здесь Носов преподносит совсем иной смысл. Через волшебные приключения известных уже и Кнопочки Носов знакомит юных читателей с совершенно идеальным городом и общественным строем. Становится понятно, что тот, кто написал «Незнайку», хотел на конкретном примере показать ребятам, что значит понятие «коммунизм». Элемент волшебства подчеркивает недостижимость такого строя в реальности.

Действительно, в Солнечном городе царит прогрессивная атмосфера: жители не знают, что такое деньги, но у каждого есть личный автомобиль, нет разделения на классы - все равны, каждый занимается любимым делом.

Особое внимание Носов уделяет такому понятию, как совесть, он даже материализует ее: Незнайка ведет диалоги с ней каждую ночь.

Сказка "Незнайка на Луне"

Последняя часть трилогии «Незнайка на Луне» - своеобразный рассказ о капиталистическом строе. Это была своего рода сатирическая обрисовка этого общественного строя.

Незнайка вместе с Пончиком, угнав ракету, спроектированную Знайкой, попадают на Луну и погружаются в жестокость Лунного общества, где царит неравенство, коррупция, все продается и покупается, обществом правят олигархи. В итоге герои попадают на Дурацкий остров, откуда их, полуживых, спасает экспедиция из Цветочного города.

Незнайка - один из самых известных героев детских сказочных книг. Все мы в детстве с удовольствием читали эту книжку, с интересом следили за приключениями Незнайки и других малышей.
А знаете ли вы, что Незнайка по происхождению - эльф? Тогда сейчас вы это узнаете))

Итак, Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города, главный герой трилогии Николая Носова , посвящённой его приключениям.

И хотя в Цветочном городе живёт много малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и механик Шпунтик, и музыкант Гусля, но именно балбес и непоседа Незнайка стал любимым книжным героем.

Почему же?
Ответ прост — из-за обаяния! Да-да! Того самого обаяния, что делает этого малыша неотразимо привлекательным и даёт ему возможность завоевать читательское сердце.
К тому же Незнайка не так и прост. Он очень любопытен, общителен и отнюдь не лишён талантов.
Судите сами: первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит только о своеобразии художественного дара.))

Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры:

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Подумать только, какая сила воображения, какая экспрессия!))
Сравните эти поэтические строки хотя бы с виршами поэта Цветика:

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром,

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он всё-таки годится.

И всё доступно уж, эхма!

Теперь для нашего ума!

А ведь Цветик профессионал, тогда как Незнайка сделал лишь первые шаги на поэтическом поприще.

И какая у нашего героя тяга к новым знаниям и широта интересов! Едва он отложил в сторону кисти и краски, ещё в воздухе носились отзвуки его поэтических опытов, а он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, не без некоторых происшествий…

Вот такой он, Незнайка, разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, поразительно похожий на любого (не сказочного, а реального) мальчишку.
Собственно, это и главное. Ведь Незнайка, по сути своей, — квинтэссенция мальчишеского характера и поведения.

Малыш Незнайка — без сомнения, большая удача Н.Н.Носова. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя — «незнайки». Витя Малеев и Коля Синицын из повестей, Мишка и Коля из рассказов — это мальчишки, которые пока мало что знают и умеют, но стремятся всё испробовать, узнать и сделать.
Вообще, «“незнайство”, связанное с детской наивностью», Н.Носов использует и обыгрывает виртуозно, заставляя его служить в своих произведениях (реалистических и сказочных) и главным двигателем сюжета, и основным источником комического.
………………..

История создания Незнайки очень интересна.

Был ли прототип у Незнайки? Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.
Говорят, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные, и по характеру он — непоседа.
От своего создателя, самого Н.Н.Носова, герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить. Этот дар у него, несомненно, от Николая Николаевича.

По словам самого Носова , у Незнайки (и других малышей) такой жизненный прототип:

«Это ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

Коротышки Цветочного города

Но, были у Незнайки и совсем даже не жизненные, а сказочные прототипы.
Просто удивительно и неожиданно, оказывается - Незнайка — в прошлом - Мурзилка, да к тому же ещё и эльф!

Станислав Рассадин в книге о творчестве Носова, пишет, что Николай Николаевич рассказывал ему о прочитанной в детстве сказке «Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков» . Воспоминания об этой книге и натолкнули его на мысль о новом герое - Незнайке.
Эта книжка на рубеже веков была весьма популярна. Героями её были малютки эльфы с забавными именами (Мурзилка, Чумилка-Ведун итп), а основу сюжета составляли их путешествия и приключения.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик - с пальчик, девочка - с ноготок». Автором этой сказки была писательница Анна Хвольсон , а иллюстрациями служили рисунки из комиксов канадского художника Палмера Кокса . Главным героем был Мурзилка — человечек во фраке , с тросточкой и моноклем .

К слову сказать, эльфы А.Б.Хвольсон имеют не очень большое сходство с фольклорными эльфами, которые обитают в сказках и легендах многих народов мира.

В конце статьи дается список книг , которые подробно расскажут и об эльфах, и о других представителях обширного «маленького народца» — гномах, карликах, цвергах, лепреконах и т.п. Кстати, среди сказочного миниатюрного населения есть и наши доморощенные. Вы, например, слышали о лесавках или боли-бошках?))
………………..

Первое издание книжки «Царство малюток », включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после 1917 года книжка А.Б.Хвольсон не переиздавалась. Поэтому и о родстве героев А. Хвольсон и Н. Носова почти никто не знал.

И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки.

Хотя характер Мурзилки схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более живо и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен, то у Носова это живой и обаятельный мальчишка. Поэтому, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

Но вернёмся к Мурзилке. Почему же «позаимствовав» у Хвольсон образ героя, хотя и трансформировав его, Носов пренебрёг его именем? Да потому что в середине XX века имя это было уже весьма «раскручено» популярным детским журналом.

А сам Мурзилка стараниями художника А.М.Каневского в 1937 г. из лесного эльфа превратился в желтенький пушистый персонаж в беретике, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
Так что имя для своего героя Носову пришлось искать другое. И в этом ему помогли всё те же малютки эльфы Хвольсон, один из которых, Незнайка, был братом Знайки и полным его антиподом.

Первая публикация в журнале «Барвинок» вышла в 1953—1954 гг. на двух языках — русском и украинском (в переводе Ф.Макивчука) — под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть».

Существенную роль в завоевании Незнайкой любви у маленьких читателей сыграл удачный выбор иллюстраторов. Первые две части трилогии были проиллюстрированы А. Лаптевым, третья - Г. Вальком.

И портрет получился настолько удачен и схож с оригиналом, что последующие «портретисты» повторяли и обыгрывали созданный А.М.Лаптевым образ.
Носов получил за трилогию о Незнайке в 1969 году Государственную премию РСФСР им. Н.К.Крупской.
………………………..

Что же до литературных прототипов, то есть у Незнайки ещё один, уже наш, коренной, российский.

Вот две цитаты.

1.
— Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

— Это я, — ответил Незнайка…

…Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, да придумай». Я говорю: «Мне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумывайте». Они говорят: «Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!» — «Ну ладно, — говорю. — Что с вами делать! Придумаю». И стал думать…

Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! «Вот, говорю, братцы: будет вам шар!» И сделал шар.
Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Гл. XIII. Разговор за столом.

2.
Анна Андреевна . Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно и в журналах помещаете?
Хлестаков . Да, и в журналах помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений. Женитьба Фигаро, Роберт Дьявол, Норма. Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях…».
Н.В.Гоголь. Ревизор. Действие III. Явление VI.
Даже этих строк вполне достаточно для выявления несомненного сходства двух героев.

И ещё о литературных родственниках.

Есть у Незнайки и его друзей коротышек ещё одна весьма многочисленная родня — «маленькие человечки» из сказок: Мальчик-с-пальчик Ш.Перро, Дюймовочка Х.К.Андерсена, Пиноккио К.Коллоди и его брат-близнец Буратино А.Н.Толстого, Чиполлино Д. Родари…

Все эти литературные малыши возникли по одной причине — маленькому читателю близок маленький герой, с которым он может себя отождествить.
………………

Обретя стараниями художников свой зрительный образ, Незнайка смело шагнул за страницы родной книжки. Незнайку можно встретить где угодно. В мультфильмах и на сценах театров, в детской периодике, на радио и телевидении, на карнавалах (кстати, костюм Незнайки — беспроигрышный и очень недорогой вариант) и викторинах. Есть игрушки «Незнайка», конфеты «Незнайка» итп.
Фантик от конфеты

Даже в экзотической Японии известный кондитер Мацуо Кокадо позаимствовал имя и образ носовского героя для своей вкусной продукции.

О мультфильмах про Незнайку
(Зайдите сюда , если хотите уточнить каких)
Мультфильмы про Незнайку шли на экранах нашей страны с начала 1960-х годов. Не так давно появился и мультик «нового поколения» — «Незнайка на Луне». Режиссёр А.Люткевич не только разглядел в романе Н.Носова и иллюстрациях Г.О.Валька идеальную мультипликационную историю, но и воплотил её в экранную жизнь.
…………………
А еще и заболевание есть такое - «Синдром Незнайки» или « синдром нарушенного внимания». Он часто является причиной «плохого» поведения детей. Их повышенная импульсивность, невнимательность и гиперактивность плохо укладываются в традиционные схемы поведения, мешает учебе.
………………
Вот какая интересная история у Незнайки!
Автор Ирина Казюлькина
……………………………..

Списки книг

Маленький список книг о маленьких существах

Аппензеллер Т. Гномы / Пер. В.Шартова.
Булычёв Кир. Фантастический бестиарий .
Заяц В. Привидения и духи.
Каневский А. Монстры и чудовища.
Мифологический бестиарий : От Алкоста до Ягила.
Феи и эльфы.
………………………..

Библиография — источник информации к размышлению

Бегак Б. Странствия продолжаются.

Жизнь и творчество Николая Носова .
Очень хороший сборник, отлично составленный и весьма разнообразный. Здесь представлены статьи Ю.Олеши, В.Катаева, Л.Кассиля (какие имена!).

Карлов Б. «Я знаю только то, что ничего не знаю», — сказал Сократ, но он не знал Незнайку: Всё о Незнайке // Пять углов. — 1996. — № 19.
Эта статья Бориса Карлова подарила множество фактов, идей и ассоциаций, отталкиваясь от которых мы выстроили наш материал о носовском герое.

………………………………………………..