Завершилось строительство нового здания нахимовского училища на пеньковой. Нахимовское училище (Училищный дом Петра Великого) Нахимовское военно морское училище архитектор

«И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так точно совпадают, что даже мне зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом для нахимовцев» А.И. Дмитриев

Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения известного архитектора России А.И. Дмитриева. Творчество этого видного зодчего охватывает всю первую половину XX века. Многообразное и многожанровое наследие мастера включает около ста крупных проектов и построек, многие из которых вошли в летопись отечественной архитектуры.

Александр Иванович Дмитриев родился 2 (14) октября 1878 года в семье фотографа, приписанной к мещанскому сословию города Пскова. С детских лет он увлекался рисованием. Мальчик рано остался без отца, и овдовевшая мать Ю.А. Дмитриева продолжала держать фотографическое заведение и прилагала все силы, чтобы дать полноценное образование Александру и его младшему брату Николаю. Благодаря заботам матери он овладел французским, немецким и английскими языками, которые так пригодились в заграничных командировках.

Летом 1895 года шестнадцатилетний юноша приехал в столицу и, успешно сдав экзамены, поступил в Институт гражданских инженеров. Свою первую работу по рисованию на первом курсе студент Дмитриев выполнил на тему «Древности Пскова». Прекрасные акварельные рисунки выпускника были оценены на «отлично». Много лет спустя он вспоминал свое первое произведение: «Недавно перечитал «Некоторые древности Пскова» и увидел, что это юношеское исследование мог бы подписать и теперь, через полстолетия ничего не меняя». Институт гражданских инженеров Дмитриев закончил с золотой медалью – вторым по списку из 59 выпускников. Талантливый выпускник активно включился в архитектурную жизнь столицы и был избран членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно поступил на архитектурное отделение Академии художеств по классу популярного тогда профессора Л.Н. Бенуа. В 1904 году Дмитриев совершает поездку заграницу с научной целью. Поездка в США и Канаду расширила его кругозор.
В своих научных трудах архитектор рассматривал вопросы технических приемов и особенностей строительства, экономики, строительного законодательства, прочности и противопожарной безопасности. Александр Иванович активно принимает участие в архитектурных конкурсах. Его проект здания Государственной Думы для Петербурга получил в 1908 году золотую медаль.

Но наибольшую известность принесло Дмитриеву участие в конкурсе в 1903 году на проект здания Училищного дома имени Петра Великого (Нахимовского военно-морского училища), возведенный на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, у истока Большой Невки. В момент конкурса он вместе с фон Гогеном трудился над интерьерами особняка М.Ф. Кшесинской. Свое главное произведение зодчий посвятил 200-летию основания Санкт-Петербурга. Проект он выполнил в духе архитектуры петровских времен, и наградой за удачный проект была первая премия на конкурсе. По отделке и оформлению парадных интерьеров он сотрудничал с великими мастерами, многие из которых входили в творческую организацию «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, В.В. Кузнецов, А.А. Кудинов, С.В. Чехонин и другие.

Известно, что сам архитектор при выборе здания для обучения и воспитания воспитанников Нахимовского военно-морского училища в 1944 году посоветовал адмиралу Н.Г. Кузнецову здание на Петроградской набережной. Александр Иванович любил бывать в гостях у нахимовцев. Сооружение Дмитриева и сегодня является самым замечательным и примечательным среди учебных зданий Санкт-Петербурга. Более 100 лет главное здание архитектора А.И. Дмитриева не меняет свое счастливое предназначение – воспитание достойных граждан Великой России.

Главный архитектор Петербурга, академик архитектуры всю свою долгую творческую жизнь проектировал и строил жилые дома, промышленные сооружения, судоверфи и мосты в Таллине, Таганроге, Красноярске, Новосибирске, Харькове и других городах, вел научную, преподавательскую и законотворческую деятельность. В этих условиях А.И. Дмитриев поддерживал убежденность в ценности творческого труда. «…Счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал, — говорил 80-летний мастер. — В этом и есть главная красота человеческой жизни…»

Основные работы А.И. Дмитриева

  • Улица Профессора Попова, ? 1900-1901 гг. - особняк Г. В. Эша. (Не сохранился).
  • Симбирская губернская земская управа на углу Б. Саратовской и Покровской ул. в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия)
  • Петровская набережная, д. № 2-4 - Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909-1911 гг.
  • Кронверкский проспект, д.№ 1-3 - улица Куйбышева, д. № 2 - 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М. Ф. Кшесинской. 1905-1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.).
  • Английский проспект, д. № 1/набережная Мойки, д.№ 124 - жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908-1909 гг. Ныне - ВНИИОкеангеология.
  • Набережная реки Фонтанки, д. № 203 - корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1912. Совместно с Н. И. Дмитриевым.
  • Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.).
  • Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913-1917 гг.)
  • Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908-1910 гг.)
  • Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губ. (1907 г.)
  • Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.)
  • Дом кооперации на пл. Дзержинского в Харькове (1927-1930 гг., совместно с О. Р. Мунцем)
  • Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.)
  • Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931-1932 гг.; расчёт конструкций гражд. инж. Аистов Н. Н.)
  • Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н. А., Сморгонского Л. И.; инж.: Дмитриев П. И., Попов И. О., Иванов В. Ф., Никитин П. И.)
  • Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей
  • Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.)
  • Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года).
  • Второй конкурс памятника Скобелеву//Зодчий. 1903, № 33, С.395;
  • Городской училищный дом имени Петра Великого// Зодчий. 1908, № 29, № 33, С.354;
  • Заброшенность Петровских реликвий//Старые годы. Май, 1912;
  • Из иностранных архитектурных журналов//Зодчий. 1902, № 12, С.143-145;
  • Историческая выставка предметов искусства в Москве//Зодчий. 1904, № 4;
  • К вопросу о премировании Петербургской городской Думой лучших фасадов//Зодчий. 1903, № 52;
  • Канализационные колодцы//Зодчий. 1899, № 11;
  • Канализационные поглотительные колодцы//Зодчий. 1899, № 2, С.137-141;
  • Конкурс памятников Вагнеру и Бисмарку//Зодчий. 1902, № 35, С.398-401;
  • К проекту пчеловодной школы в память академика А.М.Бутлерова//Зодчий. 1907, № 46, С.475-476;
  • Некоторые древности Пскова//Зодчий. 1897, Вып.5, С.35-38;
  • XI съезд естествоиспытателей в Москве//Зодчий. 1902, Вып.8, С.97-98; Вып.9, С.109-110;
  • Памятник Ш. Гарнье перед зданием Большой оперы в Париже//Зодчий. 1903, № 32, С.376-378;
  • Результаты двух конкурсов: музея в Бармене и памятника имп. Елизаветы в Вене//Зодчий. 1903, № 28, С.341-343;
  • Современное декоративное искусство//Зодчий. 1903, № 39, С.453-456; № 40, С.469-471;
  • Фельдшерское училище для Черноморского флота//Зодчий. 1913, Вып.10, С.119-120;
  • Французская художественная архитектурная печать за 1903//Зодчий. 1904, Вып.6, С.68-69;
  • Дмитриев А., Кривошеин Г. Внеконкурсный проект моста для Стокгольма//Зодчий. 1908, Вып.28, С.259-261;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. К проекту дома управления южных железных дорог//Зодчий. 1913, Вып.5, С.52;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. Постройка дома управления южных железных дорог в Харькове//Зодчий. 1912, Вып.32, С. ; Вып.34, С.
  • Художественно-архитектурные впечатления дня// Зодчий. 1904, № 8, С. ; № 9, С.106-108; № 11, С.135-137; № 15, С.182-185;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева//Архитектурное наследство. 1979, № 27, С.180-189.

Литература:

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982;
  • Кондаков С. Ук.соч. Т.2, С.325;
  • Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев: К 100-летию со дня рождения//АСССР. 1979, № 2;
  • Кириков Б.М. Образец стиля модерн. Новые материалы об интерьерах памятника архитектуры//САЛ, 1976. № 6. С.38-41;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева период 1900-1917 гг.//Архитектурное наследство, 1979, № 27, С.180-189. Кондаков С. — т. 2, с. 325.

Вся информация взята из открытых источников

Илюшина Ирина Васильевна, педагог-организатор 3 курса НВМУ

Нахимовский городок в Петербурге оккупировали строители

Завершается расширение Санкт-Петербургского нахимовского военно-морского училища (НВМУ). Существующее старинное здание проходит реконструкцию, а позади него уже возведен новый корпус. К сожалению, не обошлось без сноса дореволюционных построек.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это училище было основано в июне 1944 года. Оно создавалось для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службы офицерами флота. Примерно в одно время с Ленинградским были сформированы Рижское и Тбилисское нахимовские училища, но просуществовали они недолго. И с середины 1950-х подобного рода учебное заведение в стране осталось одно - в нашем городе. Такое положение сохранялось до 2016 года, когда к НВМУ в качестве филиалов присоединили Владивостокское и Севастопольское президентские кадетские училища.

Учебной базой нахимовцев много лет считался легендарный крейсер «Аврора», пока в середине 1960-х корабль не стал музеем.

Нахимовское располагает несколькими зданиями на Петроградской стороне, главное из которых - училищный дом Петра Великого дореволюционной постройки (памятник архитектуры). Чертежи этого ассиметричного здания со шпилем подготовил архитектор Александр Дмитриев. Нарядный фасад зодчий украсил с использованием мотивов барокко. Стройку хотели приурочить к 200-летию Петербурга - к этой дате в городе собирались возвести сразу несколько новых училищных домов. Но проект, как у нас давно водится, отложили. И в 1909 году здание закладывали уже в честь другого исторического события - 200-летия Полтавской битвы. Строительство продолжалось до 1913 года. После чего внутри расположились классы начальной школы, а также ремесленное училище. Там готовили кадры для коммерческого флота. Революция назначение постройки не изменила: здание продолжало использоваться как школа, пока в 1944 году его не передали нахимовцам.

За время своего существования - а в следующем году НВМУ отметит 75-летний юбилей - училище выпустило тысячи юных моряков. Среди его выпускников знаменитые флотоводцы-адмиралы, Герои Советского Союза и России, известные ученые, конструкторы, инженеры... И все они помнят свою альма-матер.

В последние годы в училище сетовали на нехватку площадей. В 2015 году руководство учебного заведения обратилось в Смольный с просьбой предоставить землю для расширения. В городском правительстве пошли навстречу и выделили участки поблизости - со стороны Пеньковой улицы, на которых стояли два детских сада, построенных в середине XX века, и гаражи.

Символический старт проекту был дан в начале прошлого года, когда на училищном доме впервые после долгого перерыва запустили башенные часы, изготовленные фирмой «Фридрих Винтер» (стояли они потому, что требовали ремонта, а денег ранее все не находилось). На площадку подрядчик - Главное управление обустройства войск - вышел к осени. Пеньковую улицу перекрыли, причем не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Отданную под застройку территорию расчистили от построек.

На участке приступили к возведению помпезного шестиэтажного здания в исторической стилистике (близкой к архитектуре классицизма), украшенного колоннами и куполом. Площадь постройки - около 34 тыс. кв. метров, и по размеру она с виду не уступает главному историческому корпусу. К училищному дому новое здание примыкает одной из стен. Градозащитник Дмитрий Литвинов в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» отмечал, что новостройка претенциозно-величава, она претендует на главенствующую роль и может подавить собой настоящие памятники архитектуры. «На мой взгляд, это некая карикатура на памятники архитектуры Петербурга, и прежде всего на Академию художеств», - считает Литвинов.

По наблюдениям корреспондентов нашей газеты, на сегодня новый корпус уже возведен в конструкциях. Кроме того, в значительной степени выполнены работы по его внешней отделке. Сейчас, когда воспитанники училища (они себя со дня его основания называют «питонами») находятся на каникулах, темпы работ на объекте очень высокие. Одновременно продолжается реконструкция старинного училищного корпуса. Это здание стоит в лесах, его купол частично разобран.

Как рассказали в Министерстве обороны, речь идет о «глубокой реконструкции». Производится замена стен, в том числе несущих конструкций, а также перекрытий. Помещения проходят перепланировку. Специалисты также устанавливают новые инженерные системы.

В военном ведомстве обратили внимание, что училище никогда не имело единой территории, а теперь этот недостаток будет исправлен. После завершения работ НВМУ получит архитектурный ансамбль в форме классического каре с плацем для построений во внутреннем дворе. «Это позволит создать условия для качественного обучения воспитанников, согласно нормам учреждений полного пансиона», - сообщили нашей газете в министерстве.

Необходимо отметить, что для реализации проекта пришлось демонтировать несколько построек. Во-первых, это старая водогрейная котельная. На смену ей будет построена новая, причем расположится эта утилитарная постройка почти на красной линии Пеньковой улицы. Во-вторых, был разобран старинный водозабор (подземный резервуар) с садом на крыше, располагавшийся между старым и строящимся корпусами училища. По всей видимости, он мешал строительству перехода между корпусами.

Были сохранены только гранитные павильоны, относившиеся к этому водозабору. Они выходят на Пеньковую. Военные обещают, что павильоны будут отреставрированы с восстановлением исторического декора. Для этого привлекли реставраторов с опытом работы на других ценных постройках Петербурга, говорят военные. По их словам, будет воссоздан и сад.

Судя по информационному щиту, работы по реконструкции нахимовского городка должны быть завершены к осени.

Добавим, что одновременно достраивают новый спальный корпус для филиала НВМУ в Мурманске, созданного в 2017 году. Там управиться также рассчитывают к началу учебного года.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Завершилось строительство нового корпуса Нахимовского училища на Пеньковой улице, 1. Ради проекта были снесены два детских сада и исторический резервуар для воды.

О планах расширить Нахимовское училище стало известно в 2016 году . Военному образовательному учреждению потребовалось возвести учебно-жилой корпус, столовую и спортзал. Весной 2017-го город передал училищу землю на Пеньковой улице . Ближе к зиме снесли оба здания, стоявших там, а именно сталинские детские сады (дома 3 и 5).

Проект нового корпуса разработало ООО «Юринвестстрой» (на субподряде у АО «Главное управление обустройства войск»). Оно вышло монументальным, пятиэтажным в стиле классицизм. Центральную часть выделили четырехколонным портиком и куполом. Колер фасадов напоминает основное здание училища.

В мае 2018 года почти полностью снесли дореволюционный водозаборный узел на Пеньковой улице, 9 . Он был построен в 1910-х годах и представлял собой железобетонный резервуар для воды и два гранитных павильона, обращенных к улице. Сооружение находилось в аварийном состоянии. Как следовало из письма Водоканала, во избежание разрушений оно было частично заполнено водой, «требовались конструктивные мероприятия». В качестве «конструктивных мероприятий» приняли решение снести аварийный резервуар, сохранив павильоны, поясняли «Канонеру» в АО «Главное управление обустройства войск». КГИОП работы санкционировал, о чем сообщил изданию.

На месте утраченного объекта компания обещала разбить сад. И это действительно было сделано: там посадили деревья, проложили дорожки, возвели ротонду с надписью «У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь - славный!» (это слова адмирала Нахимова).

По данным Росреестра, недавно новое здание было введено в эксплуатацию. Ему присвоен адрес: Пеньковая улица, 1.

Кстати, одновременно со строительством нового корпуса и разбивкой сада отремонтировали также основное здание Нахимовского училища. Оно теперь имеет медный цвет кровли.

Сентябрь 2017 года:

Сентябрь 2018 года:

Фото Дмитрия Ратникова

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

Все мы настолько привыкли к тому, что в красивом голубом с белым здании на пересечении Петровской и Петроградской набережных обитают моряки, что нам кажется, что для них оно и было создано. Но, оказывается, нет. Нахимовское училище въехало в этот дом в 1944 году. А дом построен в 1911. И строился он к памятной дате - 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. За несколько лет до юбилейного 1903 года была образована специальная Юбилейная комиссия, которая занималась разработкой программы торжеств и рассматривали многочисленные проекты и предложения, отбирая лучшие из них для включения в программу. В 1902 году была подана идея построить Училищный дом в память основателя города. Идея была созвучна образовательным настроениям той эпохи, и предложение было принято. Но построить его уже не успевали - юбилей был не за горами. Поэтому решили в дни торжеств заложить первый камень Училищного дома, а построить его позднее, приурочив к какой-либо другой дате. Торжественная закладка Училищного дома Петра Великого состоялась на второй день юбилейных торжеств на Петровской набережной неподалеку от Домика Петра Великого. В том же году был объявлен конкурс на представление лучшего проекта Училищного дома. По условиям конкурса в главном здании училищного дома должны были разместиться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня. Ремесленные училища, мужское и женское, на 150 человек каждое, должны были разместиться из соображений гигиены в отдельном здании. Все училища, входящие в комплекс должны иметь отдельные входы, уборные, комнаты для раздевания, лифт для персонала. Предусматривалось также создание большого двора для игр детей и малого служебного двора. Одним из непременных условий конкурса была установка на фасаде здания монумента или бюста Петру Великому. Победителем конкурса оказался молодой, 27-летний архитектор Александр Иванович Дмитриев. В проекте архитектор на фоне современных неоклассических форм использовал черты петровской архитектуры, зрительно помогающие оживить память о днях, давно минувших, о зарождении Петербурга, о его основателе.
Из-за проблем финансирования в 1907 году для строительства Училищного дома был предложен другой участок на Большой Невке, вдоль Петроградской набережной. Здесь оно и было построено и приняло на себя роль архитектурной доминанты. Наконец, в апреле 1909 года все согласования и утверждения были пройдены, и в канун юбилея Полтавской битвы, 26 июня 1909 года на новом месте была вторично совершена закладка здания. Главные торжества, посвященные юбилею Полтавской битвы, происходили в Полтаве, поэтому царский двор был там, и члены царской фамилии не присутствовали при новой закладке Училищного дома. (Интересно, что в Полтаве тогда в присутствии царского двора был открыт памятник погибшим шведам. На братской могиле в окрестностях города был водружен крест с надписью: «Храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 г.»). Здание было построено в удивительно короткие сроки, особенно по сравнению с долгим периодом подготовки. Оно строилось всего полтора года, и к осени 1910 года строительство почти было завершено. Училищный комплекс состоял из главного здания, стоящего вдоль Большой Невки, и двух перпендикулярно примыкающих к нему корпусов. В одном из них располагался актовый зал со служебным флигелем; в другом - соединенный с главным корпусом трехэтажным переходом над воротами ремесленный корпус. В 1910 году еще до окончания отделочных работ в здании Училищного дома начались занятия в 37 классах. Освящение здания состоялось в 240 день рождения основателя города императора Петра Великого 30 мая 1912 года. Здание было оснащено центральным паровым отоплением, вентиляцией, было проведено электричество, были замощены прилежащие к нему улицы.
Главным фасадом здание обращено к Большой Невке. Фасад подчеркнуто ассиметричен. Его смысловой центр сильно смещен вправо. В центре основной композиции на уровне третьего этажа - картуш с бронзовым бюстом Петра в кирасе и горностаевой мантии по эскизам А. Н. Бенуа. Под ним две фигурки младенцев держат покрывало с надписью: «ОТЦУ ОТЕЧЕСТВА». Венчает скульптурное убранство фасада огромный рельеф, в центре которого две скрещенные латинские буквы «Р» - вензель императора: Peter Prime. Справа и слева от изображения юноши-атлеты, удерживающие тяжёлую львиную шкуру, на которой ниже на уровне пятого этажа установлены часы знаменитой фирмы «Винтер». Часы этой фирмы установлены на Адмиралтейской башне, на башне Московского вокзала, а также на Думской башне. Над приподнятой крышей фронтона возвышается тонкий шпиль с корабликом наверху.
Фасад Ремесленного корпуса Училищного дома, обращенный к Неве украшает горельеф работы скульптора А.А. Кудинова. На горельефе изображена богиня Минерва, одобряющая деяния Петра. Изображение римской богини Минервы (греческой Афины) на фасаде Ремесленного корпуса представляет ее здесь покровительницей искусств и ремесел в окружении предметов, относящихся к различным видам человеческой деятельности: живописи, ваянию, театру, навигации, кораблестроению. В ремесленном училище училищного дома обращали особое внимание на приобретение учащимися навыков рисования и черчения и потому в здании были залы для рисования, большие аудитории и мастерские. Здесь же была расположена библиотека.
Северный флигель Училищного дома служебный. Он выходит на Пеньковую улицу. Вместе с корпусом актового зала четырехэтажный флигель образует небольшой уютный служебный двор. Парадные залы Училищного дома назывались «Петровскими». От их былого пышного убранства мало что сохранилось. Приемная, которая сейчас поделена на две части, своим убранством напоминала галерею дворца Монплезир в Петергофе. До некоторой степени сохранился вестибюль главного входа с крестовыми сводами, изразцами и двухъярусным камином. На двух лестницах, ведущих из вестибюля наверх, в лестничных пролётах висели на цепях фонари, напоминающие фонари парусных судов. Каким-то чудом уцелели решетки перил с вензелем Петра I и Меншикова (буква «М») и сами перила.
Расположенный на втором этаже Актовый зал очень украшали люстры и паникадила. К потолку были привешены деревянные модели кораблей, в простенках чередовались бра и зеркала. Особую торжественность залу придавали голубые изразцы с рисунками, в которых отображалась петровская эпоха, и были неоднократно повторены изречения Петра I. В зале висели картины и две карты России.
После революции богатое убранство Актового зала было утрачено. В 1944 году в здании бывшего Училищного дома Петра Великого разместилось Нахимовское училище.