Что есть правда в рассказе кладовая солнца. Сочинение на тему: Что такое правда и где ее искать в сказке Кладовая солнца, Пришвин

«Правда жизни» (Конспект урока по произведению М.М. Пришвина
" Кладовая солнца").(6 класс)

Цели: осмысление учащимися правды жизни и взаимоотношения человека с природой;
совершенствование элементарных навыков анализа художественного произведения;
привитие любви к природе.
Задачи:
научить работать со словом по методике К. Вазиной " Древо понятий";
совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности
приобщать учащихся к нравственным, эстетическим ценностям.

Оборудование: портрет М. М Пришвина, плакаты с высказываниями, выставка книг, корзиночка с клюквой, рисунки детей, диск с пением птиц.

Здравствуйте, дети! Я очень рада приветствовать в этот замечательный день. Мы все любим природу, любим отдыхать в лесу, собирать ягоды и грибы. многие писатели посвящали свои произведения природе. Среди них -Михаил Михайлович Пришвин. Сегодня мы обратимся к его произведению " Кладовая солнца".
К.Г.Паустовский писал о Пришвине: " В повестях, рассказах, географических очерках ПРишвина все объединено. человеком - неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку."
Запишите, ребята, число и тему урока. Эпиграф урока: " Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях и думаю"(М.М. Пришвин)

Цель нашего урока: проанализировать текст, раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе, четко уметь выразить свои мысли и чувства; осмыслить, в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.
- Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о нем сказать?
(Добрый, седоволосый, в очках, взгляд устремлен вперед, на лице-улыбка)
- На кого он похож из произведения?
(На Антипыча).
- Сейчас мы поработаем со словами:кладовая, клад, кладовка. Обратимся к толковому словарю.
- А что такое солнце? (Дает жизнь, тепло растениям, животному, человеку)
- Что означает слово" правда"? (Дети обсуждают в парах)
Поработаем по " древу понятий", где слова выписаны из различных словарей(см. приложение).
(Дети составляют выводное слово и записывают в тетрадь понятие и срвнивают с тем, что на листе написано.)
- Кто говорит о правде?(Антипыч)
- Как он говорит? (Из текста дети находят)
- Кто ещё из героев нам помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настенька, собака Травка).

Приступаем к анализу произведения.
Кто такие Настя и Митраша?
В тетради пишем найденные эпитеты из текста. Работаем в парах.
Митраша:
Настя
Мужичок –в- мешочке Золотая Курочка
Веснушчата
Лобастый
милая
Коротенький
Плотный хозяйственная
Сильный
Упрямый работящая
Умный
Любящий командовать добрая
Умная
благоразумная

(Дети дают пояснение каждому слову).
Можно провести инсценирование.
Вывод: ссорились, жили, как все ребята.
- Куда отправились дети? Что взяли с собой?
(За клюквой. Взял Митраша с собой ружьё, компас(как отец),топор; Настя- хлеба, молока, картошку, корзинку- побольше.)

Ребята, нарисуйте в тетради путь в Блудово болото.

Как природа предупреждает детей об опасности? (Свободное высказывание детей)

Почему дети поссорились?
(Ветер раздора).

О каком ветре пишет Пришвин? (О ветре-сеятеле).

Что он принес?
(Два семечка)
- Прочитайте, как написано в произведении.

Как Пришвин сравнивает ель и сосну с детьми?
- Куда Настя пошла?

(По проторенной дороге и оказалась на палестике?(Объяснение слова «палестинка».)

Где Митраша оказался? (Дети читают отрывок)

Какие опасности ожидают Митрашу?(Серый Помещик).

Расскажите о волке. Какой символ включен в образ волка?(Символ одиночества).

Дети, как вы переживали за детей? (Ответы детей).

Как Настя собирает клюкву? (Жадно).

Кто заставил Настю вспомнить о братце? (Гадюка).

И вдруг рядом оказалась Травка. Расскажите о ней. Почему она пришла?
(Дети должны прийти к выводу: в одиночестве жить нельзя.)

Что принес детям Травка, что тогда при жизни Антипыч не сказал детям?(О правде жизни).

Прочитайте еще раз вслух эпиграф урока.
- Как природа помогает детям? (Все взаимосвязано в мире: природа и человек.)
- Теперь напишем в тетради вывод: что такое кладовая солнца.
(… Вся кладовая солнца, как торф передается человеку в наследство).

Как мы должны заботиться о природе? Как вы отдыхаете с семьёй на природе?
Можно рассказать о клюкве, дать попробовать.

В заключение написать детям свое мнение о произведении.
- Молодцы. После нашего урока, дорогие ребята, вы, я думаю, захотите прочитать и другие произведения М.М. Пришвина.

Разделы: Литература

Цель:

  • (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
  • (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
  • (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).

Оборудование:

  • рисунки учащихся,
  • аппликация о природе (знаки, символы),
  • карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
  • толковый словарь.

Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Задача урока - ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока ): Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".

Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.

  • "Хранитель тайны".
  • Антипыч глазами Травки.
  • Мудрость и душа народная.

I. Объяснение материала.

1) Постановка проблемных вопросов: - Что есть правда? - Какая она? - Где живет? - Как ее найти? - Почему каждый сам должен искать правду?

2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). - Антипыч - один из героев сказки - были М. М. Пришвина "Кладовая солнца". - Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее "травить" (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

Вывод : этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.

Все-таки Антипыч жив или умер? (Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. "Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно". Казалось, "он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)".

- Как зовут Антипыча?

Антип - старинное русское имя, а может быть это отчество - Антипыч?

Кого мы зовем по отчеству?

Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.

3) Беседа по раскрытию темы урока.

- Почему именно к Антипычу идут за советом?

Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.

- Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?

"Не знавши броду, не лезьте в воду", "Кто смел, тот два съел". Сколько лет Антипычу: 80 - мало, 100 - много?

Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают "загадки" Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

Антипыч - "хранитель правды", тайны.

- Что же это за правда?

На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)

Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.

- Вместе напишем синквейн о правде .

Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)

Сейчас мы с вами будем "вытаскивать" наружу правду из произведения "Кладовая солнца".

Работа на доске и в тетрадях. Карточка - синквейн . (Правда - Горькая, чистая - Колет, ходит, режет - Мирное сосуществование и борьба - Истина )

Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.

К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Вывод : поступки людей определяют: с одной стороны - любовь к ним, с другой - эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.

- А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)

Один - Антипыч с разными лицами, и другой человек - это враг Антипыча "с разными лицами" - это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.

- Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) - А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)

Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее - это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.

- Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди - природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) - ель, сосна, волк - Помещик, тетерев - Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)

- Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! - Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)

Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем - человеком Антипычем.

- Определите его. Что это?

Это солнце!

Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно - одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.

- Какое оно для всех - солнце?

": горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло". Правда солнца - та же правда Антипыча. Та же суть : любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. (- "Спроси у них: у дуба, у березы:" - говорит Есенин. - "У нас, в России, лес за все в ответе:" - восклицает Леонов в "Русском лесе" - "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:" - высказывается Пришвин.)

- А что может взять у леса человек? (Все). - А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф - богатства)

Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. (Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. ":шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)

Природа - общенародное богатство. - Что такое богатство? Что мы понимаем под словом "богатство"? (Драгоценности, золото, деньги:) - А у вас есть богатство? (Нет.) - А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) - А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) - Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) - Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)

В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Травке "нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя". - Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) - Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) - Или: какие "повадки обычных зверей" увидел лось в Насте и "ее за человека не считает"? (Повадки змеи. Настя "превращается" в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) - Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? - Почему "волк самой злобой своей обречен на гибель"? - Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)

Ведя борьбу за "правду", т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. ("Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить".)

Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие - все существующее на земле ищет место под солнцем. - Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.

Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. - Посмотрим на "картину" страданий сосны и ели, как они борются за свет? ("Поднимаясь все выше,.. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга", ":деревья так стонали и выли:", ":боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет".) - Как меняется природа, когда "первые лучи солнца: осветили звонкую борину"? (":могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы", ":пение птиц посвящено восходу великого солнца:", "Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост".) - "Покажите", как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? (":черный большой пень, хранивший тепло солнца:", "все припадают к теплу".)

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. - Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? - Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) - В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? (":могущество великого Антипыча:", ":и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть", ":два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:".)

В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. - Каким же содержимым наполнена эта "кладовая"? - Можно ли считать эту "кладовую" бездонной? (Нет.) - На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?

Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа - друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. - Для кого открыта "кладовая солнца"?

Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по - настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.

Была ли открыта "кладовая" для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) - Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину. ) - Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? ("Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь - то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:".)

4) Отметки за урок прокомментировать.

II. Домашнее задание.

Вернемся к началу урока.

О чем мы с вами сегодня беседовали?

На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)

Проставьте пункты плана.

Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)

"Описание материала:

Урок русской литературы по теме «Правда жизни» (по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Урок-обобщение с применением интерактивной доски. Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой. Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста, развитие основных видов речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание. Приобщение обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям. Дети самостоятельно выводят в чем заключается правда в нашей жизни.

"Выдержка из материала:

"Учитель : Николаева Нина Яковлевна

"Цель :

  • Осмысление обучающимися правды жизни и взаимоотношение человека с природой;
  • Совершенствование элементарных навыков анализа художественного текста.

"Задачи :

  • Научить работать со словом по методике К. Вазиной «Древо понятий»;
  • Совершенствовать и развивать основные виды речевой деятельности умение воспринимать речь и создавать собственное высказывание;
  • Приобщить обучающихся к нравственным, эстетическим ценностям.
  • Предполагаемый результат:
  • Обучающиеся на уроке:
  • Должны прийти к выводу, в чем заключается правда жизни;
  • Совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  • Прочувствуют содержание прочитанного и получат положительное влияние на формирование личностных качеств.

Оборудование: Портрет М. М. Пришвина, газеты о природе, плакаты, аудио с пением птиц, выставка книг, корзинка с клюквой, рисунки детей.

"Ход урока

Здравствуйте, дети. Я приветствуйте вас в этот замечательный день(про любой день хорошие слова- У природы нет плохой погоды). Как у вас, дети настроение? (Дети высказывают про свое настроение). Мы знаем много произведений о природе, любим читать о явлениях природы. Прочитали замечательное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца».

К. Г. Паустовский писал В повестях рассказах, географических очерках Пришвина все объединено человеком- неспокойным, думающим человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку»

Эпиграф нашего урока «Я ведь, друзья мои, пишу о природе сам же о людях и думаю».

Цель нашего урока: проанализировать текст; раскрыть образы Насти и Митраши через их отношение к природе; четко уметь выразить свои мысли и чувства осмыслить в чем заключается правда жизни для героев произведения и для нас с вами.

Внимательно приглядеться на портрет Пришвина. Как вы думаете на кого похож писатель из произведения? (На Антипыча)

Можно найти описание в произведении. Поработаем со словами. Кладовая, солнца, правда что обозначают эти слова. Задание было домашнее на первом уроке. Понятия по слову правда» выписаны из различных словарей. Дети составляют выводное слово, записывать в тетрадь читают сто получилось.

Могут дома сделать презентации.

Кто говорит о правде жизни? Антипыч. (Читаем отрывок из произведения). Как же пройти по этой жизни выбирая правильный путь Кто ещё помогает нам понять правду жизни?(Митраша, Настя, собака Травка). Настя и Митраша

Записываем в тетрадь эпитеты и слова характеризующие героев.

Настя Митраша Золотая Курочка Веснушчатая Милая хозяйственная Работящая Добрая Умная Благоразумная Мужичок в- мешочке Лобастый Плотный Коротенький Сильный Упрямый Умный Любящий командовать Дети пояснение каждому слову с выдержками из книги. Можно провести инсценирование.

Вывод: как жили дети?(Жили так как все ребята.) Ребята отправились ответы детей)

Что взял каждый из них? Митраша взял компас, ружье, за пазухой- топор. Настя- хлеба, молока,картошку, корзинку- побольше. Включаем аудиозапись с пением птиц. Один из учащихся или учитель рисует на интерактивной доске Блудово болото. Вышли из деревни. Лежачий камень, Слепая Елань- Митраша. Лежачий камень, Палестинка-Настя)

Какие ветры дуют? Ветер раздора, ветер-сеятель. Ветер раздора поссорил детей. Ветер- сеятель принес семя сосны и семя ели. Ель и сосна сравните с Настей и Митрашей. (Ответы детей) Итак, пойдем по следам Насти и Митраши. (Дети описывают путь детей, опираясь на текст. Дорисовывают на доске недостающие образы: Дикий Помещик, гадюка, Травка, клюква)

Что при жизни не сказал Антипыч?

Правду жизни.

Где они нашли?

В природе.

Да, в природе все взаимосвязано. (Обращаемся к эпиграфу).

Это и есть кладовая солнца. (Ответы детей об охране природы)

В нашем районе сбор клюквы занимает не последнее место в жизни жителей поселков: дополнительный бюджет в семье. С раннего детства дети знают о клюкве.

Домашнее задание: небольшое сочинение о произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Подготовиться к внеклассному чтению по произведениям М. М. Пришвина (заранее дан список).

Правда жизни в сказки-были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Михаил Михайлович Пришвин писал: «... И нет ничего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом - это поле битвы добра и зла, и человек только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте - болоте. Главные герои повести - сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между деревьями случается, если вдруг налетит внезапный ветер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрямством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохориться». Но утихомиривает Настя этот ураган просто - погладит по голове братишку, и «отцовский задор покидает хозяина».

У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задумались об опасностях. А ведь преодолеть их можно только сообща и с разумом.

Настя и Митраша, отправившись за клюквой, расходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И целью ее является - набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». Она идет уже не по «человеческой» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюквой, - куда клюква поведет, туда и она, - Настя незаметно сошла с набитой тропы».

Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подстерегает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

Ребята отправились за клюквой. А может быть автор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь - Кладовая солнца, но сокровища открываются непросто и не каждому. Все постигается на собственном опыте. Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-настоящему начал ценить родного человека Митраша. Настя одержала над собой трудную победу: из-за жадности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

«... обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Михаил Михайлович Пришвин писал: «...И нет ни-чего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом — это поле битвы добра и зла, и чело-век только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть — между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повес-ти — животных, людей. Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои по-вести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми. Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между де-ревьями случается, если вдруг налетит внезапный ве-тер. Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрям-ством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохорить-ся». Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор по-кидает хозяина».

У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задума-лись об опасностях. А ведь преодолеть их можно толь-ко сообща и с разумом.

Настя и Митраша, отправившись за клюквой, рас-ходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И це-лью ее является — набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни. Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе са-мой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше». Она идет уже не по «человече-ской» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюк-вой, — куда клюква поведет, туда и она, — Настя не-заметно сошла с набитой тропы».

Митраша, отбросив человеческий опыт и помощь друга-компаса, оказывается в Слепой елани. И никто не приходит на помощь мальчику.

Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подсте-регает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

Ребята отправились за клюквой. А может быть ав-тор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь — Кладовая солнца, но сокровища открываются непро-сто и не каждому. Все постигается на собственном опыте. Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-на-стоящему начал ценить родного человека Митраша. Настя одержала над собой трудную победу: из-за жад-ности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тро-пинки. Не случайны слова автора: «...обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расхо-дясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».