Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова). Биография зинаиды евгеньевны серебряковой Биография Зинаиды Серебряковой

З. Серебрякова, 1900-е гг.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – художница.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 г. в усадьбе Нескучное Курской губернии. Она была младшей из шести детей в семье скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и его жены Екатерины Николаевны (1850-1933), урождённой Бенуа.

Отец умер, когда Зинаиде было два года, и мать с детьми уехала из Нескучного в Петербургскую квартиру отца – Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В доме деда всё жило искусством: выставки, театр, Эрмитаж. Мать Зинаиды в молодости была художником-графиком, рисованием увлекались дядя Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) и старший брат Евгений Лансере .

В семье не удивились, когда одарённая девочка решила стать художницей. Несколько лет она меняла школы, страны и учителей в поисках того, что ей было нужно. В 1900 г. – художественная школа княгини Тенишевой. Через год несколько месяцев в школе Ильи Репина . Потом год в Италии. В 1903-1905 гг. ученичество у портретиста О.Э. Браза (1873-1936). В 1905-1906 гг. – Академия Гранд Шомьер в Париже.

В 1905 г. Зинаида Лансере вышла замуж за Бориса Серебрякова, приходившегося ей двоюродным братом. Они знали друг друга с детства. А в 1910 г. художница Зинаида Серебрякова получила признание за картину "За туалетом" . Семейное счастье и радость творчества!


Октябрьский переворот застал Зинаиду Серебрякову в Нескучном. В 1919 г. умер от тифа муж. Она осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Имение разграбили, и в 1920 г. она уехала в Петроград на квартиру деда. Там нашлось место после уплотнения.

Серебрякова уехала в Париж в 1924 г. и не вернулась. Через некоторое время к ней удалось переправить детей Сашу и Катю. Матери и оставшимся с ней Тате и Жене она помогала, чем могла.

Половину жизни гениальная художница Зинаида Серебрякова прожила в нищей парижской эмиграции. За рубежом слава пришла к ней после смерти. А на Родине? В СССР в 1960 г. после 36 лет разлуки к ней в Париж приехала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова, Тата. Но художница не решилась последовать за ней в Россию. На переезд сил не было. Только весной 1965 г. 80-летняя художница осуществила свою мечту – приехала Москву на открытие своей первой в СССР выставки.

Серебрякова – радость жизни

В шарфе, 1911 г.

Пьеро. Портрет 1911 г.

Биография Серебряковой

  • 1884. 28 ноября (12 декабря) – рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урождённой Бенуа) дочери Зинаиды.
  • 1886. 23 марта – смерть отца от туберкулёза. Осень – переезд в Петербург к родителям матери – академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.
  • 1893. Учеба в Коломенской женской гимназии.
  • 1898. 11 декабря – смерть деда Н.Л. Бенуа.
  • 1899. Лето – первое лето после смерти деда, целиком проведённое в имении Нескучное.
  • 1900. Окончание гимназии и поступление в Художественную школу М.К. Тенишевой.
  • 1902. Поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на Капри – "Каприйские" этюды.
  • 1903. Март – переезд в Рим, знакомство под руководством А.Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения. Лето – работа в Нескучном над пейзажами и зарисовками крестьян. Осень – поступление в мастерскую О.Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).
  • 1905. Весна – посещение организованной С.П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце. 9 сентября – вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым. Ноябрь – отъезд с матерью в Париж для занятий в Академии де ля Гранд Шомьер. Декабрь – приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.
  • 1906. Обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Апрель – возвращение в Петербург. 26 мая – рождение в Нескучном сына, названного в честь отца художницы Евгением.
  • 1907. 7 сентября – рождение сына Александра.
  • 1908-1909. Серебрякова писала пейзажи и портреты в Нескучном.
  • 1910. Февраль – участие в VII выставке Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трёх работ Третьяковской галереей.
  • 1911. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Москве. Серебрякова избрана членом объединения.
  • 1912. 22 января – рождение дочери Татьяны.
  • 1913. 28 июня – рождение дочери Екатерины.
  • 1914. Май-июнь – поездка в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция). По пути – Берлин, Лейпциг, Мюнхен.
  • 1915. Ноябрь – участие Серебряковой в выставке этюдов, эскизов и рисунков "Мира искусства" в Петрограде.
  • 1916. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Работа над эскизами панно для Казанского вокзала. Изображения восточных красавиц в росписи вокзала не появились.
  • 1917. Январь – Серебрякова выдвинута на звание академика Академии художеств. С.Р. Эрнст закончил монографию о творчестве Серебряковой, вышедшую в 1922 г.
  • 1918. Серебрякова с матерью и детьми жила в Харькове на временных квартирах. Иногда приезжала в Нескучное.
  • 1919. Январь – Зинаида Серебрякова приехала к мужу в Москву. 22 марта – смерть Б.А. Серебрякова от сыпного тифа в Харькове. Осень – имение Нескучное разграблено и разрушено. Ноябрь – переселение с матерью и детьми в Харьков. Конец года – участие в "Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов".
  • 1920. Январь-октябрь – работа в Археологическом музее при Харьковском университете. Декабрь – возвращение в Петроград.
  • 1921. Апрель – переезд семьи Серебряковой в "дом Бенуа". Приобретение Обществом поощрения художеств ряда произведений художницы с последующей передачей их в Русский музей и Третьяковскую галерею.
  • 1922. Май-июнь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Начало работы в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками артистических уборных, портретами балерин.
  • 1924. Январь – участие в выставке художников "Мира искусства". 8 марта – открытие в Нью Йорке выставки ста русских художников в США. Из 14 картин Серебряковой две проданы. 24 августа – отъезд Серебряковой из СССР. 4 сентября – приезд в Париж.
  • 1925. Весна – Серебрякова в Англии у двоюродной сестры H.Л. Устиновой. Май-июнь – работа над заказными портретами. Лето – приезд во Францию сына Александра. Переезд с сыном в Версаль, работа над этюдами в Версальском парке.
  • 1927. 26 марта - 12 апреля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье. Июнь-август – приезд в командировку Е.Е. Лансере .
  • 1928. Март – приезд в Париж дочери Кати. Лето – работа в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж.А. де Броуэра. Декабрь – начало шестинедельной поездки в Марокко.
  • 1929. Январь – завершение поездки в Марокко. 23 февраля - 8 марта – выставка марокканских работ Серебряковой в галерее Бернхейма младшего. 30 апреля - 14 мая – выставка Серебряковой в галерее В.О. Гиршмана.
  • 1930. Январь-февраль – участие в выставке русского искусства в Берлине. Лето – поездка на юг Франции, создание многочисленных пейзажей в Коллиуре и Ментоне. Участие в выставке русского искусства в Белграде.
  • 1931. Март-апрель – участие в выставках портретов Французского объединения деятелей искусств. Июль-август – поездка в Ниццу и Ментону. Ноябрь-декабрь – выставка (совместно с Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.
  • 1932. Февраль-март – поездка в Марокко: работа над портретами, пейзажами, бытовыми сценами. Лето – работа в Италии: пейзажи Флоренции и Ассизи. 3-18 декабря – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье, статьи А.Н. Бенуа и К. Моклера. Декабрь – участие в выставке "Русское искусство" в галерее "Ренессанс" в Париже. Участие в выставке "Русская живопись двух столетий" в Риге.
  • 1933. 3 марта – смерть матери в Ленинграде. Апрель – участие в выставке портретов Французского объединения деятелей искусств. Лето – поездка в Швейцарию и на юг Франции. Переезд на улицу Бланш на Монмартре.
  • 1934. Апрель – участие в выставке портретов в Доме художников в Париже. Июль-август – Серебрякова в Бретани: работа над пейзажами, портретами кружевниц и рыбаков.
  • 1935. Весна – участие в выставке русского искусства в Лондоне. Лето – поездка в Эстень (Овернь), создание натюрмортов с виноградом. Конец года – подготовка к росписи холла виллы барона Ж.А. де Броуэра "Мануар дю Реле". Участие в выставке "Русское искусство XVIII-XX столетий" в Праге.
  • 1936. Работа над панно для Мануар дю Реле. Декабрь – Серебрякова в Бельгии для "примерки" четырёх панно в холле Мануара.
  • 1937. Апрель – Серебрякова в Бельгии для сдачи панно и доработки карт, написанных сыном Александром. Июнь – посещение советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Июнь-август – поездки в Бретань, на юг Франции, в Пиренеи.
  • 1938. 18 января - 1 февраля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье в Париже. Июнь-август – поездки в Англию и на Корсику. У Серебряковой резкое ухудшение здоровья – невроз сердца. По рекомендации врачей она уехала в Италию, в Сан Джиминьяно. Декабрь – операция глаза.
  • 1939. 6 мая – смерть К.А. Сомова. Июль-август – Серебрякова в Швейцарии: работа над портретами и пейзажами. 3 сентября – вступление Франции во Вторую мировую войну. Переезд на улицу Кампань Премьер.
  • 1940. Начало года – прекращение почтовой связи с родными в СССР. 14 июня – вступление немецких войск в Париж.
  • 1941. 22 июня – нападение Германии на СССР. Осень – участие тремя работами в Осеннем салоне. Работа над пейзажами Тюильри и Люксембургского сада.
  • 1942. Операция по поводу базедовой болезни. Смерть в тюрьме в Саратове брата H.Е. Лансере, арестованного в 1938 г.
  • 1944. 25 августа – освобождение Парижа.
  • 1946. 13 сентября – смерть в Москве брата Е.Е. Лансере . Декабрь – возобновление переписки с родными.
  • 1947-1948. Серебрякова в Англии: работа над заказными портретами и натюрмортами.
  • 1949. Август – поездка во французские провинции Овернь и Бургундию для работы над заказными портретами.
  • 1951. Начало постоянного экспонирования в СССР произведений Серебряковой на выставках из частных собраний и фондов музеев.
  • 1953. Лето – Серебрякова в Англии: работа над пейзажами.
  • 1954. Май-июнь – девятидневная выставка работ, вместе с А.Б. и Е.Б. Серебряковыми, в мастерской на улице Кампань Премьер.
  • 1955. Ноябрь – решение завещать несколько своих работ музеям в Советском Союзе.
  • 1956. Август – встреча у А.Н. Бенуа и в своей мастерской с приехавшим из Москвы Ф.С. Богородским.
  • 1957. Май-сентябрь – посещения Серебряковой вице президентом Академии художеств СССР В.С. Кеменовым.
  • 1958. Март – встреча Серебряковой с В.С. Кеменовым и послом СССР во Франции С.А. Виноградовым, которые предложили вернуться на Родину. Июнь – посещение гастрольного спектакля МХАТа "Вишнёвый сад", встреча с руководством театра и актрисой К. Ивановой.
  • 1960. 9 февраля – смерть А.Н. Бенуа в Париже. Апрель – первый приезд в Париж дочери Татьяны после тридцатишестилетней разлуки. 15 декабря – открытие выставки "Семья Бенуа" в Лондоне, в которой Серебрякова участвовала тремя пейзажами.
  • 1961. Обращение Т.Б. Серебряковой в правление Союза художников для организации выставки матери в СССР. Март – посещение Серебряковой сотрудниками советского посольства, визит С.В. Герасимова, Д.А. Шмаринова, А.К. Соколова для просмотра работ.
  • 1962. 17 февраля – участие четырьмя работами в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны.
  • 1964. Май – приезд из Москвы дочери Татьяны. Весна-лето – Серебрякова отбирала и приводила в порядок работы для выставки в Москве. Отправка работ при помощи советского посольства. Осень – переписка по поводу оформления афиши и каталога выставки.
  • 1965. Май-июнь – выставки Зинаиды Серебряковой в Москве в Выставочном зале Союза художников и Киеве в Киевском Государственном музее русского искусства.
  • 1966. Февраль – визит к Серебряковой искусствоведа И.С. Зильберштейна. Март-апрель – выставка картин Серебряковой в Ленинграде в Русском музее, прошедшая с огромным успехом. Весна – визит директора Русского музея В.А. Пушкарёва. Русский музей приобрёл с выставки 21 работу Серебряковой. Декабрь – первый приезд в Париж сына Евгения.
  • 1967. Весна – приезд в Париж Евгения и Татьяны для свидания с матерью. Создание портретов Татьяны и Евгения, В.А. Пушкарёва. 19 сентября – Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла после непродолжительной болезни. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем.

Картины Серебряковой

Удачно начавшаяся жизнь талантливой художницы З.Е. Серебряковой, после 1917 г. превратилась в годы странствий, страданий и воспоминаний о прошлом. Она разрывалась между потребностью творить и необходимостью зарабатывать деньги для содержания семьи. Но всегда картины Серебряковой – это красота и гармония, открытый и доброжелательный взгляд.

Серебрякова в Москве

  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. В 1916 г. З. Серебрякова по приглашению дяди А.Н. Бенуа участвовала в росписи вокзала.
  • Лаврушинский, 10. Третьяковская галерея. После выставки, организованной в 1910 г. объединением "Мир Искусства", Третьяковка приобрела несколько картин Серебряковой.

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.
Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере , Бориса Кустодиева , Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество З.Е.Серебряковой в контексте произведения

Зинаида Евгеньевна Серебрякова... Это имя связано для меня с картиной, находящейся в Третьяковской галерее: молодая женщина перед зеркалом... В памяти остается ощущение удивительной чистоты и ясности образа, редкое сочетание душевной и физической красоты...

Иван Антонович Ефремов в романе "Лезвие бритвы" вспоминает о Зинаиде Серебряковой как о замечательной русской художнице, "одной из самых выдающихся русских мастеров, незаслуженно забытых". Всю свою жизнь художница посвятила собиранию красоты, запечатлевая ее на своих полотнах.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году, в семье Лансере-Бенуа, прославленной художественной династии России. Отец её, Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, он умер когда Зине было всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать - Екатерина Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов Бенуа.

Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда - Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова:Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

В 1905 году она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, соседа по имению. Они были знакомы с детства и хотели соединить свои жизни, несмотря на то, что являлись двоюродными братом и сестрой. Пришлось преодолеть множество препятствий, так как они были разного вероисповедания и довольно близкими родственниками. После поездок в Белгород и Харьков к духовным властям разрешение было, наконец, получено и молодые люди смогли пожениться. Борис Анатольевич был студентом Института путей сообщения и относился к той части русской интеллигенции, которая считала, что у человека должен быть "ум с сердцем в ладу" и что супруги при всей разности интересов должны быть единомышленниками. Молодые уехали сначала в Париж, а затем, вернувшись, поселились в родовом имении "Нескучное" на границе Курской области и Украины.

Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.

Ее пейзажи и зарисовки близки к импрессионизму своей чистотой и звучанием красок, таким способом отображения действительности, когда мир видится наполненным чистым вдохновением и радостью жизни.

Многие свои самые лучшие работы Серебрякова напишет, вдохновленная образами русских крестьянок. Крестьянские девушки, гармония их чистых душ и сильных тел, закаленных физическим трудом и жизнью близкой к природе, станут для художницы эталоном той безусловной красоты, о которой Иван Антонович Ефремов говорит в "Лезвии бритвы" устами Ивана Гирина: "...Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя. Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты... Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".

Зинаида Серебрякова (1884-1967) , урождённая Зинаида Евгеньевна Лансере, – одно из самых громких женских имён в российской . Она была яркой представительницей символизма, и ар-деко, участницей объединения «Мир искусства», а также просто женщиной с сильным характером, перенесшей все тяготы двух войн и революций.

В открывшемся в юном возрасте таланте будущей великой художницы не было ничего неожиданного – он достался ей по наследству как представительнице творческой династии Бенуа-Лансере: знаменитый архитектор Николай Бенуа был её дедом, отец, Евгений Лансере - скульптором, а мать - художником-графиком.

В 16 лет Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу княгини Тенишевой. Позднее её образованием занимался талантливый портретист Осип Браз. А в 1905-1906 годы Серебрякова обучалась живописи в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Долгие годы художница провела в эмиграции, однако стиль её сформировался ещё в юности, в Петербурге. Всей душой Зинаида была влюблена в Россию, и тяжкие испытания, выпавшие на долю страны, терзали её гораздо больше, чем разлука с родиной.

К раннему периоду её творчества относятся картины «Крестьянская девочка» (1906) и «Фруктовый сад в цвету. Нескучное» (1908), которые наполнены любовью к простоте и естественной красоте окружающего мира и русской земли. Эти произведения выполнены твердой рукой мастера, что говорит об очень раннем формировании профессиональных художественных навыков девушки - на тот момент ей было немногим больше 20 лет.

Однако мастерство художницы не подталкивало её создавать сложные шедевры, наполненные изощрёнными приёмами и изобилующие деталями. Напротив - картины Зинаиды отличают простота и приятная лёгкость изображения действительности. Практически никогда она не обращалась к холодной гамме цветов, в её работах преобладали светлые пастельные оттенки тёплой палитры.

Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». Именно эта работа стала самой узнаваемой в творчестве художницы. На картине изображена молодая девушка, которая смотрится в зеркало, расчёсывая длинные каштановые волосы.



Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Её образ одновременно сочетает в себе аристократичность представительницы известного рода и простоту обычной русской девушки, в душе которой порой кипят страсти, а в глазах прячутся лукавство и смех. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя. И внешний облик красавицы, изображённой на автопортрете, и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась», изображая саму себя. В этой склонности её нельзя упрекнуть - какая современная девушка упустит шанс сделать собственную фотографию? У Зинаиды же под рукой всегда были все необходимые инструменты для увековечивания своего образа в разные временные промежутки, в разном настроении, в разной одежде, с родными и друзьями. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.

Надо отметить, художница не стеснялась впускать зрителя не только в свою комнату, но и в семью. Ей было свойственно изображать свой быт. Члены семьи очень часто оказывались на холсте.

Ещё одна не менее известная работа Зинаиды, относящаяся к домашним жанровым портретам – «За завтраком» (1914). На ней художница мастерски изобразила теплую атмосферу домашнего уюта и покоя. Зритель невольно попадает в гости к семье Серебряковой во время обеда.



Её дети – Женя, Саша и Таня – сидят за покрытым белой скатертью столом, на котором расставлены тарелки с едой. На их нежных лицах написаны неподдельно искренние эмоции - скука, любопытство, удивление. Мальчики одеты в похожие синие рубашки, а на Тане домашнее платье с приятными кружевами у воротника и на плечах. В углу картины можно также заметить присутствие взрослого человека – бабушки, чьи руки заботливо наливают кому-то из детей суп. Судя по накрытому столу, семья живёт в достатке, но не стремится к излишествам.

Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. В это время её особенно интересуют русские мотивы, темы народной жизни, крестьянского быта и культуры. Любовь к родине переосмысливается художницей - вероятно, из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Революция и последовавшие за ней события обернулись для Серебряковой чередой драматических событий. От тифа умер её муж, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках. Ей пришлось сражаться с голодом и нехваткой самого необходимого для жизни. Остро встал вопрос продажи работ.

В тот период Зинаида написала свою самую трагичную картину - «Карточный домик» (1919). И снова главными героями стали дети художницы. Карточный домик, который под чутким руководством братьев и сестры строит Катя, разумеется - метафора. Она отражает непостоянство и хрупкость жизни России в то время. Даже дети забывают счастливые игры и принимаются со всей серьёзностью строить домик из карт, боясь его крушения в любой момент.



Говоря о творчестве художницы, нужно отметить её любовь к жанру портрета. Пожалуй, ни одно другое направление живописи в творчестве этой художницы не в силах сравниться со страстью к изображению лиц окружающих.

Она писала не только членов своей семьи, но и знакомых, в том числе и достаточно известных и состоятельных людей – среди них, например, поэтесса Анна Ахматова, балерина Александра Данилова, искусствовед Сергей Эрнст и княгиня Юсупова.

Портретам кисти Серебряковой свойственно частичное или полное отсутствие фона - его художница прописывала детально очень редко. Все внимание она акцентировала на персонажах своих работ. Ей удавалось передать индивидуальность каждого и «познакомить» зрителя с их индивидуальными особенностями.

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Удивительно, как женщина способна со столь пылкой страстью изображать прекрасные изгибы девичьих тел. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах - стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы.

В 1924 году Серебрякова отправилась в Париж, оттуда она получила заказ на создание большого декоративного панно. Разлука с семьёй, пусть и временная, сильно тревожила Зинаиду. Но поездка была необходима, так как давала возможность прокормить детей. И тяжелые предчувствия не обманули: вернуться на родину художнице не удалось. Долгие годы она была оторвана от двоих детей и матери. Правда, Сашу и Катю удалось переправить во Францию почти сразу.

За это время художница посетила огромное количество стран - не только европейских, но и африканских. Марокканская серия работы Серебряковой заслуживает отдельного внимания. Часть из них выполнена пастелью, остальные же - масляной краской.

Неизгладимое впечатление на Зинаиду произвели быт местного народа и его обычаи. В своём письме брату Евгению она рассказывает о том, как сильно её поразило, что местные жители ежедневно проводят огромное количество времени, сидя в кругу и наблюдая за танцами, фокусами и укрощением змей.

Однако ни одно самое яркое представление не позволяло Зинаиде забыть стою тоску по родине. Лишь с наступлением оттепели страна опять стала «благосклонна» к Серебряковой. В последние годы жизни она снова обрела популярность на родине и в союзных республиках. Её работы особо ценились, поступали всё новые предложения о выставках, вышла даже серия марок с её картинами, но художница так и не смогла окончательно вернуться. До последних дней она жила в Париже, принявшем её когда-то в трудное время.

С 5 апреля 2017 по 30 июля 2017 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдёт масштабная монографическая .

Оригинал взят у aldusku в Синий экспресс творчества Зинаиды Серебряковой

Вчера успел прыгнуть в последний вагон уходящего поезда ретроспективной выставки Зинаиды Серебряковой, который пронеся по Инженерному корпусу Третьяковской галереи. За окном мелькали этапы творческой жизни великой художницы от юношеских рисунков, выполненных в усадьбе в Нескучном, до величественных панно для бельгийской виллы Мануар дю Реле в Помрейле. С учетом огромного пути билет на экспресс стоил недорого - 600 руб. Внимательные кондуктора не давали отдыхающим запечатлеть прекрасный миг на фото.

Жаль, что фотосъёмка была запрещена. К выставке был выпущен прекрасный альбом-каталог (обязателен к приобретению!) и предлагалось еще 4, но … типографские краски не могут передать весь колорит Серебряковой. Например, каноническая работа - «За туалетом. Автопортрет» 1909 , рассматривать которую я начал еще в глубоком детстве на почтовой марке, оказалось очень светлой, просто святящиеся белизной январского инея (а вовсе не грязно серо-белового цвета тающего мартовского снега с пейзажов Левитана). С удивлением обнаружил, что практически все репродукции усекают картину - обрезается рамка зеркала (приносящий эффект картины в картине), и единственный элемент, который отражается и даёт понимание, что мы видим лишь отражение художницы, - подсвечник (оставляют лишь его отражение).

Открытием для меня стало насколько удивителен и разнообразен мир художницы. Пейзажи от яркой малороссийской глубинки до тёмно-серого Парижа, портреты от харьковского крестьянина до марокканской одалиски. И конечно же, портреты людей, окружающих Зинаиду Евгеньевну, для нас - великих деятелей культуры. Интересно наблюдать, трансформацию творчества и личности художницы. Вначале, ведя закрытый образ жизни в усадьбе Нескучном - автопортреты, с момента женитьбы добавляются портреты мужа, детей. А потом … революция, смерть мужа, расставание с детьми, чужбина - болезненно расширили круг творческих интересов художницы.

Наша героиня из сверхталантливой семьи Бенуа-Лансере. Единственный нехудожник из этой семьи её муж - Борис Анатольевич Серебряков, он же и её двоюродный брат, который выбрал судьбу железнодорожника. Он рано умер, в 1919 году в Харькове от тифа. А она оставила детей и уехала в Париж. Очень много написано о страданиях художницы на чужбине и болезненном разрыве с детьми. По моему мнению, это был сознательный и достаточно эгоистичный выбор. Характер Зинаиды Евгеньевны был не сахар, чего стоит то, как она обливала грязью своего финансового покровителя, мецената барона Ж.-А. Броуэнер.

Больше всего мне понравилась работа «За завтраком». 1914 (ГТГ, приобретена в 1955 из собрания Л.А. Руслановой) . Тут есть все: безумно красивый синий цвет, и сочетание желтого Ван Гога (вся картина - разнообразие синего цвета с краплением яичного желтого кувшина, супа, булочек, держателей салфеток, печной задвижки). Яркотемные, пронзительные глаза детей словно с икон. Много можно увидеть бытового: характер сына Евгения (будущего архитектора и реставратора) изображённого меланхоличным на заднем плане, подчеркнуто похожим на отца.

Большим открытием для меня стало, что портреты близких и автопортреты носят характер достаточно далекий от реальности. В сторону идеализации. Что касается изображения себя, то тут стоит только взять фотографии и все становится очевидно. Как сказала моя любимая, Зинаида Евгеньевна себя не обижала… Это касается и друзей. Например, автор первого исследования о творчестве Серебряковой, её друг - Сергей Ростиславович Эрнст, превратился из пухлого краснощёкого вологодского юноши в худощавого аристократа с резкими угловатыми чертами лица . Описание внешности Эрнста встречается у многих деятелей Серебряного века, я же взял у основателя , члена Кружка любителей изящных изданий Вейнера П.П.

Удивлён был увидеть целый цикл, посвященный балету. Некоторые вещи очень созвучны Дега (забыл отметить в ранних малорусских пейзажах мне были видны яркие следы импрессионистов). Запомнились: нежная работа: «Девочки-сильфиды. Балет „Шопениана“» и ярко-голубой портрет величайшего артиста театра и библиофила Сержа Лифаря .

Этюды к оформлению ресторана Казанского вокзала в Москве переносят нас в сказочный мир Востока. Напоминают работы Кузнецова Павла Варфоломеевича (1878–1968), входящего в «Мир искусства».

«Крестьянский цикл» произвел впечатление. Его яркие, пронзительные цвета заставляют вспомнить и Ренессанс, и иконопись. Я был знаком с этой стороной творчества Серебряковой только по серии открыток «Типы крестьян Курской губернии», изданной Общиной Святой Евгении. Вспомнились работы Питера Брейгеля Старшего.

Для многих полотен позировал плотник Игнат Дмитриевич Голубев , работающий в усадьбе в Нескучном. Вот так и вошел в историю простой мужичек, перещеголяв количеством портретов знаменитых современников Серебряковой. А женские образы писались с Пелагеи Гречкиной.

Отдельно хотел выделить пристрастие Серебряковой к синему цвету. Бесконечность оттенков синего можно увидеть в работах только смотря в живую.

Половина работ Зинаиды Евгеньевны на одну четвертую недописанны, на холстах осталось незаполненное красками или темперой место. Во многих портретах фон прописан только в области головы для придачи объема и лучшей цветопередачи. В некоторых работах это придает эффект незаконченности, недосказанности.

Завершу свою заметку, продолжив аналогию с поездом. В Париже, где прожила большую часть жизни наша героиня есть Лионский вокзал, на который пребывает знаменитый «Голубой экспресс» (Le Train Bleu). Скоростной железнодорожный состав глубокого синего цвета, состоящий из 12 роскошных вагонов и перевозящий аристократов от Лазурного Берега до Ла-Манша по Южноафриканской железной дороге. В начале XX века он стал символом роскоши и дал название знаменитому ресторану на этом вокзале. Интерьер любимого ресторана К. Шанель и Л. Бессона полон золота, прекрасных живописных пейзажей и синего цвета. Но несмотря на величие и аристократизм, он остается рестораном при вокзале, и тут дамы в дорогих вечерних нарядах соседствуют с забежавшими в спортивных костюмах темнокожими жителями бывших французских колоний. Так и творчестве Серебряковой простые крестьяне вдруг случайно оказываются на фоне глубокого синего Ренессанса, великое сочетается с малым, русская душа с африканской жарой…

Размещая здесь электронные репринты полотен Серебряковой, - я руководствовался не хронологией и чем-либо ещё, а исключительно своими пристрастиями. В конце заметки: предисловие к выставке и в виде отдельной заметки хроника жизни и творчества Зинаиды Серебряковой (не уместилось:)).

Также обращаю Ваше внимание на замечательные обзоры данной выставки моих друзей по ЖЖ: galik-123 и pro100-mica

Дом семейства Лансере в Нескучном. 1904. Бумага, акварель, графитный карандаш. 24,1х33,5 (ГРМ)

В мастерской О.Э. Браза. 1904. Бумага, гуашь, графитный и угольный карандаши. 43,5 х 31,5. ГТГ

...Вы спрашиваете о моих занятиях в мастерской О.Э. Браза? Собственно, системы преподавания у него не было - все рисовали или писали как кто хотел, модель была всегда женская -было больше учениц, чем учеников. Осип Эммануилович появлялся довольно редко сам в мастерской, занятый своими собственными заказами (он писал, например, в соседней мастерской портрет Марии Николаевны Кузнецовой, артистки, певицы Мариинского театра). Да, вспомнила о ценном совете Браза всем его ученикам - видеть «общее» при рисовании, а не рисовать по «частям».

З.Е. Серебрякова - А.Н. Савинову. Париж, 08.01.1965 // Серебрякова. Письма. С. 207

Пахота. Нескучное. 1908 Бумага, темпера. 42 х 56. Графитный карандаш. Частное собрание, Лондон

Дом в селе Нескучном. 1919. Бумага, гуашь, темпера. 49,8х64 ГТГ

Кипарисы в Крыму. 1911. Бумага, темпера. 43,3 х 43,5 ГТГ.

Автопортрет. 1906. Холст, масло. 69,5 х 6. Частное собрание, Москва

За туалетом. Автопортрет. 1909. Холст на картоне, масло. 75 х 65. ГТГ

Этюд девушки. Автопортрет. 1911. Холст, масло. 72х58,5. ГРМ. СПб.

За завтраком. 1914. Холст, масло. 88,5х107 (ГТГ, приобретена в 1955. Ранее была в собрании Л.А. Руслановой)

Портрет Е.Е. Лансере в папахе. 1915. Бумага, темпера. 33 х 22. Частное собрание, Москва

Изображен Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946), старший брат З.Е. Серебряковой, график и живописец, мастер монументальной живописи.

Был членом «Мира искусства» и активным участником выставок объединения. Работал над иллюстрациями к повестям Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Неоднократно путешествовал по Европе, посетил Сибирь, Маньчжурию и Японию. В 1914 находился на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента. Работал в Дагестане, Чечне (1912–1919).

В 1922-1929 путешествовал по Грузии, Армении, Азербайджану и нагорному Дагестану, работал в Зангезуре, Сванетии, Дагестане. Посетил Турцию. В 1927 по заданию Наркомпроса Грузии был командирован в Париж. Жил в Тбилиси (1920-1934), преподавал в Академии художеств в Грузии. С 1934 жил в Москве. Исполнил росписи зала ресторана Казанского вокзала в Москве . Руководитель монументальной мастерской Всероссийской Академии художеств, профессор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, народный художник РСФСР.

Купальщица. 1911. [Портрет сестры - Екатерины Зеленкова]. Хост, масло. 103,5х89,5. ГРМ. СПб.

Дети на лугу (Женя и Шура). 1909. Бумага, темпера. 39х48 Частное собрание, Москва

Шура спит под лоскутным одеялом. 1908. Бумага, темпера. 23 х 33,5 Частное собрание, Москва

Семейный портрет. (В доме Бенуа). 1914 Бумага, темпера, гуашь, белила. 34.3 х 46,3. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

Крестьянка с квасником. (Пелагея Гречкина). 1914. Холст, масло. 87х73. Нижегородский ГХМ

Портрет И.Д. Голубева. 1914. ГРМ

Серебряковых плотником работал Игнат Дмитриевич Голубев. Он изображен на картине «Крестьяне», 1914. Когда мама впервые увидела открытку с этой работы, воскликнула: «Да это же мой отец!». И говорила нам, что он очень похож. У Серебряковых дедушка работал не только плотником - он был «мастером на все руки», послушным, исполнительным. Его очень ценили, относились к нему хорошо, бил шутку, был умным, талантливым...

Федоренко Е.Г. Семья З.Е. Серебряковой // Серебрякова. Письма. С. 232.

Портрет С.Р. Эрнста. 1921. Холст, масло. 81х72. Нижегородский ГХМ

Портрет С.Р. Эрнста. 1922 Бумага, темпера. 64 х 47,5. Карандаш. ГРМ

Портрет художника Бушена в маскарадном костюме. 1922. Бумага, пастель. 64х45. ГТГ

Изображен Дмитрий Дмитриевич Бушен (1893–1993) , живописец, график, сценограф. Потомок гугенотов, обосновавшихся в России в царствование Екатерины II. Родился во Франции, где мать лечилась от туберкулеза. После ранней смерти матери (1895) был перевезен в Санкт-Петербург и воспитывался в семье тетки - Е.Д. Кузьминой-Караваевой (урожд. Бушен). В 1912 окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Уехал в Париж, посещал Академию Рансона и познакомился с М. Дени и А. Матиссом. В 1913 поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В годы учебы встретил будущего искусствоведа С.Р. Эрнста, который до конца дней был его ближайшим другом. Познакомился с художниками общества «Мир искусства». Был дружен с А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёвым. Одновременно с учебой в университете занимался в Рисовальной школе ОПХ, где привлек внимание директора школы Н.К. Рериха.

В 1915-1917 работал помощником хранителя Музея ОПХ.

В 1918-1925 работал младшим хранителем ГЭ в отделении фарфора и драгоценностей.

В годы революции ему покровительствовал А.Н. Бенуа. Вместе с С.Р. Эрнстом занимал комнату в квартире Серебряковых в фамильном доме Бенуа. Исполнял экслибрисы, оформил книги для издательства «Аквилон»: «Три рассказа» А. де Ренье (1922), «Венецианское стекло» А.Н. Кубе (1923) и «О бронзе» П.П. Вейнера (1923). В 1925 поселился в Париже. Все последующие годы писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, городов Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка. В конце 1920-х разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату. Риччи Ланван и Лелонг. Создал эскизы костюмов для Анны Павловой и Иды Рубинштейн. С середины 1930-х главное внимание уделял работе в театре. В 1977 иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой .

Не удержался: фото совместной могилы Дмитрий Бушена и Сергея Эрнста. Надпись внизу: «КАКАЯ РАДОСТЬ ТЫ ПРИШЕЛЪ». Кладбище Монпарнас. .

Евгений Исидорович Золотаревский (1908-1967), художник-декоратор, сын скульптора Исидора Самойловича Золотаревского (1885-1961) и Фанни Соломоновны (урожд. Бронштейн, двоюродной сестры Л.Д. Троцкого).

И.С. Золотаревский, известный посмертной маской С.А. Есенина, изобрел технику факсимильного воспроизведения скульптуры и выступал с идеей создания музейных «станций» по всей стране, которые, подобно электрическому свету, «будут рассеивать тьму невежества в широких народных массах». Эту идею он воплотил в жизнь, создав в свой квартире, мастерскую по изготовлению копий и распространяя их по различным областям страны.

И.С. Золотаревский был близок художникам «Мира искусства», его портрет в 1922 написал Б.М. Кустодиев (ГРМ). Его квартира из 14 комнат на Большой Морской с большим количеством антикварных коллекций напоминала палаццо, по словам А.А. Осмеркина, посетившего его в 1927 году. В этой обстановке и был написан З.Е. Серебряковой портрет его сына Евгения, образ которого напоминает изображения юношей итальянского Возрождения.

Портрет М.А. Тройницкой. 1924. Холст, масло. 75 х 65. ГРМ

Марфа Андреевна Тройницкая (урожд. Панченко, 1889–1942?), первым браком замужем за художником С.П. Яремичем, по второму браку - жена С.Н. Тройницкого, искусствоведа, директора ГЭ (1918–1927).

Девочки у рояля. 1922. Холст, масло. 96х68. Частное собрание. Москва

Голубые балерины. 1922. Бумага, пастель. 63х48. ГРМ

Девочки-сильфиды. Балет «Шопениана». 1924 Холст, масло. 82,5 х 103 ГТГ

Париж. Вид набережной. Середина 1920-х Бумага, гуашь. 45 х 58 Частное собрание, Париж

Александр Александрович Попов (1880-1964) , кадровый офицер русской императорской армии, эмигрировал во Францию в 1919. В 1920 открыл в Париже антикварную галерею Попов и К° (Galerie Popoff & Сіе). Крупнейший коллекционер русского искусства во Франции, обладатель одного из самых значительных собраний русского фарфора, находящихся за пределами России, знаток русской акварели пушкинского времени. Начиная с 1930-х, его клиентами были члены британской королевской семьи, а также Дж. Аньелли, М.Л. Ростропович и Л. Бернстайн. Попов тесно общался с представителями русской эмиграции, среди которых были З.Е. Серебрякова, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов и другие. Работы этих художников выставлялись в его галерее.

В 1935 галерея была награждена первым почетным Гран-при Парижа за высочайшее качество выставляемых работ.

После смерти Попова его галерея была приобретена семьей потомственных французских антикваров Барюш, которые сохранили завоевавшее известность прежнее название галереи и продолжали собирать, изучать и показывать русское искусство. Значительная часть коллекции - акварели и рисунки художников пушкинской эпохи - была представлена в 1999 в ГМИН на выставке «Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания В 2008 вышел каталог «Шедевры русского фарфора ХVIIIвека из собрания галереи «Попов и К°». В 2009 аукционный дом Christie"s провел торги русской коллекции: галереи Попов и К°.

Портрет С.М. Лифаря. 1961 Бумага, масло. 71,8 х 58. Собрание А.Н. Володчинкого, Москва

Последнее время у меня было несколько «сеансов»: сделала 2 наброска с Сергея Михайловича Лифаря, любезно согласившегося позировать мне. Нарисовала его маслом на бумаге. Он занимательный человек, много видевший, много пропутешествовавший по всему свету... <...> Больше всего мы с ним говорили о Пушкине - у него ведь в собранье подлинные письма Пушкина к Наталье Н. Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую...

З.Е. Серебрякова - Т.Б. Серебряковой. Париж, 23.12.1961 // Серебрякова. Письма. С. 175.

Ментона. Пляж. 1931. Бумага, темпера, лак. 43х59. ГТГ

Вид на порт. Коллиур. 1930 Бумага, гуашь. 43х60. Частное собрание, Париж

Лежащая одалиска в голубом покрывале. 1932 Бумага, пастель. 48х63. Fondation Serebriakoff, Париж

Юриспруденция. 1936-1937 Холст, масло. 165х100. Часть панно для бельгийской виллы Мануар дю Реле в Помрейле. Заказчик: барон Ж.-А. Броуэнер. Галерея «Триумф», Москва

Сан-Джиминьяно. 1937 Бумага, гуашь. 40 х 60. Частное собрание, Париж

Ассизи. 1932 Бумага, гуашь. 44 х 60. Частное собрание, Париж

Сад Боболи. Флоренция. 1932 Бумага, темпера. 42 х 57. Частное собрание, Париж

О выставке (текст кураторов)

В 2017 году исполняется 50 лет со дня смерти Зинаиды Серебряковой (1884–1967) и отмечается столетие революционных событий 1917 года - времени, когда судьба Серебряковой, как и многих и многих людей, трагически переменилась. Этим датам посвящена выставка произведений художницы в Третьяковской галерее и сопровождающее ее издание.

Первая большая монографическая выставка Серебряковой была подготовлена Третьяковской галереей в 1986 году. В 2013-м в Галерее прошла выставка парижского наследия Зинаиды Евгеньевны, а также произведений ее детей - Александра и Екатерины, полностью составленная из работ, хранящихся во французских собраниях. Нынешняя ретроспектива - наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет, в котором делается акцент на самом ярком, русском периоде ее творчества.

Настоящее выставка включает более 220 произведений живописи и графики из музейных и частных собраний. Представлены самые ранние, почти детские произведения Серебряковой, исполненные в доме Бенуа, в заграничных путешествиях, в студии О.Э. Браза и парижской Академии де ла Гранд Шомьер, которые помогают проследить формирование и развитие таланта представительницы художественной семьи Бенуа - Лансере.

Особое место отведено портретам - главному жанру в творчестве Серебряковой. Эти произведения, изображающие близких родственников и друзей, созданы не по заказу и сохраняют в себе теплоту домашней обстановки. Отдельно представлены детские портреты, а также сцены семейной жизни. Исполненные темперой и пастелью, эти беглые зарисовки живо передают атмосферу дома Серебряковых.

Значительное место среди работ русского периода отведено пейзажу. В изображениях Нескучного, написанных преимущественно темперой, художница стремится к картинной законченности и эпическому звучанию образов. Те же черты присущи пейзажам Крыма и Царского Села.

Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами, эскизами и картинами «Баня», «Жатва», «Беление холста».

В особые разделы выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.

Работы парижского периода отобраны во французских коллекциях. Ни одна из них не повторяет предыдущего показа на выставке 2013 года. Эти произведения выставляются в России впервые. Также впервые московскому зрителю представлены декоративные панно виллы Ж.-А. де Броуэра, долгое время считавшиеся погибшими в годы Второй мировой войны. Обнаруженные в 1990-е годы, они были привезены в Россию, отреставрированы и показаны на выставке в Государственном Русском музее в 2007 году.

Работы сгруппированы по тематико-хронологическому принципу и соотнесены с этапами жизни художницы. Каждый раздел сопровождается фрагментами искусствоведческих текстов и мемуарных свидетельств людей, близко соприкасавшихся с искусством Серебряковой и сохранивших живые воспоминания о ее личности. Эти цитаты позволяют сопоставить нынешнее восприятие работ Серебряковой с восприятием современников, помогают глубже понять ее мировоззрение, выявить художественные пристрастия и черты характера. Выставка ставит задачу показать искусство художницы сквозь призму окружавшей ее жизни, утверждая тем самым значимость натуры в ее художественном развитии. «У меня не было ни тогда (ни теперь) «определенных идейных исканий», и Вы правы, что пребыванье в Нескучном позволило мне увидеть взволновавшую меня тему - рисовать крестьян и увлекаться их образами...» - писала Серебрякова.